Укрощение упрямого бензина

             О необоснованном росте стоимости топлива премьер Владимир Путин заявил еще 9 февраля на совещании в Санкт-Петербурге. С тех п-ор эта тема - обязательный пункт повестки правительственных заседаний.

- Мы рассчитали в оптовом звене, они снизились на две тысячи рублей за тонну, но мы полагаем, что должно быть в два раза быстрее, - доложил обстановку глава ФАС Игорь Артемьев.
Главный антимонопольщик отметил, что цены в рознице на дизтопливо также снизились - в среднем на один рубль, то есть на 4 - 5%. Но ФАС рассчитывала, что они упадут на 8 - 12%. В связи с этим Артемьев заявил, что его ведомство "готово подождать еще неделю адекватного снижения цен на АЗС". И на всякий случай напомнил, что на днях Высший арбитражный суд подтвердил законность решения ФАС о взыскании с "Газпром нефти" 4,7 миллиарда рублей штрафа из-за завышения стоимости топлива.
- У правительства нет никакого желания ставить российские нефтяные компании в невыигрышное положение, наносить ущерб экономической деятельности, но цены на рынке должны быть экономически обоснованными, - пояснил Владимир Путин.
Глава правительства в который раз напомнил, что ценообразование должно быть максимально прозрачным. В этом может помочь биржа, которая исключит из цепочки ненужных посредников. Разговоры о том, что порядка 15% всего произведенного топлива нефтяники должны реализовывать на торгах, а министерства и ведомства делать там не менее 10% топливных закупок, ведутся давно. Но на вчерашнем президиуме выяснилось, что реально ничего похожего не происходит. По крайней мере, по информации вице-премьера Игоря Сечина, "ни одна федеральная структура в процессе не участвовала".
- Анатолий Эдуардович, - обратился Путин к министру обороны Анатолию Сердюкову, - Кто у вас занимается тыловым обеспечением? Дайте соответствующую команду, пусть с коллегами поработает.
Премьер подчеркнул, что "крупные бюджетные потребители должны работать на бирже" и поручил Федеральной службе по финансовым рынкам подумать над созданием Биржевого комитета.
Вице-премьер Сергей Иванов, в свою очередь, сообщил, что в свете принятых правительством решений по снижению цен на топливо стоимость авиакеросина за тонну снизилась с 24 тысяч рублей (в конце года - в пик авиаперевозок) до 19 - 22 тысяч рублей.
- Надо, чтобы это отразилось и на билетах, - отреагировал премьер.
Вице-премьер также сообщил, что регион региону - рознь. К примеру, на Сахалине и Камчатке стоимость авиакеросина самая высокая "по понятным причинам".
- Нет-нет, там есть и непонятные причины, там монополька, - ответил Владимир Путин.
Доля авиакеросина в цене билета - 30 - 35%. Внутри страны к составляющим стоимости добавляется еще и НДС, заметил Сергей Иванов. А потому получается, что за рубеж порой летать дешевле, чем по родным просторам. Премьер признал, что этот вопрос нужно обсуждать с экономическими ведомствами.