Анализ рынка услуг авиаперевозок пассажиров с/на территорию Маг. Обл. в пределах тер-ии ДФО за 9 месяцев 2010г.

Сфера деятельности: Транспорт. Порты
I. Общие положения
Анализ и оценка состояния конкуренции на рынке услуг авиаперевозок пассажиров с/на территорию Магаданской области в разрезе направлений в пределах территории Дальневосточного федерального округа по итогам 9 месяцев 2010г. проведены отделом регулирования деятельности монополий и контроля за экономической концентрацией в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок) и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденным приказом ФАС России от 17.01.2007 № 5, с целью определения доминирующего положения ОАО «Авиакомпания «Якутия» при рассмотрении дела в отношении указанного Общества.
Для оценки состояния конкурентной среды на рынке услуг авиаперевозок пассажиров с/на территорию Магаданской области в разрезе направлений в пределах территории Дальневосточного федерального округа проведена расчетно-аналитическая работа по определению:
– временного интервала исследования товарного рынка;
– продуктовых границ товарного рынка;
– географических границ товарного рынка;
– состава хозяйствующих субъектов рынка, действующих на товарном рынке;
– объёма товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке;
– уровня концентрации товарного рынка;
– барьеров входа на товарный рынок.
При анализе состояния конкуренции данного рынка были использованы сведения и информация, полученные от ФГУП «Аэропорт Магадан», ОАО «Авиакомпания «Якутия», ЗАО «Авиакомпания «ИрАэро», ОАО «Авиакомпания «Сахалинские Авиатрассы», ООО «Владивосток Авиа», ООО «Авиакомпания «Регион Авиа», ООО «Сибирская Легкая Авиация», ФГУП «ЧукотАВИА», потребителей услуг, а также данные иных источников информации.
II. Предмет исследования
Предметом рассмотрения данного исследования является товарный рынок, связанный с предоставлением услуг авиаперевозок пассажиров с/на территорию Магаданской области.
Анализ рынка выполняется в пределах территории Дальневосточного федерального округа в разрезе следующих направлений: Магадан – Хабаровск, Хабаровск – Магадан, Магадан – Владивосток, Владивосток – Магадан, Магадан – Анадырь, Анадырь – Магадан, Магадан – Кепервеем, Кепервеем – Магадан, Магадан – Омолон, Омолон – Магадан.
Справочно:
Магаданская область по своему географическому положению относится к районам Крайнего Севера, отличается значительной отдаленностью от центра России. Единственным видом пассажирского транспорта на межрегиональных перевозках является авиация.
По причине отсутствия конкурирующих видов транспорта и географического положения Магаданской области, аэропорт Магадан является единственным и безальтернативным звеном пассажирской транспортной связи Магаданской области с другими регионами. Из аэропорта Магадан выполняются регулярные авиаперевозки пассажиров в ЦРС, другие районы страны и местные перевозки пассажиров в населенные пункты Магаданской области воздушными судами гражданской авиации.
Аэродром аэропорта Магадан имеет допуск к приему более 50 типов воздушных судов. После проведенных работ по реконструкции допущен к приему современных комфортабельных и экономичных авиалайнеров (Ил 96-300; Аэробусы А-319, 320, 321; Боинг 767-200, 767-300, 757-200 и др.).
Согласно части 1 статьи 101 Воздушного Кодекса Российской Федерации внутренняя воздушная перевозка – воздушная перевозка, при которой пункт отправления, пункт назначения и все пункты посадок расположены на территории Российской Федерации (ВВЛ).
В настоящем анализе используются следующие понятия:
Воздушный транспорт – вид транспорта, основанный на использовании воздушных судов и объектов авиационной инфраструктуры для удовлетворения потребностей граждан, общества и государства в воздушных перевозках и авиационных работах.
Пассажир – любое лицо, за исключением членов экипажа, которое перевозится или должно перевозиться на воздушном судне в соответствии с договором международной воздушной перевозки.
Рейс регулярный – рейс воздушного судна, выполняемый по маршруту в соответствии с установленным расписанием.
Рейс дополнительный (нерегулярный) – рейс воздушного судна, выполняемый дополнительно к расписанию по тому же маршруту, по которому осуществляются регулярные рейсы.
Тариф – утвержденная в установленном порядке сумма, взимаемая перевозчиком за перевозку одного пассажира либо за перевозку единицы массы или объема багажа или груза от пункта отправления до пункта назначения по определенному маршруту.
III. Определение временного интервала исследования товарного рынка
Временной интервал исследования товарного рынка определен с учетом цели исследования рынка и в соответствии с требованиями раздела 2 Порядка – 9 месяцев 2010г.
Исходя из целей исследования, проводился ретроспективный анализ.
IV. Определение продуктовых границ товарного рынка
Предварительное определение продуктовых границ рынка проведено на основе анализа нормативных актов, регулирующих деятельность воздушного пассажирского транспорта: Воздушный Кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс РФ (вторая часть), Постановление Правительства РФ от 23.06.2007 № 397 «О лицензировании перевозок воздушным транспортом пассажиров и перевозок воздушным транспортом грузов, а также совершенствовании государственного регулирования деятельности перевозчиков в сфере воздушных перевозок (за исключением перевозок, осуществляемых воздушными судами государственной авиации, экспериментальной авиации, гражданской авиации, в том числе авиации общего назначения, без взимания платы)», Приказ Минтранса РФ от 25.09.2008 № 155 «Об утверждении Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации» и на основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности. В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1), деятельности воздушного пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию соответствует код 62.10.1.
При выявлении свойств товара определяющих выбор потребителя анализировались следующие критерии:
– функциональное назначение товара (услуги):
Авиаперевозка – это комплекс мероприятий, обеспечивающих предоставление пассажиру услуг по перелету по требуемому маршруту, включая информационное обслуживание, продажу авиабилета, обеспечение безопасности на борту самолета и в контролируемой зоне, регистрацию и встречу в аэропорту, обслуживание на борту самолета и обеспечение трансферта.
– качественные характеристики:
Рейс – полет воздушного судна, состоящий из одного или нескольких этапов полета, на регулярной или нерегулярной основе и выполняемый под одним номером рейса.
Регулярные перевозки – перевозки, осуществляемые на регулярных рейсах, т.е. на рейсах воздушных судов, выполняемых в соответствии с расписанием, опубликованным в установленном порядке, включая перевозки на дополнительных рейсах, т.е. на рейсах, выполняемых дополнительно к расписанию по датам и тому же маршруту, по которому выполняется регулярный рейс.
Нерегулярные перевозки – перевозки, выполняемые на нерегулярных (чартерных) рейсах, т.е. на рейсах воздушных судов, выполняемых вне опубликованного расписания в соответствии с договором на авиаперевозку, заключенным между заказчиком в авиапредприятием или прочим эксплуатантом.
– условия реализации:
Продажа авиабилетов на перевозку пассажиров осуществляется как перевозчиком, так и другими хозяйствующими субъектами в соответствии с действующими заключенными агентскими соглашениями (договорами) между перевозчиком и агентом по продаже, который осуществляет продажу перевозок в строгом соответствии с Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», а также с правилами и инструкциями, регулирующими оформление перевозочных документов, применение тарифа, льгот, устанавливаемых перевозчиком. За выполнение работ авиаперевозчик оплачивает агенту вознаграждение в соответствии с условиями соглашения (договора).
– цена:
Между двумя пунктами, перевозка между которыми выполняется без пересадки, регистрируется и опубликовывается прямой пассажирский тариф.
Между двумя пунктами, перевозка между которыми выполняется с пересадкой (пересадками) на другой(ие) рейс(ы) того же или другого перевозчика через установленный(е) перевозчиком пункт(ы), регистрируется и опубликовывается сквозной пассажирский тариф.
Между двумя пунктами, перевозка между которыми выполняется без пересадки, регистрируется и опубликовывается стыковочный пассажирский тариф, используемый только для построения тарифа.
Каждому прямому и сквозному тарифу устанавливаются условия применения тарифа.
Условия применения тарифа описываются набором категорий и их значений, которые формируются в установленном порядке.
Между двумя пунктами может быть установлено несколько пассажирских тарифов, различающихся по размеру денежной суммы (уровень тарифа) и/или условиям применения тарифа.
Количество пассажирских мест, предлагаемых для бронирования перевозки по уровням тарифов, определяется перевозчиком.
По условиям применения пассажирские тарифы подразделяются на тарифы, не имеющие ограничения по условиям использования (нормальные тарифы), и тарифы, имеющие установленные в условии применения тарифа ограничения (специальные тарифы).
По классам обслуживания пассажирские тарифы подразделяются на тарифы экономического класса, тарифы бизнес-класса, тарифы первого класса.
В каждом классе обслуживания может быть установлено несколько пассажирских тарифов, различающихся по уровню тарифа и/или условиям применения тарифа.
Пассажирские тарифы могут быть установлены в абсолютной величине или как процент от пассажирского тарифа.
Пассажирские тарифы могут устанавливаться за перевозку в одну сторону (тариф в одну сторону) и за перевозку туда и обратно (тариф туда и обратно).
При выявлении свойств товара, определяющих выбор приобретателя, установлено, что приобретатели предпочитают осуществлять авиаперелеты прямыми регулярными линиями, обращают в первую очередь внимание на цену и качество услуг.
Выявление товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, осуществлялось путем анализа сопоставимых по существенным свойствам товаров (услуг), входящих вместе с рассматриваемым товаром в одну классификационную группу одного из общероссийских классификаторов видов экономической деятельности.
Услугой заменителем авиаперевозок пассажиров может являться перевозка пассажиров автомобильным, железнодорожным, морским транспортом.
Однако, особенности расположения Магаданской области, отсутствие железнодорожного сообщения с ЦРС и другими регионами Дальнего Востока, отсутствие регулярного морского и автомобильного сообщения, предназначенного для перевозки пассажиров, определили обособленность рынка услуг воздушного транспорта по пассажирским перевозкам на внутренних авиалиниях, так как проезд на внутренних, межрегиональных направлениях по исследуемым направлениям возможен только воздушным путем.
Определение взаимозаменяемых товаров основано на фактической замене товаров приобретателем или готовности приобретателя заменить товар другим при потреблении, учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.
Определение продуктовых границ товарного рынка основано на выборочном опросе мнений покупателей, пользующихся услугами авиакомпаний, о взаимозаменяемости товаров, составляющих одну товарную группу, на основании чего установлено, что возможность выбора другого транспорта, кроме воздушного для передвижения с/на территории Магаданской области в разрезе изучаемых направлений в пределах территории Дальневосточного федерального округа, отсутствует.
Таким образом, услуги железнодорожного, автомобильного, морского транспорта не могут рассматриваться как взаимозаменяемые товары.
При выявлении взаимозаменяемых товаров выяснялось мнение приобретателей о товаре (услуги). Для этого приобретатели отвечали на вопрос: «Считаете ли Вы услуги авиакомпаний осуществляющих перелет в пределах маршрутов Магадан – Хабаровск – Магадан, Магадан – Владивосток – Магадан, Магадан – Анадырь – Магадан, Магадан – Кепервеем – Магадан, Магадан – Омолон – Магадан взаимозаменяемыми», из ответов которых установлено, что вышеуказанные маршруты не являются взаимозаменяемыми товарами (услугами).
На основании вышеизложенного, продуктовые границы исследуемого рынка определены как услуга авиаперевозки пассажиров в разрезе вышеуказанных направлений.
V. Определение географических границ товарного рынка
Определение географических границ товарного рынка проводилось на основе информации о регионе, в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, о ценообразовании на рынке рассматриваемого товара, о структуре товаропотоков.
Предварительно географические границы товарного рынка определены географическими границами территории Дальневосточного федерального округа в соответствии со сложившейся организационно-транспортной схемой приобретения товара (услуги), исходя из состава продавцов и покупателей, а также методом установления фактических районов продаж (местонахождения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке.
К особенностям территории Дальневосточного федерального округа, относятся:
1. Дальневосточный федеральный округ – административное формирование на Дальнем Востоке России.
2. В состав Дальневосточного федерального округа входят следующие субъекты федерации – Амурская область, Еврейская автономная область, Камчатский край, Магаданская область, Приморский край, Республика Саха (Якутия), Сахалинская область, Хабаровский край, Чукотский автономный округ.
3. Большую часть территории ДФО занимают плоскогорья, нагорья и хребты, равнины составляют меньше четверти площади ДФО. Значительная часть территории ДФО расположена в районах Крайнего Севера и вечной мерзлоты.
4. На Дальнем Востоке мало дорог, слабо развита инфраструктура.
5. Отсутствие на территории Камчатского края, Магаданской области, Чукотского автономного округа железнодорожного сообщения с городами других регионов.
6. Основные направления экономики: горнодобывающая, золотодобывающая, рыбная и лесная промышленность, цветная металлургия и судостроение.
Согласно предмету исследования, структуре товаропотоков, пунктом отправления (пунктом назначения) является Магаданская область, в связи с чем, географические границы рынка выделены в разрезе следующих направлений: Магадан – Хабаровск, Хабаровск – Магадан, Магадан – Владивосток, Владивосток – Магадан, Магадан – Анадырь, Анадырь – Магадан, Магадан – Кепервеем, Кепервеем – Магадан, Магадан – Омолон, Омолон – Магадан.
Экономическую и техническую возможность оказывать услугу наземного обслуживания воздушных судов, осуществляющих межрегиональные рейсы с/на территорию Магаданской области имеет только Аэропорт Магадан (ФГУП «Аэропорт Магадан», также известен как аэропорт «Сокол») – является международным аэропортом федерального значения, основным аэропортом для авиапредприятий Северо-Восточного регионального управления ФАВТ России. По причине отсутствия конкурирующих видов транспорта и географического положения Магаданской области, аэропорт Магадан – является основным и единственным звеном пассажирской транспортной связи Магаданской области с другими регионами. Из аэропорта выполняются регулярные авиаперевозки, а также полеты чартерных рейсов.
Для проведения данного анализа, использованы следующие методы: установления фактических районов продаж (местоположение приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке; метод, основанный на проведении работы по выявлению возможных вариантов для потребителей услуги добраться от пункта отправления аэропорт Магадан (Хабаровск, Владивосток, Анадырь, Кепервеем, Омолон) до пункта назначения аэропорт Хабаровск (Владивосток, Анадырь, Кепервеем, Омолон, Магадан).
Из результатов используемого метода следует, что схема маршрута для покупателя может быть представлена следующим образом: Магадан – субъект РФ (в пределах ДФО) – Анадырь, Анадырь – субъект РФ (в пределах ДФО) – Магадан. Однако, данная схема маршрута для покупателя является нецелесообразной по следующим основаниям: совокупная цена билета от пункта отправления до конечного пункта назначения увеличивается более чем в 2 раза; наличие дополнительных материальных и временных затрат; увеличение протяженности маршрута, времени полета, пересадки, ожидания в аэропорту рейса.
Таким образом, географическими границами рынка авиаперевозок пассажиров по направлениям Магадан – Анадырь, Анадырь – Магадан являются территории Магаданской области и Чукотского автономного округа.
По другим исследуемым направлениям географические границы определены аналогично.
На основании вышеуказанного анализа географические границы рынка услуг авиаперевозок пассажиров уточнены по направлениям и определены географическими границами с/на территорию Магаданской области в пределах территории Дальневосточного федерального округа.
VI. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих
на товарном рынке
 
В соответствии с пунктом 5.1 Порядка в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включатся хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.
Продавцы на рынке авиаперевозок пассажиров с/на территорию Магаданской области в пределах территории Дальневосточного федерального округа определены по данным: ФГУП «Аэропорт Магадан», хозяйствующих субъектов, осуществлявших авиаперевозки пассажиров с/на территорию Магаданской области в разрезе исследуемых направлений в пределах территории Дальневосточного федерального округа, хозяйствующих субъектов (агентов).
Продавцами на данных рынках выступают юридические лица – хозяйствующие субъекты независимо от организационно правовой формы, имеющие в собственности (или ином законном праве владения) воздушные суда.
Исходя из информации, полученной при определении продуктовых и географических границ, а также согласно информации представленной вышеуказанными хозяйствующими субъектами за 9 месяцев 2010г. хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги по авиаперевозке пассажиров с/на территорию Магаданской области в разрезе исследуемых направлений в пределах территории Дальневосточного федерального округа для соответствующего временного интервала названы следующие юридические лица (идентификация хозяйствующих субъектов (продавцов):
1.     ОАО «Авиакомпания «Якутия», 677014 Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Быковского, 9.
2.     ОАО «Владивосток Авиа», 692756, Приморский край, г. Артем, ул. Портовая, 41.
3.     ОАО «Авиакомпания «Сахалинские Авиатрассы», 693023, г. Южно-Сахалинск, ул. Горького, д. 50а.
4.     ЗАО «ИрАэро», 664011, г. Иркутск, ул. Чехова, д. 17 оф. 2.
5.     ФГУП «ЧукотАвиа», 689503, ЧАО, Анадырский р-он, п. Угольные Копи – 3, ул. Портовая, 6.
6.     ООО «АК РегионАвиа», 121351, г. Москва, ул. Молодогвардейская, д. 57.
7.     ООО «Сибирская легкая авиация (СИЛА)», 664009, г. Иркутск, ул. Советская, 139А, оф.34Г.
С/на территорию Магаданской области услуги по авиаперевозке пассажиров в разрезе изучаемых направлений в пределах территории Дальневосточного федерального округа по итогам 9 месяцев 2010г. оказывали сторонние авиаперевозчики. На территории Магаданской области собственные авиаперевозчики пассажиров не зарегистрированы.
В качестве потенциально возможных продавцов выступают:
– авиаперевозчики, имеющие или арендующие грузопассажирские самолеты, имеющие лицензии на право осуществления перевозок;
– сторонние авиаперевозчики, имеющие или арендующие грузопассажирские самолеты, с условием приобретения лицензии на эксплуатацию соответствующей воздушной линии при осуществлении регулярных и не регулярных пассажирских перевозок.
Покупателями на рассматриваемых товарных рынках являются физические и юридические лица, осуществляющие авиаперевозки с/на территорию Магаданской области по исследуемым направлениям в пределах территории Дальневосточного федерального округа.
Таким образом, при определении состава хозяйствующих субъектов при условии того, что выявлены все хозяйствующие субъекты, деятельность которых на рассматриваемых товарных рынках подлежит лицензированию, объем товарных рынков известен, выявленных хозяйствующих субъектов достаточно, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу о доминирующем положении любого из них, а также для установления влияния любого из них на состояние конкуренции. Кроме того, количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемых товарных рынках.
VII. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке
При определении объемов товарных рынков была использована информация, которая содержится в ответах хозяйствующих субъектов осуществлявших авиаперевозки пассажиров с/на территорию Магаданской области по исследуемым направлениям в пределах территории Дальневосточного федерального округа по итогам 9 месяцев 2010г., а так же информация, представленная ФГУП «Аэропорт Магадан».
Основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем авиаперевозок в натуральном выражении. Объем рынка определен как сумма объемов перевозки авиапассажиров участниками рынка. Объем рынка, характерный установленному временному интервалу, составу хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке в соответствующих границах в разрезе направлений, представлен в нижеследующей таблице № 1.
Таблица № 1
Количественные показатели рынка услуг авиаперевозки пассажиров
с/на территорию Магаданской области в разрезе направлений
в пределах территории Дальневосточного федерального округа
 

 

Наименование
хозяйствующего субъекта
9 мес. 2010г.
Перевозка
пассажиров, чел.
Доля, %
направление Магадан – Хабаровск
ОАО «Авиакомпания «Якутия»
 
35,4
ОАО «Владивосток Авиа»
 
34,7
ОАО «Авиакомпания «Сахалинские Авиатрассы» (осущ. рейсы с июня 2010г.)
 
17,6
ЗАО «Авиакомпания «ИрАэро»
 
12,3
Итого:
 
100,0
СR3,%
 
87,7
ННI
 
>2000
 
 
 
направление Хабаровск – Магадан
ОАО «Авиакомпания «Якутия»
 
37,0
ОАО «Владивосток Авиа»
 
35,3
ОАО «Авиакомпания  «Сахалинские Авиатрассы» (осущ. рейсы с июня 2010г.)
 
16,2
ЗАО «Авиакомпания «ИрАэро»
 
11,5
Итого:
 
100,0
СR3,%
 
88,5
ННI
 
>2000
 
 
 
направление Магадан – Владивосток
ОАО «Владивосток Авиа»
 
100,0
Итого:
 
100,0
ННI
 
>2000
 
 
 
направление Владивосток – Магадан
ОАО «Владивосток Авиа»
 
100,0
Итого:
 
100,0
ННI
 
>2000
 
 
 
направление Магадан – Анадырь
ОАО «Авиакомпания «Якутия»
 
100,0
Итого:
 
100,0
ННI
 
>2000
 
 
 
направление Анадырь – Магадан
ОАО «Авиакомпания «Якутия»
 
100,0
Итого:
 
100,0
ННI
 
>2000
 
 
 
направление Магадан – Кепервеем
ОАО «Авиакомпания «Якутия»
 
35,7
ФГУП «ЧукотАвиа»*
 
0,8
ЗАО «Авиакомпания «ИрАэро»*
 
63,5
Итого:
 
100,0
СR3,%
 
100,0
ННI
 
>2000
 
 
 
направление Кепервеем – Магадан
ОАО «Авиакомпания «Якутия»
 
34,1
ФГУП «ЧукотАвиа»*
 
0,8
ЗАО «Авиакомпания «ИрАэро»*
 
65,1
Итого:
 
100,0
СR3,%
 
100,0
ННI
 
>2000
 
 
 
направление Магадан – Омолон
ООО «Сибирская Легкая Авиация»
 
21,1
ООО «Авиакомпания «Регион Авиа»*
 
20,6
ЗАО «Авиакомпания «ИрАэро»
 
58,3
Итого:
 
100,0
СR3,%
 
100,0
ННI
 
>2000
направление Омолон – Магадан
ООО «Сибирская Легкая Авиация»
 
11,3
ООО «Авиакомпания «Регион Авиа»*
 
11,3
ЗАО «Авиакомпания «ИрАэро»
 
77,4
Итого:
 
100,0
СR3,%
 
100,0
ННI
 
>2000
* по данным ФГУП «Аэропорт Магадан»
 
 
На рынке услуг авиаперевозок пассажиров на межрегиональных авиалиниях с/на территорию Магаданской области в разрезе направлений в пределах территории Дальневосточного федерального округа по итогам 9 месяцев 2010г. присутствовало 7 хозяйствующих субъектов.
Наиболее востребованным являются направления Магадан – Хабаровск, Хабаровск – Магадан. По итогам 9 месяцев 2010г. авиаперевозки пассажиров по этому направлению осуществляли 4 авиаперевозчика: ОАО «Авиакомпания «Якутия», ОАО «Владивосток Авиа», ОАО «Авиакомпания «Сахалинские Авиатрассы», ЗАО «Авиакомпания «ИрАэро». Основной объем авиаперевозок на направлении Магадан – Хабаровск, Хабаровск – Магадан осуществлялся авиакомпанией – ОАО «Авиакомпания «Якутия», доля которой по итогам 9 месяцев 2010г. составила – 35,4%, 37,0% соответственно. Второй по объему авиаперевозок по указанному направлению является ОАО «Владивосток Авиа», доля которого составила – 34,7%, 35,3% соответственно.
По направлениям Магадан – Владивосток, Владивосток – Магадан по итогам 9 месяцев 2010г. авиаперевозку пассажиров осуществляла единственная авиакомпания – ОАО «Владивосток Авиа», доля которой составила – 100%.
По направлениям Магадан – Анадырь, Анадырь – Магадан по итогам 9 месяцев 2010г. авиаперевозку пассажиров осуществляла единственная авиакомпания – ОАО «Авиакомпания «Якутия», доля которой составила – 100%.
По направлениям Магадан – Кепервеем, Кепервеем – Магадан по итогам 9 месяцев 2010г. 63,5%, 65,1% соответственно объемов авиаперевозки принадлежат ЗАО «Авиакомпания «ИрАэро». Второй авиакомпанией по объему авиаперевозок по указанному направлению является ОАО «Авиакомпания «Якутия», доля которого составила – 35,7%, 34,1% соответственно.
По направлениям Магадан – Омолон, Омолон – Магадан по итогам 9 месяцев 2010г. 58,3%, 77,4% соответственно объемов перевозки принадлежат – ЗАО «Авиакомпания «ИрАэро». Остальные 21,1%, 11,3% и 20,6%, 11,3% объема принадлежат ООО «Сибирская Легкая Авиация» и ООО «Авиакомпания «Регион Авиа» соответственно.
Рынок услуг по авиаперевозке пассажиров с/на территорию Магаданской области в разрезе исследуемых направлений в пределах территории Дальневосточного федерального округа, исходя из показателей рыночной концентрации, можно охарактеризовать высоким уровнем концентрации.
Государственная помощь.
1. Согласно Постановлению Правительства РФ от 29.12.2010 № 1095 «Об утверждении правил предоставления в 2010 году субсидий организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении» установлен порядок и условия предоставления в 2010г. субсидий организациям воздушного транспорта, осуществляющим воздушные перевозки пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении воздушными судами в салонах экономического класса с 1 апреля 2010г. по 31 октября 2010г. по специальному тарифу.
Правом на приобретение билетов по специальному тарифу воспользовались жители Магаданской области до 23 лет включительно и старше 60 лет. Специальный тариф был установлен авиаперевозчиком за воздушную перевозку пассажиров в салоне экономического класса в одном направлении (на рейс), размер которого с учетом налога на добавленную стоимость не превышает предельной величины. Так, например, по маршруту Магадан – Владивосток – Магадан предельная величина специального тарифа в одном направлении составила – 7 500 руб.
В зависимости от вместимости воздушного судна выделялась квота льготных мест в салонах экономического класса самолетов: при пассажировместимости салона ВС от 180 мест и выше – 60 мест; при пассажировместимости от 80 до 180 мест – 40 мест; при пассажировместимости менее 80 мест – 20 мест.
2. ОАО «Владивосток Авиа» получено за 11 месяцев 2010г. из федерального бюджета от Федерального агентства Воздушного транспорта – 540 731,1 тыс. руб., в том числе:
– субсидии по возмещению части затрат по финансовому лизингу ВС ТУ-204, 300 в сумме 78 812,1 тыс. руб.;
– субсидии по перевозкам пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны и обратно в сумме 461 919 тыс. руб.
3. ЗАО «Авиакомпания ИрАэро» получено за 9 месяцев 2010г. возмещение убытков за перевозку пассажиров на рейсе Магадан – С.Эвенск – Магадан по договору № 66-П от 21.12.2009 в сумме – 1 982,4 тыс. руб.
4. ОАО «Авиакомпания «Якутия» информацию по государственной помощи в адрес теруправления не представило.
VIII. Определение барьеров входа на товарный рынок
Основными барьерами входа новых хозяйствующих субъектов (потенциальных конкурентов) на рассматриваемый товарный рынок являются:
– ограничения по спросу: снижение покупательской способности, (уменьшение численности Магаданской области, низкая платежеспособность населения, сезонность авиаперевозок);
– высокие цены на авиатопливо;
– экономические ограничения, а именно задолженность авиакомпаниям за выполненные работы по заявкам бюджетных организаций;
– значительные ставки оплаты за лицензирование и сертификацию;
– высокая степень монополизации рынка;
– значительная стоимость первоначального капитала;
– неудовлетворенная потребность в авиационных специалистах.
Барьеры входа на рынок можно признать труднопреодолимыми. Это подтверждает и ухудшение экономического положения некоторых авиаперевозчиков, уход их с рынка.
IX. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке
1. Изученный рынок услуг воздушного транспорта по авиаперевозкам пассажиров является высококонцентрированным.
2. На рынке услуг по авиаперевозкам пассажиров с/на территорию Магаданской области в разрезе направлений в пределах территории Дальневосточного федерального округа по итогам 9 месяцев 2010г. выявлены признаки доминирующего положения:
– Магадан – Анадырь, Анадырь – Магадан – ОАО «Авиакомпания «Якутия» с долей свыше 50%;
– Магадан – Владивосток, Владивосток – Магадан – ОАО «Владивосток Авиа» с долей свыше 50%;
– Магадан – Кепервеем – Магадан – ЗАО «Авиакомпания «ИрАэро» с долей свыше 50%;
– Магадан – Омолон – Магадан – ЗАО «Авиакомпания «ИрАэро» с долей свыше 50%;
3. Для развития и сохранения инфраструктуры, для устойчивого обеспечения грузопассажирских авиаперевозок с/на территорию Магаданской области в пределах территории Дальневосточного федерального округа необходимо:
– своевременное, стабильное и достаточное финансирование для создания соответствующего спроса на услуги:
а) расширение применения субсидирования авиаперевозок внутри Дальневосточного региона;
б) снижение верхней возрастной планки на приобретение билетов по специальному тарифу до 55 лет;
– объединение мелких авиакомпаний, которые в большинстве показали свою нежизнеспособность, в крупные;
– проведение жесткой государственной тарифной политики в сфере аэропортовых услуг, в частности по заправке топлива;
– контроль за ситуацией на рынках оптовой реализации авиатоплива.
4. Учитывая долю хозяйствующих субъектов на рынке услуг авиаперевозки пассажиров с/на территорию Магаданской области в разрезе направлений в пределах территории Дальневосточного федерального округа по итогам 9 месяцев 2010г., предлагается включить в Реестр хозяйствующих субъектов, занимающих на рынке долю более 35%. с долей свыше 50% следующие авиакомпании:
– ОАО «Авиакомпания «Якутия» по направлению Магадан – Анадырь – Магадан;
– ОАО «Владивосток Авиа» по направлению Магадан – Владивосток – Магадан;
– ЗАО «Авиакомпания «ИрАэро» по направлениям Магадан – Кепервеем – Магадан, Магадан – Омолон – Магадан.