Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкуренции на рынке услуг по аэронавигационному обслуживанию пользователей воздушного пространства Российской Федерации в районе аэродрома, в том числе по аэронавигационному обслуживанию в

Аналитический отчет

по результатам анализа состояния конкуренции на рынке услуг по аэронавигационному обслуживанию пользователей воздушного пространства Российской Федерации в районе аэродрома, в том числе по аэронавигационному обслуживанию в районе аэродрома вне регламента работы аэродрома и органов организации воздушного движения, в географических границах Магаданской области и Чукотского автономного округа по итогам 2012 – 2013 гг.

25 июля 2014г.                                                                                      г. Магадан

I. Общие положения

Анализ и оценка состояния конкуренции на рынке услуг по аэронавигационному обслуживанию пользователей воздушного пространства Российской Федерации в районе аэродрома, в том числе по аэронавигационному обслуживанию в районе аэродрома вне регламента работы аэродрома и органов организации воздушного движения (далее- органов ОВД), в географических границах Магаданской области и Чукотского автономного округа по итогам 2012 - 2013гг. проведены отделом регулирования деятельности монополий и контроля за экономической концентрацией в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок проведения анализа) и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 № 345, с целью установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке услуг по аэронавигационному обслуживанию пользователей воздушного пространства Российской Федерации в районе аэродрома, в том числе по аэронавигационному обслуживанию в районе аэродрома вне регламента работы аэродрома и органов ОВД, в географических границах Магаданской области и Чукотского автономного округа при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам злоупотребления доминирующим положением Федеральным государственным унитарным предприятием «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» в лице филиала «Аэронавигация Северо-Востока» (далее – ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»в лице филиала «Аэронавигация Северо – Востока»), выразившегося в  нарушении пунктов 1, 8,10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

Структура аналитического отчета соответствует этапам проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, определенным пунктом 1.3 Порядка проведения анализа.

В соответствии с пунктом 1.5. Порядка проведения анализа при анализе состояния конкуренции на исследуемом товарном рынке в качестве исходной информации использовались сведения, полученные от ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» в лице филиала «Аэронавигация Северо-Востока», потребителей услуг, а также данные иных источников.

                                        II. Предмет исследования

Предметом данного исследования является товарный рынок, связанный с предоставлением услуг по аэронавигационному обслуживанию пользователей воздушного пространства Российской Федерации в районе аэродрома, в том числе по аэронавигационному обслуживанию в районе аэродрома вне регламента работы аэродрома и органов ОВД, в географических границах Магаданской области и Чукотского автономного округа.

Справочно:

09.07.2012 приказом Минтранса России №208 утвержден Административный регламент Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по аэронавигационному обслуживанию пользователей воздушного пространства Российской Федерации (далее - Административный регламент №208), вступивший в действие с 09.11.2012.

Согласно Административному регламенту №208 государственная услуга по аэронавигационному обслуживанию пользователей воздушного пространства Российской Федерации предоставляется в виде организации и обслуживания воздушного движения, обеспечения авиационной электросвязи, предоставления аэронавигационной и метеорологической информации, поиска и спасания (п.14). Предоставление государственной услуги осуществляется Федеральным агентством воздушного транспорта через подведомственную организацию – ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» (п.12).

Законодательство Российской Федерации (приказы Минтранса РФ от 02.10.2000 №110, от 17.07.2012 №241), определяющее перечень аэронавигационных сборов, правила и порядок их применения, действовавшее в проверяемый период, устанавливает следующие виды аэронавигационных сборов:

- за аэронавигационное обслуживание на воздушных трассах;

- за аэронавигационное обслуживание на местных воздушных линиях и в районах авиаработ (исключен приказом Минтранса России от 22.07.2013 №254, вступившим в силу с 24.12.2013);

-аэронавигационное обслуживание в районе аэродрома (ставка сбора устанавливается для каждого аэропорта Российской Федерации отдельно).

Сбор за аэронавигационное обслуживание в районе аэродрома устанавливается за аэронавигационное обслуживание воздушных судов при посадке на контролируемый аэродром (аэроузел) на этапах снижения для посадки, захода на посадку, посадки и руления до перрона; при вылете с контролируемого аэродрома (аэроузла) на этапах руления от перрона, взлета и набора высоты до выхода на маршрут обслуживания воздушного движения, а также руление на перроне (за исключением случаев, когда выполнение этой операции осуществляется главным оператором аэропорта или уполномоченной им организацией), включая выполнение следующих услуг:

- организацию воздушного движения;

- планирование и координирование использования воздушного пространства, включая рассылку сообщений, поступивших в органы ОВД и связанных с выполнением полета, в соответствии с табелем сообщений о движении воздушных судов;

- предоставление средств навигации, радиотехнического обеспечения и связи, каналов связи;

- предоставление услуги обслуживания вылета "Деливери" (за исключением случаев, когда выполнение этой операции осуществляется главным оператором аэропорта или уполномоченной им организацией) (введен приказом Минтранса России от 17.07.2012 №241, в редакции приказа Минтранса России от 22.07.2013 №254, вступил в действие с 24.12.2013);

- аварийное оповещение и координацию полетов при проведении поиска и спасания;

- передачу экипажам оперативной аэронавигационной и метеорологической информации и изменений в аэронавигационной обстановке, включая передачу условий выхода с аэродрома;

- обеспечение дежурств поисково-спасательных воздушных судов и экипажей.

ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» (Федеральное государственное унитарное предприятие «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации») – организация, представляющая аэронавигационные услуги в России.

Предприятие обеспечивает выполнение государственных требований к безопасности полетов воздушных судов и представляет им полный комплекс аэронавигационного обслуживания, создает и поддерживает в рабочем состоянии аэронавигационную инфраструктуру, а также ведет прочую хозяйственную деятельность в сфере организации воздушного движения.

Под контролем ФГУП «Госкорпорации по ОрВД» находится более 800 воздушных трасс в небе над Россией. Их протяженность – более 680 тыс. километров. В настоящее время в состав ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» входят 16 филиалов.

Согласно приказу министерства транспорта РФ от 25.11.11 № 293 «Об утверждении федеральных авиационных правил «Организация воздушного движения в Российской Федерации» под аэронавигационным обслуживанием понимается обслуживание пользователей воздушного пространства, включающее организацию и обслуживание воздушного движения, радиотехническое обеспечение полетов и авиационную электросвязь, предоставление аэронавигационной и метеорологической информации, авиационный поиск и спасание, предоставляемое на всех этапах полета воздушного судна.

В соответствии со статьей 69 Воздушного кодекса Российской Федерации, аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов (организация и обслуживание воздушного движения, обеспечение авиационной электросвязи, предоставление аэронавигационной и метеорологической информации, поиск и спасание), предоставляемое на всех этапах полета воздушных судов, а также радио- и светотехническое, инженерно-авиационное, аэродромное, аварийно-спасательное и другое обеспечение полетов воздушных судов осуществляется на единообразных условиях с взиманием платы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

III. Определение временного интервала исследования товарного рынка

Временной интервал исследования товарных рынков определен с учетом цели исследования рынков и в соответствии с требованиями раздела II Порядка проведения анализа – 2012 - 2013гг.

Исходя из целей исследования, проводился ретроспективный анализ.

В соответствии с пунктом 2.4 Порядка проведения анализа все характеристики товарного рынка определяются в пределах одного установленного временного интервала.

           IV. Определение продуктовых границ товарного рынка

Предварительное определение продуктовых границ рынка проведено на основе нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность, общероссийского классификатора продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности, приказов ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» в лице филиала «Аэронавигация Северо-Востока», соглашений, счетов-фактур, актов выполненных работ ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» в лице филиала «Аэронавигация Северо-Востока», выставленных приобретателям товара (услуг).

Нормативные акты, регулирующие соответствующую деятельность: Федеральный закон от 19.03.1997 № 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации» (далее – Воздушный кодекс), Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ    «О лицензировании отдельных видов деятельности», Административный регламент федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по аэронавигационному обслуживанию пользователей воздушного пространства Российской Федерации, утв. Приказом Министерства транспорта РФ № 208 от 09.07.2012, Приказ Министерства транспорта РФ № 110 от 02.10.2000 «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве РФ», Приказ Министерства транспорта РФ № 241 от 17.07.2012 «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве РФ» и пр.

Согласно сведениям о видах экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД ОК 029-2007 КДЕС. Ред.1) продуктовые границы изучаемого рынка предварительно определены разделом I «Транспорт и связь», подразделом IA «Транспорт и связь», классом 63 «Вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность», подклассом 63.23 «Прочая вспомогательная деятельность воздушного транспорта», группой 63.23.2 «Управление воздушным движением».

Предметом соглашений о порядке расчётов за аэронавигационное обслуживание между ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» в лице филиала «Аэронавигация Северо-Востока» (Исполнитель) и Заказчиками является порядок расчётов за аэронавигационное обслуживание полётов воздушных судов Заказчика из аэропортов, находящихся в пределах границ ответственности Исполнителя (Соглашения: № 247 от 15.11.2013, №246 от 08.11.2013, 240 от 18.04.2013, №234 от 15.02.2013 и пр.) Согласно п. 3.4. соглашений за аэронавигационное обеспечение полётов воздушных судов Заказчиков в часы, не предусмотренные регламентом работы, дополнительно производится оплата за каждый час сверх регламента работы Исполнителя по тарифам, установленным Исполнителем самостоятельно и действующим на момент фактического оказания услуг.

Определение продуктовых границ рынка основано так же на мнении покупателей о фактической замене товаров (услуг) или готовности заменить товар (услугу) другим при потреблении, учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры).

При выявлении свойств товара определяющих выбор покупателя анализировалось функциональное назначение товара; применение товара; качественные характеристики; технические характеристики; цена; условия реализации.

- функциональное назначение, в том числе цель потребления аэронавигационного обслуживания и его потребительские свойства:

- удовлетворение потребностей пользователей воздушного пространства в аэронавигационном обслуживании.

Аэронавигационное обслуживание в районе аэродрома (в том числе вне регламента работы аэродрома и органов ОВД) осуществляется при посадке на контролируемый аэродром на этапах снижения для посадки, захода на посадку, посадки и руления до перрона, при вылете с контролируемого аэродрома на этапах руления от перрона, взлёта и набора высоты до выхода на маршрут обслуживания воздушного движения, а также руление на перроне. Аэронавигационное обслуживание в районе аэродрома (в том числе вне регламента работы аэродрома) включает:

- обеспечение безопасности, экономичности и регулярности полетов воздушных судов в воздушном пространстве Российской Федерации;

- своевременное предоставление пользователям воздушного пространства радионавигационной и радиолокационной информации и связи;

- своевременное предоставление пользователям воздушного пространства метеорологической информации;

- своевременное предоставление пользователям воздушного пространства оперативной аэронавигационной информации;

- обеспечение воздушных судов силами и средствами поиска и спасания;

– качественные и технические характеристики:

- обеспечение в установленных границах воздушного пространства полётов воздушных судов в районе аэродрома на МВЛ и АВР, по спрямлённым участкам ВТ и кратчайшим схемам захода на посадку, на оптимальных эшелонах;

- обеспечение использования наивыгоднейшего курса взлёта и посадки с учётом воздушной обстановки;

- обеспечение снижения непроизводительного налёта и непроизводительной работы двигателей на земле, применения наивыгоднейших путей руления;

- обеспечение предоставления дополнительных консультаций по вопросам состояния аэродрома, погоды в период производства работ на лётном поле и в сложных метеоусловиях.

В соответствии с п. 47 Административного регламента, утверждённого Приказом Минтранса № 208 от 09.07.2012, показателем качества аэронавигационного обслуживания является обоснованность и своевременность его предоставления, а также максимальное удовлетворение запросов пользователей на использование воздушного пространства.

– цена:

порядок и правила применения устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

– условия реализации:

на единообразных условиях по запросу пользователей воздушного пространства Российской Федерации при посадке на контролируемый аэродром на этапах снижения для посадки, захода на посадку, посадки и руления до перрона, при вылете с контролируемого аэродрома на этапах руления от перрона, взлёта и набора высоты до выхода на маршрут обслуживания воздушного движения, а также руление на перроне.

Определение взаимозаменяемых товаров основано на фактической замене товаров приобретателем или готовности приобретателя заменить один товар другим при потреблении, учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.

Из ответов на вопросы Магаданского УФАС России, поставленных перед потребителями услуг письмом исх. №01-10/1912 от 19.06.2014, установлено, что заменить аэронавигационное обслуживание полётов ВС в районе аэродрома как во время работы, так и вне регламента работы аэродрома и органов организации воздушного движения другими услугами потребители не могут.

При выявлении взаимозаменяемости услуг (товаров) использовался метод «тест гипотетического монополиста».  

В результате проведения «теста гипотетического монополиста»  для определения продуктовых границ товарного рынка  выяснялось мнение приобретателей услуги о составе группы взаимозаменяемых услуг. Для этого приобретатели услуг отвечали на вопросы: «Какими услугами и в каком объёме Вы предпочтёте заменить услуги по аэронавигационному обслуживанию воздушных судов в районе аэродрома в период работы аэродрома и органов организации воздушного движения, если цены на указанные услуги долговременно (дальше одного года) повысятся на 5-10 процентов, а цены на услуги заменители останутся неизменными?», «Какими услугами и в каком объёме Вы предпочтёте заменить услуги по аэронавигационному обслуживанию воздушных судов в районе аэродрома вне регламента работы аэродрома и органов организации воздушного движения, если цены на указанные услуги долговременно (дальше одного года) повысятся на 5-10 процентов, а цены на услуги заменители останутся неизменными?». Из ответов приобретателей установлено, что альтернативы по замене данных услуг у приобретателей нет.

На основании изложенного, продуктовые границы исследуемого рынка определены как услуги по аэронавигационному обслуживанию пользователей воздушного пространства Российской Федерации в районе аэродрома, в том числе по аэронавигационному обслуживанию в районе аэродрома вне регламента работы аэродрома и органов ОВД. 

 V. Определение географических границ товарного рынка

В соответствии с п. 4.2 Порядка определение географических границ товарного рынка проводилось на основе информации о регионе, в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, о ценообразовании на рынке рассматриваемого товара.

Предварительно географические границы товарного рынка определены территорией Магаданской области и Чукотского автономного округа, т.к. признаки нарушения антимонопольного законодательства выявлены при оказании услуг по аэронавигационному обслуживанию пользователей воздушного пространства Российской Федерации в районе аэродромов, в том числе по аэронавигационному обслуживанию в районе аэродромов вне регламента работы аэродромов и органов ОВД, находящихся на данных территориях.

Учитывая, что нарушение антимонопольного законодательства выявлено на территории двух субъектов и географические границы рынка выходят за рамки полномочий Магаданского УФАС России, ФАС России рассмотрела письмо о передаче полномочий по возбуждению и рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (исх. № 01-8/1592 от 26.05.2014), в рамках которого проводится исследование данного рынка. И, руководствуясь ч. 3 ст. 39 закона о защите конкуренции, а также пунктом 1.4.1. Правил передачи антимонопольным органом заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства на рассмотрение в другой антимонопольный орган, утверждённых приказом ФАС России № 244 от 01.08.2007, письмом исх. № АГ/23526/14 от 10.06.2014 ФАС России передала полномочия по возбуждению и рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, в рамках которого проводится данный анализ. Тем самым предоставив право Магаданскому УФАС России исследовать рынок оказания услуг по аэронавигационному обслуживанию пользователей воздушного пространства Российской Федерации в районе аэродрома, в том числе по аэронавигационному обслуживанию в районе аэродрома вне регламента работы аэродрома и органов ОВД в географических границах территории Магаданской области и Чукотского автономного округа.

В предварительно определённых географических границах аэронавигационное обслуживание российских и иностранных воздушных судов осуществляет ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» в лице филиала «Аэронавигация Северо-Востока».

В результате проведения «теста гипотетического монополиста» для определения географических границ товарного рынка выяснялось мнение приобретателей услуг о географических границах товарного рынка. Для этого приобретатели услуг отвечали на вопросы: «У каких организаций, расположенных за пределами Магаданской области и Чукотского автономного округа, и в каком примерно количестве (объёме) Вы предпочтёте заказывать услуги по аэронавигационному обслуживанию полётов воздушных судов в районе аэродрома, в том числе вне регламента, если цены на указанные услуги в пределах Магаданской области и Чукотского автономного округа долговременно (дольше одного года) повысятся на 5-10 процентов, а цены за пределами таких границ останутся неизменными?».

Приобретатели отвечали на поставленный вопрос следующим образом:

- организации, расположенные за пределами Магаданской области и Чукотского автономного округа не имеют права оказывать услуги по аэронавигационному обслуживанию в зоне ответственности филиала «Аэронавигация Северо-Востока» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»;

- приобретатели не могут заказывать услуги у других организаций, расположенных за пределами Магаданской области и Чукотского автономного округа, т.к. зоны ответственности установлены приказами Минтранса.

Из ответов приобретателей установлено, что заказывать услуги по аэронавигационному обслуживанию у других организаций за пределами Магаданской области и Чукотского автономного округа приобретатели не могут.

На основании вышеизложенного, исходя из целей исследования, географические границы исследуемого рынка определены как границы территории Магаданской области и Чукотского автономного округа.

VI. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

В соответствии с пунктом 5.1 Порядка в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

Из ответов приобретателей услуг установлено, что услуги по аэронавигационному обслуживанию полётов воздушных судов в районе аэродромов на всей территории Российском Федерации предоставляются исключительно ФГУП «Госкорпорация по ОрВД». Согласно установленному распределению зон ответственности филиалов ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», услуги по аэронавигационному обеспечению полётов в районе аэродромов (в том числе вне регламента работы), расположенных на территории Магаданской области и Чукотского автономного округа предоставляет только филиал «Аэронавигация Северо-Востока» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».

На основании информации, полученной при определении временного интервала исследования, при определении продуктовых границ товарного рынка и при определении географических границ товарного рынка, определен один хозяйствующий субъект, оказывающий услуги по аэронавигационному обслуживанию полётов воздушных судов в районе аэродромов, в том числе вне регламента работы. Услуги по аэронавигационному обслуживанию пользователей воздушного пространства Российской Федерации в районе аэродрома, в том числе по аэронавигационному обслуживанию в районе аэродрома вне регламента работы аэродрома и органов организации воздушного движения, в географических границах Магаданской области и Чукотского автономного округа в 2012 – 2013 гг. оказывал единственный субъект рынка:

ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» (Ленинградский пр. 37, г. Москва, А-167, ГСП-3, 125993) в лице филиала «Аэронавигация Северо-Востока» (Марчеканское шоссе,37, г. Магадан, Магаданская область, 685000).

Таким образом, при определении состава хозяйствующих субъектов при условии того, что выявленных хозяйствующих субъектов достаточно, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу о доминирующем положении любого из них, а также для установления влияния любого из них на состояние конкуренции, количество выявленных хозяйствующих субъектов является достаточным. Кроме того, количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.

VII. Расчет объема товарного рынка, долей хозяйствующих субъектов на рынке и определение уровня концентрации товарного рынка.

При определении объемов товарного рынка была использована информация, которая содержится в ответе филиала «Аэронавигация Северо-Востока» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» исх. № 1-890 от 11.04.2014, а также данные бухгалтерского баланса и пояснительной записки к бухгалтерской отчётности филиала «Аэронавигация Северо-Востока» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» за 2012-2013 гг.

Основным показателем для расчета объема товарного рынка и доли хозяйствующего субъекта на рынке является объем оказанных услуг (продаж) по аэронавигационному обслуживанию в районе аэродрома (в том числе вне регламента работы аэродрома и органов ОВД) в стоимостном выражении.

Объем рынка определён согласно пп. «а», п. 6.2. Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке. Доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке определена применительно к установленному временному интервалу – 2012-2013 гг., составу хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке в соответствующих географических границах – на территории Магаданской области и Чукотского автономного округа. Объём продаж (оказания услуг), доля хозяйствующего субъекта, а также индекс рыночной концентрации представлены в нижеследующей таблице № 1.

Таблица №1

Наименование

хозяйствующего

субъекта

Объем

продаж (оказания)

услуг по аэронавигационному обслуживанию в районе аэродрома,

(тыс. руб.)

Доля,

%

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI)

2012 г.

Филиал «Аэронавигация Северо-Востока» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»

<....>(в том числе вне регламента работы аэродрома и органов ОВД <...>)

100

10000

2013 г.

Филиал «Аэронавигация Северо-Востока» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»

<....> (в том числе вне регламента работы аэродрома и органов ОВД <...>)

100

10000

 

Исходя из показателей рыночной концентрации CR=100%, HHI=10000, рынок продаж (оказания) услуг по аэронавигационному обслуживанию пользователей воздушного пространства Российской Федерации в районе аэродрома, в том числе по аэронавигационному обслуживанию в районе аэродрома вне регламента работы аэродрома и органов организации воздушного движения, в географических границах Магаданской области и Чукотского автономного округа в 2012 – 2013 гг. можно охарактеризовать как рынок с высоким уровнем концентрации (70%<CR3≤100%; 2 000≤HHI≤10 000).

В соответствии с п. 1 ч.1 ст. 5 Федерального закона «135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» доминирующим положением признаётся положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определённого товара превышает 50%, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

На рынке оказания услуг по аэронавигационному обслуживанию пользователей воздушного пространства Российской Федерации в районе аэродрома, в том числе по аэронавигационному обслуживанию в районе аэродрома вне регламента работы аэродрома и органов организации воздушного движения, в географических границах Магаданской области и Чукотского автономного округа в 2012 – 2013 гг. выявлены признаки наличия доминирующего положения одного хозяйствующего субъекта - ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» в лице филиала «Аэронавигация Северо-Востока», доля которого составляет 100%.

VIII. Определение барьеров входа на товарный рынок

К качественным показателям, характеризующим структуру товарного рынка, относятся наличие (отсутствие) барьеров входа на рынок для потенциальных конкурентов и степень их преодолимости.

Основными барьерами входа новых хозяйствующих субъектов (потенциальных конкурентов) на рассматриваемый товарный рынок являются:

  1.  административные ограничения, вводимые органами государственной власти: в целях безопасности, регулярности, экономичности полётов предоставление услуг по аэронавигационному обслуживанию осуществляется Федеральным агентством воздушного транспорта через подведомственную организацию – федеральное государственное унитарное предприятие «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации».
  2.  экономические ограничения: значительная стоимость первоначальных капитальных вложений; отсутствие доступа потенциальных участников к ресурсам, предложение которых ограничено и которые распределены между хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом рынке;
  3.  высокая степень монополизации рынка;
  4.  неудовлетворенная потребность в квалифицированных специалистах.

Барьеры входа на рынок можно признать труднопреодолимыми. Это подтверждает отсутствие на рынке новых хозяйствующих субъектов за последние 2 года.

Следовательно, доступ на рынок новых хозяйствующих субъектов, способных составить конкуренцию существующему хозяйствующему субъекту в оказании услуг по аэронавигационному обслуживанию пользователей воздушного пространства Российской Федерации в районе аэродрома, в том числе по аэронавигационному обслуживанию в районе аэродрома вне регламента работы аэродрома и органов организации воздушного движения, в географических границах Магаданской области и Чукотского автономного округа затруднен.

IX. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

  1. Сопоставление и анализ количественных и качественных показателей, характеризующих структуру товарного рынка, позволил определить рыночную структуру изучаемого рынка и степень развития конкуренции на данном рынке. Проведённый анализ показывает, что рынок услуг по аэронавигационному обслуживанию пользователей воздушного пространства Российской Федерации в районе аэродрома, в том числе по аэронавигационному обслуживанию в районе аэродрома вне регламента работы аэродрома и органов организации воздушного движения, в географических границах Магаданской области и Чукотского автономного округа по итогам 2012-2013 года является рынком с неразвитой конкуренцией. Данный вывод сделан на основании показателей уровня концентрации рынка (коэффициента рыночной концентрации - CR = 100%, индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана - HHI = 10000, которые характеризуют рассматриваемый рынок – как рынок с высоким уровнем концентрации), а также наличия и преодолимости барьеров входа на данный рынок (барьеры признаны труднопреодолимыми).
  2. На рынке оказания услуг по аэронавигационному обслуживанию пользователей воздушного пространства Российской Федерации в районе аэродрома, в том числе по аэронавигационному обслуживанию в районе аэродрома вне регламента работы аэродрома и органов организации воздушного движения, в географических границах Магаданской области и Чукотского автономного округа по итогам 2012-2013 года выявлены признаки наличия доминирующего положения одного хозяйствующего субъекта - ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» в лице филиала «Аэронавигация Северо-Востока» с долей более 50%.

Начальник отдела РДМ и КЭК

 

Ведущий специалист-эксперт отдела РДМ и КЭК