Нефтяники пошли на снижение цен на бензин (комментарий специалиста)

Чиновники антимонопольного ведомства, выступающие за влияние биржевого механизма на ценообразование на российском топливном рынке, могут быть довольны. Всю прошлую неделю бензин на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) дешевел: дополнительные объемы топлива обеспечили белорусские НПЗ. В итоге на изменение биржевых индексов отреагировали российские заводы в Центральной России, снизив мелкооптовые цены на бензин. Впрочем, на розничном рынке это падение не отразится.

Согласно данным ИАЦ «Кортес», биржевые цены на бензин АИ-92 за неделю с 4 по 7 марта снизились на 1119 руб. за тонну, до 29 623 руб. На СПбМТСБ падение индекса Регуляр-92 составило 218 руб., до 30 548 руб. за тонну, указано в материалах биржи.

Эксперты связывают снижение цен с увеличением предложения за счет роста поставок белорусских нефтепродуктов. Сейчас между Россией и Белоруссией действует нефтяной баланс: согласно ему российская нефть поступает на белорусские НПЗ и возвращается на отечественный рынок. За год поставки могут составить около 2 млн т бензина, но пока действие этого механизма согласовано только на первый квартал 2013 года. В итоге сейчас белорусские производители вступают в ценовую конкуренцию с российскими заводами, которые расположены ближе к белорусскому рынку.

По словам заместителя гендиректора «Алгоритм. Топливный интегратор» Виктора Костюкова, объем сделок на СПбМТСБ по белорусскому АИ-92 составил 30% от сделок на ярославском и рязанском заводах, а цены на базисе Злынка-экспорт за четыре дня снизились примерно на 400—450 руб. за тонну. В итоге мелкооптовые цены пришлось снижать и российским заводам: Московский НПЗ на АИ-95 скинул 700 руб. за тонну, Ярославский НПЗ на АИ-95 (-700 руб. за тонну) и АИ-92 (-1100 руб. за тонну).
Г-н Костюков отмечает, что никогда московский завод не проводил в марте снижение цен на бензин. Обычно цены в преддверии наступающей весны только росли, в лучшем случае оставались неизменными до середины апреля. Он связывает это с влиянием формируемых биржевых индикаторов на мелкооптовый рынок.

Это влияние должно иметь долгосрочную тенденцию — не меньше месяца, поэтому пока рано говорить о том, что биржевые индексы стали реальным рыночным показателем, считает исполнительный директор Российского топливного рынка Григорий Сергиенко.

Регуляторы давно хотели создать биржевой индикатор цен на нефтепродукты, который признавался бы рынком. А ФАС могла бы использовать их для того, чтобы определять, кто из нефтяников завышает цены на топливо. В итоге в феврале был подписан совместный приказ ФАС и Минэнерго, согласно которому крупные нефтяные компании должны продавать на бирже не менее 10% производимого в месяц бензина (в феврале на СПбМТСБ компании реализовали 9,9%), 5% дизеля, 10% топлива для реактивных двигателей и 2% мазута. Впрочем, г-н Сергиенко сомневается, что этих объемов топлива достаточно, чтобы обеспечить ликвидность торгов.

По материалам РБК Daily
 

Из вышепредставленного ФАС материала понятно, что как только на рынке нефтепродуктов появляется конкуренция, начинают действовать рыночные механизмы и устанавливается рыночная цена на товар. Данную ситацию прокомментировала ведущий специалист-эксперт управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области Кира Зимина:

"Основная потребность в нефтепродуктах в Дальневосточном регионе удовлетворяется за счет НПЗ расположенных в Дальневосточном регионе, одной из таких крупных компаний является Комсомольский НПЗ, который расположен в городе Комсомольск-на-Амуре в Хабаровском крае и является частью вертикально интегрированной структуры НК «Роснефть».  Комсомольский НПЗ является одним из основных поставщиков нефтепродуктов на рынок Дальнего Востока. Поставки осуществляются через дочернее общество НК «Роснефть», «РН-Востокнефтепродукт». Завод также реализует нефтепродукты на экспорт через порт Ванино в Хабаровском крае и перевалочные мощности Находкинского терминала, входящего в структуру НК «Роснефть».

Цены на оптовом и розничном рынке автомобильного топлива как правило не соответствуют рыночной ситуации (по разным причинам), таким образом, снижение на СПб МТСБ  цен на бензин в начале марта за счет роста поставок белорусских производителей может повлиять в незначительной степени на ценовую конкуренцию российских заводов расположенных  в ЦРС и  никак не отразится на отпускных ценах  НПЗ Дальнего Востока, так как не сможет составить конкуренцию дальневосточным производителям исходя из объемов продаж, транспортной составляющей и иных факторов влияющих на рынок сбыта нефтепродуктов в Дальневосточном регионе."