Анализ состояния конкуренции на рынке асфальтобетонной смеси пористой мелкозернистой М1 в географических границах муниципального образования «Город Магадан» по итогам 2011-2012гг.

Аналитический отчет

по результатам анализа состояния конкуренции на рынке асфальтобетонной смеси пористой мелкозернистой М1 в географических границах муниципального образования «Город Магадан» по итогам 2011-2012гг.

26 февраля 2014г.

г. Магадан

I. Общие положения

Анализ и оценка состояния конкуренции на рынке асфальтобетонной смеси пористой мелкозернистой марки 1 (далее – асфальтобетонная смесь пористая м/з М1) в географических границах муниципального образования «Город Магадан» проведены отделом регулирования деятельности монополий и контроля за экономической концентрацией в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее - Порядок проведения анализа) и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 № 345, с целью установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке асфальтобетонной смеси пористой м/з М1 в географических границах муниципального образования «Город Магадан» при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного в отношении областного государственного унитарного дорожного эксплуатационного предприятия «Магаданское» (далее – ОГУДЭП «Магаданское») по признакам нарушения пунктов 1, 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции).

Структура аналитического отчета соответствует этапам проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, определенным пунктом 1.3 Порядка проведения анализа.

В соответствии с пунктом 1.5 Порядка проведения анализа при анализе состояния конкуренции на исследуемом товарном рынке в качестве исходной информации использованы сведения, полученные от департамента строительства администрации Магаданской области, ОГУДЭП «Магаданское», МБУ г. Магадана «ГЭЛУД», ОАО «Палаткинская дорожная

компания», ЗАО «Аэродромдорстрой», приобретателей товаров, а также данные иных источников информации.

II. Предмет исследования

Предметом рассмотрения данного исследования является товарный рынок, связанный с производством и реализацией асфальтобетонной смеси пористой м/з М1 в географических границах муниципального образования «Город Магадан».

Анализ рынка выполняется в отношении производства и реализации асфальтобетонной смеси п/м М1.

Справочно:

Асфальтобетонная смесь (асфальтобетон) – рационально подобранная смесь минеральных материалов (щебня (гравия) и песка с минеральным порошком или без него) с битумом, взятых в определенных соотношениях и перемешанных в нагретом состоянии.

Перед смешением составные части высушивают и нагревают до температуры 100-160°C. Асфальтобетон применяют для покрытий дорог, аэродромов, эксплуатируемых плоских кровель, в гидротехническом строительстве. В зависимости от нагрузок и климатических условий к асфальтобетону предъявляются соответствующие требования по плотности, прочности, сдвигоустойчивости, водостойкости. Для приготовления асфальтобетона используют фракционированные минеральные материалы и битумы, качества которых регламентируются государственными стандартами.

Очень часто к основному составу асфальтобетона добавляют различные химические вещества для придания материалу уникальных свойств (морозостойкости, звукоизоляции, шероховатости поверхности изделия), повышения прочности, твердости. В качестве химических добавок используются разные материалы – резина, латексный материал, каучук, сера, зола. Изготовлением асфальтобетона занимаются крупные асфальтобетонные заводы и мобильные станции (для производства небольшого количества смеси).

На предприятии ОГУДЭП «Магаданское» имеются вспомогательные производства: асфальтобетонный завод, карьер «Андреевский» по производству щебня и отсева, дробильно-сортировочный узел по производству песка. Предприятие полностью обеспечивает себя нерудными материалами для производства асфальтобетона.

III. Определение временного интервала исследования товарного рынка

Временной интервал исследования товарного рынка определен с учетом цели исследования рынка, и в соответствии с требованиями раздела II Порядка проведения анализа – 2011-2012гг.

Исходя из целей исследования, проводился ретроспективный анализ.

В соответствии с пунктом 2.4 Порядка проведения анализа все характеристики товарного рынка определяются в пределах одного установленного временного интервала.

IV. Определение продуктовых границ товарного рынка

Предварительное определение продуктовых границ рынка проведено на основе нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность, общероссийского классификатора продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности, приказов ОГУДЭП «Магаданское», копий калькуляций ОГУДЭП «Магаданское», счет-фактур, товарных накладных ОГУДЭП «Магаданское», выставленных приобретателям товара.

Нормативные акты, регулирующие соответствующую деятельность ГОСТ 9128-2009 «Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия», др. технические акты.

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1) (далее ОКВЭД), утвержденным Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 № 329-ст производству асфальтобетонной смеси пористой мелкозернистой М1 соответствует подгруппа 26.82.3 «Производство битуминозных смесей на основе природного асфальта или битума, нефтяного битума, минеральных смол или их песков».

Согласно Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93 (далее ОКП), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 № 301, асфальтобетонным смесям присвоены следующие коды:

- 57 1840 - смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон (горячие и теплые): щебеночные (57 1841), гравийные (57 1842), песчаные (57 1843);

- 57 1850 - смеси асфальтобетонные дорожные аэродромные и асфальтобетон (холодные): щебеночные (57 1851), гравийные (57 1852), песчаные (57 1853).

Согласно приказу от 03.06.2011 № 103 «Об утверждении цен на продукцию вспомогательного производства» ОГУДЭП «Магаданское» утверждены цены на продукцию вспомогательного производства: асфальтобетонной смеси: плотная тип А марка 1, плотная тип Б марка 1, пористая мелкозернистая марка 1.

Согласно приказу от 09.06.2011 № 118 «Об утверждении цен на продукцию вспомогательного производства» ОГУДЭП «Магаданское» утверждены цены на продукцию вспомогательного производства на 2012 год  асфальтобетонной смеси: плотная тип А марка 1, плотная тип Б марка 1, пористая мелкозернистая марка 1.

Согласно анализу представленных ОГУДЭП «Магаданское» калькуляций, счет-фактур, товарных накладных, выставленных приобретателям в 2011-2012гг. установлено: наименование товара – «асфальтобетон пористый мелкозернистый М1».

На основании вышеуказанного анализа предварительно продуктовые границы рынка определены как асфальтобетонная смесь пористая мелкозернистая М1 .

При выявлении свойств товара определяющих выбор покупателя анализировалось функциональное назначение товара; применение товара; качественные характеристики; технические характеристики; цена; условия реализации.

  1. Функциональное назначение, в том числе цель потребления асфальтобетонной смеси пористой м/з М1 (товара) и его потребительские свойства: применяется для устройства нижних слоев дорожной одежды автомобильных дорог, городских улиц общегородского и федерального назначения, ямочного ремонта (как нижний слой при больших толщинах).

Асфальтобетонные смеси, согласно ГОСТу 9128-2009, классифицируются в зависимости от их минеральной составляющей (т.е. каменного материала). Выделяют три основных вида: щебеночные (щебень, минеральный порошок, песок, битум), песчаные (песок, битум, минеральный порошок) и гравийные (гравий, минеральный порошок, битум, песок или песчано-гравийный материал).

В зависимости от входящего в состав асфальтобетона битума, а также допустимой температуры при укладке его в покрытие, смеси делятся на горячие и холодные.

  • Горячие смеси можно укладывать при температуре не меньше чем 120°С, связующим веществом здесь выступают жидкие и вязкие дорожные нефтяные битумы;
  • Холодные смеси можно укладывать при температуре не меньше чем 5°С. Связующий компонент здесь — жидкие дорожные нефтяные битумы.

Горячие и холодные смеси, при укладке требуют уплотнения в покрытии.

Все горячие смеси подразделяются на 3 вида в зависимости от максимального размера зерна минеральной составляющей:

  • крупнозернистые (зерна имеют размер до 40 мм);
  • мелкозернистые (зерна имеют размер до 20 мм);
  • песчаные (зерна имеют размер до 5 мм).

Среди холодных смесей можно выделить мелкозернистые и песчаные асфальтобетоны.

Смеси горячего асфальтобетона по величине остаточной пористости (этот параметр выражен в процентах к объему количества пор, присутствующих в покрытии после уплотнения) подразделяются на 4 группы:

  • высокоплотные (остаточная пористость составляет 1,0- 2,5%);
  • плотные (остаточная пористость составляет св. 2,5- 5,0%);
  • пористые (остаточная пористость составляет св. 5,0-10,0%);
  • высокопористые (остаточная пористость составляет св. 10,0- 18,0%).

Покрытия, изготовленные из холодных смесей, должны обладать остаточной пористостью 6,0- 10,0%.

Смеси горячие (щебеночные и гравийные), а также плотные асфальтобетонные смеси, в зависимости от вхождения в их состав щебня (или гравия), подразделяются на 3 группы:

  • А — где содержание щебня(или гравия) составляет св. 50-60%;
  • Б — где содержание щебня (или гравия) составляет св. 40-50%;
  • В — где содержание щебня (или гравия) составляет св. 30-40%.

Горячие смеси и асфальтобетоны, в зависимости от физико-механических свойств асфальтобетона и качества применяемых материалов, подразделяются на марки.

 (Извлечение из табл. 1 ГОСТ 9128-2009)

Вид и тип смесей и асфальтобетонов

Марка

Высокоплотные

I

Плотные типов:

 

А

I , II

Б, Г

I, II, III

В, Д

II , III

Пористые и высокопористые

I , II

Асфальтобетонная смесь пористая м/з М1 обладает повышенной шероховатостью, поэтому оптимальна для покрытия участков имеющих большие продольные уклоны.

Из ответов приобретателей установлено, что асфальтобетонная смесь пористая м/з М1 используется для асфальтирования и ремонта территорий городских улиц, дворовых территорий.

2. Применение товара: профессиональное использование.

В зависимости от марки мелкозернистая смесь применяются при строительстве и обустройстве магистральных, городских улиц, улиц местного назначения, мостов, развязок, спусков эстакад федерального и общегородского назначения.

Мелкозернистые смеси также применяются для покрытия площадок автомобильных стоянок, дворовых площадок. Мелкозернистые смеси широко используются для производства ямочного ремонта.

3. Качественные характеристики:

Асфальтобетонная смесь пористая м/з М1 - это горячая асфальтобетонная смесь, состоящая из рационально подобранного состава минеральной части (согласно ГОСТа 9128-2009), с содержанием фракционного зернового щебня размером до 20 мм. Особенности структуры асфальтобетонной смеси пористой м/з М1 определяют эффективность применения этого материала как в верхних, наиболее нагруженных и подверженных максимальному износу слоях дорожного покрытия с большой интенсивностью движения, так и в нижних слоях дорожного покрытия.

Производство по-настоящему качественных асфальтобетонных смесей, является процессом  достаточно трудоёмким, технологически сложным и довольно ответственным.

Для приготовления асфальтобетонной смеси пористой м/з М1 применяются материалы: щебень фракции 5-20, отсев, песок, битум. Производство асфальтобетонных смесей осуществляется с помощью специального механизма – асфальтосмесителя. Составляющие асфальтобетонной смеси перемешиваются в нагретом состоянии.

Состав асфальтобетонной смеси необходимо подбирать по заданию, составленному на основании проекта автомобильной дороги. В задании указаны тип, вид и марка асфальтобетонной смеси, а также конструктивный слой дорожной одежды, для которой она предназначена.

Подбор состава асфальтобетонной смеси включает испытание составляющих материалов и по его результатам их выбор, последующее установление рационального соотношения между ними для получения асфальтобетона со свойствами, отвечающими требованиям ГОСТ 9128-2009.

4. Технические характеристики:

Важнейшими технологическими свойствами асфальтобетонных смесей являются:

- однородность – однородность смесей оценивается коэффициентом вариации показателя предела прочности при сжатии при температуре 50 °С;

- сегрегируемость (разделимость) - свойство смеси сохранять однородность по зерновому составу при отгрузке в накопительный бункер, загрузке в автосамосвалы, перевозке, выгрузке в приемный бункер асфальтоукладчика и укладке;

- удобоукладываемость (подвижность) - свойство смеси легко распределяться слоем с заданной толщиной с помощью асфальтоукладчиков и другого технологического оборудования;

- удобоуплотняемость (формуемость) - свойство смеси при уплотнении быстро формироваться в монолитный слой требуемой плотности.

Оценка таких важных технологических свойств, как сегрегируемость, удобоукладываемость и удобоуплотняемость, не предусмотрена требованиями ГОСТ 9128, поскольку отсутствуют апробированные методики и соответствующие им простые и надежные в производственных условиях эксплуатации приборы.

В соответствии с ГОСТом 9128-2009 «Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия» асфальтобетонная смесь пористая мелкозернистая М1 характеризуется такими показателями: пористость минеральной части – не более 23%; водостойкость – не менее 0,7; водостойкость при длительном водонасыщении – не менее 0,6; водонасыщение, % по объему – св. 4,0 до 10,0; предел прочности при сжатии при температуре 50°С МПа– не менее 0,7; однородность – коэффициент вариации 0,16.

Подсистема транспортных операций асфальтобетонной смеси включает в себя совокупность трех технологических операций (загрузка, перевозка и выгрузка), сопровождающихся в той или иной мере управлением свойствами смеси.

Цель транспортирования смеси - обеспечение объекта строительства асфальтобетонной смесью с требуемыми свойствами, температурой и темпом доставки, гарантирующим равномерную загрузку приемного бункера асфальтоукладчика в течение смены.

Скорость остывания смеси при транспортировании зависит от погодных условий.

5. Условия реализации: оптовая реализация.

Выявление товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, осуществлялось путем анализа сопоставимых по существенным свойствам товаров (услуг), входящих вместе с рассматриваемым товаром в одну классификационную группу общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 029-2007.

Согласно указанной подгруппе в ОКВЭДе, товары, потенциально являющиеся взаимозаменяемыми для данного товара, не установлены.

Определение взаимозаменяемых товаров основано на фактической замене товаров приобретателем или готовности приобретателя заменить товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.

Определение продуктовых границ товарного рынка основано на выборочном опросе мнений покупателей о взаимозаменяемости товаров.

При выявлении взаимозаменяемых товаров использован метод «тест гипотетического монополиста», для этого приобретатели отвечали на вопрос: «Каким товаром и в каком объеме Вы предпочтете заменить асфальтобетон пористый мелкозернистый М1, если цена на указанный товар долговременно (дольше одного года) повысится на 5-10 процентов, а цены на остальные товары останутся неизменными?». В результате проведения «теста гипотетического монополиста» установлено, что приобретатели не готовы заменить асфальтобетонную смесь пористую м/з М1 другим товаром.

Кроме того, асфальтобетонная смесь пористая м/з М1 и асфальтобетонные смеси плотные: тип А марка 1, тип Б марка 1 не относятся к взаимозаменяемым, поскольку в связи с заменой асфальтобетонной смеси приобретатель несет значительные издержки (превышающие, как правило, 10 процентов от цены товара), при этом антимонопольный орган не располагает информацией о том, что такая замена имела или имеет место.

На основании вышеизложенного, продуктовые границы исследуемого рынка определены как асфальтобетонная смесь пористая мелкозернистая М1.

V. Определение географических границ товарного рынка

Предварительное определение географических границ товарного рынка проведено на основе информации о регионе, в котором действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля и о регионе, в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства.

ОГУДЭП «Магаданское», являющийся объектом антимонопольного контроля, согласно уставу, утвержденному приказом департамента дорожного хозяйства администрации Магаданской области от 07.04.2006      № 12 и согласованному Распоряжением комитета по управлению государственным имуществом Магаданской области от 07.04.2006 № 149 осуществляет деятельность, в том числе производство и реализацию асфальтобетонной смеси (асфальтобетона) пористой мелкозернистой М1 на территории муниципального образования «Город Магадан». Согласно сведениям внесенных в ЕГРЮЛ с официального сайта Федеральной налоговой службы (http://egrul.nalog.ru/), местом нахождения ОГУДЭП «Магаданское» является субъект РФ (регион) – Магаданская обл., наименование города – г. Магадан.

Признаки нарушения антимонопольного законодательства выявлены в пределах предоставленных территориальному органу полномочий на территории муниципального образования «Город Магадан».

Предварительно географические границы товарного рынка определены границами территории города Магадана, установленными Законом Магаданской области от 06.12.2004 № 489-ОЗ «О муниципальном образовании «Город Магадан» (вместе с «Описанием границ муниципального образования «Город Магадан»).

При выявлении условий обращения товара, ограничивающих экономические, технические или иные возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями), учтено следующее:

– требования к условиям транспортировки товара (обеспечивающие сохранение потребительских свойств товара, с учетом того, что асфальтобетонную смесь пористую м/з М1 невозможно завозить из-за пределов Магаданской области, что обусловлено технологическими причинами, поскольку горячая асфальтобетонная смесь при длительной транспортировке к месту объекта охлаждается, поставка с каких-либо территорий невозможна, в связи с технологической особенностью, вследствие чего поставка из других субъектов РФ становится нецелесообразным для приобретателей.);

– организационно-транспортные схемы приобретения товара потребителями;

– отсутствие завоза в Магаданскую область асфальтобетонной смеси пористой м/з М1;

– региональные особенности спроса на рассматриваемый товар (включая потребительские предпочтения), в том числе территориальное расположение продавца товара;

– установившиеся связи между производителями и потребителями;

- возможность перемещения товара к покупателю или покупателя к товару.

Определение географических границ товарного рынка осуществлено следующими методами: методом установления фактических районов продаж (местоположение приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах); методом, основанным на выявлении продавцов товара, и позволяющим однозначно установить географическое расположение районов продаж.

Исходя из представленной информации, географическое расположение районов продаж (местоположение приобретателей), хозяйствующего субъекта (продавца), осуществляющего продажи на рассматриваемом товарном рынке установлено границами территории муниципального образования «Город Магадан».

В результате проведения «теста гипотетического монополиста» выяснялось мнение приобретателей товара о географических границах товарного рынка. Для этого приобретатели отвечали на вопрос: «У каких организаций – продавцов, расположенных за пределами Магаданской области, и в каком количестве (объеме) Вы предпочтете покупать асфальтобетон пористый мелкозернистый М1, если цена на асфальтобетон пористый мелкозернистый М1 в пределах Магаданской области долговременно (дольше одного года) повысится на 5-10 процентов, а цена за пределами таких границ останется прежней (укажите наименование организации - производителя)». Из ответов приобретателей определено, что гипотетическое увеличение цены на обращающийся в пределах такой территории товар не ведет к тому, что приобретатели будут приобретать рассматриваемый товар на других территориях (у продавцов, расположенных на других территориях), в связи с технологической особенностью товара.

В связи с вышеизложенным, территория, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность либо целесообразность приобрести товар и не имеет такой возможности либо целесообразности за ее пределами, ограничена местом нахождения объектов, для строительства или ремонта которых используется асфальтобетонная смесь пористая м/з М1.

С учетом установленного, границы выявленной территории муниципального образования «Город Магадан» признаются географическими границами рассматриваемого товарного рынка.

На основании вышеуказанного анализа географические границы рынка асфальтобетонной смеси пористой м/з М1 определены географическими границами муниципального образования «Город Магадан», установленными Законом Магаданской области от 06.12.2004 № 489-ОЗ «О муниципальном образовании «Город Магадан» (вместе с «Описанием границ муниципального образования «Город Магадан»).

VI. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

В силу пункта 5.1 Порядка проведения анализа в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке асфальтобетонной смеси пористой м/з М1, относятся хозяйствующие субъекты, имеющие в собственности или ином законном праве владения асфальтобетонный завод или мобильные станции (для производства небольшого количества смеси) для производства асфальтобетонной смеси пористой м/з М1.

Приобретателями асфальтобетонной смеси пористой м/з М1 являются предприятия осуществляющие дорожно-строительные работы, также юридические лица и индивидуальные предприниматели.

На основе информации, полученной при определении временного интервала, продуктовых и географических границ рынка асфальтобетонной смеси пористой м/з М1, определен один хозяйствующий субъект, действующий на рассматриваемом рынке в качестве продавца, для которого установлены позволяющие его идентифицировать данные:

Областное государственное унитарное дорожное эксплуатационное предприятие «Магаданское» – ул. Снежная, д. 22, г. Магадан, Магаданская область, 685001.

Таким образом, при определении состава хозяйствующих субъектов при условии того, что выявленных хозяйствующих субъектов достаточно, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу о доминирующем положении любого из них, а также для установления влияния любого из них на состояние конкуренции, количество выявленных хозяйствующих субъектов является достаточным. Кроме того, количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.

VII. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

При определении объемов товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке была использована информация, которая содержится в ответах хозяйствующих субъектов, осуществляющих производство и реализацию асфальтобетонной смеси пористой м/з М1 в географических границах муниципального образования по итогам 2011- 2012гг.

Расчет общего объема товарной массы и долей хозяйствующих субъектов на исследуемом рынке осуществлен на основании объема продаж (реализации) асфальтобетонной смеси пористой м/з М1 в 2011г. в натуральном выражении в географических границах муниципального образования «Город Магадан».

Объем товарной массы и доли хозяйствующих субъектов в соответствующих границах представлены в таблице №1.

Таблица № 1

Объемы рынка продаж (реализации) асфальтобетонной смеси пористой м/з М1 в географических границах муниципального образования «Город Магадан» и долю хозяйствующего субъекта на указанном товарном рынке за 2011-2012гг.

Наименование хозяйствующего субъекта

                      2011 год

                      2012 год

Объем рынка

продаж (реализации)

асфальтобетонной смеси пористой м/з М1

т

 

Доля, %

Объем рынка

продаж (реализации)

асфальтобетонной смеси пористой м/з М1

              т

 

Доля, %

ОГУДЭП «Магаданское»

*

100

*

100

Всего:

*

100

*

      100

HHI

 

10 000

 

    10 000

На рынке продаж (реализации) асфальтобетонной смеси пористой м/з М1 в географических границах муниципального образования «Город Магадан» в период 2011г. и 2012г. присутствовал один хозяйствующий субъект.

Как видно из представленных данных продавцом на рынке продаж (реализации) асфальтобетонной смеси пористой м/з М1 являлось ОГУДЭП «Магаданское» с долей за 2011г., 2012г., 100%, 100%, соответственно.

Исходя из показателей индекса рыночной концентрации (HHI равными 10 000 за 2011г., 10 000 за 2012г.), рынок продаж (реализации) асфальтобетонной смеси пористой м/з М1 в географических границах муниципального образования «Город Магадан» можно охарактеризовать высоким уровнем концентрации.

VIII. Определение барьеров входа на товарный рынок

Основными барьерами входа новых хозяйствующих субъектов (потенциальных конкурентов) на рассматриваемый товарный рынок являются:

– экономические ограничения, связанные с необходимостью осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений;

– экономические ограничения, связанные с транспортными расходами, что существенно сужает географию поставок, затрудняет доступ новых хозяйствующих субъектов;

– экономические ограничения, связанные с отсутствием доступа потенциальных участников к ресурсам, предложение которых ограничено и которые распределены между хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом рынке;

– экономические ограничения, связанные с преимуществом хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, перед потенциальными участниками товарного рынка, в частности, по затратам на единицу продукции и по спросу на товар, по наличию долгосрочных договоров с приобретателями;

– административные ограничения, связанные с необходимостью соблюдения стандартов и предъявляемых к качеству требованиям;

Иные ограничения:

– сезонность выпуска продукции: производство асфальтобетонной смеси пористой м/з М1 осуществляется в период с мая по октябрь, т.е. во время сезонных работ по строительству и ремонту дорог;

– технологическая особенность асфальтобетонной смеси пористой м/з М1 (невозможность хранения и длительной доставки).

Барьеры входа на рынок можно признать труднопреодолимыми. На основании наличия значительных барьеров, следует вывод о том, что доступ на рынок новых хозяйствующих субъектов затруднен.

IX. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

1. Проведенный анализ рынка асфальтобетонной смеси пористой м/з М1 показывает, что рассматриваемый рынок в пределах определенных географических границ, является высококонцентрированным.

2. На рынке асфальтобетонной смеси пористой м/з М1 в географических границах муниципального образования «Город Магадан» по итогам 2011-2012гг. выявлены признаки наличия доминирующего положения ОГУДЭП «Магаданское» с долей более 50%.