Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкуренции на рынке оптовой реализации мяса на территории Магаданской области по итогам 2007 -2008гг

Сфера деятельности: Торговля

Настоящее исследование проведено отделом по контролю за размещением государственного заказа в соответствии с планом работы и  Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на  товарном рынке, утвержденным  приказом ФАС  России №108 от 25.04.2006   (далее – Порядок). 

 

Для оценки состояния конкурентной среды на исследуемом рынке проводилась расчетно-аналитическая работа по определению: продуктовых и географических границ рынков, субъектов рынков, объёма товарных ресурсов рынка, рыночных долей хозяйствующих субъектов, количественных и качественных показателей структуры рынков.

 

Введение

Производство мяса в северных условиях является нерентабельным, но необходимым для обеспечения (хотя бы частично) жителей Магаданской области натуральными продуктами питания.

Уровень развития сельского хозяйства Магаданской области в силу природно – географических факторов никогда не был достаточным для полного удовлетворения северян мясопродукцией. Согласно закону Магаданской области «О потребительской корзине в Магаданской области» №653 – ОЗ от 23.12.2005, норма потребления мясопродукции в среднем на 1 человека в год составляет 36,8 кг.

По данным статистических наблюдений в 2007г.   производство скота и птицы на убой (в живом весе)  крупными, средними и малыми сельскохозяйственными организациями на территории Магаданской области составило – 172,0 тонны. В 2008г. производство выросло в  4,5 раза и составило  - 801,1 тонну. Тем не менее, в пересчете на одного жителя Магаданской области в 2008г. производилось в среднем – 4,9 кг. мяса, что в 7,5 раз ниже нормы потребления. Таким образом, сельским хозяйством региона обеспечение текущего потребления, а так же формирование продовольственного фонда  невозможно без регулярных поставок извне.

 

Термины и определения (Гост Р 51303-99 – Торговля)

Оптовая торговля – торговля товарами с последующей их перепродажей или профессиональным использованием.

Товарные ресурсы – продукция производимая внутри страны и завозимая по импорту, предназначенная для продажи населению, снабжения социальных учреждений и спецконтингента потребителей, переработки и хозяйственных нужд, а так же создания товарных запасов.

Ассортимент товаров -  - набор товаров и услуг, объединенных по какому –либо одному или совокупности признаков.

Продавец – организация или индивидуальный предприниматель, реализующие товары и оказывающие услуги покупателю по договору купли – продажи.

Покупатель – юридические и физические лица, использующие, приобретающие, заказывающие либо имеющие намерение приобрести или заказать товары и услуги.

Оптовая цена – цена товара реализуемого продавцом или поставщиком покупателю, с целью его последующей перепродажи или профессионального использования.

 

 

Продуктовые границы

Товаром на изучаемом рынке будет выступать оптовая реализации мяса (свежего, охлажденного, мороженного).

Продуктовые границы рынка определены согласно ответам хозяйствующих субъектов, а так же  ОКВЭД (ОК 029-2001 от 01.01.2003, в действующей редакции). Согласно вышеназванного классификатора определен раздел G – оптовая и розничная торговля, из которого выделена группа услуги – 51.32 – оптовая торговля мясом, мясом птицы, продуктами и консервами  из мяса и мяса птицы из которой  выделена подгруппа – 51.32.1 – оптовая торговля мясом и мясом птицы, включая субпродукты (включающая виды деятельности: 51.32.11- оптовая торговля мясом, включая субпродукты, 51.32.12 – оптовая торговля мясом птицы, включая субпродукты).

Рынок  мяса (мороженного, охлажденного) в Магаданской области   на момент исследования представлен:

- продукцией зарубежных производителей (США, Австралия, Бразилия и др.).

- продукцией отечественных производителей (ЗАО «Мясной двор» г. Владивосток, ООО «Бройлер М» г. Москва, ООО «АГ «Алтайские закрома» г. Барнаул, ООО «Компания «ГРАСП» г. Владивосток и др.)

- продукцией местных предприятий,  хозяйств.

 

Основу определения продуктовых границ рынка оптовой реализации мяса (охлажденного, мороженного) составляет мнение покупателей. Выборочный опрос населения проводился специалистами Магаданского УФАС России с помощью анкет. 

Анализ анкетирования  показал, что 82% опрошенных респондентов  отдают предпочтение  мясу охлажденному и замороженному (исходя из  технологической обработки и содержания питательных веществ). Из них 22% причисляют еще и субпродукты (мороженные, охлажденные), так как по содержанию питательных веществ они не уступают мясу

 Почти для половины северян мясо птицы и мясо домашних животных и субпродукты являются взаимозаменяемыми продуктами питания (58%). Настоящий опрос так же показал, что покупателей интересует продукция отечественного производства 42%. Однако большая часть населения вынуждена покупать импортное мясо, т.к. решающим фактором выбора при совершении покупки является цена 60%.

Так как на рынке товаром выступает мясо (охлажденное, замороженное), то в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОК-004 – 93) в действующей редакции был установлен код продукции – 1511000 – «Мясо и мясные продукты», который включает в себя следующую продукцию:

1511010 - Мясо домашних животных свежее,  охлажденное,  замороженное;

1511011- Мясо крупного    рогатого   скота   свежее,   охлажденное, замороженное [1511110] - [1511132];

1511012 - Свинина свежая,  охлажденная,  замороженная  [1511140]   -  [1511160];

1511013 Баранина и  козлятина  свежая,  охлажденная,  замороженная [1511170] - [1511183];

1511020 Пищевые субпродукты   и   мясо   домашних   животных,   не    включенных в  другие  группировки,  свежие,   охлажденные,   замороженные

1511022 - Мясо и   пищевые   субпродукты   домашней   птицы  свежие,        охлажденные, замороженные [1511230] - [1511249];

1511023 Прочее мясо  и  пищевые  субпродукты свежие,  охлажденные,         замороженные [1511260] - [1511279]

 

Географические границы

При определении географических границ рынка услуг в области оптовой реализации мяса (мороженного, охлажденного) в регионе, теруправление опиралось на представленные хозяйствующими субъектами данные о степени сходства услуг, возможностей потребителей, спроса (объемов реализованных услуг), величины затрат на перемещение потребителя к продавцу. Таким образом, были сопоставлены следующие факторы:

- сопоставляя  численность потребителей (хозяйствующих субъектов осуществляющих оптовую закупку мяса у поставщиков), необходимо отметить, что их основная  масса  находится на территории г. Магадана (закупает продукцию на оптовых складах расположенных в городе);

- в локальных границах Магаданской области  местные производители оптовую торговлю практически не оказывают и их доля в  производстве мяса очень мала.

- транспортные расходы на перемещение покупателей к пункту оптовых закупок мяса  можно отнести к категории значительных. Однако, исходя из того, что на территориях районов области практически отсутствует местное производство мяса, а спрос на продукцию имеется, потребность населения в мясе (свежем, охлажденном, замороженном) удовлетворяется  за счет завоза (более 80% - завозная продукция).

Вышеназванные обстоятельства  позволяют объединить в  один рынок  территории районов Магаданской области и г. Магадана.

Таким образом, географические границы рынка оптовой реализации определены территорией Магаданской области.

 

Исследуемым периодом является 2007-2008г.г.

Состав продавцов и покупателей

Состав продавцов и покупателей, географические границы регионального рынка по оптовой реализации мяса (охлажденного, замороженного)  определены по информации, полученной от:

-  от администраций муниципальных образований Магаданской области;

- управления Россельхознадзора по Магаданской области;

- территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Магаданской области;

- хозяйствующих субъектов Магаданской области.

Продавцы.

Фермерские и личные подсобные хозяйства на территории Магаданской области практически не осуществляют оптовую реализацию мяса, так как объем производства этих хозяйств не велик. Они реализуют продукцию в основном на рынках города и районов области в розницу. Таким образом, на продовольственном рынке образовавшуюся нишу заняли коммерческие структуры, которые завозят указанную продукцию на территорию области из других регионов страны и из – за рубежа.

Заметную долю в поставках мяса имеют те хозяйствующие субъекты, у которых в наличии имеются складские помещения, холодильное оборудование и сложившийся круг поставщиков и потребителей.

Покупателями на исследуемых рынках выступают организации мелкооптовой и розничной торговли, учреждения социальной сферы, организации общественного питания в  границах муниципальных образований Магаданской области.

В качестве потенциально возможных продавцов на исследуемом рынке выступают:

- вновь создающиеся хозяйствующие субъекты, имеющие материально-техническую базу для производства и хранения мяса (охлажденного, замороженного);

- предприятия, ранее прекратившие, но имеющие возможность возобновить производство мяса и оптовую реализацию (охлажденного, замороженного) по изучаемой номенклатуре;

- организации оптовой торговли и индивидуальные предприниматели, осуществляющие завоз мяса (охлажденного, мороженного)  для собственных нужд.

- организации оптовой торговли и индивидуальные предприниматели, осуществляющие регулярные поставки на рынки Магаданской области продукции по другим товарным группам.

 

Кроме того, потенциальными конкурентами можно назвать население Магаданской области, которым производится и реализуется мясо (охлажденное мороженное), но в исследованный период времени реализовывалось в розницу.

Состав продавцов и покупателей представлен в таблице 2.

 

 

Таблица 2

Состав продавцов и покупателей

 

 

Продуктовые границы

 

Продавцы

Покупатели

оптовая реализация мяса (свежее, охлажденного, замороженного)

ИП Немыткин В.А., МУСХП «Новая Армань», ИП Сечкина Н.А., ИП Марков В.А., ООО «Мясной склад»,  ООО «Тихрыбком», ООО «Сандал» ООО «Деал», ООО «Авант-Инвест», ООО «Славянский продукт», ИП Иващенко Е.В., ИП Мелкова Г.Н., ИП Гаврисевич О.Л., ИП Высочина М.П., ООО «Ульяна», ООО «Крыница», ООО «Акиба», ИП Борзых В.Д.,  ИП Селин Л.В.

-организации мелкооптовой и розничной торговли, осуществляющие деятельность в административно-территориальных границах муниципальных образований Магаданской области и г.Магадана;

- учреждения социальной сферы (детские сады, школы, больницы и проч.), расположенных в административно-территориальных границах муниципальных образований Магаданской области и г.Магадана;

-организации общественного питания, находящихся в административно-территориальных границах муниципальных образований Магаданской области и г.Магадана.

   В соответствии с п.13 статьи 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на рынке оптовой реализации мяса (свежего, охлажденного, мороженного) сложилась группа лиц в части входящих в нее: ООО «Авант-Инвест»,  ИП Сечкина Н.А.

Количественные показатели структуры рынков

Количественными показателями, характеризующими структуру товарного рынка, являются: численность продавцов, действующих на данном товарном рынке; доли, занимаемые продавцами  на данном товарном рынке; показатели рыночной концентрации.

Для определения емкости исследуемых рынков использована информация, полученная в ответ на запросы Магаданского УФАС России от:

- муниципальных образований Магаданской области;

-  хозяйствующих субъектов;

       - территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Магаданской области;

 

Количественной характеристикой товарных ресурсов изучаемого рынка является объем оптовой реализации мяса (охлажденного, мороженного) в натуральном выражении (тонн).

Основные объемы оптовой реализации мяса (охлажденного, мороженного) в 2007 – 2008г.г. принадлежали организациям оптовой торговли и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим завоз продукции из других регионов страны: ИП Немыткин В.А., ИП Марков В.А., ООО «Ульяна», ИП Селин Л.В., группа лиц: ООО «Авант – Инвест» и ИП Сечкина Н.А.

Согласно статье 5 Федерального закона 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» выявлены признаки наличия коллективного доминирования   вышеперечисленных хозяйствующих с учетом следующих условий:

1.                 совокупная доля вышеназванных хозяйствующих субъектов превышала 70% и составляла в 2007г. -80,9%, в 2008г. – 79,2%. При этом доля каждого из перечисленных субъектов более 8%.

2.                 в результате анализа не выявлено товаров - заменителей, при этом спрос на изучаемую продукцию остается стабильным, несмотря на рост цен, в  связи с тем, мясо (свежее, мороженное, охлажденное) является одним их основных продуктов белкового наполнения рациона населения, а так же основой для производства мясных изделий, мясных полуфабрикатов и других изделий с содержанием мяса. 

3.                доли хозяйствующих субъектов в течение изучаемого периода остаются относительно стабильными. На основании наличия труднопреодолимых барьеров, следует вывод о том, что доступ на рынок услуг по подготовке водителей автотранспортных средств новых хозяйствующих субъектов затруднен.

     Несмотря на появление новых хозяйствующих субъектов в 2008г. их доля в оптовой реализации мяса остается незначительной в силу того, что поставки часто носят разовый характер, а так же требуют больших материальных затрат.

  В соответствии со значениями индексов рыночной концентрации по итогам 2007 и 2008г.г.(45%<CR=52,8(55,2)<70%;   1000<HHI<2000)  уровень концентрации товарного рынка можно охарактеризовать как умеренный. Конкуренция на рынке развита.

 

Качественные показатели структуры рынков

Качественными показателями, характеризующими структуру товарного рынка, являются:

- наличие (или отсутствие) барьеров входа на рынок для потенциальных конкурентов, степень их преодолимости;

- открытость рынка для межрегиональной и международной торговли.

 

Барьеры входа на рынки

К барьерам входа на рынок относятся обстоятельства, препятствующие возможностям для новых хозяйствующих субъектов войти на товарный рынок. По информации, полученной от оптовых продавцов, основными барьерами входа на региональный оптовый рынок  реализации мяса (охлажденного, мороженного) являются административные ограничения:

- длительная и трудоемкая процедура по оформлению документов на мясо (сертификаты качества, затраты по растормаживанию продукции как в г. Владивостоке, так и на территории Магаданской области при вывозе за СЭЗ)

- материально – техническое обеспечение  - рынок может быть организован юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, которому принадлежат объект или объекты недвижимости (склады, морозильные камеры и т.д.), расположенные на территории, в пределах которой предполагается организация рынка.

- высокие транспортные расходы.

С учетом вышеотмеченного можно признать, что барьеры входа на региональные оптовый рынок мяса  являются труднопреодолимыми. Доступ на рынок затруднен.

 

Средние отпускные цены на мясо (свежее, охлажденное, мороженое)

 

 

Наименование хозяйствующего субъекта

Средние отпускные цены,    руб./кг

на 01.01. 2007

на 01.01. 2008

на 01.01.2009

Говядина, руб./кг

 - ИП Немыткин В.А

-МУСХП «Новая Армань»

-УМСП «Энергетик плюс»

- ИП Сечкина Н.А.

- ООО «Мясной склад»

- ИП Марков В.А.

- ООО «Сандал»

-ООО «Авант-Инвест»

-ООО «Славянский продукт»

- ИП Иващенко Е.В.

- ИП Мелкова Г.Н.

- ООО «Ульяна»

- ООО «Крыница»

- ИП Селин Л.В.

 

 

 

 

 

143,12

-

-

115,0

0,0

147,5

0,0

110,0

120,0

 

130,0

0,0

0,0

0,0

150,0

 

 

156,50

55,40

150,0

130,0

145,0

145,0

170,0

125,0

142,0

 

150,0

0,0

150,0

0,0

165,0

 

178,24

89,80

150,0

160,0

0,0

155,0

175,0

160,0

174,0

 

180,0

180,0

179,0

165,0

190,0

Свинина, руб./кг

 - ИП Немыткин В.А

- ИП Сечкина Н.А.

- ООО «Тихрыбком»

- ООО «Мясной склад»

- ИП Марков В.А.

- ООО «Сандал»

-ООО «Авант-Инвест»

-ООО «Славянский продукт»

- ИП Иващенко Е.В.

- ИП Мелкова Г.Н.

 - ИП Высочина М.П.

- ООО «Ульяна»

- ООО «Крыница»

- ИП Селин Л.В.

 

 

 

 

108,12

112,5

105,0

0,0

122,0

0,0

107,5

125,0

 

115,0

0,0

0,0

0,0

0,0

100,5

 

 

 

122,04

120,0

105,0

99,0

137,7

160,0

115,0

129,0

 

130,0

0,0

120,0

135,0

0,0

113,7

 

155,81

162,5

127,0

0,0

138,3

160,0

162,5

157,0

 

175,0

175,0

167,0

165,0

175,0

165,0

Оленина руб./кг

 - МУСХП «Ирбычан»

-

 

 

200,00

 

200,00

 

250,00

Мясо птицы, руб./кг

 - ИП Немыткин В.А

- ИП Сечкина Н.А.

- ООО «Тихрыбком»

- ООО «Мясной склад»

- ООО «Деал»

- ИП Марков В.А.

- ООО «Сандал»

-ООО «Авант-Инвест»

-ООО «Славянский продукт»

- ИП Иващенко Е.В.

- ИП Мелкова Г.Н.

- ИП Высочина М.П.

- ООО «Ульяна»

-ООО «Крыница»

- ООО «Акиба»

- ИП Селин Л.В.

 

 

64,65

73,0

66,5

0,0

0,0

65,5

0,0

66,0

77,0

 

75,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

71,0

 

69,44

83,5

67,0

80,0

95,0

67,0

80,0

70,0

93,0

 

80,0

0,0

105,0

58,0

0,0

0,0

71,0

 

77,79

99,0

85,7

0,0

0,0

73,0

85,0

110,0

104,0

 

90,0

90,0

108,5

69,0

138,0

112,5

90,5

Субпродукты (птицы), руб./кг

 - ИП Немыткин В.А

-- ИП Высочина М.П.

-

 

 

85,55

0,0

 

 

93,0

0,0

 

 

0,0

87,0

Субпродукты (дом. животных), руб./кг

 - ИП Немыткин В.А

-МУСХП «Новая Армань»

- ИП Сечкина Н.А.

- ООО «Тихрыбком»

- ИП Марков В.А..

- ООО «Сандал»

-ООО «Авант-Инвест»

-ООО «Славянский продукт»

- ИП Иващенко Е.В.

- ИП Мелкова Г.Н.

- ИП Высочина М.П.

- ООО «Ульяна»

- ИП Селин Л.В.

 

 

 

 

 

72,58

-

62,0

105,3

75,0

0,0

62,0

74,0

 

65,0

0,0

0,0

0,0

70,0

 

 

73,71

100,00

66,5

105,3

80,0

62,5

66,5

84,0

 

70,0

0,0

73,0

79,0

86,0

 

 

78,85

125,00

75,0

0,0

82,0

66,0

80,0

89,0

 

95,0

95,0

92,5

95,0

97,0

Баранина, руб./кг

 - ИП Сечкина Н.А.-

- ИП Марков В.А.

- ООО «Сандал»

-ООО «Авант-Инвест»

-ООО «Славянский продукт»

- ИП Иващенко Е.В.

- ИП Мелкова Г.Н.

- ИП Высочина М.П.

-ООО «Крыница»

- ИП Селин Л.В.

 

 

 

85,0

118,5

0,0

85,0

98,5

 

100,0

0,0

0,0

0,0

90,0

 

89,0

129,0

130,0

88,0

119,0

 

120,0

0,0

119,5

0,0

119,0

 

115,0

142,5

135,0

105,0

138,0

 

155,0

155,0

187,0

115,0

141,5

В среднем цены оптовой реализации мяса в ассортименте в г. Магадана  за период с 01.01.2007г по 01.01.2009г. выросли за кг.:

- говядину (мороженную) с 130,80 руб. до 164,3руб. (на 25,6%);

 - свинину (мороженную) с 111,95руб.  до 160,39 руб.(на 43,3%);

- мясо птицы (мороженную) с 69,83 руб.  до 95,21руб.(на 36,3%);

- субпродукты (мясные) с 73,23руб.  до 89,2руб.(на 22%);

- субпродукты (птицы) с 85,55руб. до 93руб.(на 9%);

- баранина  с 96,17руб. до 138,9руб (на 44,4%).

По данным хозяйствующих субъектов, основными затратами входящими в цену мяса являются: транспортные расходы до  г. Магадана, расходы связанные с с получением сертификатов качества продукции, расходы на электроэнергию  (поддержание продукции в замороженном виде), расходы на ветконтроль и другие.