Магаданским УФАС в феврале 2009 года рассмотрены обращения ООО «Славянский продукт» и ОАО «Сусуманский ГОК «Сусуманзолото»

           Магаданским УФАС  в феврале 2009 года рассмотрены обращения ООО «Славянский продукт» и ОАО «Сусуманский ГОК «Сусуманзолото» по поводу  злоупотребления  ОАО «ММТП»(Порт) доминирующим положением путем введения платы за выдачу пропусков и проведение инструктажа от 26.01.2009  и дополнение к нему от 29.01.2009.

            В результате проверки установлено, что руководство Порта указанные действия  обосновывает тем, что это дополнительная услуга, оказываемая контрагентам, не регулируемая   органами власти в установленном порядке.

           С указанными доводами  Магаданское УФАС не согласно по следующим основаниям.

           Услуги в морском порту оказываются юридическими лицами  и индивидуальными предпринимателями на основании договоров с пользователями.

           Понятие товара, услуги дано в статье 4  Федерального Закона от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее закон о конкуренции): «товар, (работа, услуга) - объект, предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот». Частью 1 статьи 779 ГК РФ установлено, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель (в данном случае Порт) обязуется по заданию заказчика совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность. Порт установил плату за выдачу пропусков  и проведение инструктажа не  только не по заданию, но и против желания  контрагентов, договора в соответствии с требованиями ГК РФ отсутствуют, таким образом,  указанные действия, не  являются  возмездной услугой.

           Статьей 8 Конституции РФ гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности; признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.  Согласно статье 74 Конституции на территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.  Ограничение перемещения товаров и услуг может вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

            Таким образом, ограничение перемещения товаров может вводиться только в целях, указанных в статье 74 Конституции и только в соответствии с федеральными законами,  то есть безопасность в порту  является  предметом   государственного регулирования, распоряжения руководителей Порта о введении платных пропусков и инструктажа и Положения о порядке выдачи пропусков и проведения инструктажа,  по мнению УФАС ,  нарушают статьи 8,74 Конституции РФ и статью 8 Федерального Закона 261-ФЗ от 08.11.2007 « О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

           Частью 11 Закона 261-ФЗ установлено, что обеспечение безопасности мореплавания на подходах к порту, стоянки судов в Порту, порядка в морском Порту и принятие мер по защите морского судоходства и объектов инфраструктуры Порта от актов незаконного вмешательства в границах морского Порта является функцией Администрации морского порта во главе с капитаном Порта. 31 мая 2006 года приказом ФГУ «Администрация морской порт «Магадан»  № 22 от 31.05.2006 утверждены и введены в действие с 15 июня 2006 года  новые Обязательные Постановления по морскому порту Магадан,  в том числе постановление  «Безопасность и сохранность сооружений на акватории и территории морского торгового порта Магадан».

           Таким образом, в соответствии с  федеральным законодательством  руководство ОАО «ММТП»  не имеет прав на   разработку Положения  и распоряжений по порядку выдаче пропусков и проведение инструктажа  на въезд /выезд, вход/выход на /с территории порта, а  также на контроль за безопасностью в порту,  который не может являться продуктом деятельности ОАО «ММТП» на товарном рынке,  значит, не является дополнительно оплачиваемой услугой.    

           В соответствии со статьей 8 261-ФЗ кроме безопасной эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта в Порту должно быть обеспечено эффективное использование объектов инфраструктуры морского порта, находящихся в государственной собственности (пункт 6) ;  равные условия для осуществления деятельности в  морском порту (пункт 7); равный доступ к услугам в морском порту (пункт 8).  

           Принятие руководством порта указанных локальных актов препятствует равноправной деятельности хозяйствующих субъектов в морском порту, равный доступ к услугам Порта.                       

          Исходя из вышесказанного,  Магаданское УФАС пришло к выводу, что поскольку  организация выдачи пропусков и проведения инструктажа, в том числе  и за плату, не связаны с деятельностью  Порта по  возмездному оказанию услуг контрагентам, эти действия не могут являться нарушением статьи 10 Закона 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», в тоже время  администрацией  ОАО «ММТП» нарушены статьи 8 и 74 Конституции РФ, 261-ФЗ от 08.11.2007 « «О морских портах в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты», устранение которых не относится к полномочиям антимонопольных органов.  Поскольку контроль за соблюдением федерального законодательства в сфере транспорта возложен на транспортную прокуратуру,  материалы  проверки направлены   в   указанный адрес для  принесения представления руководству Порта,  с просьбой о результатах рассмотрения сообщить заявителю.

             Магаданской транспортной Прокуратурой 25.03.2009 принесен протест на распоряжения по ОАО «ММТП» № 02 от 15.01.2009 и № 03 от 19.01.2009 «Положения об оказании услуг на проведение инструктажа и оформление пропуска на вход/въезд на территорию ОАО «ММТП».  В связи с тем, что ОАО «ММТП» не выполнил требования прокуратуры в добровольном порядке, 13 мая 2009 в Магаданский городской суд в порядке статей 45 ГПК  транспортной прокуратурой направлен исковое заявление о признании действий порта по взиманию оплаты за оформление и выдачу пропусков на вход (въезд) на территорию порта неправомерными.