Аналитический отчет по результатам анализа рынка услуг предоставления в пользование линейно-кабельных сооружений связи для размещения кабелей связи, используемых при оказании услуг электросвязи в г. Магадане итогам 2008-2009 годах

Сфера деятельности: Телекоммуникации и связь

Настоящее исследование проведено отделом контроля размещения государственного заказа в соответствии с приказом ФАС России №28 от 06.02.2008 «О плане работы ФАС России по анализу конкуренции на товарных рынках в 2009-2010г.г.» и Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России №108 от 25.04.2006   (далее – Порядок), с целью определения состояния кон­курентной среды на рынке услуг предоставления в пользование линейно-кабельных сооружений связи для размещения кабелей связи, используемых при оказании услуг электросвязи на территории Магаданской области.

Для оценки состояния конкурентной среды на исследуемом рынке проводилась расчетно-аналитическая работа по определению: продуктовых и географических границ рынков, субъектов рынков, объёма товарных ресурсов рынка, рыночных долей хозяйствующих субъектов, количественных и качественных показателей структуры рынков.

Временной интервал исследования – 2008-2009г.г.

Исходя из целей исследования, проводился ретроспективный анализ.

В соответствии с заданием ФАС России анализ проводится в городах федерального значения и муниципальных образованиях с численностью населения более 100 тыс. человек.

При определении продуктовых и географических границ товарного рынка использован метод, основанный на экспертных оценках характеристик и особенностей потребления услуг по размещению кабеля.

 
   1. Продуктовые границы.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» продуктовые границы рынка определяются в соответствии с функциональным назначением товара (услуги).

Функциональным назначением товара является размещение кабелей связи оператора связи для обеспечения оказания услуг связи.

В настоящем анализе исследуется возможность наружной прокладки кабелей связи (вне зданий и сооружений).

 Согласно статье 2 Федерального закона от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи» (далее – Закон о связи) под линейно-кабельными сооружениями связи понимаются - сооружения электросвязи и иные объекты инженерной инфраструктуры, созданные или приспособленные для размещения кабелей связи.

Линейно-кабельные сооружения связи, право на которые в соответствии со статьей 8 Закона о связи подлежат государственной регистрации, представляют собой:

1) совокупность разнородных недвижимых вещей, технологически образующих единое целое, соединенных являющимися движимым имуществом физическими цепями (кабелями), имеющих одновременно следующие признаки:

- наличие функциональной и технологической взаимосвязанности;

- предназначение их для использования по общему целевому назначению для размещения кабеля связи;

- наличие протяженности (длины);

Линейно-кабельное сооружение связи, имеющее признаки, указанные в подпункте 1 может регистрироваться как одна сложная вещь.

2) объект недвижимости, созданный или приспособленный для размещения кабеля связи, функционально и технологически не взаимосвязанный и не образующий единое целое с другими сооружениями связи.

Линейно-кабельное сооружение связи, имеющее признаки, указанные в подпункте 2, рассматривается как отдельный объект недвижимости.

К линейно-кабельным сооружениям связи, являющимся объектами недвижимости, относятся, в частности:

- кабельная канализация;

- наземные и подземные сооружения специализированных необслуживаемых регенерационных и усилительных пунктов;

- кабельные переходы через водные преграды;

- закрытые подземные переходы (проколы, микротоннели, коллекторы и т.п.).

Услуги по предоставлению в пользование вышеперечисленных объектов для размещения кабелей связи в совокупности составляют продуктовые границы рынка.

Определение взаимозаменяемых товаров.

В соответствии с правилами применения кабелей связи, пассивных оптических устройств и устройств для сварки оптических волокон (утвержденных приказом Мининформсвязи России от 19.04.2006 №47) кабели наружной прокладки в зависимости от области применения подразделяются на типы: подземные, подвесные (воздушной прокладки), подводные.

Для целей настоящего анализа исследуются взаимозаменяемость типов прокладки в зависимости от типов территории, на которой (через которую) прокладывается кабель связи:

1.     По земле:

 – в существующих линейно-кабельных сооружениях связи;

– построение собственных линейно-кабельных сооружений связи;

–в грунт (с учетом особенностей местности);

– подвесные.

2.     Через водные преграды:

- в линейно-кабельных сооружениях связи;

- построение собственных линейно-кабельных сооружений связи;

- по мостам и эстакадам;

-на переходах через водные преграды;

-подвесные.
 

Так как ОКВЭД не конкретизирует данный вид услуги, то наименование услуги, принято исходя из «предмета» заключенных договоров на размещение кабелей связи в кабельной канализации, и в соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг (029-2001) определены: раздел I – Транспорт и связь. Группа 64 – Связь. Подгруппы: 64.20.7 – прочая деятельность в области электросвязи.

 
2. Географические границы.

Географические границы для целей настоящего анализа определяются границами в соответствии с требованиями к построению местной сети телефонной связи (утверждены приказом Мининформсвязи России от 08.08.2005 №97). Географические границы совпадают с границами  г. Магадана.

 
3. Состав продавцов и покупателей.

   Продавцами на рынке являются владельцы (собственники) линейно-кабельных сооружений связи.

Перечень продавцов, а так же основные характеристики товара выявлены на основании запросов:

- в управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и ЧАО  (в соответствии со статьей 8 Закона о связи и постановлением Правительства РФ от 11.02.2005 №68 «Об особенностях государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи»);

- хозяйствующим субъектам, имеющим лицензии на оказание услуг связи (в соответствии с ответом Россвязькомнадзора по Магаданской области и ЧАО);

-  КУМИ Мэрии г. Магадана;

- МУП г. Магадана «Горсвет»;  

- потребителямуслуг по размещению кабеля связи в ЛКС.

Магаданским УФАС России было опрошено более 40 хозяйствующих субъектов имеющих лицензии на оказание услуг в области связи на территории Магаданской области. Из опрошенных субъектов владельцами ЛКС (продавцами) на рынке в границах г. Магадана являются хозяйствующие субъекты представленные в таблице 1.

КУМИ Мэрии г. Магадана, МУП г. Магадана «Горсвет» договоры на размещение кабелей связи на имеющемся недвижимом имуществе в 2008 – 2009г.г. не заключали.

Практически все хозяйствующие субъекты, оказывавшие услуги телематической связи на территории г. Магадана  имеют подвесную кабельную систему. При этом в 2008-2009г.г. договоры на размещение кабелей связи на крышах (стенах), опорах, а так же в кабельной канализации не заключались. Договорные отношения на размещение кабелей связи на крышах (стенах) начали формироваться между хозяйствующими субъектами и Мэрией, а так же ТСЖ только в начале 2010г.

 

Покупатели – операторы связи (организации, оказывающие или намеревающиеся оказывать услуги связи на основании лицензий на право оказания услуг связи).

 

3.    Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке.

Основным показателем для расчета объема товарного рынка является протяженность линейно-кабельного сооружения связи, используемого для размещения кабелей связи, в канало-киллометрах (кан./км.).

 
 

Общий объем товарного рынка рассчитывается как сумма протяженностей линейно-кабельных сооружений связи предоставленных в пользование (кан./км.)

Доля продавца рассчитывается как отношение протяженности линейно-кабельного сооружения, используемого для предоставления в пользование, в кан./км. к общей протяженности.

 

На основании приведенных в таблице данных можно сделать вывод, что в период 2008-2009г.г. на территории г. Магадана кабельную канализацию для размещения кабелей связи предоставляло в пользование только ОАО «Дальсвязь». Рынок является высококонцентрированным, монополизированным. Конкурентная среда не развита. В отношении ОАО «Дальсвязь» на рынке услуг по предоставлению ЛКС для размещения кабеля связи на территории г. Магадана выявлены признаки наличия доминирующего положения.

 
Ценообразование.

На территории г. Магадана услуги по предоставлению в пользование ЛКС в 2008-2009г.г. оказывали:

 - Магаданский филиал ОАО «Дальсвязь» оказывает услуги по предоставлению в пользование кабельной канализации на основании заключенных договоров (по размещению кабеля в кабельной канализации, предоставлению в пользование места в кабельной канализации). В 2008-2009г.г. договоры на предоставление в пользование кабельной канализации были заключены с : ООО «Дельтаком», СВ банк Сбербанка России, ОАО «Магаданэлектросеть», ООО «Светан», ООО «Алекон», Территориальное управление №9 Дальневосточного филиала ОАО «Ростелеком», ОАО «Магаданэнерго», Филиал «Аэронавигация Северо-Востока» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», Магаданский филиал ОАО АКБ «Росбанк», а так же с субъектами обеспечивающими услуги для нужд государства (информация составляет государственную тайну и иную служебную информацию).

Расчеты за вышеуказанные услуги осуществляются ежемесячно, начиная со дня фактического размещения кабеля связи в кабельной канализации, путем безналичных расчетов на основании выставляемых ОАО «Дальсвязь» счетов, счетов-фактур, актов. Сроки платежей оформляются соответствующими договорами. Цена на услуги по предоставлению в пользование кабельной канализации определяется в зависимости от емкости размещаемого кабеля связи (размера внешнего диаметра) и установлена частью 1 раздела 11 «Тарифы на услуги предоставления в пользование кабельной канализации и производственных площадей» Единого Прейскуранта «тарифы на услуги электросвязи и прочие услуги оказываемые населению и организациям ОАО «Дальсвязь», утвержденного приказом Генерального директора ОАО «Дальсвязь».

 

При использовании ЛКС для размещения собственных кабелей связи стоимость затрат в месяц на содержание ЛКС с учетом амортизации, в пересчете на 1 кан./км. собственного размещенного кабеля за вычетом дохода, полученного от услуг по предоставлению ЛКС в пользование, составила в 2008г. – 4444,0 руб., в 2009г. – 4263,0 руб.

 
5. Барьеры входа на рынки

Определение барьеров входа на рынок произведено на основе данных хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на исследуемом рынке. В соответствии с п. 46 Порядка проведения анализа, выявлены следующие барьеры:

1) экономические ограничения, в том числе:

- издержки получения доступа к необходимым ресурсам (в кабельной канализации – нет возможности вести прокладку в период замерзания каналов с февраля по июнь, кроме того, имеются трудности при получении технических условий на прокладку кабеля от владельцев опор, зданий, управления архитектуры города);

- отсутствие доступа потенциальных участников к ресурсам, предложение которых ограничено и которые распределены между хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом рынке (количество прокладываемых кабелей ограничено количеством свободных мест в каналах);

- необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений (рациональнее использовать уже имеющиеся линии по договору аренды, чем прокладывать новые) в краткосрочной перспективе, что тормозит развитие связи как отрасли экономики в долгосрочной перспективе; только крупные хозяйствующие субъекты или их объединения имеют возможность осуществлять крупные вложения в размещение кабелей связи путем инвестиций в строительство новых линейных объектов;

- наличие экономически оправданного минимального объема производства, обусловливающее для хозяйствующих субъектов более высокие затраты на единицу продукции до момента достижения такого объема производства (эффект масштаба производства) (не целесообразно начинать прокладку нового кабеля маленькой емкости/числа каналов и/или протяженности в целях последующей их передачи для размещения линий связи другими хозяйствующими субъектами, пока не появится достаточное число потенциальных покупателей, обеспечивающих экономическую целесообразность вложения инвестиций);

- преимущества хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, перед потенциальными участниками товарного рынка, в частности, по затратам на единицу продукции и по спросу на товар (хозяйствующие субъекты, уже имеющие проложенные кабели/линии связи, особенно в кабельной канализации, несут минимальные затраты при предоставлении места для размещения линии связи другого хозяйствующего субъекта, а также постоянный спрос на размещение);

2) административные ограничения, вводимые органами государственной власти и местного самоуправления и иными органами и организациями, наделенными правами данных органов (не противоречащие антимонопольному законодательству), в том числе:

- препятствия в отведении земельных участков (при согласовании у главного архитектора города, общего плана размещения кабеля/линии связи (на опорах, по зданиям и сооружениям), особенно в центральной части города);

- высокие цены на регистрацию прав на недвижимое имущество (многие хозяйствующие субъекты не зарегистрировали свои права);

3) другие ограничения входа на товарный рынок (большой риск повреждения кабеля при размещении его на опорах /домах; при реконструкции опор, владелец опор требует кабель демонтировать).

Все барьеры являются преодолимыми. Содействовать развитию данного рынка могут органы власти и местного самоуправления, как развитию связи вообще, как отрасли, так и размещению новых линий телефонной связи.

 
Выводы

1.                  Изученный  рынок услуг предоставления в пользование линейно-кабельных сооружений связи для размещения кабелей связи является высококонцентрированными. Конкурентная среда не развита.

2.                  В отношении ОАО «Дальсвязь» на рынке услуг  по предоставлению ЛКС (кабельной канализации) для размещения кабелей связи по итогам 2008-2009г.г. на территории г. Магадана выявлены признаки доминирующего положения.

3.                  Включить ОАО «Дальсвязь» в Реестр хозяйствующих субъектов имеющих на рынке определенного товара долю более 35%..... по услугам предоставление в пользование ЛКС (кабельной канализации) в географических границах г. Магадана