Аналитический отчет по результатам анализа конкуренции на рынке оптовой реализации авиакеросина ТС-1 на территории Магаданской области в 2008г

Настоящее исследование проведено отделом по контролю за размещением государственного заказа в соответствии с планом работы отдела, Приказом ФАС России от 17.01.2007 №6 «Об утверждении административного регламента по исполнению государственной функции по ведению Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов» и Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на  товарном рынке, утвержденным  приказом ФАС  России №108 от 25.04.2006   (далее – Порядок).

Для оценки состояния конкурентной среды на исследуемом рынке проводилась расчетно-аналитическая работа по определению: продуктовых и географических границ рынка, субъектов рынков, объёма товарных ресурсов рынка, рыночных долей хозяйствующих субъектов, количественных и качественных показателей структуры рынка.

Целью данного анализа является определение положения хозяйствующих субъектов на рынке оптовой реализации авиакеросина.

Временной интервал исследования – 2008г.

Введение

      На территории Магаданской области отсутствуют производители нефтепродуктов, вся потребность в ГСМ  (ТС-1)  удовлетворяется за счет завоза. Особенностями региональных рынков нефтепродуктов является значительная удаленность от основных производителей и поставщиков ГСМ, сложная транспортная схема и связанные с этим высокие затраты по завозу.

Продуктовые границы

В соответствии с целью исследования товаром выступают услуги оптовой реализации авиакеросина. Основной целью данной деятельности является обеспечение авиапредприятий (авиакомпаний) авиакеросином, необходимым для заправки воздушного транспорта.

По Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОК 004-93)  были определены следующие классы продукции и услуг:

¨     Класс продукции 5141000 «Услуги по оптовой торговле твердым, жидким и газообразным топливом и смежными продуктами» из которого затем выделены согласно поставленной цели такие виды продукции и услуг, как:

- 5141290 «Услуги по оптовой торговле смежными жидкими и газообразными продуктами переработки нефти и газа прочими».

Авиатопливо: бензин авиационный и топливо для реактивных двигателей (керосин авиационный).

Авиакеросин - это реактивное топливо, используемое в качестве авиационного топлива для самолетов дозвуковой и сверхзвуковой авиации. Авиапредприятиями используется, в основном, реактивное топливо марки ТС-1.

  В качестве товаров-заменителей можно использовать другие сорта авиационного топлива сходные по техническим требованиям установленным ГОСТом 10227 – 86 «Топливо для реактивных двигателей».

Так как, на территорию Магаданской области завозится только авиакеросин марки ТС-1, то товары-заменители в данных продуктовых границах отсутствуют.

 Географические границы

Учитывая сложившуюся схему завоза и  схему оптовой реализации авиакеросина, обособленность и отдаленность региона, а так же то, что выделенные группы покупателей перечисленные в ответах хозсубъектов, географические границы определены:

- рынок первичной оптовой реализации авиакеросина ТС-1 в границах Магаданской области;

- рынок оптовой реализации авиакеросина ТС-1 для заправки воздушных судов -  в локальных границах ФГУП «Аэропорт Магадан».

Состав продавцов и покупателей.

В 2008г. на территорию Магаданской области завоз авиатоплива ТС-1  осуществляло ООО «Колыманефтепродукт». Авиатопливо  ТС-1 приобреталось у посредников: ООО «РН-Востокнефтепродукт», ООО «Технотек».

Учитывая схему оптовой реализации авиакеросина можно выделить несколько уровней рынка:

- рынок первичной оптовой реализации, где продавцом выступает ООО «Колыманефтепродукт», а покупателями все хозяйствующие субъекты, закупающие авиакеросин как для собственных нужд, так и для перепродажи  в розницу, мелким оптом для технических целей (ООО «Магаданнефто», ОАО «Морской торговый порт», ООО «Магсервис – авто», ОАО «Сусуманзолото» и др.)

- рынок оптовой реализации авиакеросина непосредственно предназначенного для заправки воздушных судов. При этом продавцами выступают:

ООО «Колыманефтепродукт» - на территории  ФГУП «Аэропорт «Магадан» осуществляло первичную оптовую реализацию авиатоплива ТС-1 для заправки ВС  с середины 2007г.  Общество включено в Реестр хозсубъектов, имеющих на рынке определенного товара долю свыше 35% (розничная торговля автобензином, оптовая торговля автобензином, розничная торговля дизтопливом, оптовая торговля дизтопливом, оптовая торговля авиакеросином).

ООО «АВИКС» – осуществляет свою деятельность со 2 п/г 2006г. На территории аэропорта «Магадан», осуществляет перепродажу авиакеросина в небольших объемах  как для чартерных ВС, так и для сторонних организаций (ИП Панченко В.И., ООО «Скай Энерджи, в/ч 35471 г. Хабаровск-30, ЗАО «Флаймэн» АК «Сахалинские авиатрассы и др.).

ФГУП «Аэропорт Магадан» - является участником рынка оптовой реализации авиатоплива для заправки ВС. Предприятие в частном порядке осуществляет перепродажу авиакеросина для заправки иностранных ВС частной и деловой авиации.

Покупатели:

 - авиакомпании, осуществлявшие внутрирегиональные и межрегиональные грузопассажирские перевозки в 2008г. (ФГУП «Дальавиа», ОАО «Владивосток Авиа», АК «Красноярские авиалинии», ФГУАП «Чукотавиа», ООО «Поляр – Авиа», ОАО «АК «Якутия», ООО «Авиакомпания Икар» и др.

Используемая при изучении товарных рынков методика позволяет выделить по составу продавцов и покупателей несколько уровней рынка оптовой реализации нефтепродуктов (таблица 1)

                                             

Таблица 1

Состав продавцов и покупателей на рынке оптовой  реализации авиакеросина (ТС-1)

 

Продуктовые

границы рынков

Продавцы

Покупатели

Первичная оптовая реализация авиакеросина на территории Магаданской области

 

ООО «Колыманефтепродукт»

- оптово – посреднические предприятия осуществляющие перепродажу авиакеросина;

-авиакомпании, осуществляющие внутрирегиональные и межрегиональные грузопассажирские перевозки;- др. хозяйствующие субъекты использующие авиакеросин для собственных нужд (в технических целях), например ООО «Магаданнефто».

 

Оптовая реализация авиакеросина для заправки воздушного транспорта  на территории ФГУП «Аэропорт Магадан»

 

ФГУП «Аэропорт Магадан»

ООО «АВИКС»

ООО «Колыманефтепродукт»

 

-авиакомпании, осуществляющие внутрирегиональные и межрегиональные грузопассажирские перевозки;

- иностранные ВС частной и деловой авиации.

Потенциально возможными конкурентами можно считать хозяйствующих субъектов:

- имеющих: необходимое оборудование, кадры, финансовые возможности для выхода на рынок  реализации ТС-1.

- выполняющих в данный момент оптово – посредническую деятельность оптовой реализации авиатоплива в других географических границах.

Определение объема товарных ресурсов рынка и доли хозяйствующих субъектов.  

Для определения емкости рынка реализации авиакеросина для заправки ВС были использованы данные хозяйствующих субъектов.

Количественной характеристикой рынка реализации авиакеросина в 2008г.являются следующие показатели: численность продавцов, действующих на данном товарном рынке; доли, занимаемые продавцами; объем продаж в натуральном выражении; показатели рыночной концентрации.

  В 2008г. на рынке первичной оптовой  реализации авиакеросина присутствовало только ООО «Колыманефтепродукт». Общество являлось единственным поставщиком авиакеросина на территорию Магаданской области.  Рынок монополизирован. Конкуренция отсутствует.

  В 2008г. на рынке оптовой реализации авиакеросина (для заправки воздушных судов) присутствовало 3 хозяйствующих субъекта.

Основной объем поставок на этом рынке осуществляло ООО «Колыманефтепродукт», доля общества составила  – 85,7%.

 Исходя из значений показателей рыночной концентрации (HHI=7538 > 2000) рынок  оптовой реализации авиакеросина для заправки воздушных судов  в 2008г. является высококонцентрированным.   Конкуренция не развита.

Группа лиц в части входящих в нее: ООО «Колыманефтепродукт», ООО «Тосмар» находится в Реестре хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов (далее – Реестр), в следующих продуктовых границах:

ООО «Тосмар» - оптовая реализация авиакеросина на территории ФГУП «Аэропорт «Магадан» с долей >65%;

ООО «Колыманефтепродукт» «Оптовая торговля авиатопливом», в географических границах -  Магаданская область, с долей >65%.

Качественные показатели структуры товарного рынка

По, информации полученной от хозяйствующих субъектов, основными барьерами входа на рынок по оптовой реализации авиакеросина для заправки ВС:

- административные барьеры (лицензирование, особые правила хранения оптовых партий нефтепродуктов);

- барьеры капитальных затрат или объемы первоначальных инвестиций необходимых для входа на рынок;

-         ограничение по спросу, связанное с низкой платежеспособностью и сезонным характером деятельности авиапредприятий – основных потребителей авиакеросина;

-         экологические ограничения.

Подтверждением наличия входных барьеров может служить  и то, что на изучаемом рынке в течение ряда лет не появилось новых субъектов оказывающих рассматриваемые услуги.

С учетом вышеотмеченного, барьеры входа на рынок услуг по оптовой реализации авиакеросина в границах Магаданской области и в границах ФГУП «Аэропорт Магадан» можно признать труднопреодолимыми.

Ценообразование

 В соответствии с предписанием, выданным Магаданским УФАС России ООО «Колыманефтепродукт» в сентябре 2007г. общество ежеквартально представляет в адрес  теруправления информацию об объемах реализуемой продукции, изменении цен на нее, о заключенных соглашениях, что дает возможность управлению осуществлять постоянный мониторинг его деятельности.

Отпускная цена общества на авиакеросин ТС-1 в г. Магадане  на 01.01. 2008г. составляла – 25151 руб./тонну.  С 17.02.2008г. цены поставщиков начали повышаться по всему Дальневосточному региону, и цена на авиакеросин в г. Магадане составила на вышеназванную дату – 28600 руб./тонну. Для сравнения, стоимость тонны авиакеросина ТС-1 в других городах Дальневосточного региона по состоянию на 17.02.2008 составляла: г. Хабаровск – 28100руб.,  г. Петропавловск-Камчатский – 28750руб., г. Владивосток – 28794 руб., г. Южно-Сахалинск – 29736 руб., г. Анадырь – 29600 руб.

По состоянию на 05.01.2009г. оптовая цена 1 тонны авиакеросина ООО «Колыманефтепродукт» составила – 36900 руб. В других аэропортах Дальневосточного региона цена на авиакеросин по состоянию на 05.01.2009 составляла: г. Хабаровск – 27954,0руб.,  Сахалин -  от 34102 до 43896 руб./тонну, Приморский край – 30562 руб., Камчатка  – от 35000 до 36350 руб., Якутия – от 35903 до 47467,55 руб.

В 2008г. оптовая цена ООО «Колыманефтепродукт» на авиакеросин выросла на 46,7%.

Не  совпадение во времени снижения оптовых и розничных цен  связано с временным разрывом  между датами оптовой закупки и розничной реализации нефтепродуктов и наличием остатков нефтепродуктов по  старым более высоким ценам.

В 2008г. Магаданским УФАС России была проведена камеральная проверка Общества, в ходе которой было установлено, что цены реализации авиатоплива не являются монопольно высокими, поскольку с апреля 2008г. они регулируются администрацией Магаданской области путем установления предельных торговых надбавок (в соответствии с постановлением Правительства РФ №239 от 07.03.1995 в действующей редакции и постановлением Администрации Магаданской области от 25.01.2007 №12-па).

Дел о нарушении антимонопольного законодательства (в том числе административных) в 2008г. теруправлением не возбуждалось.

Состояние конкурентной среды на рынке оптовой реализации авиакеросина для заправки воздушных судов   

 

Наименование показателя

 

Рынок первичной оптовой реализации авиакеросина в границах Магаданской области

Рынок услуг по  реализации авиакеросина для заправки воздушных судов в границах ФГУП «Аэропорт Магадан»

2008

2008

Численность ХС

действующих на рынке, шт

1

3

Доли хозсубъектов

-неравномерность присутствия  ХС

-равномерность присутствия ХС

 

+

 

+

Тип рыночной структуры:

-высококонцентрированный рынок

-умеренно концентрированный рынок

-монополизированный

 

 

 

 

 

 

+

 

 

+

 

 

 

Барьеры входа на рынок

-преодолимый

-труднопреодолимые

 

 

 

+

 

 

 

+

Итоговая оценка

-развитая конкуренции

-неразвитая конкуренция

 

 

 

+

 

 

 

+

 Выводы.

         1. По итогам анализа рынка первичной оптовой реализации авиакеросина в границах Магаданской области в 2008г. можно сделать вывод , что на рынке  конкуренция отсутствует. Рынок монополизирован. Выявлены признаки доминирующего положения ООО «Колыманефтепродукт».

        2. В 2008г. конкурентную среду  на рынке оптовой реализации авиакеросина для заправки воздушных судов в границах ФГУП «Аэропорт Магадан» можно охарактеризовать как не развитую. Рынок является высококонцентрированным. Выявлены признаки доминирующего положения ООО «Колыманефтепродукт»

      3. Основными причинами роста  оптовых цен  на  региональном оптовом рынке авиакеросина в Магаданской области являются:

      - рост цен предприятий-поставщиков;

- опережение роста отпускных цен по сравнению с закупочными связано с увеличением тарифов на перевозку авиатоплива на склад, услуг береговой инфраструктуры (оплата резервуарных емкостей).

 Предложения.

С учетом полученных результатов анализа рынка:

1. Проводить на постоянной основе:

- наблюдение за динамикой показателей рыночной концентрации;

- в соответствии с проведенным анализом внести изменения в Реестр, а именно исключить ООО «Тосмар» из Реестра хозяйствующих субъектов имеющих на рынке определенного товара долю более 35% по оптовой реализации ТС-1  для заправки воздушных судов в географических границах «Аэропорта Магадан».

2. Осуществлять контроль за рыночным поведением хозяйствующих субъектов, включенных в Реестр.