Аналитический отчет по результатам анализа конкуренции на рынках погрузо-разгрузочных работ по перевалке (переработке) нефти и нефтепродуктов в морском порту г. Магадан по итогам 2009г. и 1 п/г 2010

Сфера деятельности: Транспорт. Порты
Настоящее исследование проведено отделом контроля размещения государственного заказа в соответствии с поручением ФАС России №ЦА/33607 от 05.10.2010,  Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России №220 от 28.04.2010   (далее – Порядок) и приказом ФАС России от 17.01.2007 №5 «Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении контроля за экономической концентрацией», с целью определения состояния кон­курентной среды на рынке погрузочно–разгрузочных работ по перевалке (переработке) нефтепродуктов.
        Для определения оценки состояния конкурентной среды на исследуемых рынках проводилась расчетно-аналитическая работа по определению: продуктовых и географических границ рынков, субъектов рынков, объема товарных ресурсов рынков, рыночных долей хозяйствующих субъектов, количественных и качественных показателей структуры рынков.     
   Временной интервал исследования – 2009 год и 1 п/г 2010г.
Введение
 К специфическим особенностям северо-восточных территорий России, какой среди прочих является Магаданская область, относятся:
- значительная отдалённость от других регионов;
- отсутствие железнодорожного и регулярного автомобильного сообщения с другими регионами России;
- сырьевая направленность экономики и связанная с этим необходимость завоза всей номенклатуры жизненно необходимых МТР и товаров.
Доставка грузов для районов Крайнего Севера из центральных районов страны железной дорогой возможна только до морских портов Приморья и Хабаровского края. Далее грузы морем доставляются в порт Магадан.
Таким образом, завоз на территорию Магаданской области требует повышенных финансовых затрат и сложных организационно-технических мероприятий, которые обусловлены удалённостью и ограниченной транспортной доступностью региона, необходимостью создания за короткий навигационный период запасов средств жизнеобеспечения.
На территории Магаданской области отсутствуют производители нефтепродуктов, вся потребность в ГСМ удовлетворяется за счет завоза.
Термины и определения.
Опасные грузы - вещества и предметы, которые при транспортировании, погрузочно-разгрузочных работах и хранении могут послужить причиной взрыва, пожара или повреждения транспортных средств, складов, устройств, зданий и сооружений, а также гибели, травмирования, ожогов, облучения или заболевания людей и животных (по ГОСТ 19433-81. Грузы опасные. Классификация и знаки опасности).
Порт - транспортное предприятие на водных путях, имеющее в своем составе одно или несколько причалов с прилегающей территорией и акваторией.
Причал - комплекс сооружений и устройств, предназначенных для подхода, швартовки, стоянки, обработки и высадки пассажиров, грузовых операций и т.п. Различают причалы пассажирские, грузовые, судоремонтные и др.
Грузовой причал - причал, предназначенный для приема, хранения, выдачи и перегрузки грузов с одних судов на другие или на сухопутные виды транспорта или обратном направлении (по ГОСТ 23867-79).
 Пирс - конструктивное объединение причалов, выступающих в акваторию порта, для стоянки судов не менее чем с двух сторон (по ГОСТ 19185-72).
 Акватория порта - водная поверхность порта в установленных границах, обеспечивающая в своей части маневрирование и стоянку судов (по ГОСТ 19185-72).
Рейд - часть акватории порта для якорной стоянки судов (по ГОСТ 19185-72).
Наливной груз - жидкий груз, перевозимый наливом (по ГОСТ 15831-70).
Перегрузочные работы - перемещение груза из одного транспортного средства в другое непосредственно или через склад и внутрискладские помещения груза (по ГОСТ 23867-79).
Тара - это вид запасов, предназначенных для упаковки, транспортировки и хранения продукции, товаров и других материальных ценностей..."
Перевалка грузов - комплексный вид услуг и (или) работ по перегрузке грузов и (или) багажа с одного вида транспорта на другой вид транспорта при перевозках в прямом международном сообщении и непрямом международном сообщении, прямом и непрямом смешанном сообщении, в том числе перемещение грузов в границах морского порта и их технологическое накопление, или по перегрузке грузов без их технологического накопления с одного вида транспорта на другой вид транспорта (Федеральный закон от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации).
Магистральный нефтепровод (трубопровод) - совокупность технологически взаимосвязанных объектов, обеспечивающих транспортировку нефти или нефтепродуктов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, от мест приема до мест сдачи или перевалки на другие виды транспорта (Постановление Правительства РФ от 21.12.2009 N 1039
"О порядке подключения нефтеперерабатывающих заводов к магистральным нефтепроводам и (или) нефтепродуктопроводам и учета нефтеперерабатывающих заводов в Российской Федерации).
"...К магистральным нефтепроводам относятся трубопроводы, предназначенные для транспортировки нефти из районов ее добычи (от головных перекачивающих станций, расположенных на территории данного нефтяного промысла, месторождения) на предприятия по переработке нефти, нефтебазы, в железнодорожные, речные и морские пункты налива, а также ответвления (отводы) от нефтепроводов, предназначенные для подачи нефти на отдельные предприятия..." (Приказ Росстата от 27.08.2008 N 206 (ред. от 23.09.2009) "Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации статистического наблюдения за деятельностью, осуществляемой в сфере транспорта и связи, на 2009 год" (с изм. и доп., вступающими в силу с отчета за I квартал 2010 года).
1.      Продуктовые границы рынка
В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности,I «Транспорт и связь», классом 63 – вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность, подкласс 63.1 – транспортная обработка грузов и хранение, группа 63.11 – транспортная обработка грузов. продукции и услуг  ОК 029 – 2007 (КДЕС РЕД 1.1) от 22.11.2007 определена разделом
Согласно Федеральному закону №261-ФЗ от 08.11.2007 «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» - Перевалка грузов - комплексный вид услуг и (или) работ по перегрузке грузов и (или) багажа с одного вида транспорта на другой вид транспорта при перевозках в прямом международном сообщении и непрямом международном сообщении, прямом и непрямом смешанном сообщении, в том числе перемещение грузов в границах морского порта и их технологическое накопление, или по перегрузке грузов без их технологического накопления с одного вида транспорта на другой вид транспорта.
При определении продуктовых границ на рынке услуг по перевалке (переработке) нефтепродуктов анализировались условия договоров заключаемых хозяйствующими субъектами с потребителями услуг, а так же условия реализации товара.
Перевозка нефтепродуктов может осуществляться как наливом, так и в таре (бочки, канистры и т.д.), в связи с чем, при оказании услуг по перевалке (переработке)   хозяйствующими субъектами будут использоваться разные технические средства.
При оценки взаимозаменяемости  услуги  выделены следующие группы :
1. Перевозка груза на берег партиями с борта стоящего на рейде судна. Согласно применяемым в морском праве международно-правовым и специальным морским терминам, разгрузка грузов с судна, стоящего на рейде, является лихтеровкой (lightеr аgе), т.е. перевалка: выгрузкой судна с доставкой грузов от борта судна на берег лихтером (несамоходным морским судном), применение которого имеет место при осуществлении грузовых операций в рейдовых портах, а также в тех случаях, когда осадка судна с полным грузом не позволяет ему подойти к причалу, мелководному или необорудованному берегу, и часть груза, в связи с этим, выгружается или грузится на рейде.
2. Перекачка жидких нефтепродуктов от причальных сооружений по технологическим трубопроводам в резервуары для хранения и до насосных станций;
3.  Перевалка затаренных нефтепродуктов с борта судна на причал.
Таким образом, с точки зрения потребительской ценности услуги, ее доступности (с учетом оснащенности  хозяйствующих субъектов техническими средствами), географических границ, цены и качественных характеристик, рынок  услуг по перевалке (переработке) нефтепродуктов можно разделить на три типа:
 - перевалка жидких нефтепродуктов;
- перевалка затаренных нефтепродуктов;
- перевалка: с доставкой нефтепродуктов от борта судна на берег лихтером (несамоходным морским судном) или распаузка.
Для указанных способов перевалки барьеры входа на рынок существенно различаются.
В первом случае хозяйствующий субъект несет затраты: на аренду пирса, прокладку технологического трубопровода, возведение резервуаров для хранения нефтепродуктов, насосных станций, получение разрешений на работу с нефтепродуктами, что значительно повышает временные и денежные затраты на организацию доступа.
Существенным отличием по перевалке (переработке) затаренных нефтепродуктов и по перевалке с доставкой нефтепродуктов от борта судна на берег лихтером, является наличие: погрузочно-разгрузочной техники, наличие причальных сооружений, складских помещений, техники по перевозки нефтепродуктов на территории порта, несамоходных морских судов  и т.д.
По данным, предоставленным хозяйствующими субъектами на территории Магаданского морского порта осуществляется перевалка только наливных нефтепродуктов (с танкеров).
Кроме того, как отдельный рынок следует рассматривать так называемую распаузку – перевозку груза на берег партиями с борта стоящего на рейде судна. Согласно применяемым в морском праве международно-правовым и специальным морским терминам, разгрузка грузов с судна, стоящего на рейде, является лихтеровкой (lightеr аgе), т.е. перевалкой: выгрузкой судна с доставкой грузов от борта судна на берег лихтером (несамоходным морским судном), применение которого имеет место при осуществлении грузовых операций в рейдовых портах, а также в тех случаях, когда осадка судна с полным грузом не позволяет ему подойти к причалу, мелководному или необорудованному берегу, и часть груза, в связи с этим, выгружается или грузится на рейде. Географические границы этого рынка, учитывая, что завоз грузов (нефтепродуктов) морем обеспечивает посёлки побережья, определены административными границами Магаданской области.
Перевалка затаренных нефтепродуктовв Магаданском морском порту не осуществлялась.
С учетом вышеотмеченного, разновидность услуг по перевалке (переработке) нефтепродуктов не являются взаимозаменяемыми. Следовательно, выделенные рынки услуг по перевалке (переработке) нефтепродуктов являются отдельными товарными рынками.
2. Географические границы рынка – определены на основании информации полученной от хозяйствующих субъектов оказывающих услуги по перевалке (переработке) нефтепродуктов на территории в Магаданской области.
       1. Покупатели согласно заключенным договорам имеют возможность приобрести услугу по перевалке (переработке) нефтепродуктов (наливных) в Магаданском морском порту, таким образом, географические границы вышеназванной услуги определены территорией Магаданского морского порта. 
        2. Покупатели услуг по  перевалке (распаузке) нефтепродуктов имеют возможность получить эту услугу по месту расположения населенных пунктов вдоль морского побережья Магаданской области, таким образом, географические границы услуги по распаузке определены границами морского побережья Магаданской области.
3. Состав продавцов и покупателей
          На основании информации, представленной хозяйствующими субъектами определены   продавцы и покупатели на рынке погрузочно-разгрузочных работ по перевалке (переработке) нефтепродуктов в Магаданском морском порту.
Продавцы услуги по перевалке (переработке) нефтепродуктов:
1. ООО «Тосмар» - 685800, г. Магадан, ул. Билибина, 2а. ИНН – 4909034773, КПП – 490901001. Согласно техническим паспортам во владении ООО «Тосмар» оказывающего услуги по перевалке (переработке) нефтепродуктов находятся: собственный нефтепирс; технологические трубопровода от причальных сооружений до насосных станций (агрегатов), от насосных станций до резервуаров, от резервуаров до наливных устройств; 7 резервуаров для хранения жидких нефтепродуктов, устройства слива-налива, шланги грузовые, бункеровочные. ООО «Тосмар» оказывает услуги по переработке нефтепродуктов только ОАО «Колыманефтепродукт» и входит с обществом в одну группу лиц. Группа лиц в составе ООО «Тосмар» и ОАО «Колыманефтепродукт» включена в Реестр хозсубъектов имеющих на рынке определенного товара долю свыше 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов» (далее – Реестр). На основании изложенного можно сделать вывод что ООО «Тосмар» услуги по переработке нефтепродуктов сторонним организациям (покупателям)на территории Магаданского морского порта не оказывает.
2.ООО «Магаданнефто»- 685000, г. Магадан, Портовое шоссе, 201. ИНН -4900009476.Общество включено в Реестр хозсубъектов имеющих на рынке определенного товара долю свыше 35% …  в продуктовых границах: розничная торговля автобензином, в поселках: Армань, Атка, Палатка, Спорное, Оротукан, Омсукчан, Усть – Омчуг, Омчак, Колымское; хранение топочного мазута в Магаданской области.
Согласно техническим паспортам во владении ООО «Магаданнефто», оказывающего услуги по перевалке (переработке) нефтепродуктов, находятся: резервуарный парк, предназначенный для хранения жидких нефтепродуктов; технологические трубопроводы; шлангующие устройства для подачи на борт танкера, выгреб для случайного пролива нефтепродуктов, устройства налива нефти нефтепродуктов, насосные агрегаты и т.д.
Продавцом услуги по распаузке нефтепродуктов вдоль морского побережья Магаданской области является    ОАО «Магаданский морской торговый порт» - 685000, г. Магадан, Магаданский морской торговый порт. ИНН 4909047613. Общество включено Реестр хозяйствующих субъектов Магаданской области имеющих на рынке определенного товара долю более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов по распаузке с долей более 50% вдоль морского побережья Магаданской области (по результатам анализа рынка в 2009г.). В 1 п/г 2010г. Общество услуги по распаузке не оказывало (учитывая сезонность оказания услуг).
Покупатели  услуги по переработке нефтепродуктов - хозяйствующие субъекты, приобретающие нефтепродукты с нефтебаз и приобретающие услугу в рамках поставки: ООО «Колыманефтепродукт», ООО «Магадан-Энергонефтьпродукты» и др.
Потенциальные продавцы – хозяйствующие субъекты, имеющие необходимые технические средства для осуществления перевалки нефтепродуктов (например, ООО «Тосмар»).
4. Объем и количественные показатели структуры рынков:
         Количественной характеристикой товарных ресурсов рынков является объем оказанных услуг по погрузочно – разгрузочным работам по перевалке (переработке) нефтепродуктов в натуральном выражении.
Единственным продавцом услуг по перевалке (переработке) нефтепродуктов является ООО «Магаданнефто». Рынок  монополизирован. Конкуренция отсутствует.
5. Динамика цен на услуги погрузочно – разгрузочных работ по перевалке (переработке) нефтепродуктов.
Согласно ответам хозяйствующих субъектов оказывавших услуги по перевалке (переработке) нефтепродуктов сложились следующие цены:
 

 

наименование продавца услуги
стоимость перевалки, руб./тонну
на 01.01.09
на 01.01.10
на 01.07.10
на 01.10.10
ООО «Магаданнефто»
- светлые НП
-мазут
 
 
200,0
330,0
 
 
200,0
330,0
 
 
200,0
330,0
 
 
200,0
330,0
ООО «Тосмар» для ООО «Колыманефтепродукт»*
200
200
200
200
*перевалка и хранение
Согласно ответам хозяйствующих субъектов, стоимость 1 тонны перевалки (переработки) нефтепродуктов включает в себя комплекс мероприятий при проведении операций по приему нефтепродуктов с танкера в береговые резервуары, обеспечивающие контроль и сохранение качества нефтепродуктов в том числе: отбор проб и проведение анализа поступивших нефтепродуктов, прием нефтепродуктов, подготовка резервуаров к приему нефтепродуктов, швартовые работы, услуги по аренде пирса, перекачка нефтепродуктов в береговые резервуары, подготовка и продавка приемной трубы для перевалки мазута, подгорев мазута.
В 2009г. и 1 п/г 2010г. нарушений статей 10, 11 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» со стороны хозяйствующих субъектов на рынке перевалки нефтепродуктов не выявлено.
6. Барьеры входа на рынки нефтепродуктов.
          Основными барьерами вхождения на рынок услуг по перевалке (переработке) нефтепродуктов являются:
- высокие первоначальные капиталовложения;
- ограничение по спросу, небольшое количество хозяйствующих субъектов осуществляющих завоз нефтепродуктов на территорию Магаданской области;
-          административные ограничения, так для организации деятельности по перевалке (переработке) нефтепродуктов необходима лицензия на осуществление погрузо-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам в морских портах, лицензия на эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов, разрешение на выброс вредных веществ в атмосферу, свидетельство о регистрации опасных производственных объектов, страховка на каждый опасный производственный объект, заключение экспертизы промышленной безопасности на каждый резервуар и трубопровод и т.д. Барьеры входа на рынки труднопреодолимы с учётом больших начальных вложений на приобретение технических средств необходимых для перевалки нефтепродуктов, наличия территории в акватории Магаданского порта для размещения технических средств, а также необходимого лицензионного оформления.
7. Выводы и предложения.
      1. По итогам 2009г. и 1 п/г 2010г.  конкурентную среду на рынке услуг погрузочно – разгрузочных работ по перевалке (переработке) нефтепродуктов на территории Магаданского морского порта можно оценить как неразвитую.
      2. Конкурентная среда не развита. Рынок монополизирован.
      3. С учетом полученных результатов исследования Магаданского УФАС России, проводить на постоянной основе:
             - наблюдение за динамикой показателей рыночной концентрации;
             - контроль за рыночным поведением хозсубъектов, включенных в Реестр;
             - пресечение недобросовестной конкуренции;
             - предупреждение и пресечение соглашений и согласованных действий,   направленных на недопущение, ограничение, устранений конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов.
4. Включить в Реестр хозяйствующих субъектов имеющих на рынке определенного товара долю более 35%... ООО «Магаданнефто» по перевалке (переработке) нефтепродуктов с долей более 50% в географических границах Магаданского мосркого порта.