Анализ конкурентной среды на рынке железобетонных изделий на территории Магаданской области в 2007-2008 г.г.

Настоящее исследование проведено отделом контроля размещения госзаказа по заданию Федеральной антимонопольной службы №ЦА/31136 от 25.11.2008 в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утверждённым приказом ФАС России №108 от 25.04.2006 (далее - Порядок), Методическими рекомен-дациями по проведению обзора рынка железобетонных изделий в Россий-ской Федерации, утверждёнными методическим советом ФАС России, и приказом ФАС России №5 от 17.01.2007 «Об утверждении Административ-ного регламента ФАС по исполнению государственной функции по установ-лению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотре-нии дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществле-нии контроля за экономической концентрацией» с целью определения состо-яния конкурентной среды на рынке железобетонных изделий (ЖБИ).

1. Временной интервал

Временным интервалом исследования рынка ЖБИ  являются 2007 и 2008 годы.

2. Продуктовые границы

Продуктовые границы товарного рынка – конструкции и детали фунда-ментов (код по ОКП – 58 1000):

блоки фундаментов (код по ОКП – 58 1100);

фундаменты стаканного типа и башмаки (код по ОКП – 58 1200);

плиты фундаментов (код по ОКП – 58 1300);

детали ростверков (код по ОКП – 58 1400);

сваи (код по ОКП – 58 1700).

Указанные ЖБИ относятся к продукции производственно-технического назначения и применяются в промышленном, гражданском и жилищном строительстве. ЖБИ состоит из бетона и расположенных в нём стальных стержней, составляющих с бетоном единое целое и работающих с ним сов-местно. Следует отметить большое распространение железобетона в совре-менном строительстве ввиду его значительных технических и эксплуатации-онных преимуществ в сравнении с другими строительными материалами. Технические преимущества железобетона заключаются прежде всего в том, что он отличается исключительной долговечностью благодаря надёжной сохранности арматуры, заключённой в бетон. Железобетон хорошо сопротив-ляется атмосферным воздействиям, обладает высокой огнестойкостью и сейсмостойкостью.

По данным управления архитектуры и градостроительства Админист-рации Магаданской области, взаимозаменяемы блоки фундаментов с фундаментами стаканного типа и башмаками, а также плитами фундаментов, но не взаимозаменяемы с другими ЖБИ.

Детали ростверков и сваи не взаимозаменяемы ни с одним выше-указанных изделий, а также между собой.  

3. Географические границы

 Географические границы рассматриваемого рынка определяются тер-риторией, на которой покупатель (покупатели) приобретает или имеет экономическую возможность приобрести товар (услугу) и не имеет такой возможности за ее пределами. Таким образом, географические границы рынка железобетонных   изделий совпадают с административными граница-ми Магаданской области.

4. Состав продавцов и покупателей

По данным территориального органа Федеральной службы государст-венной статистики по Магаданской области в регионе реализацией вышепе-речисленных железобетонных изделий занимаются:

производственный кооператив «Магаданский завод крупнопанельного домостроения» (ПК МЗКПД); дата ввода завода в эксплуатацию – 1968 год;

ООО «Стройзаказ»; дата ввода завода в эксплуатацию – 1962 год;

ОАО «Усть-СреднеканГЭСстрой». Дата ввода завода в эксплуатацию – 1974 год.

При этом надо иметь в виду, что ОАО «Усть-СреднеканГЭСстрой» основную массу ЖБИ производит для собственных нужд, а ПК МЗКПД -только для предприятий образующих с ним группу лиц.

Ввода новых производственных мощностей никто не планирует.

Покупателями железобетонных изделий являются хозяйствующие субъекты строительного комплекса Магаданской области.

5. Товарный ресурс рынка

Товарный ресурс рынка образуют следующие позиции ЖБИ:

блоки фундаментов (код по ОКП – 58 1100);

плиты фундаментов (код по ОКП – 58 1300);

сваи (код по ОКП – 58 1700), в объёмах указанных в таблицах 2.1-2.5.

Необходимо заметить, что в условиях экономического кризиса заказы на ЖБИ носят эпизодический характер при постоянной смене заказчика и относительно малых объёмах заказов.

6. Количественные и качественные показатели рынка

Рынок ЖБИ как в целом, так и по предложенным позициям является высококонцентрированным в отсутствие развитой конкурентной среды.

Появление новых хозяйствующих маловероятно даже в случае оживле-ния хозяйственной жизни Магаданской области.

7. Барьеры входа на рынок

7.1. Барьер спроса. В существующем режиме экономической депрессии любое из трёх действующих предприятий способно покрыть весь спрос на ЖБИ в Магаданской области.

7.2. Барьер капитальных вложений. Для организации производства ЖБИ необходимы значительные капитальные вложения, которые не будут оправданы даже при более благоприятной экономической ситуации в Мага-данской области: действующие предприятия способны удовлетворить спрос после полосы экономического спада.

7.3. Барьеры доступа к услугам естественных монополий и транспорт-ные ограничения отсутствуют.

7.4. Вертикально-интегрированные структуры среди действующих хоз-субъектов рынка ЖБИ отсутствуют.