Анализ конкурентной среды на рынке лизинговых услуг в границах Магаданской области за 2011 год

Сфера деятельности: Транспорт. Порты
1. Введение
      Рынок лизинговых услуг – это сфера экономических отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга.
     Рынок лизинговых услуг определяется наличием спроса и предложения при осуществлении финансовой аренды (лизинга). Договор финансовой аренды (договор лизинга) – договор, в соответствии с которым арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (лизингополучателем) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование.
      Анализ конкурентной среды рынка лизинговых услуг проводится с учетом Методических рекомендаций по порядку проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке финансовых услуг, утвержденных приказом МАП России №86 от 31.03.2003.
2. Продуктовые границы рынка
      Продуктовые границы рынка лизинговых услуг определяются на основе изучения рынка со стороны спроса и со стороны предложения услуги лизинга. Продуктовые границы рынка лизинговых услуг определены в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКВЭД), в состав которого включен код 65.21 – финансовый лизинг, а также в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29.10.1998 №164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)», определяющей предмет лизинга.
3. Географические границы рынка
      Географические границы рынка лизинговых услуг определены по месту предоставления услуг лизинга на территории области. Рынок лизинговых услуг рассматривается в административных границах Магаданской области.
4. Институциональная структура рынка
      На территории Магаданской области в 2009 году свою деятельность осуществляли всего две лизинговых организации – ООО «Драгметинвест» и ОАО «Лизинговая компания КАМАЗ». В 2010 году на рынке лизинговых услуг деятельность осуществляли также две организации ООО «Элемент Лизинг» и ОАО «Лизинговая компания «КАМАЗ».
5. Анализ конкурентной среды на рынке лизинговых услуг
      Рынок лизинговых услуг в границах Магаданской области в целом остается открытым. Барьерами входа на рынок лизинговых услуг для потенциальных конкурентов являются высокий уровень стартовых и текущих затрат.
      Рынок лизинговых услуг сегментируется в зависимости от вида имущества, передаваемого в лизинг:
- здания, инженерные сооружения;
- машины, оборудование (инвентарь),
 в том числе:
- промышленное оборудование;
- с/х оборудование и техника;
- телекоммуникационное оборудование;
- иное оборудование;
- транспортные средства
из них:
  • авиационный транспорт
  • ж/д транспорт
  • автотранспорт
  • водный транспорт
                                                                                                                    Таблица 1   
        Из анализа сложившейся структуры предоставления лизинговых услуг на территории Магаданской области (таблица 1) следует, что единственным видом имущества, передаваемым в финансовую аренду являются транспортные средства, из них все – автотранспорт.
      Наибольшая доля на рынке лизинговых услуг принадлежит ОАО «Лизинговая компания «КАМАЗ» - 88,52%, на втором месте ООО «Элемент Лизинг» с долей 11,48%. В 2009 году первое место также занимало ОАО «Лизинговая компания «КАМАЗ» с долей 71,72%. На втором месте находилось ООО «Драгметинвест» с долей 28,28%, которое в 2010 году не оказывало услуг лизинга на территории Магаданской области.
      Объем лизинговых услуг увеличился по состоянию на 01.01.2011 на 34%.
      В соответствии со значениями показателей концентрации рынок лизинговых услуг в границах Магаданской области в 2010 году является высококонцентрированным (HHI = 7967,58).
6.Итоговая оценка
 
      В настоящий момент рынок лизинговых услуг на территории Магаданской области представлен всего двумя организациями. Рынок неразвит, его отличает высокая концентрация. Барьеры входа на рынок лизинговых услуг обусловлены структурными особенностями данного рынка, а именно высоким уровнем стартовых и текущих затрат, низким объемом спроса, неразвитостью рынка.
      Необходимы меры по контролю за рыночным поведением ОАО «Лизинговая компания «КАМАЗ», занимающего доминирующее положение на рынке лизинговых услуг.