Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкуренции на рынке платных медицинских услуг в географических границах муниципального образования «Хасынский район» по итогам 2013 г.

Аналитический отчет

по результатам анализа состояния конкуренции на рынке платных медицинских услуг в географических границах муниципального образования «Хасынский район» по итогам 2013 г.

«08» июля 2014г.                                                                                             г. Магадан

I. Общие положения

Анализ и оценка состояния конкуренции на рынке платных медицинских услуг в географических границах муниципального образования «Хасынский район» проведены отделом регулирования деятельности монополий и контроля за экономической концентрацией в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее - Порядок проведения анализа) и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 № 345, с целью установления доминирующего положения  при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного в отношении Магаданского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Хасынская районная больница» (далее  -  МОГБУЗ «Хасынская РБ», Учреждение) по признакам нарушения пункта 1 части 1статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции).

05 марта 2014 года в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы за государственным регистрационным номером 2144911001684 об изменении наименования юридического лица с указанием организационно-правовой формы в Магаданское областное бюджетное учреждение здравоохранения «Хасынская районная больница», сокращённое наименование МОГБУЗ «Хасынская РБ» (ранее МОГБУЗ «Хасынская ЦРБ»).

Структура аналитического отчета соответствует этапам проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, определенным пунктом 1.3 Порядка проведения анализа.

В соответствии с пунктом 1.5 Порядка проведения анализа при анализе состояния конкуренции на исследуемых товарных рынках в качестве исходной информации использованы сведения, полученные от министерства здравоохранения и демографической политики Магаданской области, МОГБУЗ «Хасынская РБ», приобретателей услуг, а также данные иных источников информации.

II. Предмет исследования

Предметом данного исследования является товарный рынок, связанный с оказанием платных медицинских услуг в географических границах муниципального образования «Хасынский район».

Анализ рынка выполняется в отношении прохождения медицинских периодических осмотров для работников предприятий с вредными условиями труда, прохождения профилактических осмотров при поступлении на работу, прохождения профилактического осмотра на право ношения огнестрельного оружия, прохождения профилактических осмотров для водителей транспортных средств, прохождения медосмотров декретированной группы, прохождения медосмотров иностранных граждан при поступлении на работу, прохождения медицинских осмотров врачами специалистами (сотрудников органов внутренних дел РФ и военнослужащих внутренних войск МВД России по контракту) до 40 лет, прохождения медицинских осмотров врачами специалистами (сотрудников органов внутренних дел РФ и военнослужащих внутренних войск МВД России по контракту) после 40 лет. для юридических и физических лиц, в т.ч. индивидуальных предпринимателей.

Справочно:

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» под медицинской деятельностью понимается профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.

Медицинская помощь – комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.

Медицинская услуга – медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

В соответствии со ст. 213 Трудового кодекса РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ, работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний.  

декретированная группа населения - это люди, работающие в сфере обслуживания

периодические медицинские осмотры - осмотры населения с целью обеспечения динамического наблюдения за состоянием здоровья, своевременного установления начальных признаков заболеваний, предупреждения и нераспространения общих, профессиональных, инфекционных и паразитарных заболеваний, проводимые в сроки, установленные уполномоченным органом в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

III. Определение временного интервала исследования товарного рынка

Временной интервал исследования товарных рынков определен с учетом цели исследования рынков и в соответствии с требованиями раздела II Порядка проведения анализа – 2013 г.

Исходя из целей исследования, проводился ретроспективный анализ.

В соответствии с пунктом 2.4 Порядка проведения анализа все характеристики товарного рынка определяются в пределах одного установленного временного интервала.

IV. Определение продуктовых границ товарного рынка

Предварительное определение продуктовых границ рынка проведено на основе нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность; общероссийского классификатора продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности; номенклатуры работ и услуг в здравоохранении (утв. Министерством здравоохранения и социального развития РФ 12.07.2004); договоров на оказание медицинских услуг, заключенных с Учреждением; прейскурантов цен на платные медицинские услуги Учреждения.

Нормативные акты, регулирующие соответствующую деятельность: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг», Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16.08.2004 «Об утверждении Порядка проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами», Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 302н от 12.04.2011 «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические осмотры (обследования), занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда», Постановление Губернатора Магаданской области от 28.06.1997 № 159 «Об утверждении Положения о порядке предоставления платных медицинских услуг населению учреждениями здравоохранения Магаданской области», Приказ департамента здравоохранения администрации Магаданской области от 05.03.2013 № 104 «О порядке определения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые медицинскими организациями, являющимися бюджетными и казенными государственными учреждениями, находящимися в ведении департамента здравоохранения администрации Магаданской области» и др.

В соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1) (далее ОКВЭД), утвержденным Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 № 329-ст, платным медицинским услугам соответствует раздел N «Здравоохранение и предоставление социальных услуг», подраздел NA «Здравоохранение и предоставление социальных услуг», класс 85 «Здравоохранение и предоставление социальных услуг», подкласс 85.1 «Деятельность в области здравоохранения», группа 85.11 «Деятельность лечебных учреждений», код 85.11.1 «Деятельность больничных учреждений широкого профиля и специализированных».

Согласно пункту 1.1 договора на оказание медицинских услуг (диспансеризации государственных гражданских служащих) № 69 от 26.09.2013, заключенного МОГБУЗ «Хасынская ЦРБ» (Исполнитель) с <...>(Заказчик), «Предметом договора является оказание услуг по диспансеризации лиц, замещающих должности государственной гражданской службы <...>, а также выдачи заключения о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего прохождению государственной гражданской службы». Согласно пункту 1.2 договора № 69 от 26.09.2013 «Исполнитель обязуется оказать услуги по диспансеризации лиц, замещающих должности государственной гражданской службы <...>, расположенному в п. Палатка Хасынского района Магаданской области, а Заказчик обязуется оплатить оказанные услуги в порядке и сроки, предусмотренные разделом 3 настоящего Договора».

Согласно пункту 1.1 договора на проведение предварительных (при поступлении на работу) медицинских осмотров работников, занятых на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда № <...> от 01.03.2013, заключенного МОГБУЗ «Хасынская ЦРБ» (Исполнитель) с ООО <...> (Заказчик), «Предметом договора является проведение предварительных (при поступлении на работу) медицинских осмотров лиц, направляемых заказчиком в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 302н от 12 апреля 2011 г. «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, занятых на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда». В соответствии с п. 2.2.4. Заказчик обязуется оплачивать выполненные Исполнителем работы.

Согласно пункту 1.1. договора на проведение периодических медицинских осмотров работников, занятых на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда № <...> от 06.09.2013, заключенного МОГБУЗ «Хасынская ЦРБ» (Исполнитель) с ОАО <...> (Заказчик), «Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства по проведению периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда в соответствии с утверждёнными графиками и действующими нормативно-правовыми актами». В соответствии с п. 2.2.7. Заказчик обязуется оплачивать выполненные Исполнителем работы.

Согласно пункту 1.1. договора на проведение периодических медицинских осмотров декретированной группы работников № <...> от 27.05.2013, заключенного МОГБУЗ «Хасынская ЦРБ» (Исполнитель) с Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением <...> (Заказчик), «Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства по проведению периодических медицинских осмотров (обследований) работников в соответствии с утверждёнными графиками и действующими нормативно-правовыми актами».

Согласно приказам МОГБУЗ «Хасынская ЦРБ»  «О введении платных медицинских услуг для населения Хасынского района» утверждены тарифы на платные медицинские услуги. Согласно прейскуранту цен на платные медицинские услуги МОГБУЗ «Хасынская центральная районная больница» Учреждением установлена стоимость следующих медицинских осмотров: медицинского периодического осмотра для работников предприятий с вредными условиями труда, профилактического осмотра при поступлении на работу, профилактического осмотра на право ношения огнестрельного оружия, профилактического осмотра для водителей транспортных средств мужчин и женщин, медосмотров декретированной группы, медосмотров иностранных граждан при поступлении на работу, медицинских осмотров врачами специалистами (сотрудников органов внутренних дел РФ и военнослужащих внутренних войск МВД России по контракту) до 40 лет мужчин и женщин, медицинских осмотров врачами специалистами (сотрудников органов внутренних дел РФ и военнослужащих внутренних войск МВД России по контракту) после 40 лет мужчин и женщин.

На основании вышеуказанного анализа предварительно продуктовые границы рынка определены как платные медицинские услуги в части прохождения следующих медицинских осмотров: медицинского периодического осмотра для работников предприятий с вредными условиями труда, профилактического осмотра при поступлении на работу, профилактического осмотра на право ношения огнестрельного оружия, профилактического осмотра для водителей транспортных средств мужчин и женщин, медосмотров декретированной группы, медосмотров иностранных граждан при поступлении на работу, медицинских осмотров врачами специалистами (сотрудников органов внутренних дел РФ и военнослужащих внутренних войск МВД России по контракту) до 40 лет мужчин и женщин, медицинских осмотров врачами специалистами (сотрудников органов внутренних дел РФ и военнослужащих внутренних войск МВД России по контракту) после 40 лет мужчин и женщин.

При выявлении свойств товара, определяющих выбор покупателя, анализировались: функциональное назначение товара, применение товара, качественные характеристики, технические характеристики, цена, условия реализации.

1. Функциональное назначение, в том числе цель потребления товара и его потребительские свойства: определение возможности использования специалистов на определенных рабочих местах; для получения разрешения на право ношения оружия; для получения водительского удостоверения; для трудоустройства; для предъявления по месту требования медицинского заключения.

Из ответов приобретателей установлено, что платные медицинские услуги (медицинские осмотры) используются для определения соответствия состояния здоровья лица, поручаемой ему работе.

2. Применение товара: профессиональное использование.

3. Качественные характеристики: определяются порядком и стандартами, установленными нормативными актами в здравоохранении.

4. Технические характеристики: в соответствии с требованиями и правилами, установленными нормативными правовыми актами здравоохранения.

5. Цены: устанавливаются учреждением на основании нормативных правовых актов, принятых учредителями учреждения.

6.Условия реализации: услуги оказываются в поликлиническом или амбулаторном отделении на основании списка, представленного заказчиками, по результатам обследования выдается медицинское заключение или обобщение результатов исследования.

Выявление товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, осуществлялось путем анализа сопоставимых по существенным свойствам товаров (услуг), входящих вместе с рассматриваемым товаром в одну классификационную группу общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 029-2007.

ОК 029-2007 предусматривает следующие виды деятельности в группе 85.11 «Деятельность лечебных учреждений»: подгруппу 85.11.1 «Деятельность больничных учреждений широкого профиля и специализированных»; подгруппу 85.11.2 «Деятельность санаторно-курортных учреждений».

Деятельность больничных учреждений широкого профиля и специализированных и деятельность санаторно-курортных учреждений не могут рассматриваться как взаимозаменяемыми услугами.

Определение взаимозаменяемых товаров основано на фактической замене товаров приобретателем или готовности приобретателя заменить товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.

Определение продуктовых границ товарного рынка основано на сплошном опросе мнений покупателей о взаимозаменяемости товаров, составляющих одну товарную группу.

При выявлении взаимозаменяемых товаров использован метод «тест гипотетического монополиста», для этого приобретатели отвечали на вопрос: «Какими услугами и в каком объеме Вы предпочтете заменить платные медицинские услуги (медицинские осмотры), если цены на указанные услуги долговременно (дольше одного года) повысятся на 5-10 процентов, а цены на остальные услуги останутся неизменными», установлено, что приобретатели не готовы заменить указанные платные медицинские услуги другими услугами.

На основании вышеизложенного, продуктовые границы исследуемого рынка определены как платные медицинские услуги в части прохождения медицинских периодических осмотров для работников предприятий с вредными условиями труда, профилактических осмотров при поступлении на работу, профилактических осмотров на право ношения огнестрельного оружия, профилактического осмотра для водителей транспортных средств мужчин и женщин, медосмотров декретированной группы, медосмотров иностранных граждан при поступлении на работу, медицинских осмотров врачами специалистами (сотрудников органов внутренних дел РФ и военнослужащих внутренних войск МВД России по контракту) до 40 лет мужчин и женщин, медицинских осмотров врачами специалистами (сотрудников органов внутренних дел РФ и военнослужащих внутренних войск МВД России по контракту) после 40 лет мужчин и женщин.

V. Определение географических границ товарного рынка

Предварительное определение географических границ товарного рынка

проведено на основе информации о регионе, в котором действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля и о регионе, в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Целью и задачей деятельности МОГБУЗ «Хасынская РБ», являющегося объектом антимонопольного контроля, согласно уставу, утвержденному начальником департамента здравоохранения администрации Магаданской области (приказ № 75 от 14.02.2013), является оказание медицинской помощи населению муниципального образования «Хасынский район». Пунктом 3.5 Устава установлено, что Учреждение кроме основных видов деятельности, предусмотренных Уставом, вправе осуществлять иные виды деятельности, приносящие доход: экспертиза профпригодности, экспертиза на право владения оружием, предварительные и периодические медицинские осмотры, предрейсовые и послерейсовые осмотры водителей транспортных средств. Данный перечень платных медицинских услуг, оказываемых Учреждением населению муниципального образования «Хасынский район», является исчерпывающим. Согласно сведениям о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, размещённых на официальном сайте Федеральной налоговой службы , местом нахождения МОГБУЗ «Хасынская РБ» является – п. Палатка, Магаданской области.

Признаки нарушения антимонопольного законодательства выявлены в пределах предоставленных территориальному органу полномочий на территории Магаданской области.

Предварительно географические границы товарного рынка определены границами территории муниципального образования «Хасынский район», установленными Законом Магаданской области от 28.12.2004 № 511-ОЗ «О границах и статусе муниципальных образований в Магаданской области».

При выявлении условий обращения товара, ограничивающих экономические, технические или иные возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями), учтено следующее:

– требования статьи 10 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в российской Федерации в части оказания медицинских услуг по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; транспортная доступность медицинских организаций для всех групп населения;

– организационно-транспортные схемы приобретения товара приобретателями;

– установившиеся связи между исполнителем и заказчиками;

– отсутствие возможности перемещения услуги к покупателю;

– региональные особенности спроса на рассматриваемые услуги (включая потребительские предпочтения), в т.ч. территориальное расположение исполнителя услуг;

– транспортные расходы.

На территории муниципального образования «Хасынский район» имеется один исполнитель платных медицинских услуг по медицинским периодическим осмотрам для работников предприятий с вредными условиями труда, профилактическим осмотрам при поступлении на работу, профилактическим осмотрам на право ношения огнестрельного оружия, профилактическим осмотрам для водителей транспортных средств мужчин и женщин, медосмотрам декретированной группы, медосмотрам иностранных граждан при поступлении на работу, медицинским осмотрам врачами специалистами (сотрудников органов внутренних дел РФ и военнослужащих внутренних войск МВД России по контракту) до 40 лет мужчин и женщин, медицинским осмотрам врачами специалистами (сотрудников органов внутренних дел РФ и военнослужащих внутренних войск МВД России по контракту) после 40 лет мужчин и женщин, обеспечивающий потребности рассматриваемых групп приобретателей. С учетом транспортных и командировочных расходов, цены на указанные платные медицинские услуги, оказываемые на каких-либо иных территориях, возрастут более чем на 10 процентов средневзвешенных цен на услуги, которые доступны приобретателям в пределах территории муниципального образования «Хасынский район». Поэтому, заказывать медицинские услуги у продавцов, расположенных на каких-либо иных территориях становится нецелесообразным и экономически невыгодным для приобретателей.

Определение географических границ товарного рынка осуществлено следующими методами: методом «теста гипотетического монополиста»; методом установления фактических районов продаж (местоположение приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах).

Исходя из представленной информации, географическое расположение районов продаж (местоположение приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке, установлено границами территории муниципального образования «Хасынский район».

В результате проведения «теста гипотетического монополиста» выяснялось мнение приобретателей товара о географических границах товарного рынка. Для этого приобретатели отвечали на вопрос: «У каких организаций – исполнителей, расположенных за пределами муниципального образования «Хасынский район» и в каком количестве (объеме) Вы предпочтете заказывать платные медицинские услуги (в разрезе медицинских периодических осмотров для работников предприятий с вредными условиями труда, профилактических осмотров при поступлении на работу, профилактических осмотров на право ношения огнестрельного оружия, профилактического осмотра для водителей транспортных средств мужчин и женщин, медосмотров декретированной группы, медосмотров иностранных граждан при поступлении на работу, медицинских осмотров врачами специалистами (сотрудников органов внутренних дел РФ и военнослужащих внутренних войск МВД России по контракту) до 40 лет мужчин и женщин, медицинских осмотров врачами специалистами (сотрудников органов внутренних дел РФ и военнослужащих внутренних войск МВД России по контракту) после 40 лет мужчин и женщин), если цены на указанные услуги в пределах муниципального образования «Хасынский район» долговременно (дольше одного года) повысятся на 5-10 процентов, а цены за пределами таких границ останутся прежними» (укажите наименование организации – исполнителя). Из ответов приобретателей определено, что гипотетическое увеличение цены на медицинские услуги, оказываемые в пределах МО «Хасынский район», не ведет к тому, что приобретатели будут приобретать рассматриваемый товар на других территориях (у продавцов, расположенных на других территориях).

С учетом установленного, границы выявленной территории муниципального образования «Хасынский район» признаются географическими границами рассматриваемого товарного рынка.

На основании вышеуказанного анализа географические границы рынка платных медицинских услуг в части прохождения медицинских периодических осмотров для работников предприятий с вредными условиями труда, профилактических осмотров при поступлении на работу, профилактических осмотров на право ношения огнестрельного оружия, профилактического осмотра для водителей транспортных средств мужчин и женщин, медосмотров декретированной группы, медосмотров иностранных граждан при поступлении на работу, медицинских осмотров врачами специалистами (сотрудников органов внутренних дел РФ и военнослужащих внутренних войск МВД России по контракту) до 40 лет мужчин и женщин, медицинских осмотров врачами специалистами (сотрудников органов внутренних дел РФ и военнослужащих внутренних войск МВД России по контракту) после 40 лет мужчин и женщин определены географическими границами территории муниципального образования «Хасынский район», установленными Законом Магаданской области от 28.12.2004 № 511-ОЗ «О границах и статусе муниципальных образований в Магаданской области».

VI. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

В силу пункта 5.1 Порядка проведения анализа в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке платных медицинских услуг, относятся медицинские организации – юридические лица независимо от организационно правовой формы, осуществляющие в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность и предоставляющие платные медицинские услуги потребителям.

Приобретателями являются хозяйствующие субъекты, как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели, имеющие намерение заказать (приобрести) либо заказывающие (приобретающие) платные медицинские услуги в соответствии с договором в пользу потребителей (физических лиц), а также физические лица.

Согласно информации, представленной Министерством здравоохранения и демографической политики Магаданской области письмом исх. № 4158-09/05 от 23.05.2014, в ответ на запрос Магаданского УФАС России исх. № 01-10/1536 от 22.05.2014 установлено, что единственным хозяйствующим субъектом, оказывающим платные медицинские услуги в 2013 году (в частности следующие медицинские осмотры: медицинские периодические осмотры для работников предприятий с вредными условиями труда, профилактические осмотры при поступлении на работу, профилактические осмотры на право ношения огнестрельного оружия, профилактические осмотры для водителей транспортных средств мужчин и женщин, медосмотры декретированной группы, медосмотры иностранных граждан при поступлении на работу, медицинские осмотры врачами специалистами (сотрудников органов внутренних дел РФ и военнослужащих внутренних войск МВД России по контракту) до 40 лет мужчин и женщин, медицинские осмотры врачами специалистами (сотрудников органов внутренних дел РФ и военнослужащих внутренних войск МВД России по контракту) после 40 лет мужчин и женщин) и имеющего лицензию № ЛО-49-01-000260 от 17.06.2013 на осуществление медицинской деятельности (в т.ч. на медицинские осмотры (предварительные, периодические), медицинское освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием, военно-врачебную экспертизу, экспертизу профпригодности) являлось МОГБУЗ «Хасынская ЦРБ» (юридический и почтовый адрес: РФ, 686110, Магаданская область, Хасынский район, посёлок Палатка, ул. Юбилейная, д.9).

На основе информации, полученной при определении временного интервала, продуктовых и географических границ рынка платных медицинских в части прохождения медицинских периодических осмотров для работников предприятий с вредными условиями труда, профилактических осмотров при поступлении на работу, профилактических осмотров на право ношения огнестрельного оружия, профилактического осмотра для водителей транспортных средств мужчин и женщин, медосмотров декретированной группы, медосмотров иностранных граждан при поступлении на работу, медицинских осмотров врачами специалистами (сотрудников органов внутренних дел РФ и военнослужащих внутренних войск МВД России по контракту) до 40 лет мужчин и женщин, медицинских осмотров врачами специалистами (сотрудников органов внутренних дел РФ и военнослужащих внутренних войск МВД России по контракту) после 40 лет мужчин и женщин, определен хозяйствующий субъект, действующий на рассматриваемом рынке (идентификация):

Магаданское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Хасынская районная больница» – ул. Юбилейная, д. 9, п. Палатка, Хасынский район, Магаданская область, 686110.

Таким образом, при определении состава хозяйствующих субъектов при условии того, что выявленных хозяйствующих субъектов достаточно, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу о доминирующем положении любого из них, а также для установления влияния любого из них на состояние конкуренции, количество выявленных хозяйствующих субъектов является достаточным. Кроме того, количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.

VII. Расчет объема товарного рынка, долей хозяйствующих субъектов на рынке и определение уровня концентрации товарного рынка

При определении объемов товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке была использована информация по оказанию платных медицинских услуг, которая содержится в ответах МОГБУЗ «Хасынская РБ», предоставленная письмами исх. № 1068 от 22.05.2014, исх. № 652 от 25.03.2014. Расчет общего объема товарной массы и долей хозяйствующих субъектов на исследуемом рынке осуществлен на основании объема продаж (оказания) платных медицинских услуг (в части прохождения медицинских периодических осмотров для работников предприятий с вредными условиями труда, профилактических осмотров при поступлении на работу, профилактических осмотров на право ношения огнестрельного оружия, профилактического осмотра для водителей транспортных средств мужчин и женщин, медосмотров декретированной группы, медосмотров иностранных граждан при поступлении на работу, медицинских осмотров врачами специалистами (сотрудников органов внутренних дел РФ и военнослужащих внутренних войск МВД России по контракту) до 40 лет мужчин и женщин, медицинских осмотров врачами специалистами (сотрудников органов внутренних дел РФ и военнослужащих внутренних войск МВД России по контракту) после 40 лет мужчин и женщин) в натуральном выражении в географических границах муниципального образования «Хасынский район» по итогам 2013 г.

Объем товарной массы и доли хозяйствующих субъектов в соответствующих границах представлены в нижеследующей таблице №1.

Таблица № 1

Объемы рынка продаж (оказания) платных медицинских услуг (в части прохождения медицинских периодических осмотров для работников предприятий с вредными условиями труда, профилактических осмотров при поступлении на работу, профилактических осмотров на право ношения огнестрельного оружия, профилактического осмотра для водителей транспортных средств мужчин и женщин, медосмотров декретированной группы, медосмотров иностранных граждан при поступлении на работу, медицинских осмотров врачами специалистами (сотрудников органов внутренних дел РФ и военнослужащих внутренних войск МВД России по контракту) до 40 лет мужчин и женщин, медицинских осмотров врачами специалистами (сотрудников органов внутренних дел РФ и военнослужащих внутренних войск МВД России по контракту) после 40 лет мужчин и женщин) в географических границах муниципального образования «Хасынский район» и доли хозяйствующих субъектов на указанном товарном рынке за 2013 г.

Наименование

хозяйствующего субъекта

Объем рынка

продаж (оказания)

платных медицинских услуг,

(шт.)

Доля,

%

2013 г.

 

По прохождению медицинских периодических осмотров для работников предприятий с вредными условиями труда (мужчин и женщин)

МОГБУЗ «Хасынская ЦРБ»

<...>

100

Всего:

<...>

100

HHI

 

10 000

 

По прохождению профилактических осмотров при поступлении на работу

МОГБУЗ «Хасынская ЦРБ»

<...>

100

Всего:

<...>

100

HHI

 

10 000

 

По прохождению профилактических осмотров на право ношения огнестрельного оружия

МОГБУЗ «Хасынская ЦРБ»

<...>

100

Всего:

<...>

100

HHI

 

10 000

 

По прохождению профилактических осмотров для водителей транспортных средств мужчин и женщин

МОГБУЗ «Хасынская ЦРБ»

<...>

100

Всего:

<...>

100

HHI

 

10 000

 

По прохождению медосмотров декретированной группы

МОГБУЗ «Хасынская ЦРБ»

<...>

100

Всего:

<...>

100

HHI

 

10 000

 

По прохождению медосмотров иностранных граждан при поступлении на работу

МОГБУЗ «Хасынская ЦРБ»

<...>

100

Всего:

<...>

100

HHI

 

10 000

 

По прохождению медицинских осмотров врачами специалистами (сотрудников органов внутренних дел РФ и военнослужащих внутренних войск МВД России по контракту) до 40 лет мужчин и женщин

МОГБУЗ «Хасынская ЦРБ»

<...>

100

Всего:

<...>

100

HHI

 

10 000

 

По прохождению медицинских осмотров врачами специалистами (сотрудников органов внутренних дел РФ и военнослужащих внутренних войск МВД России по контракту) после 40 лет мужчин и женщин

МОГБУЗ «Хасынская ЦРБ»

<...>

100

Всего:

<...>

100

HHI

 

10 000

 

Как видно из представленных данных на рынке продаж (оказания) платных медицинских услуг (в части прохождения медицинских периодических осмотров для работников предприятий с вредными условиями труда, профилактических осмотров при поступлении на работу, профилактических осмотров на право ношения огнестрельного оружия, профилактического осмотра для водителей транспортных средств мужчин и женщин, медосмотров декретированной группы, медосмотров иностранных граждан при поступлении на работу, медицинских осмотров врачами специалистами (сотрудников органов внутренних дел РФ и военнослужащих внутренних войск МВД России по контракту) до 40 лет мужчин и женщин, медицинских осмотров врачами специалистами (сотрудников органов внутренних дел РФ и военнослужащих внутренних войск МВД России по контракту) после 40 лет мужчин и женщи) в географических границах муниципального образования «Хасынский район» в 2013 году. единственным продавцом являлось МОГБУЗ «Хасынская ЦРБ» с долей 100%.

Исходя из показателей рыночной концентрации CR=100%, HHI=10000, рынок продаж (оказания) платных медицинских услуг в части прохождения медицинских периодических осмотров для работников предприятий с вредными условиями труда, профилактических осмотров при поступлении на работу, профилактических осмотров на право ношения огнестрельного оружия, профилактического осмотра для водителей транспортных средств мужчин и женщин, медосмотров декретированной группы, медосмотров иностранных граждан при поступлении на работу, медицинских осмотров врачами специалистами (сотрудников органов внутренних дел РФ и военнослужащих внутренних войск МВД России по контракту) до 40 лет мужчин и женщин, медицинских осмотров врачами специалистами (сотрудников органов внутренних дел РФ и военнослужащих внутренних войск МВД России по контракту) после 40 лет мужчин и женщин в географических границах муниципального образования «Хасынский район» можно охарактеризовать как рынок с высоким уровнем концентрации (70%<CR3≤100%; 2 000≤HHI≤10 000).

VIII. Определение барьеров входа на товарный рынок

Основными барьерами входа новых хозяйствующих субъектов (потенциальных конкурентов) на рассматриваемый товарный рынок являются:

– экономические ограничения, связанные с необходимостью осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений;

– экономические ограничения, связанные с преимуществом хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, перед потенциальными участниками товарного рынка, в частности, по затратам на единицу продукции и по спросу на товар, по наличию долгосрочных договоров с приобретателями;

– административные ограничения, связанные с необходимостью получения лицензии на осуществление медицинской деятельности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и соответствующего разрешения;

– административные ограничения, связанные с соблюдением обязательных требований к качеству медицинской помощи;

– отсутствие квалифицированных специалистов;

– высокая степень монополизации рынка;

– ограничение по спросу.

За период с 01.01.2013 по 31.12.2013 на рынке не появилось новых хозяйствующих субъектов, способных составить конкуренцию уже присутствующему субъекту рынка. Барьеры входа на рынок можно признать труднопреодолимыми. На основании наличия вышеперечисленных барьеров, следует вывод о том, что доступ на рынок новых хозяйствующих субъектов затруднен.

IX. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

1. Проведенный анализ рынка платных медицинских услуг в части прохождения медицинских периодических осмотров для работников предприятий с вредными условиями труда, профилактических осмотров при поступлении на работу, профилактических осмотров на право ношения огнестрельного оружия, профилактического осмотра для водителей транспортных средств мужчин и женщин, медосмотров декретированной группы, медосмотров иностранных граждан при поступлении на работу, медицинских осмотров врачами специалистами (сотрудников органов внутренних дел РФ и военнослужащих внутренних войск МВД России по контракту) до 40 лет мужчин и женщин, медицинских осмотров врачами специалистами (сотрудников органов внутренних дел РФ и военнослужащих внутренних войск МВД России по контракту) после 40 лет мужчин и женщин показывает, что рассматриваемый рынок в пределах географических границ (МО «Хасынский район») является рынком с неразвитой конкуренцией. Данный вывод сделан на основании показателей уровня концентрации рынка (коэффициента рыночной концентрации - CR = 100%, индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана - HHI = 10000, которые характеризуют рассматриваемый рынок – как рынок с высоким уровнем концентрации), а также наличия и преодолимости барьеров входа на данный рынок (барьеры признаны труднопреодолимыми).

2. На рынке платных медицинских услуг в части прохождения медицинских периодических осмотров для работников предприятий с вредными условиями труда, профилактических осмотров при поступлении на работу, профилактических осмотров на право ношения огнестрельного оружия, профилактического осмотра для водителей транспортных средств мужчин и женщин, медосмотров декретированной группы, медосмотров иностранных граждан при поступлении на работу, медицинских осмотров врачами специалистами (сотрудников органов внутренних дел РФ и военнослужащих внутренних войск МВД России по контракту) до 40 лет мужчин и женщин, медицинских осмотров врачами специалистами (сотрудников органов внутренних дел РФ и военнослужащих внутренних войск МВД России по контракту) после 40 лет мужчин и женщин в географических границах муниципального образования «Хасынский район» по итогам 2013 года выявлены признаки наличия доминирующего положения МОГБУЗ «Хасынская ЦРБ» с долей более 50% (05 марта 2014 года в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы за государственным регистрационным номером 2144911001684 об изменении наименования юридического лица с указанием организационно-правовой формы в Магаданское областное бюджетное учреждение здравоохранения «Хасынская районная больница», сокращённое наименование МОГБУЗ «Хасынская РБ» (ранее МОГБУЗ «Хасынская ЦРБ»)).

Начальник отдела РДМ и КЭК                                                        

 

Ведущий специалист-эксперт  ОРДМ и КЭК