Аналитический отчет по результатам анализа рынка услуг авиаперевозок пассажиров на внутренних воздушных линиях Российской Федерации (в географических границах Магаданской области) по итогам 2009г.

Сфера деятельности: Транспорт. Порты

Настоящее исследование проведено отделом контроля размещения государственного заказа в соответствии с приказом ФАС России №28 от 06.02.2009 «О плане работы ФАС России по анализу конкуренции на товарных рынках в 2009-2010г.г.» и  Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на  товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России №108 от 25.04.2006   (далее – Порядок), с целью определения состояния кон­курентной среды на рынке «Услуги авиаперевозок пассажиров на внутренних воздушных линиях Российской Федерации» (в географических границах Магаданской области) по итогам 2009г.

Для оценки состояния конкурентной среды на исследуемом рынке проводилась расчетно-аналитическая работа по определению: продуктовых и географических границ рынка, субъектов рынка, объёма товарных ресурсов рынка, рыночных долей хозяйствующих субъектов, количественных и качественных показателей структуры рынка.

 

Временной интервал исследования:.

Исходя из целей исследования, определен временной интервал исследования – 2009 год.

 
Введение:
Магаданская область по своему географическому положению относится крайонам Крайнего Севера, отличается значительной отдаленностью от центра России. Единственным видом пассажирского транспорта на межрегиональных перевозках является авиация.

Аэропорт «Магадан» является единственным и безальтернативным объектом транспортной инфраструктуры Магаданской области, с помощью которого осуществляются регулярные дальнемагистральные авиарейсы в ЦРС и местные перевозки пассажиров в населенные пункты Магаданской области воздушными судами гражданской авиации.

Аэропорт «Магадан» имеет допуск к приему более 50 типов воздушных судов. После проведенных работ по реконструкции допущен к приему современных комфортабельных и экономичных авиалайнеров (Ил 96-300; Аэробусы А-319, 320, 321; Боинг 767-200, 767-300, 757-200 и др.).

 

В настоящем анализе используются следующие понятия:

Агент – лицо или организация, уполномоченное действовать за перевозчика либо за другое лицо или организацию, а так же от их имени.

Груз – имущество перевозимое или принятое к перевозке на воздушных судах согласно грузовой накладной.

Пассажир – любое лицо, за исключением членов экипажа, которое перевозится или должно перевозиться на воздушном судне в соответствии с договором международной воздушной перевозки.

Перевозка международная – перевозка, осуществляемая в соответствии с договором международной воздушной перевозки, при которой пункт отправления и пункт назначения не зависимо от того, имелась ли перегрузка или перерыв в перевозке, расположены: 1) на территории двух государств; 2) на территории одного и того же государства, если предусмотрена остановка на территории другого государства.

Рейс регулярный – рейс воздушного судна, выполняемый по маршруту в соответствии с установленным расписанием.

Рейс дополнительный (нерегулярный) – рейс воздушного судна, выполняемый дополнительно к расписанию по тому же маршруту, по которому осуществляются регулярные рейсы.

Рейс чартерный - рейс воздушного судна, выполняемый в соответствии с договором фрахтования воздушного судна.

Тариф – утвержденная в установленном порядке сумма, взимаемая перевозчиком за перевозку одного пассажира либо за перевозку единицы массы или объема багажа или груза от пункта отправления до пункта назначения по определенному маршруту.

Внутренняя воздушная перевозка - воздушная перевозка, при которой пункт отправления, пункт назначения и все пункты посадок расположены на территории Российской Федерации (ВВЛ).

Международная воздушная перевозка - воздушная перевозка, при которой пункт отправления и пункт назначения расположены соответственно на территориях двух государств (МВЛ); на территории одного государства, если предусмотрен пункт (пункты) посадки на территории другого государства.

Коммерческая воздушная перевозка - воздушная перевозка, предоставляемая за плату.

 
   1. Продуктовые границы.

В зависимости от вида, выделяют авиаперевозки: пассажирские, грузовые и грузопассажирские. Перевозки пассажиров и грузов осуществляются на внутриреспубликанских, внутренних  и международных линиях.

В соответствии с целью исследования, товаром выступают услуги по перевозке пассажиров, осуществляемые воздушным транспортом. В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОК 004-93) определены следующие продуктовые границы:

Ё       6210010 – услуги по перевозке пассажиров воздушным транспортом регулярные.

Ё       6220010 – услуги по перевозке пассажиров воздушным транспортом нерегулярные.

 

В соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг (029-2001) определены следующие продуктовые границы: раздел I – Транспорт и связь; группа 62 – деятельность воздушного транспорта; подгруппы 62.1 – деятельность воздушного транспорта, подчиняющегося расписанию; 62.2 - деятельность воздушного транспорта, не подчиняющегося расписанию.

 

По категориям различают следующие перевозки: регулярные, нерегулярные, чартерные.

Особенности расположения Магаданской области, обширная территория, отсутствие железных и недостаточная сеть автомобильных дорог определили обособленность рынка услуг воздушного транспорта по пассажирским перевозкам на внутренних авиалиниях, так как проезд в ЦРС возможен только воздушным путем, то перевозки пассажиров регулярные, нерегулярные и чартерные можно признать взаимозаменяемыми.

Услуги автомобильного и морского транспорта по грузопассажирским перевозкам на региональном рынке не рассматриваются в качестве товаров-заменителей по следующим причинам:

- объем перевезенных грузов автопредприятиями за пределы области очень мал по отношению к общему объему перевозок, так как единственная автомобильная дорога с круглогодичным транспортным сообщением связывает Магаданскую область только с Оймяконским улусом Республики САХА;

     - разница в стоимости перевозки 1 тонны груза воздушным транспортом в несколько раз выше, чем морским или автомобильным;

    - характер груза (например уголь, нефтепродукты) и нестандартные габариты груза (гидроагрегаты и прочее), не позволяют осуществить их доставку самолетом;

- отсутствие перевозок пассажиров морским транспортом.

 Так же необходимо учитывать то, что авиаперевозки осуществляются по разным маршрутам, большинство из которых не являются взаимозаменяемыми. В связи с этим в ходе анализа выделены определенные авианаправления. 

 

2. Состав продавцов и покупателей.

     Продавцы на рынках услуг воздушного транспорта по перевозке пассажиров на внутрирегиональных линиях определены по данным:

- ФГУП «Аэропорт Магадан»;

- хозяйствующих субъектов, осуществлявших пассажирские авиаперевозки на территории Магаданской области.

     Группы продавцов и покупателей представлены в таблице 1

 
Таблица 1

Состав продавцов и покупателей на рынке услуг авиаперевозок пассажиров в 2009г.

 
Продуктовые границы

Географические границы

Продавцы
Покупатели

Рынок услуг авиаперевозок пассажиров

Магаданская область
ОАО «Владивосток Авиа»,ОАО «Аэрофлот» - РА»,ФГУП «Чукот АВИА»,ЗАО «А/к ИрАэро»,ОАО «А/к Якутия»,ОАО «А/к
«Трансаэро»

Юридические и физические лица находящиеся на территории Магаданской области

 
Авиаперевозчики:

1)             ОАО «Владивосток Авиа», Приморский край, г. Артем, ул. Портовая, 41.

2)             ОАО «Авиакомпания «Якутия», 677014Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Быковского, 9.

3)             ФГУП «ЧукотАвиа» - 689503, ЧАО, Анадырский р-он, п. Угольные Копи – 3, ул. Портовая, 6.

4)             ЗАО «ИрАэро» - 664009, г. Иркутск, ул. Чехова, д.17 оф.2.

5)             ОАО «Аэрофлот-Российские авиалинии» - 119002, г. Москва, ул. Арбат, д. 10.

6)             ОАО Авиакомпания «Трансаэро» - 119180, г. Москва, ул. Б. Полянка, д.47, стр.1.

На территории Магаданской области услуги по перевозке пассажиров  на межрегиональном уровне в 2009г. оказывали сторонние авиаперевозчики. Собственные авиаперевозчики на территории Магаданской области отсутствуют.

В качестве потенциально возможных продавцов выступают:

·       авиаперевозчики, имеющие или арендующие грузовые или грузопассажирские самолеты, имеющие лицензии на право осуществления перевозок, но не оказывающие услуги за исследованный период.

·       местные и сторонние авиаперевозчики, имеющие или арендующие грузовые или грузо-пассажирские самолеты, с условием приобретения лицензии на эксплуатацию соответствующей воздушной линии при осуществлении регулярных и не регулярных грузопассажирских перевозок.

 
3. Географические границы.

     В связи со сложившейся системой транспортных сообщений, исходя из состава продавцов и покупателей, географические границы рынка авиаперевозок пассажиров определены авиамаршрутом, который выполняют авиаперевозчики на межрегиональных авиаперевозках с/на территорию Магаданской области.

 

4. Объем, количественные показатели структуры рынков.

Количественной характеристикой объема товарных ресурсов рынка услуг авиаперевозок пассажиров являются данные в натуральном выражении:

- по отправке пассажиров (в прямом и обратном направлении) из аэропортов и аэровокзалов (количество человек).

При определении объемов была использована информация, которая содержится в ответах хозяйствующих субъектов осуществлявших авиаперевозки с/на территорию Магаданской области в 2009г., а так же информация, представленная ФГУП «Аэропорт Магадан».

Показатели исследования рынка представлены в таблице 2.

 
Таблица 2

Количественные показатели рынка услуг авиаперевозок пассажиров на внутренних воздушных линиях Российской Федерации (в географических границах Магаданской области) в 2009г.

 
 
 

На рынке услуг авиаперевозок пассажиров на межрегиональных авиалиниях в 2009 году присутствовало 6 хозяйствующих субъектов.

Наиболее востребованным является направление Магадан – Москва – Магадан. В 2009 году пассажирские перевозки по этому направлению осуществляли 3 авиаперевозчика: ОАО «Аэрофлот – РА», ОАО «А/к Трансаэро», ОАО «А/к Якутия». Основной объем авиаперевозок до Москвы и обратно осуществлялся авиакомпанией «Якутия», доля которой в 2009 году составила 51,4%.

По направлению Магадан – Хабаровск - Магадан по итогам 2009г. основным авиаперевозчиком являлась авиакомпания ОАО «Владивосток Авиа». Ее доля в 2009 г. составляет 56,85%. Второй по объему авиаперевозок по указанному направлению является ОАО «А/к «Якутия», ее доля составляет 40,1%.

По направлению Магадан – Владивосток – Магадан в 2009 перевозку пассажиров осуществляла единственная авиакомпания - ОАО «Владивосток Авиа».

По направлению Магадан – Новосибирск – Магадан по итогам 2009г. 97,58% объемов перевозки принадлежат ОАО «А/к «Якутия». Остальные 2,42% объема принадлежат ОАО «Аэрофлот - РА». 

В таблице 2 также представлены другие направления и авиаперевозчики, которые оказывали услуги по авиаперевозке пассажиров в 2009 г. и имели рыночную долю более 50%.

Рынок услуг по авиаперевозке пассажиров в разрезе направлений, исходя из показателей рыночной концентрации, относится к высококонцентрированному типу.

 

Государственная помощь

1. По данным администрации Магаданской области, согласно Постановлению Правительства РФ от 17.03.2009 №231 «Об утверждении правил предоставления в 2009г. субсидий организациям воздушного транспорта в целях обеспечения транспортной доступности воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении» (в действующей редакции) были определены авиакомпании, осуществляющие перевозки пассажиров по специальным тарифам:

1) по маршруту Магадан-Москва-Магадан три авиакомпании (ОАО «Авиакомпания «Трансаэро», ОАО Авиакомпания «Якутия», ОАО «Аэрофлот») с тарифом 7750рублей (без учета сбора за оформление авиабилета);

2) по маршруту Магадан-С.-Петербург-Магадан одна авиакомпания (ОАО Авиакомпания «Якутия») с тарифом 8250 рублей (без учета сбора за оформление авиабилета).

Правом на приобретение билетов по специальному тарифу воспользовались жители Магаданской области до 23 лет включительно и старше 60 лет. Специальный тариф был установлен за воздушную перевозку пассажиров в одном направлении (на рейс) и количество перевозок по специальному тарифу не было ограничено.

В зависимости от вместимости воздушного судна выделялась квота льготных мест в салонах экономического класса самолетов: при вместимости менее 180 мест – 40 льготных; при вместимости свыше 180 мест – 60 льготных мест.

В соответствии с расписанием авиарейсов общее количество перевезенных пассажиров по специальным тарифам в период с 15.05.2009 по 31.10.2009 составило 13064 человек (квота 19974), в том числе по авиакомпаниям:

1) по маршруту Магадан - Москва – Магадан

Авиакомпания «Аэрофлот» - 1244 человек (квота 2160);

Авиакомпания «Трансаэро» - 3970 человек (квота – 4434);

2) по маршруту Магадан – С.-Петербург – Магадан

Авиакомпания «Якутия» - 1082 человека (квота -1800).

 

2. ОАО «Владивосток Авиа» получено в 2009г. из федерального бюджета от Федерального агентства Воздушного транспорта – 300 818 205,63 рублей, в том числе:

- субсидии по возмещению части затрат по финансовому лизингу ВС ТУ-204, 300 в сумме 126 858 955,63 рублей.;

- субсидии по перевозкам пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны и обратно в сумме 173 959 250 рублей.

3. ОАО «Авиакомпания «Якутия» в 2009 году государство предоставляло гарантии перед банком при оформлении кредита на сумму 100 млн.руб. на завоз авиатоплива на межнавигационный период.

 
5. Барьеры входа на рынки

В ходе исследования были установлены следующие барьеры входа на рынок услуг авиаперевозок пассажиров:

·       ограничения по спросу: снижение покупательской способности, (уменьшение численности Магаданской области, низкая платежеспособность населения, сезонность авиаперевозок);

·       высокие цены на авиатопливо;

·       экономические ограничения, а именно задолженность авиакомпаниям за выполненные работы по заявкам бюджетных организаций;

·       высокие ставки оплаты за лицензирование и сертификацию;

·       высокая степень монополизации рынка;

·       высокая стоимость первоначального капитала;

·       высокая потребность в авиационных специалистах.

Барьеры входа на рынок можно признать труднопреодолимыми. Это подтверждает и ухудшение экономического положения некоторых авиаперевозчиков, уход с рынка.

 
6. Выводы и предложения

1. Изученный рынок услуг воздушного транспорта по авиаперевозкам пассажиров является высококонцентрированным.

2. На межрегиональном рынке услуг по авиаперевозкам пассажиров по основным направлениям в 2009г. выявлены признаки доминирующего положения :

 - Магадан – Москва – Магадан – ОАО «Авиакомпания «Якутия» с долей 51,4%;

- Магадан – Хабаровск-Магадан - ОАО «Владивосток Авиа» с долей 56,85%;

- Магадан – Владивосток – Магадан – ОАО «Владивосток Авиа» с долей 100%;

- Магадан – Краснодар – Магадан - ОАО «Авиакомпания «Якутия» с долей 100%;

- Магадан – Новосибирск – Магадан – ОАО «Авиакомпания «Якутия» с долей 97,58%;

- Магадан – Красноярск - Магадан – ОАО «Аэрофлот-РА» с долей 100%;

- Магадан – С.Петербург – Магадан – ОАО «Авиакомпания «Якутия» с долей 100%;

- Магадан – Петропавловск-Камчатский - Магадан – ОАО «Авиакомпания «Якутия» с долей 100%;

- Магадан – Якутск – Магадан – ОАО «Авиакомпания «Якутия» с долей 100%;

- Магадан – Иркутск – Магадан – ЗАО «Авиакомпания «ИрАэро» с долей 100%;

- Магадан – Анадырь – Магадан – ФГУП «ЧукотАвиа» с долей 83,9%;

- Магадан – Кепервеем – Магадан – ЗАО Авиакомпания «ИрАэро» с долей 78,5%;

- Магадан – Марково – Магадан – ЗАОАвиакомпания «ИрАэро» с долей 78%;

- Магадан – Охотск - Магадан – ЗАО Авиакомпания «ИрАэро» с долей 100%.  

7.Для развития и сохранения инфраструктуры, для устойчивого обеспечения грузопассажирских авиаперевозок Магаданской области необходимо:

- своевременное, стабильное и достаточное финансирование для создания соответствующего спроса на услуги:

а) расширение применения субсидирования авиаперевозок внутри Дальневосточного региона (например, по маршруту Магадан-Хабаровск-Магадан);

б) снижение верхней возрастной планки на приобретение билетов по специальному тарифу до 55 лет;

- объединение мелких авиакомпаний, которые в большинстве показали свою нежизнеспособность, в крупные;

- проведение жесткой государственной тарифной политики в сфере аэропортовых услуг, в частности по заправке топлива;

- контроль за ситуацией на рынках оптовой реализации авиатоплива. 

 

Перечень использованных документов

1.     Федеральный Закон от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

2.     Порядок поведения анализа и оценки конкурентной среды на товарном рынке, утвержденный приказом ФАС России от 25.04.2006 № 108.

3.     Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОК 004-93), утвержденный постановлением Госстандарта Российской Федерации от 06.08. 1993 №17, с изменениями, внесенными постановлениям Госстандарта Российской Федерации от 06.11.2001 № 454-ст.

4.     Постановление Правительства РФ от 17.03.2009 №231 «Об утверждении правил предоставления в 2009 году субсидий организациям воздушного транспорта в целях обеспечения транспортной доступности воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении.

5.     Справочный материал к докладу на областное собрание актива по вопросам социально-экономического развития Магаданской области за 2009г. и задачах на 2010г.

6.     Письмо ФГУП «Аэропорт Магадан» (вх. от 25.02.2010 № 04/568);

7.     Письмо ЗАО Авиакомпания «ИрАэро» (вх. от 24.04.2010 №04/1285);

8.     Письмо ФГУП «ЧукотАвиа» (вх. от 09.04.2010 №04/1239);

9.     Письмо ОАО «Аэрофлот – Российские авиалинии»(вх. от 29.03.2010 №04/1051);

10. Письмо ОАО «Авиакомпания «Якутия» (вх. от 30.03.2010 №04/1076);

11. Письмо ОАО «Владивосток Авиа» от 24.03.2010 №04/992;

12. Письмо ОАО «Авиакомпания «Трансаэро» (вх. от 23.04.2010 №04/1495).