Аналитический отчет по результатам анализа конкуренции на рынках услуг по мелкооптовой торговле дизельным топливом на территории Магаданской области в 2012г

I. Общие положения

Настоящее исследование проведено отделом контроля размещения государственного заказа в соответствии с приказом  ФАС России №773/12 от 19.12.2012 «О плане работы ФАС России по анализу конкуренции на товарных рынках в 2011-2012г.г.»), с целью определения состояния конкуренции на рынке  услуг по мелкооптовой торговле дизельным топливом на территории  Магаданской области.

Настоящее исследование проведено в соответствии:

- с «Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке», утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 №220;

- методическими рекомендациями ФАС России от 19.02.2013 №АГ/5631/13;

- иными нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность хозяйствующих субъектов в области оказания изучаемых услуг. 

В соответствии с пунктом 1.5. Порядка при анализе состояния конкурентной среды на исследуемых товарных рынках в качестве исходной информации использовались:

- сведения, полученные от администрации Муниципальных образований Магаданской области;

- сведения, полученные от юридических лиц - продавцов  товара (услуг);

- иные источники информации.

Для оценки состояния конкурентной среды на вышеназванном рынке  проведена расчетно-аналитическая работа по определению:

– продуктовых границ товарного рынка;

– географических границ товарного рынка;

– состава хозяйствующих субъектов рынка, действующих на товарном рынке;

– объёма товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке;

– уровня концентрации товарного рынка;

– барьеров входа на товарный рынок.

Структура аналитического отчета соответствует этапам проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, определенным пунктом 1.3. Порядка.

II. Предмет исследования

Предметом данного исследования является товарный рынок, связанный с предоставлением услуг по мелкооптовой торговле дизельным топливом в Магаданской области.

Цели и задачи исследования:

- выявление круга участников рынка: продавцов услуг, потребителей услуг;

- основные виды деятельности продавцов услуг;

- изучение (сопоставление) видов топлива предназначенных для заправки автотранспортных средств;

– выявление хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение в соответствии с признаками, установленными статьей 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции) на рынке изучаемом рынке;

- использование результатов исследования при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства;

– использование результатов исследования для внесения изменений в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов.

Справочно:

На территории Магаданской области отсутствуют  производители нефтепродуктов, вся потребность в ГСМ удовлетворяется за счет  завоза. Особенностями  региональных рынков  нефтепродуктов  является также значительная удаленность  от основных  производителей и поставщиков ГСМ, сложная транспортная схема и связанные с этим высокие затраты по завозу (железная дорога, перевалка в портах Приморья, морфрахт, перевалка в г. Магадане), которые включаются в стоимости завозимых в Магаданскую область ГСМ. Из-за высокой стоимости закупки и доставки в область  нефтепродуктов завоз мелких партий  ГСМ экономически  нецелесообразен.

В 2012г.:

- ООО «Колыманефтепродукт», объем завезенного топлива составил: автобензина- 78004 тонны,  дизельного топлива – 251 179 тонн (всех видов включая ТСМ, ТССУС). тонн     

- ООО «Валькирия» объем завезенного топлива (ТСМ)  – 500 тонн.

III. Определение временного интервала исследования товарного рынка

Временной интервал исследования товарного рынка  с учетом целей исследования определен разделом II Порядка. 

Согласно п. 2.1. Порядка - временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год.

В соответствии с п. 2.2. Порядка исследование ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования, в связи с чем, проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке,  а  именно изучаются характеристики рынка, которые сложились на момент исследования, с учетом заключенных договоров.

На основании вышеизложенного, с учетом плана ФАС России -  временной интервал исследования товарного рынка определен  2012г.

IV. Определение продуктовых границ товарного рынка

Продуктовые границы рынка определены в соответствии с разделом III Порядка.

Предварительное определение товара (услуги) проведено на основе анализа предмета и условий договора на услуги поставки нефтепродуктов. В соответствии с договором поставщик обязуется поставить и передать в собственность Покупателя нефтепродукты разных видов.

В соответствии с  Гражданским кодексом Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 07.02.2011)  "...По договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки, производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием...".

Учитывая разновидность нефтепродуктов поставляемых покупателям на территории Магаданской области, выявление товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми, осуществлялось путем анализа сопоставимых по существенным свойствам товаров (услуг), входящих вместе с рассматриваемым товаром в одну классификационную группу одного из общероссийских классификаторов видов экономической деятельности, продукции или услуг.

При выявлении свойств товара определяющих выбор потребителя анализировались следующие критерии:

- функциональное назначение товара (услуги):

"...оптовая торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием;..." (Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ (ред. от 30.12.2012) "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013).

Выявление товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, осуществлялось путем анализа сопоставимых по существенным свойствам товаров (услуг), входящих вместе с рассматриваемым товаром в одну классификационную группу общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 029-2007.

В соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1) (далее ОКВЭД), утвержденным Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 № 329-ст, услуге  по оптовой (мелкооптовой) реализации нефтепродуктов  ответствует раздел G «Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования», подраздел GА «Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования», класс 51 «Оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами»,  группа 51.51 «оптовая торговля топливом».

ОК 029-2007 предусматривает следующие виды деятельности в классификационной группе:

51.51.1   Оптовая торговля твердым топливом.

51.51.2 Оптовая торговля моторным топливом,  включая авиационный бензин.

51.51.3   Оптовая торговля сырой нефтью.

51.51.4   Оптовая торговля прочим жидким и газообразным топливом

То́пливо — вещество, из которого с помощью определённой реакции может быть получена тепловая энергия.

Чаще всего, под топливом понимают вещество, способное гореть при наличии окислителя (например, дрова или дизельное топливо). В таком случае, смесь топлива с окислителем образует взрывчатое вещество. Тепловой двигатель может преобразовывать тепловую энергию топлива в кинетическую.

Основной показатель топлива — теплотворная способность (теплота сгорания).

Твёрдое топливо — горючие вещества, основной составной частью которых является углерод. Основные виды твердого топлива: древисина, горючий сланец, торф, уголь, порох и т.д.

Жидкие виды топлива - Просты в транспортировке, но при этом велики потери при испарении, разливах и утечках. Основные виды жидкого топлива: бензин (газолин), дизельное топливо, керосин, масла, топливо печное (бытовое)  и т.д.

Газообразное топливо - является механической смесью различных горючих и инертных газов. В общем случае химическую формулу любого содержащего углерод С, водород Н и кислород О горючего или негорючего компонента, входящего в состав газообразного топлива. Горючее топливо делится на естественное и искусственное. Естественный природный газ выделяется из недр земли, состоит из углеводородов (преимущественно метана и этана) с примесью углекислоты, азота и др. Искусственные газы получаются путем переработки дров, угля, нефти, смеси газов и т. д. Основные виды:  пропан, бутан, метан, водород и т.д.

На территории Магаданской области оптовая торговля сырой нефтью, газообразным топливом не осуществляется.

Из жидкого топлива применяется бензин автомобильный, дизельное топливо, котельный мазут, авиакеросин и др.

Целью исследования рынка является изучение видов топлива предназначенных для заправки автотранспортных средств.

 На основании вышеизложенного и исходя из целей исследования товары (услуги) входящие в одну классификационную группу  не являются взаимозаменяемыми по отношению друг к другу. 

- качественные характеристики товара (услуги):

Дизельное топливо предназначено для ДВС с воспламенением рабочей смеси от сжатия (дизелей). ГОСТы по дизельному топливу определяют область применения дизельного топлива как моторное топливо для дизельных и газотурбинных двигателей (ГОСТ 305-82: "Настоящий стандарт распространяется на топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей...").

В зависимости от условий применения дизельного топлива ГОСТ 305-82 устанавливает три марки дизельного топлива.

Летнее (Л) дизельное топливо работает как горюче-смазочный материал при плюсовой температуре, затем должен осуществляться переход на два подвида зимнего дизельного топлива. Это чисто зимнее (З) и арктическое (А). Разделяют их по градациям температурного режима. Рабочей температурой для зимнего дизельного топлива считается от нуля до минус 35 градусов по Цельсию. Для арктического дизельного топлива наиболее комфортна температура -35-50 градусов по Цельсию. Арктическое дизельное топливо может быть использовано при любой температуре для любого вида дизельного двигателя.

Сравнение дизельного топлива с автомобильными бензинами некорректно, поскольку  эти виды топлива предназначены для принципиально разных конструкций двигателей. Применение в качестве товара – заменителя  бензина потребовало бы замены всего парка техники, снабженного дизельными  двигателями. Данный вывод подтвержден ответами администраций муниципальных образований Магаданской области (использующих в своей деятельности при заправке автотранспорта нефтепродукты разных видов). На основании вышеизложенного  автобензины и дизельное топливо при заправке автотранспорта нельзя признать взаимозаменяемыми услугами

В соответствии с ГОСТ 305-82, в  зависимости от условий  применения в  Магаданской области используются  следующие марки  дизельного топлива: «летнее», «зимнее», «арктическое».

В  качестве товара заменителя дизельного топлива рассмотрено топливо судовое маловязкое (ТСМ), используемое как  заменитель летнего дизельного топлива, а также   топливо специальное для силовых установок Севера (ТССУС) пригодное для эксплуатации при температуре минус 50 градусов как  заменитель зимнего или арктического топлива. Эти марки топлива используются в климатических условиях Крайнего Севера как топливо для техники, применяемой в горной,  строительной и энергетических отраслях их доля в общем объме невелика.

Таким образом, в  состав товарной группы включены все виды дизельного топлива завозимого в регион: дизтопливо (летнее, зимнее,  арктическое), а так же топливо судовое маловязкое - ТСМ, топливо для стационарных силовых установок Севера -  ТССУС, которые при определенных качественных характеристиках могут выступать товарами заменителями.

Газобаллонное топливо на территорию Магаданской области никогда не завозилось, так как отсутствует соответствующий транспорт и система АЗС.

Все перечисленные марки дизельного топлива имеют одно функциональное назначение (топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей), при переходе с марки на марку двигатели не требуют конструктивных изменений. Все указанные марки дизельного топлива имеют одинаковые требования к упаковке, маркировке, хранению и транспортировке (по ГОСТ 1510). Дифференциация марок и незначительные отличия в технических характеристиках обусловлены не различиями в применении потребителем в качестве моторного топлива, а климатическими условиями потребления (температурой окружающей среды, сезонностью). Состав продавцов при этом остается неизменным.

Для уточнения товарных границ рынка бензинов автомобильных проведен опрос мелкооптовых покупателей и определена готовность заменить виды дизельного топлива другими видами топлива, если цена одного из товаров долговременно (дольше одного года) повысится на 5-10 процентов, а цены на остальные товары останутся неизменными. Согласно проведенному опросу большая часть респондентов прокомментировало, что дизельное топливо летнее и дизельное топливо зимнее по своим техническим свойствам не являются взаимозаменяемыми. Однако, в  качестве товара заменителя дизельного топлива летнего рассмотрено топливо судовое маловязкое (ТСМ), используемое как летнее дизельное топливо, а также   топливо специальное для силовых установок Севера (ТССУС) пригодное для эксплуатации при температуре минус 50 градусов может быть взаимозаменяемым с дизтопливом зимним.

Так же  для крайнего Севера летнее дизельное топливо может быть заменено на зимнее или арктическое в летний период с потерей в цене. Зимнее и арктическое дизельное топливо для этих территорий не может быть заменено летним в зимнее время.

Таким образом, в  состав товарной группы включены все виды дизельного топлива завозимого в регион: дизтопливо (летнее, зимнее,  арктическое), а так же ТСМ, ТССУС).

У мелкооптовых потребителей Магаданской области присутствуют стойкие предпочтения при формировании запасов дизельного топлива в зависимости от сезона.

- цена:

На территории Магаданской области для  всех хозяйствующих субъектов осуществляющих  оптовую и розничную торговлю нефтепродуктами на территории области установлены  предельные  торговые надбавки, которые регулируются в соответствии с постановлением Администрации Магаданской области от 25.01.2007 №12-па «О регулировании цен и тарифов в Магаданской области» и  приказом Департамента цен и тарифов Магаданской области №2-Пр/4 от 21.03.2008 (в действующей редакции) «Об установлении предельных торговых надбавок на нефтепродукты, реализуемые на территории Магаданской области».

Согласно вышеназванному Постановлению, установлена:

- предельная оптовая торговая надбавка на нефтепродукты для хозяйствующих субъектов, независимо от организационно-правовых форм осуществляющих закупку нефтепродуктов у иногородних поставщиков и поставку их на территорию Магаданской области в размере 16 процентов с НДС к цене поставки товара на условии СИФ Магадан;

- предельная оптовая торговая надбавка на нефтепродукты для хозяйствующих субъектов, независимо от организационно-правовых форм осуществляющих закупку нефтепродуктов у иногородних поставщиков и поставку их в Северо-Эвенский район Магаданской области в размере 16 процентов с НДС к цене поставки товара, затратам на страхование и расходам по транспортировке товара до береговых емкостей потребителей;

- предельная оптовая торговая надбавка на нефтепродукты для хозяйствующих субъектов, независимо от организационно-правовых форм осуществляющих закупку нефтепродуктов на территории области, с целью последующей оптовой реализации в размере 7 процентов с НДС к отпускной цене поставщика.

– дифференциация по месту расположения:

Местонахождение основных нефтебаз, с которых отпускаются нефтепродукты оптом (мелким оптом) находятся в черте г. Магадана АЗС и поставляются в различные муниципальные образования Магаданской области.  

На основании изложенного, был выделен рынок услуг по мелкооптовой торговле дизельным топливом (включая ТСМ, ТССУС).  

V. Определение географических границ товарного рынка

В соответствии с п. 4.1 Порядка процедура определения границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами, включает:

– предварительное определение географических границ товарного рынка;

– выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями);

– определение территорий входящих в географические границы товарного рынка.

В соответствии с п. 4.2 Порядка определение географических границ товарного рынка проводилось на основе информации о регионе, в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, о ценообразовании на рынке рассматриваемого товара, о структуре товаропотоков.

При выявлении условий обращения товара, ограничивающих экономические, технические или иные возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями), учитывались:

- особенности территории в предварительно определенных географических границах товарного рынка (в том числе природно-климатические и социально-экономические особенности, наличие зон регулируемого или частично регулируемого ценообразования). К специфическим особенностям северо-восточных территорий России, какой среди прочих является Магаданская область, относятся:

  1. значительная отдалённость от других регионов;
  2. отсутствие железнодорожного и регулярного автомобильного сообщения с другими регионами России;
  3. организационно-транспортные схемы приобретения товара приобретателями. В товарно – транспортных накладных (в соответствии с которыми осуществляется получение нефтепродуктов у поставщика) указан пункт погрузки г. Магадан, а пунктом разгрузки может быть указан любой район Магаданской области (например: где расположены хозяйствующие субъекты, в том числе горно-геологические компании, нуждающиеся в оптовых, а не разовых  поставках нефтепродуктов для своей деятельности).

Резервуары для хранения  нефтепродуктов находятся в пределах г. Магадана, таким образом, предварительно географические границы определены границами г. Магадан.

Учитывая то, что г. Магадан является административным центром Магаданской области и то, что  услуги по оптовой торговле нефтепродуктов оказываются для потребителей Магаданской области, географические границы товарного рынка (потока) расширены выявленной территорией – Магаданская область и признаются географическими границами рассматриваемого товарного рынка.

На основании вышеизложенного,  географические границы  товарного рынка «услуги по мелкооптовой торговле дизельным топливом (включая ТСМ, ТССУС)» определены географическими границами Магаданской области.

Учитывая специфику экономической нецелесообразности транспортировки мелкооптовой реализации автобензина на дальние расстояния, рынок услуг является закрытым для международной торговли. Экспорт-импорт услуг отсутствует.

VI. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

В соответствии с пунктом 5.1 Порядка в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включатся хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

Продавцами на данном рынке являются: хозяйствующие субъекты осуществляющие завоз и мелкооптовую реализацию дизельного топлива (ТСМ, ТССУС), мини-МПЗ и нефтебазы.

В силу специфики географических, климатических особенностей региона, на территории Магаданской области отсутствуют мини – МПЗ, а также отсутствуют и ВИНК.

Покупателями на указанном рынке являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие розничную реализацию дизельного  топлива и крупные промышленные потребители. Крупными промышленными потребителями являются - хозяйствующие субъекты  располагающие мощностями по заправке и хранению дизельного топлива (включая ТСМ, ТССУС) для собственных нужд, либо для перепродажи (например, такие как, крупные автотранспортные предприятия, топливо-заправочные комплексы аэропортов, промышленные предприятия, осуществляющие ГГР и др.).

Перечень выявленных хозяйствующих субъектов осуществлявших в 2012г. мелкооптовую торговлю дизельным топливом (включая ТСМ, ТССУС) представлен в таблице 1.

Таблица 1

Состав продавцов и покупателей на рынке мелкооптовой торговли  дизельным топливом (включая ТСМ, ТССУС)

 

Продуктовые

границы рынков

Продавцы

Покупатели

Рынок мелкооптовой торговли дизельным топливом 1 уровня (первичная реализация, включая ТСМ, ТССУС)

ООО «Колыманефтепродукт», ООО «Валькирия» .

предприятия энергетического и агропромышленного комплекса, транспортные  и золотодобывающие предприятия Магаданской области; хозяйствующие субъекты, осуществляющие  розничную реализацию автобензина, а так же  органы исполнительной власти,  и местного самоуправления области (тендерные поставки нефтепродуктов для государственных и муниципальных  нужд),

Рынок мелкооптовой оптовой торговли дизельным топливом второго уровня (перепродажа, включая ТСМ, ТССУС)

ООО «Торговый Дом Магсервис»,   ООО «Дарьял», ООО «Магаданнефто», ООО «МТК», ООО «Валькирия».

предприятия энергетического и агропромышленного комплекса, транспортные  и золотодобывающие предприятия Магаданской области; хозяйствующие субъекты, осуществляющие  розничную реализацию автобензина, а так же  органы исполнительной власти,  и местного самоуправления области (тендерные поставки нефтепродуктов для государственных и муниципальных  нужд),

Идентификация хозяйствующих субъектов:

  1. ООО «Колыманефтепродукт» - 685800, г. Магадан, ул. Билибина, 2а. ИНН – 4900004453
  2. ООО «Магаданнефто»- 685000, г. Магадан, Портовое шоссе, 201. ИНН -4900009476.
  3. ООО «Торговый Дом Магсервис» - 685000, г. Магадан, ул. Новая 31/10, каб. 402, ИНН – 4909910406.
  4. ООО «Дарьял»– 685000, г. Магадан, ул. Советская, д.15. ИНН -, 4908005593.
  5. ООО «Валькирия» - 685000, г. Магадан, ул. Колымское шоссе 5. ИНН – 4900004397.
  6. ООО «Тосмар» - 685000, г. Магадан, ул.Билибина, 2а, ИНН  - 4909034773.

Таким образом, согласно п. 5.2 Порядка при определении состава хозяйствующих субъектов при условии того, что объем товарного рынка известен, выявлено такое их количество, достаточное, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу о доминирующем положении любого из них, а также для установления влияния любого из них на состояние конкуренции. Кроме того, количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.

VII. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

При определении объемов товарного рынка была использована информация, которая содержится в ответах хозяйствующих субъектов оказывавших в изучаемый период времени исследуемый вид услуг.

Согласно методическим рекомендациям ФАС России в качестве показателя объема товарной массы используется показатель объема поставок дизельного топлива  хозяйствующими субъектами, осуществлявшими деятельность по мелкооптовой реализации дизельного топлива и осуществлявших закупки дизельного топлива с  целью потребления при производстве продукции (работ, услуг).

Доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, поставляемой данным хозяйствующим субъектом на рассматриваемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка в натуральном выражении (тонн).

Таблица 2.

Показатели  рынка услуг по мелкооптовой торговле дизельным топливом (включая ТСМ, ТССУС) в границах Магаданской области  первого уровня (первичная реализация)

 

Наименование хозсубъекта

Объем торговли автобензином, тонн

Доля, %

2012

2012

ООО «Колыманефтепродукт»

 

99,8

ООО «Валькирия»

 

0,2

Итого

 

100

HHI

 

9960

В 2012г. на рынке по  мелкооптовой торговле  дизельным топливом (включая ТСМ, ТССУС) на территории Магаданской области первого уровня (завоз и первичная реализация) деятельность осуществляли 2 хозсубъекта: ООО «Колыманефтепродукт», ООО «Валькирия». 

Основным поставщиком являлось ООО «Колыманефтепродукт», доля которого составила в 2012г. -  99,8 % и в отношении которого выявлены признаки доминирующего положения.

Рынок в границах Магаданской области  характеризуется  высокой степенью концентрации (2000 <HHI=9960<10000). Конкуренция не развита.

                                                                                                                                     Таблица 3.

Показатели рынка услуг по мелкооптовой торговле дизельным топливом (включая ТСМ, ТССУС) в границах Магаданской области второго уровня (перепродажа)

 

Наименование хозсубъекта

Объем торговли автобензином, тонн

Доля, %

2012

2012

ООО «Дарьял»

 

 

1,3

ООО «Валькирия»

 

22,5

ООО «МТК»

 

0,6

ООО «Торговый Дом Магсервис»

 

3,8

ООО «Тосмар»

 

2,3

ООО «Магаданнефто»

 

69,5

Итого

 

100

HHI

 

5358

CR-3

 

95,8

В 2012г. на рынке по  мелкооптовой торговле  дизельным топливом (включая ТСМ, ТССУС) на территории Магаданской области второго уровня (перепродажа) деятельность осуществляли 6 хозяйствующих субъектов.

Основным перепродавцом по итогам 2012г.  являлось ООО «Магаданнефто», доля которого составила  -  69,5 % и в отношении которого выявлены признаки доминирующего положения на рынке.

Рынок мелкооптовой торговли дизельным топливом (включая ТСМ, ТССУС) второго уровня (перепродажа) на территории Магаданской области  характеризуется  высокой степенью концентрации (2000 <HHI=5358<10000; CR-3=95,8). Конкуренция не развита.

Анализ рыночного  потенциала хозсубъектов на региональных рынках  нефтепродуктов

ООО «Колыманефтепродукт» - 685800, г. Магадан, ул. Билибина, 2а. ИНН – 4900004453. ООО «Колыманефтепродукт» включено в Реестр хозяйствующих субъектов имеющих на рынке определенного товара долю свыше 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов» (далее – Реестр) в продуктовых границах: оптовая торговля автобензином, оптовая торговля дизтопливом, оптовая торговля авиакеросином в географических границах Магаданской области.

ООО «Тосмар» входит в одну группу лиц с ООО «Колыманефтепродукт». ООО «Тосмар» включено в Реестр в продуктовых границах: розничная торговля автобензином, розничная торговля дизтопливом, хранение автобензина в границах г. Магадана.

ООО «Магаданнефто» включено в Реестр, по продуктовым границам: розничная торговля автобензином, дизтопливом  в поселках: Армань, Атка, Палатка, Спорное, Оротукан, Омсукчан, Усть – Омчуг, Омчак, с.Колымское; оптовая торговля дизельным топливом (перепродажа) в границах г. Магадан; хранение топочного мазута в границах Магаданской области.

В 2012г. жалоб и обращений на деятельность мелкооптовых поставщиков нефтепродуктов в адрес Магаданского УФАС не поступало. Признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях мелкооптовых и поставщиков нефтепродуктов в Магаданской области в части порядка ценообразования в  2012г. не выявлено.

Динамика оптовых цен основного поставщик ООО «Колыманефтепродукт» за период 2012г. представлена в таблице 4.   

VIII. Определение барьеров входа на товарный рынок

Региональные рынки  нефтепродуктов  нельзя  назвать открытыми  из-за наличия  труднопреодолимых  барьеров  входа на рынок, о чем свидетельствует снижение  количества участников рынков и высокий уровень коэффициентов концентрации рынка на протяжении  последних   лет.

К основным барьерам  вхождения на рынки оптовой торговле  нефтепродуктов можно отнести:

  • рост транспортных  издержек  (морфрахт, железнодорожный тариф, перевалка в портах);
  • экономическая нецелесообразность приобретения мелких партий нефтепродуктов, трудности, связанные с их поставкой и перевалкой, и как следствие, необходимость  достаточного начального капитала  для завоза  крупных партий  нефтепродуктов;
  • высокие  тарифы на переработку, перекачку и  хранение нефтепродуктов в г. Магадане;
  • ограничение по спросу, связанное  с низкой платежеспособностью и сезонным характером  деятельности   предприятий   горнодобывающей промышленности, одних из основных оптовых покупателей  ГСМ.

Барьеры входа на рынок можно признать труднопреодолимыми. Это подтверждает отсутствие на рынке новых хозяйствующих субъектов за последнее  несколько лет.

На основании наличия труднопреодолимых барьеров, следует вывод о том, что доступ на рынок новых хозяйствующих субъектов затруднен.

IX. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

По итогам 2012г. конкурентную среду  на рынке услуг по мелкооптовой торговле дизельным топливом (включая ТСМ, ТССУС) можно оценить как неразвитую.

  1. В отношении ООО «Колыманефтепродукт» выявлены признаки доминирующего положения на рынке услуг по мелкооптовой торговле дизельным топливом (включая ТСМ, ТССУС) первого уровня (завоз и первичная реализация). Доля Общества по итогам 2012г. составила – 99,8%.
  2. На рынке услуг по мелкооптовой торговле дизельным топливом (включая ТСМ, ТССУС)  второго  уровня (перепродажа) по итогам 2012г. выявлены признаки доминирующего положения ООО «Магаданнефто» доля которого составила – 69,5%.

X. Предложения

1. С учетом полученных результатов исследования Магаданского УФАС России, проводить на постоянной основе:

- наблюдение за динамикой показателей рыночной концентрации;

- контроль за рыночным поведением хозсубъектов, включенных в Реестр;

- пресечение недобросовестной конкуренции;

- предупреждение и пресечение соглашений и согласованных действий,   направленных на недопущение, ограничение, устранений конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов.

2. Внести изменения «Реестр хозяйствующих субъектов Магаданской области имеющих на рынке определенного товара долю более 35%...», а именно – исключить ООО «Валькирия» по продуктовым границам -  мелкооптовая торговля (перепродажа) дизельного топлива в границах Магаданской области.  

3. Считаем, что для реализации мероприятий, на период модернизации (строительства) нефтеперерабатывающих и транспортных мощностей в ДФО, направленных на: бесперебойные поставки нефтепродуктов на розничные рынки Магаданской области, а так же на снижение цен на нефтепродукты до среднероссийского уровня, необходимо решить следующие вопросы:

  1. О строительстве новых нефтеперерабатывающих заводов, независимых от ОАО «НК Роснефть».
  2. О поставке нефти по нефтепроводам для нефтеперерабатывающих заводов, независимых от ОАО «НК Роснефть».
  3. О разработке новых месторождений на Дальнем Востоке в районе  шельфа Охотского моря, прилегающего к Магаданской области.
  4. О строительстве новых терминалов для разгрузки танкеров в портах Дальнего Востока.
  5. О поставке нефтепродуктов по льготному таможенному оформлению из стран тихоокеанского региона.