Аналитический отчет по результатам исследования конкурентной среды на рынке услуг по добыче и оптовой реализации углей энергетических в Магаданской области в 2010-2011г.г.

Аналитический отчет по результатам исследования конкурентной среды  на  рынке услуг по добыче и оптовой реализации  углей энергетических в Магаданской области  в 2010-2011г.г.

 

  • Общие положения

  Анализ и оценка конкурентной среды на рынке услуг по добыче и оптовой реализации углей энергетических в Магаданской области проведены отделом контроля размещения государственного заказа в соответствии с пунктом 9.2 Плана работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011-2012 годы, утвержденного приказом ФАС России от 07.02.2011 №66

Настоящее исследование проведено в соответствии:

- Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на  товарном рынке, утвержденным  приказом ФАС  России №220 от 28.04.2010  (далее – Порядок);

- методическими рекомендациями ФАС России от 30.03.2012 №АГ/9519;

- общими теоретическими понятиями в области угольной промышленности – информация из аналитических обзоров, проведённых ФАС России (http://fas.gov.ru/analisys/tek).

- нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность хозяйствующих субъектов в области оказания услуг по добыче и реализации угля энергетического.

Для оценки состояния конкурентной среды на вышеназванном рынке  проведена расчетно-аналитическая работа по определению:

– продуктовых границ товарного рынка;

– географических границ товарного рынка;

– состава хозяйствующих субъектов рынка, действующих на товарном рынке;

– объёма товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке;

– уровня концентрации товарного рынка;

– барьеров входа на товарный рынок.

Структура аналитического отчета соответствует этапам проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, определенным пунктом 1.3. Порядка.

В соответствии с пунктом 1.5. Порядка при анализе состояния конкурентной среды на исследуемых товарных рынках в качестве исходной информации использовались:

- сведения, полученные от юридических лиц - продавцов  товара (услуг);

- сведения Департамента природных ресурсов администрации Магаданской области;

- сведения Департамента ЖКХ и коммунальной энергетики администрации Магаданской области;

- сведения полученные от потребителей угля энергетического.

 

  • Предмет исследования

Предметом данного исследования является  – определение состояния конкурентной среды на рынке добычи и оптовой реализации углей энергетических в Магаданской области.

Цели и задачи исследования:

- выявление круга участников рынка: производителей продукции, продавцов оптовых и розничных,

- основные виды их деятельности (производство и (или) оптовая или розничная торговля), в том числе совмещение продавцом оптовой и розничной форм сбыта,

- сравнение объемов добычи и реализации угля в  2010 г. с  2011г.;

– выявление хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение в соответствии с признаками, установленными статьей 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции) на рынке реализации углей энергетических в Магаданской области;

 – сравнительный анализ динамики стоимостных показателей (основной статьи затрат в структуре себестоимости единицы продукции, полной себестоимости единицы продукции, отпускных цен) предприятий – производителей углей энергетических, а также анализ их ценовой и сбытовой политики, в том числе в целях выявления нарушений антимонопольного законодательства.

- выявление региональных и межрегиональных оптовых рынков углей энергетических;

– использование результатов исследования для включения хозяйствующих субъектов в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов;

– сравнительный анализ динамики стоимостных показателей (основной статьи затрат в структуре себестоимости единицы продукции, полной себестоимости единицы продукции) предприятий – производителей углей энергетических, а также анализ их ценовой и сбытовой политики, в том числе в целях выявления нарушений антимонопольного законодательства.

- наличие, количество и характер обращений граждан и организаций в органы исполнительной власти, относящихся к функционированию рынка (жалобы, вопросы, проблемы, предложения и их содержание).

 

  • Определение временного интервала исследования

Временной интервал исследования товарного рынка  с учетом целей исследования определен пунктом 2.2 раздела II Порядка, а так же заданием ФАС России.

Исследование рынка предполагает ретроспективный характер, а именно изучение  характеристик рынка, которые сложились на момент исследования в динамике за два года, таким образом, временной интервал исследования обозначен 2010-2011г.г.

 

  • Определение продуктовых границ рынка

В соответствии с пунктом 3.1 Порядка процедура выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров (работ, услуг), обращающихся на одном и том же товарном рынке (далее - определение продуктовых границ товарного рынка), включает:

предварительное определение товаров (услуг)

Отношения в области добычи (переработке) и использования угля на территории РФ регулируются Федеральным законом  от 20.06.1996 №81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности»,  ГК РФ, общероссийских классификаторов, Гостов.

В соответствии с общероссийским классификатором продукции ОК 029-2007, КДЕС, (Ред.1.1, от 01.01.2008, в действующей редакции), далее (ОКВЭД) услуга по добыче (производству) углей энергетических соответствует разделу «С» -добыча полезных ископаемых, подраздел «СА» - добыча топливно – энергетических полезных ископаемых, класс 10- добыча каменного угля, бурого угля и торфа, в который включены подгруппы:    10.10.1  - добыча каменного угля;      10.20.1 -  добыча бурого угля, 10.30.1 – добыча торфа.

При этом необходимо отметить, что на территории Магаданской области добыча торфа отсутствует.

Функциональное назначение, применение и качественные характеристики угля и способ реализации угля

Уголь – твердая горючая осадочная порода, образовавшаяся преимущественно из отмерших растений путем их биохимических, физико-химических и физических изменений, является невосполнимым, ограниченным природным ресурсом.

Показателями метаморфизма угля является выход летучих веществ, элементный состав, теплота сгорания, спекаемость, а в низких его стадиях – влажность. По этим показателям все угли разделены на бурые, каменные и антрациты.

Угли подразделяются на энергетические и коксующиеся.

Коксующиеся угли служат сырьём для производства в металлургической промышленности. Коксующиеся марки углей относятся к каменному виду угля, в отличие от энергетических марок, которые относятся и к каменному и к бурому виду (бурые угли – только энергетические).

В большинстве случаев коксующийся уголь нуждается в переработке, которую осуществляют обогатительные фабрики. В процессе переработки угля  выпускается концентрат угля, который поставляется потребителям.

Товарная группа «энергетический уголь» включает каменный энергетический уголь и бурый уголь.

По качественным показателям (влажность, зольность, теплота сгорания и т.д.) все угли разделены по видам на бурые, каменные и антрациты, которые имеют в своем составе  различные марки.

Маркировка угля — установлена с целью рационального промышленного использования угля. Угли подразделяются на марки и технологические группы; в основу такого подразделения положены параметры, характеризующие поведение углей в процессе термического воздействия на них.

Российская классификация марок углей

 

Марки угля

Буквенное обозначение марок

Выход летучих веществ Vг, %

содержание углерода Сг, %

теплота сгорания Qгб, ккал/кг

Отражательная способность в масляной иммерсии, %

Бурые

Б

41 и более

76 и менее

6900-7500

0,30-0,49

Длиннопламенные

Д

39 и более

76

7500-8000

0,50-0,64

Газовые

Г

36

83

7900-8600

0,65-0,84

Жирные

Ж

30

86

8300-8700

0,85-1,14

Коксовые

К

20

88

8400-8700

1,15-1,74

Отощённо-спекающиеся

ОС

15

89

8450-8780

1,75-2,04

Тощие

Т

12

90

7300-8750

2,05-2,49

Антрациты

А

менее 8

91 и более

8100-8750

2,50-6,00

 

Кроме указанных в таблице, в некоторых бассейнах выделяются промежуточные марки:

  • газовые жирные (ГЖ)
  • коксовые жирные (КЖ)
  • коксовые вторые (K2)
  • слабоспекающиеся (СС)

По размеру получаемых при добыче кусков каменный уголь классифицируется на П - (плита) более 100 мм К - (крупный) 50- 100 мм О - (орех) 25- 50 мм М - (мелкий) 13- 25 мм С - (семечка) 6- 13 мм Ш - (штыб) 0- 6 мм Р - (рядовой) шахтный 0- 200 мм , карьерный 0-300мм

Угли подразделяются на технологические группы по спекающей способности; для указания технологической группы к буквенному обозначению марки прибавляется цифра, указывающая низшее значение толщины пластического слоя в данных углях, например Г6, Г17, КЖ14 и т.п.

Самая низкая теплота сгорания у бурых углей. Каменный уголь отличается от бурого более высоким содержанием углерода и большей плотностью.

Угли марок Д, Г и антрациты применяются, как правило, в котельных, так как они могут гореть без поддува.

Угли марок СС, ОС, Т применяются для получения электрической энергии, так как они имеют большую теплоту сгорания, но сжигание данного вида углей связано с технологическими трудностями, которые оправданы лишь в случае необходимости использования большого количества угля.

Марки Г, Ж обычно используются в черной металлургии для производства стали и чугуна.

В зависимости от степени обогащения угли делятся на концентраты, промпродукты и шламы. Концентраты, как правило, используются в котельных и для получения электроэнергии. Промпродукты обычно идут на нужды металлургии. Шламы используются для изготовления брикетов с целью розничной продажи населению для личного использования.

В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 20.06.1996 № 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности", использование угля - применение угля для сжигания в топках промышленных, бытовых тепловых установок, переработка его в целях получения твердых, жидких и газообразных очищенных энергетических ресурсов, продукции для химической и медицинской промышленности.

Товарами-заменителями энергетического угля могут являться в зависимости от целей использования альтернативные виды топлива – природный газ, продукты переработки нефти, в том числе мазут, горючие ископаемые (сланцы, торф), однако на территории Магаданской области указанные товары-заменитель отсутствуют.

Товарами-заменителями коксующегося угля в производстве кокса в зависимости от вида сырья могут быть электродный пековый и нефтяной коксы. Вместе с тем, основное количество кокса производится из каменного коксующегося угля.

В Магаданской области в исследуемый период  потребители применяли следующие марки  углей:

ДГр – длиннопламенный газовый рядовой;

Др   -  длиннопламенный рядовой;

Д     -  длиннопламенный;

Т     -  тощий.

Ж – жирный.

Потребление определенных марок угля связано с особенностями технологической инфраструктуры, основными из которых являются наличие определенного котельного оборудования, транспортная доступность, стоимость доставки.

Теплоснабжающие компании, в том числе местные котельные, в большинстве своем проектировались в привязке к конкретным сырьевым базам (определенным месторождениям), конкретным маркам энергетического угля с определенными характеристиками и свойствами (проектный уголь). Данное обстоятельство, в ряде случаев исключает возможность перехода потребителей на использование иных марок энергетического угля с другими качественными характеристиками, что обуславливает низкий уровень взаимозаменяемости различных марок энергетического угля.

Например, в г. Магадане действует технологический фактор: Магаданская ТЭЦ изначально проектировалась под  угли Приморья и Кузбасса с заданными характеристиками сгорания.

В результате исследования были опрошены потребители углей энергетических расположенные на территории Магаданской области (12) на предмет взаимозаменяемости разным марок угля. Согласно полученным результатам было выявлено что  50% респондентов признали каменные угли марки Д, ДГр, ДО, ДК, ДГ взаимозаменяемыми между собой; 16% признали взаимозаменяемость  углей марки Д только при определенных условиях (замена оборудования, проведение режимно-наладочных испытаний котельных и др.), т.е. в данном случае взаимозаменяемость имеет место быть при наличии дополнительных затрат. 33% опрошенных считают, что уголь марки Д (используемый ими в производстве) не является взаимозаменяемым.

92% респондентов считают, что угли марки Д не взаимозаменяемые с марками Ж, Т (исходя из качества  и технологии использования).8% считают, что вышеназванные марки угля являются взаимозаменяемыми.

Особенности оборота (производства, реализации и конечного потребления) угольной продукции.

1) Магаданская область обладает значительными ресурсами каменного и бурого углей. Ресурсный потенциал углей Магаданской области оценивается более чем в 40 млрд. тонн, из них 74 % представлены бурыми углями и 26 % каменными углями и антрацитами.

Каменный уголь в Магаданской области в исследуемый период добывали три предприятия: ЗАО «Колымская угольная компания» (Верхне-Аркагалинское месторождение в Сусуманском районе и Галимовское в Омсукчанском районе), ООО «Ассоциация делового сотрудничества» (Верхне-Аркагалинское месторождение), ЗАО «Северо-Восточная угольная компания» (Булурское месторождение в Омсукчанском районе). Добыча угля за последние годы установилась на уровне 450 тыс. тонн в год и определяется спросом на его использование поселениями. Производственные мощности угледобывающих предприятий позволяют добывать 800-900 тыс. тонн угля в год, но большая удаленность основного потребителя (Магаданская ТЭЦ) и высокие транспортные расходы по его доставке не позволяют полностью их задействовать.

Добытый уголь не только поступает на нужды Магаданской области (жилищно-коммунальное хозяйство, энергетика), но и поставляется в восточные улусы Республики Саха (Якутия).

Значительные запасы бурого угля находятся в непосредственной близости от Магадана на месторождениях «Ланковское» и «Мелководненское» (60 и 90 км соответственно).  По своим качественным характеристикам бурые угли этих месторождений пригодны для многоцелевого использования: производство энергетического газа, жидкого горючего топлива (автомобильный бензин, дизельное топливо), изготовление битумов, горного воска, выпуск высококачественного брикетного топлива. Ресурсный потенциал месторождений составляет более 2,5 млрд. тонн бурого угля, что хватит при современных потребностях в энергетических ресурсах Магаданской области на сотни лет эксплуатации.

Основной маркой добываемого на территории Магаданской области угля является  «Д», она так же является наиболее востребованной.

Основная доля затрат в себестоимости 1 тонны угля приходится на материальные затраты доля которых у местных производителей составила от 47% до 88%. Далее идет фонд оплаты труда от 8% до 19%.

2) Существенная разница в стоимости продукции одного производителя для разных конечных потребителей обусловлена величиной транспортных расходов (море, автотранспорт), связанных с удаленностью потребителей от районов производства угольной продукции.

Перевозка угля на территории Магаданской области осуществляется как транспортными средствами потребителей, так и транспортными средствами сторонних организаций с которыми у производителей заключены договоры перевозки. Транспортная составляющая, может занимать более 50% в себестоимости продажи угля, поэтому  потребителям Магаданской области выгоднее закупать продукцию у предприятий производителей угля в Магаданской области расположенных  в непосредственной близости от потребителя (за исключением технологических особенностей потребления).

3). По информации предоставленной хозяйствующими субъектами Магаданской области реализация угля угледобывающими компаниями ЗАО «Колымская угольная компания», ООО «Ассоциация делового сотрудничества», ЗАО «Северо-Восточная угольная компания» осуществлялась без посредников.

Поставщиками посредниками из других регионов угля энергетического для нужд Магаданской области в  2010-2011г.г. выступали – ООО «Магадан Транзит- ДВ», ООО Колыманефтепродукт», ДО ОАО «Колымская судоходная компания «Пристань Сеймчан».

Удаленность производителя от потребителя и наличие посреднических организаций  в несколько раз увеличивает стоимость 1 тонны угля.

4) Несмотря на то, что спрос на уголь носит сезонный характер напрямую связанный с продолжительностью отопительного периода в осенне-зимний сезон, производители Магаданской области стараются в течение года не изменять отпускную цену. Важным фактором стабильности цены в течение года являются государственные контракты, в соответствии с которыми  цена в определенный период времени является стабильной и неизменной (за исключением того, что в течении действия договора цена угля (стоимость договора)  может быть изменена поставщиком в одностороннем порядке, согласно индексу-дефлятору, рекомендуемому Минэкономразвития РФ на 2012г.).

Согласно статье 506 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поставки поставщик-продавец (предприятия угольной промышленности), осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской федерации»  под оптовой торговлей понимается – вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним или иным подобным использованием.

По информации, полученной от поставщиков угля энергетического, на территории Магаданской области уголь реализуется хозяйствующим субъектам для конечного использования в производственной сфере.  Размером реализуемых партий является количество тонн.

Согласно общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОК 029-2007, КДЕС, Ред.1.1, от 01.01.2010)  услуга оптовой реализации угля определена  - разделом «G» -  оптовая и розничная торговля;  ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, классом – 51 -Оптовая торговля,  включая торговлю через агентов, кроме   торговли автотранспортными средствами и мотоциклами, подклассом - 51.5 Оптовая торговля несельскохозяйственными  промежуточными продуктами, отходами и ломом, группами: - 51.51  Оптовая торговля топливом, подгруппами - 51.51.1 Оптовая торговля твердым топливом, 51.51.2 оптовая торговля моторным топливом, включая авиационный бензин, 51.51.3 – оптовая торговля сырой нефтью, 51.51.4 – оптовая торговля прочим жидким и газообразным топливом.

При этом услуги по оптовой реализации топливом входящие в одну товарную группу не территории Магаданской области, исходя из целей использования, ценовой политики, а так же способа производства не являются взаимозаменяемыми.

На основании вышеизложенного в аналитическом отчете выделены следующие продуктовые границы рынков:

- добыча углей энергетических в разрезе марок (Д, Т, Ж) на территории Магаданской области;

- оптовая торговля углем в разрезе марок (Д, Т, Ж) энергетическим в границах Магаданской области.

 

  • Определение географических границ рынка

В соответствии с п. 4.1, 4.2 Порядка Магаданским УФАС России на основе информации о территории, на которой действуют хозяйствующие субъекты (продавцы и покупатели) были предварительно определены географические границы товарного рынка, а именно территория Магаданской области.

Предварительно определенные географические границы уточнялись теруправлением с учетом особенностей условий обращения услуг по добыче и реализации углей энергетических,  в частности наличия и расположения технологической инфраструктуры потребителей, приближенности продавцов, видов используемого угля (и  взаимозаменяемости видов угля), а так же районов продаж.

По информации представленной хозяйствующими субъектами (продавцами каменного угля энергетического) потребители угля марок Д расположены практически во всех районах Магаданской области (за исключением Омсукчанского района, где использовалась марка Т).  В среднеканском районе потреблялся уголь марок Ж, Д.

На основании вышеизложенного географические границы рынка определены по фактическому потреблению:

Класс Д -  территорией Магаданской области (за исключением Омсукчанского района);

Класс  Ж – Среднеканским районом;

Класс Т – Омсукчанским районом.

 

  • Определение состава хозяйствующих субъектов действующих на товарном рынке

Согласно статье 1 Федерального закона от 20.06.1996 № 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности", организация по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) - юридическое лицо, созданное для осуществления добычи (переработки) угля (горючих сланцев), реализации угля (горючих сланцев) и продукции его переработки.

Согласно статье 11 Закона от 21.02.1992 № 2395-1 "О  недрах" -  «предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов».

По информации предоставленной департаментом Природных ресурсов администрации Магаданской области производителями угля в регионе в 2010-2011г.г. выступали:

- ЗАО «Колымская угольная компания» (РФ, 685000, г. Магадан, ул. Пролетарская, д.17, оф.413, ИНН 4909075804, директор Лосинский Э.В.);

- ООО «Ассоциация делового сотрудничества» (РФ, 685000, г. Магадан, ул. Пролетарская, д.17, оф.304, ИНН 4909099139,  директор Симоненко Н.И.);

-  ЗАО «Северо-Восточная угольная компания" (РФ, 685000, г. Магадан, ул. Пролетарская, д.13/1, оф.542, ИНН 4909105086).

Объем добычи углей энергетических в Магаданской области в 2010-2011г.г.

Таблица 2

 

Производитель

Объем добычи, тыс. тонн

Доля в общем объеме добычи угля в Регионе,%

2010

2011

2010

2011

ЗАО «КУК»

 

 

72

68

ЗАО «АДС»

 

 

21,5

21,9

ЗАО «Северо-Восточная угольная компания»

 

 

6,5

10,1

Итого произведено

 

 

100

100

Согласно представленным данным основная доля по добыче угля на территории Магаданской области в 2010-2011г.г. принадлежит ЗАО «КУК» доли которого составили соответственно 72% и 68%. Снижение доли общества, как и всего объема производства, произошло за счет сокращения добычи угля марки Т в связи с ликвидацией производства  степень взаимозависимости конкурирующих хозяйствующих субъектов

Два добывающих предприятия ЗАО «КУК» и ООО «АДС»  включены в региональный раздел «Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определённого товара долю более 35 процентов…» по оптовой торговле твердым топливом в границах муниципальных образований Магаданской области.

По данным предоставленным УФНС по Магаданской области, а так же хозяйствующими субъектами ЗАО «КУК» и ООО «АДС» в исследованный период не являлись взаимозависимыми субъектами рынка (т.е. не входили в группу лиц). В связи с чем, предлагается внести изменения в Реестр. 

Завоз угля на территорию Магаданской области в 2010-2011г.г. осуществлялся:

- ООО «Магадан-Транзит ДВ» (РФ, 685000, г. Магадан, проезд Вострецова, 2/25, оф.68, ИНН 4909910131, исполнительный директор Новиченко М.М.);

- ДО ОАО «Колымская судоходная компания «Пристань Сеймчан» (РФ, 686160, Магаданская обл.. Среднеканский район, с. Колымское, ул. Набережная, д.14, ИНН 4904000097, директор Кобзарев. Н.В.);

- ОАО «Колымская судоходная компания» (РФ, Республика Саха (Якутия), п. Зырянка, ул. Стадухина, д.9, ИНН 1408000231, генеральный директор,  С.К. Пичугин).

- ООО «Колыманефтепродукт» (РФ, 685000, г. Магадан, ул.  Билибина, 2, ИНН 4900004453, директор Усольцев А.А.);

- ОАО «Сибирская угольная Энергетическая компания» (109028, Россия, г. Москва, Серебряническая наб., д. 29);

- ОАО «Угольная компания «Кузбассразрезуголь» (650054, Кемеровская обл., г. Кемерово, Пионерский бульвар, 4а).

Объем завоза (поставки) углей энергетических в Магаданской области в 2010-2011г.г.

Таблица 3

 

Поставщик

Объем поставки (завоза) угля в Регион, тыс. тонн

2010

2011

Группа лиц: ОАО «Колымская судоходная компания» и  ДО ОАО «Колымская судоходная компания «Пристань Сеймчан»

16,19

14,1

ООО «Магадан-Транзит ДВ»

0

267,761

ООО «Колыманефтепродукт»

10,668

8,625

ОАО «Сибирская угольная Энергетическая компания»

22,5

0

ОАО «Угольная компания «Кузбассразрезуголь»

258,3

0

Итого произведено

293,682

277,896

- ООО «Магадан-Транзит ДВ» закупало уголь каменный класса Д у ООО «Торговый Дом «Транзит-ДВ» (г. Владивосток), доля Общества в объеме завезенной продукции составила 96%, что обусловлено наличием договора на поставку угля с одним из крупных потребителей Магаданской области – ОАО «Магаданэнерго». Производитель угля ОАО «УК «Кузбассразрезуголь».

- Дочернее общество «Колымская судоходная компания «Пристань Сеймчан»  закупало уголь каменный класса «Ж» у ОАО «Колымская судоходная компания» фактически являясь его посредником. Оба предприятия составляют одну группу лиц.

- ООО «Колыманефтепродукт» закупало уголь каменный класса Д у ООО «Торговый Дом «Транзит-ДВ» (г. Владивосток) и у ОАО «УК «Кузбассразрезуголь».

Покупателями товара (угля) являются юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, расположенные на территории Магаданской области. Исходя из целей потребления покупатели Магаданской области в основной массе представлены - административными органами, предприятиями коммунальной инфраструктуры.

 

  • Расчет объема товарно рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

При определении объемов товарно рынка была использована информация, которая содержится в ответах департамента природных ресурсов администрации Магаданской области, хозяйствующих субъектов осуществлявших реализацию углей энергетических на территории Магаданской области.

 Количественными показателями, характеризующими структуру товарного рынка, являются: численность продавцов, действующих на данном товарном рынке; доли, занимаемые продавцами  на данном товарном рынке; показатели рыночной концентрации.

Для сопоставимости данных, количественной характеристикой товарных ресурсов изучаемого рынка услуг является объем реализованной продукции (угля в разрезе используемых марок  в натуральном выражении – тыс. тонн. Показатели исследованных рынков представлены в таблице 4.

                                                                                                               Таблица 4

Количественные показатели рынка оптовой реализации угля в Магаданской области по итогам  2010 -2011г.г.

 

Географические границы в зависимости от потребляемых марок угля

Наименование хозяйствующего субъекта

Объём реализации.,

тыс.тонн

Доля на

рынке, %

2010

2011

2010

2011

марки Д, ДГр,  ДГ…

Магаданская область (за исключением Омсукчанского районов)

  1. ЗАО «КУК»

 

 

39,7

40,3

  1. ЗАО «АДС»

 

 

14,9

15,2

  1. ООО «Колыманефтепродукт»

 

 

1,6

1,3

  1. ООО «Магадан-Транзит ДВ»

 

 

0

37,4

  1. ЗАО «Северо-Восточная угольная компания»*

 

 

2,9

5,8

 

  1. ОАО «Сибирская угольная Энергетическая компания»

 

 

3,3

0

 

  1. ОАО «Угольная компания «Кузбассразрезуголь»

 

 

37,7

0

итого

 

 

 

100

100

CR-3

 

 

 

97,3

92,9

HHI

 

 

 

>2000

>2000

марка Т

Омсукчанский район

  1. ЗАО «КУК»

29,5

25,2

100

100

итого

 

 

 

100

100

CR-3

 

 

 

-

-

HHI

 

 

 

>2000

>2000

марка Ж

Среднеканский район

  1. Группа лиц:

ОАО «Колымская судоходная компания» и  ДО ОАО «Колымская судоходная компания «Пристань Сеймчан»

16,19

14,1

100

100

итого

 

 

 

100

100

CR-3

 

 

 

-

-

HHI

 

 

 

>2000

>2000

*-По данным департамента природных ресурсов администрации Магаданской области.

Общий объем реализованной продукции угля всех марок по итогам 2010-2011г.г. составил соответственно – 730,608 т.тонн и 681,465 т.тонн. Доля местных производителей в общем объеме реализации угля (всех марок) составила в 2010г. – 97%, в 2011г. – 63%.

По итогам 2010-2011г.г.г. на рынках

 - оптовой реализации угля класса Д… признаки доминирующего положения  в географических границах Магаданской области (за исключением Омсукчанского районов) выявлены в отношении ЗАО «КУК»   доля которой составила соответственно 39,7%, 40,3%.

- оптовой реализации угля класса Т признаки доминирующего положения  в географических границах Омсукчанского района выявлены в отношении ЗАО «КУК» доля которого составила соответственно 100% и 100%.

- оптовой реализации угля класса Ж признаки доминирующего положения  в географических границах Среднеканского района выявлены в отношении группы лиц: ОАО «Колымская судоходная компания» и ДО ОАО Колымская судоходная компания «Пристань Сеймчан» доля которого составила соответственно 100% и 100%.

 

  • Определение барьеров входа на товарный рынок

К барьерам входа на рынок относятся обстоятельства, препятствующие возможностям для новых хозяйствующих субъектов войти на товарный рынок.

Проникновение новых хозяйствующих субъектов на рынки практически исключено по следующим причинам:

  1. Экономические ограничения, связанные  с необходимостью осуществления значительных первоначальных вложений на организацию производства по добыче угля (от 150 до 200 млн.рублей). Организация по добыче (переработке) угля характеризуется высокой капиталоемкостью, иннерционностью производственного цикла, требует периодической реконструкции и постоянных капиталовложений.
  2. Экономические ограничения связанные с наличием спроса на уголь. Доступ потенциальных участников рынка затруднен и ограничен отсутствием спроса. Предложение фактически распределено между участниками, действующими на рынке добычи угля в Магаданской области.
  3. Экономические ограничения, связанные с транспортной инфраструктурой (стоимость доставки), так например Омсукчанский, Сусуманский районы являются районами угледобычи и традиционным поставщиками угля в близлежащие районы Магаданской области, что значительно сокращает транспортные издержки потребителей.  
  4. Административные ограничения, связанные с возникновением препятствий в области лицензирования земельного участка (природного месторождения), а так же с обязательным аварийно- спасательным обслуживанием, экологическим надзором.
  5. Отсутствие возможности расширить производство.
  6. Высокая степень монополизации рынка.

Барьеры входа на рынок оптовой реализации угля являются труднопреодолимыми.

IX. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

1. В результате проведенного исследования по итогам 2010г. и 2011г. установлено, что рынки оптовой реализации угля энергетического в границах муниципальных образований Магаданской области являются высококонцентрированными за счёт малого числа поставщиков, а порой  единственного поставщика в некоторых районах области. Это обусловлено наличием таких факторов, как возможность обеспечения энергетическими углями за счёт местной угледобычи, географическим расположением районов Магаданской области, производителей угля и потребителей.

Практически все поставки энергетических углей для нужд коммунальной энергетики Магаданской области осуществляются на конкурсной основе.

2. По итогам 2010-2011г.г.г. на рынках

- оптовой реализации угля класса Д… признаки доминирующего положения  в географических границах Магаданской области (за исключением Омсукчанского районов) выявлены в отношении группы лиц ЗАО «КУК»   доля которой составила соответственно 39,7%, 40,3%

- оптовой реализации угля класса Т признаки доминирующего положения  в географических границах Омсукчанского района выявлены в отношении ЗАО «КУК» доля которого составила соответственно 100% и 100%.

- оптовой реализации угля класса Ж признаки доминирующего положения  в географических границах Среднеканского района выявлены в отношении ДО ОАО Колымская судоходная компания «Пристань Сеймчан» доля которого составила соответственно 100% и 100%.

3. Конкурентную среду можно оценить как неразвитую.  Рынок монополизирован.

4. Барьеры входа на изученные рынки можно признать трудно преодолимыми.

5. Обращений граждан, организаций, в отношении функционирования рынка энергетических углей в 2010-2011г.г. в адрес департамента природных ресурсов, а так же в Магаданское УФАС России не было.

6. Магаданскому УФАС России проводить на постоянной основе:

- наблюдение за динамикой показателей рыночной концентрации;

- контроль за рыночным поведением хозсубъектов, включенных в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%;

- работу по пресечению недобросовестной конкуренции.

7. Внести изменения в Реестр хозяйствующих субъектов имеющих на рынке долю более 35%..., а именно:

- исключить группу лиц  ЗАО «КУК» и ООО «АДС»;

- включить:

а) ЗАО «КУК» по услугам оптовой реализации угля марок Д… в географических границах Магаданской области (за исключением Омсукчанского районов) с долей более 35%;  оптовой реализации угля класса Т в географических границах Омсукчанского района с долей более 50%.

б) Группу лиц в составе: ОАО «Колымская судоходная компания» и ДО ОАО Колымская судоходная компания «Пристань Сеймчан» по услугам оптовой реализации угля класса Ж в географических границах Среднеканского района с долей более 50%.