Полномочия Магаданского УФАС России по контролю за ценами на лекарственные средства

1. В полномочия антимонопольного органа, установленные Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) и Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным Приказом Федеральной антимонопольной службы от 26.01.2011 № 30, входит контроль за соблюдением запрета на установление хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, монопольно высоких (низких) цен (в случае, когда цены (тарифы) не подлежат государственному регулированию) – пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, на нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования (в случае, когда цены (тарифы) подлежат государственному регулированию) – пункт 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, а также на соглашения хозяйствующих субъектов (то есть договоренности в письменной форме, содержащейся в документе или нескольких документах, а также договоренности в устной форме), результатом которых является установление или поддержание цен - пункт 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Оборот лекарственных средств на территории Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 12.04.2010 №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 № 865 «О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов» государственному регулированию подлежат цены на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства. Регулирование цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты (далее – ЖНВЛП) осуществляется на федеральном (путем регистрации предельных отпускных цен производителей) и местном (путем установления предельных оптовых и розничных надбавок) уровнях.

В соответствии с Постановлением Правительства Магаданской области от 25.09.2014 № 787-пп «О регулировании цен (тарифов) в Магаданской области» уполномоченным органом по государственному регулированию цен на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП (п.2.4.12), и осуществлению регионального государственного контроля (надзора) за их применением на территории Магаданской области (п.1) является Департамент цен и тарифов Магаданской области.      За разъяснениями по вопросу установления цен на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, Вы можете  обратиться в  Департамент цен и тарифов Магаданской области по адресу г.Магадан, ул. Пролетарская,14.

Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП) утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.12.2011 № 2199-р .

Государственное регулирование розничных цен на лекарственные препараты, не включенные в перечень ЖНВЛП, законодательством Российской Федерации не предусмотрено. Цены на лекарственные средства, не включенные в перечень ЖНВЛП, являются свободными и формируются продавцами, исходя из складывающейся на рынке конъюнктуры (спроса и предложения).

Действия хозяйствующих субъектов, включенных в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке более 35 %, по изменению цен на лекарственные средства, подлежат проверке на предмет соблюдения требований статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

Реестр хозяйствующих субъектов (за исключением финансовых организаций), имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов размещен на официальном сайте ФАС России по ссылке -http://reestr.fas.gov.ru/welcome/showreg/135

Действия хозяйствующих субъектов (вне зависимости от наличия/отсутствия доминирующего положения), осуществляющих деятельность по розничной реализации лекарственных средств, при наличии оснований, подлежат проверке на предмет соблюдения требований статей 11, 11.1 Закона «О защите конкуренции». В связи с этим, при наличии у граждан, средств массовой информации сведений о соглашениях о поддержании, изменении цен на лекарственные средства между аптечными учреждениями, о публичных заявлениях должностных лиц аптечных учреждений о совершении действий, направленных на изменение цен, Магаданское УФАС России просит направлять имеющиеся сведения в адрес управления.

При этом, учитывая, что в настоящее время наибольшее число обращений граждан о фактах повышения цен на лекарственные средства поступает в отношении аптечных учреждений г. Магадана, Магаданское УФАС России обращает внимание, что товарный рынок услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в географических границах г. Магадана относится к рынку с развитой конкуренцией.

По результатам проведенного Магаданским УФАС России анализа данного рынка в г. Магадане не выявлено ни одного хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на вышеуказанном рынке.  Соответственно, ни один из участников рынка услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в географических границах г. Магадана не имеет возможности оказывать влияние на обращение товара на данном рынке, влиять на вопросы ценообразования.

Следовательно, действия хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на товарном рынке розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в географических границах г. Магадана, по установлению цен на лекарственные средства, на предмет  их обоснованности не подпадают под запреты, предусмотренные статьей 10 Закона «О защите конкуренции». 

 

2. Граждане вправе направлять в антимонопольный орган заявления, указывающие о наличии в действиях хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную торговлю лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами признаков нарушения антимонопольного законодательства при установлении цен.   

Вместе с тем, Законом о защите конкуренции установлены требования к заявлению, направляемому в антимонопольный орган. Заявление подается в письменной форме и должно содержать следующие сведения:

1) сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество и адрес места жительства для физического лица; наименование и место нахождения для юридического лица);

2) имеющиеся у заявителя сведения о лице, в отношении которого подано заявление;

3) описание нарушения антимонопольного законодательства;

4) существо требований, с которыми заявитель обращается;

5) перечень прилагаемых документов.

К заявлению прилагаются документы, свидетельствующие о признаках нарушения антимонопольного законодательства. В случае невозможности представления документов указывается причина невозможности их представления, а также предполагаемые лицо или орган, у которых документы могут быть получены.

В случае отсутствия в заявлении вышеуказанных сведений и документов антимонопольный орган оставляет заявление без рассмотрения и  уведомляет в письменной форме заявителя о порядке обращения в антимонопольный орган.

 По результатам анализа заявлений по вопросам, связанным с установлением цен, Магаданским УФАС России установлено, что основными недостатками заявлений являются:  

- отсутствие сведений о лице, в отношении которого подано заявление (например, отсутствие наименования и места нахождения (адреса) юридического лица либо индивидуального предпринимателя). Информация о наименовании организации, месте ее нахождения (адрес) размещается вывеске, а также зачастую на товарных чеках, уголках потребителя.

- к заявлению не прилагаются документы, свидетельствующие о признаках нарушения антимонопольного законодательства (например, товарные чеки, свидетельствующие о покупке товаров, цены на которые, по мнению заявителя, установлены с нарушением антимонопольного законодательства).

-  отсутствует описание нарушения антимонопольного законодательства (в частности, заявителями не указываются: точное международное непатентованное наименование, торговое наименование, форма выпуска и производитель приобретенного лекарственного препарата, цены, по которым товары приобретались ранее).

По вышеизложенным обстоятельствам и в целях оперативного реагирования со стороны антимонопольного органа на заявления о фактах увеличения цен на лекарственные средства, гражданам необходимо соблюдать минимальные требования к оформлению заявления, предусмотренные Законом о защите конкуренции.