Анализ рынка услуг авиатопливообеспечения в 2009-2010г.г.

Сфера деятельности: Промышленность

 Продуктовые границы

Авиатопливообеспечение воздушных перевозок – аэропортовая деятельность, направленная на обеспечение эксплуатации и обслуживании воздушных судов кондиционными авиаГСМ (прием, хранение, подготовка и выдача на заправку, заправка воздушных судов авиаГСМ).

Таким образом, в данном исследовании под товаром понимаются работы (услуги) по авиатопливообеспечению воздушных перевозок (прием авиаГСМ и специальных жидкостей на склад аэропорта; хранение авиаГСМ и специальных жидкостей; подготовка и выдача авиаГСМ и специальных жидкостей на заправку; заправка авиаГСМ и специальных жидкостей в воздушные суда).

Организации, обеспечивающие авиатопливообеспечение воздушных перевозок, могут выполнять как весь комплекс указанных работ (услуг), так и только их часть.

Товарные границы рынка определяются также исходя из характеристики и свойств товара (услуги), в том числе устанавливаемые в соответствии с Общероссийскими классификаторами – продукции по видам экономической деятельности. 

         Согласно ОКВЭД (ОК 029-2007 (КДЕС Ред.1.1) в действ. ред., услуги по аэропортовому обслуживанию могут быть исследованы по разделу «транспорт и связь», включающему в себя группу 63.23. – «Прочая вспомогательная деятельность воздушного и космического транспорта. Из которой выделены подгруппы услуг «эксплуатацию взлетно-посадочных полос и т.п.» (код 63.23.3) и «деятельность по наземному обслуживанию воздушных судов» (код. 63.23.4).

         Согласно ОКВЭД (ОК 029-2007 (КДЕС Ред.1.1) в действ. ред., услуги по хранению авиакеросина могут быть исследованы по разделу 63 «вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность», из которой выделена подгруппа услуги «хранение и складирование нефти и продуктов ее переработки (63.12.21).

 

В настоящее время рынок услуг по авиатопливообеспечению на территории аэропорта «Магадан» организован по трем основным схемам:

   - оказывают комплексную услугу с использованием собственного (приобретенного ТЗК) авиатоплива;  

   - оказывают авиакомпаниям услуги по хранению авиатоплива, приобретенного авиакомпаниями;

   - оказывают поставщикам авиатоплива услуги по хранению принадлежащего им авиатоплива и заправке воздушных судов авиакомпаний, с которыми у поставщиков нефтепродуктов заключены договоры на поставку авиатоплива в аэропорт.

 

Единственным продавцом оказывающим услуги по авиатопливообеспечению в 2009-2010г.г. на территории аэропорта является - ФГУП «Аэропорт Магадан». Владение объектами инфраструктуры аэропорта происходит на праве хозяйственного ведения.

Авиатопливообеспечением воздушных перевозок в ФГУП «Аэропорт Магадан» осуществляется службой ГСМ, которая является структурным подразделением предприятия (сертификат соответствия №ФАВТ А.04.02.093). Склад ГСМ предназначен для приема нефтепродуктов из АТЦ, хранения, переработки нефтепродуктов в резервуарном парке, а так же для отпуска авиакеросина для заправки ВС и незначительного количества дизельного топлива и бензина через АЗС для заправки спецавтотранспорта предприятия.

Нефтяные компании хранят на складах ГСМ только авиакеросин.

На предприятии разработана «Технология работы ФГУП «Аэропорт Магадан» по авиатопливообеспечению воздушных перевозок», утвержденная директором предприятия 27.05.2010г.

 

Покупатели услуг - авиакомпании, обслуживание которых осуществляется в данном аэропорту. По данным ФГУП «Аэропорт Магадан» в 2009-2010г.г. в аэропорту обслуживались следующие хозяйствующие субъекты: ОАО «Аэрофлот-РА», ОАО «Авиакомпания «Сибирь», ОАО «Владивосток АВИА», ОАО «Авиакомпания «Якутия», ФГУП «ЧукотАВИА», ОАО «Трансаэро» и другие (всего около 50 хозяйствующих субъектов).

 

Определение объема товарных ресурсов рынка и доли хозяйствующих субъектов. 

Количественной характеристикой рынка услуг по авиатопливообеспечению в 2009-2010г.г. являются следующие показатели: численность продавцов, действующих на данном товарном рынке; доли, занимаемые продавцами; объемы оказанных услуг в натуральном (тыс.тонн)  и стоимостном выражении (тыс.руб.); показатели рыночной концентрации.

Учитывая, что на изучаемом рынке услуг по авиатопливообеспечению единственным продавцом является ФГУП «Аэропорт Магадан», то рынок в рассматриваемых географических границах является монополизированным, данные по объемам оказанных услуг представлены в таблице 3.

 
Таблица 3

Наименование услуги по авиатопливообеспечению

Объем оказанных услуг, тыс. рублей

Доля, %

Объем оказанных услуг, тыс. тонн

Доля, %
2009
2010
2009
2010
2009
2010
2009
2010

Всего

 
 
100
100
 
 
100
100

В том числе:

 
 
 
 
 
 
 
 

1. Хранение авиакеросина

 
 
100
100
 
 
100
100

2. Услуга по заправке ВС

 
 
100
100
 
 
100
100

По итогам 2009-2010г.г. конкурентную среду на рынке услуг авиатопливообеспечения можно оценить как неразвитую. Рынок является монополизированным, высококонцентрированным. Доля Общества на вышеназванных рынках услуг составляет – 100%, HHI = 10000.

ФГУП «Аэропорт Магадан» включено в Реестр хозсубъектов имеющих долю на рынке определенного товара более 35% по заправке ВС, по хранению авиакеросина в географических границах аэропорта Магадан. А так же в Реестр субъектов естественных монополий.

 

Тарифы на услуги по заправке ВС и хранение ГСМ

           Стоимость услуги по заправке ВС авиатопливом с 25.04.2008г. установлена в размере -1210руб./т. В 2009г. стоимость услуги увеличена с 22.03.2009г. на 113,4% до 1372руб./т., с 19.10.2009г. стоимость услуги увеличена до 1785руб./т.. Средневзвешенная цена услуги в 2009г. составила -1418руб./т. В 2010г. стоимость услуги не менялась.

          Стоимость услуги по хранению авиаГСМ с 29.11.2008г. установлена в размере 460,5 руб. С 19.10.2009г. стоимость услуги увеличилась на 155,3% до 715 руб./тн. Средневзвешенная цена услуги в 2009г. составила -511,4 руб./т. В 2010г. стоимость услуги не менялась.

Тарифы являются едиными для всех потребителей. Льготные тарифы не устанавливаются.

 
 Рынок оптовой реализации авиакеросина в 2009-2010г.г.

Продуктовые границы

В соответствии с целью исследования товаром выступают услуги оптовой реализации авиакеросина. Основной целью данной деятельности является обеспечение авиапредприятий (авиакомпаний) авиакеросином, необходимым для заправки воздушного транспорта.

Согласно ОКВЭД (ОК 029-2007 (КДЕС Ред.1.1) в действ. ред., услуги по хранению авиакеросина могут быть исследованы по разделу 51 «оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговле автотранспортными средствами и мотоциклами», из которой выделена подгруппа «оптовая торговля моторным топливом, включая авиационный бензин (51.51.2).

Авиакеросин - это реактивное топливо, используемое в качестве авиационного топлива для самолетов дозвуковой и сверхзвуковой авиации. Авиапредприятиями используется, в основном, реактивное топливо марки ТС-1.

Состав продавцов и покупателей.

На территории Магаданской области отсутствуют производители нефтепродуктов, вся потребность в ГСМ удовлетворяется за счет завоза. Особенностями региональных рынков нефтепродуктов является также значительная удаленность от основных производителей и поставщиков ГСМ, сложная транспортная схема и связанные с этим высокие затраты по завозу.

Единственным поставщиком авиакеросина в регион является ООО «Колыманефтепродукт», для которого основными продавцами ТС-1 в 2009-2010г.г. выступали ООО «Хабнефтьпоставка» (г. Хабаровск), РН-Востокнефтепродукт» г. Хабаровск (общество является дочерним предприятием ОАО «НК Роснефть»), ООО «РН-АЭРО», ООО «Альянс-Бункер». Обществом завезено авиакеросина марки ТС-1 в 2009г. – 20833,520 тонн, в 2010г. – 26223,282 тонны.

В настоящее время Обществом в полном объеме обеспечивает авиатопливом нужды авиакомпаний осуществляющих полеты в г. Магадан. Завезенное авиатопливо на территории аэропорта хранится на складах ГСМ ФГУП «Аэропорт Магадан». В ходе исследования определены все продавцы, функционирующие на рынке услуг по оптовой реализации авиакеросина для заправки самолетов в географических границах аэропорта Магадан.

Продавцами на изучаемом рынке, являются оптово-посреднические предприятия, осуществляющие оптовую реализацию авиакеросина для заправки воздушных судов:   

ООО «Колыманефтепродукт» (ИНН 4900004453, г. Магадан, ул. Билибина, 2а) на территории аэропорта «Магадан» осуществляло реализацию авиатоплива ТС-1 для заправки ВС  авиакомпаниям: ООО «Аэрофлот», ОАО «ВладАвиа», ОАО «Авиакомпания «Якутия», Авиакомпания «Регион-Авиа», ГУАП «Чукотавиа», Авиакомпания «ИрАэро», Авиакомпания «Трансаэро», ООО Авиакомпания «Икар», воинские части и др. ООО «Колыманефтепродукт» находится в «Реестре хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35%...», в продуктовых границах - оптовая торговля авиатопливом на территории Магаданской области.

ООО «АВИКС» – На территории аэропорта «Магадан», осуществляет в небольших объемах реализацию ТС-1 как для чартерных ВС, так и для сторонних организаций.

ФГУП «Аэропорт Магадан» - является участником рынка оптовой реализации авиатоплива для заправки ВС. Предприятие в частном порядке осуществляет заправку иностранных ВС частной и деловой авиации. Остальные ВС заправляются авиатопливом сторонних организаций

Группа лиц в части входящих в нее: ООО «Колыманефтепродукт», ООО «Тосмар» включена в Реестр хозяйствующих субъектов имеющих, на рынке определенного товара долю более 35%, в продуктовых границах -  «Оптовая торговля авиатопливом», в географических границах - Магаданская область, с долей >65%.

Потенциально возможными конкурентами можно считать хозяйствующих субъектов:

- имеющих: необходимое оборудование, кадры, финансовые возможности для выхода на рынок реализации ТС-1 (ООО «Магаданнефто», ООО «Тосмар» и др.);

- выполняющих в данный момент оптово – посредническую деятельность оптовой реализации авиатоплива в других географических границах.

Покупатели:  - авиакомпании, осуществляющие внутрирегиональные и межрегиональные грузопассажирские перевозки, например: ООО «Аэрофлот», ОАО «ВладАвиа», ОАО «Авиакомпания «Якутия», Авиакомпания «Регион-Авиа», ГУАП «Чукотавиа», Авиакомпания «ИрАэро», Авиакомпания «Трансаэро», ООО Авиакомпания «Икар», воинские части и др.

Определение объема товарных ресурсов рынка и доли хозяйствующих субъектов. 

Для определения емкости рынка реализации авиакеросина для заправки ВС были использованы данные хозяйствующих субъектов, предоставленные на запросы Магаданского УФАС России.

Количественной характеристикой рынка реализации авиакеросина в 2009-2010г.г. являются следующие показатели: численность продавцов, действующих на данном товарном рынке; доли, занимаемые продавцами; объем продаж в натуральном выражении; показатели рыночной концентрации.

Объем товарных ресурсов рынков в установленных географических границах и доли хозяйствующих субъектов за 2009-2010г.г. представлены в таблице 4.

Таблица 4.

Количественные показатели рынка оптовой реализации авиакеросина

 в границах аэропорта «Магадан» в 2009-2010г.г.
 
Наименование ХС
Объем реализации, тонн
Доля в %
2009
2010
2009
2010

ООО «Колыманефтепродукт»

 
 
 
86,5
88,3
ООО «АВИКС»*
 
 
12,9
4,3
ФГУП «Аэропорт Магадан»
 
 
0,6
7,4
ИТОГО
 
 
100
100
HHI
 
 
>2000
>2000

*досчет по данным ООО «Колыманефтепродукт».

      В 2009-2010г.г. на рынке реализации авиакеросина (для заправки воздушного транспорта) присутствовало 3 хозяйствующих субъекта. Основной объем поставок на этом рынке осуществляет ООО «Колыманефтепродукт», доля которого составила: в 2009г. -86,5%, в 2010г. – 88,3%.  Исходя из значений показателей рыночной концентрации (HHI> 2000) рынок оптовой реализации авиакеросина для заправки воздушных судов в 2009-2010г.г.  является высококонцентрированным.  

Конкурентная среда не развита.

V. Определение барьеров входа на товарный рынок

 Качественные показатели структуры товарных рынков

По, информации полученной от поставщика услуг, основными барьерами входа на рынки изученных услуг являются:

- административные барьеры (лицензирование, особые правила хранения оптовых партий нефтепродуктов);

- барьеры капитальных затрат или объемы первоначальных инвестиций необходимых для входа на рынок;

-          ограничение по спросу, связанное с низкой платежеспособностью и сезонным характером деятельности авиапредприятий – основных потребителей авиакеросина;

-          экологические ограничения.

Косвенным подтверждениям наличия входных барьеров является отсутствие выхода на изучаемый рынок новых хозяйствующих субъектов с 2005г. С учетом вышеотмеченного, барьеры входа на рынки вышеназванных услуг в границах ФГУП «Аэропорт Магадан» можно признать труднопреодолимыми.

VI. Ситуация на рынке. Конкурентное законодательство.

Инспекцией управления с 11 апреля по 6 мая 2011г. проведена плановая проверка соблюдения ФГУП «Аэропорт Магадан» антимонопольного законодательства.

По результатам проверки:

1. Приказом №01-12/55 от 30.05.2011 в отношении ФГУП «Аэропорт «Магадан» возбуждено дело №03-10/7-2011 по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона РФ от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части установления, поддержания монопольно высоких цен, тарифов в 2008-2010г.г. По результатам рассмотрения дела комиссией признано, что ФГУП «Аэропорт Магадан» злоупотребило доминирующим положением, нарушило пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»   в части   превышения предельного уровня рентабельности, установленного Пунктом 7 Постановления Правительства РФ от 17.09.1992 № 724 «О государственном регулировании цен на энергоресурсы, другие виды продукции и услуги» в редакции Постановления Правительства РФ №600 от 26.06.1995 при оказании услуг по: кондиционированию ВС в 2008-2010г.г.,   авиационной переработке грузов –в 2009г., сопровождению транспортных средств сторонних организаций в 2009-2010г.г., персональному авиационному сопровождению багажа, груза, почты в 2008-2010г.г., предоставлению специальных технических средств АЛ-3 в 2009г., предоставлению специальных технических средств СПО-15М в 2009г., спец.обслуживанию пассажиров в 2008-2010г.г., посадке-высадке пассажиров (трап) в 2008-2009г.г., обслуживанию санузлов больших и прочих ВС в 2009-2010г.г., буксировке ВС (КРАЗ-225, БЕЛАЗ-7421) в 2008-2010г.г., предоставлению специальных технических средств МУС-1 в 2009-2010г.г., ущемляющим интересы иных лиц. В отдельное производство выделено дело, по признакам нарушения ФГУП «Аэропорт Магадан» пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»   в части превышения предельного уровня рентабельности при оказании услуг по гостиничному обслуживанию авиапассажиров, представителей юридических и физических лиц, осуществляющих перевозку воздушным транспортом с использованием аэропорта.

ФГУП «Аэропорт Магадан» выдано предписание №25 от 27.06.2011 о прекращении злоупотребления доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции и на прекращение ущемления интересов иных лиц, для чего, в срок до 15.08.2011г. привести тарифы на услуги спец.обслуживанию пассажиров (услуги VIPзала): в соответствие с экономически обоснованными затратами и прибылью, необходимыми для оказания услуг, не превышающими уровень рентабельность в размере 20%.

         В связи с тем, что при рассмотрении дела выявлено нарушение антимонопольного законодательства, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.31 КоАП РФ, возбуждено административное производство в отношении:

- ФГУП «Аэропорт «Магадан» (дело №03-36/35-2011 от 30.06.2011). По результатам рассмотрения дела вынесено Постановление№90 от 06.07.2011 о назначении административного наказания в виде уплаты штрафа в размере 1303200 рублей;

- должностного лица ФГУП «Аэропорт «Магадан» - заместителя директора по экономике и финансам, главного бухгалтера Мулюковой Р.Н.(передано на рассмотрение по подведомственности).

2. Возбуждено дело №04-1/3Т-2011 по признакам нарушения ФГУП «Аэропорт Магадан» пункта 11 части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» по факту заключения договора страхования гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу третьих лиц, окружающей среде в результате аварии или инцидента на опасном производственном объекте №R0945/787/00011/10 от 12.10.2010 с ОАО «АльфаСтрахование» филиал в г.Магадане без предшествующего этому отбора финансовых организаций путем проведения открытого конкурса/аукциона. По результатам рассмотрения дела выдано Предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, для чего прекратить нарушение части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2066 №135-ФЗ «О защите конкуренции»: уведомить ОАО «АльфаСтрахование» филиал в г.Магадане о предстоящем расторжении договора страхования гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу третьих лиц, окружающей среде в результате аварии или инцидента на опасном производственном объекте №R0945/787/00011/10 от 12.10.2010; осуществить отбор финансовой организации для оказания услуг по страхования гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу третьих лиц, окружающей среде в результате аварии или инцидента на опасном производственном объекте в соответствии с порядком, утвержденным Федеральным законом от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» при сохранении необходимости со стороны ФГУП «Аэропорт Магадан» в данных услугах.

3. Возбуждено дело №04-1/2Т-2011 по признакам нарушения ФГУП «Аэропорт Магадан» пункта 11 части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» по факту заключения договоров обязательного страхования автогражданской ответственности №1, 2 от 31.03.2011 с ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота» филиал в г.Магадане без предшествующего этому отбора финансовых организаций путем проведения открытого конкурса/аукциона. По результатам рассмотрения дела ь Федеральному государственному унитарному предприятию «Аэропорт Магадан» выдано предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, для чего прекратить нарушение части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2066 №135-ФЗ «О защите конкуренции»: уведомить ЗАО «Страховая группа «Спасские ворота» филиал в г.Магадане о предстоящем расторжении договоров обязательного страхования автогражданской ответственности №1, 2 от 31.03.2011; осуществить отбор финансовой организации для оказания услуг по обязательному страхованию автогражданской ответственности в соответствии с порядком, утвержденным Федеральным законом от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» при сохранении необходимости со стороны ФГУП «Аэропорт Магадан» в данных услугах.

VII. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

1.    По итогам 2009-2010г.г. конкурентную среду на рынке аэропортовых услуг можно оценить как неразвитую. Рынок является высококонцентрированным, монополизированным. Единственным поставщиком аэропортовых услуг является ФГУП «Аэропорт – Магадан».

2.    По итогам 2009-2010г.г. конкурентную среду на рынке услуг по хранению авиакеросина и заправке ВС можно оценить как неразвитую. Рынок является высококонцентрированным, монополизированным. Единственным поставщиком вышеназванных услуг является ФГУП «Аэропорт – Магадан».

3.    В 2009-2010г.г. по сравнению с предыдущими годами ситуация на региональном рынке реализации авиатоплива существенно не изменилась, так как основной объем поставок авиакеросина на рынок в географических границах «Аэропорта Магадан» осуществляло ООО «Колыманефтепродукт», доля которого составила в 2009-2010г.г. 86,5% и 88,3%. Конкурентную среду на рынке можно оценить как неразвитую. Рынок является высококонцентрированным.

VIII. Предложения.

1. Для обеспечения безопасности полетов авиатопливообеспечение в аэропортах Российской Федерации осуществляют специализированные организации - топливозаправочные комплексы (далее – ТЗК). ТЗК, в основном, самостоятельно закупают и реализуют топливо, не позволяя иным поставщикам, а также авиакомпаниям, хранить и заправлять топливо с использованием принадлежащей ТЗК инфраструктуры. Указанные действия приводят к формированию «монопольной» составляющей в цене на авиакеросин и росту цен на перевозки.

Для создания условий для развития конкуренции на рынке авиатопливообеспечения и, следовательно, роста конкурентоспособности российских аэропортов и авиаперевозчиков, необходимо:

-                    разработать и рекомендовать топливно-заправочным компаниям порядок предоставления доступа участников рынка к мощностям по хранению авиакеросина в аэропортах Российской Федерации на конкурсной основе;

-                    ввести законодательный запрет на совмещение топливно-заправочными компаниями деятельности по авиатопливообеспечению (оказание услуг по хранению, контроль качества, заправка воздушных судов) с реализацией авиатоплива.

-         для снижения роста оптовых цен на региональном оптовом рынке авиакеросина необходимо сокращение числа посредников в цепочки перепродавцов авиаГСМ.

2. С учетом полученных результатов исследования Магаданского УФАС России проводить на постоянной основе:

- наблюдение за динамикой показателей рыночной концентрации;

- контроль за рыночным поведение хозяйствующих субъектов, включенных в Реестр хозсубъектов имеющих долю на рынке определенного товара более 35% (ООО «Колыманефтепродукт», ФГУП «Аэропорт Магадан»);

- пресечение недобросовестной конкуренции;

- предупреждение и пресечение соглашений и согласованных действий направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов.