Анализ конкурентной среды на рынке лизинговых услуг в границах Магаданской области за 2008 год

1.     Введение

      Рынок лизинговых услуг – это сфера экономических отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга.

     Рынок лизинговых услуг определяется наличием спроса и предложения при осуществлении финансовой аренды (лизинга). Договор финансовой аренды (договор лизинга) – договор, в соответствии с которым арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (лизингополучателем) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование.

      Анализ конкурентной среды рынка лизинговых услуг проводится с учетом Методических рекомендаций по порядку проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке финансовых услуг, утвержденных приказом МАП России №86 от 31.03.2003.

2.     Продуктовые и географические границы рынка лизинговых услуг

      Продуктовые границы рынка лизинговых услуг определяются на основе изучения рынка со стороны спроса и со стороны предложения услуги лизинга. Продуктовые границы рынка лизинговых услуг определены в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКВЭД), в состав которого включен код 65.21 – финансовый лизинг, а также в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29.10.1998 №164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)», определяющей предмет лизинга.       

      Географические границы рынка лизинговых услуг определены по месту предоставления услуг лизинга на территории области. Рынок лизинговых услуг рассматривается в административных границах Магаданской области.

3.Анализ конкурентной среды на рынке лизинговых услуг.

      На территории Магаданской области в 2008 году свою деятельность осуществляли всего три лизинговых организации, причем две из них иногородние. Рынок лизинговых услуг в границах Магаданской области в целом остается открытым. Барьерами входа на рынок лизинговых услуг для потенциальных конкурентов являются высокий уровень стартовых и текущих затрат.

      Рынок лизинговых услуг сегментируется в зависимости от вида имущества, передаваемого в лизинг:

- здания, инженерные сооружения;

- машины, оборудование (инвентарь),

  в том числе:

- промышленное оборудование;

- с/х оборудование и техника;

- телекоммуникационное оборудование;

- иное оборудование;

- транспортные средства

из них:

·        авиационный транспорт

·        ж/д транспорт

·        автотранспорт

·        водный транспорт

                                                                                                                    Таблица 1    

         Из анализа сложившейся структуры предоставления лизинговых услуг на территории Магаданской области (таблица 1) следует, что единственным видом имущества, передаваемым в финансовую аренду являются транспортные средства, из них все – автотранспорт.

      Наибольшая доля на рынке лизинговых услуг принадлежит ОАО «Лизинговая компания «КАМАЗ» - 52,82%, на втором месте ООО «Элемент Лизинг» с долей 29,39%, на третьем месте ООО Драгметинвест» с долей 17,79%.

          В соответствии со значениями показателей концентрации рынок лизинговых услуг в границах Магаданской области в 2008 году является высококонцентрированным.

4.     Выводы

      В настоящий момент рынок лизинговых услуг на территории Магаданской области представлен всего тремя организациями. Рынок неразвит, его отличает высокая концентрация.