Аналитический отчет по результатам анализа конкурентной среды на рынке производства и поставок (оптовой реализации) хлеба на территории Среднеканского района по итогам 2009г. и 9 мес. 2010г.

Сфера деятельности: Промышленность
 Настоящее исследование проведено отделом контроля размещения государственного заказа в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России №220 от 28.04.2010 (далее – Порядок) и приказом ФАС России от 17.01.2007 №6 «Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по ведению реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем тридцать пять процентов», с целью определения положения ООО «Альбатрос» на рынке производства и поставок (оптовой  реализации) хлеба на территории Среднеканского района Магаданской области.
Для оценки состояния конкурентной среды на исследуемом рынке проводилась расчетно-аналитическая работа по определению: продуктовых и географических границ рынков, субъектов рынков, объёма товарных ресурсов рынка, рыночных долей хозяйствующих субъектов, количественных и качественных показателей структуры рынков.
Временной интервал – 2009г. и  9мес. 2010г.
Изучение рынка носит ретроспективный характер.
1. Продуктовые границы
В соответствии с разделом 3 Порядка при выявлении свойств товара анализировались его функциональное назначение, потребительские свойства, качественные характеристики, применение и т.д.
Согласно Справочнику товароведа продовольственных товаров, т.1, ассортимент хлеба и хлебобулочных изделий включает примерно 1000 наименований. Только по ГОСТам и ОСТам вырабатывается более 400 наименований. Хлеб и хлебобулочные изделия классифицируют по виду и сортам муки, рецептуре, способам выпечки.
Хлеб и хлебобулочные изделия выпускаются в соответствии с:
ГОСТ 2077-84 «Хлеб ржаной, ржано-пшеничный и пшенично-ржаной. Технические условия»;
ГОСТ 28808-90 «Хлеб из пшеничной муки. Общие технические условия»;
Хлеб и хлебобулочные изделия включены в Единый перечень продукции, подлежащих обязательной сертификации, утвержденный постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 №982. Каждая партия хлеба, хлебобулочных, кондитерских изделий должна быть снабжена сертификатами, удостоверениями качества. Продажа хлеба и хлебобулочных изделий производится в специализированных фирменных хлебных и хлебокондитерских магазинах, хлебных отделах продовольственных магазинов и универсамов, в магазинах потребительской кооперации по торговле товарами повседневного спроса, хлебных и продовольственных палатках, павильонах, автомагазинах и из автоматов.
    Согласно п. 3.3 Порядка рассматриваемый товар может обращаться на одной и той же территории на разных товарных рынках (оптовом и розничном). Такие рынка анализируются обособленно.
При предварительном определении продукции, подлежащей исследованию, была первоначально установлена принадлежность её к классификационной группе. В соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1) были определены следующие подклассы и группы продукции:
1). Раздел D – обрабатывающие производства.
Подраздел DA – производство пищевых продуктов включая напитки, табака.
15 – Производство пищевых продуктов включая напитки, из которой выделена группа 15.81 – производство хлеба и мучных кондитерских изделий.
2). Раздел G – оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования.
51 – оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами.
Вид продукции - 51.36.3 – оптовая торговля хлебом и хлебобулочными изделиями.
        Поставка товара - заключительный этап выполнения договора купли-продажи, на котором происходит возмездная передача товара продавцом покупателю. Поставка может иметь форму непосредственной передачи товара в руки покупателя или доставки транспортом в место, указанное покупателем. Фирма, осуществляющая поставку товара в адрес потребителя, именуется поставщиком (Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.
"Современный экономический словарь"(ИНФРА-М, 2006).
По договору поставки поставщик – продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним  и иным подобным использованием (ГК РФ).
Для обзора конкурентной среды на рынке производства и поставок (оптовой реализации) хлеба были выбраны следующие продуктовые границы - хлеб из пшеничной муки высшего и первого сортов, смеси муки пшеничной высшего и первого сорта, хлеб из ржаной муки, смеси ржаной и пшеничной муки.
 2. Географические границы рынков
            Магаданским УФАС согласно п.4.1, п. 4.2, п. 4.3 Порядка на основании сведений, представленных хозяйствующими субъектами, были предварительно определены географические границы товарных рынков.
Предварительно определенные географические границы уточнялись теруправлением на основании сравнения условий обращения товара (услуги). При выявлении условий обращения товаров учитывались: цены на продукцию как в Среднеканском районе, так и в районах области, расходы связанные с производством и доставкой товара (услуги).
Сопоставлены следующие факторы:
    - производители и продавцы находятся в Среднеканском районе, в районах Магаданской области;
- транспортные расходы на перемещение товара к потребителю (из других районов области можно отнести к категории значительных. Установлено, что перемещение товара между районными центрами с целью поставки учитывая: спрос, масштабы производства,  стоимость нефтепродуктов и протяженность автомобильных дорог до места реализации – не логично, т.к. стоимость 1 булки хлеба превысит допустимый предел (цена товара поставляемого с других районов Магаданской области окажется более чем на 10% выше средневзвешенной цены товара, доступного потребителю в пределах Среднеканского района). 
          - в п. Усть-Среднекан и с. Колымское Среднеканского района оптовая реализация хлеба не осуществляется в связи с отсутствием достаточного количества потребителей.
 Учитывая месторасположение производителей хлеба, транспортную доступность покупателя, влияние транспортных издержек на конечную стоимость продукции, сроки реализации продукции и транспортную оснащенность географические границы исследуемого рынка определены в локальных границах п. Сеймчан и Верхний Сеймчан муниципального образования Среднеканский район Магаданской области.    
         3. Состав продавцов и покупателей
Продавцами на исследуемых рынках являются хозяйствующие субъекты осуществляющие производство хлеба на хлебозаводах, предприятиях малой мощности и его поставку (оптовую реализацию) потребителям. Согласно пункту 3.8.1 СанПиН 2.3.4.545-96 «Производство хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий», к предприятиям малой мощности (пекарни и цеха) относятся предприятия, производящие хлеб и хлебобулочные изделия с максимальной производительностью до 3 т/сутки. Кроме того, хлеб и хлебобулочные изделия выпекают в небольших объемах столовые, рестораны, кафе которые могут реализовывать произведенную продукцию как оптом, так и в розницу.
Доставка хлеба согласно требованиям СанПин 2.3.4.545-96 осуществляется специально оборудованном для перевозки хлеба транспортным средством (надпись на транспортном средстве - хлеб, специальные лотки, разрешение на эксплуатацию транспортного средства выданное органами госсанэпидемнадзора и др.), так же водителю необходимо иметь санитарную книжку. Доставка хлеба до потребителя может осуществляться как транспортными средствами производителя хлеба и хлебобулочной продукции, так и торгового предприятия.
Согласно данным, представленным администрацией Среднеканского района, на обозначенной территории производство хлеба осуществляют два хозяйствующих субъекта:
1.     ООО «Альбатрос» (ул. Октябрьская, д.12, кв. 1, п. Сеймчан, Среднеканский район, Магаданская обл., 686160).
2.      Муниципальное коммерческое предприятие «Рассвет» (далее МКТП «Рассвет»), ул. Промышленная, д.7, п. Сеймчан, Среднеканский район, Магаданская обл., 686160).
 В соответствии с данными предоставленными хозяйствующими субъектами:
-  МКТП «Рассвет» осуществляет реализацию хлеба только в розницу и в границах п. Сеймчан. Объемы розничной реализации предприятия составили в 2009г. – 15,8 тонн, за 9 мес. 2010г. – 11,8тонн. На момент исследования рынка предприятие из-за отсутствия необходимой рабочей силы, оборудования, транспортных средств и финансирования не имеет возможности оказывать услугу по поставке (оптовой реализации) хлеба в п. Сеймчан и п. Верхний Сеймчан Среднеканского района. Имеет 1 магазин (1 филиал Магазина) в п. Сеймчан.
- ООО «Альбатрос» осуществляет как оптовую, так и розничную реализацию хлеба в п. Сеймчан и п. Верхний-Сеймчан.
Учитывая предмет исследования, а именно поставку (оптовую реализацию) хлеба на территории поселков Сеймчан и Верхний Сеймчан единственным продавцом в изучаемых географических границах является ООО «Альбатрос». Имеет три собственных магазина в п. Сеймчан по ул. Промышленная, д.10, ул. Чапаева, д.10, ул. Ленина, д.20., 1 единицу автотранспорта (вместимость 320 булок).
Покупателями на исследуемых рынках выступают предприятия розничной торговли, учреждения социальной сферы, организации общественного питания в установленных географических границах. Численность населения по состоянию на 01.01.2010 на территории Среднеканского района составила 2506 человек.
В качестве потенциально возможных продавцов на исследуемых рынках выступают:
- вновь создающиеся хозяйствующие субъекты, имеющие материально-техническую базу для производства хлеба и хлебобулочных изделий;
- организации, ранее прекратившие, но возобновляющие выпуск хлебопродуктов по изучаемой номенклатуре;
- хозяйствующие субъекты, производящие хлеб и хлебобулочные изделия (при возможности расширения производства и достаточного финансирования).
4. Объёмы товарных ресурсов, количественные и качественные показатели структуры рынков
Количественными показателями, характеризующими структуру товарного рынка, являются: численность продавцов на данном товарном рынке; доли, занимаемые продавцами на данном товарном рынке; показатели рыночной концентрации.
 Для сопоставимости данных, количественной характеристикой товарных ресурсов изучаемого рынка услуг использована информация, предоставленная хозяйствующими субъектами на запросы Магаданского УФАС России об объемах производства и поставки хлеба в натуральном выражении (тонн). 
Показатели исследованного рынка представлены в таблице 1.
  Таблица 1
Количественные показатели рынка оптовой реализации хлеба в локальных географических границах Среднеканского района

 

Наименование
хозяйствующего субъекта
Географические
границы
Объем производства, тонн
Доля, %
2009
9 мес. 2010
2009
9 мес. 2010
1
2
3
4
5
6
ООО «Альбатрос»
п. Сеймчан
 
 
100
100
Итого
 
 
 
100
100
HHI
 
 
 
>2000
>2000
ООО «Альбатрос»
п. Верхний - Сеймчан
 
 
100
100
Итого
 
 
 
100
100
HHI
 
 
 
10000
10000
 
 
 
 
 
 
На основании настоящего анализа количественных характеристик товарных ресурсов рынка, представленных в таблице 1, количественного состава продавцов и покупателей, условий доступа на рынок - единственным оптовым поставщиком на территории п. Сеймчан и п. Верхний - Сеймчан Среднеканского района является ООО «Альбатрос» в отношении которого выявлены признаки доминирующего положения в обозначенных географических границах с долями в 2009 и 9мес. 2010г.г. соответственно - 100% и 100%.
Для определения сопоставимых рынков проанализированы такие факторы как: состав покупателей или продавцов товара, условия обращения товара, условия доступа на товарный рынок, государственное регулирование цен.
К сопоставимым рынкам в Среднеканском районе учитывая вышеназванные критерии можно было бы отнести:
1. По количественному составу покупателей (численность населения), рынок по поставке хлеба в Северо-Эвенском районе (численность населения 2573 чел.), однако на территории Северо-Эвенского района отсутствует поставка (оптовая реализация) хлеба. Вся продукция продается в розницу. Таким образом, группы покупателей (товарные рынки) не совпадают.
2. По условиям обращения товара:
- по транспортным расходам (протяженность дорог от г. Магадана до муниципального образования), рынок по поставке хлеба в поселках Купка, Верхний Балыгычан, однако в этих географических границах отсутствуют сопоставимый количественный состав продавцов и покупателей.
- требования к условиям транспортировки товаров для всех производителей хлеба и хлебобулочных изделий одинаковы, однако из – за низкой доходности (низкий спрос) в некоторых районах области у производителей отсутствует необходимые производственные мощности (устаревшее оборудование, отсутствие автотранспорта);
3. Цены на производимую продукцию у всех производителей на территории Магаданской области – свободные (формируются в соответствии с затратами производства), в данном случае рынки могли бы считаться сопоставимыми, однако затраты которые несут производители в разных районах Магаданской области в силу разной транспортной составляющей будут различными.
4. По сравнению с центральными районами страны рынки производства и поставки (оптовой реализации) хлеба на территории Магаданской области не сопоставимы: по объемам производства, численности продавцов и покупателей, сложившимся ценам (учитывая замкнутость территории высокие транспортные расходы на доставку сырья для производства хлеба и хлебобулочных изделий).
При этом надо отметить, что на территории Магаданской области и в центральных районах страны отсутствуют сопоставимые рынки удовлетворяющие всем критериям (удаленность, одинаковые производственные мощности, количественный состав продавцов и покупателей).
В связи с отсутствием конкурентных рынков отсутствует и конкурентная цена.
          5. Барьеры входа на рынки
            По информации, полученной от поставщиков, основными барьерами входа на оптовые рынки хлеба и хлебобулочных изделий являются административные ограничения в виде:
           - обязательной сертификации хлеба и хлебобулочных изделия, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 №982;
- проведения конкурсов (тендеров) в соответствии с Федеральным законом №94-ФЗ от 21.07.2005 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» для выбора производителей хлеба и хлебобулочных изделий для областных государственных и муниципальных нужд;
- ограниченных сроков хранения и продажи хлеба и хлебобулочных изделий (СанПиН 2.3.4.545-96)
- В муниципальных образованиях отсутствие квалифицированных кадров (пекарей), территориальная удаленность хозяйствующих субъектов от административного центра, влекущая существенные финансовые затраты на приобретение и доставку необходимых компонентов для производства хлеба.
- устаревшее оборудование;
- ограничение по спросу.
          Барьеры входа на изученные оптовые рынки хлеба и хлебобулочных изделий не являются труднопреодолимыми.
6. Выводы и предложения
1. В результате проведенного исследования по итогам 2009г. и 9 мес. 2010г. установлено, что рынки производства и поставок (оптовой реализации) хлебана территории Среднеканского района являютсявысококонцентрированными.
3. Конкурентную среду можно оценить как неразвитую.  
4. Барьеры входа на изученные рынки можно признать преодолимыми.
5. Магаданскому УФАС России проводить на постоянной основе:
- наблюдение за динамикой показателей рыночной концентрации;
- контроль за рыночным поведением хозсубъектов, включенных в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%;
- работу по пресечению недобросовестной конкуренции.
Внести изменения в Реестр хозяйствующих субъектов имеющих на рынке долю более 35%..., а именно:
- включить ООО «Альбатрос» в Реестр по производству и оптовой реализации хлеба в географических границах п. Сеймчан и Верхний Сеймчан, с долей более 50%;
- исключить МП «Среднеканский райпищекомбинат».