Анализ состояния конкурентной среды на рынке реализации сырого молока (предназначенного для дальнейшей переработки) в Магаданской области в 2008-2010гг

Сфера деятельности: Торговля
Анализ и оценка состояния конкуренции на рынке реализации сырого молока (предназначенного для дальнейшей переработки) в Магаданской проведены отделом контроля размещения государственного заказа во исполнение приказа ФАС России от 07.02.2011 № 66 «О Плане работы ФАС России по обзору и анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011-2012 годы» и в соответствии с Приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке». 
Для оценки состояния конкурентной среды на вышеназванном рынке услуг проведена расчетно-аналитическая работа по определению:
– продуктовых границ товарного рынка;
– географических границ товарного рынка;
– состава хозяйствующих субъектов рынка, действующих на товарном рынке;
– объёма товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке;
– уровня концентрации товарного рынка;
– барьеров входа на товарный рынок.
При анализе состояния конкуренции на товарном рынке в качестве исходной информации использовались:
- сведения, полученные от физических и юридических лиц - продавцов товара;
- сведения комитета сельского хозяйства и продовольствия администрации Магаданской области;
- сообщения средств массовой информации.
II. Предмет исследования
Предметом исследования являются товарные рынки, связанные с предоставлением услуг оптовой реализации сырого молока (предназначенного для дальнейшей переработки) в магаданской области. 
III. Определение временного интервала исследования товарного рынка
ременной интервал исследования товарных рынков определен в соответствии с заданием ФАС России – 2009-2010гг.
Исходя из целей исследования, проводился ретроспективный анализ.
IV. Определение географических границ товарного рынка
В соответствии с п. 4.1 Порядка процедура определения границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами, включает:
– предварительное определение географических границ товарного рынка;
– выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями);
– определение территорий входящих в географические границы товарного рынка.
Предварительно географические границы товарного рынка определены в соответствии со сложившейся организационно-транспортной схемой приобретения товара (услуги), исходя из состава продавцов и покупателей, а также методом установления фактических районов продаж (местонахождения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке.
Определение географических границ товарного рынка в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» основывается на экономической, технической или иной возможности либо целесообразности покупателя приобрести товар на территории Российской Федерации или ее части и отсутствии такой возможности либо целесообразности за ее пределами, а также готовности и возможности продавцов продать рассматриваемый товар в установленных географических границах.
При выявлении условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара покупателями, учитываются следующие: требования условий транспортировки товара (обеспечивающие сохранение потребительских свойств товара), организационно-транспортные схемы приобретения товара покупателями; возможность перемещения товара к покупателю или покупателя к товару; наличие, доступность и взаимозаменяемость транспортных средств для перемещения товара; расходы, связанные с поиском и приобретением товара, а также транспортные расходы; особенности территории в предварительно определенных географических границах товарного рынка.
В силу специфики исследуемого товарного рынка на географические границы данного рынка влияет ряд факторов.
Поскольку сырое молоко является скоропортящимся продуктом, то на географические границы исследуемого рынка влияет такой фактор как удаленность производителя молока от предприятий-переработчиков, а также требования к условиям транспортировки закупаемого товара, обеспечивающие сохранение его потребительских свойств.
Отсутствие, как правило, у предприятий-производителей молока холодильных установок и специального транспорта для перевозки молока обуславливают близость рынка сырого молока к переработчику. Как для сельскохозяйственных предприятий, так и для предприятий-переработчиков экономически целесообразно организовать доставку молока при минимальных транспортных расходах, которые ежегодно увеличиваются в связи с ростом цен на ГСМ, запчасти и т.д. Данное обстоятельство приводит к сужению географических границ рассматриваемого рынка. Предприятия-переработчики, как правило, молочные комбинаты в первую очередь закупают молоко от хозяйств района своего местонахождения и ближайших районов.
Вместе с тем, в связи с нехваткой сырья перерабатывающие предприятия вынуждены закупать и завозить сырое молоко и из более отдаленных районов с целью обеспечения загрузки производственных мощностей, что существенно расширяет фактические границы деятельности участников рынка.
Необходимым условием для обращения товара (сырого молока) является развитость транспортной составляющей - наличие и состояние дорог. Неудовлетворительное качество дорог в сельской местности и между отдельными районами также влияет на дальность перевозки молочного сырья и его качество и, соответственно, приводит к сужению границ рассматриваемого рынка.
Важным фактором, влияющим на условия обращения товара на рассматриваемом товарном рынке, является ограниченный срок хранения сырого молока (статья 6 Технического регламента на молоко и молочную продукцию), соответственно его закупка осуществляется на условиях, исключающих большие временные затраты на его хранение и доставку до перерабатывающих предприятий. Кроме того, в силу указанных обстоятельств, исключается возможность заготовки сырого молока впрок, в связи, с чем существует объективная необходимость обеспечения ежедневных закупок сырого молока для загрузки производственных мощностей молокоперерабатывающих предприятий.
Кроме того, существенными факторами, определяющими географические границы рынка сырого молока, является ценовая политика, сложившиеся хозяйственные связи, инфраструктура приемки и доставки молочного сырья.
Немаловажными факторами при определении географических границ рынка является конкуренция со стороны предприятий-переработчиков за получение необходимых объемов сырого молока, влияние сезонных факторов, меняющихся в течение года (в том числе объемы производства сырого молока, возможности его транспортировки), что делает географические границы закупки сырого молока «плавающими».
Производители сырого молока (фермерские хозяйства, индивидуальные предприниматели) расположены в муниципальных образованиях Магаданской области, таким образом, предварительно географические границы были определены территорией Магаданской области.
На основании полученной от хозяйствующих субъектов информации было выявлено следующее:
- производимые надои сырого молока используются хозяйствующими субъектам Магаданской области в основном для собственного производства молочной продукции (перерабатываются самостоятельно);
- поскольку молоко является скоропортящимся продуктом, то на географические границы исследуемого рынка влияет такой фактор, как удаленность производителя молока от предприятий переработчиков, а так же отсутствие специализированного автотранспорта (специальные цистерны), холодильных установок, большие транспортные расходы, что в свою очередь обуславливает близость рынка реализации молока (сырого) к переработчику и не позволяет производителям сырого молока  поставлять сырое молоко на длительные расстояния. При этом при небольших объемах надоя производителям не выгодно нести дополнительные затраты на покупку такой техники, наиболее экономичным представляется варианты: собственная переработка молока, реализация молока в пределах муниципального образования;
- в Магаданской области существует ограничение по спросу на сырое молоко. Единственным хозяйствующим субъектом, закупавшим сырое молоко в исследуемый период времени являлось ОАО «Городской молочный завод «Магаданский». Общество закупало молоко сырое только у хозяйствующих субъектов осуществляющих деятельность в Ольском районе Магаданской области.
Таким образом, экономическую и техническую возможность оказывать реализацию сырого молока предназначенного для дальнейшей переработки в ретроспективе хозяйствующие субъекты имели только на территории г. Магадана.
На основании вышесказанного предварительно определенные географические границы были уточнены и определены в пределах г. Магадана. 
V. Определение продуктовых границ товарного рынка
Предварительное определение товара (услуги) проведено на основе анализа предмета и условий договоров на поставку молока натурального коровьего - сырье, нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность, общероссийского классификатора продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 3.1. Порядка, определение продуктовых границ рынка предполагает предварительное определение товара, выявление свойств товара, определяющий выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, определение взаимозаменяемых товаров.
Федеральным законом от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (в редакции от 30.12.2008) определено понятие продовольственного сырья – сырье растительного, животного, микробиологического, минерального и искусственного происхождения и вода, используемые для изготовления пищевых продуктов.
Сырьем для производства молочной продукции является молоко. Молоко как продукт относится к социально значимой группе товаров.
В статье 4 Федерального закона от 12.06.2008 № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» (далее – Технический регламент) даны понятия молока и сырого молока.
Молоко – продукт нормальной физиологической секреции молочных желез сельскохозяйственных животных, полученный от одного или нескольких животных в период лактации при одном и более доении, без каких-либо добавлений к этому продукту или извлечений каких-либо веществ из него.
Сырое молоко – это молоко, не подвергавшееся термической обработке при температуре более чем 40 градусов Цельсия или обработке, в результате которой изменяются его составные части.
Существует различные виды молока, в том числе коровье, козье, кобылье. В промышленной переработке используется преимущественно коровье молоко.
Техническим регламентом, вступившим в силу с 2009 года, установлены требования, предъявляемые к сырому коровьему молоку. Согласно пункту 6 статьи 5 технического регламента, массовая доля сухих обезжиренных веществ в коровьем сыром молоке должна составлять не менее чем 8,2%. Плотность коровьего молока, массовая доля жира в котором составляет 3,5%, должна быть не менее чем 1027 килограммов на кубический метр при температуре 20 градусов Цельсия или не менее чем эквивалентное значение для молока, массовая доля жира в котором другая. При этом, к сырому молоку, используемому для производства пищевых продуктов с определенными потребительскими свойствами, могут предъявляться дополнительные требования, перечень которых изложен в пункте 7 статьи 4 Технического регламента.
Согласно пункту 4.3 ГОСТа Р 52054-2003 «Молоко коровье сырое» установлены определенные нормы по физико-химическим показателям (кислотность, группа чистоты, плотность, температура замерзания). В частности, молоко 1 сорта должно иметь кислотность от 16,00 до 18,00 град., группу чистоты не ниже 1, плотность не менее 1027,0 кг/куб.м, температуру замерзания не выше минус 0,52 град.С. В пункте 4.6 ГОСТа было предусмотрено, что базисная общероссийская норма массовой доли жира молока натурального коровьего – 3,4%; базисная норма массовой доли белка – 3%.
В зависимости от физико-химических показателей молоко натуральное коровье молоко (сырье) бывает высшего, первого, второго сорта и несортовое.
Рассматривая вопрос по взаимозаменяемости сырого молока, как сырья для производства молочной продукции, можно отметить, что технологический процесс изготовления отдельных видов продукции молочных комбинатов допускает оперативную замену сырого молока сухим молоком.
Сухое молоко является продуктом переработки сырого молока. Следовательно, несмотря на то, что сухое молоко может быть заменителем сырого молока при изготовлении отдельных молочных продуктов сухое молоко не является взаимозаменяемым продуктом при анализе указанного рынка.
Во-вторых, в связи с вступлением в действие Технического регламента на молоко и молочную продукцию, принятого в том числе в целях предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, и устанавливающего обязательные требования к молоку и молочной продукции, к процессам производства, хранения, перевозки, реализации молока и молочной продукции, определяющего формы и правила оценки соответствия данной продукции, правила ее идентификации, возросли требования к выпускаемой предприятиями-переработчиками молочной продукции и, соответственно, к сырью для ее производства.
Кроме того, необходимо учитывать также тот фактор, что молочная и кисломолочная продукция относятся к социально-значимой группе продуктов питания и большинство населения не готово заменить натуральные продукты иными. Потребительские предпочтения остаются на стороне натурального коровьего молока.
Соответственно, сухое молоко не может быть по своим свойствам признано сопоставимым с сырым молоком и не может быть заменено в процессе производственного потребления (переработки), учитывая различные качественные характеристики, применение и функциональное назначение.
Таким образом, выбор покупателя (предприятия-переработчика) относительно закупаемого для переработки сырья определяется в первую очередь действующими нормативными документами (в том числе Техническим регламентом); функциональным назначением товара (приобретение молока – сырья с целью переработки и производства молока и молочной продукции); а также потребительскими свойствами товара и его качественными характеристиками, определяющими выбор покупателя и предпочтения конечного потребителя.
В соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК-034-2007 (КПЕС 2002) от 01.01.2008 сырое молоко крупного рогатого скота классифицировано в разделе А – продукция сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства, в подгруппе 01. 12. 2 («молоко сырое крупного рогатого скота»).
Технологические схемы производства большинства видов молочной продукции предусматривают использование молока-сырья натурального.
Товаром на рынке закупки молочного сырья перерабатывающими предприятиями является сырое молоко коровье. Сфера обращения данного товара состоит из определенных этапов: производство молочного сырья сельхозпроизводителями – реализация ими молока – закупка молока перерабатывающими предприятиями. Закупка молока является последней стадией обращения данного товара в анализируемом сегменте товарного рынка.
Учитывая изложенное, продуктовые границы анализируемого рынка определены как молоко сырое для последующей переработки.
При этом, в силу изложенных выше требований к сырью для производства молочной продукции и требований к самой молочной продукции, а так же принимая во внимание, что сельхозпроизводители не могут предложить перерабатывающим предприятиям иной товар, в том числе сухое молоко, в рассматриваемой сфере обращения товара (молока сырого) этот товар не имеет заменителей.
VI. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих
на товарном рынке
В соответствии с пунктом 5.1 Порядка в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включатся хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.
Хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на рынке сырого молока - покупателями являются предприятия-переработчики молока (молочные заводы, комбинаты, иные хозяйствующие субъекты и индивидуальные предприниматели, имеющие цеха и оборудование по переработке молока), занимающиеся производством молочной продукции: молока различной жирности, сливок, цельномолочной и кисломолочной продукции, творога, сыра, масла животного, мороженого.
Производителями и поставщиками молочного сырья (продавцами сырого молока) являются сельскохозяйственные предприятия различных организационно-правовых форм собственности (ОАО, ЗАО, ООО, агрофирмы, СХПК и др.), крестьянско-фермерские хозяйства и хозяйства населения, которые, как правило, не имеют мощностей по хранению и переработке молока, поэтому при выборе покупателя руководствуются условиями реализации, территориальной близостью, формой и условиями расчетов.
Производственные отношения между поставщиками (продавцами) сырого молока и предприятиями-переработчиками (покупателями) строятся на договорной основе. В договоре сторонами предусматриваются качество, график поставки молока, способ и порядок приемки, срок, порядок и форма расчетов, ответственность сторон. Главными критериями определения цены являются: качество закупаемого молока (сортность, степень охлаждения, физико-химические показатели); объем поставляемого сырья; способ доставки сырого молока; сезонность производства поставляемого сырья. Однако, учитывая, что молоко является быстро портящимся продуктом, а для осуществления его переработки необходимы существенные финансовые вложения, которыми большинство сельхозпроизводителей не обладает, производители сырого молока не имеют, как правило, возможности воздействовать на цену сдаваемого им молочного сырья (особенно в летний период, когда возникает проблема «лишнего» молока в связи с увеличением его производства). Соответственно, цены на молочное сырье устанавливают покупатели (переработчики), которые в силу своего положения на рынке имеют возможность формировать закупочные цены, используя свое положение.
В ходе проведенного анализа установлено, что перерабатывающие предприятия на территории Магаданской области производят (могут производить) закупку молока (сырого) для производства собственной готовой молочной продукции.
Так, на территории г. Магадана основным производителем молока и цельномолочной продукции является ОАО Городской молочный завод «Магаданский» (далее Гормолзавод).Проектная мощность по переработке молочного сырья гормолзавода в 2010г. составляет 100 тонн в сутки, фактическая выработка 5,3 тонн, что свидетельствует о неполной загрузке мощностей предприятия (12,5%). Основная причина недозагрузки мощностей – отсутствие достаточного потребительского спроса. Свою продукцию Гормолзавод производит из сухого сырья (закупаемого в основном в ЦРС) и молока (сырого), закупаемого у крестьянско-фермерских хозяйств Магаданской области. В исследуемый период поставщиками молока (сырого) для ОАО Городской молочный завод «Магаданский» являлись: - ИП Дзауров Б.А. (685910, Магаданская обл., п. Ола, ул. Октябрьская, д.5, кв.13), ИП Исмаилов (685000, г. Магадан, ул. 3-я Транзитная, д.16).
Объемы переработанного сырого молока составили: 2008г. -268 тонн, 2009г. – 169 тонн, 2010г. – 301 тонна.  
На территории Магаданской области так же переработку сырого молока осуществляло КФХ Комарово (г. Магадан), МСАЧ «Энергетик» (Сусуманский район),  МУСП МО «Ольский район» «Новая Армань» и другие мелкие хозяйства.  Фактически по итогам 2008-2010г.г. вся цельномолочная продукция в районах области производилась перерабатывающими предприятиями из собственного сырья и закупка молока (сырого) у   сторонних предприятий, КФХ не производилась, однако исходя из объемов переработанного ими молочного сырья – можно сделать вывод, что все вышеперечисленные хозяйствующие субъекты являются потенциальными покупателями и продавцами молочного сырья.
VII. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих
субъектов на рынке
В соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, объем рынка определяется как сумма объемов закупки сырого молока для последующей переработки в географических границах г. Магадан.
Доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, поставляемой данным хозяйствующим субъектом на рассматриваемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка.
При определении объемов товарного рынка была использована информация, которая содержится в ответах хозяйствующих субъектов осуществлявших в исследуемый период молоко сырое.
Количественной характеристикой объема рынка является объем продаж в натуральном выражении (тонн). Объем рынка и доли хозяйствующих субъектов в соответствующих границах представлены в нижеследующей таблице № 1.
 

 

Наименование хозяйствующего субъекта
Объем, тонн
Доля, %
2008
2009
2010
2008
2009
2010
ИП Дзауров Б.А. (КФХ «Ольское»)
 
 
 
95,3
85,1
0
ИП Исмаилов И.Э.
 
 
 
4,7
14,9
100
Всего:
 
 
 
100
100
100
CR3
 
 
 
-
-
-
HHI
 
 
 
>2000
>2000
>2000
 
На рынке реализации сырого молока (предназначенного для дальнейшей переработки) в период 2008-2009гг. присутствовало 2 хозяйствующих субъекта, в 2010г. – один хозяйствующий субъект.
Исходя из показателей рыночной концентрации (за весь период исследования индекс HHI> 2000). Рынок можно охарактеризовать высоким уровнем концентрации. Конкуренция не развита.
VIII. Определение барьеров входа на товарный рынок
К основным барьерам входа на рынок относятся обстоятельства, препятствующие возможностям для новых хозяйствующих субъектов войти на товарный рынок. По информации, полученной от поставщиков, основными барьерами входа на региональные оптовые рынок реализации сырого молока являются:
1. экономические ограничения:
- низкие закупочные цены на молочное сырье для производства молочной продукции;
- ограниченные сроки хранения и продажи изучаемой продукции;
- высокие транспортные расходы;
2. ограничение по спросу на молочное сырье.
3. отдаленность производителей сырого молока от перерабатывающих предприятий.
 
С учетом вышеотмеченного можно признать, что барьеры входа на изученные региональные рынки по переработке молока сырого являются труднопреодолимыми.
IX. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке
1. Изученный рынок услуг реализации сырого молока (предназначенный для дальнейшей переработки) является высококонцентрированным из-за наличия труднопреодолимых барьеров входа новых участников. Рассматриваемый товарный рынок относится к рынку с неразвитой конкуренцией.
2. На рынке реализации сырого молока (предназначенный для дальнейшей переработки) в 2010г. в географических границах г. Магадана единственным поставщиком являлся ИП Исмаилов И.Э. доля которого составила соответственно 100%.
3. Проводить на постоянной основе:
- наблюдение за динамикой показателей рыночной концентрации;
- контроль за рыночным поведением местных производителей;
- работу по пресечению недобросовестной конкуренции.