НА ВЗЛЕТ!

Чуть ли не с начала нынешнего века колымчанам на все их жалобы по поводу неимоверно высоких цен на авиабилеты, да и вообще на уровень авиауслуг в целом, неустанно со всех сторон разъясняют - разрешить эту проблему можно только при помощи конкуренции. Что же происходит сегодня?
В нынешнюю отпускную кампанию в этом экономическом сегменте действуют две авиакомпании - «Якутия» и «Трансаэро». И обе они, понимая, что только самолетом к нам можно долететь, взвинчивают цены на авиабилеты. Еще не пик отпусков, а в продаже до Москвы остались места в основном только за 42 - 45 тысяч, и это, как вы правильно понимаете, только в один конец. Дальше - больше? Какой там был рекорд в предыдущие отпускные кампании - если не ошибаюсь, 68 тысяч? Вот и получается, уж извините за тавтологию, что и этот беспредел еще далеко не предел…
Так когда же монополисты наконец-то умерят свой неуемный аппетит и кто или что сможет на них повлиять? С таким или подобным ему вопросом, чуть ли не каждодневно поступающим в «МП» от наших читателей, я и обратилась в Колымское управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС). И оказалась на самом первом заседании недавно созданного общественно-консультативного совета, где первым как раз и рассматривался этот самый больной на данном этапе для колымчан вопрос - о тарифах на авиабилеты.
ДОКОЛЕ?
Сразу скажу, что в общественно-консультативном совете при Колымском управлении Федеральной антимонопольной службы, насчитывающем одиннадцать человек, собрались воедино представители различных отраслей: горной, рыбодобывающей, энергетической, сельскохозяйственной, а также здравоохранения и общественности. И это уже плюс.
Все эти люди в силу своих должностных или депутатских обязанностей стали посредниками между народом и контролирующими структурами. И власть просто обязана прислушиваться к их мнению. Главная же задача совета - сообщать сотрудникам антимонопольной службы о наболевших проблемах, возникающих в различных экономических сферах, а также следить за тем, чтобы их расследования не затягивались.
Дискуссия, развернувшаяся на заседании совета вначале по поводу тарифов на авиаперевозки, затем на электротеплоэнергию и потом коснувшаяся цен за аренду муниципальных земли и помещений, была достаточно жаркой и местами даже накаленной чуть ли не до предела.
- Все прекрасно помнят, как развивалась история с тарифами на авиаперевозки в этом году, - сказал сопредседатель совета Яков Радченко. - На нашем рынке появился «Аэрофлот» и начал продавать билеты по очень привлекательным ценам. Их купили 2 тысячи человек. А потом он по каким-то причинам вдруг взял да и отказался от Магадана. Была определенная проблема и для региональной власти, и, конечно, для пассажиров. В конечном итоге все 2 тысячи человек взяла на себя авиакомпания «Якутия». Но понервничать с этими билетами пришлось многим.
По мнению сопредседателя ОКС, монополизм - проблема не только Магаданской области, России, но и всего мира - нигде не научились до конца влиять на монополистов. Что касается конкретно тарифов на авиабилеты, то здесь явные противоречия. Жители области и предприятия своим непосильным трудом зарабатывают деньги, а акционеры двух названных авиакомпаний высвистывают их сейчас в свои карманы.
Как прозвучало из уст начальника отдела УФАС Елены Кашу, управление возбудило дело по признакам установления монопольно высокой цены в отношении авиакомпании «Трансаэро», занимающей более 50 процентов рынка дальних перевозок. Пока же идет разбирательство, работодатели вынуждены отчислять огромные деньги на оплату проезда своих сотрудников, а те, кому не оплачивают дорогу, и вовсе вместе со своими детьми лишены возможности выехать к теплому морю и свежим фруктам.
- В настоящее время в связи с ростом цен на авиаперевозки из Магадана в центральные регионы страны нашим управлением проводится расследование действий авиакомпании «Трансаэро», которая осуществляет авиаперевозки в Москву, Санкт-Петербург, Новосибирск, Краснодар, - проинформировала собравшихся Елена Владимировна. - Кроме того, рассматривается дело в отношении авиакомпании «Трансаэро», возбужденное по признакам злоупотребления доминирующим положением путем установления монопольно высоких цен на авиабилеты в 2012 году по маршруту Москва - Магадан - Москва. Вместе с тем мы проанализировали документы, представленные авиаперевозчиками (ими являются на данном направлении авиакомпании «Трансаэро» и «Якутия»), и установили, что динамика тарифов в 2013 году не позволяет сделать вывод о том, что в действиях авиакомпаний присутствуют признаки наличия согласованных действий по установлению тарифов, которые определяются ст. 6 ФЗ «О защите конкуренции». К сожалению, ввиду значительного удаления местонахождения авиаперевозчика, медлительности почтовой пересылки, большого объема информации, которая подлежит анализу, оперативное принятие мер антимонопольного реагирования в данном случае затруднено. Однако мы принимаем все возможные меры для решения данного вопроса и установления наличия или отсутствия нарушений в действиях «Трансаэро» при установлении тарифов на авиабилеты.
- Также управлением проведен анализ состояния конкуренции при оказании авиаперевозок по маршруту Магадан - Москва - Магадан, в ходе которого установлено, что доминирующее положение (более 50 процентов) занимает только авиакомпания «Трансаэро». Следовательно, меры антимонопольного реагирования к «Якутии» в части установления монопольно высоких цен применяться не могут, поскольку в нашу компетенцию это входить не будет. Поэтому документы запрошены в авиакомпанию «Транс-аэро», - продолжила представитель УФАС.
Конечно же, у членов совета после этих слов не мог не возникнуть вопрос: а что, собственно, антимонопольная служба делает для того, чтобы устранить эту большую препону в ходе проверки? Как выяснилось, УФАС направило в свою вышестоящую организацию предложения по внесению изменения в законодательство как раз в части предписания авиакомпаниям вести раздельный учет по направлениям. Но когда еще это препятствие будет устранено, да и произойдет ли это вообще? Поэтому неудивительно, что в практике антимонопольного управления пока значится всего лишь единственный положительный пример, когда за установление монопольно высоких цен на базовый экономический тариф по маршруту Магадан - Анадырь - Магадан удалось привлечь к ответственности авиакомпанию «Якутия».
НИ МЫ К НИМ, НИ ОНИ К НАМ?
Каждый из присутствующих задал Елене Кашу вопросы, а затем достаточно четко высказал свое мнение. Речь шла о том, что, пользуясь своим положением, авиакомпании производят сезонный подъем стоимости авиабилетов в период отпусков, к слову сказать, совпадающий с набором рабочих на вахты. Все это в конечном итоге бьет по карману не только колымчан и предприятий, на которых они трудятся, но и гостей нашей территории, вернее, поэтому их у нас и нет, что, несомненно, блокирует развитие в Магаданской области такой важной отрасли, как туризм.
- По нашим данным, цены летом на авиабилеты по сравнению с зимним периодом вырастают в два-три раза и в среднем составляют 35 - 40 тысяч рублей в одну сторону, - доложил коллегам член совета начальник департамента правового обеспечения ОАО «Магаданэнерго» Александр Мурашкин, которому было дано поручение детально изучить эту тему. - Мы брали примерные данные по наиболее востребованному маршруту Магадан - Москва. Но, на наш взгляд, это не главное. Особое внимание привлекает тот факт, что цены на авиабилеты в других субъектах Дальневосточного федерального округа, где протяженность авиатрассы значительно превышает расстояние от Магадана до Москвы, складываются в более низких пределах. По данным параметрам, к примеру, стоимость авиабилета по маршруту Владивосток - Москва и обратно составляет от 21 до 28 тысяч рублей, от Хабаровска до Москвы - от 21 до 30, от Южно-Сахалинска до Москвы - от 25 до 30, от Петропавловска-Камчатского до Москвы - от 30 до 40, а билет по маршруту Анадырь - Москва обходится в сумму от 32 до 33 тысяч. Только Камчатка находится примерно в том же положении, что и наш регион. Сложившаяся ситуация, на наш взгляд, не способствует привлечению трудовых ресурсов на территорию области, вынуждает задуматься каждого трудоспособного гражданина об иных перспективах для себя на территории других областей Российской Федерации, где нет зависимости от такого монопольного роста цен.
- Сегодня, к примеру, в том же Хабаровске перед губернатором не стоит так остро вопрос об урегулировании тарифов на авиабилеты. Одна из главных составляющих причин отсутствия остроты этой проблемы в том, что на местном рынке действуют четыре авиакомпании - вот вам и конкуренция. Рыночные элементы сразу же появляются с приходом третьей компании. Не сложилось по каким-то причинам с «Аэрофлотом», но ведь есть же немало других крупных авиакомпаний, к примеру, та же «Сибирь», успешно работающая по самым разным направлениям, - продолжил член совета депутат Магаданской областной Думы Эдуард Козлов.
Естественно, возник и такой вопрос к сотрудникам УФАС: нет ли у них такого ощущения, что «Аэрофлот» просто взяли и не пустили на наш рынок, что с точки зрения здравого смысла, согласитесь, вполне логично? На что услышали в ответ: дело это очень сложное, но «Аэрофлот» в УФАС не обращался с жалобой по поводу того, что его не пустили на магаданский рынок.
- Вот и получается, что с «Аэрофлота» взятки гладки. Захотел, пришел на рынок, захотел - ушел. Поэтому и случилась такая ситуация. А когда действительно появляется третья компания, цены приближаются к какому-то приемлемому уровню. Помните, когда в позапрошлом году к нам с дополнительными рейсами пришла «Вим-Авиа», сразу же исчез дефицит билетов и можно было куда-то слетать по приемлемым ценам, - подытожил Яков Радченко.
К этому выводу сообща и пришли. Снизить цены на авиабилеты, по мнению всех членов совета при УФАС, поможет приход на магаданский рынок еще одной, а может, и двух авиакомпаний.
ОДН ЭКОНОМИЧЕСКИ НЕОБОСНОВАНны?
Следующей рассматриваемой членами совета проблемой были тарифы на тепло и электричество в сфере ЖКХ, поскольку энергетики, как известно, снабжают область ресурсами, а значит, относятся к категории естественных монополий. Обсуждали эту тему и в самом деле очень горячо, тем более что в совете есть представители «Магаданэнерго», а остальные выступают в этой ситуации как потребители.
До особого накала разгорелся спор, когда дело дошло до обсуждения темы общедомовых нужд. Как выяснилось в ходе дискуссии, энергетики и сами считают сложившуюся ситуацию несколько абсурдной, и прежде всего в связи с применением ныне действующих постановлений и нормативных актов, напрямую связанных с ОДН. Почти все члены совета отметили любопытную деталь: когда ввели ОДН, энергетикам пошли дополнительные средства, приостановили ОДН - и ни одно из энергетических предприятий-монополистов от этого не разорилось. О чем это говорит? Да о том, что экономически эти пресловутые ОДН необоснованны.
Что касается УФАС, то, как прозвучало на заседании совета, сейчас подаются документы на пересмотр тарифов, и с 1 июля текущего года некоторые из них будут изменены. Роль антимонопольного органа в том, чтобы проверить себестоимость услуг. Совет обратился к управлению с просьбой, чтобы сразу же после окончания проверки общественников проинформировали о ее результатах.
На совете также совместно со специалистами УФАС были обсуждены цены на аренду земли и помещений для организаций и предприятий, необоснованно повышаемые отдельными муниципалитетами. Эта тема, в том числе касающаяся и кадастровых цен, особенно остро может встать осенью, но уже и сейчас в некоторых поселках есть прецеденты, поэтому данный вопрос члены совета решили постоянно держать под своим контролем.
…В отличие от общественно-консультативных советов при управлениях ФАС во многих других регионах магаданский ОКС пока еще делает свои первые, но уже довольно значимые шаги. Так что есть надежда, что уже совсем скоро совместно с экономическим советом при губернаторе общественники наметят дальнейшую программу развития конкуренции в Магаданской области и она будет в их работе, как это, к примеру, происходит в том же Хабаровском крае, постоянно в приоритете.
Ирина НЕФЕДОВА.