Аналит. отчет по анализу рынков мол. прод. на тер-ии г.Магадана и п.Армань в 2008-2009 годах

Сфера деятельности: Торговля; Промышленность

Настоящее исследование проведено отделом контроля размещения государственного заказа в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утверждённым приказом ФАС России №108 от 25.04.2006 (далее - Порядок) и приказом ФАС России №5 от 17.01.2007 «Об утверждении Административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении контроля за экономической концентрацией», с целью определения положения МУСХП «Новая Армань» на рынке услуг: оптовой реализации молока (питьевого) и цельномолочной  продукции на территории  г. Магадана; на рынке оптовой и розничной реализации молока питьевого и цельномолочной продукции в п. Армань Магаданской области.  

Для оценки состояния конкурентной среды на исследуемых рынках проводилась расчетно-аналитическая работа по определению: продуктовых и географических границ рынков, субъектов рынков, объема товарных ресурсов рынков, рыночных долей хозяйствующих субъектов, количественных и качественных показателей структуры рынков.

 

Временной интервал исследования.

Исходя из целей исследования, временной интервал исследования определен 2008 – 2009 годы.

 
Термины и определения

Оптовая торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным использованием.

Розничная торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

ГОСТ Р 51917-2002 «Продукты молочные и молокосодержащие. Термины и определения» устанавливает основные термины и определения в области молочных и молокосодержащих продуктов (кроме масла коровьего и сыра), производимых и реализуемых на территории Российской Федерации:

- молоко: продукт нормальной физиологической секреции молочных желез коровы, овцы, козы, верблюдицы, буйволицы, кобылы, полученный от одного или более животных от одного или нескольких доений. Примечание - В зависимости от вида животного молоко называют «коровье молоко», «козье молоко», и т. д.;

- питьевое молоко: пресный молочный продукт массовой долей жира не более 9,5 %, изготовляемый из молока без добавления немолочных компонентов, подвергнутый термообработке. Примечание - В зависимости от термообработки питьевое молоко называют «термизированное молоко», «пастеризованное молоко», «топленое молоко», «стерилизованное молоко», «ультравысокотемпературно-обработанное молоко»;

- сметана: национальный кисломолочный продукт, изготовляемый сквашиванием сливок чистыми культурами лактококков или смеси чистых культур лактококков и термофильных молоч­нокислых стрептококков в соотношении (от 0,8 до 1,2): 1, содержание молочнокислых бактерий в готовом продукте в конце срока годности составляет не менее 107 КОЕ в 1 г продукта, без добавления немолочных компонентов;

- творог: национальный кисломолочный продукт, изготовляемый сквашиванием молока чистыми культурами лактококков или смесью чистых культур лактококков и термофильных молоч­нокислых стрептококков в соотношении (1,5 . . . 2,5): 1 с использованием методов кислотной, кислотно-сычужной или термокислотной коагуляции белков с последующим удалением сыворотки самопрессованием и / или прессованием, с содержанием молочнокислых бактерий в готовом продукте в конце срока годности не менее 106 КОЕ в 1 г продукта, массовой долей белка не менее (14,0 %, без добавления немолочных компонентов;

- творожная масса: адгезионная паста, сохраняющая форму без упаковки, изготовляемая из творога с добавлением сливочного масла и / или особых сливок и углеводов, кроме стабилизаторов, с массовой долей сливочного масла и / или особых сливок не менее 5,0 %;

- натуральное молоко (Ндп. натуральный продукт):молоко-сырье без извлечений и добавок молочных и немолочных компонентов. Примечание - Допускается очистка молока от механических примесей и охлаждение до температуры (4 ±2) 0С;

- сырое молоко: молоко, не подвергавшееся нагреванию;

- термизированный молочный [молокосодержащий] продукт: молочный [молокосодержащий] продукт, подвергнутый термообработке при температуре от 60 до 65 °С с выдержкой от 2 до 30 с.;

- пастеризованный молочный [молочносодержащий] продукт: молочный [молокосодержащий] продукт, подвергнутый перед фасованием термообработке при температуре выше 67 °С с выдержкой от 2 с до 30 мин.;

- топленый молочный [молокосодержащий] продукт: молочный [молокосодержащий] про­дукт, подвергнутый перед фасованием термообработке при температуре от 85 до 99 °С с выдержкой не менее 3 ч или при температуре свыше 105 °С - не менее 15 мин.

 
Рынки услуг по первичной  оптовой  реализации молока (питьевого)
 и цельномолочной продукции
 
Продуктовые границы

Определение продуктовых границ рынка представляет собой процедуру определения товара (его потребительских свойств), товаров-заменителей и формирования товарной группы (группы товаров, рынки которых расцениваются как один товарный рынок).

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОК 029-2001, в действующей редакции), исходя из целей настоящего исследования, ответов хозяйствующих субъектов, ассортимента цельномолочной продукции, выпускаемой местными производителями и поставляемой в регион организациями оптовой торговли, определена группа – 51.3 – оптовая торговля пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями.

Для определения взаимозаменяемости различных видов цельномолочной продукции использовались такие характеристики, как функциональная взаимозаменяемость.

Согласно ГОСТу Р 51917-2002 молочные продукты изготовляют из натурального, нормализованного, восстановленного, рекомбинированного, замороженного молока и / или их смесей.

В Магаданской области местными производителями для изготовления цельномолочной продукции в качестве сырья используется молоко молочного скота (сырое) и продукты молочные сухие.

В свою очередь, цельномолочная продукция, как продукт цельномолочной промышленности, может быть использована потребителем для приготовления других блюд и пищевых продуктов (например, молока питьевого (цельного), продуктов молочных сухих, творога и др.), равно как и молоко молочного скота (сырое). Однако, в этом случае, целью приобретения будет потребление в пищу.

 

Таким образом, в зависимости от цели потребления, молоко молочного скота (сырье) и цельномолочная продукция не являются функционально эквивалентными.

      

 Состав продавцов и покупателей, географические границы рынков

       Состав продавцов и покупателей, географические границы региональных оптовых  и розничных рынков молока (питьевого) и цельномолочной продукции определены по информации, полученной от:

- территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Магаданской области;

- Комитета сельского хозяйства и продовольствия Администрации Магаданской области;

- хозяйствующих субъектов г. Магадана и п. Армань.

 
Таблица 1

Состав продавцов и покупателей на оптовых рынках

молока не переработанного (сырья) и цельномолочной продукции

в соответствующих географических границах

 
Продуктовые
границы
Географические
границы
Продавцы
Покупатели
1
2
3
4

- оптовый рынок молока питьевого (цельного)

- оптовый рынок сметаны и сливок

- оптовый рынок творога и сырков творожных

 
 
 
 

г. Магадан,

 
- ОАО «Гормолзавод «Магаданский»;

- сельскохозяйственные организации (МУСП «Новая Армань»и др.);

- организации оптовой торговли и индивидуальные предприниматели, осуществляющие завоз цельномолочной продукции из других регионов страны(ООО «Галактус», ИП Макаров М,В., ИП Ильенко П.Ф. и др.)

- организации мелкооптовой и розничной торговли, осуществляющие деятельность в г.Магадане и п. Армань;

- учреждения социальной сферы (детские сады, школы, больницы и проч.), расположенные в г.Магадане и п. Армань;

 -организации общественного питания, находящиеся в г.Магадане и п. Армань.

- розничный рынок молока питьевого (цельного);

- розничный рынок сметаны и сливок;

- розничный рынок творога и сырков творожных

 

п. Армань

Организации, осуществляющие розничную торговлю:МУСП «Новая Армань, ООО «Иверия», ООО «Шанс» и др.

- население п. Армань

 

Продавцами на исследуемых рынках являются сельскохозяйственные предприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства, осуществляющие производство цельномолочной продукции и реализацию молока на территории г. Магадана и п. Армань, а также организации оптовой и розничной торговли и индивидуальные предприниматели, осуществляющие завоз цельномолочной продукции из других регионов страны и ее реализацию в изучаемых географических границах.

Покупателями на исследуемых рынках выступают организации осуществляющие перепродажу закупленной на территории г. Магадана продукции, учреждения социальной сферы, организации общественного питания в изучаемых географических границах (для розницы покупателями выступает население).

В качестве потенциально возможных продавцов на исследуемых рынках выступают:

- предприятия, ранее прекратившие, но имеющие возможность возобновить выпуск либо завоз цельномолочной продукции по изучаемой номенклатуре.

Кроме того, потенциальными конкурентами можно назвать население Магаданской области, которым производится и реализуется цельномолочная продукция.

С учетом цели исследования, состава продавцов и покупателей, сложившейся схемы хозяйственных связей, отдаленности районов -  изучаемые рынки рассмотрены в следующих продуктовых и географических границах:

 
- первичные оптовые рынки молока в границах г. Магадана и п. Армань;
- первичные оптовые рынки сметаны в границах  г. Магадана и п. Армань;
- первичные оптовые рынки творога в границах г. Магадана и п. Армань;
- розничный рынок молока питьевого в границах п. Армань;

- розничный рынок сметаны в границах п. Армань;

- розничный рынок творога в границах п. Армань.
 
Количественные показатели структуры рынков

Количественными показателями, характеризующими структуру товарного рынка, являются: численность продавцов, действующих на данном товарном рынке; доли, занимаемые продавцами на данном товарном рынке; показатели рыночной концентрации.

Для определения емкости исследуемых рынков использована информация, полученная в ответ на запросы Магаданского УФАС России от:

- хозяйствующих субъектов г. Магадана и п. Армань;

       - территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Магаданской области.

 

Количественной характеристикой товарных ресурсов изучаемых рынков является объем оптовой реализации молока питьевого и цельномолочной продукции по изучаемой номенклатуре  (сметана и творог) в натуральном выражении. Показатели исследованных рынков представлены в таблицах.

 
Рынок оптовой реализации молока питьевого
 

В соответствии с ответами хозяйствующих субъектов на запрос теруправления в  географических границах г. Магадана в 2008-2009г.г. первичную оптовую реализацию молока осуществляли 6 хозяйствующих субъектов.

Из которых:

- ОАО «Гормолзавод «Магаданский» реализует молоко собственного производства (производство молока предприятием в 2008г. составило – 11,92, в 2009г. – 31,115т.);

- МУСХП «Новая Армань» реализует молоко собственного производства (производство молока предприятием в 2008г. составило – 234т, в 2009г. – 237т.);

- ИП Макаров завозит и реализует молоко в тетрапакетах по договорам с ООО «ЮниМилк» (г. Красноярск), ООО «Торговый клуб» (г.Владивосток).

- ООО «Галактус» завозит и реализует молоко в тетрапакетах по договорам с ОАО «Вимм-Билль-Данн» (г. Москва).

- ООО «Славянский продукт» завозит и реализует молоко в тетрапакетах. Поставщик - ООО «Атланика» (г. Новосибирск);

- Индивидуальный предприниматель Ильенко П.Ф. завозит и реализует молоко в тетропакетах. Поставщик - ООО ДТК «Владивосток».

Согласно ответам хозяйствующих субъектов - оптовая реализация молока на территории п. Армань отсутствует.

 

Данные об объемах оптовой реализации  молока согласно ответам хозяйствующих субъектов представлены в таблице2. 

Таблица 2

Количественные показатели оптового рынка молока питьевого (первого уровня)

 в соответствующих географических границах
 
 

Основные объемы первичной оптовой реализации молока на территории г. Магадана принадлежат организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим завоз продукции из других регионов страны.

Исходя из положений статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» на рынке услуг по первичной оптовой реализации молока  в отношении хозяйствующих субъектов ООО «Галактус» и ИП Макаров В.М. выявлены признаки доминирующего положения, так как в совокупности выполняются следующие условия:

1.         совокупная доля вышеназванных хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на указанном товарном рынке, превышала 50% и составила в 2008г. – 90,71%, в 2009г. – 86,64%. При этом доля каждого из перечисленных субъектов более 8%.

2.         доли указанных хозяйствующих субъектов в течение длительного периода времени остаются относительно стабильными. В 2008-2009г.г. вхождение новых хозяйствующих субъектов на рынок первичной оптовой реализации молока в границах г. Магадана не выявлено.

3.         реализуемый товар не может быть заменен другим товаром при потреблении, при этом спрос на указанный товар остается стабильным, несмотря на рост цен, в связи с тем, что молоко является необходимым источником питания.

 Исходя из показателей коэффициентов рыночной концентрации, рынок первичной оптовой реализации молока в границах г. Магадана в 2008 – 2009г.г. является высококонцентрированным (2008г. - CR-3= 95,84%, HHI = 4153,8; 2009г.- CR-3 = 92,86%, HHI = 3816). Конкуренция не развита.

 
Рынок оптовой реализации  сметаны
 

В соответствии с ответами хозяйствующих субъектов на запрос теруправления в географических границах г. Магадана в 2008-2009г.г. первичную оптовую реализацию сметаны осуществляли 4 хозяйствующих субъекта:

- ОАО «Гормолзавод «Магаданский» реализует сметану собственного производства (производство сметаны предприятием в 2008г. составило – 72т, в 2009г. – 77т.);

- МУСХП «Новая Армань» реализует сметану собственного производства (производство сметаны предприятием в 2008г. составило – 33т, в 2009г. – 36т.);

- ООО «Галактус» - завоз продукции;
- ИП Макаров В.М. – завоз продукции.

Согласно ответам хозяйствующих субъектов - оптовая реализация сметаны на территории п. Армань отсутствует.

Данные об объемах оптовой реализации сметаны в соответствии с ответами хозяйствующих субъектов представлены в таблице 3. 

 
Таблица 3
 

Количественные показатели оптового рынка сметаны (первого уровня) 

в соответствующих географических границах

 

Основные объемы первичной оптовой реализации сметаны на территории г. Магаданапринадлежат как местным производителям, так и хозяйствующим субъектам, осуществляющим завоз продукции из других регионов страны.

Исходя из положений статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» на рынке услуг по первичной оптовой реализации сметаны в отношении хозяйствующих субъектов ОАО «Гормолзавод «Магаданский», ИП Макаров В.М. и ООО «Галактус» выявлены признаки доминирующего положения, так как в совокупности выполняются следующие условия:

1.         совокупная доля вышеназванных хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов, на указанном товарном рынке, превышала 50% и составила в 2008г. – 96%, в 2009г. – 96,8%. При этом доля каждого из перечисленных субъектов более 8%.

2.         доли указанных хозяйствующих субъектов в течение длительного периода времени остаются относительно стабильными. В 2008-2009г.г. вхождение новых хозяйствующих субъектов на рынок первичной оптовой реализации сметаны в границах г. Магадана не выявлено.

3.         реализуемый товар не может быть заменен другим товаром при потреблении, при этом спрос на указанный товар остается стабильным, несмотря на рост цен, в связи с тем, что сметана является необходимым источником питания.

 Исходя из показателей коэффициентов рыночной концентрации, рынок первичной оптовой реализации сметаны в границах г. Магадана в 2008 – 2009 г.г. является высококонцентрированным (2008г. – CR-3 = 96, HHI = 3581,8; 2009г. – CR-3 = 96,8, HHI = 3893,4). Конкуренция не развита.

 
Рынок оптовой реализации творога
 

В соответствии с ответами хозяйствующих субъектов на запрос теруправления в географических границах г. Магадана в 2008-2009г.г. первичную оптовую реализацию творога осуществляли 3 хозяйствующих субъекта:

- ОАО «Гормолзавод «Магаданский» реализует творог собственного производства (производство творога предприятием в 2008г. составило – 32т, в 2009г. – 36т.);

- МУСХП «Новая Армань» реализует творог собственного производства (производство творога предприятием в 2008г. составило – 256,48т, в 2009г. – 123,485т.);

- ООО «Галактус» осуществляет завоз продукции.

В соответствии с ответами хозяйствующих субъектов на запрос теруправления в географических границах п. Армань в 2008г. первичную оптовую реализацию творога осуществляло только МУСП «Новая Армань». В 2009г. оптовой реализации предприятием не производилось.

 

Данные об объемах оптовой реализации творога в соответствии с ответами хозяйствующих субъектов представлены в таблице 4. 

Таблица 4

Количественные показатели первичной оптовой реализации  творога в соответствующих географических границах

 

Основные объемы первичной оптовой реализации творога на территории г. Магаданапринадлежат местным производителям.

Доля ОАО «Городской молочный завод «Магаданский» на рынке услуг по первичной оптовой реализации творога в 2008г. составила – 90,7%, 2009г. – 88,8%, что свидетельствует о признаках доминирующего положения ОАО «Гормолзавод «Магаданский» на рынке первичной оптовой реализации творога.  

Рынок первичной оптовой реализации творога в границах г. Магадана в 2008, 2009 г.г. является высококонцентрированным (2008г. HHI = 8270,6; 2009г. – HHI = 7951). Конкуренция не развита.

 
 
Рынки услуг розничной реализации молока (питьевого)
 и цельномолочной продукции
Продуктовые границы

Определение продуктовых границ рынка представляет собой процедуру определения товара (его потребительских свойств), товаров-заменителей и формирования товарной группы (группы товаров, рынки которых расцениваются как один товарный рынок).

Исходя из цели настоящего исследования, ассортимента цельномолочной продукции, выпускаемой местными производителями и поставляемой в регион организациями оптовой торговли, в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОК 029-2001, в действующей Редакции) определена группа - 52.27.11 – розничная торговля молочными продуктами.

 
Рынок розничной реализации молока питьевого
 

В соответствии с ответами хозяйствующих субъектов на запрос теруправления в географических границах п. Армань в 2008-2009г.г. розничную реализацию молока осуществляли 6 хозяйствующих субъектов. Данные об объемах розничной реализации молока в соответствии с ответами хозяйствующих субъектов представлены в таблице 5. 

Таблица 5

Количественные показатели розничного рынка молока в соответствующих географических границах

 
 

Основные объемы розничной реализации на территории п. Арманьпринадлежат организациям оптовой торговли и индивидуальным предпринимателям, закупающим продукцию на складах в г. Магадане у ООО «Галактус», ИП Макарова, ООО «Славянский продукт» и др.

Исходя из положений статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» на рынке розничной реализации молока питьевого в отношении хозяйствующих субъектов МУСП «Новая Армань», ИП Королев Н.В., ООО «Иверия» выявлены признаки доминирующего положения, так как в совокупности выполняются следующие условия:

4.         совокупная доля вышеназванных хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов, на указанном товарном рынке, превышала 50% и составила в 2008г. – 79,1%, в 2009г. – 78,2%. При этом доля каждого из перечисленных субъектов более 8%.

5.         доли указанных хозяйствующих субъектов в течение длительного периода времени остаются относительно стабильными. В 2008-2009г.г. вхождение новых хозяйствующих субъектов на рынок первичной оптовой реализации сметаны в границах г. Магадана не выявлено.

6.         реализуемый товар не может быть заменен другим товаром при потреблении, при этом спрос на указанный товар остается стабильным, несмотря на рост цен, в связи с тем, что молоко является необходимым источником питания.

Согласно коэффициентам рыночной концентрации рынок является высококонцентрированным (2008г. – CR-3=79,1, ННI=2339; 2009г. - CR-3=78,2, HHI=2394,5). Конкуренция на рынке не развита.

 
Рынок розничной реализации  сметаны
 

В соответствии с ответами хозяйствующих субъектов на запрос теруправления в географических границах п. Армань в 2008-2009г.г. розничную реализацию сметаны осуществляли 6 хозяйствующих субъектов. Данные об объемах розничной реализации сметаны в соответствии с ответами хозяйствующих субъектов представлены в таблице 6. 

Таблица 6

Количественные показатели розничного рынка сметаны 

в соответствующих географических границах

 

Основные объемы розничной реализации на территории п. Арманьпринадлежат организациям оптовой торговли и индивидуальным предпринимателям, закупающим продукцию на складах в г. Магадане у ООО «Галактус», ООО «Славянский продукт», ООО «Восток продукт» и др.

В отношении МУСХП «Новая Армань» выявлено наличие признаков доминирующего положения на рынке розничной реализации сметаны в п. Армань. Доля предприятия составила: в 2008г. – 54,6%, в 2009г. – 52,5%.

Согласно коэффициентам рыночной концентрации рынок является высококонцентрированным (2008г. - CR-3=92,9, ННI=3745; 2009г. – 92,1, HHI=3588,7). Конкуренция на рынке не развита.

 
Рынок розничной реализации творога
 

В соответствии с ответами хозяйствующих субъектов на запрос теруправления в географических границах п. Армань в 2008-2009г.г. розничную реализацию творога осуществляли 5 хозяйствующих субъектов. Данные об объемах розничной реализации творога в соответствии с ответами хозяйствующих субъектов представлены в  таблице7. 

Таблица 7

Количественные показатели розничного рынка творога в соответствующих географических границах

 

Основные объемы розничной реализации на территории п. Арманьпринадлежат организациям оптовой торговли и индивидуальным предпринимателям, закупающим продукцию на складах в г. Магадане у: ООО «Славянский продукт», ООО «Восток продукт», ИП Борзых,  и др.

 Согласно коэффициентам рыночной концентрации рынок является высококонцентрированным (2008г. – CR-3=96,7, ННI=4869,9; 2009г. – СR-3=95,4, HHI=3601,7). Конкуренция на рынке не развита.

 
Качественные показатели структуры рынков
Качественными показателями, характеризующими структуру товарного рынка, являются:

- наличие (или отсутствие) барьеров входа на рынок для потенциальных конкурентов, степень их преодолимости;

- открытость рынка для межрегиональной и международной торговли.

 
Барьеры входа на рынки

К барьерам входа на рынок относятся обстоятельства, препятствующие возможностям для новых хозяйствующих субъектов войти на товарный рынок. По информации, полученной от поставщиков, основными барьерами входа на региональные оптовые рынки переработки молока и оптовой реализации цельномолочной продукции являются:

-  административные ограничения, в частности длительная и трудоемкая процедура по оформлению документов для запуска цехов по переработке продукции;

- барьеры, основанные на абсолютном превосходстве в уровне затрат: низкие закупочные цены на молочное сырье для производства цельномолочной продукции и  высокая себестоимость производимой сельхозтоваропроизводителями продукции не позволяют субъектам на равных конкурировать с действующими на товарных рынках организациями, имеющими стабильный рынок сбыта;

- ограниченный спроса на молочную продукцию в п. Армань;

- высокие транспортные расходы.

Барьеры входа на изученные региональные рынки по оптовой и розничной реализации цельномолочной продукции преодолимы.

 

Выводы и предложения

1. За исследованный период конкурентную среду можно оценить  как неразвитую:

- на рынке первичной оптовой реализации молока в границах г. Магадана;

- на рынке первичной оптовой реализации сметаны в границах г. Магадана;

- на рынке первичной оптовой реализации творога в границах г. Магадана;

- на рынке розничной реализации молока в границах п. Армань;

- на рынке розничной реализации сметаны в границах п. Армань;

- на рынке розничной реализации творога в границах п. Армань.

 
2. Выявлены признаки доминирующего положения:

- на рынке первичной оптовой реализации молока в границах г. Магадана в отношении ООО «Галактус» и ИП Макаров В.М. Совокупная доля вышеназванных хозяйствующих субъектов превышала 50% и составила в 2008г. – 90,71%, в 2009г. – 86,64%.

- на рынке первичной оптовой реализации сметаны в границах г. Магадана в отношении ОАО «Гормолзавод «Магаданский», ИП Макаров В.М. и ООО «Галактус». Совокупная доля вышеназванных хозяйствующих субъектов превышала 50% и составила в 2008г. – 96%, в 2009г. – 96,8%.

- на рынке первичной оптовой реализации творога в границах г. Магадана в отношении ОАО «Городской молочный завод «Магаданский». Доля общества по итогам 2008г. составила – 90,7%, 2009г. – 88,8%.

- на рынке розничной реализации молока питьевого в границах п.Армань в отношении МУСП «Новая Армань», ИП Королев Н.В. и ООО «Иверия». Совокупная доля вышеназванных хозяйствующих субъектов превышала 50% и составила в 2008г. – 79,1%, в 2009г. – 78,2%.   

- на рынке розничной реализации сметаны в границах п. Армань в отношении МУСХП «Новая Армань». Доля предприятия составила в 2008г. – 54,6%, в 2009г. – 52,5%.

 

3. С учетом полученных результатов исследования, проведенного  Магаданским УФАС России, необходимо:

3.1. Внести изменения в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%, в отношении хозяйствующих субъектов занимающих доминирующее положение на изученных рынках, а именно, включить в Реестр:

- ООО «Галактус» и ИП Макаров В.М. с долей более 35% по первичной оптовой реализации молока в границах г. Магадана;

- ОАО «Гормолзавод «Магаданский» и ИП Макаров В.М с долей более 35% по первичной оптовой реализации сметаны в границах г. Магадана;

- ОАО «Гормолзавод «Магаданский» с долей более 50% по первичной оптовой реализации творога в границах г. Магадана;

- МУСХП «Новая Армань» с долей более 50% по розничной реализации сметаны в границах п.Армань.

3.2. Проводить на постоянной основе:

- наблюдение за динамикой показателей рыночной концентрации;
- контроль за рыночным поведением местных производителей;
- работу по пресечению недобросовестной конкуренции.
 

4. В отношении МУСХП «Новая Армань» в 2009 году признаков доминирующего положения не выявленона рынках:

- первичной оптовой реализации молока и молочной продукции в границах г. Магадана;

-  розничной реализации творога в границах п. Армань.

 
        Перечень использованных материалов

1. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.06.1997 № 720 «Об утверждении Перечня товаров, которые по истечении срока годности считаются непригодными для использования по назначению» (в ред. постановление Правительства Российской Федерации от 05.10.1999 № 1119, 10.05.2001 № 361).

3. Порядок проведения анализа и оценки конкурентной среды на товарном рынке, утвержден приказом ФАС России от 25.04.2006 № 108.

4. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОК 029-2001), утвержден постановлением государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии от 06.11.2001 №454-ст.

5. ГОСТ Р 51917-202 «Продукты молочные и молокосодержащие. Термины и определения». Принят и введен в действие постановлением Госстандарта России от 10.07.2002 № 273-ст.

6. ГОСТ 13264-88 «Молоко коровье. Требования при закупках».

7. СанПиН 2.3.4.551-96 «Производство молока и молочных продуктов», утвержден постановлением Госкомсанэпидемнадзора России от 04.10.1996 № 23. 

8. Письмо МУСП «Новая Армань» (вх. от 24.02.2010 №04/546).

9. Письмо КФХ «Ольское» (вх. от 24.02.2010 №04/538).

10. Письмо ОАО «Гормолзавод «Магаданский» (вх. от 24.02.2010 №04/548).

11. Письмо ООО «Галактус» (вх. от 02.03.2010).

12.Письмо ООО «Славянский продукт» (вх. от 04.03.10 №04/654).

13. Письмо ООО «Иверия» (вх. от 05.03.2010 №04/681).

14. Письмо ООО «Шанс» (вх. от 25.02.2010 №04/563).

15. Письмо ООО «Алекон» (вх. от 09.03.2010 №04/696).

16. Письмо КФХ «Комарова» (вх. от 23.03.2010 №04/1026).

17. Письмо ИП Ильенко П.Ф. (вх. от 09.04.2010 №04/1228).

18. Письмо КФХ «Наше время» (вх. от 20.04.2010 вх.№04/1448).