Аналитический отчет по результатам анализа конкуренции на рынке услуг по мелкооптовой торговле автомобильным бензином на территории Магаданской области в 2012г.

Аналитический отчет по результатам анализа  конкуренции на рынке услуг по мелкооптовой торговле автомобильным бензином  на территории Магаданской области  в 2012г.

I. Общие положения

Настоящее исследование проведено отделом контроля размещения государственного заказа в соответствии с приказом  ФАС России №773/12 от 19.12.2012 «О плане работы ФАС России по анализу конкуренции на товарных рынках в 2011-2012г.г.»), с целью определения состояния конкуренции на рынке  услуг по мелкооптовой торговле автомобильным  бензином на территории  Магаданской области.

Настоящее исследование проведено в соответствии:

- с «Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке», утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 (далее Порядок);

 - административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденным приказом ФАС России от 17.01.2007 № 5,

- методическими рекомендациями ФАС России от 19.02.2013 №АГ/5631/13;

- иными нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность хозяйствующих субъектов в области оказания изучаемых услуг. 

В соответствии с пунктом 1.5. Порядка при анализе состояния конкурентной среды на исследуемых товарных рынках в качестве исходной информации использовались:

- сведения, полученные от администрации Муниципальных образований Магаданской области;

сведения, полученные от юридических лиц - продавцов  товара (услуг);

- иные источники информации.

Для оценки состояния конкурентной среды на вышеназванном рынке  проведена расчетно-аналитическая работа по определению:

– продуктовых границ товарного рынка;

– географических границ товарного рынка;

– состава хозяйствующих субъектов рынка, действующих на товарном рынке;

– объёма товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке;

– уровня концентрации товарного рынка;

– барьеров входа на товарный рынок.

Структура аналитического отчета соответствует этапам проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, определенным пунктом 1.3. Порядка.

II. Предмет исследования

Предметом данного исследования является товарный рынок, связанный с предоставлением услуг по мелкооптовой торговле (поставке) автомобильного бензина в Магаданской области.

Цели и задачи исследования:

- выявление круга участников рынка: продавцов услуг, потребителей услуг;

- основные виды деятельности продавцов услуг;

 - изучение (сопоставление) видов автомобильного бензина;

– выявление хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение в соответствии с признаками, установленными статьей 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции) на рынке изучаемом рынке;

- использование результатов исследования при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства;

– использование результатов исследования для внесения изменений в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов.

Справочно:

На территории Магаданской области отсутствуют  производители нефтепродуктов, вся потребность в ГСМ удовлетворяется за счет  завоза. Особенностями  региональных рынков  нефтепродуктов  является также значительная удаленность  от основных  производителей и поставщиков ГСМ, сложная транспортная схема и связанные с этим высокие затраты по завозу (железная дорога, перевалка в портах Приморья, морфрахт, перевалка в г. Магадане), которые включаются в стоимости завозимых в Магаданскую область ГСМ. Из-за высокой стоимости закупки и доставки в область  нефтепродуктов завоз мелких партий  ГСМ экономически  нецелесообразен.

Поставщиками ГСМ  на  территорию Магаданской области являлись:

В 2012г.:

- ООО «Колыманефтепродукт», объем завезенного топлива составил: автобензина- 48004 тонны,  дизельного топлива – 250819 тонн (всех видов включая ТСМ, ТССУС). тонн      

- ООО «Валькирия» объем завезенного дизельного топлива (ТСМ)  – 500 тонн.

III. Определение временного интервала исследования товарного рынка

Временной интервал исследования товарного рынка  с учетом целей исследования определен разделом II Порядка. 

Согласно п. 2.1. Порядка - временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год.

В соответствии с п. 2.2. Порядка исследование ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования, в связи с чем, проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке,  а  именно изучаются характеристики рынка, которые сложились на момент исследования, с учетом заключенных договоров.

На основании вышеизложенного, с учетом плана ФАС России -  временной интервал исследования товарного рынка определен  2012г

IV. Определение продуктовых границ товарного рынка

Предварительное определение товара – бензин автомобильный.

Предварительное определение товара (услуги) проведено на основе анализа предмета и условий договора на услуги поставки нефтепродуктов. В соответствии с договором поставщик обязуется поставить и передать в собственность Покупателя нефтепродукты разных видов.

В соответствии с  Гражданским кодексом Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 07.02.2011)  "...По договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием..."

Учитывая разновидность нефтепродуктов поставляемых покупателям на территории Магаданской области, выявление товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми, осуществлялось путем анализа сопоставимых по существенным свойствам товаров (услуг), входящих вместе с рассматриваемым товаром в одну классификационную группу одного из общероссийских классификаторов видов экономической деятельности, продукции или услуг.

При выявлении свойств товара определяющих выбор потребителя анализировались следующие критерии:

- функциональное назначение товара (услуги):

"...оптовая торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием;..." (Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ (ред. от 30.12.2012) "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013).

Выявление товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, осуществлялось путем анализа сопоставимых по существенным свойствам товаров (услуг), входящих вместе с рассматриваемым товаром в одну классификационную группу общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 029-2007.

В соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1) (далее ОКВЭД), утвержденным Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 № 329-ст, услуге  по оптовой (мелкооптовой) реализации нефтепродуктов  ответствует раздел G «Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования», подраздел GА «Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования», класс 51 «Оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами»,  группа 51.51 «оптовая торговля топливом».

ОК 029-2007 предусматривает следующие виды деятельности в классификационной группе:

51.51.1   Оптовая торговля твердым топливом.

51.51.2 Оптовая торговля моторным топливом,  включая авиационный бензин.

51.51.3   Оптовая торговля сырой нефтью.

51.51.4   Оптовая торговля прочим жидким и газообразным топливом

То́пливо — вещество, из которого с помощью определённой реакции может быть получена тепловая энергия.

Чаще всего, под топливом понимают вещество, способное гореть при наличии окислителя (например, дрова или дизельное топливо). В таком случае, смесь топлива с окислителем образует взрывчатое вещество. Тепловой двигатель может преобразовывать тепловую энергию топлива в кинетическую.

Основной показатель топлива — теплотворная способность (теплота сгорания).

Твёрдое топливо — горючие вещества, основной составной частью которых является углерод. Основные виды твердого топлива: древисина, горючий сланец, торф, уголь, порох и т.д.

Жидкие виды топлива - Просты в транспортировке, но при этом велики потери при испарении, разливах и утечках. Основные виды жидкого топлива: бензин (газолин), дизельное топливо, керосин, масла, топливо печное (бытовое)  и т.д.

Газообразное топливо - является механической смесью различных горючих и инертных газов. В общем случае химическую формулу любого содержащего углерод С, водород Н и кислород О горючего или негорючего компонента, входящего в состав газообразного топлива. Горючее топливо делится на естественное и искусственное. Естественный природный газ выделяется из недр земли, состоит из углеводородов (преимущественно метана и этана) с примесью углекислоты, азота и др. Искусственные газы получаются путем переработки дров, угля, нефти, смеси газов и т. д. Основные виды:  пропан, бутан, метан, водород и т.д.

На территории Магаданской области оптовая торговля сырой нефтью, газообразным топливом не осуществляется.

Из жидкого топлива применяется бензин автомобильный, дизельное топливо, котельный мазут, авиакеросина и др.

Целью исследования рынка является изучение видов топлива предназначенных для заправки автотранспортных средств.

 На основании вышеизложенного, исходя из целей исследования товары (услуги) входящие в одну классификационную группу  не являются взаимозаменяемыми по отношению друг к другу. 

- качественные характеристики товара (услуги):

Бензины автомобильные применяются в качестве топлива для карбюраторных  двигателей автомобилей.

В настоящее время в Российской Федерации производятся и реализуются 4 основных вида автомобильных бензинов: А-76 (ГОСТ 2084-77), АИ-92 (ГОСТ 2084-77, ГОСТ Р 51105-97, ТУ 38.001165-2003, ГОСТ Р 51313-99), АИ-95 (ГОСТ 2084-77, ГОСТ Р 51105-97), АИ-98 (ТУ 38.401-58-122-95, ТУ 38.401-58-127-95), предназначенные для использования в качестве моторного топлива на транспортных средствах с бензиновыми двигателями. Вместе с тем распространены также бензины иных марок: Нормаль-80 (ГОСТ Р 51105-97), АИ-80 (ТУ 38.001165-2003), Регуляр-91 (ГОСТ Р 51105-97), Премиум-95 (ГОСТ Р 51105-97), АИ-96 (ТУ 38.001165-2003), Супер-98 (ГОСТ Р 51105-97), Премиум Евро-95 и Супер Евро-98 (ГОСТ Р 51866-2002), Регуляр Евро-92 (ГОСТ Р 51866-2002) и др.

Спецификация топлива, которое допустимо применять в конкретных бензиновых двигателях, определяется производителем двигателей. В технических паспортах (инструкциях по эксплуатации) автомобилей приводятся физико-химические эксплуатационные показатели бензинов, исходя из которых, пользователь автомобиля определяет соответствующую марку бензина для использования в качестве моторного топлива. На практике, единственным существенным показателем, классифицирующим автомобильные бензины, является октановое число топлива (ОЧ).

Автомобильные бензины по существенным различиям в значении ОЧ разделяются на две подгруппы:

- низкооктановые (ОЧ не менее 76 по ММ, не менее 80 по ИМ): А-76, АИ-80, Нормаль-80;

- высокооктановые бензины (ОЧ 82,5 - 88 по ММ, 91 - 98 по ИМ): Регуляр-91, АИ-92, АИ-96, Супер-98, Премиум Евро-95, Супер Евро-98, Регуляр Евро-92 и др.

Можно предположить, что для мелкооптовых покупателей бензинов автомобильных, которые реализуют его в розничной сети, марка бензина не играет существенной роли при его реализации, поскольку на любую марку имеется спрос в условиях случайного потока машин. Однако, на практике спрос на марки бензинов в розничной реализации определяется усредненным парком машин, обслуживаемых на данной АЗС,  поэтому фактический запас бензинов на АЗС дифференцирован по маркам с учетом практики продаж за период деятельности АЗС.

Так же, для крупных промышленных потребителей, осуществляющих большое количество работ по перевозке на территории предприятия (внутренней логистики) и располагающих мощностями по заправке и хранению автомобильных бензинов для собственных нужд, вопрос взаимозаменяемости бензинов по маркам стоит более остро, поскольку такие потребители имеют определенный, а не случайно сформировавшийся машинный парк, для эксплуатации которого нужны определенные марки бензинов

Все автомобильные бензины, выпускаемые по техническим условиям, должны соответствовать ГОСТ Р 51313 – 99 «Бензины автомобильные. Общие технические требования». Соответствие бензинов требованиям вышеупомянутого ГОСТа проверяется при их сертификации, которая является обязательной.

Региональный  мелкооптовый рынок в 2012г. представлен   автобензинами  марок –Аи-92, Аи-95.  

Сравнение дизельного топлива с автомобильными бензинами некорректно, поскольку  эти виды топлива предназначены для принципиально разных конструкций двигателей. Применение в качестве товара – заменителя  дизельного топлива потребовало бы замены всего парка техники, снабженного бензиновыми  двигателями. На основании вышеизложенного  автобензины и дизельное топливо при заправке автотранспорта нельзя признать взаимозаменяемыми услугами

Для уточнения товарных границ рынка бензинов автомобильных проведен опрос мелкооптовых покупателей и определена готовность заменить марки бензинов одну на другую, если цена одного из товаров долговременно (дольше одного года) повысится на 5-10 процентов, а цены на остальные товары останутся неизменными. Согласно проведенному опросу большая часть респондентов прокомментировала, что на территорию Магаданской области завозится ограниченное число марок автобензина, которые по своим техническим свойствам не являются взаимозаменяемыми. Данную ситуацию подтверждает и тот факт, что на территории муниципальных образований Магаданской области (за исключением г. Магадана) не используется АИ (95).

Таким образом, у мелкооптовых потребителей Магаданской области присутствуют стойкие предпочтения при формировании запасов автобензина, что говорит о том, что все марки бензинов (Аи-95, АИ-92) рассматривались как отдельные товарные рынки.

- цена:

На территории Магаданской области для  всех хозяйствующих субъектов осуществляющих  оптовую и розничную торговлю нефтепродуктами на территории области установлены  предельные  торговые надбавки, которые регулируются в соответствии с постановлением Администрации Магаданской области от 25.01.2007 №12-па «О регулировании цен и тарифов в Магаданской области» и  приказом Департамента цен и тарифов Магаданской области №2-Пр/4 от 21.03.2008 (в действующей редакции) «Об установлении предельных торговых надбавок на нефтепродукты, реализуемые на территории Магаданской области».

Согласно вышеназванному Постановлению, установлена:

- предельная оптовая торговая надбавка на нефтепродукты для хозяйствующих субъектов, независимо от организационно-правовых форм, осуществляющих закупку нефтепродуктов у иногородних поставщиков и поставку их на территорию Магаданской области в размере 16 процентов с НДС к цене поставки товара на условии СИФ Магадан;

- предельная оптовая торговая надбавка на нефтепродукты для хозяйствующих субъектов, независимо от организационно-правовых форм осуществляющих закупку нефтепродуктов у иногородних поставщиков и поставку их в Северо-Эвенский район Магаданской области в размере 16 процентов с НДС к цене поставки товара, затратам на страхование и расходам по транспортировке товара до береговых емкостей потребителей;

- предельная оптовая торговая надбавка на нефтепродукты для хозяйствующих субъектов, независимо от организационно-правовых форм осуществляющих закупку нефтепродуктов на территории области, с целью последующей оптовой реализации в размере 7 процентов с НДС к отпускной цене поставщика.

– дифференциация по месту расположения:

Местонахождение основных нефтебаз, с которых отпускаются нефтепродукты оптом,  находятся в черте г. Магадана и поставляются в различные муниципальные образования Магаданской области.   

На основании изложенного, была  выделена группа услуг – мелкооптовая реализация  автомобильного бензина в разрезе марок: Аи-92, Аи-95.  

V. Определение географических границ товарного рынка

В соответствии с п. 4.1 Порядка процедура определения границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами, включает:

– предварительное определение географических границ товарного рынка;

– выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями);

– определение территорий входящих в географические границы товарного рынка.

В соответствии с п. 4.2 Порядка определение географических границ товарного рынка проводилось на основе информации о регионе, в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, о ценообразовании на рынке рассматриваемого товара, о структуре товаропотоков.

При выявлении условий обращения товара, ограничивающих экономические, технические или иные возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями), учитывались: особенности территории в предварительно определенных географических границах товарного рынка (в том числе природно-климатические и социально-экономические особенности, наличие зон регулируемого или частично регулируемого ценообразования).

К специфическим особенностям северо-восточных территорий России, какой среди прочих является Магаданская область, относятся:

  1. значительная отдалённость от других регионов;
  2. отсутствие железнодорожного и регулярного автомобильного сообщения с другими регионами России;
  3. организационно-транспортные схемы приобретения товара приобретателями. В товарно – транспортных накладных (в соответствии с которыми осуществляется получение нефтепродуктов у поставщика) указан пункт погрузки г. Магадан, а пунктом разгрузки может быть указан любой район Магаданской области (например: где расположены хозяйствующие субъекты, в том числе горно-геологические компании, нуждающиеся в оптовых, а не разовых  поставках нефтепродуктов для своей деятельности).

Резервуары для хранения  нефтепродуктов находятся в пределах г. Магадана, таким образом, предварительно географические границы определены границами г. Магадан.

Учитывая то, что г. Магадан является административным центром Магаданской области и то, что  услуги по оптовой торговле нефтепродуктов оказываются для потребителей Магаданской области, географические границы товарного рынка (потока) расширены выявленной территорией – Магаданская область и признаются географическими границами рассматриваемого товарного рынка.

На основании вышеизложенного,  географические границы рынка услуг по мелкооптовой торговле автомобильным бензином определены географическими границами Магаданской области.

Учитывая специфику экономической нецелесообразности транспортировки мелкооптовой реализации автобензина на дальние расстояния, рынок услуг является закрытым для международной торговли. Экспорт-импорт услуг отсутствует.

VI. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

В соответствии с пунктом 5.1 Порядка в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включатся хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

Продавцами на данном рынке являются: хозяйствующие субъекты осуществляющие завоз и мелкооптовую реализацию автомобильного бензина, мини-МПЗ и нефтебазы.

В силу специфики географических, климатических особенностей региона, на территории Магаданской области отсутствуют мини – МПЗ, а так же отсутствуют и ВИНК.

Покупателями на указанном рынке являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие розничную реализацию автомобильного бензина и крупные промышленные потребители. Крупными промышленными потребителями являются хозяйствующие субъекты  располагающие мощностями по заправке и хранению автомобильного бензина для собственных нужд,  либо для перепродажи (например, такие как, крупные автотранспортные предприятия, топливо-заправочные комплексы аэропортов, промышленные предприятия и др.).

Перечень выявленных хозяйствующих субъектов, осуществляющих мелкооптовую реализацию автомобильного бензина представлен в таблице 1.

Таблица 1

Продуктовые

границы рынков

Продавцы

Покупатели

Рынок мелкооптовой торговли автобензином 1 уровня (первичная реализация)

ООО «Колыманефтепродукт» .

 

предприятия энергетического и агропромышленного комплекса, транспортные  и золотодобывающие предприятия Магаданской области; хозяйствующие субъекты, осуществляющие  розничную реализацию автобензина, а так же  органы исполнительной власти,  и местного самоуправления области (тендерные поставки нефтепродуктов для государственных и муниципальных  нужд),

Рынок мелкооптовой оптовой торговли автобензином второго уровня (перепродажа)

ООО «Дарьял», ООО «Магаданнефто»,  ООО «Валькирия», ООО «Торговый Дом Магсервис»,

предприятия энергетического и агропромышленного комплекса, транспортные  и золотодобывающие предприятия Магаданской области; хозяйствующие субъекты, осуществляющие  розничную реализацию автобензина, а так же  органы исполнительной власти,  и местного самоуправления области (тендерные поставки нефтепродуктов для государственных и муниципальных  нужд),

Идентификация хозяйствующих субъектов:

  1. ООО «Колыманефтепродукт» - 685800, г. Магадан, ул. Билибина, 2а. ИНН – 4900004453
  2. ООО «Магаданнефто»- 685000, г. Магадан, Портовое шоссе, 201. ИНН -4900009476.
  3. ООО «Торговый Дом Магсервис» - 685000, г. Магадан, ул. Новая 31/10, каб. 402, ИНН – 4909910406.
  4. ООО «Дарьял – 685000, г. Магадан, ул. Советская, д.15. ИНН -, 4908005593.
  5. ООО «Валькирия» - 685000, г. Магадан, ул. Колымское шоссе 5. ИНН – 4900004397.

Таким образом, согласно п. 5.2 Порядка при определении состава хозяйствующих субъектов при условии того, что объем товарного рынка известен, выявлено такое их количество, достаточное, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу о доминирующем положении любого из них, а также для установления влияния любого из них на состояние конкуренции. Кроме того, количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.

 

VII. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

При определении объемов товарного рынка была использована информация, которая содержится в ответах хозяйствующих субъектов оказывавших в изучаемый период времени услуги по мелкооптовой торговле автобензином.

Согласно методическим рекомендациям ФАС России в качестве показателя объема товарной массы используется показатель объема поставок автомобильных бензинов хозяйствующими субъектами, осуществлявшими деятельность по оптовой реализации бензинов автомобильных

Доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, поставляемой данным хозяйствующим субъектом на рассматриваемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка в натуральном выражении (тонн).

Таблица 2

Совокупные показатели рынка мелкооптовой торговли автобензином первого уровня (первичная реализация) в границах Магаданской области

Наименование хозсубъекта

Объем торговли автобензином, тонн

Доля, %

2012

2012

ООО «Колыманефтепродукт»

Всего:

в т.ч.

АИ(92)

АИ(95)

 

 

100

Итого

 

100

HHI

 

10000

Доля ООО «Колыманефтепродукт» на рынке первичной мелкооптовой оптовой торговли автобензином составляет 100%,  HHI>2000. Рынок в границах Магаданской области  монополизирован. Конкуренция отсутствует.

Таблица 3

Совокупные показатели рынка мелкооптовой торговли автобензином второго уровня (перепродажа) в границах Магаданской области

Наименование хозсубъекта

Объем торговли автобензином, тонн

Доля, %

2012

2012

ООО «Магаданнефто»

 

94,7

ООО «Дарьял»

 

0,2

ООО «Торговый Дом Магсервис»

 

4,2

ООО «Валькирия»*

 

0,9

Итого

 

100

CR-3

 

99,8

HHI

 

>2000

*в т.ч. 78,879тонн -  А(80)
В 2012г. на рынке по  мелкооптовой торговле автобензином второго уровня на территории Магаданской области деятельность осуществляли 4 хозяйствующих субъектов.

По итогам 2012г. на рынке мелкооптовой торговле автобензином второго уровня, признаки доминирующего положения выявлены в отношении ООО «Магаданнефто»,  доля которого составила  -  94,7 %.

Рынок мелкооптовой торговли автобензином  второго уровня (перепродажа) на территории Магаданской области  характеризуется  высокой степенью концентрации (2000 <HHI<10000; CR-3=99,8). Конкуренция не развита.

Таблица 4

Показатели рынка мелкооптовой торговли автобензином АИ-95 второго уровня (перепродажа) в границах Магаданской области

Наименование хозсубъекта

Объем торговли автобензином, тонн

Доля, %

2012

2012

ООО «Магаданнефто»

 

100

ООО «Дарьял»

 

0,0

ООО «Торговый Дом Магсервис»

 

0,0

Итого

 

100

HHI

 

10000

В 2012г. на рынке второго уровня  по  мелкооптовой торговле автобензином АИ-95 на территории Магаданской области деятельность осуществлял 1 хозяйствующий субъект - ООО «Магаданнефто», в отношении которого выявлены признаки доминирующего положения,  доля Общества составила  -  100 %.

Рынок мелкооптовой торговли автобензином  второго уровня (перепродажа) на территории Магаданской области  характеризуется  высокой степенью концентрации (2000 <HHI<10000; CR-3=99,8). Конкуренция не развита.

Таблица 5

Показатели рынка мелкооптовой торговли автобензином АИ-92 второго уровня (перепродажа) в границах Магаданской области

Наименование хозсубъекта

Объем торговли автобензином, тонн

Доля, %

2012

2012

ООО «Магаданнефто»

 

95,0

ООО «Дарьял»

 

0,2

ООО «Торговый Дом Магсервис»

 

4,4

ООО «Валькирия»

 

0,3

Итого

 

100

CR-3

 

99,7

HHI

 

>2000

В 2012г. на рынке по  мелкооптовой торговле автобензином второго уровня на территории Магаданской области деятельность осуществляли 4 хозяйствующих субъектов.

По итогам 2012г. на рынке мелкооптовой торговле автобензином второго уровня, признаки доминирующего положения выявлены в отношении ООО «Магаданнефто»,  доля которого составила  -  95 %.

Рынок мелкооптовой торговли автобензином  второго уровня (перепродажа) на территории Магаданской области  характеризуется  высокой степенью концентрации (2000 <HHI<10000; CR-3=99,8). Конкуренция не развита.

Анализ рыночного  потенциала хозсубъектов на региональных рынках  нефтепродуктов

ООО «Колыманефтепродукт» - 685800, г. Магадан, ул. Билибина, 2а. ИНН – 4900004453. ООО «Колыманефтепродукт» включено в Реестр хозяйствующих субъектов имеющих на рынке определенного товара долю свыше 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов» (далее – Реестр) в продуктовых границах: оптовая торговля автобензином, оптовая торговля дизтопливом, оптовая торговля авиакеросином в географических границах Магаданской области.

ООО «Тосмар» входит в одну группу лиц с ООО «Колыманефтепродукт»». ООО «Тосмар» включено в Реестр в продуктовых границах: розничная торговля автобензином, розничная торговля дизтопливом, хранение автобензина в границах г. Магадана.

ООО «Магаданнефто» включено в Реестр, по продуктовым границам: розничная торговля автобензином, дизтопливом  в поселках: Армань, Атка, Палатка, Спорное, Оротукан, Омсукчан, Усть – Омчуг, Омчак, Колымское.; оптовая торговля дизельным топливом (перепродажа) в границах г. Магадан; хранение топочного мазута в границах Магаданской области.

ООО «Магсервис-авто» включено в Реестр, по продуктовым границам: розничная торговля автобензином, дизтопливом  в границах с. Тауйск, с. Талон, п. Балаганное Ольского района. По результатам анализа рынка розничной торговли автобензином и дизтопливом в 2012г.  Общество предлагается исключить из Реестра.

 В 2012г. жалоб и обращений на деятельность мелкооптовых поставщиков нефтепродуктов в адрес Магаданского УФАС не поступало. Признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях мелкооптовых и поставщиков нефтепродуктов в Магаданской области в части порядка ценообразования в  2012г. не выявлено.

Динамика оптовых цен основного поставщик ООО «Колыманефтепродукт» за период 2012г. представлена в таблице 6.   

VIII. Определение барьеров входа на товарный рынок

Региональные рынки  нефтепродуктов  нельзя  назвать открытыми  из-за наличия  труднопреодолимых  барьеров  входа на рынок, о чем свидетельствует снижение  количества участников рынков и высокий уровень коэффициентов концентрации рынка на протяжении  последних   лет.

К основным барьерам  вхождения на рынки оптовой торговле  нефтепродуктов можно отнести:

  • рост транспортных  издержек  (морфрахт, железнодорожный тариф, перевалка в портах);
  • экономическая нецелесообразность приобретения мелких партий нефтепродуктов, трудности, связанные с их поставкой и перевалкой, и как следствие, необходимость  достаточного начального капитала  для завоза  крупных партий  нефтепродуктов;
  • высокие  тарифы на переработку, перекачку и  хранение нефтепродуктов в г. Магадане;
  • ограничение по спросу, связанное  с низкой платежеспособностью и сезонным характером  деятельности   предприятий   горнодобывающей промышленности, одних из основных оптовых покупателей  ГСМ.

Барьеры входа на рынок можно признать труднопреодолимыми. Это подтверждает отсутствие на рынке новых хозяйствующих субъектов за последнее 2 года.

На основании наличия труднопреодолимых барьеров, следует вывод о том, что доступ на рынок новых хозяйствующих субъектов затруднен.

IX. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

По итогам 2012г. конкурентную среду  на рынке услуг по мелкооптовой реализации автомобильного бензина можно оценить как неразвитую.

  1. В отношении ООО «Колыманефтепродукт» выявлены признаки доминирующего положения на рынке услуг по мелкооптовой торговле автомобильным бензином первого уровня (завоз и первичная реализация). Доля Общества по итогам 2012г. составила – 100%.
  2. В отношении ООО «Магаданнефто» выявлены признаки доминирующего положения на рынке мелкооптовой  торговле автобензина второго уровня (перепродажа).  Совокупная доля Общества составила – 94,7% (отдельно по АИ-92 – 95%, по АИ-95 – 100%).

X. Предложения

1. С учетом полученных результатов исследования Магаданского УФАС России, проводить на постоянной основе:

- наблюдение за динамикой показателей рыночной концентрации;

- контроль за рыночным поведением хозсубъектов, включенных в Реестр;

- пресечение недобросовестной конкуренции;

- предупреждение и пресечение соглашений и согласованных действий,   направленных на недопущение, ограничение, устранений конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов.

2. Внести изменения «Реестр хозяйствующих субъектов Магаданской области имеющих на рынке определенного товара долю более 35%...»…, а именно добавить в отношении ООО «Магаданнефто» товарный рынок по продуктовым границам -  мелкооптовая торговля (перепродажа) автобензина в границах Магаданской области.     

3. Считаем, что для реализации мероприятий, на период модернизации (строительства) нефтеперерабатывающих и транспортных мощностей в ДФО, направленных на: бесперебойные поставки нефтепродуктов на розничные рынки Магаданской области, а так же на снижение цен на нефтепродукты до среднероссийского уровня, необходимо решить следующие вопросы:

  1. О строительстве новых нефтеперерабатывающих заводов, независимых от ОАО «НК Роснефть».
  2. О поставке нефти по нефтепроводам для нефтеперерабатывающих заводов, независимых от ОАО «НК Роснефть».
  3. О разработке новых месторождений на Дальне Востоке в районе  шельфа Охотского моря, прилегающего к Магаданской области.
  4. О строительстве новых терминалов для разгрузки танкеров в портах Дальнего Востока.
  5. О поставке нефтепродуктов по льготному таможенному оформлению из стран тихоокеанского региона.