Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкуренции на рынке платных медицинских услуг в географических границах муниципального образования «Ягоднинский район» по итогам 2013-1 квартал 2014гг.

Аналитический отчет

по результатам анализа состояния конкуренции на рынке платных медицинских услуг в географических границах муниципального образования «Ягоднинский район» по итогам 2013-1 квартал 2014гг.

27 мая 2014г.                                                                                   г. Магадан

I. Общие положения

Анализ и оценка состояния конкуренции на рынке платных медицинских услуг в географических границах муниципального образования «Ягоднинский район» проведены отделом регулирования деятельности монополий и контроля за экономической концентрацией в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее Порядок проведения анализа) и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 № 345, с целью установления доминирующего положения при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного в отношении Магаданского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Ягоднинская центральная районная больница» (далее МОГБУЗ «Ягоднинская ЦРБ») по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции).

Структура аналитического отчета соответствует этапам проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, определенным пунктом 1.3 Порядка проведения анализа.

В соответствии с пунктом 1.5 Порядка проведения анализа при анализе состояния конкуренции на исследуемых товарных рынках в качестве исходной информации использованы сведения, полученные от министерства здравоохранения и демографической политики Магаданской области, МОГБУЗ «Ягоднинская ЦРБ», приобретателей услуг, а также данные иных источников информации.

 

II. Предмет исследования

Предметом рассмотрения данного исследования является товарный рынок, связанный с оказанием платных медицинских услуг в географических границах муниципального образования «Ягоднинский район».

Анализ рынка выполняется в отношении прохождения медицинских осмотров на право вождения автотранспорта, прохождения медицинских осмотров на право приобретения и ношения оружия, прохождения предварительных медицинских осмотров при трудоустройстве (для иностранных граждан), прохождения предварительных медицинских осмотров при трудоустройстве (за исключением несовершеннолетних), прохождения периодических медицинских осмотров для работающих, прохождения предварительных медицинских осмотров при трудоустройстве на декретированные должности, прохождения медицинских осмотров госслужащих, прохождения периодических медицинских осмотров лиц декретированного контингента (ежегодные), прохождения периодических медицинских осмотров лиц декретированного контингента (1 раз в 3 месяца, 1 раз в 4 месяца, 1 раз в 6 месяцев).

Справочно:

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» под медицинской деятельностью понимается профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.

Медицинская организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Медицинская помощь – комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.

Медицинская услуга – медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» под платными медицинскими услугами понимаются медицинские услуги, предоставляемые на возмездной основе за счет личных средств граждан, средств юридических лиц и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования.

 

III. Определение временного интервала исследования товарного рынка

         Временной интервал исследования товарных  рынков определен с учетом цели исследования рынков и в соответствии с требованиями раздела II Порядка проведения анализа – 2013-1 квартал 2014гг.

Исходя из целей исследования, проводился ретроспективный анализ.

В соответствии с пунктом 2.4 Порядка проведения анализа все характеристики товарного рынка определяются в пределах одного установленного временного интервала.

 

IV. Определение продуктовых границ товарного рынка

Предварительное определение продуктовых границ рынка проведено на основе нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность; общероссийского классификатора продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности; номенклатуры работ и услуг в здравоохранении (утв. Министерством здравоохранения и социального развития РФ 12.07.2004); договоров, заключенных в отношении медицинских услуг МОГБУЗ «Ягоднинская ЦРБ»; перечня платных медицинских услуг,  оказываемых МОГБУЗ «Ягоднинская ЦРБ».

Нормативные акты, регулирующие соответствующую деятельность: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ, Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг», Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12.04.2011 № 302н  «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда», Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14.12.2009 № 984н «Об утверждении порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечня заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения», Постановление Губернатора Магаданской области от 28.06.1997 № 159 «Об утверждении Положения о порядке предоставления платных медицинских услуг населению учреждениями здравоохранения Магаданской области», Приказ департамента здравоохранения администрации Магаданской области от 05.03.2013 № 104 «О порядке определения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые медицинскими организациями, являющимися бюджетными и казенными государственными учреждениями, находящимися в введении департамента здравоохранения администрации Магаданской области» и др.

В соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1) (далее ОКВЭД), утвержденным Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007               № 329-ст, платным медицинским услугам соответствует раздел N «Здравоохранение и предоставление социальных услуг», подраздел NA «Здравоохранение и предоставление социальных услуг», класс 85 «Здравоохранение и предоставление социальных услуг», подкласс 85.1 «Деятельность в области здравоохранения», группа 85.11 «Деятельность лечебных учреждений», код 85.11.1 «Деятельность больничных учреждений широкого профиля и специализированных».

Согласно пункту 1.1 договора на оказание медицинских услуг по проведению предварительных и периодических медицинских осмотров работников, заключенного МОГБУЗ «Ягоднинская ЦРБ» (Исполнитель) с <…> (Заказчик) в 2013 году, «по поручению «Заказчика» (письменного обращения с предоставлением поименного списка сотрудников, подлежащих медицинскому осмотру) «Исполнитель» обязуется оказать услуги по проведению в МОГБУЗ «Ягоднинская ЦРБ» медицинского обследования (предварительного или периодического медосмотра) сотрудников Заказчика, подлежащих медицинскому обследованию, а также услуги по проведению медицинского обследования в МОГБУЗ «Ягоднинская ЦРБ» иностранных граждан-сотрудников Заказчика, на ВИЧ инфекции, гепатиты с оформлением сертификата, а Заказчик обязуется оплатить предоставленные Исполнителем услуги, в порядке и в сроки, обусловленные частью 3 (Порядок оплаты) настоящего договора».

Согласно пункту 1.2 договора на оказание медицинских услуг (диспансеризация государственных гражданских служащих), заключенного МОГБУЗ «Ягоднинская ЦРБ» (Исполнитель) с  <…> (Заказчик) в 2013 году, «Исполнитель обязуется оказать услуги по диспансеризации лиц, замещающих должности государственной гражданской службы в Отделе № 8 Управления Федерального казначейства по Магаданской области, а Заказчик обязуется оплатить оказанные услуги в порядке и сроки, предусмотренные разделом 3 настоящего договора».

Согласно пункту 1.1 договора на оказание медицинских услуг по проведению предварительных и периодических медицинских осмотров, заключенного МОГБУЗ «Ягоднинская ЦРБ» (Исполнитель) с <…> (Заказчик) в 2014 году, « по поручению «Заказчика» (письменного обращения с предоставлением поименного списка сотрудников, подлежащих медицинскому осмотру) «Исполнитель» обязуется оказать услуги по проведению медицинского обследования (предварительного или периодического медосмотра) сотрудников Заказчика, подлежащих медицинскому обследованию в МОГБУЗ «Ягоднинская ЦРБ», а «Заказчик» обязуется оплатить предоставленные «Исполнителем» услуги в порядке и в сроки, обусловленные частью 3 договора».

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит обязательному лицензированию.

Согласно приказу МОГБУЗ «Ягоднинская ЦРБ» от 12.04.2013 № 126 «Об оказании и стоимости платных медицинских услуг» утвержден перечень платных медицинских услуг с 15.04.2013, оказываемых МОГБУЗ «Ягоднинская ЦРБ» гражданам и по договорам с организациями.

       Согласно перечню платных медицинских услуг, осуществляемых за счет личных средств граждан и по договорам с организациями, утвержденному МОГБУЗ «Ягоднинская ЦРБ» 15.04.2013, учреждением установлены цены за прохождение медицинских осмотров, в частности медицинские осмотры на право вождения автотранспорта, медицинские осмотры на право приобретения и ношения оружия, предварительные медицинские осмотры при трудоустройстве (для иностранных граждан) (в разрезе мужчин, женщин), предварительные медицинские осмотры при трудоустройстве (за исключением несовершеннолетних) (в разрезе мужчин, женщин), периодические медицинские осмотры для работающих (в разрезе мужчин, женщин), предварительные медицинские осмотры при трудоустройстве на декретированные должности (в разрезе мужчин, женщин), медицинские осмотры госслужащих (в разрезе мужчин, женщин), периодические медицинские осмотры лиц декретированного контингента (ежегодные) (в разрезе мужчин, женщин), периодические медицинские осмотры лиц декретированного контингента (1 раз в 3 месяца, 1 раз в 4 месяца, 1 раз в 6 месяцев) (в разрезе мужчин, женщин).

Согласно приказу МОГБУЗ «Ягоднинская ЦРБ» от 10.02.2014 № 47 «Об оказании и стоимости платных медицинских услуг» утвержден перечень платных медицинских услуг с 11.02.2014, оказываемых МОГБУЗ «Ягоднинская ЦРБ» гражданам и по договорам с организациями.

Согласно перечню платных медицинских услуг, осуществляемых за счет личных средств граждан и по договорам с организациями, утвержденному МОГБУЗ «Ягоднинская ЦРБ» от 11.02.2014, учреждением установлены цены за прохождение медицинских осмотров, в частности медицинские осмотры на право вождения автотранспорта, медицинские осмотры на право приобретения и ношения оружия, предварительные медицинские осмотры при трудоустройстве (для иностранных граждан) (в разрезе мужчин, женщин), предварительные медицинские осмотры при трудоустройстве (за исключением несовершеннолетних) (в разрезе мужчин, женщин), периодические медицинские осмотры для работающих (в разрезе мужчин, женщин), предварительные медицинские осмотры при трудоустройстве на декретированные должности (в разрезе мужчин, женщин), медицинские осмотры госслужащих (в разрезе мужчин, женщин), периодические медицинские осмотры лиц декретированного контингента (ежегодные) (в разрезе мужчин, женщин), периодические медицинские осмотры лиц декретированного контингента (1 раз в 3 месяца, 1 раз в 4 месяца, 1 раз в 6 месяцев) (в разрезе мужчин, женщин).

На основании вышеприведенного анализа предварительно продуктовые границы рынка определены, как платные медицинские услуги в части прохождения медицинских осмотров на право вождения автотранспорта, прохождения медицинских осмотров на право приобретения и ношения оружия, прохождения предварительных медицинских осмотров при трудоустройстве

(для иностранных граждан), прохождения предварительных медицинских осмотров при трудоустройстве (за исключением несовершеннолетних), про-

хождения периодических медицинских осмотров для работающих, прохождения предварительных медицинских осмотров при трудоустройстве на декретированные должности, прохождения медицинских осмотров госслужащих, прохождения периодических медицинских осмотров лиц декретированного контингента (ежегодные), прохождения периодических медицинских осмотров лиц декретированного контингента (1 раз в 3 месяца, 1 раз в 4 месяца, 1 раз в 6 месяцев).

При выявлении свойств товара, определяющих выбор покупателя, анализировалось функциональное назначение товара; применение товара; качественные характеристики; технические характеристики; цена; условия реализации.

1. Функциональное назначение, в том числе цель потребления товара и его потребительские свойства: определение возможности использования специалистов на определенных рабочих местах; для получения разрешения на право ношения оружия; для получения водительского удостоверения; для трудоустройства; для предъявления по месту требования медицинского заключения.

Из ответов приобретателей установлено, что платные медицинские услуги (в разрезе прохождения медицинских осмотров, на право приобретения и ношения оружия) используются для определения годности их в профессиональной деятельности.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» под платными медицинскими услугами понимаются медицинские услуги, предоставляемые на возмездной основе за счет личных средств граждан, средств юридических лиц и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования (далее - договор).

Потребитель – это физическое лицо, имеющее намерение получить либо получающее платные медицинские услуги лично в соответствии с договором.

Заказчик - это физическое (юридическое) лицо, имеющее намерение заказать (приобрести) либо заказывающее (приобретающее) платные медицинские услуги в соответствии с договором в пользу потребителя;

Исполнитель – это медицинская организация, предоставляющая платные медицинские услуги потребителям.

В соответствии со ст. 46 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития.

Видами медицинских осмотров являются:

– профилактический медицинский осмотр, проводимый в целях раннего (своевременного) выявления патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития, немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, а также в целях формирования групп состояния здоровья и выработки рекомендаций для пациентов;

– предварительный медицинский осмотр, проводимый при поступлении на работу или учебу в целях определения соответствия состояния здоровья работника поручаемой ему работе, соответствия учащегося требованиям к обучению;

– периодический медицинский осмотр, проводимый с установленной периодичностью в целях динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, учащихся, своевременного выявления начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды, трудового, учебного процесса на состояние здоровья работников, учащихся, в целях формирования групп риска развития профессиональных заболеваний, выявления медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов работ, продолжению учебы;

– предсменные, предрейсовые медицинские осмотры, проводимые перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения;

– послесменные, послерейсовые медицинские осмотры, проводимые по окончании рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

– иные установленные законодательством Российской Федерации виды медицинских осмотров.

Диспансеризация представляет собой комплекс мероприятий, проводимый с целью определения рисков развития заболеваний, раннего выявления имеющихся заболеваний, в том числе препятствующих прохождению государственной гражданской службы Российской Федерации и муниципальной службы, сохранения и укрепления физического и психологического здоровья государственного гражданского служащего Российской Федерации и муниципального служащего.

2. Применение товара: профессиональное использование.

3. Качественные характеристики: определяются порядком и стандартами, установленными нормативными актами в здравоохранении.

4. Технические характеристики: в соответствии с требованиями и правилами, установленными нормативными правовыми актами здравоохранения.

5. Цены: устанавливаются учреждением на основании нормативных правовых актов, принятых учредителями учреждения.

6.Условия реализации: оказываются платные медицинские услуги на основании списка, представленного заказчиками, по результатам обследования выдается медицинское заключение или обобщение результатов исследования Выявление товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, осуществлялось путем анализа сопоставимых по существенным свойствам товаров (услуг), входящих вместе с рассматриваемым товаром в одну классификационную группу общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 029-2007.

ОК 029-2007 предусматривает следующие виды деятельности в группе 85.11 «Деятельность лечебных учреждений»: подгруппу 85.11.1 «Деятельность больничных учреждений широкого профиля и специализированных»; подгруппу 85.11.2 «Деятельность санаторно-курортных учреждений».

Деятельность больничных учреждений широкого профиля и специализированных и деятельность санаторно-курортных учреждений не могут рассматриваться, как взаимозаменяемые услуги.

Определение взаимозаменяемых товаров основано на фактической замене товаров приобретателем или готовности приобретателя заменить товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.

Определение продуктовых границ товарного рынка основано на выборочном опросе мнений покупателей о взаимозаменяемости товаров, составляющих одну товарную группу.

При выявлении взаимозаменяемых товаров использован метод «тест гипотетического монополиста», для этого приобретатели отвечали на вопрос: «Какими услугами и в каком объеме Вы предпочтете заменить платные медицинские услуги по прохождению медицинских осмотров (в разрезе прохождения медицинских осмотров на право вождения автотранспорта, прохождения медицинских осмотров на право приобретения и ношения оружия, прохождения медицинских осмотров (предварительных, периодических), если цены на указанные услуги долговременно (дольше одного года) повысятся на 5-10 процентов, а цены на остальные услуги останутся неизменными», установлено, что приобретатели не готовы заменить указанные платные медицинские услуги другими услугами.

На основании вышеизложенного, продуктовые границы исследуемого рынка определены, как платные медицинские услуги в части прохождения медицинских осмотров на право вождения автотранспорта, прохождения медицинских осмотров на право приобретения и ношения оружия, прохождения предварительных медицинских осмотров при трудоустройстве (для иностранных граждан), прохождения предварительных медицинских осмотров при трудоустройстве (за исключением несовершеннолетних), прохождения периодических медицинских осмотров для работающих, прохождения предварительных медицинских осмотров при трудоустройстве на декретированные должности, прохождения медицинских осмотров госслужащих, прохождения периодических медицинских осмотров лиц декретированного контингента (ежегодные), прохождения периодических медицинских осмотров лиц декретированного контингента (1 раз в 3 месяца, 1 раз в 4 месяца, 1 раз в 6 месяцев).

 

V. Определение географических границ товарного рынка

Предварительное определение географических границ товарного рынка

проведено на основе информации о регионе, в котором действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля и о регионе, в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Целью и задачей деятельности МОГБУЗ «Ягоднинская ЦРБ», являющейся объектом антимонопольного контроля, согласно уставу, утвержденному приказом № 124 от 15.03.2013 департамента здравоохранения администрации Магаданской области и согласованному распоряжением № 155 от 13.03.2013 Комитета по управлению государственным имуществом Магаданской области является деятельность по оказанию медицинской помощи гражданам Российской Федерации, постоянно и временно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданам, лицам без гражданства. В соответствии с Уставом, Учреждение, кроме основных видов деятельности, предусмотренных Уставом, вправе осуществлять иные виды деятельности, приносящие доход: экспертиза профпригодности; экспертиза на право владения оружием; предварительные и периодические медицинские осмотры; предрейсовые и послерейсовые осмотры водителей транспортных средств; розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения. Согласно сведениям внесенным в ЕГРЮЛ с официального сайта Федеральной налоговой службы (http://egrul.nalog.ru/), местом нахождения МОГБУЗ «Ягоднинская ЦРБ» является субъект РФ (регион) – Магаданская обл., наименование поселка – п. Ягодное.

Признаки нарушения антимонопольного законодательства выявлены в пределах предоставленных территориальному органу полномочий на территории Магаданской области.

Предварительно географические границы товарного рынка определены границами территории муниципального образования «Ягоднинский район», установленными Законом Магаданской области от 28.12.2004 № 511-ОЗ «О границах и статусе муниципальных образований в Магаданской области».

При выявлении условий обращения товара, ограничивающих экономические, технические или иные возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями), учтено следующее:

– требования статьи 10 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в российской Федерации в части оказания медицинских услуг по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; транспортная доступность медицинских организаций для всех групп населения;

– организационно-транспортные схемы приобретения товара приобретателями;

– установившиеся связи между исполнителем и заказчиками;

– отсутствие возможности перемещения услуги к покупателю;

– региональные особенности спроса на рассматриваемые услуги (включая потребительские предпочтения), в т.ч. территориальное расположение исполнителя услуг;

– транспортные расходы.

На территории муниципального образования «Ягоднинский район» имеется один исполнитель платных медицинских услуг по медицинским осмотрам на право вождения автотранспорта, медицинским осмотрам на право приобретения и ношения оружия, предварительным медицинским осмотрам при трудоустройстве (для иностранных граждан), предварительным медицинским осмотрам при трудоустройстве (за исключением несовершеннолетних), периодическим медицинским осмотрам для работающих, предварительным медицинским осмотрам при трудоустройстве на декретированные должности, медицинским осмотрам госслужащих, периодическим медицинским осмотрам лиц декретированного контингента (ежегодные), периодическим медицинским осмотрам лиц декретированного контингента (1 раз в 3 месяца, 1 раз в 4 месяца, 1 раз в 6 месяцев), обеспечивающий потребности рассматриваемых групп приобретателей. С учетом транспортных и командировочных расходов цены на указанные платные медицинские услуги, оказываемые на каких-либо территориях, возрастут более чем на 10 процентов средневзвешенных цен услуг, доступных приобретателям в пределах территории муниципального образования «Ягоднинский район», вследствие чего заказывать медицинские услуги у продавцов, расположенных на каких-либо иных территориях становится нецелесообразным и экономически невыгодным для приобретателей.

Определение географических границ товарного рынка осуществлено следующими методами: методом «теста гипотетического монополиста»; методом установления фактических районов продаж (местоположение приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах).

Исходя из представленной информации, географическое расположение районов продаж (местоположение приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке, установлено границами территории муниципального образования «Ягоднинский район».

В результате проведения «теста гипотетического монополиста» выяснялось мнение приобретателей товара о географических границах товарного рынка. Для этого приобретатели отвечали на вопрос: «У каких организаций – исполнителей, расположенных за пределами муниципального образования

«Ягоднинский район» и в каком количестве (объеме) Вы предпочтете заказывать платные медицинские услуги по прохождению медицинских осмотров (в разрезе прохождения медицинских осмотров на право вождения авто-

транспорта, прохождения медицинских осмотров на право приобретения и ношения оружия, прохождения медицинских осмотров (предварительных, периодических), если цены на указанные услуги в пределах муниципального образования «Ягоднинский район» долговременно (дольше одного года) повысятся на 5-10 процентов, а цены за пределами таких границ останутся прежними» (укажите наименование организации – исполнителя). Из ответов приобретателей определено, что гипотетическое увеличение цены на медицинские услуги, оказываемые в пределах муниципального образования «Ягоднинский район» не ведет к тому, что приобретатели будут приобретать рассматриваемый товар на других территориях (у продавцов, расположенных на других территориях).

С учетом установленного, границы выявленной территории муниципального образования «Ягоднинский район» признаются географическими границами рассматриваемого товарного рынка.

На основании вышеуказанного анализа географические границы рынка платных медицинских услуг в части прохождения медицинских осмотров на право вождения автотранспорта, прохождения медицинских осмотров на право приобретения и ношения оружия, прохождения предварительных медицинских осмотров при трудоустройстве (для иностранных граждан), прохождения предварительных медицинских осмотров при трудоустройстве (за исключением несовершеннолетних), прохождения периодических медицинских осмотров для работающих, прохождения предварительных медицинских осмотров при трудоустройстве на декретированные должности, прохождения медицинских осмотров госслужащих, прохождения периодических медицинских осмотров лиц декретированного контингента (ежегодные), прохождения периодических медицинских осмотров лиц декретированного контингента (1 раз в 3 месяца, 1 раз в 4 месяца, 1 раз в 6 месяцев) определены географическими границами территории муниципального образования «Ягоднинский район», установленными Законом Магаданской области от 28.12.2004 № 511-ОЗ «О границах и статусе муниципальных образований в Магаданской области».

 

VI. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих

на товарном рынке

В силу пункта 5.1 Порядка проведения анализа в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке платных медицинских услуг, относятся медицинские организации – юридические лица независимо от организационно правовой формы, осуществляющие в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность и предоставляющие платные медицинские услуги потребителям.

Приобретателями являются хозяйствующие субъекты, как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели, имеющие намерение заказать (приобрести) либо заказывающие (приобретающие) платные медицинские услуги в соответствии с договором в пользу потребителей (физических лиц), а также физические лица.

Согласно информации, представленной Министерством здравоохранения и демографической политики Магаданской области в ответ на запросы управления от 23.04.2014 № 01-10/1190, от 05.05.2014 № 01-10/1326, установлено, что единственным хозяйствующим субъектом, в период 2013-1 квартал 2014гг. оказывающим платные медицинские услуги, в частности медицинские осмотры на право вождения автотранспорта, медицинские осмотров на право приобретения и ношения оружия, предварительные медицинские осмотры при трудоустройстве (для иностранных граждан), предварительные медицинские осмотры при трудоустройстве (за исключением несовершеннолетних), периодические медицинские осмотры для работающих, предварительные медицинские осмотры при трудоустройстве на декретированные должности, медицинские осмотры госслужащих, периодические медицинские осмотры лиц декретированного контингента (ежегодные), периодические медицинские осмотры лиц декретированного контингента (1 раз в 3 месяца, 1 раз в 4 месяца, 1 раз в 6 месяцев), и имеющим лицензию № ЛО 49-01-000259 на осуществление медицинской деятельности, на территории муниципального образования «Ягоднинский район» является МОГБУЗ «Ягоднинская ЦРБ» (юридический адрес: Российская Федерация, Магаданская область, Ягоднинский район, п. Ягодное, ул. Ленина, д. 13).

На основе информации, полученной при определении временного интервала, продуктовых и географических границ рынка платных медицинских услуг в части прохождения медицинских осмотров на право вождения автотранспорта, прохождения медицинских осмотров на право приобретения и ношения оружия, прохождения предварительных медицинских осмотров при трудоустройстве (для иностранных граждан), прохождения предварительных медицинских осмотров при трудоустройстве (за исключением несовершеннолетних), прохождения периодических медицинских осмотров для работающих, прохождения предварительных медицинских осмотров при трудоустройстве на декретированные должности, прохождения медицинских осмотров госслужащих, прохождения периодических медицинских осмотров лиц декретированного контингента (ежегодные), прохождения периодических медицинских осмотров лиц декретированного контингента (1 раз в 3 месяца, 1 раз в 4 месяца, 1 раз в 6 месяцев), определен хозяйствующий субъект, действующий на рассматриваемом рынке (идентификация):

Магаданское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Ягоднинская центральная районная больница» – ул. Ленина, д. 13, п. Ягодное, Ягоднинский район, Магаданская область, 686230.

Таким образом, при определении состава хозяйствующих субъектов при условии того, что выявленных хозяйствующих субъектов достаточно, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу о доминирующем положении любого из них, а также для установления влияния любого из них на состояние конкуренции, количество выявленных хозяйствующих субъектов является достаточным. Кроме того, количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.

 

VII. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

При определении объемов товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке была использована информация, которая содержится в ответах МОГБУЗ «Ягоднинская ЦРБ» по оказанию платных медицинских услуг. Расчет общего объема товарной массы и долей хозяйствующих субъектов на исследуемом рынке осуществлен на основании объема продаж (оказания) платных медицинских услуг (в части прохождения медицинских осмотров на право вождения автотранспорта, прохождения медицинских осмотров на право приобретения и ношения оружия, прохождения предварительных медицинских осмотров при трудоустройстве (для иностранных граждан), прохождения предварительных медицинских осмотров при трудоустройстве (за исключением несовершеннолетних), прохождения периодических медицинских осмотров для работающих, прохождения предварительных медицинских осмотров при трудоустройстве на декретированные должности, прохождения медицинских осмотров госслужащих, прохождения периодических медицинских осмотров лиц декретированного контингента (ежегодные), прохождения периодических медицинских осмотров лиц декретированного контингента (1 раз в 3 месяца, 1 раз в 4 месяца, 1 раз в 6 месяцев) в географических границах муниципального образования «Ягоднинский район» по итогам 2013-1 квартала 2014гг.

Расчет общего объема товарной массы и долей хозяйствующих субъектов на исследуемом рынке осуществлен на основании объема продаж (оказания) платных медицинских услуг (в части прохождения медицинских осмотров на право вождения автотранспорта, прохождения медицинских осмотров на право приобретения и ношения оружия, прохождения предварительных медицинских осмотров при трудоустройстве (для иностранных граждан), прохождения предварительных медицинских осмотров при трудоустройстве (за исключением несовершеннолетних), прохождения периодических медицинских осмотров для работающих,  прохождения  предварительных  медицинских осмотров при трудоустройстве на декретированные должности, прохождения медицинских осмотров госслужащих, прохождения периодических медицинских осмотров лиц декретированного контингента (ежегодные), прохождения периодических медицинских осмотров лиц декретированного контингента (1 раз в 3 месяца, 1 раз в 4 месяца, 1 раз в 6 месяцев) в 2013-1 квартале 2014гг. в натуральном выражении в географических границах муниципального образования «Ягоднинский район».

Объем товарной массы и доли хозяйствующих субъектов в соответствующих границах представлены в нижеследующей таблице №1.

Таблица № 1

Объемы рынка продаж (оказания) платных медицинских услуг (в части прохождения медицинских осмотров на право вождения автотранспорта, прохождения медицинских осмотров на право приобретения и ношения оружия, прохождения предварительных медицинских осмотров при трудоустройстве (для иностранных граждан), прохождения предварительных медицинских осмотров при трудоустройстве (за исключением несовершеннолетних), прохождения периодических медицинских осмотров для работающих, прохождения предварительных медицинских осмотров при трудоустройстве на декретированные должности, прохождения медицинских осмотров госслужащих, прохождения периодических медицинских осмотров лиц декретированного контингента (ежегодные), прохождения периодических медицинских осмотров лиц декретированного контингента (1 раз в 3 месяца, 1 раз в 4 месяца, 1 раз в 6 месяцев) в географических границах муниципального образования «Ягоднинский район» и доли хозяйствующих субъектов на указанном товарном рынке за 2013-1 квартал 2014гг.

Наименование

хозяйствующего субъекта

Объем рынка

продаж (оказания)

платных медицинских услуг,

(шт.)

Доля,

%

Объем рынка

продаж (оказания)

платных медицинских услуг,

(руб.)

Доля,

%

                                        2013 г.

 

По прохождению медицинских осмотров на право вождения автотранспорта

МОГБУЗ «Ягоднинская ЦРБ»

<…>

100

<…>

100

Всего:

<…>

100

<…>

100

HHI

 

10 000

 

10 000

 

По прохождению медицинского осмотра на право приобретения и ношения оружия

МОГБУЗ «Ягоднинская ЦРБ»

<…>

100

<…>

100

Всего:

<…>

100

<…>

100

HHI

 

10 000

 

10 000

 

По прохождению предварительных медицинских осмотров при трудоустройстве (для иностранных граждан) (мужчин, женщин)

МОГБУЗ «Ягоднинская ЦРБ»

<…>

100

<…>

100

Всего:

<…>

100

<…>

100

HHI

 

10 000

 

10 000

 

 

 

По прохождению предварительных медицинских осмотров при трудоустройстве (за исключением несовершеннолетних) (мужчин, женщин)

МОГБУЗ «Ягоднинская ЦРБ»

<…>

100

<…>

100

Всего:

<…>

100

<…>

100

HHI

 

10 000

 

10 000

 

 

По прохождению периодических медицинских осмотров для работающих (мужчин, женщин)

МОГБУЗ «Ягоднинская ЦРБ»

<…>

100

<…>

100

Всего:

<…>

100

<…>

100

HHI

 

10 000

 

10 000

 

 

 

По прохождению предварительных медицинских осмотров при трудоустройстве на декретированные должности (мужчин, женщин)

МОГБУЗ «Ягоднинская ЦРБ»

<…>

100

<…>

100

Всего:

<…>

100

<…>

100

HHI

 

10 000

 

10 000

 

 

 

По прохождению медицинского осмотра госслужащих (мужчин, женщин)

МОГБУЗ «Ягоднинская ЦРБ»

<…>

100

<…>

100

Всего:

<…>

100

<…>

100

HHI

 

10 000

 

10 000

 

 

 

По прохождению периодических медицинских осмотров лиц декретированного контингента (ежегодные) (мужчин, женщин)

МОГБУЗ «Ягоднинская ЦРБ»

<…>

100

<…>

100

Всего:

<…>

100

<…>

100

HHI

 

10 000

 

10 000

 

 

 

По прохождению периодических медицинских осмотров лиц декретированного контингента (1 раз в 3 мес., 1 раз в 4 мес., 1 раз в 6 мес.) (мужчин, женщин)

МОГБУЗ «Ягоднинская ЦРБ»

 0*

0

 0*

0

Всего:

0

0

0

0

HHI

 

0

 

0

                                   1 квартал 2014 г.

 

По прохождению медицинских осмотров на право вождения автотранспорта

МОГБУЗ «Ягоднинская ЦРБ»

<…>

100

<…>

100

Всего:

<…>

100

<…>

100

HHI

 

10 000

 

10 000

 

По прохождению медицинского осмотра на право приобретения и ношения оружия

МОГБУЗ «Ягоднинская ЦРБ»

<…>

100

<…>

100

Всего:

<…>

100

<…>

100

HHI

 

10 000

 

10 000

 

По прохождению предварительных медицинских осмотров при трудоустройстве (для иностранных граждан) (мужчин, женщин)

МОГБУЗ «Ягоднинская ЦРБ»

<…>

100

<…>

100

Всего:

<…>

100

<…>

100

HHI

 

10 000

 

10 000

 

 

 

 

По прохождению предварительных медицинских осмотров при трудоустройстве (за исключением несовершеннолетних) (мужчин, женщин)

МОГБУЗ «Ягоднинская ЦРБ»

<…>

100

<…>

100

Всего:

<…>

100

<…>

100

HHI

 

10 000

 

10 000

 

 

 

По прохождению периодических медицинских осмотров для работающих (мужчин, женщин)

МОГБУЗ «Ягоднинская ЦРБ»

<…>

100

<…>

100

Всего:

<…>

100

<…>

100

HHI

 

10 000

 

10 000

 

 

 

По прохождению предварительных медицинских осмотров при трудоустройстве на декретированные должности (мужчин, женщин)

МОГБУЗ «Ягоднинская ЦРБ»

<…>

100

<…>

100

Всего:

<…>

100

<…>

100

HHI

 

10 000

 

10 000

 

 

По прохождению медицинского осмотра госслужащих (мужчин, женщин)

МОГБУЗ «Ягоднинская ЦРБ»

<…>

100

<…>

100

Всего:

<…>

100

<…>

100

HHI

 

10 000

 

10 000

 

 

 

По прохождению периодических медицинских осмотров лиц декретированного контингента (ежегодные) (мужчин, женщин)

МОГБУЗ «Ягоднинская ЦРБ»

<…>

100

<…>

100

Всего:

<…>

100

<…>

100

HHI

 

10 000

 

10 000

 

 

 

По прохождению периодических медицинских осмотров лиц декретированного контингента (1 раз в 3 мес., 1 раз в 4 мес., 1 раз в 6 мес.) (мужчин, женщин)

МОГБУЗ «Ягоднинская ЦРБ»

<…>

100

<…>

100

Всего:

<…>

100

<…>

100

HHI

 

10 000

 

10 000

* по данным МОГБУЗ «Ягоднинская ЦРБ» в 2013 году данный вид медицинского осмотра не проводился.

 

Как видно из представленных данных на рынке продаж (оказания) платных медицинских услуг (в части прохождения медицинских осмотров на право вождения автотранспорта, прохождения медицинских осмотров на право приобретения и ношения оружия, прохождения предварительных медицинских осмотров при трудоустройстве (для иностранных граждан), прохождения предварительных медицинских осмотров при трудоустройстве (за исключением несовершеннолетних), прохождения периодических медицинских осмотров для  работающих,  прохождения предварительных медицинских осмотров при трудоустройстве на декретированные должности, прохождения медицинских осмотров госслужащих, прохождения периодических медицинских осмотров лиц декретированного контингента (ежегодные) в географических границах муниципального образования «Ягоднинский район» в период 2013 года единственным продавцом являлось МОГБУЗ «Ягоднинская ЦРБ» с долей 100%.

Исходя из показателей рыночной концентрации (70%<CR3≤100%; HHI равным 2 000≤HHI≤10 000), рынок продаж (оказания) платных медицинских услуг в части прохождения медицинских осмотров на право вождения автотранспорта, прохождения медицинских осмотров на право приобретения и ношения оружия, прохождения предварительных медицинских осмотров при трудоустройстве (для иностранных граждан), прохождения предварительных медицинских осмотров при трудоустройстве (за исключением несовершеннолетних), прохождения периодических медицинских осмотров для работающих, прохождения предварительных медицинских осмотров при трудоустройстве на декретированные должности, прохождения медицинских осмотров госслужащих, прохождения периодических медицинских осмотров лиц декретированного контингента (ежегодные) в географических границах муниципального образования «Ягоднинский район» можно охарактеризовать высоким уровнем концентрации.

Как видно из представленных данных на рынке продаж (оказания) платных медицинских услуг (в части прохождения медицинских осмотров на право вождения автотранспорта, прохождения медицинских осмотров на право приобретения и ношения оружия, прохождения предварительных медицинских осмотров при трудоустройстве (для иностранных граждан), прохождения предварительных медицинских осмотров при трудоустройстве (за исключением несовершеннолетних), прохождения периодических медицинских осмотров для работающих, прохождения предварительных медицинских осмотров при трудоустройстве на декретированные должности, прохождения медицинских осмотров госслужащих, прохождения периодических медицинских осмотров лиц декретированного контингента (ежегодные), прохождения периодических медицинских осмотров лиц декретированного контингента (1 раз в 3 месяца, 1 раз в 4 месяца, 1 раз в 6 месяцев) в географических границах муниципального образования «Ягоднинский район» в период 1 квартала 2014 года единственным продавцом являлось МОГБУЗ «Ягоднинская ЦРБ» с долей 100%.

Исходя из показателей рыночной концентрации (70%<CR3≤100%; HHI равным 2 000≤HHI≤10 000), рынок продаж (оказания) платных медицинских услуг в части прохождения медицинских осмотров на право вождения автотранспорта, прохождения медицинских осмотров на право приобретения и ношения оружия, прохождения предварительных медицинских осмотров при

трудоустройстве (для иностранных граждан), прохождения предварительных медицинских осмотров  при  трудоустройстве (за  исключением  несовершеннолетних), прохождения периодических медицинских осмотров  для  работающих, прохождения предварительных медицинских осмотров при трудоустройстве на декретированные должности, прохождения медицинских осмотров госслужащих, прохождения периодических медицинских осмотров лиц декретированного контингента (ежегодные), прохождения периодических медицинских осмотров лиц декретированного контингента (1 раз в 3 месяца, 1 раз в 4 месяца, 1 раз в 6 месяца) в географических границах муниципального образования «Ягоднинский район» можно охарактеризовать высоким уровнем концентрации.

 

VIII. Определение барьеров входа на товарный рынок

Основными барьерами входа новых хозяйствующих субъектов (потенциальных конкурентов) на рассматриваемый товарный рынок являются:

– экономические ограничения, связанные с необходимостью осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений;

– экономические ограничения, связанные с преимуществом хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, перед потенциальными участниками товарного рынка, в частности, по затратам на единицу продукции и по спросу на товар, по наличию долгосрочных договоров с приобретателями;

– административные ограничения, связанные с необходимостью получения лицензии на осуществление медицинской деятельности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и соответствующего разрешения;

– административные ограничения, связанные с соблюдением обязательных требований к качеству медицинской помощи;

– отсутствие квалифицированных специалистов;

– высокая степень монополизации рынка;

– ограничение по спросу.

За период 2013-1 квартал 2014гг. на рынке не появилось новых хозяйствующих субъектов, способных составить конкуренцию уже присутствующему субъекту рынка. Барьеры входа на рынок можно признать труднопреодолимыми. На основании наличия значительных барьеров, следует вывод о том, что доступ на рынок новых хозяйствующих субъектов затруднен.

 

IX. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

1. Проведенный анализ рынка платных медицинских услуг в части прохождения медицинских осмотров на право вождения автотранспорта, прохождения медицинских осмотров на право приобретения и ношения оружия,

прохождения предварительных медицинских осмотров при трудоустройстве (для иностранных граждан), прохождения предварительных медицинских осмотров при трудоустройстве (за исключением несовершеннолетних), прохождения периодических медицинских осмотров для работающих, прохождения предварительных медицинских осмотров при трудоустройстве на декретированные должности, прохождения медицинских осмотров госслужащих, прохождения периодических медицинских осмотров лиц декретированного контингента (ежегодные), прохождения периодических медицинских осмотров лиц декретированного контингента (1 раз в 3 месяца, 1 раз в 4 месяца, 1 раз в 6 месяцев) показывает, что рассматриваемый рынок в пределах определенных географических границ является в 2013-1 квартале 2014г.г. высококонцентрированным.

2. На рынке платных медицинских услуг в части прохождения медицинских осмотров на право вождения автотранспорта, прохождения медицинских осмотров на право приобретения и ношения оружия, прохождения предварительных медицинских осмотров при трудоустройстве (для иностранных граждан), прохождения предварительных медицинских осмотров при трудоустройстве (за исключением несовершеннолетних), прохождения периодических медицинских осмотров для работающих, прохождения предварительных медицинских осмотров при трудоустройстве на декретированные должности, прохождения медицинских осмотров госслужащих, прохождения периодических медицинских осмотров лиц декретированного контингента (ежегодные) в географических границах муниципального образования «Ягоднинский район» по итогам 2013 года выявлены признаки наличия доминирующего положения МОГБУЗ «Ягоднинская центральная районная больница» с долей более 50%.

3. На рынке платных медицинских услуг в части прохождения медицинских осмотров на право вождения автотранспорта, прохождения медицинских осмотров на право приобретения и ношения оружия, прохождения предварительных медицинских осмотров при трудоустройстве (для иностранных граждан), прохождения предварительных медицинских осмотров при трудоустройстве (за исключением несовершеннолетних), прохождения периодических медицинских осмотров для работающих, прохождения предварительных медицинских осмотров при трудоустройстве на декретированные должности, прохождения медицинских осмотров госслужащих, прохождения периодических медицинских осмотров лиц декретированного контингента (ежегодные), прохождения периодических медицинских осмотров лиц декретированного контингента (1 раз в 3 месяца, 1 раз в 4 месяца, 1 раз в 6 месяцев) в географических границах муниципального образования «Ягоднинский район» по итогам 1 квартала 2014 года выявлены признаки наличия доминирующего положения МОГБУЗ «Ягоднинская центральная районная больница» с долей более 50%.

Начальник ОРДМ и КЭК