Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по аэропортовому обслуживанию воздушных перевозок (аэропортовая деятельность) на территории Магаданской области по итогам 2011-2012г.г.

Аналитический отчет по результатм анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по аэропортовому обслуживанию воздушных перевозок (аэропортовая деятельность) на территории Магаданской области по итогам 2011 - 2012 годов

I. Общие положения

Анализ и оценка состояния конкуренции на рынке услуг по аэропортовому обслуживанию воздушных перевозок (аэропортовая деятельность) на территории  Магаданской области проведены отделом контроля размещения государственного заказа в соответствии с приказом ФАС России от 19.12.2012 № 773/12 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2013-2014 годы».

Настоящее исследование проведено в соответствии:

- с «Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке», утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 №220;

- методическими рекомендациями ФАС России от 15.3.2013 №АГ/9728/13;

- нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность хозяйствующих субъектов в области оказания изучаемых услуг.  

В соответствии с пунктом 1.5. Порядка при анализе состояния конкурентной среды на исследуемых товарных рынках в качестве исходной информации использовались:

- сведения полученная от Северо-Восточного межрегионального территориального управления воздушного транспорта;

- сведения, полученные от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей - продавцов   и потребителей товара (услуг).

Для оценки состояния конкурентной среды на вышеназванном рынке  проведена расчетно-аналитическая работа по определению:

– продуктовых границ товарного рынка;

– географических границ товарного рынка;

– состава хозяйствующих субъектов рынка, действующих на товарном рынке;

– объёма товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке;

– уровня концентрации товарного рынка;

– барьеров входа на товарный рынок.

Структура аналитического отчета соответствует этапам проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, определенным пунктом 1.3. Порядка.

II. Предмет исследования

Предметом данного исследования является  – определение состояния конкурентной среды на рынках услуг по аэропортовому обслуживанию воздушных перевозок (аэропортовая деятельность) на территории Магаданской области.

Цели и задачи исследования:

– выявление хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение в соответствии с признаками, установленными статьей 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции) на рынке изучаемом рынке;

- использование результатов исследования при: рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства;  использование результатов исследования для включения хозяйствующих субъектов в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов;  осуществления государственного контроля экономической концентрации; осуществления государственного контроля за ограничивающими конкуренцию соглашениями аэропортов, в соответствии со статьей 35 Закона о конкуренции; осуществления государственного контроля за торгами (конкурсами) в соответствии со статьей 17 Закона о конкуренции; решении любых других задач, требующих оценки конкуренции между аэропортами на  рынке услуг по аэропортовому обслуживанию воздушных перевозок (аэропортовая деятельность) и т .д..

III. Определение временного интервала исследования товарного рынка

Временной интервал исследования товарного рынка  с учетом целей исследования определен разделом II Порядка. 

Согласно п. 2.1. Порядка - временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год.

В соответствии с п. 2.2. Порядка исследование ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования, в связи с чем, проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке,  а  именно изучаются характеристики рынка, которые сложились на момент исследования, с учетом заключенных договоров.

На основании вышеизложенного, временной интервал исследования товарного рынка определен  2011 - 2012г.г.

IV. Определение продуктовых границ товарного рынка

Предварительное определение продуктовых границ рынка проведено на основе нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность, общероссийского классификатора продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности, а также иных документов представленных хозяйствующими субъектами.

Нормативные акты, регулирующие соответствующую деятельность:

Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», Федеральный закон от 19.03.1997 № 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации», Постановление Правительства Российской Федерации  от 23.04.2008 № 293 «О государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей», Постановление Правительства Российской Федерации от 22.07.2009 № 599 «О порядке обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах», Приказ Росавиации от 24.04.2000 № 98 «Об утверждении и введении в действие Федеральных авиационных правил «Сертификация аэропортов. Процедуры», Приказ Росавиации от 06.05.2000 № 121 «Об утверждении сертификационных требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов воздушных судов», иные нормативные правовые акты.  

Предварительно товарные границы рынка определялись исходя из характеристики и свойств товара (услуги), в том числе устанавливаемые в соответствии с Общероссийскими  классификаторами – продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) и видов экономической деятельности (ОКВЭД).

В соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1) (далее ОКВЭД), утвержденным Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 № 329-ст, услуге по  аэропортовой деятельности соответствует раздел «I»  «Транспорт и связь», класс 63 «Вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность»,  группа 63.23 «прочая вспомогательная транспортная деятельность воздушного и космического транспорта» (63.23.1 - деятельность терминалов (аэропортов и т.п.),  управление аэропортами: 63.23.2 - управление воздушным движением, 63.23.3 - эксплуатация взлетно-посадочных полос, ангаров и т.п.; 63.23.4 - деятельность по наземному обслуживанию воздушных судов

Выявление товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, осуществлялось путем анализа сопоставимых по существенным свойствам товаров (услуг), входящих вместе с рассматриваемым товаром в одну классификационную группу общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 029-2007.

Функциональное назначение услуги определялось исходя из целей исследования, а именно аэропортовая деятельность.

В соответствии с п.4 ст.4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» товарный рынок — сфера обращения товара (в том числе иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности или целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность или целесообразность отсутствует за ее пределами.

В данном случае под товаром понимаются услуги по аэропортовому обслуживанию воздушных перевозок в аэропортах, т.е. аэропортовая деятельность.

В соответствии с пунктом 1.3.5 приказа Росавиации от 24.04.2000 № 98 аэропортовая деятельность – это деятельность, осуществляемая юридическими лицами, по обеспечению взлета, посадки, руления, стоянки воздушных судов, их техническому обслуживанию и обеспечению горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями, коммерческому обслуживанию пассажиров, багажа, почты и грузов.

Объекты инфраструктуры аэропорта  - сооружения и оборудование, производственно-технологические комплексы, находящиеся на территории аэропорта и непосредственно используемые в целях оказания потребителям услуг в аэропорту..." (Постановление Правительства РФ от 22.07.2009 N 599 (ред. от 31.01.2012) "О порядке обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах").

Техническая возможность аэропорта - расчетная величина, определяемая нормативами пропускной способности объектов инфраструктуры аэропорта, в том числе взлетно-посадочных полос, перрона, аэровокзала (терминалов), пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также объектов инфраструктуры топливного обеспечения воздушных судов и хранения авиационного топлива.

Главный оператор - хозяйствующий субъект, имеющий сертификат аэропорта и свидетельство о государственной регистрации и годности аэродрома к эксплуатации.

Оператор - хозяйствующий субъект, имеющий сертификаты на осуществление аэропортовой деятельности, имеющий и (или) использующий на любом законном основании комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, и (или) аэровокзал, и (или) другие объекты инфраструктуры аэропорта, предназначенные для оказания комплекса или части услуг в аэропортах.

– качественные характеристики -  перечень оказываемых компаниями услуг, материально- техническое обеспечение аэропорта, графики работы , уровень обслуживания.

– цена -

Тарифы на аэропортовые услуги

В зависимости от вида, аэропортовые услуги подразделяют на: ставки аэропортовых сборов  и тарифы по наземному обслуживанию.

В исследуемый период Министерством транспорта РФ утвержден перечень и порядок применения, аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифов за наземное обслуживание воздушных судов (Приказ №110, от 02.10.2000г.).

Ставки аэропортовых сборов устанавливались для каждого аэропорта РФ отдельно. Тарифы на наземное обслуживание устанавливаются для каждой организации ГА в аэропортах РФ, отдельно.

В соответствии с п.4 ст.4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» товарный рынок представляет собой сферу обращения товара (в том числе иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности или целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность или целесообразность отсутствует за ее пределами.

Согласно пункту 3.7 1 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке определение взаимозаменяемых товаров в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции основывается на фактической замене товаров приобретателем или готовности приобретателя заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.

Исходя из количества аэропортов расположенных на территории Магаданской области, их функционального назначения (для потребителей, перевозчиков), выполняемых маршрутов, стоимости авиаперевозки - у пассажиров и авиаперевозчиков отсутствует выбор аэропортов по предложенным в методике критериям. В данном анализе услуги  по аэропортовому обслуживанию оказываемые аэропортами расположенными на территории Магаданской области не являются взаимозаменяемыми.

В настоящем случае под товаром понимаются услуги по аэропортовому обслуживанию воздушных перевозок (аэропортовая деятельность). В контексте настоящего исследования данные услуги целесообразно рассматривать в целом, без их детализации и оценки отдельных видов обслуживания.

Таким образом, продуктовые границы товарного рынка предварительно определяются как целостный комплекс услуг по обслуживанию воздушных перевозок в аэропортах.

V. Определение географических границ товарного рынка

В соответствии с п. 4.1 Порядка процедура определения границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами, включает:

– предварительное определение географических границ товарного рынка;

– выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями);

– определение территорий входящих в географические границы товарного рынка.

Предварительно географические границы товарного рынка определены географическими границами территории Российской Федерации.

Далее в соответствии с п. 4.2 Порядка определение географических границ товарного рынка уточнялось на основе информации: об организационно-транспортной схеме приобретения товара приобретателями; о возможности перемещения товара (услуги) к покупателю или покупателя к товару (услуге);  о расходах, связанных с поиском и приобретением товара (услуги), а также транспортные расходы; региональные особенности спроса на рассматриваемый товар.

Магаданская область по своему географическому положению относится к районам Крайнего Севера, отличается значительной отдаленностью от центра России. Единственным видом пассажирского транспорта на межрегиональных перевозках (некоторых внутрирегиональных) является большая и малая авиация.

Аэропорт - комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимое оборудование, авиационный персонал и других работников.

Аэродром - участок земли или поверхности воды с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах относят к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Объекты инфраструктуры аэропорта - сооружения и оборудование, производственно-технологические комплексы, находящиеся на территории аэропорта и непосредственно используемые в целях оказания потребителям услуг в аэропорту (правила обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2009 №599).

Таким образом, деятельность аэропортов по аэропортовому обслуживанию можно отнести к сфере деятельности естественных монополий.

Потребители (авиаперевозчики, эксплуатанты, пассажиры) имеют возможность приобрести услуги по аэропортовому обслуживанию воздушных перевозок, то есть по обеспечению взлета, посадки, руления, стоянки воздушных судов, их техническому обслуживанию, коммерческому обслуживанию пассажиров, багажа, почты и грузов только на территории аэропорта (как комплекса сооружений, включающего в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения) предназначенного для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющего для этих целей необходимое оборудование, авиационный персонал и других работников.

Для проведения данного анализа, использован метод установления фактических районов продаж (местоположение приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке.

Согласно предмету исследования, структуре товаропотоков, экономическую и техническую возможность оказывать услугу аэропортового обслуживания для потребителей, осуществляющих межрегиональные рейсы с/на территорию Магаданской области имеет только «Аэропорт Магадан», на внутрирегиональные направления – несколько небольших аэропортов расположенных на территории Магаданской области.

На основании вышеуказанного анализа географические границы рынка услуг по аэропортовому обслуживанию воздушных перевозок (аэропортовая деятельность) рассматриваются как локальные, за географические границы товарного рынка принимаются географические границы аэропортов: «Магадан», «Омсукчан», «Сеймчан», «Северо-Эвенск» расположенных на территории Магаданской области.

VI. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

В соответствии с пунктом 5.1 Порядка в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включатся хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

Поставщиками (продавцами) комплекса услуг по аэропортовому обслуживанию воздушных перевозок, являются хозяйствующие субъекты, которые оказывали такие услуги в период 2011 – 2012  г.г. Хозяйствующие субъекты, действующие на рассматриваемом рынке (главные операторы аэропортов):

  1. ОАО «Аэропорт Магадан», (ИНН 4909115648, 685018, г. Магадан, п. Сокол) – является главным оператором аэропорта Магадан, в соответствии с п.3 Правил обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах (Постановление Правительства РФ от 22.07.209 №599). Номер в государственном реестре гражданских аэропортов РФ – 30. Аффилированных хозяйствующих субъектов предоставляющих аэропортовое обслуживание в других аэропортах не имеет.

Зона охвата аэропорта: расстояние для ближайшего населенного пункта 38км севернее г. Магадана и 1,5 км  юго-западнее п. Сокол. Аэровокзальный комплекс состоит из трех сблокированных зданий (зал вылета – 5649 кв.м., зал прилета – 3167 кв.м.,  накопитель – 837 кв.м.).

Аэропорт Магадан относится к аэропортам 2 класса и имеет аэродром класса «А». Аэропорт Магадан открыт для выполнения регулярных пассажирских, грузовых и чартерных авиаперевозок на российских и международных воздушных линиях.

Летное поле прямоугольной формы (3752х56 м). В аэропорту имеется одна искусственная взлетно-посадочная полоса длиной 3452м., шириной 59,5 м. Покрытие ИВПП смешанное. Для разворота ВС на концевых участках полосы имеется уширения – 95м.

Аэропорт допущен к круглогодичной и круглосуточной эксплуатации по установленным минимумам и является запасным для следующих типов судов: ИЛ-96-300/-400Т/-76/-62/-18/-114, ТУ-214/-204/-204-100/-154/-134, АН-124-100/-12/-72/-74/-140/-24/-26, ЯК-42, А319/320/231, Боинг 727, Боинг 737-100/-200/-500/-600/-700/-800, Боинг757-200, Боинг767-200/-200ER/-300/-300ER, Боинг 747-200F, Sukhoi Super jet 100, Bombardier CRJ-100/200, Beech-190B/-190C/-200, Beechcraft Baron-55/-58, Beechcraft King Air-90/-100/-200/-300/-350,Cessna-172/-172AF/-208/-441/-510/-525/-550/-560/-650/-750, Bravo,  и других ВС, в том числе 3,4 класса и вертолетов всех типов.

Техническая возможность аэропорта (по 2012г.):

- годовой объем пассажирских воздушных перевозок – 325 058 чел.;

- среднесуточный объем пассажирских воздушных перевозок – 891 чел.;

- годовой объем грузовых воздушных перевозок – 8443 тонн;

- среднесуточный объем грузовых воздушных перевозок – 23,1 тонны;

- годовая интенсивность полетов ВС (взлеты и посадки) – 6183;

- среднесуточная интенсивность движения ВС в аэропорту (взлеты и посадки) – 16,94;

- максимальная суточная интенсивность движения ВС в аэропорту (взлеты и посадки) – 24,35;

- максимальная суточная интенсивность движения ВС в аэропорту (взлеты и посадки) в летний период – 24,35.

Режим работы аэропорта по регламенту: зима – UTS 21.00-09.00 (продолжительность смены 12 часов); лето – UTS 1.00-09.00 (продолжительность смены 12 часов).

Количество маршрутов, выполненных авиаперевозчиками через аэропорт за исследуемый период около 17, в том числе: Москва (Домодедово)-Магадан-Москва (Домодедово), Москва (Внуково)-Магадан-Москва (Внуково), Краснодар-Новосибирск-Магадан-Новосибирск-Краснодар, Магадан-Санкт-Петербург-Магадан, Хабаровск-Магадан-Хабаровск, Владивосток-Хабаровск-Магадан-Хабаровск-Владивосток, Новосибирск-Иркутск-Магадан-Иркутск-Новосибирск, Иркутск-Якутск-Хабаровск-Магадан-Хабаровск-Якутск-Иркутск, Магадан-Северо-Эвенск-Магадан, Магадан-Кепервеем-Магадан, Якутск-Магадан-П.Камчатский-Магадан-Якутск, Магадан-Омсукчан-Магадан, Магадан – Сеймчан-Магадан, Магадан-Сусуман-Магадан … .

Перечень неавиационных видов деятельности:

- транспортировка электроэнергии;

- услуги ССТ сторонним организациям;

- услуги гостиничного комплекса;

- услуги VIP зала;

- услуги по предоставлению рекламы;

- аренда помещений;

- ответственное хранение имущества,  грузов;

- погрузка/разгрузка грузов (услуги грузоклиентуры);

- прочие услуги.

Удельный вес доходов от неавиационной деятельности в общем объеме доходов от обычной деятельности  ОАО «Аэропорт Магадан» в 2011г. – 11,5%, в 2012г. – 10,3%.

Общество с учетом современного социально-экономического развития и существующей географической ситуации в регионе вопрос о возможности работать по принципу аэропорта – хаба для аэропорта Магадан считает неактуальным.

На территории Магаданской области аэропорты конкуренты отсутствуют.

В 2011 году ФАВТ (Государственный заказчик-главный распределитель)  и ФГУП «Аэропорт Магадан» (Застройщик) в целях поставки технических средств досмотра заключили Договор №Д-286-14 от 06.12.2011г. на осуществление бюджетных инвестиций. Согласно договору объем бюджетных инвестиций в 2011г. составил 14 110 000 рублей. ОАО «Аэропорт Магадан»  в 2011-2012г.г. получателем бюджетных средств не являлось.

ОАО «Аэропорт Магадан» включено в «Реестр субъектов естественных монополий» (. Решение Правления МАП России: № 22/3-а/п от 22.06.98,  № 41/11-1-р от 06.11.2001 измен. 18.02.2013 №131-т).

ОАО «Аэропорт Магадан» включено приказами теруправления   в «Реестр хозяйствующих субъектов имеющих на рынке определенного товара долю свыше 35%...» с долей более 50% по услугам: аэропортов, связанные с обслуживанием воздушных судов и пассажиров;  передача электроэнергии;      сбор и обработка сточных вод; услуга холодного водоснабжения; услуги по хранению авиакеросина; услуги по заправке воздушных судов.            

Потребителями (покупателями) услуг по аэропортовому обслуживанию воздушных перевозок являются авиаперевозчики, а также пассажиры, как конечные потребители воздушных перевозок, которые в период с 2011 по 2012 г.г. хотя бы один раз воспользовались такими услугами.

Перечень авиаперевозчиков, осуществлявших в 2011-2012г.г. полеты через аэропорт Магадан : ОАО «Авиакомпания Сибирь», ОАО «Владивосток Авиа», ОАО «Авиакомпания «Якутия», ООО «Авиакомпания «Икар», ФГУП «ЧукотАВИА», ЗАО «Авиакомпания «ИрАэро», ФГУ «ГАК «223 ЛО», ООО «Авиакомпания «Камчатские авиалинии», ОАО «Авиакомпания «Сахалинские авиатрассы»,  Филиал «Магаданский» ОАО НПК «ПАНХ», ООО «СиЛА, ОАО «Трансаэро»,  ФГУАП МЧС России, ЗАО «Авиакомпания «Полет»,  ОАО «Авиакомпания «Восток», ОАО «ЦПДУ «Аэротранс», ООО «Авиапредприятие «Газпром авиа»,  ООО «Авиакомпания «Вим-Авиа», ООО «Дельта – Карго», ЗАО «Ютэйр-Карго», ООО «ДВ-Авиа Сервис», ОАО «Оренбургские авиалинии», ОАО «Авиакомпания «АВИАКОН ЦИТОТРАНС», ООО «Авиал-ДВ», ООО «ОК-Транс», ООО «Альтум», ООО «Северный ветер», ООО «Северо-Восток авиа», ООО «АМОН», ОАО «АК «Ангара», ОАО «Аэрофлот Российские авиалинии», ООО «Мурманское авиационное предприятие», ФСБ России и др.

  1. ООО «AD REM», (ИНН 4902009633, 686412, Магаданская область, Омсукчанский р-он, п.Омсукчан, ул. Ленина, д.24). Находится в ведомственном подчинении ФАВТ. ООО «AD REM» является главным оператором аэропорта.

Аффинированные лица, предоставляющие услуги в других аэропортах – отсутствуют.

Осуществляет следующие основные виды деятельности: обеспечение обслуживания пассажиров, багажа, почты и грузов; авиатопливо обеспечение воздушных перевозок, аэродромное обеспечение полетов; обеспечение мер авиационной безопасности; поисковое и аварийно-спасательное обеспечение полетов ВС.

Аэропорт Омсукчан относится к аэропортам 4 класса и имеет аэродром класса «Г», который открыт для выполнения регулярных пассажирских, грузовых и чартерных авиаперевозок на внутренних воздушных линиях. Аэродром допущен к круглогодичной эксплуатации по установленным минимумам и является запасным для следующих типов судов: Ан-2, Ан-3, Ан-24, Ан-26, Ан-28, Ан-38, Ан-74, Ан-140, и других ВС 3,4 класса, а так же вертолетов всех типов.

Летное поле прямоугольной формы 2350х180м. В аэропорту имеется одна искусственная грунтовая полоса  длинной 2065м, шириной 80м. На аэродроме имеется 5 стоянок ВС, пригодных для размещения, хранения и обслуживания всех эксплуатируемых в аэропорту ВС.

Объектовая структура аэропорта включает: административное здание, в котором так же располагается аэровокзал; склад ГСМ с резервуарами для авиатоплива, автобензина; гараж, ангар (грузовой склад).

ООО «AD REM» не является получателем бюджетных средств».

Работать по принципу аэропорта - Хаба не имеет возможности, в связи с  тем что, географическое положение  не обеспечивает концентрацию пассажиропотоков и  их последующий «разлет» по направлениям.

Неавиационная (вспомогательная) деятельность в аэропорту отсутствует.

Основными конкурентами  по обслуживанию регулярных пассажирских, грузовых и чартерных авиаперевозок на внутренних воздушных линиях считают: аэропорт «Сеймчан» и аэропорт «Северо-Эвенск»

Техническая возможность аэропорта (по 2012г.):

- годовой объем пассажирских воздушных перевозок – 6711 чел.;

- среднесуточный объем пассажирских воздушных перевозок – 19 чел.;

- годовой объем грузовых воздушных перевозок – 277,5 тонн;

- среднесуточный объем грузовых воздушных перевозок – 0,8 тонны;

- годовая интенсивность полетов ВС (взлеты и посадки) – 448;

- среднесуточная интенсивность движения ВС в аэропорту (взлеты и посадки) – 1,2.

Перечень авиаперевозчиков, осуществлявших в 2011-2012г.г. полеты через аэропорт ООО «AD REM»: Филиал «Магаданский» ОАО  НКП «ПАНХ», ООО «Авиакомпания «Икар», ОАО «Авиакомпания «Восток»,  ООО «Сибирская легкая авиация», ЗАО «Авиакомпания «ИрАэро».

ООО «AD REM» включено приказом теруправления №01-12/117 от 28.12.2005г. в «Реестр хозяйствующих субъектов имеющих на рынке определенного товара долю свыше 35%...» по услугам аэропортов связанных с обслуживанием воздушных судов и пассажиров в границах территории аэропорта «Омсукчан».

  1. ФКП «Аэропорты Севера» является главным оператором «Аэропорта Северо-Эвенск» (на территории Северо-Эвенского района осуществляет деятельность его филиал. Филиал создан в соответствии с ГК РФ, Федеральным законом  №161-ФЗ от 14.11.2002, и на основании распоряжения Правительства РФ от 28.08.2012г. №1544-р, приказа КП «Аэропорты Севера» №675  от 12.09.2012г. (ИНН ФКП 1435146293; 677904, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, п. Маган, ул. 40 лет Победы, 1). ФКП «Аэропорты Севера» осуществляет деятельность с 01.10.2012г., до него главным оператором аэропорта являлось ОГУП «Аэропорт Северо-Эвенск». 

Технические характеристики «Аэропорта Северо-Эвенск»

Местонахождение

686430 Магаданская обл. Северо-Эвенский район, пос. Эвенск, ул.  Победы 31а

Код ИКАО

УХМВ

Код ИАТА

СВЕ

Местное время

ТМ=UTC+ 12

Время работы

(UTC) 23.00 – 08.00 (Пн-Пт).Праздн., СБ,ВС –вых.

Принимаемые типы ВС

Ан-74, Ан-32, Ан-30, Ан-24, DA-40 NG,Ан-26,  Ан-28, Ан-38-100, Л-410, Ан-3Т, Ан-2 и вертолеты всех типов

Класс аэродрома

«Г»

ССО

нет

Категория посадки (метеоминимум)

200х3000

Взлётно-посадочные полосы (ВПП) 03/21

PCN

Размеры

Покрытие

 

1600х50

грунт

Возможность обслуживания груза имеется.

    

Аэропорт «Северо-Эвенск» является вторым по значимости объектом транспортной инфраструктуры Магаданской области, ключевым звеном в осуществлении транспортной доступности населения района и проведения авиаработ.

В аэропорту главный оператор осуществляет следующие основные виды деятельности: обеспечение обслуживания пассажиров, багажа, почты и грузов; авиатопливо обеспечение воздушных перевозок, аэродромное обеспечение полетов и т.д.

Объектовая структура аэропорта включает: административное здание, в котором так же располагается аэровокзал.

Работать по принципу аэропорта - Хаба не имеет возможности, в связи с  тем что, географическое положение  не обеспечивает концентрацию пассажиропотоков и  их последующий «разлет» по направлениям.

Основными конкурентами  по обслуживанию регулярных пассажирских, грузовых и чартерных авиаперевозок на внутренних воздушных линиях считают: аэропорт «Сеймчан» и аэропорт «Северо-Эвенск»

Техническая возможность аэропорта (с 01.10.2012г.):

- объем пассажирских воздушных перевозок – 3867 чел.;

- максимальный годовой объем пассажирских воздушных перевозок – 98,5 тыс.чел.;

- годовой объем грузовых воздушных перевозок – 22,02тонн;

- среднесуточный объем грузовых воздушных перевозок – 0,8 тонны;

-  максимальный годовой объем грузовых воздушных перевозок – 37,05 тонн;

- максимальная годовая интенсивность полетов ВС (взлеты и посадки) – 6588;

- максимальная суточная интенсивность движения ВС в аэропорту (взлеты и посадки) – 18,05;

Перечень авиаперевозчиков, осуществлявших в 2011-2012г.г. полеты через «Аэропорт Северо-Эвенск»: ООО «Икар», ЗАО «Авиакомпания ИрАэро», ОАО «Авиакомпания Якутия», ООО «Сила», ФСБ, ФГУП «Чукотавиа».

  1. ФКП «Аэропорты Севера» является главным оператором «Аэропорта Сеймчан (на территории Среднеканского района осуществляет деятельность его филиал. Филиал создан в соответствии с ГК РФ, Федеральным законом  №161-ФЗ от 14.11.2002, и на основании распоряжения Правительства РФ от 28.08.2012г. №1544-р, приказа КП «Аэропорты Севера» №675  от 12.09.2012г. (ИНН ФКП 1435146293, 677904, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, п. Маган, ул. 40 лет Победы, 1). ФКП «Аэропорты Севера» осуществляет деятельность с 01.10.2012г., до него главным оператором аэропорта являлось МОГКУ «Аэропорт Сеймчан». 

Технические характеристики аэропорта»Аэропорта Сеймчан»

Местонахождение

686160, Россия, Магаданская область, Среднеканский район поселок Сеймчан, Аэропорт.

Код ИКАО

UHMS / УХМС

Код ИАТА

СМЧ

Местное время

ТМ=UTC+ 12

Время работы

(UTС) 21.30-05.30(Пн-Пт). Праздн., СБ,ВС –вых.

Принимаемые типы ВС

Ан-2,Ан-3Т,Ан-28, DA-40 NG,Ан-38,Ан-24,Ан-26 и вертолеты всех типов.

Класс аэродрома

«Г»

ССО

нет

Категория посадки (метеоминимум)

600х5000

Главный оператор аэропорта

ФКП «Аэропорты Севера»

Взлётно-посадочные полосы (ВПП) 18/36 18л/36п

PCN

Размеры

Покрытие

7/F/A/Y/T(зима) 5/F/A/Y/T(лето)

1600х85  1650х45

Грунт

18/л/36п

Возможность обслуживания груза имеется.

    

В аэропорту базируются самолеты и вертолеты для выполнения лесоавиационных работ. Выполняются полеты по авиапатрулированию, тушению лесных и тундровых пожаров, выполнению специальных авиационных работ, полетов для нужд геологов и старательских артелей, обслуживанию чартерных рейсов, срочным санзаданиям, обеспечению запасным аэродромом для воздушных судов, осуществляющих рейсы на Чукотку (базируются: Филиал «Магаданский» ОАО  НКП «ПАНХ», ООО «2С»).

В аэропорту главный оператор осуществляет следующие основные виды деятельности: обеспечение обслуживания пассажиров, багажа, почты и грузов; авиатопливо обеспечение воздушных перевозок, аэродромное обеспечение полетов и т.д.

Объектовая структура аэропорта включает: административное здание, в котором так же располагается аэровокзал.

Работать по принципу аэропорта - Хаба не имеет возможности, в связи с  тем что, географическое положение  не обеспечивает концентрацию пассажиропотоков и  их последующий «разлет» по направлениям.

Техническая возможность аэропорта (с 01.10.2012г.):

- объем пассажирских воздушных перевозок – 1021чел.;

- среднесуточный объем пассажирских воздушных перевозок – 19 чел.;

- годовой объем грузовых воздушных перевозок – 42,06 тонн;

- среднесуточный объем грузовых воздушных перевозок – 0,8 тонны;

- максимальный годовой объем пассажирских воздушных перевозок – 68,95 тыс.чел.;

- максимальная годовая интенсивность полетов ВС (взлеты и посадки) – 6588;

-  максимальный годовой объем грузовых воздушных перевозок – 66,69 тонн;

- максимальная суточная интенсивность движения ВС в аэропорту (взлеты и посадки) – 18,05.

Перечень авиаперевозчиков, осуществлявших в 2011-2012г.г. полеты через «Аэропорт Сеймчан»: ООО «2С», ООО «Мурманские авиалинии».

Удельный вес доходов от неавиационной деятельности в общем объеме доходов от обычной аэропортовой деятельности  ФКП «Аэропорты Севера»  за период деятельности предприятия в 2012г. – 4%

ФКП «Аэропорты Севера»  является получателем бюджетных средств.

Согласно п. 5.2 Порядка при определении состава хозяйствующих субъектов при условии того, что выявленных хозяйствующих субъектов достаточно, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу о доминирующем положении любого из них, а также для установления влияния любого из них на состояние конкуренции, количество выявленных хозяйствующих субъектов является достаточным. Кроме того, количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке. 

VII. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

При определении объемов товарного рынка была использована информация, которая содержится в ответах хозяйствующих субъектов оказывавших в изучаемый период времени исследуемые виды услуг.

Расчёт объема рынка услуг по аэропортовому обслуживанию воздушных перевозок (аэропортовая деятельность) и долей хозяйствующих субъектов на рынке осуществляется на основании следующих показателей:

1) количество рейсов и маршрутов, выполненных авиаперевозчиками через аэропорт за рассматриваемый период времени (в штуках);

2) количество обслуженных в аэропорту пассажиров и обработанных грузов за рассматриваемый период времени (в тыс. чел. и в тоннах соответственно).

Данные  приведенные в расчетах учитывали следующие виды авиаперевозок:

  • регулярные внутренние перевозки;
  • регулярные внутренние перевозки (транзитные);
  • регулярные международные перевозки;
  • регулярные международные перевозки (транзитные);
  • нерегулярные внутренние перевозки;
  • нерегулярные международные перевозки;
  • грузовые внутренние перевозки;
  • грузовые внутренние перевозки (транзитные);
  • грузовые международные перевозки;
  • грузовые международные перевозки (транзитные)
  1. «Аэропорт Магадан» 

Наименование х/с

Объем оказанных услуг

Доля, %

2011

2012

2011

2012

Количество рейсов (штук), (отбывающих/прибывающих судов

Количество маршрутов (штук)*

Количество рейсов (штук), (отбывающих/прибывающих судов

Количество маршрутов (штук)*

Количество рейсов (штук), (отбывающих/прибывающих судов

Количество маршрутов (штук)*

Количество рейсов (штук), (отбывающих/прибывающих судов

Количество маршрутов (штук)*

ОАО «Аэропорт Магадан»

 

 

 

 

100

-

100

-

итого

 

 

 

 

100

-

100

-

*ОАО «Аэропорт Магадан» ведет учет данных об объемах перевозок через аэропорт по форме государственного статистического наблюдения №15ГА. Статистическими данными о маршрутах полетов не располагает, так как перевозочные документы («Задание на полет») используемые для определения маршрутов, принадлежат перевозчикам. 

Наименование х/с

Объем оказанных услуг

Доля, %

2011

2012

2011

2012

2011

2012

2011

2012

Количество обслуженных пассажиров (тыс. чел)

Количество обслуженных пассажиров (тыс. чел)

Количество обработанных грузов (тонн)

Количество обработанных грузов (тонн)

Количество обслуженных пассажиров (тыс. чел)

Количество обслуженных пассажиров (тыс. чел)

Количество обработанных грузов (тонн)

Количество обработанных грузов (тонн)

ОАО «Аэропорт Магадан»

 

 

 

 

100

100

100

100

итого

 

 

 

 

100

100

100

100

ОАО «Аэропорт Магадан» является единственным хозяйствующим субъектом, оказывавшем в 2011г. и 2012г. на территории аэропорта Магадан услуги по аэропортовому обслуживанию авиаперевозок. Доля Общества составила 100%, рынок монополизирован, конкуренция отсутствует. В отношении хозяйствующего субъекта выявлены признаки доминирующего положения на вышеназванном рынке.

  1. «Аэропорт Северо-Эвенск» 

Наименование х/с

Объем оказанных услуг

Доля, %

2011

2012

2011

2012

Количество рейсов (штук), (отбывающих/прибывающих судов

Количество маршрутов (штук)*

Количество рейсов (штук), (отбывающих/прибывающих судов

Количество маршрутов (штук)*

Количество рейсов (штук), (отбывающих/прибывающих судов

Количество маршрутов (штук)*

Количество рейсов (штук), (отбывающих/прибывающих судов

Количество маршрутов (штук)*

ФКП «Аэропорты Севера» Северо-Эвенский филиал «Аэропорт Северо-Эвенск»

 

 

 

 

0

0

100

0

итого

 

 

 

 

0

0

100

0

Из аэропорта могут выполняются как регулярные пассажирские рейсы, так и нерегулярные. Регулярные рейсы выполняются в областной центр г. Магадан, а так же  нерегулярные  - в национальные села Северо-Эвенского района, работы по санзаданиям, геологоразведка, в оленеводческие бригады. 

Наименование х/с

Объем оказанных услуг

Доля, %

2011

2012

2011

2012

2011

2012

2011

2012

Количество обслуженных пассажиров (тыс. чел)

Количество обслуженных пассажиров (тыс. чел)

Количество обработанных грузов (тонн)

Количество обработанных грузов (тонн)

Количество обслуженных пассажиров (тыс. чел)

Количество обслуженных пассажиров (тыс. чел)

Количество обработанных грузов (тонн)

Количество обработанных грузов (тонн)

ФКП «Аэропорты Севера» Северо-Эвенский филиал «Аэропорт Северо-Эвенск»

 

 

 

 

0

100

0

100

итого

 

 

 

 

0

100

0

100

Главным оператором аэропорта Северо-Эвенск  в 2011 и до 01.10.2012г. являлось ОГУП «Аэропорт Северо-Эвенск» (предприятие оказывало услуги по аэропортовому обслуживанию авиаперевозок на территории аэропорта).

С 01.10.2012г. ФКП «Аэропорты Севера» филиал «Аэропорт Северо-Эвенск» является единственным хозяйствующим субъектом, оказывавшем  с октября 2012г. (и по настоящий момент) на территории аэропорта Северо-Эвенск услуги по аэропортовому обслуживанию авиаперевозок. Доля предприятия составила 100%, рынок монополизирован, конкуренция отсутствует. В отношении хозяйствующего субъекта выявлены признаки доминирующего положения на вышеназванном рынке.

  1. «Аэропорт Сеймчан» 

Наименование х/с

Объем оказанных услуг

Доля, %

2011

2012

2011

2012

Количество рейсов (штук), (отбывающих/прибывающих судов

Количество маршрутов (штук)*

Количество рейсов (штук), (отбывающих/прибывающих судов

Количество маршрутов (штук)*

Количество рейсов (штук), (отбывающих/прибывающих судов

Количество маршрутов (штук)*

Количество рейсов (штук), (отбывающих/прибывающих судов

Количество маршрутов (штук)*

ФКП «Аэропорты Севера» филиал «Аэропорт Сеймчан»

 

 

 

 

-

-

100

-

итого

 

 

 

 

-

-

100

-

Из аэропорта выполняются как регулярные пассажирские рейсы, так и нерегулярные. Регулярные, например:  в областной центр г. Магадан, п.Омолон (ЧАО), п. Кепервеем (ЧАО). Остальные маршруты (нерегулярные) зависят от выбора заказчика (чартер). 

Наименование х/с

Объем оказанных услуг

Доля, %

2011

2012

2011

2012

2011

2012

2011

2012

Количество обслуженных пассажиров (тыс. чел)

Количество обслуженных пассажиров (тыс. чел)

Количество обработанных грузов (тонн)

Количество обработанных грузов (тонн)

Количество обслуженных пассажиров (тыс. чел)

Количество обслуженных пассажиров (тыс. чел)

Количество обработанных грузов (тонн)

Количество обработанных грузов (тонн)

ФКП «Аэропорты Севера» филиал «Аэропорт Сеймчан»

 

 

 

 

0

100

0

100

итого

 

 

 

 

0

100

0

100

Главным оператором аэропорта Сеймчан  в 2011 и до 01.10.2012г. являлось МОГКУ «Аэропорт Сеймчан» учреждение оказывало услуги по аэропортовому обслуживанию авиаперевозок на территории аэропорта).

С 01.10.2012г. ФКП «Аэропорты Севера» филиал «Аэропорт Сеймчан» является единственным хозяйствующим субъектом, оказывавшем с октября  2012г. (и по настоящий момент) на территории аэропорта Сеймчан услуги по аэропортовому обслуживанию авиаперевозок. Доля предприятия составляет 100%, рынок монополизирован, конкуренция отсутствует. В отношении хозяйствующего субъекта выявлены признаки доминирующего положения на вышеназванном рынке.

  1.  «Аэропорт Омсукчан» 

Наименование х/с

Объем оказанных услуг

Доля, %

2011

2012

2011

2012

Количество рейсов (штук), (отбывающих/прибывающих судов

Количество маршрутов (штук)*

Количество рейсов (штук), (отбывающих/прибывающих судов

Количество маршрутов (штук)*

Количество рейсов (штук), (отбывающих/прибывающих судов

Количество маршрутов (штук)*

Количество рейсов (штук), (отбывающих/прибывающих судов

Количество маршрутов (штук)*

ООО «AD REM»

 

 

 

-

100

-

100

-

итого

 

 

 

-

100

-

100

-

Количество маршрутов зависит от выбора заказчика (чартер). В основном  заказчиком является золоторудные компании осуществляющие полеты  на месторождение Кубака.  К регулярным можно отнести, например – «Магадан-Омсукчан-Магадан». 

Наименование х/с

Объем оказанных услуг

Доля, %

2011

2012

2011

2012

2011

2012

2011

2012

Количество обслуженных пассажиров (тыс. чел)

Количество обслуженных пассажиров (тыс. чел)

Количество обработанных грузов (тонн)

Количество обработанных грузов (тонн)

Количество обслуженных пассажиров (тыс. чел)

Количество обслуженных пассажиров (тыс. чел)

Количество обработанных грузов (тонн)

Количество обработанных грузов (тонн)

ООО «AD REM»

 

 

 

 

100

100

100

100

итого

 

 

 

 

100

100

100

100

ООО «AD REM» является единственным хозяйствующим субъектом, оказывавшем в 2011г. и 2012г. на территории аэропорта Омсукчан услуги по аэропортовому обслуживанию авиаперевозок. Доля Общества составила 100%, рынок монополизирован, конкуренция отсутствует. В отношении хозяйствующего субъекта выявлены признаки доминирующего положения на вышеназванном рынке.

VIII. Определение барьеров входа на товарный рынок

Процедура определения барьеров входа на товарный рынок проведена в соответствии с разделом VIII Порядка.

Качественными показателями, характеризующими структуру товарного рынка, являются: наличие (или отсутствие) барьеров входа на рынок для потенциальных конкурентов, степень их преодолимости.

Барьеры входа на рынок услуг по аэропортовому обслуживанию воздушных перевозок (аэропортовая деятельность) включают в себя барьеры, связанные со строительством аэропорта и барьеры, связанные с допуском хозяйствующих субъектов к работе в аэропорту.

Барьеры, связанные со строительством аэропорта:

Административные барьеры: необходимость получения разрешения на выделение земельного участка, осуществление строительства, включая изыскательские работы, проектно-сметные работы, решение вопросов, связанных с прокладкой коммуникаций, сертификация и т.д.

Экономические барьеры: необходимость привлечения (выделения) значительных денежных средств для реализации проектов с длительным сроком окупаемости.

Барьеры, связанные с допуском хозяйствующих субъектов:

Административные барьеры: установлены отраслевым законодательством – Воздушным кодексом Российской Федерации, Федеральными авиационными правилами, устанавливающими порядок сертификации организаций, оказывающих услуги отдельных видов, а также федеральным законом о лицензировании отдельных видов деятельности.

Экономические барьеры: необходимость привлечения значительных денежных средств в случае реализации проектов, связанных со строительством отдельных объектов, с использованием которых оказывается та или иная услуга (например, строительство ТЗК).

Технологические барьеры: технологическая возможность аэропорта, особенности технологических процессов, связанных с обеспечением взлета/посадки воздушных судов, обслуживанием пассажиров, требований безопасности и т.д. и регламентируемых отраслевым законодательством.

С учетом требований, предъявляемых к хозяйствующим субъектам, осуществляющим услуги по аэропортовому обслуживанию воздушных перевозок, круг участников данного процесса ограничен.

IX. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

  1. Рынок услуг по аэропортовому обслуживанию воздушных перевозок (аэропортовая деятельность) на территории Магаданской области в  2011 –  2012г.г. является монополизированным (HHI=10000). Конкурентная среда не развита. Доступ хозяйствующих субъектов на рынок затруднен.
  2. Выявлены признаки доминирующего положения в отношении:  ОАО «Аэропорт Магадан» на территории аэропорта Магадан; ООО «AD REM» на территории аэропорта Омсукчан; ФКП «Аэропорты Севера» на территории аэропорта Северо-Эвенск» и аэропорта «Сеймчан».

X. Предложения

1. Исключить из Реестра: ОГУП «Аэропорт Северо-Эвенск».

2. Включить в Реестр: ФКП «Аэропорты Севера» по аэропортовому обслуживанию авиаперевозок в границах аэропорт Северо-Эвенск, аэропорт Сеймчан.