Аналитический отчёт о состоянии конкурентной среды на рынке услуг сотовой связи по итогам 2007 и 2008 г.г. на территории Магаданской области

Сфера деятельности: Телекоммуникации и связь

Настоящее исследование проведено отделом контроля размещения государственного заказа на основании запроса магаданского филиала ОАО «Дальсвязь» в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на  товарном рынке, утвержденным  приказом ФАС  России №108 от 25.04.2006   (далее – Порядок) и Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по ведению реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35%  утверждённым приказом ФАС России №6 от 17.01.2007 (далее – Регламент)   в целях уточнения данных Реестра.  

Для оценки состояния конкурентной среды на исследуемом рынке проводилась расчётно-аналитическая работа по определению: продуктовых и географических границ рынка, субъектов рынка, объёма товарных ресурсов рынка, рыночных долей хозяйствующих субъектов, количественных и качественных показателей структуры рынка.

 Временной интервал исследования – 2007- 2008 г.г.

 1. Продуктовые границы рынков

         Связь является неотъемлемой и незаменимой частью производственной и социальной инфраструктуры Российской Федерации и функционирует на её территории как взаимоувязанный производственно-хозяйственный комплекс, предназначенный для удовлетворения нужд граждан, органов государственной власти (управления), обороны, безопасности, охраны правопорядка в Российской Федерации, физических и юридических лиц в услугах электрической и почтовой связи.

        Отношения, связанные с деятельностью по предоставлению услуг и выполнению работ в области связи, в осуществлении которых участвуют органы государственной власти, операторы связи, отдельные должностные лица, а также пользователи связи, регулируются Федеральным Законом от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи».

Управление деятельностью в области связи осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О связи» федеральными органами исполнительной власти  в  сфере информатики и  связи, объединенными  в  единую  систему, в установленном порядке.

Исключительным правом государства является регулирование использования радиочастотного спектра и орбитальных позиций спутников связи. В целях обеспечения электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств Правительство Российской Федерации устанавливает порядок выделения радиочастот, особые условия разработки, проектирования, строительства, приобретения, эксплуатации и ввоза из-за границы радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, а также определяет комплекс мер по защите радиоприема от индустриальных радиопомех. Средства, сооружения связи, радиочастотный спектр и орбитальные позиции спутников связи находятся под защитой государства.

В соответствии с целью настоящего исследования товаром выступают услуги сотовой радиотелефонной связи.

Целью услуг сотовой радиотелефонной связи является приём, обработка, передача и доставка сообщений электросвязи (знаков, сигналов, письменного текста, изображений, звуков по радио.

В настоящем исследовании используются следующие  понятия, которые определены во второй статье Федерального закона «О связи»:

электросвязь – любые излучение, передача или приём знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам;

сеть связи - технологическая система, включающая в себя средства и линии связи и предназначенная для электросвязи или почтовой связи;

организация связи - юридическое лицо, осуществляющее деятельность в области связи в качестве основного вида деятельности;

оператор связи - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии;

услуга связи - деятельность по приему, обработке, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений;

пользователь услугами связи - лицо, заказывающее и (или) использующее услуги связи;

современный функциональный эквивалент сети связи – минимальный набор современных средств связи, обеспечивающий качество и существующий объём услуг, оказываемых в сети связи;

средства связи - технические и программные средства, используемые для формирования, приёма, обработки, хранения, передачи, доставки  сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические и программные средства, используемые для оказания услуг связи или обеспечения функционирования сетей связи.

Определение продуктовых границ рынка представляет собой процедуру определения товара  и выявления товаров-заменителей (часть III Порядка).

При определении товара была первоначально установлена принадлежность его к классификационной группе.

По Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 был определен класс продукции и услуг – 6420000 «Услуги электрической связи», из которого затем выделен, согласно поставленной цели исследования, такой подкласс продукции и услуг как 6420090 «Услуги связи прочие», в рамках которого рассмотрен такой вид, как услуги подвижной радиосвязи, а именно: услуги сотовой радиотелефонной связи (системы сотовой подвижной связи).

Системы сотовой подвижной связи (далее ССПС) впервые были запущены в эксплуатацию в конце 70-х – начале 80-х годов. Сотовый принцип топологии сети с повторным использованием частот во многом решил проблему дефицита частотного ресурса и в настоящее время является основным в создаваемых системах подвижной связи общего пользования.

В соответствии с частью Ш Порядка, выявление товаров-заменителей, включаемых в определяемую товарную группу, осуществлялось по критерию взаимозаменяемости товарной продукции. При этом было учтено два аспекта взаимозаменяемости изучаемых товаров: с точки зрения их использования - взаимозаменяемость по потреблению (спросу), и с точки зрения их производства - взаимозаменяемость по производству.

Одним из критериев взаимозаменяемости по потреблению является функциональная взаимозаменяемость изучаемой товарной продукции.

Сотовые системы подвижной связи отличают экономия спектра радио-частот путем многократного использования выделенного частотного ресурса при пространственном разнесении приёмопередатчиков с совпадающими рабочими частотами. Сотовая топология позволила многократно увеличить ёмкость телекоммуникационных сетей по отношению к сетям радиальной структуры без ухудшения качества связи и расширения выделенной полосы частот и возможностью определения текущего местоположения подвижных абонентов и обеспечения непрерывности связи при перемещении абонента.  

По потребительским свойствам услуги сотовой радиотелефонной связи могут быть заменены услугами местной телефонной связи. Однако, условия потребления этих услуг различны.

Несмотря на то, что услуги сотовой радиотелефонной связи могут быть частью заменены услугами местной телефонной связи по потребительским свойствам, они не являются взаимозаменяемыми по такой характеристике, как отсутствие в мобильной связи стационарного пользовательского (оконечного) оборудования, что иногда создаёт ситуацию «абонент временно недоступен», тогда как электрическая сеть связи общего пользования практически лишена этого недостатка. Вместе с тем, абонент сотовой связи имеет техническую возможность в любое время связаться с любым абонентом на земном шаре в пределах действия сотовой связи в отсутствие понятия «линия перегружена».

К тому же нельзя не принимать во внимание такой фактор, что в Магаданской области один оператор фиксированной телефонной связи, в то время как услуги сотовой связи предлагают четыре оператора связи (см. таблицу). При этом подключение к сети мобильной связи происходит практически мгновенно по сравнению с необходимостью пережидать порой многолетнюю очередь на установку стационарного телефона, так как техническая возможность для заключения договора об оказании услуг телефонной связи включает в себя, например, наличие абонентских линий и свободных номеров на телефонной станции.

По условиям потребления, а именно, по цене, услуги местной телефонной сети и сотовой связи также не могут быть взаимозаменяемы и принадлежат к разным товарным рынкам. Для определения взаимозаменяемости с точки зрения производства было  учтено то, что различные виды (службы) электросвязи могут быть реализованы в зависимости от технологических процессов (письмо Минсвязи России от 22.12.99 №7833).

Для пользования сотовой радиотелефонной связью необходимо: выделение абонентского номера (подключение); телефонный аппарат; в отдельных случаях ежемесячная абонентская плата; оплата каждой минуты разговора.

2. Географические границы товарных рынков

Географические границы исследуемого рынка услуг мобильной связи ограничены зоной действия оператора связи – территорией, на которой каждый конкретный оператор связи уполномочен оказывать услуги электрической связи в соответствии с лицензией; месторасположением его базовых станций; техническими возможностями и количеством базовых станций операторов связи, расположенных на территории города Магадана и Магаданской области.

С учетом зон покрытия (географических границ фактического предоставления услуг), состава покупа­телей, взаимозаменяемости исследуемых услуг, товарный рынок сотовой связи рассмотрен в географических границах Магаданской области.

3. Состав продавцов и покупателей

В соответствии с изучаемыми услугами связи определены их продавцы (операторы связи).

Определение операторов связи изучаемых услуг осуществлено на основании информации, предоставленной:

- управлением Роскомнадзора по Магаданской области;  

- хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги сотовой связи.

Продавцами являются операторы связи, непосредственно предоставляющие услуги сотовой связи на территории Магаданской области:

  1. ОАО «Мобильные ТелеСистемы» филиал в Магаданской области  - 685000, г. Магадан, ул. Гагарина, д.9;
  2. ОАО «ВымпелКом» Магаданский филиал- 685000, г. Магадан, ул. Транспортная, д.7а;
  3. ЗАО «Мобиком-Хабаровск» (ОАО «Мегафон» Дальневосточный филиал Магаданское региональное отделение)– 685000, гг. Магадан, ул. Пролетарская, д.19;
  4. ОАО «Дальневосточная компания электросвязи» - 685000, г. Магадан, пр. Ленина, д.2а.

Покупателями изучаемых услуг электрической связи являются пользователи соответствующих услуг сотовой связи - физические и юридические лица.

На территории Российской Федерации услуги связи операторы связи оказывают пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемым в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи.

Договор об оказании услуг связи, заключаемый с гражданами, является публичным договором. Условия такого договора должны соответствовать правилам оказания услуг связи. Тарифы на услуги связи устанавливаются оператором связи самостоятельно, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

        4. Количественные показатели структуры рынков

В соответствии с частью VI Порядка, количественными показателями, характеризующими структуру товарного рынка, являются: численность продавцов, действующих на данном товарном рынке; доли, занимаемые продавцами  на данном товарном рынке; показатели рыночной концентрации.

Для определения товарного ресурса рынка использована информация, полученная от операторов связи по  запросам  Магаданского УФАС России.

Количественной характеристикой товарного ресурса рынка является объём предоставленных услуг сотовой связи в натуральном или стоимостном выражении.

             Анализ рынка позволяет сделать вывод, что  рынок услуг сотовой связи в географических границах Магаданской области на протяжении 2007-2008 г.г. являлся высококонцентрированным со слаборазвитой конкуренцией.  Безусловным лидером рынка является ОАО «Мобильные ТелеСистемы» в лице Магаданского филиала, в отношении хозяйствующего субъекта выявлены признаки наличия доминирующего положения.                      

        6. Барьеры входа на рынки

Согласно части VI Порядка, барьеры входа на рынки относятся к качественным показателям, характеризующим структуру товарного рынка. По информации, полученной от поставщиков услуг, основными барьерами входа на рынок услуг сотовой связи являются:

- административные ограничения. Деятельность физических и юридических лиц, связанная с предоставлением услуг связи, осуществляется на основании лицензии. Все средства связи, используемые во взаимоувязанной сети связи Российской Федерации, подлежат обязательной проверке (сертификации) на соответствие установленным стандартам, иным нормам и техническим требованиям. Для осуществления деятельности по оказанию услуг электросвязи необходимо наличие лицензии Госкомсвязи.

Согласно разъяснению Главного управления Госсвязьнадзора (письмо №00031 от 19.03.2001), если с помощью средств электросвязи другим лицам предоставляется возможность передачи, обработки, и приёма информации, то такое использование средств электросвязи является деятельностью по предоставлению услуг электросвязи и в соответствии со статьёй 15 Федерального закона «О связи» подлежит обязательному лицензированию;

                - барьеры капитальных затрат или объемы первоначальных инвестиций, необходимых для входа на рынок. Высокий уровень капиталовложений, высокая арендная плата за размещение коммутационного оборудования в помещениях предприятий и организаций;

  - экономические и организационные барьеры. Высокие проценты по банковским кредитам.

Кроме того, необходимо назвать и такие проблемы, связанные с предоставлением услуг мобильной связи, как недостаточное  количество передающих станций, высокие сборы за оформление разрешений на право эксплуатации радиостанций.

Необходимо отметить, что современное состояние регионального рынка услуг сотовой связи характеризуется тем, что потребность населения и хозяйствующих субъектов Магаданской области продолжает оставаться неудовлетворенной.

С учётом вышеотмеченного барьеры входа на региональный рынок услуг сотовой связи можно признать труднопреодолимыми.

В Ы В О Д Ы  И  П Р Е Д Л О Ж Е Н И Я

                1. Рынок услуг сотовой связи в географических границах Магаданской области на протяжении 2007-2008 г.г. являлся высококонцентрированным со слаборазвитой конкуренцией.                      

2. В течение исследованного периода признаки наличия доминирующего положения выявлены в отношении ОАО «Мобильные ТелеСистемы» в лице Магаданского филиала.        

3. Включить в Реестр хозяйствующих субъектов по услугам сотовой связи ОАО «Мобильные ТелеСистемы» в лице Магаданского филиала с долей более 50%.   

4. Согласно письму управления Роскомнадзора по Магаданской области услуги персонального радиовызова на территории Магаданской области не оказываются, в связи с чем внести изменения в Реестр хозяйствующих субъектов в отношении ОАО «Дальсвязь» Магаданский филиал.