Дорожная карта с белыми пятнами

В последний день февраля Минздрав опубликовал утвержденную Стратегию лекарственного обеспечения населения России до 2025 г. Документ, призванный повысить доступность качественных, эффективных и безопасных лекарств, страдает размытостью и не дает ответов на многие практические вопросы Фармы, считают эксперты.

Документ, направленный на повышение доступности качественных, эффективных и безопасных лекарственных препаратов, был разработан в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2012 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения».

По замыслу чиновников Минздрава, стратегия поможет создать эффективную систему лекарственного обеспечения населения, «построенную на принципах всеобщности, рациональности, сбалансированности, открытости и информированности, а также ответственного отношения населения к своему здоровью». Предполагается, что все мероприятия будут финансироваться из федерального бюджета, а также из бюджетов регионов и привлеченных средств.

Реализация стратегии будет проходить в три этапа: совершенствование нормативно-правовых актов (2013—2015 гг.); реализация пилотных проектов по совершенствованию лекарственного обеспечения населения в регионах (2015—2016 гг.); внедрение эффективных моделей лекарственного обеспечения в стране (2017—2025 г.).

Яснее не стало

Окончательный вариант стратегии не только не пролил свет на спорные моменты, но и лишил фармрынок каких-то намеков на четкие схемы реализации прописанных в документе задач, считает ряд экспертов. Документ предусматривает формирование перечня взаимозаменяемых ЛС, но, каким образом он будет сформирован, не указывается. Кроме того, должна быть внедрена оптимальная модель системы референтных цен, однако способ расчета этих цен также не представлен. Документ выглядит «размытым», рассказал начальник Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев. «Ничего конкретного там нет: углубить, расширить, развить, рационализировать… Кто-нибудь вообще понимает, что это такое?» — риторически вопрошает он.

Последняя версия стратегии невыгодно отличается от первой тем, что из нее выхолостили очень много интересных идей, она стала очень декларативной, рассказал «ФВ» директор Центра социальной экономики Давид Мелик-Гусейнов. По его мнению, в документе недостаточно внимания уделено вопросу взаимозаменяемости лекарственных препаратов, упущены вопросы, которые касаются выбора пациентом нужного ЛС даже за дополнительные деньги. «В моем понимании стратегия — это некий путь из точки «а» в точку «б». К сожалению, последний вариант стратегии предполагает несколько вариантов развития событий. Это не стратегия, это меню», — заявил г-н Мелик-Гусейнов. Особое внимание экспертов привлек тот факт, что из финальной версии документа исчезли такие термины, как «добровольное лекарственное страхование» и «программа софинансирования». По-видимому, текст исключает внедрение программы лекарственного страхования для всех категорий граждан РФ в ближайшем будущем, отмечают они.

«Лекарственное страхование предполагает систему возмещения рисков, и сейчас нет предпосылок для введения механизма лекарственного страхования по привлечению коммерческих компаний», — объяснил ситуацию директор Департамента лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий Минздрава РФ Сергей Разумов. «Сегодня нет четкой концепции лекарственного страхования, нет политического решения, а без последнего такого рода масштабные проекты не запускаются. Кроме того, для продвижения концепции требуется межведомственное согласование, которое обычно затягивается, — рассказал «ФВ» генеральный директор IMS Russia/CIS Николай Демидов. — Ключевой тут является модель вовлечения страховых компаний. Г-н Разумов обозначил критические требования к страховщикам как одно из ограничений для полномасштабного запуска обязательного лекарственного страхования в России».

Разные модели покажут себя

Во главу угла стратегии был поставлен принцип рационального использования лекарственных препаратов и организация полноценного доступа к лекарственным средствам, считают эксперты.

«Сегодня существует реальная проблема, когда препарат есть, и он зарегистрирован, но ни государство, ни пациент не могут закупить его из-за слишком высокой стоимости. Стратегия предусматривает возможность разделить ответственность и финансовые потоки за счет совместной покупки препарата государством и пациентом», — пояснил Давид Мелик-Гусейнов. По его мнению, стратегия предоставит новые возможности и хроническим больным, и другим категориям пациентов получать лекарственные препараты в рамках амбулаторного лечения с частичной компенсацией стоимости. Но за это, по мнению эксперта, пациент должен будет нести определенную ответственность: проходить ежегодную диспансеризацию, отказаться от алкоголя и табака. Это не коснется сегодняшних льготников, необходимые медикаменты будут по-прежнему предоставляться им бесплатно.

Согласно тексту стратегии, в ближайшие годы лекарственное обеспечение людей трудоспособного возраста, не имеющих право на бесплатные или льготные лекарства, будет усовершенствовано. Минздрав считает, что эти меры помогут найти подходы к лекарственному страхованию граждан. Для этого в 2015—2016 гг. планируется запустить пилотные проекты в регионах, после чего самые эффективные модели лекарственного обеспечения применить по всей России. Какие именно регионы будут участвовать в пилотных проектах, пока не сообщается.

«Еще не принято решение, какова будет схема лекарственного страхования: кто и кому будет возмещать стоимость медикамента, — пояснил глава Центра социальной экономики. — Существует две возможные схемы. Первая — возмещение стоимости препарата аптеке или дистрибьютору. Вторая — возмещение пациенту. От выбранной схемы будет зависеть, какие регионы будут выбраны в качестве пилотных и какие категории граждан будут принимать участие в программе». Если стоимость ЛС поручат возмещать инфраструктуре, то в программу можно будет вовлечь сразу все категории граждан. При этом возникает вопрос, кто первое время будет кредитовать эту программу. «При запуске второй схемы возникает инфраструктурная проблема: где пациент в сельской местности сможет возместить потраченные средства? Куда он будет относить чеки?» — спрашивает г-н Мелик-Гусейнов.
Сегодня стратегия носит рамочный характер. Конкретные решения будут приниматься позднее. Именно они покажут, как будут развиваться события в отрасли.