Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкуренции на рынке услуг погрузо-разгрузочных работ с/на морских(ие) судов(а) в географических границах порта Магадан по итогам 2011-2012гг.

I. Общие положения

Настоящее исследование проведено отделом контроля размещения государственного заказа в соответствии с приказом  ФАС России №773/12 от 19.12.2012 «О плане работы ФАС России по анализу конкуренции на товарных рынках в 2011-2012г.г.»), с целью определения состояния конкуренции на рынке  услуг погрузо-разгрузочных работ с/на морских(ие) судов(а) в географических границах порта Магадан.

  Настоящее исследование проведено в соответствии:

- с «Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке», утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 №220;

- методическими рекомендациями ФАС России от 30.04.2013 №ЦА/17535/13;

- иными нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность хозяйствующих субъектов в области оказания изучаемых услуг. 

В соответствии с пунктом 1.5. Порядка при анализе состояния конкурентной среды на исследуемых товарных рынках в качестве исходной информации использовались:

- информация полученная от администрации Муниципальных образований Магаданской области;

- сведения, полученные от юридических лиц - продавцов  товара (услуг).

Для оценки состояния конкурентной среды на вышеназванном рынке  проведена расчетно-аналитическая работа по определению:

– продуктовых границ товарного рынка;

– географических границ товарного рынка;

– состава хозяйствующих субъектов рынка, действующих на товарном рынке;

– объёма товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке;

– уровня концентрации товарного рынка;

– барьеров входа на товарный рынок.

Структура аналитического отчета соответствует этапам проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, определенным пунктом 1.3. Порядка.

II. Предмет исследования

Предметом рассмотрения данного исследования является товарный рынок, связанный с предоставлением услуг погрузо-разгрузочных работ с/на морских(ие) судов(а) в географических границах порта Магадан.

Анализ рынка выполняется в отношении грузов прибывающих/убывающих морским транспортом.

Цели и задачи исследования:

- выявление круга участников рынка: продавцов услуг, потребителей услуг;

- основные виды деятельности продавцов услуг;

– выявление хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение в соответствии с признаками, установленными статьей 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции) на рынке изучаемом рынке;

- использование результатов исследования при осуществлении контроля антимонопольного законодательства в соответствии с Законом о конкуренции.

Справочно:

Магаданский морской торговый порт является крупнейшим на Северо-Востоке России. История порта связана с освоением природных ресурсов (добыча золота в бассейне р. Колымы) и начинается с 06 декабря 1933 года, когда в бухте Нагаева был установлен первый ряж, позволяющий производить швартовку одного судна.

Морские перевозки имеют важнейшее значение в транспортной схеме доставки и отправления грузов в Магаданскую область и за её пределы, т.к. 99% грузов на этих направлениях перевозятся исключительно морским транспортом. Через морской порт Магадан осуществляется основная транспортная связь региона с другими субъектами России и зарубежьем. Порт расположен на стыке двух транспортных магистралей - морского транспортного пути и Федеральной автодороги «Якутск-Магадан» протяженностью 2021 км и поэтому является базовым для организации «северного завоза» в Магаданскую область, северные улусы Республики Саха (Якутия), а также в населенные пункты Хабаровского и Камчатского краёв, расположенные на северном побережье Охотского моря.

Объекты инфраструктуры морского порта Магадан находится в хозяйственном ведении ФГУП «Росморпорт».

Магаданский морской порт располагает 9 грузовыми причалами, из них: шесть погрузочно-перегрузочных комплексов, два нефтепирса и спецпирс в бухте Веселая. В основном в порту осуществляется перевалка каботажных грузов, поступающих из других Дальневосточных портов. Установленная суммарная мощность причалов порта составляет около 3,0 млн. тонн в год.

В настоящее время порт принимает и перерабатывает следующую номенклатуру грузов: крупнотоннажные контейнеры; металлопродукцию (металлопрокат, заготовки, лом черных и цветных металлов навалом и др.); лесопродукцию (лес круглый и пиломатериал); навалочные грузы (уголь, клинкер, рудный концентрат и др.); нефтеналивные грузы (мазут и легкие виды топлива); строительные конструкции и промышленное оборудование; скоропортящиеся грузы; автотранспортную и тяжелую технику; разрядные, химические и опасные грузы, а также некоторые другие (прочие) виды грузов.

На большинстве причалов порта применяется универсальная схема механизации с использованием портальных кранов в качестве основной перегрузочной машины. Всего в порту 16 портальных кранов грузоподъемностью от 10 до 40 тонн. Причал № 5 порта длиной 227 м специализирован для переработки крупнотоннажных контейнеров и оборудован двумя причальными контейнерными перегружателями грузоподъемностью 30,5 тонн. На территории, прилегающей к причалу № 5, размещается специализированный склад для хранения крупнотоннажных контейнеров (мехсклад).

Для приема, размещения, кратковременного хранения и концентрации грузов в порту имеется пять крытых складов общей площадью 32000 м2, открытые складские площадки общей площадью 86000 м2 и резервуарный парк ГСМ объемом до 60000 м3.

В составе порта имеются производственные и вспомогательные подразделения: перегрузочный комплекс механизации, электроцех, ремонтно-механические мастерские, автобаза, ремонтно-строительная группа и другие.

На акватории порта размещается местный флот, которым осуществляется завоз грузов в расположенные на северном побережье Охотского моря населенные пункты Магаданской области, Камчатского и Хабаровского края.

Порт доступен для больших судов и открыт для навигации круглый год. Зимой проводка судов в порт осуществляется с помощью ледоколов. Основными корреспондирующими направлениями морского порта Магадан являются: Ванинское, Владивостокское, Находкинское и Восточного порта. Порт открыт для захода иностранных судов, имеется пограничный и таможенный пост, таможенный склад временного хранения.

Организациями, осуществляющими свою деятельность в морском порту Магадан, оказываются следующие услуги:

  • обеспечение лоцманской проводки судов;
  • ледокольное обеспечение круглогодичной навигации;
  • навигационно-гидрографическое обеспечение судоходства;

•   предоставление судам услуг системы управления движением судов морском в порту и на подходах к нему;

  • предоставление причалов;
  • прием судовых отходов;
  • погрузка, выгрузка и хранение грузов;
  • буксирное обеспечение швартовных операций.

В 2011-2012 гг. ФГУП «Росморпорт» по четырем договорам передавалось в аренду 15 объектов инфраструктуры морского порта Магадан, непосредственно используемых в порту для осуществления погрузочно-разгрузочных операций. Арендаторами объектов в указанный период выступали ОАО «Колыматранснефть» (нефтепирс, до 2045 г.) и ОАО «Магаданский морской торговый порт» (14 объектов со сроком аренды до 2059-2060 гг.). В составе объектов, арендуемых ОАО «ММТП», находились 7 грузовых причалов, а также прилегающая к причалам территория порта (7 объектов, общей S = 130 тыс. кв.м), которые задействовались арендатором в технологическом процессе перевалки грузов.

III. Определение временного интервала исследования товарного рынка

Временной интервал исследования товарного рынка  с учетом целей исследования определен разделом II Порядка. 

Согласно п. 2.1. Порядка - временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год.

В соответствии с п. 2.2. Порядка исследование ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования, в связи с чем, проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке,  а  именно изучаются характеристики рынка, которые сложились на момент исследования, с учетом заключенных договоров.

На основании вышеизложенного, с учетом плана и методических рекомендаций  ФАС России -  временной интервал исследования товарного рынка определен  2011- 2012г.г., с градацией по отчетным периодам (3, 6, 9 месяцев, год).

IV. Определение продуктовых границ товарного рынка

Предварительное определение товара (услуги) проведено на основе анализа предмета и условий договоров, разовых заявок на услуги по погрузке/разгрузке груза, прибывающего в порт Магадан в адрес Заказчика или отправляемого Заказчиком (или его представителем) из порта Магадан, заключенных в отношении услуги, нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность, Общероссийского классификатора видов экономической деятельности.

Нормативные акты, регулирующие деятельность услуг погрузо-разгрузочных работ в морских портах:  Федеральный закон от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях»;Приказ Минтранса России от 12.05.2005 № 45 «Об утверждении транспортной стратегия Российской Федерации на период до 2020 года»; Постановление Правительства РФ от 05.12.2001 № 848 «О Федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» подпрограмма «Морской транспорт»; Концепция развития внутреннего водного транспорта одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.07.2003 г. № 909-р; Федеральный закон от 31.04.1999 г. № 81-ФЗ «Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации»; Федеральный закон от 08.11.2007 г. № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Например, согласно предмету договоров, разовых заявок заключенных с клиентами (грузополучателями, грузоотправителями или их представителями), ОАО «Магаданский морской торговый порт»  регулирует взаимоотношения между «Портом» и «Заказчиком» по производству погрузо-разгрузочных работ». Пунктом 2.1 (договор №2-11/12 от 18.05.2012) установлено, что  «Исполнитель» (Порт) «на основании письменной заявки, проводит оказание услуг по погрузке и выгрузке груза прибывающих/убывающих в /из порт Магадан».

В соответствии с  общероссийским классификатором  видов экономической деятельности"  "ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1). (утв. Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст) (ред. от 14.12.2011) (введен в действие 01.01.2008 на период до 01.01.2013 без отмены ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), определен раздел «I» – транспорт и связь; класс – 63 вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность;  подкласс – 63.1; группа 63.11 – транспортная обработка грузов.

Группировка 63.11 включает в себя погрузку  и  разгрузку  грузов  и  багажа   пассажиров независимо   от   вида   транспорта,  используемого  для           перевозки,    включая    погрузо - разгрузочную деятельность на водном транспорте: 63.11.1 - транспортная обработка контейнеров; 63.11.2   транспортная обработка прочих грузов.

При выявлении свойств товара (услуги) определяющих выбор потребителя анализировались следующие критерии:

– функциональное назначение товара (услуги), в том числе цель приобретения товара (услуги):

Погрузочно-разгрузочные работы – это комплекс мер, направленный на поднятие разнообразных грузов с целью их погрузки или выгрузки, вручную или с помощью специализированной техники (погрузчиком, и др.).

Цель приобретения товара (услуги) грузополучателями, грузоотправителями или их представителями – получение/отправка грузов прибывающих/убывающих водным транспортом.

– качественными характеристиками товара (услуги) являются разновидности грузов, которые требуют особых условий разгрузки/погрузки.

Виды перерабатываемых грузов группируются следующим образом: насыпные и навалочные грузы, в т.ч.: строительные грузы, уголь, прочие; зерно; генеральные грузы, в т.ч. лесные грузы в судах, металлы черные и цветные, тарно-штучные грузы; наливные грузы.

Погрузо-разгрузочные работы в портах сегментируются  по вышеуказанным видам перерабатываемых грузов, поскольку при перегрузке грузов различных категорий требуется различная не взаимозаменяемая материально-техническая база.

- по способу производства работ:

Состав погрузочно-разгрузочных работ устанавливается исходя из набора работ, оказываемых продавцами на базе товарной группы - номенклатуры обрабатываемых грузов (насыпные и навалочные грузы, в т.ч. строительные грузы, уголь, прочие; зерно; генеральные грузы, в т.ч. лесные грузы в судах, металлы черные и цветные, тарно-штучные грузы; наливные грузы) в портах.

Определение состава работ по погрузке-выгрузке грузов осуществлялось по показателям, характеризующим технические и функциональные возможности осуществления по перегрузке грузов и условия предоставления данных услуг потребителям (договор на погрузо-разгрузочные работы).

– технические характеристики:

Материально-техническая база портов разнообразна и включает сооружения, обеспечивающие безопасность стоянки и движения судов в портах (молы, волноломы, подходные каналы), причалы, на которых производятся погрузо-разгрузочные работы, перегрузочное оборудование (краны, авто- и электропогрузчики), склады (крытые и открытые), железнодорожные пути, портовый флот (буксиры, катера), ремонтные мастерские, бункеровочные базы, средства связи и т.д.

В качестве основных технических характеристик показателей услуг по погрузке-выгрузке грузов принимались во внимание:

функциональное назначение причала;

технические характеристики услуги;

требуемое технологическое оснащение причала (наличие перегрузочного оборудования, кранов и др.).

-цена

Согласно договорам ОАО «Магаданский морской торговый порт»  цена договора складывается из:

-      стоимости оказанных погрузо-разгрузочных работ и связанных с ними услуг;

  • стоимости услуг по хранению груза «Заказчика»;
  • стоимости услуг оказанных «Портом», по заявке «Заказчика».

Стоимость погрузочно-разгрузочных работ и связанных с ними услуг    определяется на основании тарифов, утвержденных ФСТ России от 29.04.2011 № 93-т/1 «Об утверждении тарифов на услуги в морском порту оказываемые ОАО «ММТП».

Стоимость услуг, не определенных (перечисленных) вышепоименованными тарифами, но оказываемых «Портом» по заявке «Заказчика», определяется на основании   калькуляции (расчетов) Порта», утверждаемой соответствующим распоряжением по «Порту».

Тарифы, утверждаемые Федеральной службой по тарифам РФ, могут быть изменены на основании соответствующего приказа ФСТ России. Указанные (новые) тарифы вводятся в действие с момента их утверждения Федеральной службой по тарифам России.

Изменение    стоимости услуг, не регулируемых Федеральной службой по тарифам, но оказываемых «Портом» по заявке «Заказчика», стоимость которых (услуг) определена на основании калькуляции (расчетов) «Порта», подлежат изменению на основании соответствующего распоряжения
по «Порту».  Новая стоимость услуг вводится в действие  с момента утверждения соответствующего распоряжения по «Порту».

Изменение    тарифов и стоимости услуг,    оказываемых «Портом», в период действия настоящего договора не требует переоформления настоящего договора или внесения в него изменений или дополнений.

Определение продуктовых границ товарного рынка основано на выборочном опросе мнений покупателей, пользующихся услугами по разгрузке/погрузке грузов с/на морских судов о взаимозаменяемости товаров (услуги), составляющих одну товарную группу. Группы покупателей установлены по месту приобретения товара (услуги): грузополучатели, грузоотправители или их представители, заказывающие услуги с целью получения/отправки грузов прибывающих/убывающих морским транспортом.

Определение взаимозаменяемых товаров основано на фактической замене товаров приобретателем или готовности приобретателя заменить товар другим при потреблении, учитывая их функциональное назначение, применение, технические характеристики и другие параметры.

Для грузополучателей, грузоотправителей или их представителей услуги   по разгрузке/погрузке грузов с/на морское судно (в зависимости от номенклатуры груза) получаемые у  ОАО «Магаданский морской торговый порт» - являлись единственным способом для получения/отправки  морских грузов прибывающих/убывающих морским транспортом в порт  Магадан и возможность альтернативы услуг, оказываемых в морском порту Магадан, отсутствовала. 

Учитывая вышеизложенное, географические характеристики региона (замкнутость территории Магаданской области,  обеспечение региона осуществляется в основном за счет завоза продукции), а так же то, что у потребителей услуг отсутствует альтернатива выбора  продавца ППР, то при росте цен на изучаемый вид услуг, спрос значительно не измениться.

На основании вышеизложенного, продуктовые границы исследуемого рынка определены как услуги по погрузке-выгрузке грузов с (на) морских (ие)  судов (суда).

Состав показателей будет дифференцироваться  в зависимости от вида    перерабатываемых грузов.  

V. Определение географических границ товарного рынка

В соответствии с п. 4.1 Порядка процедура определения границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами, включает:

– предварительное определение географических границ товарного рынка;

– выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями);

– определение территорий входящих в географические границы товарного рынка.

Предварительно границы товарного рынка погрузо-разгрузочных работ определены (в соответствии с приказом ФСТ России от 20.12.2007 № 522-т/1 «Об утверждении ставок портовых сборов и правил их применения в морских портах Российской Федерации») - Дальневосточным бассейном.

Далее в соответствии с п. 4.2 Порядка определение географических границ товарного рынка уточнялось на основе информации: об организационно-транспортной схеме приобретения товара приобретателями; о возможности перемещения товара (услуги) к покупателю или покупателя к товару (услуге);  о расходах, связанных с поиском и приобретением товара (услуги), а также транспортные расходы; региональные особенности спроса на рассматриваемый товар.

К особенностям территории Магаданской области, относятся:

1. Магаданская область – субъект Российской Федерации на северо-востоке России. Входит в состав Дальневосточного федерального округа.

2. Отсутствие железнодорожного и регулярного автомобильного сообщения с городами других регионов России.

3. На территории Магаданской области расположен один морской порт  - порт Магадан, через который осуществляется перевалка грузов для потребителей Магаданской области, поступающих из других регионов страны.

4. Основные направления экономики: горнодобывающая, золотодобывающая, рыбная промышленность. Сырьевая направленность экономики и связанная с этим необходимость завоза всей номенклатуры жизненно необходимых материально-технических ресурсов и товаров.

При этом значительная часть товарного потока направлена на ввоз.

Таким образом, завоз на территорию Магаданской области требует повышенных финансовых затрат и сложных организационно-технических мероприятий, которые обусловлены удалённостью и ограниченной транспортной доступностью региона, необходимостью создания за короткий навигационный период запасов средств жизнеобеспечения.

Акватория морского порта: "... - водное пространство в границах морского порта..." (Федеральный закон от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Для проведения данного анализа, использованы следующие методы: установления фактических районов продаж (местоположение приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке.

Под морским портом понимается совокупность объектов инфраструктуры морского порта, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания, комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота, обслуживания пассажиров, осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, и других услуг, обычно оказываемых в морском порту, а также взаимодействия с другими видами транспорта..." ("Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" от 30.04.1999 N 81-ФЗ (ред. от 28.07.2012).

Территория морского порта - земельный участок или земельные участки, не покрытые поверхностными водами, в границах морского порта, в том числе искусственно созданный земельный участок или искусственно созданные земельные участки..." (Федеральный закон от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Границами морского порта являются границы его территории и акватории. Границы морского порта Магадан установлены Распоряжение Правительства РФ от 15.07.2009 № 926-р.

Потребители (грузополучатели/грузоотправители) имеют возможность приобрести услуги по погрузке/разгрузке только на территории порта (как комплекса сооружений, включающего в себя объекты инфраструктуры необходимые для оказания изучаемого вида услуг). 

"…  объекты инфраструктуры морского порта - портовые гидротехнические сооружения, внутренние рейды, якорные стоянки, доки, буксиры, ледоколы и иные суда портового флота, средства навигационного оборудования и другие объекты навигационно-гидрографического обеспечения морских путей, системы управления движением судов, информационные системы, перегрузочное оборудование, железнодорожные и автомобильные подъездные пути, линии связи, устройства тепло-, газо-, водо- и электроснабжения, иные устройства, оборудование, инженерные коммуникации, склады, иные здания, строения, сооружения, расположенные на территории и (или) акватории морского порта и предназначенные для обеспечения безопасности мореплавания, оказания услуг в морском порту, обеспечения в морском порту государственного контроля (надзора)...".

В соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке географические границы товарного рынка определяются как границы территории, на которой покупатель (покупатели) приобретает или имеет экономическую возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами.

Учитывая то, что на территории Магаданской области находится только один морской торговый порт, инфраструктура которого соответствует выполнению изучаемого вида услуг, а так же то, что территория Магаданской области изолирована (отсутствие железнодорожных, автотранспортных перевозок из других регионов) то у потребителей Магаданской области отсутствует возможность воспользоваться аналогичными услугами в других портах.

На основании вышеизложенного, географические границы рынка определены локальными географическими границами порта Магадан.

VI. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

В соответствии с пунктом 5.1 Порядка в состав хозяйствующих субъектов - поставщиков услуг по погрузке и выгрузке грузов в портах, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

Идентификация хозяйствующих субъектов:

1.ОАО «Магаданский морской торговый порт» (685000, г. Магадан, Морской торговый порт, ИНН 4909047613). В 2011г. Обществом заключено – 9 договоров на ПРР,  в 2012г. – 14договоров на ПРР. Так же услуги ПРР оказывались  хозяйствующим субъектам по разовым заявкам. Общество оказывает услуги ПРР с использованием техники на территориях и причалах находящейся в государственной собственности РФ, которая передана на праве хозяйственного ведения ФГУП «Росморпорт». Между ФГУП «Росморпорт» и ОАО «Магаданский морской торговый порт» заключены договоры аренды.

ОАО «Магаданский морской торговый порт» входит в группу лиц с ООО «Порт –груз», ООО «Гамбринус».

Общество включено в «Реестр хозяйствующих субъектов имеющих на рынке определенного товара долю свыше 35%» по продуктовым границам: услуги по транспортной обработке контейнеров, услуги по транспортной обработке грузов; доставка лоцмана на борт судна; перевозка грузов (нефтепродуктов) вдоль морского побережья Магаданской области; распаузка вдоль морского побережья Магаданской области; оформление товарно-транспортных накладных; операции по открытию/закрытию нестандартных крышек; услуги по перемещению грузов в порту по заявкам контрагентов; передача электроэнергии; услуга по зачистке судов и причалов от сыпучих грузов.

2. ООО «Тосмар» (685000, г. Магадан, ул. Билибина, 2а. ИНН 4909034773). Обществом заключен один договор на перевалку нефтепродуктов с ООО «Колыманефтепродукт». Общество оказывает услуги  погрузо-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах согласно лицензии №000927 от 19.07.2013г. Общество оказывает услуги перевалки нефтепродуктов с использованием имущества находящегося в собственности:  земельный участок площадью 25328,7 кв.м., склад нефтепродуктов, мол пирс, технический склад и др.

ООО «Тосмар» входит в группу лиц с ООО «Колыманефтепродукт», ООО «ТриоРоса», ООО «Магнум-97».

Общество включено в «Реестр хозяйствующих субъектов имеющих на рынке определенного товара долю свыше 35%» по продуктовым границам: розничная торговля автобензином, розничная торговля дизтопливом; хранение автобензина.

ООО «Колыманефтепродукт» входящее в группу лиц с ООО «Тосмар» включено в «Реестр хозяйствующих субъектов имеющих на рынке определенного товара долю свыше 35%» по продуктовым границам: оптовая торговля автобензином; оптовая торговля дизтопливом; оптовая торговля автобензином; оптовая торговля авиакеросином.

3. ООО «Магаданнефто» (685000, г. Магадан, Портовое шоссе, 201, ИНН 4900009476). Общество оказывает услуги  погрузо-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам в морских портах согласно лицензии №019531 от 06.11.2008г.  Общество оказывает услуги перевалки светлых нефтепродуктов, мазута. В 2011г. было заключено  8 договоров; в 2012г. заключено 9 договоров.

Общество включено в «Реестр хозяйствующих субъектов имеющих на рынке определенного товара долю свыше 35%» по продуктовым границам: розничная торговля автобензином в районах Магаданской области, розничная торговля дизтопливом в районах Магаданской области; мелкооптовая торговля (перепродажа) автобензина; мелкооптовая торговля (перепродажа) дизельным топливом.

4. ООО «Аржан» (685000, г. Магадан, ул. Рыбозаводская, д.25, ИНН 4909074102). Согласно данным ФГУП «Росморпорт» оказывало услуги ППР сухогрузов на части причала № 7.

Для хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом товарном рынке определялась также принадлежность к группе лиц. Хозяйствующие субъекты, действующие на данном рынке и составляющие группу лиц, рассматривались как один хозяйствующий субъект.

Перечень хозяйствующих субъектов осуществлявших ПРР в разрезе номенклатура перегружаемых грузов в порту Магадан представлены в таблице.

 

Наименование порта

Наименование хозяйствующего субъекта, оказывающего услуги по погрузке-выгрузке грузов

Виды грузов (тыс. тонн)

 

 

 

 

насыпные и навалочные

генеральные

зерно

наливные

 

 

 

 

строительные

уголь

прочие

лесные в судах

металлы черные и цветные

тарно-штучные

прочие

2011

Магаданский морской порт

ОАО «Магаданский морской торговый порт»

*

*

0,0

*

*

0,0

*

0,0

0,0

Магаданский морской порт

ООО «Аржан»

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

*

0,0

0,0

 

Магаданский морской порт

ООО «Тосмар»

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

*

Магаданский морской порт

ООО «Магаданнефто»

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

*

2012

Магаданский морской порт

ОАО «Магаданский морской торговый порт»

*

*

0,0

*

*

*

*

0,0

0,0

Магаданский морской порт

ООО «Аржан»

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

*

0,0

0,0

 

Магаданский морской порт

ООО «Тосмар»

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

*

Магаданский морской порт

ООО «Магаданнефто»

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

*

Покупателями на рассматриваемом товарном рынке являются физические и юридические лица (грузополучатели, грузоотправители или их представители) которые в соответствующем временном интервале приобретали данную услугу.

Состав потребителей рассматриваемых услуг определяется на основании реестра заключенных договоров об оказании услуг по погрузке и выгрузке грузов и иной документации хозяйствующего субъекта, осуществляющего данную деятельность в порту.

При определении состава потребителей услуг по погрузке и выгрузке грузов для каждого из них учитывается номенклатура перегружаемых грузов по каждому из хозяйствующих субъектов, оказывающих такие услуги в портах.

Таким образом, при определении состава хозяйствующих субъектов при условии того, что объем товарного рынка известен, выявлено такое их количество, достаточное, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу о доминирующем положении любого из них, а также для установления влияния любого из них на состояние конкуренции. Кроме того, количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.

VII. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

При определении объемов товарного рынка была использована информация, которая содержится в ответах хозяйствующих субъектов, осуществлявших услуги по разгрузке/погрузке грузов с/на морских(ие) судов(а) в порту Магадан по итогам 2011-2012г.г.

Расчет объема каждого сегмента товарного рынка услуг по погрузке-выгрузке грузов в портах и долей хозяйствующих субъектов на рынке осуществлялся отдельно (насыпные и навалочные грузы; зерно; генеральные грузы; наливные грузы)  на основании показателя грузооборота, исчисляемого в натуральном выражении.

Общий объем услуг предоставляемых на рынке погрузо-разгрузочных работ в портах определяется как сумма грузооборота хозяйствующих субъектов, осуществляющих в географических границах рынка погрузку и выгрузку определенного вида груза по каждому сегменту товарного рынка.

Результаты расчета долей хозяйствующих субъектов на рынке услуг по погрузке и выгрузке грузов в порту Магадан представлены в таблице.

 

Наименование хозяйствующего субъекта, с которым заключен договор ПРР

Доли хозяйствующих субъектов по видам грузов

( %)

Насыпные, навалочные

Генеральные

Наливные

Прочие

строительные

уголь

зерно

лесные

Металлы черные и цветные

Тарно-штучные

контейнеры

Машины и оборудование

2011

ОАО «Магаданский морской торговый порт»

100

100

0,0

100

100

100

100

100

0,0

92,6

ООО «Аржан»

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

7,4

ООО «Тосмар»

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

47,4

0,0

ООО «Магаданнефто»

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

52,6

0,0

2012

ОАО «Магаданский морской торговый порт»

100

100

0,0

100

100

100

100

100

0,0

81,8

ООО «Аржан»

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

18,2

ООО «Тосмар»

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

34,3

0,0

ООО «Магаданнефто»

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

65,7

0,0

По результатам анализа рынка услуг ППР на территории порта Магадан выявлено следующее.

В 2011- 2012г. на рынке услуг ППР (насыпных, навалочных, генеральных и прочих грузов) присутствовало  2 хозяйствующих субъекта.

В отношении ОАО «Магаданский морской торговый порт», выявлены признаки доминирующего положения, доля общества на рынке услуг ППР (насыпных, навалочных, генеральных и прочих грузов) составила более 50%. Рынок является высококонцентрированным, конкурентная среда не развита (HHI=10000). 

В 2011- 2012г. на рынке услуг ППР (наливных грузов) присутствовало 2 хозяйствующих субъекта: ООО «Тосмар» и ООО «Магаданнефто». В отношении ООО «Магаданнефто» выявлены признаки доминирующего положения, доля общества составила в 2011г. – 52,6%, в 2012г. – 65,7%. Рынок является высококонцентрированным, конкурентная среда не развита (HHI >10000). 

VIII. Определение барьеров входа на товарный рынок

Основными барьерами входа новых хозяйствующих субъектов (потенциальных конкурентов) на рассматриваемый товарный рынок являются:

– экономические ограничения, связанные с необходимостью осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений;

– экономические ограничения, связанные с преимуществом хозяйствующего субъекта, действующего на рассматриваемом рынке, перед потенциальными участниками товарного рынка, в частности по затратам на единицу продукции и по спросу на товар, по наличию долгосрочных договоров с приобретателями;

– административные ограничения, связанные с безопасностью обслуживания грузов и необходимостью соблюдения стандартов и предъявляемых к качеству требованиям;

– высокая степень монополизации рынка.

Барьеры входа на рынок можно признать труднопреодолимыми. На основании наличия труднопреодолимых барьеров, следует вывод о том, что доступ на рынок новых хозяйствующих субъектов затруднен.

IX. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке.

1. Изученный рынок услуг по разгрузке/погрузке грузов с/на морских(ие) судов(а)  в географических границах порта Магадан является высококонцентрированным из-за наличия труднопреодолимых барьеров входа новых участников. Рассматриваемый товарный рынок относится к рынку с неразвитой конкуренцией.

2. На рынке услуг по разгрузке/погрузке грузов с/на морских(ие) судов(а)  в географических границах порта Магадан по итогам 2011-2012гг. выявлены признаки наличия доминирующего положения в отношении ОАО «Магаданский морской торговый порт» (грузы: генеральные, насыпные, навалочные, прочие) с долей более 50%.

3. На рынке услуг по разгрузке/погрузке грузов (наливных) с (на) морских(ие) судов(а)  в географических границах порта Магадан по итогам 2011-2012гг. выявлены признаки наличия доминирующего положения в отношении ООО «Магаданнефто» доля общества составила более 50%.

4. В настоящее время в Магаданском морском порту складывается сложная ситуация по переработке грузов ввиду значительного роста грузооборота для нужд крупных горных компаний. По сравнению с 2011 годом в 2012г. грузооборот вырос на 5%. Кроме того, ряд грузополучателей не вывозит грузы вовремя. Так же одной из основных проблем порта является и изношенность портового оборудования.

Для улучшения ситуации по переработке  грузов в порту Магадан предлагается:

- обновление у основного оператора ОАО «Магаданский торговый порт» материально – технической базы, необходимой для оказания ППР;

-  разработка (корректировка с ФСТ) тарифов на хранение грузов (контейнеров и генгрузов) в порту Магадан;

- установление разумной арендной платы за пользование причалами ФГУП «Росморпорт» для хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги ПРР, что в свою очередь влияет на тарифы ПРР.