Анализ рынка предоставления контейнеров при организации перевозок грузов в ПСЖВС назначением порт Магадан (Магаданской области) за 2009-2010 годы

Сфера деятельности: Транспорт. Порты
I. Общие положения
1.                                                                                     Анализ и оценка состояния конкуренции проведены   отделом контроля размещения государственного заказа по заданию председателя Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утверждённым приказом ФАС России №220 от 28.04.2010 (далее - Порядок) и приказом ФАС России №5 от 17.01.2007 «Об утверждении Административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства и при организации контроля за экономической концентрацией», с целью определения положенияОАО «Центр по перевозке грузов в контейнерах «ТрансКонтейнер» на рынке услуг по предоставлению контейнеров при организации перевозок в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении (далее - ПСЖВС) назначением в порт Магадан (Магаданской области).
II. Предмет исследования  
   Предметом настоящего исследования является товарный рынок, связанный с предоставлением услуг по осуществлению грузовых перевозок в ПСЖВС, а именно: в сегменте рынка услуг по предоставлению контейнеров при организации перевозок грузов в контейнерах назначением в порт Магадан (Магаданской области). Анализ рынка выполнялся для среднетоннажных контейнеров (СТК) и крупнотоннажных контейнеров (КТК).
III. Временной интервал исследования товарного рынка    
            В соответствии с целью исследования – при рассмотрении заявления о нарушении антимонопольного законодательства, проводится ретроспективный анализ товарного рынка за 2009 – 2010г.г.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) длительным периодом при оценке доминирования хозяйствующих субъектов на товарном рынке является срок не менее, чем один год.  
IV. Продуктовые границы товарного рынка
       Предварительное определение товара проведено на основе общероссийского классификатора продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности - ОК-029-2007 (КДЕС Ред. 1.1 от 20.88.2008). Для описания продуктовых границ выбран раздел I – транспорт и связь, класс 63 – вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность, подкласс 63.2- прочая вспомогательная транспортная деятельность, которая включает услуги и работы,   связанные   с деятельностью по осуществлению   пассажирских   и   грузовых перевозок различными видами транспорта.  
ПСЖВС предусматривает перевозку грузов в контейнерах от железнодорожной станции отправления до порта назначения через порт перевалки и выгрузки груза в порту, с оформлением накладной прямого смешанного железнодорожно-водного сообщения.
        Нормативными правовыми актами понятие услуги «предоставление контейнеров» не установлено. Вместе с тем, согласно §§82,85 Правил перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, утверждены Министерством путей сообщения СССР, Министерством морского флота СССР и Министерством речного флота РСФСР 17/24 апреля 1956г., по поручению Совета Министров СССР на каждый контейнер отправитель составляет отдельную накладную на бланке прямого смешанного железнодорожно-водного сообщения, в которой должен указать: контейнер, номер контейнера, тарифное наименование всех грузов, погруженных в контейнер, грузоподъемность контейнера, грузополучателя, адрес и т.д. Исполнение заявки грузоотправителя на перевозку грузов в контейнере не может состояться без предоставления самого контейнера.
        Кроме того, согласно расшифровке сквозных ставок ОАО «ТрансКонтейнер» (вход. от 27.06.2011 №2445) перечень комплексных услуг организации включает услугу предоставления контейнера (и вагона), что является одной из составляющих в ряде последовательных стадий транспортировки груза в контейнерах от грузоотправителя к грузополучателю.
Все вышеперечисленные моменты  позволяют выделить изучаемый вид услуги в отдельный товарный рынок.
Таким образом, продуктовыми границами исследуемого рынка являются услуги по предоставлению во временное пользование контейнеров юридическим и физическим лицам, являющиеся неотъемлемой частью комплекса услуг при организации перевозок грузов в средне- и крупнотоннажных контейнерах в ПСЖВС.
Выявление товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, осуществлялось путем анализа сопоставимых по существенным свойствам товаров (услуг), входящих вместе с рассматриваемым товаром в одну классификационную группу одного из общероссийских классификаторов видов экономической деятельности, продукции или услуг.
При выявлении свойств товара определяющих выбор потребителя анализировались следующие критерии:
- функциональное назначение товара (услуги):
Железнодорожные контейнеры, не являясь подвижным составом, относятся к    транспортному оборудованию многократного использования -  согласно пункту 2 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов в универсальных контейнерах (утверждены приказом МПС России № 21 от 18.06.2003, зарегистрирован в Минюсте России 19.06.2003, № 4765).
Указанные Правила разработаны в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» и регулируют порядок и условия перевозок железнодорожным транспортом тарных и штучных грузов в универсальных контейнерах в прямом железнодорожном сообщении и непрямом международном сообщении.
Контейнер - унифицированная грузовая единица, предназначенная для перевозки тарных и штучных грузов широкой номенклатуры, укрупненных грузовых единиц и мелкоштучных грузов, представляющая собой стандартизированную по максимальной массе брутто, габаритным размерам конструкцию, снабженную стандартизированными по форме, содержанию, месту размещения надписями, табличками и оборудованную приспособлениями для закрепления на различных видах транспортных средств и механизации погрузочно-разгрузочных работ.
- применение товара (услуги) -  предоставление контейнеров хозяйствующими субъектами во временное пользование за определенную плату (сбор) при организации перевозки грузов в ПСЖВС.
- качественными характеристиками товара (услуги) являются разновидности контейнеров, так выделяют в общем виде: среднетоннажные контейнеры - контейнеры, соответствующие ГОСТ 18477-79, типа УУК-3, УУК-3 (5)-3-х тонные контейнеры и типа УУК-5, УУК-5 (6)-5-ти тонные контейнеры (максимальная масса брутто равна или более 3 тонн, но менее 10 тонн) и крупнотоннажные контейнеры - контейнеры, изготовленные по стандарту ИСО типа 1С, 1СС - 20-ти футовые контейнеры и типа 1АА, 1 ААА — 40 -футовые контейнеры, и имеющие буквенные индексы маркировочного кода (префиксы) RZDU и TKRU контейнер с максимальной массой брутто, равной 10 тоннам, и другие виды контейнеров.
В сбор, при отправке груза в контейнере в ПСЖВС включается и предоставление вагона. Сбор за предоставление контейнера (и вагона)  варьируется в зависимости от типа контейнера и ж/д тарифа. 
Согласно анкетному опросу 52% респондентов признали что 20 –ти и 40 футовые контейнеры взаимозаменяемые между собой, аналогично 5- ти и 3х тонные.
При этом необходимо отметить, что крупнотоннажные контейнеры, как правило, предназначены для перевозки крупных партий грузов (связанных с производственной и предпринимательской деятельностью). В основном такие контейнеры используют юридические лица, имеющие крупную материальную и финансовую базу. Среднетоннажные контейнера в основном используются для перевозки грузов физических лиц и мелких предпринимателей.
В связи с чем, крупнотоннажные и среднетоннажные контейнеры, можно выделить в разрезе потребителей в две отдельные группы.
 - условия реализации товара (услуги).
Контейнеры предоставляются юридическим и физическим лица во временное пользование хозяйствующими субъектами, имеющими их в собственности (ином праве ведения) при организации перевозок грузов в ПСЖВС и межпортовом сообщении.
Услуги по предоставлению контейнеров при организации перевозок в ПСЖВС не могут быть взаимозаменяемыми с услугами по предоставлению контейнеров при организации перевозок в межпортовом сообщении, по следующим причинам:
А) согласно опросу потребителей, при отправке контейнера из ЦРС в Магадан (и обратно) он будет выбирать транспортную компанию оказывающую перевозки конкретно в ПСЖВС (76% опрошенных респондентов), при этом 92% потребителей указали на важность того, что необходимо чтобы выбранная компания (экспедитор, агент) оказывали при перевозки груза в контейнере весь комплекс услуг от пункта отправления до пункта назначения (в т.ч. предоставление контейнера), что значительно экономит временные и финансовые ресурсы потребителей.
Б) каждый из видов перевозок  является отличным друг от друга видом перевозок, которые сопровождаются определенным порядком оформления перевозочных документов.
Межпортовая перевозка предусматривает перевозку грузов в контейнерах и др. от порта отправления до порта назначения с получением и выгрузкой груза в порту назначения с оформлением коносамента на морскую перевозку.
ПСЖВС предусматривает перевозку грузов в контейнерах, вагонах и др. от железнодорожной станции отправления до порта назначения через порт перевалки и с выгрузкой груза в порту назначения с оформлением единой накладной ПСЖВС (при этом в услугу по предоставлению контейнера входит и предоставление вагона по единой накладной).
В) стоимость морской перевозки в межпортовом сообщении значительно ниже стоимости морской перевозки контейнеров следующих в ПСЖВС. Например, по состоянию на 13.08.2009 по данным ООО «Феско Лайнз Владивосток» линейный тариф из порта Восточный в Магадан составил в ПСЖВС 20ф – 35500 руб.; 40ф – 47500 руб., в межпортовом сообщении составил на 20ф – 50200 руб.; 40ф – 80200 руб., что соответственно выше на 41% и  69%).
По состоянию на 01.03.2010 по данным ОАО «Сахалинское морское пароходство» линейный тариф из Владивостока в Магадан составил в ПСЖВС 20ф – 44900 руб.; 40ф – 58700 руб., а в межпортовом сообщении: 20ф – 76500 руб.; 40ф – 115600 руб., а что выше по отношению к направлению ПСЖВС соответственно  на 70% и 97%, при этом еще не учтена стоимость ж/д, перевалка с ж/д станций до портов и др. вспомогательные операции ).
Г) Технология доставки грузов в контейнерах в ПСЖВС на территорию порта Магадан не может быть взаимозаменяемой с технологией доставки грузов в контейнерах, озвученной представителем ОАО «ТрансКонтейнер» ( которая предполагает раздробленные самостоятельные действия потребителя по доставке контейнеров из ЦРС до порта Магадан) по следующим причинам:
- в первом случае, перевозка предполагает цельный набор услуг по отправки контейнера из ЦРС по железной дороге до портов Приморья, с последующей перевалкой, погрузкой и выгрузкой в портах, морфрахт, ТЭО и т.д. (без участия посредников). Все внутренние договоры между перевозчиками и экспедиторами заключены. Стоимость набора услуг является фиксированной при заключении договора на перевозку и потребитель защищен от дополнительных финансовых и временных затрат.
- во втором случае, для потребителя доставка контейнера в г. Магадан с учетом морской перевозки приобретает раздробленную схему доставки контейнера из ЦРС. Контрагент, либо сам организует экспедирование контейнера от ближайшей к Порту ж/д станции (выгрузку груза из контейнеров на ж/д станции, аренда (покупка) контейнера, погрузку груза в контейнер, аренда автотранспорта для перевозки груза в порт, перевалка в порту, морская перевозка, погрузку/выгрузку в портах, автодоставку,    либо нанимает дополнительно экспедитора, который будет заниматься перечисленными операциями). В данном случае, потребитель будет нести дополнительные затраты (время, финансовые средства).
Таким образом, услуги по предоставлению контейнеров в межпортовом и железнодорожном сообщении не могут рассматриваться в качестве товаров-заменителей с услугами по предоставлению контейнеров в ПСЖВС.
В данном анализе не рассматриваются в качестве взаимозаменяемых товаров услуги по предоставлению контейнеров при осуществлении перевозок в г. Магадан воздушным транспортом, ввиду отсутствия такой возможности и нецелесообразности, так как расходы на перемещение товара (услуги) к потребителю можно отнести к категории значительных.
В данном анализе не рассматриваются в качестве взаимозаменяемых товаров услуги по предоставлению контейнеров при осуществлении перевозок на территорию г. Магадан железнодорожным транспортом в прямом сообщении, ввиду отсутствия железных дорог связывающих Магаданскую область с центральными регионами страны.
V. Географические границы товарного рынка
Учитывая, что одной из составляющих при перевозках в ПСЖВС является перевозка по железной дороге, где хозяйствующими субъектами предоставляется контейнер и то что, группа лиц в составе: ОАО "РЖД", ОАО "Центр по перевозке грузов в контейнерах "ТрансКонтейнер" занимает доминирующее положение и включено Приказом ФАС от 03.08.2010 № 431 в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35%, по позиции: "Услуги по предоставлению универсальных контейнеров для их использования при осуществлении внутренних перевозок грузов в универсальных контейнерах железнодорожным транспортом общего пользования" в границах Российской Федерации, Магаданским УФАС России предварительно определены географические границы товарного рынка  в пределах Российской Федерации.
 Согласно структуре товаропотоков,  выданным накладным и сквозным ставкам при перевозке грузов в контейнерах в ПСЖВС конечным пунктом назначения в накладной указан г. Магадан.
Таким образом, при исследовании рынка, географические границы рынка были выделены в сегмент - предоставление контейнеров при организации перевозок груза в ПСЖВС из ЦРС в г. Магадан.  
При этом учитывались следующие особенности.
Значительная часть товарного потока (80% контейнеров) согласно данным морских перевозок направлена на ввоз. Завоз на территорию Магаданской области требует повышенных финансовых затрат и сложных организационно-технических мероприятий, которые обусловлены удалённостью и ограниченной транспортной доступностью региона, необходимостью создания за короткий навигационный период запасов средств жизнеобеспечения. Основная масса контейнеров с территории Магаданской области перегоняется порожняком.
При выявлении условий обращения товара, ограничивающих экономические, технические или иные возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями), учитывались:
- организационно-транспортные схемы приобретения товара приобретателями. (доставка грузов для районов Крайнего Севера из центральных районов страны железной дорогой возможна только до морских портов Приморья и Хабаровского края. Далее грузы морем доставляются в порт Магадан.
- особенности территории в предварительно определенных географических границах товарного рынка (в том числе природно-климатические и социально-экономические особенности, наличие зон регулируемого или частично регулируемого ценообразования). К специфическим особенностям северо-восточных территорий России, какой среди прочих является Магаданская область, относятся:
1.     значительная отдалённость от других регионов;
2.     отсутствие железнодорожного и регулярного автомобильного
сообщения с другими регионами России;
3.     сырьевая направленность экономики и связанная с этим
необходимость завоза всей номенклатуры жизненно необходимых материально-технических ресурсов и товаров.
Так как в данном анализе невозможно определить тариф на услугу предоставления контейнеров, поставляемых с разных территорий в связи с тем, что ж/д тариф зависит от расстояния до пункта назначения, то географические границы товарного рынка определены - методом установления фактических районов продаж (местоположение приобретателей).
Учитывая то что, услуги по предоставлению контейнеров при организации ПСЖВС в г. Магадан оказываются для потребителей Магаданской области, географические границы товарного рынка (потока) сужены пределами Магаданской области.
VI. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке
   В соответствии с пунктом 5.1 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар (услуга) в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.
            Продавцами на данном рынке выступают юридические лица — хозяйствующие субъекты независимо от организационно правовой формы, имеющие в собственности (ином праве ведения) контейнеры.
            В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включены хозяйствующие субъекты, постоянно оказывавшие услуги по предоставлению средне- и крупнотоннажных контейнеров при организации перевозок грузов в ПСЖВС в пределах определенного временного интервала 2009 – 2010г.г.
            Данные по хозяйствующим субъектам представлены:
        -территориальным органом Федеральной службы государственной  статистики по Магаданской области;
 - хозяйствующими субъектами (агентами, субагентами) действовавшими на территории Магаданской области;
- морскими портами через которые осуществлялась перевалка (ОАО «Ванинский морской торговый порт»; ОАО «Владивостокский морской рыбный порт»; ОАО «Владивостокский морской торговый порт»).
Согласно информации представленной хозяйствующими субъектами и портами в 2009-2010г.г. грузы в контейнерах «ТрансКонтейнер» (ул. Каланчевская, д.6/2, г. Москва, 107174) поступали в адреса следующих основных продавцов услуги (агентирующих компаний):
- ООО «Магадантрансагентство» - 2-й км основной трассы, г. Магадан, 685000;
- ООО ТЭК Территория - Марчеканский пер., д.4, г. Магадан, 685000;
- ООО «Трансэкспедиция»- 2-й км основной трассы, г. Магадан, 685000.
     А грузы в контейнерах ООО «Феско Лайнз Владивосток» (ул. Посьетская, 34, г. Владивосток,690091) г.  в адрес - ООО МАК «Трансфес-Магадан»- ул. Портовая, д.38, 685000.
 ОАО «ТрансКонтейнер», ООО «Феско Лайнз Владивосток» оказывают услуги по предоставлению контейнеров для их использования при осуществлении перевозок грузов в ПСЖВС на основании договоров транспортной экспедиции. В соответствии с Типовым договором транспортной экспедиции хозяйствующие субъекты обязуются за вознаграждение и за счет Клиента организовать выполнение и/или выполнить комплекс транспортно-экспедиционных услуг, связанных с перевозкой грузов железнодорожным, водным и автомобильным транспортом и/или выполнить комплекс транспортно-экспедиционных услуг, связанных с перевозкой грузов и/или с предоставлением клиенту (его грузоотправителю) вагонов или контейнеров. При этом перечень услуг, оказываемых по договору транспортной экспедиции, выбирается клиентом самостоятельно и отражается в Заказе.
Указанный перечень хозяйствующих субъектов не является исчерпывающим, поскольку контейнерные перевозки являются мультимодальными; регулярно появляются новые собственники и операторы контейнеров.                                                                                    
 Покупателями на рассматриваемом товарном рынке являются физические и юридические лица Магаданской области (грузоотправители, грузополучатели, экспедиторские организации, использующие контейнеры при перевозках грузов).
VII.         Объемные показатели рынка по предоставлению контейнеров для их использования при организации перевозок грузов в средне- и крупнотоннажных контейнерах в ПСЖВС
Количественной характеристикой рассматриваемого рынка является общий объем реализации товара (услуги) в географических границах рынка в натуральных показателях (по количеству предоставленных средне- и крупнотоннажных контейнеров для их использования при организации перевозок грузов в ПСЖВС).
На заседании комиссии по рассмотрению дела (протокол от 29.06.2011) представители ОАО «ТрансКонтейнер» сообщили, что обществом не ведется самостоятельный учет предоставленных контейнеров для отправки грузов в ПСЖВС, и что общество ориентируется на данные, которые им представляют транспортно – экспедиторские компании, с которыми заключены договоры. В свою очередь, по объяснениям компаний  - одни и те же контейнера при получении в порту могут проходить через нескольких экспедиторов, в связи с чем при ответе на запрос по информации о количестве поступивших в их адрес контейнеров можно наблюдать двойной учет.
На основании вышеизложенного, при расчете показателей была использована информация морских портов, через которые осуществлялась перевалка:
       - ОАО «Ванинский морской торговый порт»;
       - ОАО «Владивостокский морской рыбный порт»;
 - ОАО «Владивостокский морской торговый порт».
Таблица № 1
Количественные показатели предоставления крупнотоннажных и среднетоннажных контейнеров при организации перевозок в ПСЖВС
 в г. Магадан    в 2009 - 2010г. г.
 

 

Хозяйствующий субъект
Контейнеры, ед.
Доля, %
2009
2010
2009
2010
крупнотоннажные
ОАО «ТранКонтейнер»
 
 
31
27,3
ООО «Феско Лайнз Владивосток»
 
 
31,9
39,0
Иные х/с имеющие в собственности незначительный контейнерный парк (более 10х/с)
 
 
37,1
33,8
Итого
 
 
100
100
HHI
 
 
>2000
>2000
среднетоннажные
ОАО «ТранКонтейнер»
 
 
100
100
Итого
 
 
100
100
HHI
 
 
10000
10000
 
1. Как видно из представленных данных, основными продавцами на рынке услуг по предоставлению крупнотоннажных контейнеров в ПСЖВС пункт назначение г. Магадан являются: ОАО «ТранКонтейнер», ООО «Феско Лайнз Владивосток».
Согласно статье 5 Федерального закона «135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» положение хозяйствующих субъектов: ОАО «ТранКонтейнер», ООО «Феско Лайнз Владивосток» на вышеназванном рынке можно квалифицировать как доминирующее с учетом следующих условий:
1.                       совокупная доля вышеназванных хозяйствующих субъектов превышала 50% и составила в 2009г. – 62,9%,  в 2010г. -  66,3%. При этом доля каждого из перечисленных субъектов более 8%.
2.                       реализуемая услуга не может быть заменена другой, при этом спрос на изучаемую услугу остается стабильным, несмотря на рост цен.
3.                       их доли в течение изучаемого периода остаются относительно стабильными и неизменными. За изучаемый период времени на рынке не появились новые хозяйствующие субъекты способные составить конкуренцию этим компаниям.
Рынок услуг по предоставлению крупнотоннажных контейнеров в ПСЖВС пункт назначение г. Магадан в выделенных географических границах является высоко концентрированными (10000>HHI> 2000).
Как видно из представленных данных, единственным продавцом на рынке услуг по предоставлению среднетоннажных контейнеров в ПСЖВС пункт назначение г. Магадан является ОАО «ТранКонтейнер». Рынок услуг по предоставлению среднетоннажных контейнеров в ПСЖВС пункт назначение г. Магадан в выделенных географических границах является высоко концентрированными (10000>HHI> 2000).
Учитывая указанные доли, сложную транспортную схему, протяженность морского пути до г. Магадана сопоставимые конкурентные рынки с тем же составом продавцов и покупателей на всех указанных территориях отсутствуют.
В связи с отсутствием конкурентных рынков отсутствует и конкурентная цена.
VIII. Определение барьеров входа на рынок
Основным барьером входа новых хозяйствующих субъектов (потенциальных конкурентов) на рассматриваемый рынок услуг являются:
- экономические  ограничения, связанные с необходимостью осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений (затраты на получение контейнеров в собственность, либо в аренду, затраты на создание развитой сети филиалов организации в разрезе пунктов отправления по железной дороге и т.д.). Кроме этого, в связи с отдаленностью Магаданской области возрастают затраты на порожний пробег пустых контейнеров к месту приписки.  
- наличие между хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги вертикально – интегрированных связей (ОАО «ТранКонтейнер» входит в группу лиц с ОАО «РЖД»).
ОАО «ТрансКонтейнер» — крупнейший в России железнодорожный контейнерный оператор, оперирующий парками из 58 тыс. крупнотоннажных контейнеров и более 24 тыс. специализированных железнодорожных платформ для их перевозки. Общество также является оператором крупнейшей после ОАО «РЖД» сети железнодорожных контейнерных терминалов, расположенных на 47 железнодорожных станциях в Российской Федерации.
Сеть продаж ОАО «ТрансКонтейнер» насчитывает 145 офисов продаж по всей территории России и является крупнейшей в отрасли. Клиентская база Общества насчитывает более 20 тыс. постоянных клиентов и широко диверсифицирована по отраслям, регионам и объемам операций.
Второй крупный участник рынка Транспортная группа FESCO  (в состав которой входит ООО «Феско Лайнз Владивосток») — это крупнейший национальный интермодальный транспортный оператор, объединяющий возможности морского, железнодорожного, автомобильного транспорта и стивидорного обслуживания на собственных терминалах в крупнейших портах России и СНГ, владеющий разветвленной сетью офисов по всему миру. Транспортная группа FESCO эксплуатирует более 18 000 единиц подвижного состава. Парк вагонов сильно диверсифицирован и насчитывает 16 видов подвижного состава, в числе которых как универсальные, так и специализированные вагоны, а также специализированных 80-футовых длиннобазных платформ для перевозки контейнеров. FESCO оказывает услуги по перевозке грузов железнодорожным транспортом.
Все вышеперечисленные особенности, требуют от потенциальных конкурентов участия в вертикальной интеграции, увеличения издержек входа на товарный рынок (приобретение определенного количества контейнеров, создание разветвленной сети филиалов по России, что может составить конкуренцию вышеназванных хозсубъектам).
- необходимость заключения агентских (субагентских) договоров и поисх хозяйствующих субъектов готовых работать с новыми фирмами так же требует дополнительных финансовых и временных затрат.
За два исследованных года на рынке практически не появилось новых хозяйствующих субъектов способных составить конкуренцию уже присутствующим.  Таким образом, барьеры входа на рынок можно признать труднопреодолимыми. На основании наличия труднопреодолимых барьеров, следует вывод о том, что доступ на рынок новых хозяйствующих субъектов затруднен.
 
IX.  Оценка состояния конкуренции на товарном рынке   
В соответствии с выделяемыми типами рынков, рынок услуг по предоставлению средне- и крупнотоннажных контейнеров для их использования при организации перевозок грузов в ПСЖВС можно отнести к высококонцентрированному рынку. Конкуренцию можно оценить как слабо развитую.