О регулировании торговых надбавок на продукты питания на территории Магаданской области.

Одним из острых вопросов является вопрос о ценах на продукты питания.  Кем и как устанавливаются цены на продукты питания в Магаданской области ?

Правительство Российской Федерации предоставило право органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливать снабженческо-сбытовые и торговые надбавки к ценам на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов (постановление  от 7.03.1995 г. N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)").

В целях реализации указанного права Правительством Магаданской области определен уполномоченный орган по государственному регулированию цен, надбавок на продукцию, товары - Департамент цен и тарифов Магаданской области (постановление  25.09.2014 № 787-пп «О регулировании цен (тарифов) в Магаданской области»).

Департамент цен и тарифов Магаданской области осуществляет государственное регулирование торговых надбавок на отдельные социально значимые товары народного потребления, реализуемые на территории Магаданской области: хлеб пшеничный (белый) массой не менее 300 граммов; хлеб из смеси ржаной и пшеничной муки массой не менее 300 граммов; молоко не более 3,2% жирности; кефир не более 3,2% жирности; масло подсолнечное рафинированное 1 литр; яйцо куриное; сыр отечественного производства 45% жирности, весовой; масло сливочное 72,5% жирности, весовое; сахар песок; мука высшего сорта весовая и фасованная; продукты детского питания (включая пищевые концентраты) за исключением соков (напитков), расфасованных в тетрапакеты различной емкости, имеющие надписи "рекомендовано для детского питания", "может применяться для питания детей с 3-летнего возраста" и т.п.; говядина взрослая (кроме бескостного мяса); свинина (кроме бескостного мяса); куры охлажденные и мороженные для супа и жарки, включая бройлеры, различных видов разделки (потрошеные и полупотрошеные) (п. 2.4.7. постановление  25.09.2014 № 787-пп)

Приказом Департамента цен и тарифов Магаданской области от 11.02.2009 №2-ПР/6 утверждены предельные размеры оптовых торговых надбавок на отдельные социально значимые товары народного потребления, реализуемые на территории Магаданской области.

Приказом Департамента цен и тарифов Магаданской области от 04.05.2011 №2-ПР/21 утверждены предельные размеры розничных торговых надбавок на отдельные социально значимые товары народного потребления, реализуемые на территории Магаданской области.

Приказом Департамента цен и тарифов Магаданской области от 24.02.2015 №2-ПР/9 (с изм. внесенными приказом №2-ПР/16 от 13.03.2015) утверждены предельные размеры оптовых торговых надбавок на мясо, включенное в перечень отдельных социально значимых товаров народного потребления, реализуемых на территории Магаданской области.

Приказом Департамента цен и тарифов Магаданской области от 24.02.2015 №2-ПР/10 (с изм. внесенными приказом №2-ПР/16 от 13.03.2015) утверждены предельные размеры розничных торговых надбавок на мясо, включенное в перечень отдельных социально значимых товаров народного потребления, реализуемых на территории Магаданской области.

Региональный государственный контроль (надзор) за применением регулируемых цен на территории Магаданской области возложен Правительством Магаданской области на Департамент цен и тарифов Магаданской области.       

В соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту- Закон о защите конкуренции), с Положением о Федеральной антимонопольной службе (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 №331),  Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы (утв. приказом ФАС России от 26.01.2011 №30) в рамках антимонопольного регулирования антимонопольная служба осуществляет контроль за ценообразованием на потребительском рынке в части обоснованности устанавливаемых хозяйствующими субъектами цен на товары (услуги), в случае, если данный субъект занимает доминирующее положение. Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Условия, на основании которых положение хозяйствующего субъекта может быть признано доминирующим, установлены статьей 5 Закона о защите конкуренции.      

Хозяйствующие субъекты, реализующие в г. Магадане продукты питания в розницу не имеют признаков доминирующего положения, поскольку абсолютно очевидно, что ни один из них, в силу их большого количества, не сможет занять долю более 50% от всей реализации продуктов питания в городе Магадане и (или) оказывать решающее влияние на условия обращения товара на рынке.