Аналитический отчет по результатам анализа рынка предоставлению услуг по предоставлению складов временного хранения товаров (мяса и мясной продукции) на территории г. Магадана в 2009 и 1 п/г 2010г

Сфера деятельности: Торговля; Промышленность

Настоящее исследование проведено отделом контроля размещения государственного заказа по заданию председателя Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утверждённым приказом ФАС России №108 от 25.04.2006 (далее - Порядок) и приказом ФАС России №5 от 17.01.2007 «Об утверждении Административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении контроля за экономической концентрацией», с целью определения положения ООО «Мясной склад» на рынке услуг по предоставлению складов временного хранения (далее СВХ) (мяса и мясной продукции) на территории г. Магадана

    Временной интервал исследования – 2009г. и 1 п/г 2010г.
Термины и определения

Согласно Таможенному Кодексу Российской Федерации:

Временное хранение товаров - таможенная процедура, при которой иностранные товары хранятся без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к ним ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, до их выпуска в соответствии с определенным таможенным режимом либо до помещения их под иную таможенную процедуру.

Временное хранение товаров осуществляется на складах временного хранения.

Складами временного хранения (СВХ) являются специально выделенные и обустроенные для этих целей помещения и (или) открытые площадки, соответствующие следующим требованиям:

1. Помещения и (или) открытые площадки, предназначенные для использования в качестве склада временного хранения, должны быть обустроены и оборудованы таким образом, чтобы обеспечить сохранность товаров, исключить доступ к ним посторонних лиц (не являющихся работниками склада, не обладающих полномочиями в отношении товаров либо не являющихся представителями лиц, обладающих такими полномочиями), а также обеспечить возможность проведения в отношении этих товаров таможенного контроля. Склады временного хранения должны располагаться в разумной близости от транспортных узлов и транспортных магистралей.

2. К помещениям и (или) открытым площадкам, предназначенным для использования в качестве склада временного хранения, должна прилегать охраняемая территория, оборудованная для стоянки транспортных средств, перевозящих товары, на время, необходимое для завершения внутреннего таможенного транзита. Указанная территория является зоной таможенного контроля. Транспортные средства, перевозящие находящиеся под таможенным контролем товары, могут въезжать в указанную зону в любое время суток.

3. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, устанавливает обязательные требования к обустройству, оборудованию и месту расположения складов временного хранения в целях обеспечения таможенного контроля.

Безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (далее - безопасность) - состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений;

Ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры - обязательные для исполнения требования и процедуры, устанавливаемые в целях защиты от рисков, возникающих в связи с проникновением, закреплением или распространением вредных организмов, заболеваний, переносчиков болезней или болезнетворных организмов, в том числе в случае переноса или распространения их животными и (или) растениями, с продукцией, грузами, материалами, транспортными средствами, с наличием добавок, загрязняющих веществ, токсинов, вредителей, сорных растений, болезнетворных организмов, в том числе с пищевыми продуктами или кормами, а также обязательные для исполнения требования и процедуры, устанавливаемые в целях предотвращения иного связанного с распространением вредных организмов ущерба;

Внутренний таможенный транзит - таможенная процедура, при которой иностранные товары перевозятся по таможенной территории Российской Федерации без уплаты таможенных пошлин, налогов и применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Применяется при перевозке товаров из места их прибытия до места нахождения таможенного органа назначения, из места нахождения товаров при их декларировании до места вывоза с таможенной территории Российской Федерации, между складами временного хранения, таможенными складами, а также в иных случаях перевозки иностранных товаров по таможенной территории Российской Федерации, если на эти товары не предоставлено обеспечение уплаты таможенных платежей..."

Декларирование соответствия - форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов;

Декларация о соответствии - документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов;

 1. Состав продавцов и покупателей

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, постоянно продающие (производящие) в его границах рассматриваемый товар, (услугу) в пределах определенного временного интервала.

Склады временного хранения являются зоной таможенного контроля. В соответствии с Таможенным Кодексом Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела ведет Реестр владельцев складов временного хранения.

Владельцем склада временного хранения может быть российское юридическое лицо, включенное в Реестр владельцев складов временного хранения. Владелец склада временного хранения осуществляет хранение товаров, находящихся под таможенным контролем, в случаях и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом.

Отношения владельца склада временного хранения с лицами, помещающими товары на хранение, строятся на договорной основе. Отказ владельца склада временного хранения (за исключением склада закрытого типа, используемого для хранения товаров владельца склада) от заключения договора при наличии у него возможности осуществить хранение товаров не допускается.

Состав продавцов в локальных границах г. Магадана определен на основании информации предоставленной Магаданской таможней о хозяйствующих субъектам имеющих свидетельство о включении в Реестр владельцев СВХ

Идентификация продавцов услуги по предоставлению места на СВХ товаров:

1.     ООО «Мясной склад», 685000, г. Магадан, ул.1-я Верхняя, д.25а. ИНН- 4909091789. Склад расположен в г. Магадане, ул. Зайцева, д.2. Объем склада – 3976,2 кв.м. Склад закрытого типа.

2.     ОАО «Магаданский морской торговый порт», 685000, Магаданский морской торговый порт, ИНН-4909047613. Два склада расположены на территории морского торгового порта. Объемы 3385 и 8448 кв. метров. Склады открытого типа.

3.     ООО «Глобал-Трэйдинг», 685000, г. Магадан, ул. Пролетарская, д 84-в. Склад расположен в г. Магадане, ул. Зайцева, д.1 «Ц», объем – 1188 кв. метров. Склад закрытого типа.

Покупатели – индивидуальные предприниматели и юридические лица Магаданской области.

2. Продуктовые границы

При определении продуктовых и географических границ товарного рынка использован метод, основанный на экспертных оценках характеристик и особенностей потребления услуг по предоставлению СВХ.

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1) для описания продуктовых границ рассматриваемого рынкавыбран класс - 63 Вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность; подкласс – 63.1 Транспортная обработка грузов и хранение; группа 63.12 хранение и складирование.

Взаимозаменяемость способов предоставления услуги СВХ в соответствии с пунктом 16 Порядка оценивается с точки зрения потребительской ценности товара по стоимостным (при этом оценивается как стоимость организации доступа к СВХ, так и плата за пользование ресурсами, т.е. плата за хранение) и качественными (оборудование мест хранения, вывоз, распространенность) параметрам.

При предварительной оценке взаимозаменяемости услуг по потреблению (лицензирование, общероссийские классификаторы, нормативные акты и т.д.) выделено две группы услуг СВХ:

- услуги СВХ открытого типа, если они доступны для хранения любых товаров и использования любыми лицами (ОАО «Магаданский морской торговый порт»);

- услуги СВХ закрытого типа, если они предназначены для хранения товаров владельца склада или для хранения определенных товаров, в том числе ограниченных в обороте и (или) требующих особых условий хранения (ОАО ООО «Мясной склад», ООО «Глобал-Трейдинг»).

В результате анализа было выявлено то, что разновидность хранимых товаров, и  доступ к складам хранения, рынок услуг можно сегментировать в зависимости от видов хранимых товаров и услуги предоставляемые складами открытого типа могут быть взаимозаменяемымис услугами предоставляемыми складами закрытого типа в части конкретного вида товара (в данном случае рассматривается хранение мяса и мясной продукции).

Однако, при выявлении свойств услуги (товара), определяющих выбор потребителя выявлено следующее.

Функциональное назначение: в соответствии с Приказами ФТС (от 17.10.2007 №1283 и от 06.05.2010 №893) таможенный пост морской порт Магадан  является местом декларирования товаров классифицируемых в товарной группе 02 (мясо и пищевые мясные субпродукты) в соответствии с ТН ВЭД России, ввозимых на таможенную территорию РФ и помещаемых под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления. При поступлении продукции в порт Магадан таможенный пост морской порт Магадан начинает процедуру внутреннего транзита, в этот период поступившие продукты (товары) находятся на складах временного хранения ОАО «Магаданский морской торговый порт». В данном случае СВХ являются зоной таможенного контроля. Зоны таможенного контроля создаются для целей проведения таможенного контроля в формах таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров и транспортных средств, их хранения и перемещения под таможенным наблюдением.

После закрытия процедуры внутреннего транзита, продукция отправляется на временное хранение на складах оснащенных холодильным (морозильным оборудованием с соблюдением обязательных требований, установленных в соответствии с законодательством РФ (приказ ФТС №1497 от 06.12.2007, Приказ Министерства сельского хозяйства РФ №542/2013 от 05.11.2009г.), где проходит дополнительные процедуры (декларирование соответствия, ветеринарно-санитарный контроль и т.д.).

Таким образом, СВХ ОАО «Магаданский морской торговый порт» фактически созданы для таможенной процедуры внутреннего транзита, а склады СВХ расположенные вне морского порта для дополнительных процедур таможенного контроля (декларирование соответствия, ветеринарно-санитарный контроль и т.д.).

 На основании вышеизложенного, в зависимости от функционального назначения складов и операций (услуг) совершаемых на СВХ услуги предоставляемые ОАО «Магаданский морской торговый порт»  не могут быть взаимозаменяемыми с услугами предоставляемыми СВХ ООО «Мясной склад» и ООО «Глобал-Трейдинг».  
 
 Географические границы рынков

Географические границы исследуемого рынкаопределены как территория, на которой покупатели Магаданской области имеют экономическую возможность приобрести изучаемый товар.

При определении географических границ рынка услуг по предоставлению временного хранения товаров была использована информация, содержащаяся в ответах основ­ных продавцов изучаемой услуги на запросы Магаданского УФАС России, а так же Магаданской таможни.

При этом учтены следующие факторы:

- все продавцы услуг по предоставлению складов временного хранения товаров находятся в г. Магадане;

 - склады временного хранения так же расположены на территории г. Магадана и потребители рассматриваемой услуги могут получить ее только в пределах нахождения складов.

Таким образом, географические границы рынка услуг по предоставлению места на СВХ товаров совпадают с границами г. Магадана.

 
   Количественные показатели структуры рынков

Количественными показателями, характеризующими структуру товарного рынка, являются: численность продавцов, действующих на данном товарном рынке; доли, занимаемые продавцами на данном товарном рынке; показатели рыночной концентрации.

Для определения емкости исследуемого рынка использована информация, полученная в ответ на запросы Магаданского УФАС России от хозяйствующих субъектов имеющих в наличии склады временного хранения.

На основании данных представленных хозяйствующими субъектами,осуществляющими услуги по предоставлению СВХ товаров (мяса и мясной продукции) были определены объемы оказываемых услуг в натуральном выражении (тонн). Данные приведены в таблице 1.

 По данным предоставленным хозяйствующими субъектами было определено следующее. В 2009г. и 1 п/г 2010г. СВХ ООО «Мясной склад» обработано 238 и соответственно 147 контейнеров. ООО «Глобал – Трейдинг» - 76 и соответственно 22 контейнера. При этом лидирующее положение по хранению мяса (мясной продукции) на складах СВХ занимало ООО «Мясной склад» с долями 76,2% и 87,4%. (в 2010г. доля общества увеличилась в связи с уходом ООО «Глобал–Трейдинг»). Рынок является высококонцентрированным. Конкурентная среда не развита.

В отношении ООО «Мясной склад» выявлены признаки доминирующего положения.

Барьеры входа на рынки

Барьеры входа на рынки относятся к качественным показателям, характеризующим структуру товарного рынка.             Это обстоятельства, препятствующие возможностям для новых хозяйствующих субъектов войти на товарный рынок.

Основными барьерами входа на рынок услуг по предоставлению СВХ товаров являются:

      - административные барьеры (таможенный контроль – включение в Реестр владельцев СВХ,  особые правила хранения товаров);

- необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений (рациональнее использовать уже имеющиеся склады, чем создавать новые). 

- наличие экономически оправданного минимального объема производства, обусловливающее для хозяйствующих субъектов более высокие затраты на единицу продукции до момента достижения такого объема производства (эффект масштаба производства) (не целесообразно создавать новые склады пока не появится достаточное число потенциальных покупателей услуги, обеспечивающих экономическую целесообразность вложения инвестиций);

- преимущества хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, перед потенциальными участниками товарного рынка, в частности, по затратам на единицу продукции и по спросу на товар (хозяйствующие субъекты, уже имеющие СВХ, несут минимальные затраты при предоставлении услуги хранения, а также постоянный спрос);

К косвенным подтверждениям наличия входных барьеров относится отсутствие выхода на изучаемый рынок новых хозяйствующих субъектов. В  1п/г 2010 на изучаемом рынке количество хозяйствующих субъектов сократилось.

При наличии спроса на услугу барьеры можно признать преодолимыми.

Выводы и предложения

1.     За исследованный период конкурентную среду на рынке услуг  по предоставлению складов временного хранения товаров (мяса и мясной продукции) можно оценить как неразвитую. Рынок является высококонцентрированным, монополизированным.

2.     Включить в Реестр хозяйствующих субъектов имеющих на рынке определенного товара долю более 35%.... ООО «Мясной склад» по услугам предоставления места на СВХ товаров с долей более 50%, в географических границах г. Магадана