Таможня дает концепцию

Владимир Ивин, один из творцов концепции переноса таможенного оформления на границу (получивший за нее генеральские погоны), выступал в числе прочих спикеров на проходившем вчера в СПбГУ выездном заседании экспертного совета подкомитета по таможенному регулированию Госдумы. По словам таможенника Ивина, в прошлом году ФТС планировала завершить перевод на границу таможенного оформления импортных грузов, ввозимых автотранспортом (на очереди - грузы ввозимые по железной дороге). Однако планы ФТС, как выяснилось, сорвали козни чиновников Минэкономики и Минфина. О том, что необходимой инфраструктуры возле границ попросту не существует (в бюджете нет денег на строительство транспортно-логистических терминалов (ТЛТ), а бизнес после скандальных закрытий и перевода крупнейших постов Санкт-Петербургской таможни в апреле 2009 - декабре 2010 годов не доверяет ФТС) господин Ивин сказал как бы между делом, уточнив, что сегодня в России построены 17 ТЛТ из минимум 50 необходимых (только в районе Торфяновки их должно быть не менее трех). При этом, по словам господина Ивина, многие из уже построенных ТЛТ загружены всего на 40-60%, но ФТС намерено "решить эту проблему" по-пролетарски: перенаправив транспортные потоки из Москвы и Петербурга в Смоленск или Калининград.

Мало того, по словам главы аналитического управления ФТС, его ведомство намерено и дальше выводить таможенные посты с терминалов, в том числе и приграничных, которые, даже имея лицензию СВХ и оборудованную зону таможенного контроля, не соответствуют требованиям ТЛТ. При этом дать определение ТЛТ, назвав его существенные отличия от СВХ, господин Ивин вчера так и не смог, отослав участников экспертного совета к тексту указа президента, в котором такого определения также нет. По словам Владимира Ивина, в ближайшее время ФТС планирует закрыть еще 40 таможенных постов (часть из них - в связи с ликвидацией таможенной границы с Казахстаном). "Мы подготовили и направили на согласование в правительство РФ перечень товаров, оформление которых предполагается оставить в Москве и Санкт-Петербурге. Это в основном социально значимые товары, где-то процентов 40 от нынешнего товаропотока. Все остальное должно оформляться на границе", - заявил господин Ивин. Слабым утешением для участников ВЭД можно считать обещание ФТС строить в крупных городах центры электронного декларирования, притом что сама таможенная очистка все равно будет происходить на границе.
Выступление Владимира Ивина и ряда его коллег, представителей высшего руководящего звена ФТС, вызвало настоящий скандал среди участников экспертного совета, представлявших бизнес-сообщество. Так, вице-президент Северо-Западной ассоциации транспортно-логистических комплексов Константин Крутцов наглядно продемонстрировал плоды реализации концепции переноса таможенного оформления на границу в Северо-Западном округе, где одномоментное закрытие двух крупнейших постов Санкт-Петербургской таможни, Пискаревского и Выборгского весной 2009 года (в условиях отсутствия соответствующей инфраструктуры на границе, притом что накопители закрытых терминалов вмещали в 10 раз больше фур, чем площадки существующих ТЛТ) вызвало транспортный коллапс, остановку предприятий, многомиллионные убытки участников ВЭД, в том числе автопроизводителей, а также рост цен на потребительские товары. Отметил господин Крутцов и странную любовь представителей регионального управления ФТС к ФГУП "Ростэк", которое строит (или владеет) 7 из 19 ТЛТ, запланированных в регионе деятельности СЗТУ.
Исполнительный директор петербургского отделения Американской торгово-промышленной палаты Мария Чернобровкина призвала наложить мораторий на реализацию концепции до тех пор, пока не будет создана соответствующая инфраструктура на границе. Господин Ивин пытался оправдаться, уверяя, что Пискаревский и Выборгский посты были закрыты не в связи с концепцией, а из-за якобы обнаруженного там криминала. В ответ руководители обоих терминалов, на которых размещались закрытые посты, Владимир Пятаков и Сергей Скорик, пообещали подать на господина Ивина в суд. Вопрос же о переводе без каких либо оснований таможенного поста "Южный" Санкт-Петербургской таможни с терминала "Совавто" на значительно меньший по площади терминал "Ростэк" в ноябре 2010 года (как уже сообщал "Ъ", руководство терминала уведомили о переводе поста непосредственно в день переезда) господин Ивин и вовсе "заболтал", сообщив что "ФТС просто воспользовалась своим правом".
В кулуарах экспертного совета участники внешнеэкономической деятельности говорили о "неадекватности" руководства ФТС, намерении обратиться в Минэкономики, ФАС и Генпрокуратуру с просьбой оценить роль регулятора в качестве одного из главных драйверов инфляции в стране, а равно о необходимости серьезной реформы ФТС. Впрочем, господин Ивин и его спутники из ФТС этих претензий уже не слышали - они покинули заседание экспертного совета после перерыва.