Решение и предписание по делу в отношении ОАО «Колыматранснефть»

Номер дела: 03-10/3-2012
Дата публикации: 18 июня 2012, 09:07

 

РЕШЕНИЕ

г. Магадан

Резолютивная часть решения оглашена «15» июня 2012 года.

В полном объеме решение изготовлено «18» июня 2012 года.

Комиссия Магаданского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель комиссии Отменная Л.А.- заместитель руководителя – начальник отдела управления, члены комиссии: Кашу Е.В.- главный специалист-эксперт управления, Калинина Л.Б. – ведущий специалист-эксперт управления, рассмотрев дело №03-10/3-2012 по признакам нарушения ОАО «Колыматранснефть» (Магаданская обл., г. Магадан, ул. Пролетарская 8, офис 223) пунктов 6 и 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее- Закона о защите конкуренции),

 УСТАНОВИЛА:

Магаданским УФАС России в период февраль-март 2012 года была проведена плановая выездная проверка соблюдения ОАО «Колыматранснефть»  2009-2011годах Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» и Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях», по результатам которой были установлены признаки нарушения ОАО «Колыматранснефть» пунктов 6 и 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Приказом руководителя Магаданского УФАС России от 03.04.2012 №01-12/42 возбуждено дело №03-10/3-2012 и создана комиссия по его рассмотрению.  Определением от 04.04.2012 №41 дело №03-10/3-2012 назначено к рассмотрению на 27 апреля 2012 года. Определением от 27.04.2012 №50 рассмотрение дела отложено на 06.06.2012.  Определением от 06.06.2012 № 63 рассмотрение дела отложено на 15.06.2012.

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения представителей  ОАО «Колыматранснефть», Комиссия установила следующее.

ОАО «Колыматранснефть» (далее –Общество) является  юридическим лицом, зарегистрировано Постановлением Мэрии г. Магадана № 3751 от 12.11.1997.

В соответствии с пунктом 4.2. части 4 Устава, основными видами деятельности Общества  является: предоставление посреднических услуг, связанных с недвижимым имуществом; прием, хранение, транспортировка и реализация ГСМ; погрузочно-разгрузочные и транспортно экспедиционные работы и услуги, в том числе на морском транспорте и иные виды деятельности, не противоречащие действующему Федеральному законодательству.

Основным и единственным фактически осуществляемым видом деятельности Общества в период 2009-2011г.г. являлось оказание услуг по предоставлению причала - нефтепирса в морском порту Магадан Магаданской области для разгрузки нефтепродуктов.

Согласно реестру №МД-5-98 от 13 февраля 1998 года Комитет  экономики администрации Магаданской области установил для ОАО «Колыманефтепродукт» предельную свободную цену в размере 58 руб. за 1 тонну (без НДС) на услуги по обслуживанию нефтепирса. Фактически Обществом с 13.02.1998 на услуги по предоставлению причала- нефтепирса в морском порту Магадан Магаданской области для разгрузки нефтепродуктов применяется тариф в размере 40 руб. (без НДС) за каждую тонну нефтепродуктов и на момент рассмотрения дела цена осталась неизменной.

 В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее- Закон о естественных монополиях) услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Решением МАП России от 14.12.2000 №38/11-2-р ОАО «Колыматранснефть» включено в Реестр субъектов естественных монополий на транспорте.

В соответствии с пунктом 1 Указа Президента РФ от 28.02.1995 №220 «О некоторых мерах по государственному регулированию естественных монополий в Российской Федерации» государственному регулированию подлежит деятельность коммерческих и некоммерческих организаций, являющихся естественными монополиями.   

Постановлением Правительства Российской Федерации №293 от  23.04.2008 «О государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей» (далее- Постановление Правительства РФ №293) утвержден Перечень услуг субъектов естественных монополий в морских портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством. Пунктом 7 в указанный Перечень включены услуги по предоставлению причалов.   

Пунктом 1 Указа Президента РФ от 28.02.1995 №221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» постановлено, что Правительству Российской Федерации надлежит определять и утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Во исполнение вышеназванного Указа Президента №221  Правительством Российской Федерации пунктом 1 Постановления от 07.03.1995 №239 «О мерах по упорядочиванию государственного регулирования цен (тарифов)» (далее – Постановление №239) утверждены следующие перечни:

- перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти;

- перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

- перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.

Согласно действующей редакции Постановления Правительства №239 услуги в транспортных терминалах, портах, аэропортах, оказываемые субъектами естественных монополий, включенными в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах, аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется Федеральной службой по тарифам включены в Перечень  продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти.

Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации №950 от 10.12.2008 утверждено Положение об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий и о пределах такого регулирования и контроля, которое устанавливает порядок участия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (органы регулирования) и пределы осуществляемого ими государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий.

В соответствии с пунктом 6 указанного Положения,  государственному регулированию органами регулирования подлежит деятельность субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, включенных в реестр субъектов естественных монополий и не вошедших в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

ОАО «Колыматранснефть» включено в Перечень субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется ФСТ России, утвержденный Приказом ФСТ России от 07.08.2009 №182-т/3.  Указанный Приказ ФСТ России вступает в силу в установленном порядке, но не ранее 1 января 2010 года. Следовательно, с 1 января 2010 года государственное регулирование тарифов для ОАО «Колыматранснефть» осуществляется ФСТ России. 

Комиссия Магаданского УФАС России из пояснений представителей ОАО «Колыматранснефть» и письма ФСТ России от 05.03.2011 № ТС-1663/10 установила, что ОАО «Колыматранснефть» не обращалось  после 01.01.2010 в ФСТ России за утверждением  в установленном порядке тарифа на услугу по предоставлению причала – нефтепирса в морском порту Магадан Магаданской области.

ФСТ России письмом от 06.06.2012 №ТС-4398/13 выразила свое мнение на вопросы,  поставленные Магаданским УФАС России в письме от 01.06.2012 №01-10/1423 и считает, что в случае, если Комитет экономики администрации Магаданской области был наделен в установленном порядке полномочиями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий, то осуществление обществом деятельности по установленным тарифам не является нарушением законодательства о ценообразовании.

Согласно пункту 3.11 Положения о комитете экономики администрации Магаданской области, утвержденного Постановлением администрации области от 24.01.1996 №11 и действовавшего на день утверждения тарифа для ОАО «Колыматранснефть», 13.02.1998, комитет проводит работу по реализации направлений ценовой политики региона, способствует выполнению законов Российской Федерации, постановлений Правительства РФ и решений администрации области по совершенствованию регулирования цен (тарифов) в отраслях народного хозяйства, в том числе на продукцию и услуги естественных монополий.   

Постановлением Правительства РФ №239 определены перечни услуг субъектов естественных монополий тарифы на которые подлежат государственному регулированию, и установлено разграничение полномочий по их регулированию между федеральным уровнем и уровнем субъектов Российской Федерации. Кроме того, Пункт 7 Постановления Правительства №239 устанавливает не применять государственное регулирование цен (тарифов), для всех хозяйствующих субъектов, осуществляемое путем установления фиксированных цен, предельных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен, предельного уровня рентабельности, декларирования повышения цен на все виды продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, кроме продукции, товаров и услуг, предусмотренных пунктом 1 настоящего Постановления.

На момент утверждения Обществу (13.02.1998) Комитетом экономики Администрации Магаданской области тарифов на услуги по предоставлению причала, тариф на данную услугу являлся свободным, поскольку услуга  не входила ни в один из перечней, утвержденных Постановлением Правительства №239, в редакции от 07.03.1995, следовательно, в силу действия пункта 7 названного постановления, услуга по предоставлению причала не подлежала государственному регулированию.

В связи с изложенным, Комиссия Магаданского УФАС России приходит к выводу, что тариф на услугу предоставления причала в феврале 1998 года являлся свободным и установление 13.02.1998г Комитетом экономики администрации Магаданской области предельной цены для ОАО «Колыматранснефть» на услугу по предоставлению причала не входило в  полномочия Комитета, как органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования  тарифов субъектов естественных монополий. 

Комиссия Магаданского УФАС России не может согласиться с доводами ОАО «Колыматранснефть» о том, что Комитет экономики администрации Магаданской области установил предельную цену в пределах предоставленных ему полномочий, поскольку государственное регулирование на топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемый населению и снабженческо-сбытовые, а так же торговые надбавки к ценам на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Комиссия по рассмотрению дела считает, что указанные доводы не имеют отношения, как к деятельности ОАО «Колыматранснефть», так и к установлению тарифов на услугу по предоставлению нефтепирса, в силу следующего.  Во-первых, ОАО «Колыматранснефть» не оказывает услуги по реализации населению топлива твердого, топлива печного бытового и керосина. Во-вторых, ОАО «Колыматраснефть» не оказывает услуги по реализации в районах Крайнего Севера продукции и товаров, Общество занимается реализацией услуг.

Комиссия Магаданского УФАС России приходит к выводу, что предоставленное Постановлением Правительства РФ № 239 право Комитету экономики Магаданской области осуществлять регулирование цен (тарифов), а так же полномочия определенные пунктом 3.11. Положения о Комитете экономики администрации Магаданской области, не относятся к услуге предоставления причала- нефтепирса, оказываемой ОАО «Колыматранснефть». Следовательно, с учетом вышеизложенного, тариф ОАО «Колыматранснефть» на услугу предоставления причала- нефтепирса в морском порту Магадан Магаданской области установленный с 13.02.1998 года и действующий по настоящее время не является утвержденным в установленном порядке органом государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий.

Пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Таким образом, в действиях ОАО «Колыматранснефть» по применению в 2010-2011 годах неутвержденных в установленном порядке органом государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий, ФСТ России, тарифов при оказании услуг по предоставлению причала- нефтепирса в морском порту Магадан (Магаданская область)  нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Из анализа договоров ОАО «Колыматранснефть» Комиссией Магаданского УФАС России  установлено, что основными покупателями услуг ОАО «Колыматранснефть» за 2009-2011 годы являются ООО «Колыманефтепродукт», ООО Магадан-Энергонефтьпродукты», ООО «Магаданнефто».

Согласно договору от 24.06.2009 №08/09 заключенному между ОАО «Колыматранснефть» и ООО «Магадантранснефть» на предоставление во временное пользование нефтепирса в районе Магаданского морского торгового порта (бухта Нагаева) для бункеровки 13 тонн нефтепродуктов стоимость услуги составляет 70 руб. (без НДС) за каждую тонну нефтепродуктов (пункт 2.1 договора), в то время как для других контрагентов, согласно договорам, стоимость этой же услуги в 2009-2011 годах составляет 40 руб. (без НДС) за каждую тонну нефтепродуктов.

Согласно счет-фактуре №00000010 от 24.06.2009, выставленной ОАО «Колыматранснефть» в адрес ООО «Магадантранснефть» на основании договора №08/09 за пользование нефтепирсом  (РС «Потанино») стоимость услуги составила  910 рублей. Фактическое оказание услуг  по предоставлению нефтепирса подтверждается подписанным исполнителем и заказчиком Актом № 00000010 от 24.06.2009 на сумму 910 рублей. 

На заседании Комиссии возражений по указанному факту не поступило. Генеральный директор Жигалин В.Н. признал, что данный факт установления Обществом  различных цен на один и тот же товар имел место в июне 2009 года. Экономического, технологического, либо иного обоснования установления различных цен на одну и ту же услугу Обществом не представлено.

Пунктом 6 части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом.

Таким образом, действия ОАО «Колыматранснефть» по применению цены в размере 70 руб. (без НДС) за каждую тонну нефтепродуктов при оказании услуг по предоставлению во временное пользование ООО «Магадантранснефть» нефтепирса в районе Магаданского морского торгового порта (бухта Нагаева) по договору от 24.06.2009 №08/09 нарушают  пункт 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона РФ от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Установить, что в соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» положение ОАО «Колыматранснефть» на рынке услуг по предоставлению причала - нефтепирса в морском порту Магадан (Магаданская область),  находящегося в состоянии естественной монополии, в 2009-2011 годах является доминирующим;

2. Признать действия ОАО «Колыматранснефть»  по применению в 2010-2011 г.г. неутвержденных в установленном порядке органом государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий, ФСТ России, тарифов при оказании услуг по предоставлению причала- нефтепирса в морском порту Магадан (Магаданская область)  нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»;

3. Признать действия ОАО «Колыматранснефть» в части экономически, технологически и иным образом не обоснованного установления в июне 2009 года различных тарифов на услугу по предоставлению причала- нефтепирса в морском порту Магадан (Магаданская область) нарушением пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»;

4. Выдать ОАО «Колыматранснефть» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции на соответствующем товарном рынке, для чего: направить документы в Федеральную службу по тарифам (ФСТ России) для рассмотрения вопроса по установлению тарифа на услугу предоставления причала-нефтепирса в морском порту Магадан (Магаданская область);

5. В связи с тем, что при рассмотрении дела установлено нарушение антимонопольного законодательства, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направить материалы дела должностному лицу Магаданского УФАС России для принятия мер в соответствии с КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия. Датой принятия решения является дата его изготовления в полном объеме.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность.  

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

«18» июня 2012 года.

г. Магадан

Комиссия Магаданского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель комиссии Отменная Л.А.- заместитель руководителя – начальник отдела управления, члены комиссии: Кашу Е.В.- главный специалист-эксперт управления, Калинина Л.Б. – ведущий специалист-эксперт управления, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 18.06.2012 по делу №03-10/3-2012 о нарушении ОАО «Колыматранснефть» (Магаданская обл., г. Магадан, ул. Пролетарская 8, офис 223) пунктов 6 и 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

ОАО «Колыматранснефть» (Магаданская обл., г. Магадан, ул. Пролетарская 8, офис 223) в срок до 10.07.2012 года прекратить нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в применении в 2010-2011 г.г. неутвержденных в установленном порядке органом государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий, ФСТ России, тарифов на услугу по предоставлению причала- нефтепирса в морском порту Магадан (Магаданская область),

а именно:

направить документы в Федеральную службу по тарифам (ФСТ России) для рассмотрения вопроса по установлению тарифа на услугу предоставления причала- нефтепирса в морском порту Магадан (Магаданская область).

О выполнении настоящего Предписания сообщить в Магаданское УФАС России не позднее пяти дней со дня выполнения предписания с приложением подтверждающих документов.

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

stdClass Object ( [vid] => 6978 [uid] => 5 [title] => Решение и предписание по делу в отношении ОАО «Колыматранснефть» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6978 [type] => solution [language] => ru [created] => 1340917914 [changed] => 1368723556 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368723556 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

РЕШЕНИЕ

г. Магадан

Резолютивная часть решения оглашена «15» июня 2012 года.

В полном объеме решение изготовлено «18» июня 2012 года.

Комиссия Магаданского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель комиссии Отменная Л.А.- заместитель руководителя – начальник отдела управления, члены комиссии: Кашу Е.В.- главный специалист-эксперт управления, Калинина Л.Б. – ведущий специалист-эксперт управления, рассмотрев дело №03-10/3-2012 по признакам нарушения ОАО «Колыматранснефть» (Магаданская обл., г. Магадан, ул. Пролетарская 8, офис 223) пунктов 6 и 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее- Закона о защите конкуренции),

 УСТАНОВИЛА:

Магаданским УФАС России в период февраль-март 2012 года была проведена плановая выездная проверка соблюдения ОАО «Колыматранснефть»  2009-2011годах Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» и Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях», по результатам которой были установлены признаки нарушения ОАО «Колыматранснефть» пунктов 6 и 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Приказом руководителя Магаданского УФАС России от 03.04.2012 №01-12/42 возбуждено дело №03-10/3-2012 и создана комиссия по его рассмотрению.  Определением от 04.04.2012 №41 дело №03-10/3-2012 назначено к рассмотрению на 27 апреля 2012 года. Определением от 27.04.2012 №50 рассмотрение дела отложено на 06.06.2012.  Определением от 06.06.2012 № 63 рассмотрение дела отложено на 15.06.2012.

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения представителей  ОАО «Колыматранснефть», Комиссия установила следующее.

ОАО «Колыматранснефть» (далее –Общество) является  юридическим лицом, зарегистрировано Постановлением Мэрии г. Магадана № 3751 от 12.11.1997.

В соответствии с пунктом 4.2. части 4 Устава, основными видами деятельности Общества  является: предоставление посреднических услуг, связанных с недвижимым имуществом; прием, хранение, транспортировка и реализация ГСМ; погрузочно-разгрузочные и транспортно экспедиционные работы и услуги, в том числе на морском транспорте и иные виды деятельности, не противоречащие действующему Федеральному законодательству.

Основным и единственным фактически осуществляемым видом деятельности Общества в период 2009-2011г.г. являлось оказание услуг по предоставлению причала - нефтепирса в морском порту Магадан Магаданской области для разгрузки нефтепродуктов.

Согласно реестру №МД-5-98 от 13 февраля 1998 года Комитет  экономики администрации Магаданской области установил для ОАО «Колыманефтепродукт» предельную свободную цену в размере 58 руб. за 1 тонну (без НДС) на услуги по обслуживанию нефтепирса. Фактически Обществом с 13.02.1998 на услуги по предоставлению причала- нефтепирса в морском порту Магадан Магаданской области для разгрузки нефтепродуктов применяется тариф в размере 40 руб. (без НДС) за каждую тонну нефтепродуктов и на момент рассмотрения дела цена осталась неизменной.

 В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее- Закон о естественных монополиях) услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Решением МАП России от 14.12.2000 №38/11-2-р ОАО «Колыматранснефть» включено в Реестр субъектов естественных монополий на транспорте.

В соответствии с пунктом 1 Указа Президента РФ от 28.02.1995 №220 «О некоторых мерах по государственному регулированию естественных монополий в Российской Федерации» государственному регулированию подлежит деятельность коммерческих и некоммерческих организаций, являющихся естественными монополиями.   

Постановлением Правительства Российской Федерации №293 от  23.04.2008 «О государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей» (далее- Постановление Правительства РФ №293) утвержден Перечень услуг субъектов естественных монополий в морских портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством. Пунктом 7 в указанный Перечень включены услуги по предоставлению причалов.   

Пунктом 1 Указа Президента РФ от 28.02.1995 №221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» постановлено, что Правительству Российской Федерации надлежит определять и утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Во исполнение вышеназванного Указа Президента №221  Правительством Российской Федерации пунктом 1 Постановления от 07.03.1995 №239 «О мерах по упорядочиванию государственного регулирования цен (тарифов)» (далее – Постановление №239) утверждены следующие перечни:

- перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти;

- перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

- перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.

Согласно действующей редакции Постановления Правительства №239 услуги в транспортных терминалах, портах, аэропортах, оказываемые субъектами естественных монополий, включенными в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах, аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется Федеральной службой по тарифам включены в Перечень  продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти.

Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации №950 от 10.12.2008 утверждено Положение об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий и о пределах такого регулирования и контроля, которое устанавливает порядок участия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (органы регулирования) и пределы осуществляемого ими государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий.

В соответствии с пунктом 6 указанного Положения,  государственному регулированию органами регулирования подлежит деятельность субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, включенных в реестр субъектов естественных монополий и не вошедших в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

ОАО «Колыматранснефть» включено в Перечень субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется ФСТ России, утвержденный Приказом ФСТ России от 07.08.2009 №182-т/3.  Указанный Приказ ФСТ России вступает в силу в установленном порядке, но не ранее 1 января 2010 года. Следовательно, с 1 января 2010 года государственное регулирование тарифов для ОАО «Колыматранснефть» осуществляется ФСТ России. 

Комиссия Магаданского УФАС России из пояснений представителей ОАО «Колыматранснефть» и письма ФСТ России от 05.03.2011 № ТС-1663/10 установила, что ОАО «Колыматранснефть» не обращалось  после 01.01.2010 в ФСТ России за утверждением  в установленном порядке тарифа на услугу по предоставлению причала – нефтепирса в морском порту Магадан Магаданской области.

ФСТ России письмом от 06.06.2012 №ТС-4398/13 выразила свое мнение на вопросы,  поставленные Магаданским УФАС России в письме от 01.06.2012 №01-10/1423 и считает, что в случае, если Комитет экономики администрации Магаданской области был наделен в установленном порядке полномочиями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий, то осуществление обществом деятельности по установленным тарифам не является нарушением законодательства о ценообразовании.

Согласно пункту 3.11 Положения о комитете экономики администрации Магаданской области, утвержденного Постановлением администрации области от 24.01.1996 №11 и действовавшего на день утверждения тарифа для ОАО «Колыматранснефть», 13.02.1998, комитет проводит работу по реализации направлений ценовой политики региона, способствует выполнению законов Российской Федерации, постановлений Правительства РФ и решений администрации области по совершенствованию регулирования цен (тарифов) в отраслях народного хозяйства, в том числе на продукцию и услуги естественных монополий.   

Постановлением Правительства РФ №239 определены перечни услуг субъектов естественных монополий тарифы на которые подлежат государственному регулированию, и установлено разграничение полномочий по их регулированию между федеральным уровнем и уровнем субъектов Российской Федерации. Кроме того, Пункт 7 Постановления Правительства №239 устанавливает не применять государственное регулирование цен (тарифов), для всех хозяйствующих субъектов, осуществляемое путем установления фиксированных цен, предельных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен, предельного уровня рентабельности, декларирования повышения цен на все виды продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, кроме продукции, товаров и услуг, предусмотренных пунктом 1 настоящего Постановления.

На момент утверждения Обществу (13.02.1998) Комитетом экономики Администрации Магаданской области тарифов на услуги по предоставлению причала, тариф на данную услугу являлся свободным, поскольку услуга  не входила ни в один из перечней, утвержденных Постановлением Правительства №239, в редакции от 07.03.1995, следовательно, в силу действия пункта 7 названного постановления, услуга по предоставлению причала не подлежала государственному регулированию.

В связи с изложенным, Комиссия Магаданского УФАС России приходит к выводу, что тариф на услугу предоставления причала в феврале 1998 года являлся свободным и установление 13.02.1998г Комитетом экономики администрации Магаданской области предельной цены для ОАО «Колыматранснефть» на услугу по предоставлению причала не входило в  полномочия Комитета, как органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования  тарифов субъектов естественных монополий. 

Комиссия Магаданского УФАС России не может согласиться с доводами ОАО «Колыматранснефть» о том, что Комитет экономики администрации Магаданской области установил предельную цену в пределах предоставленных ему полномочий, поскольку государственное регулирование на топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемый населению и снабженческо-сбытовые, а так же торговые надбавки к ценам на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Комиссия по рассмотрению дела считает, что указанные доводы не имеют отношения, как к деятельности ОАО «Колыматранснефть», так и к установлению тарифов на услугу по предоставлению нефтепирса, в силу следующего.  Во-первых, ОАО «Колыматранснефть» не оказывает услуги по реализации населению топлива твердого, топлива печного бытового и керосина. Во-вторых, ОАО «Колыматраснефть» не оказывает услуги по реализации в районах Крайнего Севера продукции и товаров, Общество занимается реализацией услуг.

Комиссия Магаданского УФАС России приходит к выводу, что предоставленное Постановлением Правительства РФ № 239 право Комитету экономики Магаданской области осуществлять регулирование цен (тарифов), а так же полномочия определенные пунктом 3.11. Положения о Комитете экономики администрации Магаданской области, не относятся к услуге предоставления причала- нефтепирса, оказываемой ОАО «Колыматранснефть». Следовательно, с учетом вышеизложенного, тариф ОАО «Колыматранснефть» на услугу предоставления причала- нефтепирса в морском порту Магадан Магаданской области установленный с 13.02.1998 года и действующий по настоящее время не является утвержденным в установленном порядке органом государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий.

Пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Таким образом, в действиях ОАО «Колыматранснефть» по применению в 2010-2011 годах неутвержденных в установленном порядке органом государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий, ФСТ России, тарифов при оказании услуг по предоставлению причала- нефтепирса в морском порту Магадан (Магаданская область)  нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Из анализа договоров ОАО «Колыматранснефть» Комиссией Магаданского УФАС России  установлено, что основными покупателями услуг ОАО «Колыматранснефть» за 2009-2011 годы являются ООО «Колыманефтепродукт», ООО Магадан-Энергонефтьпродукты», ООО «Магаданнефто».

Согласно договору от 24.06.2009 №08/09 заключенному между ОАО «Колыматранснефть» и ООО «Магадантранснефть» на предоставление во временное пользование нефтепирса в районе Магаданского морского торгового порта (бухта Нагаева) для бункеровки 13 тонн нефтепродуктов стоимость услуги составляет 70 руб. (без НДС) за каждую тонну нефтепродуктов (пункт 2.1 договора), в то время как для других контрагентов, согласно договорам, стоимость этой же услуги в 2009-2011 годах составляет 40 руб. (без НДС) за каждую тонну нефтепродуктов.

Согласно счет-фактуре №00000010 от 24.06.2009, выставленной ОАО «Колыматранснефть» в адрес ООО «Магадантранснефть» на основании договора №08/09 за пользование нефтепирсом  (РС «Потанино») стоимость услуги составила  910 рублей. Фактическое оказание услуг  по предоставлению нефтепирса подтверждается подписанным исполнителем и заказчиком Актом № 00000010 от 24.06.2009 на сумму 910 рублей. 

На заседании Комиссии возражений по указанному факту не поступило. Генеральный директор Жигалин В.Н. признал, что данный факт установления Обществом  различных цен на один и тот же товар имел место в июне 2009 года. Экономического, технологического, либо иного обоснования установления различных цен на одну и ту же услугу Обществом не представлено.

Пунктом 6 части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом.

Таким образом, действия ОАО «Колыматранснефть» по применению цены в размере 70 руб. (без НДС) за каждую тонну нефтепродуктов при оказании услуг по предоставлению во временное пользование ООО «Магадантранснефть» нефтепирса в районе Магаданского морского торгового порта (бухта Нагаева) по договору от 24.06.2009 №08/09 нарушают  пункт 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона РФ от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Установить, что в соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» положение ОАО «Колыматранснефть» на рынке услуг по предоставлению причала - нефтепирса в морском порту Магадан (Магаданская область),  находящегося в состоянии естественной монополии, в 2009-2011 годах является доминирующим;

2. Признать действия ОАО «Колыматранснефть»  по применению в 2010-2011 г.г. неутвержденных в установленном порядке органом государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий, ФСТ России, тарифов при оказании услуг по предоставлению причала- нефтепирса в морском порту Магадан (Магаданская область)  нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»;

3. Признать действия ОАО «Колыматранснефть» в части экономически, технологически и иным образом не обоснованного установления в июне 2009 года различных тарифов на услугу по предоставлению причала- нефтепирса в морском порту Магадан (Магаданская область) нарушением пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»;

4. Выдать ОАО «Колыматранснефть» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции на соответствующем товарном рынке, для чего: направить документы в Федеральную службу по тарифам (ФСТ России) для рассмотрения вопроса по установлению тарифа на услугу предоставления причала-нефтепирса в морском порту Магадан (Магаданская область);

5. В связи с тем, что при рассмотрении дела установлено нарушение антимонопольного законодательства, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направить материалы дела должностному лицу Магаданского УФАС России для принятия мер в соответствии с КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия. Датой принятия решения является дата его изготовления в полном объеме.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность.  

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

«18» июня 2012 года.

г. Магадан

Комиссия Магаданского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель комиссии Отменная Л.А.- заместитель руководителя – начальник отдела управления, члены комиссии: Кашу Е.В.- главный специалист-эксперт управления, Калинина Л.Б. – ведущий специалист-эксперт управления, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 18.06.2012 по делу №03-10/3-2012 о нарушении ОАО «Колыматранснефть» (Магаданская обл., г. Магадан, ул. Пролетарская 8, офис 223) пунктов 6 и 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

ОАО «Колыматранснефть» (Магаданская обл., г. Магадан, ул. Пролетарская 8, офис 223) в срок до 10.07.2012 года прекратить нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в применении в 2010-2011 г.г. неутвержденных в установленном порядке органом государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий, ФСТ России, тарифов на услугу по предоставлению причала- нефтепирса в морском порту Магадан (Магаданская область),

а именно:

направить документы в Федеральную службу по тарифам (ФСТ России) для рассмотрения вопроса по установлению тарифа на услугу предоставления причала- нефтепирса в морском порту Магадан (Магаданская область).

О выполнении настоящего Предписания сообщить в Магаданское УФАС России не позднее пяти дней со дня выполнения предписания с приложением подтверждающих документов.

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

РЕШЕНИЕ

г. Магадан

Резолютивная часть решения оглашена «15» июня 2012 года.

В полном объеме решение изготовлено «18» июня 2012 года.

Комиссия Магаданского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель комиссии Отменная Л.А.- заместитель руководителя – начальник отдела управления, члены комиссии: Кашу Е.В.- главный специалист-эксперт управления, Калинина Л.Б. – ведущий специалист-эксперт управления, рассмотрев дело №03-10/3-2012 по признакам нарушения ОАО «Колыматранснефть» (Магаданская обл., г. Магадан, ул. Пролетарская 8, офис 223) пунктов 6 и 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее- Закона о защите конкуренции),

 УСТАНОВИЛА:

Магаданским УФАС России в период февраль-март 2012 года была проведена плановая выездная проверка соблюдения ОАО «Колыматранснефть»  2009-2011годах Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» и Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях», по результатам которой были установлены признаки нарушения ОАО «Колыматранснефть» пунктов 6 и 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Приказом руководителя Магаданского УФАС России от 03.04.2012 №01-12/42 возбуждено дело №03-10/3-2012 и создана комиссия по его рассмотрению.  Определением от 04.04.2012 №41 дело №03-10/3-2012 назначено к рассмотрению на 27 апреля 2012 года. Определением от 27.04.2012 №50 рассмотрение дела отложено на 06.06.2012.  Определением от 06.06.2012 № 63 рассмотрение дела отложено на 15.06.2012.

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения представителей  ОАО «Колыматранснефть», Комиссия установила следующее.

ОАО «Колыматранснефть» (далее –Общество) является  юридическим лицом, зарегистрировано Постановлением Мэрии г. Магадана № 3751 от 12.11.1997.

В соответствии с пунктом 4.2. части 4 Устава, основными видами деятельности Общества  является: предоставление посреднических услуг, связанных с недвижимым имуществом; прием, хранение, транспортировка и реализация ГСМ; погрузочно-разгрузочные и транспортно экспедиционные работы и услуги, в том числе на морском транспорте и иные виды деятельности, не противоречащие действующему Федеральному законодательству.

Основным и единственным фактически осуществляемым видом деятельности Общества в период 2009-2011г.г. являлось оказание услуг по предоставлению причала - нефтепирса в морском порту Магадан Магаданской области для разгрузки нефтепродуктов.

Согласно реестру №МД-5-98 от 13 февраля 1998 года Комитет  экономики администрации Магаданской области установил для ОАО «Колыманефтепродукт» предельную свободную цену в размере 58 руб. за 1 тонну (без НДС) на услуги по обслуживанию нефтепирса. Фактически Обществом с 13.02.1998 на услуги по предоставлению причала- нефтепирса в морском порту Магадан Магаданской области для разгрузки нефтепродуктов применяется тариф в размере 40 руб. (без НДС) за каждую тонну нефтепродуктов и на момент рассмотрения дела цена осталась неизменной.

 В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее- Закон о естественных монополиях) услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Решением МАП России от 14.12.2000 №38/11-2-р ОАО «Колыматранснефть» включено в Реестр субъектов естественных монополий на транспорте.

В соответствии с пунктом 1 Указа Президента РФ от 28.02.1995 №220 «О некоторых мерах по государственному регулированию естественных монополий в Российской Федерации» государственному регулированию подлежит деятельность коммерческих и некоммерческих организаций, являющихся естественными монополиями.   

Постановлением Правительства Российской Федерации №293 от  23.04.2008 «О государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей» (далее- Постановление Правительства РФ №293) утвержден Перечень услуг субъектов естественных монополий в морских портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством. Пунктом 7 в указанный Перечень включены услуги по предоставлению причалов.   

Пунктом 1 Указа Президента РФ от 28.02.1995 №221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» постановлено, что Правительству Российской Федерации надлежит определять и утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Во исполнение вышеназванного Указа Президента №221  Правительством Российской Федерации пунктом 1 Постановления от 07.03.1995 №239 «О мерах по упорядочиванию государственного регулирования цен (тарифов)» (далее – Постановление №239) утверждены следующие перечни:

- перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти;

- перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

- перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.

Согласно действующей редакции Постановления Правительства №239 услуги в транспортных терминалах, портах, аэропортах, оказываемые субъектами естественных монополий, включенными в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах, аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется Федеральной службой по тарифам включены в Перечень  продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти.

Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации №950 от 10.12.2008 утверждено Положение об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий и о пределах такого регулирования и контроля, которое устанавливает порядок участия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (органы регулирования) и пределы осуществляемого ими государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий.

В соответствии с пунктом 6 указанного Положения,  государственному регулированию органами регулирования подлежит деятельность субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, включенных в реестр субъектов естественных монополий и не вошедших в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

ОАО «Колыматранснефть» включено в Перечень субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется ФСТ России, утвержденный Приказом ФСТ России от 07.08.2009 №182-т/3.  Указанный Приказ ФСТ России вступает в силу в установленном порядке, но не ранее 1 января 2010 года. Следовательно, с 1 января 2010 года государственное регулирование тарифов для ОАО «Колыматранснефть» осуществляется ФСТ России. 

Комиссия Магаданского УФАС России из пояснений представителей ОАО «Колыматранснефть» и письма ФСТ России от 05.03.2011 № ТС-1663/10 установила, что ОАО «Колыматранснефть» не обращалось  после 01.01.2010 в ФСТ России за утверждением  в установленном порядке тарифа на услугу по предоставлению причала – нефтепирса в морском порту Магадан Магаданской области.

ФСТ России письмом от 06.06.2012 №ТС-4398/13 выразила свое мнение на вопросы,  поставленные Магаданским УФАС России в письме от 01.06.2012 №01-10/1423 и считает, что в случае, если Комитет экономики администрации Магаданской области был наделен в установленном порядке полномочиями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий, то осуществление обществом деятельности по установленным тарифам не является нарушением законодательства о ценообразовании.

Согласно пункту 3.11 Положения о комитете экономики администрации Магаданской области, утвержденного Постановлением администрации области от 24.01.1996 №11 и действовавшего на день утверждения тарифа для ОАО «Колыматранснефть», 13.02.1998, комитет проводит работу по реализации направлений ценовой политики региона, способствует выполнению законов Российской Федерации, постановлений Правительства РФ и решений администрации области по совершенствованию регулирования цен (тарифов) в отраслях народного хозяйства, в том числе на продукцию и услуги естественных монополий.   

Постановлением Правительства РФ №239 определены перечни услуг субъектов естественных монополий тарифы на которые подлежат государственному регулированию, и установлено разграничение полномочий по их регулированию между федеральным уровнем и уровнем субъектов Российской Федерации. Кроме того, Пункт 7 Постановления Правительства №239 устанавливает не применять государственное регулирование цен (тарифов), для всех хозяйствующих субъектов, осуществляемое путем установления фиксированных цен, предельных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен, предельного уровня рентабельности, декларирования повышения цен на все виды продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, кроме продукции, товаров и услуг, предусмотренных пунктом 1 настоящего Постановления.

На момент утверждения Обществу (13.02.1998) Комитетом экономики Администрации Магаданской области тарифов на услуги по предоставлению причала, тариф на данную услугу являлся свободным, поскольку услуга  не входила ни в один из перечней, утвержденных Постановлением Правительства №239, в редакции от 07.03.1995, следовательно, в силу действия пункта 7 названного постановления, услуга по предоставлению причала не подлежала государственному регулированию.

В связи с изложенным, Комиссия Магаданского УФАС России приходит к выводу, что тариф на услугу предоставления причала в феврале 1998 года являлся свободным и установление 13.02.1998г Комитетом экономики администрации Магаданской области предельной цены для ОАО «Колыматранснефть» на услугу по предоставлению причала не входило в  полномочия Комитета, как органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования  тарифов субъектов естественных монополий. 

Комиссия Магаданского УФАС России не может согласиться с доводами ОАО «Колыматранснефть» о том, что Комитет экономики администрации Магаданской области установил предельную цену в пределах предоставленных ему полномочий, поскольку государственное регулирование на топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемый населению и снабженческо-сбытовые, а так же торговые надбавки к ценам на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Комиссия по рассмотрению дела считает, что указанные доводы не имеют отношения, как к деятельности ОАО «Колыматранснефть», так и к установлению тарифов на услугу по предоставлению нефтепирса, в силу следующего.  Во-первых, ОАО «Колыматранснефть» не оказывает услуги по реализации населению топлива твердого, топлива печного бытового и керосина. Во-вторых, ОАО «Колыматраснефть» не оказывает услуги по реализации в районах Крайнего Севера продукции и товаров, Общество занимается реализацией услуг.

Комиссия Магаданского УФАС России приходит к выводу, что предоставленное Постановлением Правительства РФ № 239 право Комитету экономики Магаданской области осуществлять регулирование цен (тарифов), а так же полномочия определенные пунктом 3.11. Положения о Комитете экономики администрации Магаданской области, не относятся к услуге предоставления причала- нефтепирса, оказываемой ОАО «Колыматранснефть». Следовательно, с учетом вышеизложенного, тариф ОАО «Колыматранснефть» на услугу предоставления причала- нефтепирса в морском порту Магадан Магаданской области установленный с 13.02.1998 года и действующий по настоящее время не является утвержденным в установленном порядке органом государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий.

Пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Таким образом, в действиях ОАО «Колыматранснефть» по применению в 2010-2011 годах неутвержденных в установленном порядке органом государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий, ФСТ России, тарифов при оказании услуг по предоставлению причала- нефтепирса в морском порту Магадан (Магаданская область)  нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Из анализа договоров ОАО «Колыматранснефть» Комиссией Магаданского УФАС России  установлено, что основными покупателями услуг ОАО «Колыматранснефть» за 2009-2011 годы являются ООО «Колыманефтепродукт», ООО Магадан-Энергонефтьпродукты», ООО «Магаданнефто».

Согласно договору от 24.06.2009 №08/09 заключенному между ОАО «Колыматранснефть» и ООО «Магадантранснефть» на предоставление во временное пользование нефтепирса в районе Магаданского морского торгового порта (бухта Нагаева) для бункеровки 13 тонн нефтепродуктов стоимость услуги составляет 70 руб. (без НДС) за каждую тонну нефтепродуктов (пункт 2.1 договора), в то время как для других контрагентов, согласно договорам, стоимость этой же услуги в 2009-2011 годах составляет 40 руб. (без НДС) за каждую тонну нефтепродуктов.

Согласно счет-фактуре №00000010 от 24.06.2009, выставленной ОАО «Колыматранснефть» в адрес ООО «Магадантранснефть» на основании договора №08/09 за пользование нефтепирсом  (РС «Потанино») стоимость услуги составила  910 рублей. Фактическое оказание услуг  по предоставлению нефтепирса подтверждается подписанным исполнителем и заказчиком Актом № 00000010 от 24.06.2009 на сумму 910 рублей. 

На заседании Комиссии возражений по указанному факту не поступило. Генеральный директор Жигалин В.Н. признал, что данный факт установления Обществом  различных цен на один и тот же товар имел место в июне 2009 года. Экономического, технологического, либо иного обоснования установления различных цен на одну и ту же услугу Обществом не представлено.

Пунктом 6 части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом.

Таким образом, действия ОАО «Колыматранснефть» по применению цены в размере 70 руб. (без НДС) за каждую тонну нефтепродуктов при оказании услуг по предоставлению во временное пользование ООО «Магадантранснефть» нефтепирса в районе Магаданского морского торгового порта (бухта Нагаева) по договору от 24.06.2009 №08/09 нарушают  пункт 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона РФ от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Установить, что в соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» положение ОАО «Колыматранснефть» на рынке услуг по предоставлению причала - нефтепирса в морском порту Магадан (Магаданская область),  находящегося в состоянии естественной монополии, в 2009-2011 годах является доминирующим;

2. Признать действия ОАО «Колыматранснефть»  по применению в 2010-2011 г.г. неутвержденных в установленном порядке органом государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий, ФСТ России, тарифов при оказании услуг по предоставлению причала- нефтепирса в морском порту Магадан (Магаданская область)  нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»;

3. Признать действия ОАО «Колыматранснефть» в части экономически, технологически и иным образом не обоснованного установления в июне 2009 года различных тарифов на услугу по предоставлению причала- нефтепирса в морском порту Магадан (Магаданская область) нарушением пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»;

4. Выдать ОАО «Колыматранснефть» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции на соответствующем товарном рынке, для чего: направить документы в Федеральную службу по тарифам (ФСТ России) для рассмотрения вопроса по установлению тарифа на услугу предоставления причала-нефтепирса в морском порту Магадан (Магаданская область);

5. В связи с тем, что при рассмотрении дела установлено нарушение антимонопольного законодательства, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направить материалы дела должностному лицу Магаданского УФАС России для принятия мер в соответствии с КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия. Датой принятия решения является дата его изготовления в полном объеме.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность.  

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

«18» июня 2012 года.

г. Магадан

Комиссия Магаданского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель комиссии Отменная Л.А.- заместитель руководителя – начальник отдела управления, члены комиссии: Кашу Е.В.- главный специалист-эксперт управления, Калинина Л.Б. – ведущий специалист-эксперт управления, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 18.06.2012 по делу №03-10/3-2012 о нарушении ОАО «Колыматранснефть» (Магаданская обл., г. Магадан, ул. Пролетарская 8, офис 223) пунктов 6 и 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

ОАО «Колыматранснефть» (Магаданская обл., г. Магадан, ул. Пролетарская 8, офис 223) в срок до 10.07.2012 года прекратить нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в применении в 2010-2011 г.г. неутвержденных в установленном порядке органом государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий, ФСТ России, тарифов на услугу по предоставлению причала- нефтепирса в морском порту Магадан (Магаданская область),

а именно:

направить документы в Федеральную службу по тарифам (ФСТ России) для рассмотрения вопроса по установлению тарифа на услугу предоставления причала- нефтепирса в морском порту Магадан (Магаданская область).

О выполнении настоящего Предписания сообщить в Магаданское УФАС России не позднее пяти дней со дня выполнения предписания с приложением подтверждающих документов.

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 03-10/3-2012 [format] => [safe_value] => 03-10/3-2012 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 2 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 12 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 35 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 35 [vid] => 6 [name] => ТЭК [description] => [format] => full_html [weight] => 1 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-06-17 21:07:00 [timezone] => Asia/Magadan [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-06-17 21:07:00 [timezone] => Asia/Magadan [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1340917914 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Магаданское УФАС России )