Те же грабли

Уже в конце 2010 года стало ясно, что топливо подорожает, поскольку правительство одобрило новые, рекордно высокие акцизы на нефтепродукты, повысив их на 65-110% (в зависимости от вида и марки). Цены росли с начала года, и премьер-министр Владимир Путин распорядился их опустить. Нефтяные компании не исполнить это требование не могли. И если нефть Urals на внешних рынках к середине апреля подорожала с начала года примерно на 25%, то бензин лишь на 2%. Но крупнейшие игроки рынка — вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) стали в первую очередь снабжать топливом свои сбытовые структуры, в результате независимые владельцы АЗС остались не у дел и начали закрывать свои заправки. К осени, к примеру, в Алтайском крае все без исключения независимые АЗС были выставлены на продажу.

Правительство в очередной раз задействовало «ручное управление» и запретило нефтяникам продавать нефтепродукты на бирже своим «сбытам». Кроме того, власти ввели заградительную экспортную пошлину на бензин, установив ее на уровне 90% от пошлины на нефть. Однако не только эксперты, но и регулирующие органы говорили, что запреты принципиально ситуацию не улучшат. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) призывала правительство отказаться от ежегодного повышения акцизов на бензин, предложив ввести понижающую шкалу на акцизы при росте цен на нефть. В ведомстве были уверены, что их инициатива позволит снизить темпы роста стоимости бензина на 20-25 %.Но призывы антимонопольной службы остались без внимания. Такая судьба ждала призывы автовладельцев, которые на встречах в рамках «Народного фронта» пытались убедить премьер-министра в том, что для наполнения дорожных фондов хватило бы повышения акцизов на 83 коп., а не на рубль три года подряд. В канун парламентских выборов «Лукойл» и ТНК-ВР после совещания в правительстве существенно снизили розничные цены, но по итогам года в целом по стране бензин подорожал на 11%, «дизель» — более чем на 15%.