Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкуренции на рынке услуг прямых регулярных авиаперевозок пассажиров по направлениям: Магадан – Москва, Москва – Магадан по итогам 2013- 5 месяцев 2014гг.

Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкуренции на рынке услуг прямых регулярных авиаперевозок пассажиров по направлениям: Магадан – Москва, Москва – Магадан по итогам 2013- 5 месяцев 2014гг.

15 сентября 2014г.               г. Магадан

I. Общие положения

Анализ и оценка состояния конкуренции на рынке услуг прямых регулярных авиаперевозок пассажиров по направлениям: Магадан-Москва, Москва-Магадан по итогам 2013 – 5 месяцев 2014гг. проведены отделом регулирования деятельности монополий и контроля за экономической концентрацией в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010        № 220 (далее – Порядок проведения анализа) и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 № 345, с целью установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке услуг прямых регулярных авиаперевозок пассажиров по направлениям: Магадан-Москва, Москва-Магадан при рассмотрении заявления, указывающего на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства на вышеназванном рынке услуг.

Структура аналитического отчета соответствует этапам проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, определенным п. 1.3 Порядка проведения анализа.

В соответствии с п. 1.5. Порядка проведения анализа при анализе состояния конкуренции на исследуемом товарном рынке в качестве исходной информации использовались сведения, полученные от ОАО «Аэропорт Магадан», ОАО «Авиационная компания «ТРАНСАЭРО», ООО «Авиакомпания «ВИМ-АВИА», ОАО «Авиакомпания «Сибирь», ОАО «Авиакомпания «Якутия», потребителей услуг, а также данные иных источников.

Для оценки состояния конкурентной среды на рынке услуг прямых регулярных авиаперевозок пассажиров по направлениям Магадан-Москва, Москва - Магадан проведена расчетно-аналитическая работа по определению:

– временного интервала исследования товарного рынка;

– продуктовых границ товарного рынка;

– географических границ товарного рынка;

– состава хозяйствующих субъектов рынка, действующих на товарном рынке;

– объёма товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке;

– уровня концентрации товарного рынка;

– барьеров входа на товарный рынок.

II. Предмет исследования

Предметом данного исследования является товарный рынок, связанный с предоставлением услуг прямых регулярных авиаперевозок пассажиров по направлениям: Магадан-Москва, Москва-Магадан.

Цели и задачи исследования:

- выявление круга участников рынка прямых регулярных авиаперевозок: продавцов услуг, потребителей услуг;

– выявление хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение в соответствии с признаками, установленными статьей 5 Федерального закона от 26.07.2006 №  135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции) на изучаемом рынке;

- использование результатов исследования при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства;

Справочно:

Федеральным законом от 19.03.1997 № 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации» установлены следующие понятия:

 Внутренняя воздушная перевозка - воздушная перевозка, при которой пункт отправления, пункт назначения и все пункты посадок расположены на территории Российской Федерации.

Перевозчиком является эксплуатант, осуществляющий воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты и имеющий лицензию на осуществление подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации вида деятельности в области авиации.

Эксплуатант - гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта.

Воздушное судно - летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды.

Пассажиром воздушного судна является физическое лицо, заключившее договор воздушной перевозки пассажира, либо физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования воздушного судна (воздушный чартер).

  III. Определение временного интервала исследования товарного рынка

В соответствии с п. 2.1. Порядка проведения анализа временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей рассматриваемого товарного рынка и доступности информации.

В соответствии с п. 2.2. Порядка проведения анализа исследование ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования, в связи с чем, проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке, а именно изучаются характеристики рынка, которые сложились до момента исследования.

На основании вышеизложенного, временной интервал исследования товарного рынка определен периодом 2013-5 месяцев 2014гг.

В соответствии с пунктом 2.4 Порядка проведения анализа все характеристики товарного рынка определяются в пределах одного установленного временного интервала.

IV. Определение продуктовых границ товарного рынка

Предварительное определение продуктовых границ рынка проведено на основе нормативных актов, регулирующих деятельность воздушного пассажирского транспорта; общероссийского классификатора продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности; предмета договора (электронный билет).

Нормативные акты, регулирующие соответствующую деятельность: Федеральный закон от 19.03.1997 № 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации» (далее – Воздушный кодекс), Гражданский кодекс РФ (вторая часть) от 26.01.1996 № 14-ФЗ, Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Постановление Правительства РФ от 05.05.2012 № 457 «О лицензировании деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров и перевозкам воздушным транспортом грузов (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)», Постановление Правительства РФ от 29.12.2009        № 1095 «Об утверждении правил предоставления субсидий организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении», Постановление Росстата от 18.07.07 № 57 «Об утверждении статистического инструментария для организации Росавиацией статистического наблюдения за деятельностью воздушного транспорта», Приказ Минтранса РФ от 25.09.2008 № 155 «Об утверждении Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации», Приказ Минтранса России от 28.06.2007 N 82 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" и др.

В соответствии с ч. 2 ст. 100 Воздушного кодекса, пассажиром воздушного судна является физическое лицо, заключившее договор воздушной перевозки пассажира, либо физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования воздушного судна (воздушный чартер).

Согласно ч. 1 ст. 103 Воздушного кодекса, по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также этот багаж доставить в пункт назначения и выдать пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу. Пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа сверх установленной перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа и провоз этого багажа.

Согласно ч. 2 ст. 786 Гражданского кодекса РФ (вторая часть), заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией.

В соответствии с ст. 105 Воздушного кодекса к перевозочным документам относятся билет, багажная квитанция, грузовая накладная, почтовая накладная, иные документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, багажа, груза, почты. Договор воздушной перевозки пассажира удостоверяется соответственно билетом.

Билет, багажная квитанция, иные документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, могут быть оформлены в электронном виде (электронный перевозочный документ) с размещением информации об условиях договора воздушной перевозки в автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок.

В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» услуга прямых регулярных авиаперевозок пассажиров подлежит лицензированию как вид деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя). Деятельность по перевозкам воздушным транспортом пассажиров включает работы и услуги по выполнению регулярных и (или) нерегулярных (чартерных) перевозок воздушным транспортом пассажиров.

Согласно Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1) (далее – ОКВЭД), утвержденным Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст (ред. от 24.12.2012)  услуге прямых регулярных авиаперевозок пассажиров соответствует раздел    I «Транспорт и связь», подраздел IA «Транспорт и связь», класс 62 «Деятельность воздушного и космического транспорта», подкласс 62.1 «Деятельность воздушного транспорта, подчиняющегося расписанию», группа 62.10 «Деятельность воздушного транспорта, подчиняющегося расписанию», которая включает в себя подгруппы: 62.10.1 «Деятельность воздушного пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию, 62.10.2 «Деятельность воздушного грузового транспорта, подчиняющегося расписанию».

На основании вышеуказанного анализа предварительно продуктовые границы рынка определены как услуги прямых регулярных авиаперевозок пассажиров.

При выявлении свойств товара определяющих выбор покупателя анализировалось функциональное назначение товара (услуги), в том числе цель потребления товара; применение товара (услуги); качественные характеристики; технические характеристики; цена; условия реализации.

– функциональное назначение, в том числе цель потребления товара и его потребительские свойства: авиаперевозка является способом перемещения пассажира на воздушном судне от пункта вылета до пункта назначения, в целях личного и профессионального использования.

Авиаперевозка – это комплекс мероприятий, обеспечивающих предоставление пассажиру услуг по перелету по требуемому маршруту, включая информационное обслуживание, продажу авиабилета, обеспечение безопасности на борту самолета и в контролируемой зоне, регистрацию и встречу в аэропорту, обслуживание на борту самолета и обеспечение трансферта.

Прямой рейс – рейс, при котором пассажир не делает пересадок на всем пути следования от пункта вылета, до пункта назначения.

Пассажир – любое лицо, за исключением членов экипажа, которое перевозится или должно перевозиться на воздушном судне в соответствии с договором международной воздушной перевозки.

Согласно опросу потребителей было установлено, что 43,3% респондентов отметили цель потребления данной услуги, является как личное (отпуск) так и профессиональное (командировка) потребление и 56,7% отметили только личное потребление.

46,7% респондентов отметили, что планирование периода авиаперелета зависит от отпускного периода, а 40% ответили, что от цены авиабилета.

Особенностями поведения покупателей  на товарном рынке является то, что 80% опрошенных  респондентов предпочитают осуществлять авиаперелеты авиакомпаниями, которые оказывают прямые регулярные перевозки, 13,3 % предпочитают прямые регулярные (с посадкой) рейсами (транзит) и лишь 6,7% респондентов прямыми нерегулярными рейсами.

– качественные и технические характеристики:

Рейс – полет воздушного судна, состоящий из одного или нескольких этапов полета, на регулярной или нерегулярной основе и выполняемый под одним номером рейса.

Регулярные перевозки - перевозки, осуществляемые на регулярных рейсах, т.е. на рейсах воздушных судов, выполняемых в соответствии с расписанием, опубликованным в установленном порядке, включая перевозки на дополнительных рейсах, т.е. на рейсах, выполняемых дополнительно к расписанию по датам и тому же маршруту, по которому выполняется регулярный рейс. (Приказ Росстата от 07.08.2013 N 312 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере транспорта").

Опубликованное расписание движения воздушных судов должно отражать следующую информацию по каждому регулярному рейсу:

- аэропорт отправления;

- аэропорт назначения;

- аэропорт(ы), расположенный по маршруту перевозки, в котором по расписанию движения воздушных судов предусмотрена посадка воздушного судна;

- код перевозчика;

- номер рейса;

- дни недели выполнения рейса;

- время отправления (местное);

- время прибытия (местное);

- период выполнения рейса;

- тип(ы) воздушного судна.

Нерегулярные перевозки - перевозки, выполняемые на нерегулярных (чартерных) рейсах, т.е. на рейсах воздушных судов, выполняемых вне опубликованного расписания в соответствии с договором на авиаперевозку, заключенным между заказчиком и авиапредприятием или прочим эксплуатантом воздушного судна. (Приказ Росстата от 07.08.2013 N 312 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере транспорта»).

В условиях рыночной экономики качество услуги, как и любого другого товара, является определяющим фактором её конкурентоспособности, в том числе и на воздушном транспорте.

Одним из основных критериев обеспечения качества в гражданской авиации является обслуживания воздушных перевозок.

Основными критериями качества обслуживания воздушных перевозок являются:

- безопасность полетов и авиационная безопасность - как фактор качества обслуживания авиаперевозок должна заключать в себе требования максимальной гарантии отсутствия летных происшествий, а также вреда пассажирам и повреждения коммерческой загрузки, связанных с предпосылками к летным происшествиям;

- обеспечение жизни и здоровья пассажиров и членов экипажа путём защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства;

- регулярность полетов - является строгое и точное соблюдение расписания полетов регулярных рейсов и графика движения дополнительных и чартерных рейсов, отсутствие задержек вылета рейсов по вине персонала служб гражданской авиации;

- точность и своевременность информации пассажиров обо всех изменениях, связанных с движением самолетов и обслуживанием пассажиров и клиентуры:

- профессионализм и поведение обслуживающего персонала;

- сохранность сдаваемых к перевозке багажа, грузов и почты, соблюдение    сроков доставки багажа, грузов и почты;

- время в пути;

- тип авиа судна осуществляющего перевозку и т.д.

– условия реализации:

Продажа авиабилетов на перевозку пассажиров осуществляется как перевозчиком, так и другими хозяйствующими субъектами в соответствии с действующими заключенными агентскими соглашениями (договорами) между перевозчиком и агентом по продаже, который осуществляет продажу перевозок в строгом соответствии с Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», а также с правилами и инструкциями, регулирующими оформление перевозочных документов, применение тарифа, льгот, устанавливаемых перевозчиком.

– цена:

Согласно ст. 105 Воздушного кодекса, к перевозочным документам относятся билет, багажная квитанция, грузовая накладная, почтовая накладная, иные документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, багажа, груза, почты и предусмотренные нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта.

Провозная плата определяется на основе установленной перевозчиком денежной суммы за перевозку пассажира и/или багажа, груза между двумя пунктами маршрута перевозки (далее - тарифы) или комбинаций тарифов от аэропорта (пункта), из которого начинается перевозка пассажира, багажа, груза согласно договору воздушной перевозки пассажира, договору воздушной перевозки груза (далее - аэропорт (пункт) отправления) до аэропорта (пункта) назначения, сборов, предусмотренных Правилами формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденными Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25 сентября 2008 г. N 155 (зарегистрирован Минюстом России 4 декабря 2008 г., регистрационный N 12793) и в случае заказа пассажиром дополнительных услуг повышенной комфортности - стоимости дополнительных услуг повышенной комфортности, установленной перевозчиком.

Тарифы и сборы, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации, должны быть зарегистрированы и опубликованы перевозчиком в установленном порядке (Приказ Минтранса России от 28.06.2007 N 82 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей").

Тариф – утвержденная в установленном порядке сумма, взимаемая перевозчиком за перевозку одного пассажира либо за перевозку единицы массы или объема багажа или груза от пункта отправления до пункта назначения по определенному маршруту.

Между двумя пунктами, перевозка между которыми выполняется с пересадкой (пересадками) на другой(ие) рейс(ы) того же или другого перевозчика через установленный(е) перевозчиком пункт(ы), регистрируется и опубликовывается сквозной пассажирский тариф.

Между двумя пунктами, перевозка между которыми выполняется без пересадки, регистрируется и опубликовывается прямой пассажирский тариф.

Каждому прямому и сквозному тарифу, устанавливаются условия применения тарифа. Условия применения тарифа описываются набором категорий и их значений, которые формируются в установленном порядке.

Между двумя пунктами может быть установлено несколько пассажирских тарифов, различающихся по размеру денежной суммы (уровень тарифа) и/или условиям применения тарифа.

По условиям применения пассажирские тарифы подразделяются на тарифы, не имеющие ограничения по условиям использования (нормальные тарифы), и тарифы, имеющие установленные в условии применения тарифа ограничения (специальные тарифы).

По классам обслуживания пассажирские тарифы подразделяются на тарифы экономического класса, тарифы бизнес-класса, тарифы первого класса.

В каждом классе обслуживания может быть установлено несколько пассажирских тарифов, различающихся по уровню тарифа и/или условиям применения тарифа.

Пассажирские тарифы могут быть установлены в абсолютной величине или как процент от пассажирского тарифа.

Пассажирские тарифы могут устанавливаться за перевозку в одну сторону (тариф в одну сторону) и за перевозку туда и обратно (тариф туда и обратно).

При формировании тарифов на авиаперевозки авиакомпании ориентируются в первую очередь на возмещение издержек обращения, и обеспечение прибыли (минимизация убытков).

– выявление товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, осуществлялось путем анализа сопоставимых по существенным свойствам товаров (услуг), входящих вместе с рассматриваемым товаром в одну классификационную группу общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 029-2007.

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1) (далее – ОКВЭД), утвержденным Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст (ред. от 24.12.2012)  услуге прямых регулярных авиаперевозок пассажиров соответствует раздел    I «Транспорт и связь», подраздел IA «Транспорт и связь», класс 62 «Деятельность воздушного и космического транспорта», подкласс 62.1 «Деятельность воздушного транспорта, подчиняющегося расписанию», группа 62.10 «Деятельность воздушного транспорта, подчиняющегося расписанию», которая включает в себя подгруппы: 62.10.1 «Деятельность воздушного пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию, 62.10.2 «Деятельность воздушного грузового транспорта, подчиняющегося расписанию».

Исходя из предмета и целей исследования, товары (услуги) входящие в одну классификационную группу не будут являться взаимозаменяемыми.

Определение взаимозаменяемых товаров основано на фактической замене товаров приобретателем или готовности приобретателя заменить один товар другим при потреблении, учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.

Услугами - заменителями авиаперевозок пассажиров могли бы являться так же услуги по перевозке пассажиров автомобильным, железнодорожным, морским транспортом. Однако, особенности расположения Магаданской области, отсутствие железнодорожного сообщения с ЦРС и другими регионами Дальнего Востока, отсутствие регулярного морского и автомобильного сообщения, предназначенного для перевозки пассажиров, определили обособленность рынка услуг воздушного транспорта по пассажирским перевозкам на внутренних авиалиниях, так как проезд на внутренних, межрегиональных направлениях по исследуемым направлениям возможен только воздушным путем, что определяет отсутствие выбора другого транспорта, кроме воздушного для передвижения с/на территории Магаданской области в разрезе изучаемых направлений: Магадан-Москва, Москва-Магадан.

Таким образом, услуги железнодорожного, автомобильного, морского транспорта не могут рассматриваться как взаимозаменяемые.

Согласно опросу, потребители при приобретении услуги авиаперевозки на исследуемом направлении, в первую очередь, обращают внимание на цену услуги – 70%, затем на время авиаперелета (количество пересадок) – 20%, на частоту полетов – 6,7%, и лишь 3,3% респондентов указали на качество услуг.

При выявлении взаимозаменяемости услуг (товаров) использовался метод «тест гипотетического монополиста».

В результате проведения «теста гипотетического монополиста» выяснялось мнение приобретателей, для чего им задавался вопрос «Как Вы поступите, если повысится стоимость на указанный  в пункте 1 вид авиаперевозок на 5-10%, а на остальные виды останется неизменной?», на который 70% респондентов предпочли выбранный вид авиаперевозки в исследуемом направлении, 30% - выбрали иной вид авиаперевозок с менее высокими ценами.

На основании изложенного, согласно опросу потребителей услуг, в зависимости от предъявляемых к услуге требованиям и особенностям поведения на товарном рынке, была выявлена группа покупателей, предпочитающих прямые регулярные авиаперевозки.

В связи с чем, продуктовые границы исследуемого рынка определены как услуги прямых регулярных авиаперевозок пассажиров.

V. Определение географических границ товарного рынка

Предварительное определение географических границ товарного рынка проведено на основе информации о регионе, на которой действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля и о территории, на которой выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Предварительно географические границы товарного рынка определены г. Магадан и г. Москва по направлениям Магадан–Москва, Москва–Магадан в соответствии со сложившейся организационно-транспортной схемой приобретения товара (услуги), исходя из состава продавцов и покупателей, а также методом установления фактических районов продаж (местонахождения приобретателей услуги авиаперевозки по заданным направлениям), хозяйствующих субъектов (продавцов услуг авиаперевозки по заданным направлениям).

При выявлении условий обращения товара, ограничивающих экономические, технологические и иные возможности приобретения услуги учитывалось следующее.

Согласно ст. 103 Воздушного кодекса, по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете.

В соответствии с п. 30 Приказа Минтранса России от 28.06.2007 N 82,  провозная плата определяется на основе установленной перевозчиком денежной суммы за перевозку пассажира между двумя пунктами маршрута перевозки от аэропорта (пункта) отправления, из которого начинается перевозка пассажира, до аэропорта (пункта) назначения, согласно договору воздушной перевозки пассажира.

Определение географических границ товарного рынка осуществлено методом установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей) услуги.

Исходя из цели исследования пунктом отправления/назначения для потребителей являются г. Магадан и г. Москва (оказывать услуги пассажирам, авиаперевозчики, осуществляющие прямые регулярные рейсы по направлениям Магадан–Москва, Москва–Магадан, имеют возможность только в аэропортах расположенные в г. Магадане и г. Москва).

Количество продавцов услуг прямых регулярных авиаперевозок пассажиров по расписанию на рассматриваемых направлениях ограничено.

На основании вышеизложенного, исходя из целей исследования, географические границы рынка определены г. Магадан и г.Москва по направлениям: Магадан-Москва, Москва-Магадан.

VI. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

В силу п. 5.1 Порядка проведения анализа в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включатся хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих  на исследуемом рынке, включаются юридические лица – хозяйствующие субъекты независимо от организационно правовой формы, имеющие в собственности (или ином законном праве владения) воздушные суда, лицензии и иные разрешительные документы, регламентирующие деятельность по авиаперевозкам пассажиров.

Продавцы на рынке услуг прямых регулярных авиаперевозок пассажиров по направлениям Магадан-Москва, Москва–Магадан в пределах территории Российской Федерации определены по данным: ОАО «Аэропорт Магадан», осуществлявших вышеназванные услуги.

Исходя из информации, полученной при определении временного интервала исследования, при определении продуктовых границ товарного рынка и при определении географических границ товарного рынка, в период 2013-5 месяцев 2014гг. определены хозяйствующие субъекты, оказывающие услуги по регулярным прямым авиаперевозкам пассажиров с/на территорию Магаданской области в разрезе исследуемых направлений (идентификация хозяйствующего субъекта (продавца):  

1. Открытое акционерное общество «Авиакомпания «Якутия», 677014 Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Быковского, д.9, ИНН 1435149030.

2. Открытое акционерное общество «Авиационная компания «ТРАНСАЭРО», 191104, г. Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 48, Литер А,       ИНН 5701000985.

3. Общество с ограниченной ответственностью «Авиакомпания «ВИМ-АВИА», 109052, г. Москва, ул. Новохохловская, д. 23, стр. 1.

На территории Магаданской области собственные авиаперевозчики пассажиров, оказывающие межрегиональные перевозки, не зарегистрированы.

В качестве потенциально возможных продавцов выступают:

– авиаперевозчики, имеющие или арендующие грузопассажирские самолеты, имеющие лицензии на право осуществления перевозок;

– сторонние авиаперевозчики, имеющие или арендующие грузопассажирские самолеты, с условием приобретения лицензии на эксплуатацию соответствующей воздушной линии при осуществлении регулярных и не регулярных пассажирских перевозок.

Покупателями на рассматриваемых товарных рынках являются физические и юридические лица, осуществляющие прямые регулярные авиаперевозки по исследуемым направлениям: Магадан–Москва, Москва–Магадан.

Таким образом, при определении состава хозяйствующих субъектов при условии того, что выявленных  хозяйствующих субъектов достаточно, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу о доминирующем положении любого из них, а также для установления влияния любого из них на состояние конкуренции, количество выявленных хозяйствующих субъектов является достаточным. Кроме того, количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.

VII. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

При определении объемов товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке была использована информация, которая содержится в ответах хозяйствующих субъектов, осуществлявших авиаперевозки пассажиров с/на территорию Магаданской области по направлениям Магадан- Москва, Москва–Магадан по итогам 2013–5 месяцев 2014гг.

Основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем прямых регулярных авиаперевозок в натуральном выражении. Объем рынка определен как сумма объемов перевозки авиапассажиров участниками рынка.

Объем рынка, характерный установленному временному интервалу, составу хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке в соответствующих границах в разрезе направлений, представлен в таблице № 1.

                                                                                                        Таблица № 1

Объемы рынка оказанных услуг прямых регулярных авиаперевозок пассажиров по направлениям Магадан-Москва; Москва-Магадан за период 2013-5 месяцев 2014гг.

 

Наименование

хозяйствующего субъекта

Объем оказанных услуг (перевозка пассажиров, чел.)

Доля, %

 

2013 год

5 месяцев 2014 года

2013 год

5 месяцев 2014 года

                                                            Магадан- Москва

ОАО «Авиационная компания «ТРАНСАЭРО»

//-//

//-//

69,9

83,5

ООО «Авиакомпания «ВИМ-АВИА

//-//

//-//

-*

13,8

ОАО «Авиакомпания «Якутия"

//-//

//-//

30,1

2,7

Всего:

//-//

//-//

100

100

CR-3

 

 

-

100

HHI

 

 

5792,02

7169,98

                                                             Москва - Магадан

ОАО «Авиационная компания «ТРАНСАЭРО»

//-//

//-//

67,6

83,4

ООО «Авиакомпания «ВИМ-АВИА»

//-//

//-//

-*

13,8

ОАО «Авиакомпания «Якутия»

//-//

//-//

32,4

2,8

Всего:

//-//

//-//

100

100

CR-3

 

 

-

100

HHI

 

 

5619,52

7153,84

* ООО «Авиакомпания «ВИМ-АВИА» в 2013 году не оказывало услуги прямых регулярных авиаперевозок пассажиров по направлениям Магадан-Москва, Москва-Магадан.

На рынке услуг прямых регулярных авиаперевозок пассажиров по направлениям Магадан–Москва, Москва–Магадан в 2013 году присутствовало 2 хозяйствующих субъекта, в период 5 месяцев 2014 года присутствовало 3 хозяйствующих субъекта.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в отношении хозяйствующего субъекта ОАО «Авиационная компания «ТРАНСАЭРО» на рынке услуг прямых регулярных авиаперевозок пассажиров по направлениям Магадан–Москва, Москва–Магадан выявлены признаки наличия доминирующего положения. Доля Общества в 2013 году по направлению Магадан-Москва составила 69,9%; по направлению Москва-Магадан составила 67,6%; в период 5 месяцев 2014 года составила: по направлению Магадан–Москва - 83,5%; по направлению Москва–Магадан – 83,4%.

Исходя из показателей рыночной концентрации (70%<CR3≤100%; HHI равным 2 000≤HHI≤10 000) рынок услуг прямых регулярных авиаперевозок пассажиров по направлениям Магадан–Москва, Москва–Магадан в пределах территории Российской Федерации в 2013 году можно охарактеризовать высоким уровнем концентрации.

Исходя из показателей рыночной концентрации (70%<CR3≤100%; HHI равным 2 000≤HHI≤10 000) рынок услуг прямых регулярных авиаперевозок пассажиров по направлениям Магадан–Москва, Москва–Магадан в пределах территории Российской Федерации в период 5 месяцев 2014 года можно охарактеризовать высоким уровнем концентрации.

Государственная помощь.

Сопоставимые рынки на территории Российской Федерации отсутствуют в силу отсутствия сопоставимого по количественному составу продавцов и покупателей товара, по условиям обращения товара, ограничивающих экономические, технические или иные возможности приобретения товара приобретателями с учетом несоразмерности объемов товарных рынков, региональных особенностей спроса на рассматриваемый товар, по условиям доступа на товарный рынок.

Сопоставимые рынки за пределами Российской Федерации отсутствуют в силу иного государственного регулирования (включая налоговое, таможенно-тарифное регулирование), помимо этого на территории Российской Федерации действуют отличные от зарубежных стран системы лицензирования деятельности по перевозке воздушным транспортом пассажиров и груза.

Таким образом, сопоставимые конкурентные рынки с тем же составом продавцов и покупателей, объемами оказанных услуг. В связи с отсутствием конкурентных рынков отсутствует и сопоставимый конкурентный тариф, с которым можно было бы сравнить тарифы, устанавливаемые авиаперевозчиками на маршруте Москва-Магадан-Москва.

VIII. Определение барьеров входа на товарный рынок

К качественным показателям, характеризующим структуру товарного рынка, относятся наличие (отсутствие) барьеров входа на рынок для потенциальных конкурентов и степень их преодолимости.

Основными барьерами входа новых хозяйствующих субъектов (потенциальных конкурентов) на рассматриваемый товарный рынок являются:

  1. экономические ограничения: значительная стоимость первоначального капитала; связанные с преимуществом хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, перед потенциальными участниками товарного рынка, в частности, по затратам и по спросу на товар, по наличию долгосрочных договоров с приобретателями; задолженности авиакомпаниям за выполненные работы по заявкам бюджетных организаций; большие капитальные вложения на закупку новой авиатехники, неудовлетворенная потребность в квалифицированных специалистах;
  2. административные ограничения, в том числе связанные с условиями лицензирования деятельности по перевозки воздушным транспортом пассажиров; установленные Правилами предоставления субсидий организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2009 № 1095;
  3. высокие цены на авиатопливо на которое приходится около 1/3 всех затрат при авиаперевозках;
  4.  высокая степень монополизации рынка;
  5. невозможность использования воздушных судов большей вместимости и экономической эффективности, связанных с конструктивными и организационными недостатками аэропорта;
  6.  наличие в ценовой политике авиакомпаний явно выраженного сезонного фактора, определяющего существенные ценовые колебания.

Барьеры входа на рынок можно признать труднопреодолимыми. На основании наличия значительных барьеров, следует вывод о том, что доступ на рынок новых хозяйствующих субъектов затруднен.

IX. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

  1. Сопоставление и анализ количественных и качественных показателей, характеризующих структуру товарного рынка, позволил определить рыночную структуру изучаемого рынка и степень развития конкуренции на данном рынке. Рынок услуг прямых регулярных авиаперевозок пассажиров по направлениям Магадан–Москва, Москва – Магадан в пределах территории Российской Федерации является высококонцентрированным, с неразвитой конкуренцией (HHI =5619,52 в 2013 году; HHI = 7153,84 в период 5 месяцев 2014 года). Доступ новых хозяйствующих субъектов затруднен.
  2. В отношении хозяйствующего субъекта ОАО «Авиационная компания «ТРАНСАЭРО» на рынке услуг прямых регулярных авиаперевозок пассажиров по направлениям Магадан–Москва, Москва–Магадан выявлены признаки наличия доминирующего положения. Доля ОАО «Авиационная компания «ТРАНСАЭРО» в выделенных географических границах по итогам 2013 года составила: по направлению Магадан – Москва - 69,9%; по направлению Москва–Магадан - 67,6%; по итогам 5 месяцев 2014 года составила: по направлению Магадан – Москва – 83,5%, по направлению Москва–Магадан – 83,4%.
  3. На рынке услуг прямых регулярных авиаперевозок пассажиров по направлениям Магадан–Москва, Москва–Магадан в пределах территории Российской Федерации по итогам 2013 года выявлены:

 – признаки наличия доминирующего положения ОАО «Авиационная компания «ТРАНСАЭРО» с долей более 50%.

  1. На рынке услуг прямых регулярных авиаперевозок пассажиров по направлениям Магадан–Москва, Москва–Магадан в пределах территории Российской Федерации по итогам 5 месяцев 2014 года выявлены:

 – признаки наличия доминирующего положения ОАО «Авиационная компания «ТРАНСАЭРО» с долей более 50%.

  1. Для развития и сохранения инфраструктуры, для устойчивого обеспечения пассажирских авиаперевозок по направлениям Магадан–Москва, Москва–Магадан необходимо:

– своевременное, стабильное и достаточное финансирование для создания соответствующего спроса на услуги;

– проведение жесткой государственной тарифной политики в сфере аэропортовых услуг, в частности по заправке топлива;

– контроль за ситуацией на рынках оптовой реализации авиатоплива.

Начальник ОРДМ и КЭК                                                                    

Ведущий специалист-эксперт ОКЗ и АЗ                                         

Перечень документов, использованных антимонопольным органом для анализа рынка услуг:

  1. Воздушный Кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ.
  3. Федеральный Закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  4. Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
  5. Постановление Правительства РФ от 05.05.2012 № 457 «О лицензировании деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров и перевозкам воздушным транспортом грузов (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)».
  6. Постановление Правительства РФ от 29.12.2009 № 1095 «Об утверждении правил предоставления субсидий организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении».
  7. Постановление Росстата от 18.07.07 № 57 «Об утверждении статистического инструментария для организации Росавиацией статистического наблюдения за деятельностью воздушного транспорта».
  8. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».
  9. Приказ ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке».
  10. Приказ ФАС России от 25.05.2012 № 345 «Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией».
  11. Приказ Минтранса РФ от 25.09.2008 № 155 «Об утверждении Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации».
  12. Приказ Минтранса России от 28.06.2007 № 82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей».
  13. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОК 029-2007) (КДЕС Ред. 1.1) от 01.01.2008.
  14. Письмо ОАО «Аэропорт Магадан» от 12.08.2014 № 2-303Д на запрос Магаданского УФАС России от 05.08.2014 № 01-10/2456.
  15. Копия письма ОАО «Авиационная компания «ТРАНСАЭРО» от 16.07.2014 № 15.00-9986 на запрос Магаданского УФАС России от 19.06.2014 № 01-10/1914.
  16. Копия письма ООО «Авиакомпания «ВИМ-АВИА» от 30.07.2014 № 1705-И14 на запрос Магаданского УФАС России от 19.06.2014 № 01-10/1913.
  17. Письмо ОАО «Авиакомпания «Аэрофлот - Российские авиалинии» от 28.08.2014        № 126-1689 на запрос Магаданского УФАС России от 07.08.2014 № 01-10/2488.
  18. Письмо ОАО «Авиакомпания «Якутия» от 19.08.2014 № 18/436 на запрос Магаданского УФАС России от 07.08.2014 № 01-10/2487.
  19. Анкетирование потребителей услуг.
  20. Иная информация.