Аналитический отчет состояния конкурентной среды на рынке услуг по транспортирове (вывозу) и размещению твердых коммунальных отходов на территории г.Магадана по итогам 2012 года

 

Аналтический отчет по результатм анализа состояни конкурентной среды на рынке услуг по транспортировке (вывозу) и размещению твердых коммунальных отходов на территории города Магадана по итогам 2012 года

г.Магадан

I. Общие положения

Анализ и оценка состояния конкуренции на рынке услуг по транспортировке (вывозу) и размещению твердых коммунальных отходов на территории  г. Магадана области проведены отделом контроля размещения государственного заказа в соответствии с приказом ФАС России от 19.12.2012 № 773/12 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2013-2014 годы».

Настоящее исследование проведено в соответствии:

- с «Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке», утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 №220;

- нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность хозяйствующих субъектов в области оказания изучаемых услуг.  

В соответствии с пунктом 1.5. Порядка при анализе состояния конкурентной среды на исследуемых товарных рынках в качестве исходной информации использовались:

- сведения  Управления Росприроднадзора по Магаданской области;

- сведения Департамента природных ресурсов администрации Магаданской области;

- сведения, полученные от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей - продавцов  товара (услуг);

- сведения предоставленные управляющими компаниями.

Для оценки состояния конкурентной среды на вышеназванном рынке  проведена расчетно-аналитическая работа по определению:

– продуктовых границ товарного рынка;

– географических границ товарного рынка;

– состава хозяйствующих субъектов рынка, действующих на товарном рынке;

– объёма товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке;

– уровня концентрации товарного рынка;

– барьеров входа на товарный рынок.

Структура аналитического отчета соответствует этапам проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, определенным пунктом 1.3. Порядка.

II. Предмет исследования

Предметом данного исследования является  – определение состояния конкурентной среды на рынках услуг по транспортировке (вывозу) и размещению твердых коммунальных отходов на территории  г. Магадана.

Цели и задачи исследования:

- выявление круга участников рынка: продавцов услуг, потребителей услуг;

- основные виды деятельности продавцов услуг;

– выявление хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение в соответствии с признаками, установленными статьей 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции) на рынке изучаемом рынке;

- использование результатов исследования при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства;

– использование результатов исследования для включения хозяйствующих субъектов в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов.

- выявление барьеров входа на рынок (выхода с рынка) и проблем, влияющих на развитие конкуренции на рассматриваемых рынках, а также предупреждения и выявления нарушений антимонопольного законодательства.

III. Определение временного интервала исследования товарного рынка

Временной интервал исследования товарного рынка  с учетом целей исследования определен разделом II Порядка. 

Согласно п. 2.1. Порядка - временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год.

В соответствии с п. 2.2. Порядка исследование ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования, в связи с чем, проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке,  а  именно изучаются характеристики рынка, которые сложились на момент исследования, с учетом заключенных договоров.

На основании вышеизложенного, временной интервал исследования товарного рынка определен  2012г.

IV. Определение продуктовых границ товарного рынка

Предварительное определение продуктовых границ рынка проведено на основе нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность, договоров заключаемых на транспортировку (вывоз) ТБО, договоров на размещение ТБО, общероссийского классификатора продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности, а также иных документов представленных хозяйствующими субъектами.

  1. Нормативные акты, регулирующие соответствующую деятельность: «Правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов» (Постановление Правительства РФ от 10.02.97 №155, в действующее редакции); Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления"; Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»; Постановление мэрии города Магадана от 04.12.2012 N 5022 "Об утверждении долгосрочной городской целевой программы "Развитие системы обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами в муниципальном образовании "Город Магадан" на 2012-2016 годы";  Решение Магаданской городской Думы от 22.12.2006 N 123-Д  (в действ. ред.) "О Правилах благоустройства и содержания территории  муниципального образования "Город Магадан"; Постановление Правительства РФ от 28.03.2012 N 255 "О лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности".  Иные нормативные правовые акты (в том числе органов местного самоуправления), госты, СанПины. Технические документы, регулирующие деятельность на вышеназванном рынке услуг.

Согласно копиям предоставленными хозяйствующими субъектами договоров на выполнение услуг по санитарной очистке  - вывозу ТБО, предметом договора является вывоз ТБО на основании информации предоставленной заказчиком (заявки).

 Согласно копиям предоставленными хозяйствующими субъектами договоров на выполнение услуг по санитарной очистке  - захоронению ТБО, предметом договора является прием ТБО для захоронения на полигоне исполнителя.

Деятельность по удалению и обработке твердых отходов в действующем Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОК 029-2001) (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-ст) находится в разделе О «Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг», группа 90.00 – удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность, которая включает в себя следующие подгруппы:

90.00.1 – удаление и обработка сточных вод.

 Эта группировка включает обработку жидких отходов:

 - отвод бытовых сточных вод через  канализационную  сеть или другими способами, их обработку и удаление;

 - очистку сточных вод методом разбавления, фильтрования, седиментации,  химического осаждения, обработки активным илом и другими способами;

- техническое обслуживание канализационных систем;

- опорожнение  и  чистку  выгребных  ям,  отстойников  и септиков,    обслуживание    туалетов    с    химической  стерилизацией;

 - обработку сточных вод плавательных бассейнов;

 - обработку сточных вод промышленных предприятий;

90.00.2 – удаление и обработка твердых отходов, которая включает в себя:

 - сбор мусора, хлама, отбросов и отходов;

- сбор и удаление строительного мусора;

- уничтожение отходов методом сжигания или другими способами: - измельчение отходов, свалка на земле или в воде, захоронение или запахивание отходов;

- обработка или уничтожение отходов, включая очистку загрязненной почвы.

90.00.3 – уборка территории и аналогичная деятельность, эта группировка включает:

- сбор  мусора  из  мусорных урн в общественных местах и его вывоз;

 - подметание   и   поливку  улиц,  дорог,  мест  стоянки автотранспортных средств и т.п.;

- очистку  от  снега  и  льда  улиц,  дорог,  взлетно - посадочных полос на аэродромах  и  т.п.,  в  том  числе  посыпание песком или солью.

Согласно указанному классификатору можно определить самостоятельные виды услуг по обращению отходов, формирующие анализируемый рынок, при этом необходимо отметить, что данные услуги находятся в единой, взаимосвязанной, технологической зависимости и предоставляют собой неразрывную технологическую цепочку.

В процессе проведения анализа рынков продуктовые границы подлежат уточнению.

Выявление свойств товара, определяющих выбор покупателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара

Согласно положениям Стандарта твердые бытовые отходы (ТБО) – отходы потребления, образующиеся у населения, в том числе при приготовлении пищи, уборке и ремонте жилых помещений, содержании придомовых территорий и мест общего пользования, содержании в жилых помещениях домашних животных и птиц, а также устаревшие, пришедшие в негодность предметы домашнего обихода.

Также согласно Правилам предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов твердые бытовые отходы – это отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения.

В Федеральном классификационном каталоге отходов (ФККО) в блоке «отходы коммунальные» отсутствует группа «твердые бытовые отходы», но введена «твердые коммунальные отходы». Данная группа содержит гораздо большее количество подгрупп. Категория ТБО устарела, так как не охватывает все источники образования отходов в современной рыночной экономике.

Согласно Закону об отходах производства и потребления обращение с отходами – это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, где:

транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах;

размещение отходов - хранение и захоронение отходов;

хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;

захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;

использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии;

обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;

накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования;

объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

В соответствии с Стандартом:

технологический цикл отходов (ТЦО) – последовательность технологических процессов ликвидации конкретных отходов. Примечание. ТЦО: технологические процессы и операции ресурсосберегающего и безопасного обращения с отходами;

этапы технологического цикла отходов – последовательность процессов и операций менеджмента в технологическом цикле отходов в период времени от их появления в хозяйственной деятельности, на стадиях жизненного цикла продукции и/или в быту избавления от них путем утилизации и/или захоронение, уничтожение.

Кроме того, отношения по поводу обращения отходов могут быть предметом различных договорных конструкций. Предмет договора с учетом ТЦО может включать следующие действия в отношении отходов: услуги по транспортированию, хранению, захоронению, обезвреживанию, переработке. В договоры могут быть включены как отдельные действия в отношении отходов, так и ряд последовательных действий по этапам движения отходов от производителя к хозяйствующему субъекту, который их размещает (использует). Транспортирование, обезвреживание, размещение (использование) выступают последовательными стадиями в технологической цепочке услуг по обращению с отходами. При этом в рамках проводимого анализа рассматриваются лишь услуги по транспортировке и размещению твердых коммунальных (бытовых) отходов.

Разный предмет договора на этапах движения отходов от производителя к хозяйствующему субъекту, который их размещает (использует), позволяет отнести услуги, предоставляемые на этих этапах к разным товарным рынкам. Услуги по сбору отходов исключаются из анализа.

Также необходимо учесть, что качественные и технические характеристики услуги, в том числе способы транспортировки отходов, методы ликвидации опасных свойств отходов (использование, переработка, захоронение и хранение на полигонах и др.) в значительной степени являются для потенциального потребителя определяющими факторами при принятии решения о приобретении товара (услуги) и заключения договоров с продавцами услуг.

Для потребителя данной услуги основным фактором является возможность «освободиться» от объемов тех отходов, которые не могут быть вовлечены в хозяйственный оборот или размещены или уничтожены на объектах потребителя (хозяйствующего субъекта, в результате деятельности которого образовались отходы) и на которые могут быть начислены платежи за их размещение (хранение и захоронение).

Выявление товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, осуществлялось путем анализа сопоставимых по существенным свойствам товаров (услуг), входящих вместе с рассматриваемым товаром в одну классификационную группу общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 029-2007.

Функциональное назначение услуги определялось исходя из целей исследования и на основании предметов заключенных договоров на услуги по  транспортировке (вывозу) и размещению  ТБО.

По  коду 90.00.2, в отношении  сбора мусора, хлама, отбросов и отходов; уничтожения отходов методом сжигания или другими способами: - измельчение отходов, свалка на земле или в воде, захоронение или запахивание отходов - эти виды деятельности являются общими, а остальные – специальными.

Наиболее распространённым методом размещения (утилизации) ТБО является сжигание с последующим захоронением образующейся золы на специальном полигоне. Метод обладает серьёзными недостатками, такими, как образование сильно ядовитых химических соединений, например, диоксинов и фуранов. Для их нейтрализации требуется так называемое «дожигание» (нагрев исходящих газов до температуры выше 850 градусов и поддержание её в течение, как минимум, двух секунд). Существует довольно много технологий сжигания мусора — камерное, слоевое, в кипящем слое. Мусор может сжигаться в смеси с природным топливом.

Раздельный сбор разных категорий отходов определяет эффективность и стоимость утилизации отдельных компонентов. Наиболее неудобны для утилизации смешанные отходы, содержащие смесь биоразлагаемых влажных пищевых отходов, пластмасс, металлов, стекла и пр. компоненты.

Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

В соответствии со ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию.

Отходы различаются:

по происхождению:

отходы производства (промышленные отходы)

отходы потребления (коммунально-бытовые)

по агрегатному состоянию:

твёрдые

жидкие

газообразные

по классу опасности (для человека и / или для окружающей природной среды)

В Российской Федерации выделяют следующие классы опасности для окружающей природной среды:

1й — чрезвычайно опасные

2й — высоко опасные

3й — умеренно опасные

4й — малоопасные

5й — практически неопасные

Отходы потребления образуются в промышленности и в быту.

Бытовые отходы — твердые отходы, образованные в результате бытовой деятельности человека.

Под термином «твердые бытовые отходы» (далее – ТБО) понимают отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товара, уборка и текущий ремонт жилых помещений и др.). ТБО делятся также на отбросы (биологические ТО) и собственно бытовой мусор (небиологические ТО искусственного или естественного происхождения), а последний часто на бытовом уровне именуются просто мусором.

Твёрдые бытовые отходы представляют собой сложную гетерогенную смесь. По морфологическому признаку ТБО в настоящее время состоит из следующих компонентов:

бумага — газеты, журналы, упаковочные материалы; пластмассы; пищевые и растительные отходы; различные металлы (цветные и чёрные); стекло, текстиль, древесина, кожа, резина; кости; смёт.

Состав ТБО отличается в разных странах, городах. Он зависит от многих факторов, включая благосостояние населения, климат и благоустройство.

Опасность отходов определяется их физико-химическими свойствами, а также условиями их хранения или размещения в окружающей среде.

Для отходов необходимо составление паспорта отходов, определение класса опасности и лимитов на размещение отхода в окружающей среде, лимитов на накопление на предприятии и др. документов.

Понятие «Опасные отходы» используется в следующих случаях:

  • отходы содержат вредные вещества, в том числе содержащие возбудителей инфекционных болезней, токсичные, взрывоопасные и пожароопасные, с высокой реакционной способностью, например, вызывающие коррозию, радиоактивные;
  • отходы представляют опасность для здоровья человека и/или для нормального состояния окружающей природной среды

По  коду 90.00.3 -  сбор  мусора  из  мусорных урн в общественных местах и его вывоз.

Сбор отходов - процесс перемещения отходов от мусорообразователя до процесса вывоза отходов. Методы сбора отходов: поквартирный, контейнерный.

Транспортирование (вывоз) отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах (Федеральный закон «89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления», в действ. редакции).

Вывоз отходов осуществляется автотранспортными предприятиями, имеющими соответствующий специализированный подвижной состав (мусоровозы), дальнейшая переработка и захоронение отходов производится в местах размещения отходов, в том числе на мусороперерабатывающих заводах. При этом данные работы находятся в единой, взаимосвязанной, технологической зависимости и представляют собой неразрывную технологическую цепочку – форма контейнеров и площадок для сбора отходов зависит от конструкции машин для их транспортировки, технология сбора (смешанный, раздельный и т.п.) и транспортировки определяются технологией переработки.

Мусоровоз (мусорная машина) грузовой автомобиль или другой вид транспорта, предназначенный для загрузки, уплотнения, транспортировки и выгрузки мусора. Как правило, машины такого рода имеют вместительный кузов до 20, реже до 50 м³, в который мусор загружается вручную либо механически, из мусорного контейнера или из другого мусоровоза. Мусорная машина предназначена для вывоза мусора с территории населенных пунктов на свалки, мусороперегрузочные станции или мусоросжигающие заводы

Транспортирование (вывоз) отходов не является лицензируемой деятельностью.

Согласно Решению Магаданской городской Думы (от 22.12.2006 N 123-Д  в действ. ред.) "О Правилах благоустройства и содержания территории  муниципального образования "Город Магадан" разработана система обращения с отходами на территории города Магадана, которая включает  комплекс мер по рациональному сбору, вывозу и утилизации твердых бытовых, в том числе крупногабаритных, жидких бытовых и других видов отходов производства и потребления.

Производственные отходы I-III классов опасности, биологические отходы, медицинские, радиологические, ртутьсодержащие изделия собираются и утилизируются на территории города Магадана в порядке, установленном законодательством.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, занимающие помещения, находящиеся в многоквартирных жилых домах, а также физические лица, являющиеся собственниками нежилых помещений, а также владеющие помещениями на ином вещном праве, должны обеспечивать вывоз твердых бытовых отходов, содержание контейнерной площадки путем заключения договоров с управляющей организацией, обслуживающей данный жилой фонд, или иным предусмотренным действующим законодательством способом.

Организации, управляющие жилищным фондом, владельцы индивидуальных жилых домов, физические лица, юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками зданий, строений и сооружений либо владеющие данными объектами на ином вещном праве, обязаны обеспечивать вывоз и размещение твердых бытовых, жидких и производственных отходов путем заключения договоров со специализированными организациями или иным предусмотренным действующим законодательством способом.

Ответственность и контроль за сбором отходов в контейнеры и другие мусоросборники и уборкой площадок, на которых они размещены, возлагаются:

- по многоквартирным домам - на организации, управляющие и обслуживающие данный жилищный фонд, жилищно-строительные кооперативы, жилищные кооперативы, товарищества собственников жилья и т.д.;

- по частным домовладениям, домам индивидуальной застройки - на домовладельцев;

- по иным производителям отходов - на собственников, арендаторов, учреждения, организации, иные хозяйствующие субъекты.

Сбор твердых бытовых отходов (далее - ТБО), образующихся от эксплуатации жилищного фонда, деятельности торговых и других организаций, осуществляется в контейнеры, размещенные в установленных местах на оборудованных контейнерных площадках, иные места хранения отходов.

Ответственность за содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов возлагается на их владельцев.

Сбор крупногабаритных отходов (далее - КГО) осуществляется в специальные места для сбора крупногабаритных отходов, обозначенные соответствующим указателем, либо в пределах контейнерной площадки.

Вывоз ТБО и КГО на территории г. Магадана осуществляется организациями  ( в том числе специализированными) в сроки, указанные в графике вывоза ТБО (КГО), являющимся приложением к договору на вывоз и размещение ТБО, КГО. Оплата услуг организациям осуществляется на основании объемов накопления отходов, установленных договором.

– качественные характеристики -  перечень оказываемых компаниями услуг, материально- техническое обеспечение компании (наличие мусоровозов), графики работы , уровень обслуживания.

– цена - данный фактор отражает стоимость  услуг

В соответствии со ст. 1, Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ (ред. от 25.06.2012) "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» подлежат регулированию - тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, размещения (утилизации) твердых бытовых отходов.

Стоимость услуги за размещение (утилизацию) ТБО за 1куб.м на территории г. Магадан складывается из тарифа утвержденного приказом департамента цен и тарифов администрации Магаданской области от 21.11.2011 №2-ЖКК/76 «Об утверждении экономически обоснованного тарифа на утилизацию (захоронение) ТБО, оказываемых потребителям учреждения в 2012г.» в размере

59,95 руб. (без НДС) за период с 01.01.2012 по 30.06.2012г.;

63,55 руб. (без НДС) за период с 01.07.2012 по 31.08.2012г.;

68,88 руб. (без НДС) за период с 01.09.2012 по 31.12.2012г.

и инвестиционной надбавки к тарифу (направленной на модернизацию существующего полигона ТБО.

Таким образом, тариф взымаемый с потребителей в 2012г. за 1куб.м составил:

60,16 руб. (без НДС) за период с 01.01.2012 по 30.06.2012г.;

63,76 руб. (без НДС) за период с 01.07.2012 по 31.08.2012г.;

69,09 руб. (без НДС) за период с 01.09.2012 по 31.12.2012г.

Тарифы на вывоз ТБО  устанавливаются предприятиями (обществом) оказывающими данный вид услуг согласно экономическим расчетам стоимости услуг  по вывозу ТБО, норм действующего законодательства и ценового соглашения с мэрией г. Магадана.

При этом, тарифы устанавливаются в зависимости от вида ТБО (например, крупногабаритные объекты), способа погрузки и в зависимости  от вида автотранспортного средства, дальности объекта сбора и т.д. 

– дифференциация по месту расположения:

Местонахождение компаний готовых осуществлять услуги по размещению и транспортировке (вывозу) ТБО может стать серьезным конкурентным преимуществом. Так, компании расположенные вне географических (локальных) границ рынка (других поселках района, или других районов Магаданской области),  вдали от потребителя могут нести значительные финансовые затраты, которые в конечном счете  войдут в себестоимость услуги и сделают ее непривлекательной для потребителей.

Таким образом,  установлено, что предприятия расположенные на территории г. Магадана имеют преимущество,  на рынке услуг по размещению и на рынке по транспортировке (вывозу) ТБО так как расположены близко к потребителям услуг.  

Определение взаимозаменяемых товаров основано на фактической замене товаров приобретателем или готовности приобретателя заменить товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры установлено, что приобретатели не готовы заменить изучаемые виды услуг  другими подобными услугами.

На основании вышеизложенного, продуктовые границы исследуемого рынка определены как услуги

-  по транспортировке (вывозу) ТБО;

- услуги по размещению (утилизации)ТБО.

V. Определение географических границ товарного рынка

В соответствии с п. 4.1 Порядка процедура определения границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами, включает:

– предварительное определение географических границ товарного рынка;

– выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями);

– определение территорий входящих в географические границы товарного рынка.

В соответствии с п. 4.2 Порядка определение географических границ товарного рынка проводилось на основе информации: об организационно-транспортной схеме приобретения товара приобретателями; о возможности перемещения товара (услуги) к покупателю или покупателя к товару (услуге);  о расходах, связанных с поиском и приобретением товара (услуги), а также транспортные расходы; региональные особенности спроса на рассматриваемый товар.

Предварительно географические границы товарного рынка определены  - территорией г. Магадана.

 Согласно п. 4.5 Порядка предварительно определенные географические границы товарного рынка уточнялись в соответствии с методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном.

При определении географических границ рынка с точки зрения экономической возможности покупателя следует учитывать дальность нахождения места захоронения ТБО, что влияет на стоимость услуги.

Стоимость услуг по размещению и транспортировке (вывозу) ТБО на территории  г. Магадан не является сопоставимой со стоимостью аналогичных услуг в других районах области, так как тарифы на такие услуги устанавливаются в зависимости от  цены бензина, аренды (лизинга) автомобиля, расстояния до объекта размещения ТБО и иных условий обращения услуги.

Законом Магаданской области от 06.12.2004 № 489-ОЗ «О муниципальном образовании «Город Магадан» установлены границы муниципального образования «город Магадан».

Учитывая указанную специфику, географические границы рынка услуг по транспортировке (вывозу) и размещению ТБО следует считать местными (локальными).

Согласно заданию ФАС России в рамках проведения данного анализа географическими границами рынка услуг по транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов приняты административные границы городов с населением более 100 тысяч жителей и административных центров субъектов Российской. На территории Магаданской области заданные параметры по численности населения имеет только г. Магадан.

Таким образом,  в результате анализа предварительно определенные географические границы определены территорией г. Магадан и признаются географическими границами рассматриваемого товарного рынка.

VI. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

В соответствии с пунктом 5.1 Порядка в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включатся хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

В соответствии с пунктом 30 статьи 12 Закона о лицензировании лицензированию подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарных рынках, включаются хозяйствующие субъекты, постоянно предоставляющие услуги по транспортировке, обезвреживанию, размещению (хранению, захоронению) и использованию твердых коммунальных отходов в географических границах г. Магадан в пределах определенного временного интервала и имеющих лицензию на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV класса опасности.

Также необходимо отметить, что указанные хозяйствующие субъекты могут осуществлять лишь одну из указанных услуг, несколько или же весь спектр услуг от транспортировки до захоронения. В связи с чем, состав хозяйствующих субъектов определялся в разрезе осуществляемых ими услуг.

Покупателями товара (услуги) являются физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели, в процессе деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы (в том числе отходы V класса опасности).

Конкретный перечень хозяйствующих субъектов, предоставляющих анализируемых услуги, определялся в результате анализа следующих материалов:

  1. информации Управления Росприроднадзора по Магаданской области;
  2. информации предоставленной департаментом Природных ресурсов администрации Магаданской области;
  3. информацию территориального органа государственной статистики по Магаданской области;
  4. информации предоставленной управляющими компаниями, организациями осуществлявшими транспортировку и размещение ТБО.

Магаданским УФАС России в ходе исследования рынка были опрошены все хозяйствующие субъекты,  которые по данным Управления Росприроднадзора по Магаданской области имели лицензии на размещение (утилизацию) ТБО (письмо №АШ-11/3117 от 24.10.2012). В результате анализа предоставленной информации были выявлены хозяйствующие субъекты, которые по факту оказывали услуги  в изучаемый период времени.

Идентификация хозяйствующих субъектов оказывавших в 2012г. на территории г. Магадана услуги по размещению (утилизации) ТБО:

1. Муниципальное бюджетное учреждение города Магадана «Комбинат зеленого хозяйства» (далее МБУ «КЗХ»). 685000, г. Магадан, ул. Ясная, 8а. ИНН 4909086436. Осуществляло деятельность на основании:

- лицензии, выданной Управлением Росприроднадзора по Магаданской области от 09.03.2011 серия №  049 №00005;

- решения Магаданской городской думы от 25.12.2009 №151-Д «Об инвестиционной программе МУ г. Магадана «Комбинат зеленого хозяйства» по модернизации существующего полигона ТБО в муниципальном образовании г. Магадан на 2010-2015г.г.»;

 - приказа Департамента цен и тарифов администрации Магаданской области от 21.11.2011 №2-ЖКК/76 «Об утверждении экономически обоснованного тарифа на утилизацию (захоронение) ТБО, оказываемых потребителям учреждения в 2012г.» постановление мэрии г. Магадана от 02.03.2009  №484 «О предоставлении МУ г. Магадана «Комбинат зеленого хозяйства в постоянное (бессрочное пользование земельных участков в городе Магадане». Согласно данного постановления МУ «КЗХ» передан участок площадью 291000 кв.м с кадастровым №49:09:000000:0053 под существующую территорию городской свалки мусора и бытовых отходов в районе 6 км основной трассы в г. Магадане в границах, указанных на карте (плане) земельного участка №118-61-07.

Учреждение оказывало свою деятельность по размещению (утилизации) ТБО до 22.02.2013г.  С 01.03.2013 услуги по размещению (утилизации) ТБО оказывало ООО «Полигон твердых бытовых отходов «Магаданский» - потенциальный продавец.

Так же, потенциальным продавцом услуг является ООО «Полигон Магаданский», у которого в настоящее время находится на оформлении лицензия на обезвреживание и захоронение опасных отходов.

Иные опрошенные хозяйствующие субъекты, имеющие лицензии на размещение (утилизацию) ТБО не оказывали услуги сторонним потребителям.

Теруправлением на предмет выявления хозяйствующих субъектов оказывавших в 2012г. транспортировку (вывоз) ТБО были опрошены управляющие компании, организации указанные в письмах территориального органа статистики и управления Росприроднадзора по Магаданской области, информация предоставленная организациями осуществляющими размещение (утилизацию) ТБО. В результате анализа предоставленной информации были выявлены хозяйствующие субъекты  оказывавшие в 2012г. на территории г. Магадан транспортировку (вывоз) ТБО.

Идентификация хозяйствующих субъектов оказывавших в 2012г. на территории г. Магадана услуги по транспортировке (вывозу) ТБО:

1. ООО «Спецавтохозяйство» (ИНН 4909100472, 685000, г. Магадан, ул. Ясная, д.8а).  Основными видами деятельности Общества являются:

- сбор сточных вод, отходов и аналогичная деятельность,

- сбор и обработка сточных вод;

- сбор и обработка прочих отходов;

- уборка территории, восстановление после загрязнения и аналогичная деятельность.

Учредителем Общества является муниципальное образование «Город Магадан» в лице департамента ЖКХ и обслуживания  социальной сферы мэрии г. Магадана с долей в уставном капитале 100% (выписка из ЕГРЮЛ по состоянию на 22.08.2012г.).

Приказом теруправления №01-12/104/49 от 26.05.2010 ООО «Спецавтохозяйство» включено в «Реестр хозяйствующих субъектов имеющих на рынке долю свыше 50% …» на рынке услуг по вывозу ТБО с долей более 50% в границах г. Магадана.

В наличии 27 единиц техники, из которой 22 ед. предназначены для работы с ТБО. Заключено более 600 договоров на вывоз ТБО.

  1. ООО «Чистый город» (ИНН 4909110216, 685000, г. Магадан, ул. Набережная р. Магаданки, д.3).

В наличии имеет  4 единицы автотранспорта из которых  3 единицы находятся в лизинге, 1 в собственности. Работает только с юридическими лицами, в 2012г.

Покупателями услуг по размещению (утилизации)  и вывозу (транспортировке) ТБО являются юридические лица (например, управляющие компании, бюджетные учреждения, предприятия, организации и т.д.), ТСЖ, физические лица (индивидуальные предприниматели, частный сектор). Услуги оказываются в соответствии с заключенными договорами.

Покупатели услуг, вправе заключать договоры на транспортировку (вывоз) ТБО с любым автопредприятием, имеющим соответствующую материально – техническую базу.

Таким образом, согласно п. 5.2 Порядка при определении состава хозяйствующих субъектов при условии того, что выявленных хозяйствующих субъектов достаточно, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу о доминирующем положении любого из них, а также для установления влияния любого из них на состояние конкуренции, количество выявленных хозяйствующих субъектов является достаточным. Кроме того, количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке. 

VII. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

При определении объемов товарного рынка была использована информация, которая содержится в ответах хозяйствующих субъектов оказывавших в изучаемый период времени исследуемые виды услуг.

Количественной характеристикой объема рынка услуг по размещению (утилизации) и транспортировке (вывозу) ТБО является объем оказанных услуг в натуральном  и стоимостном выражении (куб.м.и тыс. руб.).

Согласно анализу представленных данных об объемах оказанных услуг на рынке по размещению (утилизации) ТБО на территории г. Магадана в 2012г. признаки доминирующего положения выявлены в отношении МУ г. Магадана «Комбинат зеленого хозяйства». Доля учреждения в 2012г. составила 100%. HHI = 10000. На основании показателей рыночной концентрации рынок является монополизированным. Конкуренция отсутствует.  

Согласно анализу представленных данных об объемах оказанных услуг на рынке по транспортировке (вывозу) ТБО на территории г. Магадана в 2012г. признаки доминирующего положения выявлены в отношении ООО «Спецавтохозяйство».  Доля Общества  в 2012г. составила 81,5%. (HHI = 6985>2000). На основании показателей рыночной концентрации рынок является высококонцентриованным. Конкуренция  неразвита.   На рынке по итгам 2012г. присутствовало 2 хозяйствующих субъекта.

VIII. Определение барьеров входа на товарный рынок

Процедура определения барьеров входа на товарный рынок проведена в соответствии с разделом VIII Порядка.

Качественными показателями, характеризующими структуру товарного рынка, являются: наличие (или отсутствие) барьеров входа на рынок для потенциальных конкурентов, степень их преодолимости.

При анализе основными барьерами входа на товарный рынок по утилизации (захоронению) и транспортировке (вывозу) ТБО определены следующие ограничения

Административные ограничения: в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» предъявлены требования к хозяйствующим субъектам по обращению с отходами, а именно: к обращению с опасными отходами; к профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с опасными отходами; к транспортированию опасных отходов. В соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по обращению с опасными отходами. В соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» под понятием «обращение с отходами» понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

В зависимости от степени возможного вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека отходы подразделяются на 5 классов опасности, в соответствии с Критериями, утвержденными приказом Минприроды РФ от 15.06.2001 №511. ТБО, являющиеся предметом настоящего анализа, относятся к отходам III-IV класса опасности. В соответствии с Положением о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.12 №255, обращение с ТБО III-IV класса опасности требует получения лицензии. Обязательному лицензированию подлежит деятельность по утилизации, складированию, перемещению, размещению, захоронению, уничтожению промышленных и иных отходов.

Лицензируемый вид деятельности – вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Примером административных барьеров может также служить процедура получения земельного участка для организации полигона, поскольку количество таких земельных участков ограничено как в силу ограниченности территорий, а также исходя из требований экологической, санитарной безопасности.

Экономическим барьером является значительный размер первоначального капитала для создания предприятия, предоставляющего услуги по вывозу, переработке и захоронению ТБО, большие сроки окупаемости капитальных вложений для покупки специального оборудования, позволяющего осуществлять выгрузку отходов из контейнеров и его транспортировку к местам размещения и утилизации.

С учетом требований, предъявляемых к хозяйствующим субъектам, осуществляющим услуги по вывозу, размещению (утилизации) ТБО, круг участников данного процесса ограничен.

Проблемы в сфере обращения с отходами на территории г. Магадана и обоснование необходимости их  решения.

В настоящее время на территории муниципального образования "Город Магадан" (далее - город Магадан) сложилась сложная ситуация в сфере обращения с отходами производства и потребления, в том числе в части организации системы сбора и утилизации отходов.

Большой объем и высокие темпы накопления отходов потребления и слабое развитие индустрии вторичной переработки приводит к тому, что захоронение отходов является основным методом их переработки.

Наличие накопленных отходов на полигоне на 01.07.2012 составило 10 330 тыс. м куб., при максимальном значении заполнения 15 000 тыс. м куб., т.е. фактическое заполнение полигона составило 68,9%. В основном характер отходов - мусор от бытовых помещений несортированный, отходы уборки, смет с территорий города. На полигоне отсутствует весовое оборудование, поэтому точность весового состава накопленных ТБО определить невозможно, т.к. фактический показатель накопления формируется путем суммирования объемов завезенных твердых бытовых и крупногабаритных отходов, исходя из максимально допустимого объема бункера автомобиля и не учитывает фактической степени уплотнения отходов.

Ежегодно растет количество несанкционированных свалок в зеленой пригородной зоне МО. Регулярно из окрестностей города Магадана вывозится более 60 несанкционированных свалок в объемах около 10 тыс. м куб. Ежегодно образовывается около 15 новых свалок (в т.ч. и в местах ранее ликвидированных несанкционированных свалок).

При этом большую опасность для окружающей среды и человека представляют ртутьсодержащие отходы (РСО), образованные отработанными люминесцентными (энергосберегающими) лампами. Ртутьсодержащие отходы относятся к I классу опасности (чрезвычайно опасные). Нарушение правил обращения с РСО может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде.

Выполнение любых действий, связанных с переработкой РСО (маркетинг, хранение, очистка, сепарация, утилизация), а также паспортизация и сертификация ртутьсодержащих отходов должны осуществляться в соответствии с ГОСТ Р51768-2001.

Управляющими компаниями города Магадана осуществляется сбор РСО от населения города.

Предприятия и учреждения города и Магаданской области осуществляют сбор и транспортировку РСО на полигон ТБО города Магадана. Данный вид отходов утилизируется на термодемеркуризационной установке УРЛ-2 м.

Сортировка мусора или селективный сбор отходов в городе не ведется. Существуют приемные пункты вторсырья исключительно для черных и цветных металлов. В городе также осуществляется переработка отходов 3-4 класса опасности (нефтесодержащие отходы, автошины).  Изношенная авторезина утилизируется на пиролизной установке Упор – 1Ш. Но предприятия, осуществляющие деятельность по обращению с отходами данных классов, не справляются со всем объемом образования отходов.

Основными проблемами в сфере обращения с отходами на территории города Магадана являются:

- значительный объем отходов, накопленный в предыдущие годы и не утилизированный из-за отсутствия технологий переработки;

- устаревшая и не отвечающая современным требованиям технология сбора и переработки отходов;

- значительный износ технической инфраструктуры, используемой в сфере обращения с отходами;

- недостаточный контроль за сферой образования отходов, отсутствие действенной системы учета и анализа потоков отходов на всех уровнях их образования, что приводит к несанкционированному размещению отходов.

Решить вышеуказанные проблемы возможно путем комплексного подхода в рамках Программы, что позволит:

- сократить временные и материальные затраты, а также обеспечить согласованность действий исполнителей;

- аккумулировать достоверную информацию об объемах и составе образующихся в городе отходов;

- организовать оптимальный процесс санитарной очистки территории города;

- выработать единую техническую и тарифную политику в сфере обращения с отходами;

- осуществлять планирование и прогнозирование в сфере обращения с отходами;

- повысить экономическую эффективность инвестиций муниципального образования "Город Магадан" в сфере обращения с отходами;

- привлечь дополнительные инвестиции из внебюджетных источников;

- приобрести специализированное оборудование для сбора, перевозки и переработки ртутьсодержащих отходов;

- обустроить полигон ТБО весовым пунктом контроля с автоматической системой видеофиксации;

- приобрести специализированные контейнеры для сбора ТБО (евроконтейнеры) с крышками (в т.ч. для раздельного сбора ТБО);

- приобрести и установить системы видеонаблюдения на спецтехнику перевозчиков ТБО;

- построить и ввести в эксплуатацию мусороперерабатывающий завод;

- организовать систематический сбор и вывоз ТБО с частного сектора.

Отказ от решения указанных проблем программно-целевым методом приведет к:

- ухудшению экологической ситуации на территории города Магадана;

- ухудшению состояния и исчерпанию мощностей действующего объекта для размещения отходов;

- росту несанкционированных мест размещения отходов (свалок).

Основные цели, задачи Программы на 2012- 2016г.г., сроки ее реализации

Цель программы - Снижение негативного воздействия на окружающую среду отходов производства и потребления, улучшение экологической ситуации на территории муниципального образования "Город Магадан".

Задачи программы:

1. Формирование новой и совершенствование существующей нормативной муниципальной правовой базы в сфере обращения с отходами.

2. Модернизация инфраструктуры обращения с твердыми бытовыми отходами с внедрением раздельного сбора и сортировки отходов.

3. Максимальное вовлечение нетоксичных отходов производства и потребления в хозяйственный оборот.

4. Ликвидация мест несанкционированного размещения отходов, обустройство и безопасное использование существующего полигона ТБО.

       5. Повышение экологической культуры и степени вовлеченности
IX. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

Рынок услуг по размещению  (утилизации) ТБО на территории г. Магадана в 2012г. является монополизированным. Конкурентная среда отсутствует. МУ г. Магадана «Комбинат зеленого хозяйства» являлось единственным хозяйствующим субъектом оказывавшем в 2012г. на территории г. Магадана услуги по размещению (утилизации) ТБО, доля составила по итогам 2012г. - 100%. Доступ хозяйствующих субъектов на рынок затруднен.

  1. Рынок услуг по транспортировке (вывозу)  ТБО на территории г. Магадана в 2012г. является высококонцентрированным. Конкурентная среда не развита. Доступ хозяйствующих субъектов на рынок затруднен. Признаки доминирующего положения выявлены в отношении ООО «Спецавтохозяйство».  Доля Общества  в 2012г. составила 81,5%. (HHI = 6985>2000).