О ситуации на российском рынке топлива

О ситуации на российском рынке топлива.

Ответы на наиболее часто задаваемые вопросы

 

В адрес Президента России, Правительства и Федеральной антимонопольной службы поступают многочисленные обращения граждан по поводу наблюдаемого практически во всех регионах страны роста розничных цен на автомобильное топливо. Многие граждане, обращаясь в высшие органы власти Российской Федерации, требуют ввести государственное регулирование цен на бензин и дизельное топливо.

Также граждане указывают на недостаточное, с их точки зрения, снижение розничных цен на нефтепродукты по сравнению с уровнем падения мировых цен на нефть, которая является основной статьей затрат на производство автомобильного топлива.

 

Федеральная антимонопольная служба отвечает на поставленные вопросы в пределах своей компетенции.

 

Вопрос: Почему государство не регулирует цены на такой социально значимый продукт, как бензин?

Действующими законами Российской Федерации не предусмотрено государственное регулирование цен на нефтепродукты, и цены на указанные товары должны формироваться на основе рыночного механизма конкуренции.

 

Вопрос: Россия добывает нефть. Почему во многих странах, например, в США цены на бензин ниже, хотя эти страны импортируют нефть?

Практически на всех территориях России уровень конкуренции в сфере реализации нефтепродуктов недостаточен, поскольку рынки (в первую очередь – оптовые) в той или иной степени контролируются крупнейшими российскими вертикальноинтегрированными нефтяными компаниями – т.н. ВИНКами и их дочерними структурами. Все крупнейшие из ныне действующих нефтеперерабатывающих заводов были построены еще в период плановой экономики в привязке к определенным нефтедобывающим мощностям и для обеспечения нефтепродуктами определенных территорий.

Развитию конкуренции препятствует дефицит нефтеперерабатывающих мощностей и нефтехранилищ, высокие экономические и административные барьеры, затрудняющие появление на рынках новых игроков (стоимость строительства нефтеперерабатывающих заводов и нефтебаз, жесткие требования земельного и природоохранного законодательства).

 

Вопрос: Почему в последнее время выросли цены на заправках? Как ФАС России планирует действовать в сложившейся ситуации?

Сегодня на розничных ценах на топливо отражается произошедший в мае-июне всплеск оптовых цен, поскольку происходит реализация продукции, закупленной по завышенным ценам.

Первое повышение нефтяными компаниями в  январе-феврале 2009 года оптовых цен на нефтепродукты (наряду с иными факторами) привело к замедлению снижения цен на нефтепродукты в рознице, а второе повышение нефтяными компаниями в мае-июне 2009 года оптовых цен – к росту розничных цен на нефтепродукты. При этом доходность розничной реализации автомобильного топлива в период с января по июль 2009 года существенно снизилась – например, по бензину АИ-92 розничная наценка в среднем по России снизилась с 6 рублей 91 копейки с литра до 1 рубля 5 копеек.

В случае выявления необоснованного роста цен на региональных оптовых и розничных рынках, территориальные управления ФАС России также возбуждают дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в отношении продавцов, реализующих нефтепродукты в опте, мелком опте и рознице.

В настоящее время Федеральная антимонопольная служба установила, что крупнейшие вертикальноинтегрированные нефтяные компании в январе-феврале и в мае-июне 2009 года искусственно создали на оптовом рынке автомобильного топлива дефицит и спровоцировали ажиотажный спрос со стороны перепродавцов автомобильного топлива, что привело к резкому и практически единовременному повышению оптовых цен и явилось причиной роста розничных цен в регионах Российской Федерации.

ФАС России квалифицировала указанные действия крупнейших нефтяных компаний - ОАО «Лукойл», ОАО «НК Роснефть», ОАО «ТНК-ВР Холдинг» и ОАО «Газпром нефть» - как очередные нарушения статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции». В настоящий момент уже приняты решения о признании ОАО «НК Роснефть», ОАО «ТНК-ВР Холдинг» и ОАО «Газпром нефть» нарушившими антимонопольное законодательство в первую половину 2009 года, компании будут привлечены к административной ответственности с учетом повторного совершения нарушения законодательства.

 

Вопрос: Какие рыночные факторы оказывают влияние на стоимость топлива?

При оценке обоснованности уровня цен на автомобильное топливо необходимо также обратить внимание на следующие объективные обстоятельства:

При сопоставлении динамики цен на нефтепродукты с уровнем падения мировых цен на нефть нельзя не учитывать изменения курса российской валюты и установленную величину вывозной пошлины, поскольку цена нефти на внутреннем рынке формируется на основе мировых цен.

Существенное влияние на ценообразование оказывают также европейские цены на нефтепродукты – производители могут выбирать между поставкой на внутренний рынок и экспортом, и в случае превышения потенциальной доходности экспорта, предложение нефтепродуктов на внутреннем рынке уменьшается, что приводит к росту цен.

 

Вопрос: Какие полномочия есть у ФАС России для пресечения нарушений на рынке топлива?

ФАС России и ее территориальные органы проводят постоянный мониторинг состояния оптовых и розничных рынков нефтепродуктов и уровня цен в регионах.

ФАС России, действуя на основе Федерального закона «О защите конкуренции», пресекает злоупотребления со стороны монополистов (хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара). Нарушения в первую очередь выражаются в установлении монопольно высоких цен на нефтепродукты в оптовом и розничном звене. В указанных случаях ФАС России вынужденно вмешивается в процессы ценообразования на монополизированных оптовых и розничных рынках нефтепродуктов.

В соответствии со своими полномочиями, на основании норм Федерального Закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», при выявлении факта ценового сговора, установления монопольно высоких цен или иных злоупотреблений доминирующим положением и наличии надлежащих доказательств, Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные управления выносят предписания об устранении нарушений и совершении действий, направленных на развитие конкуренции и налагают на нарушителей административные штрафы, размер которых рассчитывается в процентах от годового оборота компании.

 

Вопрос: Что уже сделано для борьбы с монополистами?

Всего 2008-2009 году ФАС России и ее территориальные органы уже рассмотрели порядка 200 дел в отношении нефтяных компаний, как в опте, так и рознице. По 113 делам приняты решения о признании факта нарушения, наложены штрафы на общую сумму более 6 млрд. рублей. Большая часть из них приходится на крупнейшие нефтяные компании:

ОАО «ТНК-ВР Холдинг» - 1 112 448 795,36 рублей,

ОАО «Газпром нефть» - 1 356 560 819,53 рублей,

ОАО «ЛУКОЙЛ» - 1 443 072 960,13 рублей,

ОАО «НК «Роснефть» - 1 508 688 396,37 рублей

   По делам в регионах совокупный размер штрафов приближается к 1,5 млрд. рублей.

Кроме того, законность и обоснованность решений антимонопольных органов во многих случаях подтверждаются судами, порядка 10 решений уже прошли три судебные инстанции, десятки других – арбитражными и апелляционными судами.

 

Вопрос: Где можно получить информацию о ситуации на рынке бензина в моем регионе?

Учитывая, что тенденции по изменению цен на топливо в регионах России носят схожий характер, ФАС России размещает на своем сайте материалы о ситуации на рынках нефтепродуктов, возбужденных делах и принятых решениях, а также на сайтах соответствующих территориальных управлений (адреса и контакты можно найти на fas.gov.ru, раздел «О ФАС России», далее «Территориальные органы ФАС России»).

 

О ситуации на розничном и оптовом рынках нефтепродуктов в  Магаданской области

 

 Основным поставщиком нефтепродуктов на территорию Магаданской области в 1 п/г 2009г. являлось  ООО «Колыманефтепродукт».

Поставляемые  в область  нефтепродукты закупались ими  у:  ООО «РН-Востокнефтепродукт» г. Хабаровск, ООО «Технотек»,  ООО "Находка-портбункер», ООО «Альянс бункер». 

На территории   Магаданской области в первом полугодии 2009г. можно было наблюдать снижение оптовых цен на нефтепродукты: А-80 на 20,1%,  Аи-95 на 9,4%, Д/т (лет.) на 33,1%, Аи-92 на 15,9%, Д/т(лет) – 22,1%, ТС-1 – 25,5%. По состоянию на 28.07.2009г. оптовые отпускные ООО «Колыманефтепродукт» составили за тонну: А-80 – 25500 руб., Аи-92 – 27700 руб., Аи-95 – 31525 руб., ТС- 1 – 27500руб. Д/Т(лет.)   – 24400 руб., ТСМ – 21300 руб., Д/Т (лет. 0,05-62) – 26500руб.

Однако с 29.07.2009г. цены на некоторые виды нефтепродуктов резко повысились, так стоимость тонны Аи-92 подорожала на 24,2% и составила – 34400руб/т;  А-80 на 14,7% и составила – 29250руб./т.

Изменение оптовых цен на территории Магаданской области неизбежно отражается и на розничных ценах, так  в первом полугодии 2009г. соответственно можно было наблюдать снижение розничных цен на нефтепродукты по основным поставщикам (ООО «Тосмар», ООО «Магаданнефто», ООО «Фирма Магсервис») на А-80 на – 17,6%,  Аи-92 на 15,2%, Аи-95 на – 8,7%.  По состоянию на 31.07.2009г. средние розничные цены на территории г. Магадана составили,  за литр:  А-80 –20,20 руб.,  Аи-92 – 22,90 руб.,  Аи-95 – 26,20 руб., Д/т (0,05-62)– 23,50 руб., ТСМ – 20,50

С 01.08.2009г. изменились розничные цены: на  Аи-92 на 20,5% и составила – 27,60руб./л;  А-80 на  13,9% и составила 23,00руб/л.

Причиной повышения цен на нефтепродукты послужил рост закупочных цен поставщиков в Приморском крае на: А-80 – 116,1%, Аи-92 – 128%, при этом  рост оптовых цен составил:  А-80 – 114.7%, Аи-92 – 124,2%; рост розничных цен составил: А-80 – 113,9%, Аи-92 – 120,5%.

В соответствии с постановлением Правительства РФ №239 от 07.03.1995 в действующей редакции и постановлением Администрации Магаданской области от 25.01.2007 №12-па «О регулировании цен и тарифов в Магаданской области», приказом Департамента цен и тарифов Магаданской области №2-Пр/4 от 21.03.2008 «Об установлении предельных торговых надбавок на нефтепродукты, реализуемые на территории Магаданской области» для  всех хозяйствующих субъектов осуществляющих  оптовую и розничную торговлю нефтепродуктами на территории области установлены  предельные  торговые надбавки.

Предельные размеры торговых надбавок учитывают транспортные расходы  в пункт реализации.

Магаданское УФАС России ежеквартально проводит проверку порядка ценообразования на рынке оптовой и розничной реализации нефтепродуктов в регионе. В результате  контроля со стороны теруправления  соблюдения порядка ценообразования  при установлении оптовых и розничных цен на нефтепродукты (включая авиакеросин), нарушений статьи 10  Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в  1полугодии 2009г. не установлено. При этом предельные надбавки, в рамках которых осуществляют деятельность  хозяйствующие субъекты Магаданской области ниже установленных.