Решение и предписание по делу в отношении ООО «Карибу»

Номер дела: 02-38/1р-2013
Дата публикации: 25 января 2013, 13:08

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть объявлена 24 января 2013 г.

Полный текст решения изготовлен 24 января 2013 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе: 

председатель Комиссии:

Задорожный В.Г.    - руководитель управления;                   

члены Комиссии:

Долгачёва Л.В.       - начальник отдела контроля антимонопольного, рекламного законодательства и органов власти;

Лукина В.И.          - ведущий специалист-эксперт отдела контроля антимонопольного, рекламного законодательства и органов власти,

24.01.2013 г. при рассмотрении дела № 02-38/1р-2013 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в ноябре-декабре 2012 г. обществом с ограниченной ответственностью «Карибу», г. Магадан, К.Маркса, 31/18, офис 23-а, ИНН 4909078121 (далее – ООО «Карибу») рекламы электронных сигарет (электронных девайсов) специализированного отдела «Бросаем курить» в ТЦ «Осенний вальс», на телеканале «ТВ-Карибу» во время показа ежедневного гороскопа, в присутствии начальника юридического отдела ООО «Карибу»  Маслянко Т.А. по доверенности № 3 от 24.01.2013    

УСТАНОВИЛА:

В ноябре-декабре 2012 г. ООО «Карибу» на телеканале «ТВ-Карибу» (8 ТВК), во время показа ежедневного гороскопа распространялась реклама электронных сигарет специализированного отдела «Бросаем курить» в ТЦ «Осенний вальс»,  следующего содержания:

Голос: Спонсор рубрики отдел электронных девайсов «Бросаем курить» в ТЦ «Осенний вальс» на Парковой, 21.

Показан отдел по продаже электронных сигарет в ТЦ «Осенний вальс». На прилавке надпись: Бросаем курить навсегда!

Голос: Хотите бросить курить? Легко. Наличие электронных технологий в специализированном отделе магазина «Осенний вальс» на Парковой, 21.  Бросай курить вместе с нами!

Далее идёт показ гороскопа. Нижняя часть определённого созвездия гороскопа   

сопровождается следующими надписями:

ОВЕН: Бросай курить легко.

ТЕЛЕЦ: Бросай курить с удовольствием!

ТЕЛЕЦ и БЛИЗНЕЦЫ: Бросай курить вместе с нами.

ВОДОЛЕЙ: Формула твоей индивидуальности.

Электронные девайсы в магазине «Осенний вальс».

Распространённая ООО «Карибу» информация соответствует признакам рекламы, данным в статье 3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе). Реклама – информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. 

Товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена и иного введения в оборот.

Объектом рекламирования, в данном случае, являются электронные сигареты, предлагаемые специализированным отделом электронных девайсов «Бросаем курить» в ТЦ «Осенний вальс».

Реклама ориентирована на неопределённый круг лиц и направлена на побуждение потребителя рекламы, совершить определённые действия в отношении объекта рекламирования, а именно вступить в конкретные правоотношения с продавцом по приобретению электронных сигарет.   

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 23 Закона о рекламе «реклама табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок и других подобных товаров, не должна размещаться в теле- и радиопрограммах, при кино- и видеообслуживании ….».

Поскольку электронные сигареты используются для совершения действий, аналогичных процессу курения, и в зависимости от модели могут содержать никотин и иные вещества, содержащиеся в табачных изделиях, электронные сигареты, по мнению специалистов ФАС России, также относятся к категории товаров, подобных табачным изделиям и курительным принадлежностям.

Учитывая новизну и неоднозначность понятия «электронные сигареты» ФАС России обратилась по данному вопросу в Министерство здравоохранения и социального развития РФ, которое пояснило, что реклама «электронных сигарет» как способ отказа от табакокурения  не допустима, поскольку данный товар не зарегистрирован как изделие медицинского назначения. Министерство также уточнило, что ни одна страна мира не признала электронные сигареты методом лечения.

Кроме того, ФАС России прислало копию патента на полезную модель, электронную сигарету. В описании модели говорится, что «полезная модель относится к области удовлетворения жизненных потребностей человека, а именно к курительным принадлежностям в виде беспламенной электронной сигареты».

На обращение ИП С.А.Крюкова (г. Магадан, ул. Пролетарская, 16, кв.22) - спонсора рубрики «Гороскоп» и рекламодателя рассматриваемой рекламы, поступившее в Минздравсоцразвития России письмом из Администрации Президента Российской Федерации от 21.10.2010 № А26-11-554970 сообщается следующее.

Всемирной организации здравоохранения не известны факты, подтверждающие утверждение продавцов о том, что электронная сигарета помогает бросить курить.

Администрация по контролю за пищевыми продуктами и лекарственными препаратами США (Fооd аnd Drug Administration, FDA) в 2009 г. распространила доклад, из которого следует, что электронные сигареты, разработанные для замены обычных, представляют собой серьёзную угрозу здоровью человека. Проведённые тесты 19 видов электронных сигарет, производители которых утверждали, что они безопасны для здоровья, выявили наличие в них токсичных химикатов. В половине из протестированных сигарет учёные обнаружили различные формы концерогенного вещества – нитросамин, способного вызывать у людей онкологические заболевания. Во многих сигаретах, производители которых уверяли, что в них нет никотина, на самом деле он содержится. Лабораторный анализ образцов электронных сигарет выявил содержание канцерогенов и токсичных веществ, таких как диэтиленгликоль.

Учитывая, что в распоряжении Всемирной Организации Здравоохранения нет доказательств снижения тяги человека к курению при использовании электронных сигарет, а также то, что Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека экспертиза электронных сигарет не проводилась и в Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития этот продукт не зарегистрирован как лечебное средство, для замены табачной продукции электронные сигареты использовать не рекомендуется.

В связи с изложенным,  реклама «электронных сигарет» должна осуществляться с учётом положений статьи 23 Закона о рекламе.

Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о нарушении ООО «Карибу» пункта 1 части 2 статьи 23  Закона о рекламе.

Следовательно, реклама электронных сигарет (электронных девайсов), распространяемая на телеканале «ТВ-Карибу» в соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе, является ненадлежащей рекламой, так как в ней нарушены требования пункта 1 части 2 статьи 23 Закона о рекламе.

В соответствии с частью 1 статьи 38 нарушение физическими и юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе влечёт за собой ответственность в соответствии с гражданским законодательством.

ООО «Карибу», осуществившее распространение  рекламы электронных сигарет (электронных девайсов) в соответствии пунктом 7 статьи 3 Закона о рекламе, является рекламораспространителем.

Согласно части 6 статьи 38 Закона о рекламе рекламораспространитель несёт ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-4 статьи 23 Закона о рекламе.

На заседании Комиссии представитель ООО «Карибу» согласилась  с тем, что реклама электронных сигарет распространялась на телеканале «ТВ «Карибу»» с нарушением рекламного законодательства.

Выслушав объяснение представителя ООО «Карибу» и исследовав материалы дела, Комиссия Магаданского УФАС России, руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37- 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, решила:

1. Признать рекламу электронных сигарет, специализированного отдела «Бросаем курить» в ТЦ «Осенний вальс», распространённую ООО «Карибу» (г. Магадан, К.Маркса, 31/18, оф. 23-а) в ноябре-декабре 2012 г. на телеканале «ТВ-Карибу» (8 ТВК) ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 2 статьи 23  Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать ООО «Карибу» (г. Магадан, К.Маркса, 31/18, оф. 23-а) предписание о прекращении распространения ненадлежащей рекламы, указанной в пункте 1 и необходимости принятия мер к недопущению в дальнейшем подобного нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в теле- и радиопрограммах.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Магаданского УФАС России  для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.     

Решение может быть обжаловано в арбитражный  суд  в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

­­24 января  2013 г.

г. Магадан

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области  по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе  в составе:

председатель Комиссии:

Задорожный В.Г.      -  руководитель управления;                    

члены Комиссии:

Долгачёва Л.В.         - начальник отдела контроля антимонопольного, рекламного законодательства и органов власти,

Лукина В.И.             -  ведущий специалист-эксперт отдела контроля антимонопольного, рекламного законодательства и органов власти, 

на основании своего решения от 24 января  2013 г.  по делу № 02-38/1р-2013  о признании ненадлежащей рекламы специализированного отдела «Бросаем курить» в ТЦ «Осенний вальс», распространённой ООО «Карибу» на телеканале «ТВ-Карибу» (8 ТНК) в ноябре-декабре 2012 г. следующего содержания: 

Голос: Спонсор рубрики отдел электронных девайсов «Бросаем курить» в ТЦ «Осенний вальс» на Парковой, 21.

Показан отдел по продаже электронных сигарет в ТЦ «Осенний вальс». На прилавке надпись: Бросаем курить навсегда!

Голос: Хотите бросить курить? Легко. Наличие электронных технологий в специализированном отделе магазина «Осенний вальс» на Парковой, 21.  Бросай курить вместе с нами!

Далее идёт показ гороскопа. Нижняя часть определённого созвездия гороскопа   

сопровождается следующими надписями:

ОВЕН: Бросай курить легко.

ТЕЛЕЦ: Бросай курить с удовольствием!

ТЕЛЕЦ и БЛИЗНЕЦЫ: Бросай курить вместе с нами.

ВОДОЛЕЙ: Формула твоей индивидуальности.

Электронные девайсы в магазине «Осенний вальс».

и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона  от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1.   ООО «Карибу» (г. Магадан, пр. К.Маркса, 31/18, офис 23-а) со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение пункта 1 части 2 статьи 23 Закона о рекламе, а именно: распространение рекламы электронных сигарет специализированного отдела «Бросаем курить» в ТЦ «Осенний вальс» на телеканале «ТВ-Карибу» (8 ТНК) и принять меры к недопущению в дальнейшем подобного нарушения рекламного законодательства в теле-и радиопрограммах.

2. ООО «Карибу» представить в Магаданское УФАС России  письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания  до 30 января  2013 года.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в соответствии с действующим законодательством.

stdClass Object ( [vid] => 7105 [uid] => 5 [title] => Решение и предписание по делу в отношении ООО «Карибу» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7105 [type] => solution [language] => ru [created] => 1359076358 [changed] => 1368723556 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368723556 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть объявлена 24 января 2013 г.

Полный текст решения изготовлен 24 января 2013 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе: 

председатель Комиссии:

Задорожный В.Г.    - руководитель управления;                   

члены Комиссии:

Долгачёва Л.В.       - начальник отдела контроля антимонопольного, рекламного законодательства и органов власти;

Лукина В.И.          - ведущий специалист-эксперт отдела контроля антимонопольного, рекламного законодательства и органов власти,

24.01.2013 г. при рассмотрении дела № 02-38/1р-2013 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в ноябре-декабре 2012 г. обществом с ограниченной ответственностью «Карибу», г. Магадан, К.Маркса, 31/18, офис 23-а, ИНН 4909078121 (далее – ООО «Карибу») рекламы электронных сигарет (электронных девайсов) специализированного отдела «Бросаем курить» в ТЦ «Осенний вальс», на телеканале «ТВ-Карибу» во время показа ежедневного гороскопа, в присутствии начальника юридического отдела ООО «Карибу»  Маслянко Т.А. по доверенности № 3 от 24.01.2013    

УСТАНОВИЛА:

В ноябре-декабре 2012 г. ООО «Карибу» на телеканале «ТВ-Карибу» (8 ТВК), во время показа ежедневного гороскопа распространялась реклама электронных сигарет специализированного отдела «Бросаем курить» в ТЦ «Осенний вальс»,  следующего содержания:

Голос: Спонсор рубрики отдел электронных девайсов «Бросаем курить» в ТЦ «Осенний вальс» на Парковой, 21.

Показан отдел по продаже электронных сигарет в ТЦ «Осенний вальс». На прилавке надпись: Бросаем курить навсегда!

Голос: Хотите бросить курить? Легко. Наличие электронных технологий в специализированном отделе магазина «Осенний вальс» на Парковой, 21.  Бросай курить вместе с нами!

Далее идёт показ гороскопа. Нижняя часть определённого созвездия гороскопа   

сопровождается следующими надписями:

ОВЕН: Бросай курить легко.

ТЕЛЕЦ: Бросай курить с удовольствием!

ТЕЛЕЦ и БЛИЗНЕЦЫ: Бросай курить вместе с нами.

ВОДОЛЕЙ: Формула твоей индивидуальности.

Электронные девайсы в магазине «Осенний вальс».

Распространённая ООО «Карибу» информация соответствует признакам рекламы, данным в статье 3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе). Реклама – информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. 

Товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена и иного введения в оборот.

Объектом рекламирования, в данном случае, являются электронные сигареты, предлагаемые специализированным отделом электронных девайсов «Бросаем курить» в ТЦ «Осенний вальс».

Реклама ориентирована на неопределённый круг лиц и направлена на побуждение потребителя рекламы, совершить определённые действия в отношении объекта рекламирования, а именно вступить в конкретные правоотношения с продавцом по приобретению электронных сигарет.   

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 23 Закона о рекламе «реклама табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок и других подобных товаров, не должна размещаться в теле- и радиопрограммах, при кино- и видеообслуживании ….».

Поскольку электронные сигареты используются для совершения действий, аналогичных процессу курения, и в зависимости от модели могут содержать никотин и иные вещества, содержащиеся в табачных изделиях, электронные сигареты, по мнению специалистов ФАС России, также относятся к категории товаров, подобных табачным изделиям и курительным принадлежностям.

Учитывая новизну и неоднозначность понятия «электронные сигареты» ФАС России обратилась по данному вопросу в Министерство здравоохранения и социального развития РФ, которое пояснило, что реклама «электронных сигарет» как способ отказа от табакокурения  не допустима, поскольку данный товар не зарегистрирован как изделие медицинского назначения. Министерство также уточнило, что ни одна страна мира не признала электронные сигареты методом лечения.

Кроме того, ФАС России прислало копию патента на полезную модель, электронную сигарету. В описании модели говорится, что «полезная модель относится к области удовлетворения жизненных потребностей человека, а именно к курительным принадлежностям в виде беспламенной электронной сигареты».

На обращение ИП С.А.Крюкова (г. Магадан, ул. Пролетарская, 16, кв.22) - спонсора рубрики «Гороскоп» и рекламодателя рассматриваемой рекламы, поступившее в Минздравсоцразвития России письмом из Администрации Президента Российской Федерации от 21.10.2010 № А26-11-554970 сообщается следующее.

Всемирной организации здравоохранения не известны факты, подтверждающие утверждение продавцов о том, что электронная сигарета помогает бросить курить.

Администрация по контролю за пищевыми продуктами и лекарственными препаратами США (Fооd аnd Drug Administration, FDA) в 2009 г. распространила доклад, из которого следует, что электронные сигареты, разработанные для замены обычных, представляют собой серьёзную угрозу здоровью человека. Проведённые тесты 19 видов электронных сигарет, производители которых утверждали, что они безопасны для здоровья, выявили наличие в них токсичных химикатов. В половине из протестированных сигарет учёные обнаружили различные формы концерогенного вещества – нитросамин, способного вызывать у людей онкологические заболевания. Во многих сигаретах, производители которых уверяли, что в них нет никотина, на самом деле он содержится. Лабораторный анализ образцов электронных сигарет выявил содержание канцерогенов и токсичных веществ, таких как диэтиленгликоль.

Учитывая, что в распоряжении Всемирной Организации Здравоохранения нет доказательств снижения тяги человека к курению при использовании электронных сигарет, а также то, что Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека экспертиза электронных сигарет не проводилась и в Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития этот продукт не зарегистрирован как лечебное средство, для замены табачной продукции электронные сигареты использовать не рекомендуется.

В связи с изложенным,  реклама «электронных сигарет» должна осуществляться с учётом положений статьи 23 Закона о рекламе.

Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о нарушении ООО «Карибу» пункта 1 части 2 статьи 23  Закона о рекламе.

Следовательно, реклама электронных сигарет (электронных девайсов), распространяемая на телеканале «ТВ-Карибу» в соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе, является ненадлежащей рекламой, так как в ней нарушены требования пункта 1 части 2 статьи 23 Закона о рекламе.

В соответствии с частью 1 статьи 38 нарушение физическими и юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе влечёт за собой ответственность в соответствии с гражданским законодательством.

ООО «Карибу», осуществившее распространение  рекламы электронных сигарет (электронных девайсов) в соответствии пунктом 7 статьи 3 Закона о рекламе, является рекламораспространителем.

Согласно части 6 статьи 38 Закона о рекламе рекламораспространитель несёт ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-4 статьи 23 Закона о рекламе.

На заседании Комиссии представитель ООО «Карибу» согласилась  с тем, что реклама электронных сигарет распространялась на телеканале «ТВ «Карибу»» с нарушением рекламного законодательства.

Выслушав объяснение представителя ООО «Карибу» и исследовав материалы дела, Комиссия Магаданского УФАС России, руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37- 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, решила:

1. Признать рекламу электронных сигарет, специализированного отдела «Бросаем курить» в ТЦ «Осенний вальс», распространённую ООО «Карибу» (г. Магадан, К.Маркса, 31/18, оф. 23-а) в ноябре-декабре 2012 г. на телеканале «ТВ-Карибу» (8 ТВК) ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 2 статьи 23  Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать ООО «Карибу» (г. Магадан, К.Маркса, 31/18, оф. 23-а) предписание о прекращении распространения ненадлежащей рекламы, указанной в пункте 1 и необходимости принятия мер к недопущению в дальнейшем подобного нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в теле- и радиопрограммах.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Магаданского УФАС России  для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.     

Решение может быть обжаловано в арбитражный  суд  в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

­­24 января  2013 г.

г. Магадан

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области  по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе  в составе:

председатель Комиссии:

Задорожный В.Г.      -  руководитель управления;                    

члены Комиссии:

Долгачёва Л.В.         - начальник отдела контроля антимонопольного, рекламного законодательства и органов власти,

Лукина В.И.             -  ведущий специалист-эксперт отдела контроля антимонопольного, рекламного законодательства и органов власти, 

на основании своего решения от 24 января  2013 г.  по делу № 02-38/1р-2013  о признании ненадлежащей рекламы специализированного отдела «Бросаем курить» в ТЦ «Осенний вальс», распространённой ООО «Карибу» на телеканале «ТВ-Карибу» (8 ТНК) в ноябре-декабре 2012 г. следующего содержания: 

Голос: Спонсор рубрики отдел электронных девайсов «Бросаем курить» в ТЦ «Осенний вальс» на Парковой, 21.

Показан отдел по продаже электронных сигарет в ТЦ «Осенний вальс». На прилавке надпись: Бросаем курить навсегда!

Голос: Хотите бросить курить? Легко. Наличие электронных технологий в специализированном отделе магазина «Осенний вальс» на Парковой, 21.  Бросай курить вместе с нами!

Далее идёт показ гороскопа. Нижняя часть определённого созвездия гороскопа   

сопровождается следующими надписями:

ОВЕН: Бросай курить легко.

ТЕЛЕЦ: Бросай курить с удовольствием!

ТЕЛЕЦ и БЛИЗНЕЦЫ: Бросай курить вместе с нами.

ВОДОЛЕЙ: Формула твоей индивидуальности.

Электронные девайсы в магазине «Осенний вальс».

и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона  от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1.   ООО «Карибу» (г. Магадан, пр. К.Маркса, 31/18, офис 23-а) со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение пункта 1 части 2 статьи 23 Закона о рекламе, а именно: распространение рекламы электронных сигарет специализированного отдела «Бросаем курить» в ТЦ «Осенний вальс» на телеканале «ТВ-Карибу» (8 ТНК) и принять меры к недопущению в дальнейшем подобного нарушения рекламного законодательства в теле-и радиопрограммах.

2. ООО «Карибу» представить в Магаданское УФАС России  письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания  до 30 января  2013 года.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в соответствии с действующим законодательством.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть объявлена 24 января 2013 г.

Полный текст решения изготовлен 24 января 2013 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе: 

председатель Комиссии:

Задорожный В.Г.    - руководитель управления;                   

члены Комиссии:

Долгачёва Л.В.       - начальник отдела контроля антимонопольного, рекламного законодательства и органов власти;

Лукина В.И.          - ведущий специалист-эксперт отдела контроля антимонопольного, рекламного законодательства и органов власти,

24.01.2013 г. при рассмотрении дела № 02-38/1р-2013 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в ноябре-декабре 2012 г. обществом с ограниченной ответственностью «Карибу», г. Магадан, К.Маркса, 31/18, офис 23-а, ИНН 4909078121 (далее – ООО «Карибу») рекламы электронных сигарет (электронных девайсов) специализированного отдела «Бросаем курить» в ТЦ «Осенний вальс», на телеканале «ТВ-Карибу» во время показа ежедневного гороскопа, в присутствии начальника юридического отдела ООО «Карибу»  Маслянко Т.А. по доверенности № 3 от 24.01.2013    

УСТАНОВИЛА:

В ноябре-декабре 2012 г. ООО «Карибу» на телеканале «ТВ-Карибу» (8 ТВК), во время показа ежедневного гороскопа распространялась реклама электронных сигарет специализированного отдела «Бросаем курить» в ТЦ «Осенний вальс»,  следующего содержания:

Голос: Спонсор рубрики отдел электронных девайсов «Бросаем курить» в ТЦ «Осенний вальс» на Парковой, 21.

Показан отдел по продаже электронных сигарет в ТЦ «Осенний вальс». На прилавке надпись: Бросаем курить навсегда!

Голос: Хотите бросить курить? Легко. Наличие электронных технологий в специализированном отделе магазина «Осенний вальс» на Парковой, 21.  Бросай курить вместе с нами!

Далее идёт показ гороскопа. Нижняя часть определённого созвездия гороскопа   

сопровождается следующими надписями:

ОВЕН: Бросай курить легко.

ТЕЛЕЦ: Бросай курить с удовольствием!

ТЕЛЕЦ и БЛИЗНЕЦЫ: Бросай курить вместе с нами.

ВОДОЛЕЙ: Формула твоей индивидуальности.

Электронные девайсы в магазине «Осенний вальс».

Распространённая ООО «Карибу» информация соответствует признакам рекламы, данным в статье 3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе). Реклама – информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. 

Товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена и иного введения в оборот.

Объектом рекламирования, в данном случае, являются электронные сигареты, предлагаемые специализированным отделом электронных девайсов «Бросаем курить» в ТЦ «Осенний вальс».

Реклама ориентирована на неопределённый круг лиц и направлена на побуждение потребителя рекламы, совершить определённые действия в отношении объекта рекламирования, а именно вступить в конкретные правоотношения с продавцом по приобретению электронных сигарет.   

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 23 Закона о рекламе «реклама табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок и других подобных товаров, не должна размещаться в теле- и радиопрограммах, при кино- и видеообслуживании ….».

Поскольку электронные сигареты используются для совершения действий, аналогичных процессу курения, и в зависимости от модели могут содержать никотин и иные вещества, содержащиеся в табачных изделиях, электронные сигареты, по мнению специалистов ФАС России, также относятся к категории товаров, подобных табачным изделиям и курительным принадлежностям.

Учитывая новизну и неоднозначность понятия «электронные сигареты» ФАС России обратилась по данному вопросу в Министерство здравоохранения и социального развития РФ, которое пояснило, что реклама «электронных сигарет» как способ отказа от табакокурения  не допустима, поскольку данный товар не зарегистрирован как изделие медицинского назначения. Министерство также уточнило, что ни одна страна мира не признала электронные сигареты методом лечения.

Кроме того, ФАС России прислало копию патента на полезную модель, электронную сигарету. В описании модели говорится, что «полезная модель относится к области удовлетворения жизненных потребностей человека, а именно к курительным принадлежностям в виде беспламенной электронной сигареты».

На обращение ИП С.А.Крюкова (г. Магадан, ул. Пролетарская, 16, кв.22) - спонсора рубрики «Гороскоп» и рекламодателя рассматриваемой рекламы, поступившее в Минздравсоцразвития России письмом из Администрации Президента Российской Федерации от 21.10.2010 № А26-11-554970 сообщается следующее.

Всемирной организации здравоохранения не известны факты, подтверждающие утверждение продавцов о том, что электронная сигарета помогает бросить курить.

Администрация по контролю за пищевыми продуктами и лекарственными препаратами США (Fооd аnd Drug Administration, FDA) в 2009 г. распространила доклад, из которого следует, что электронные сигареты, разработанные для замены обычных, представляют собой серьёзную угрозу здоровью человека. Проведённые тесты 19 видов электронных сигарет, производители которых утверждали, что они безопасны для здоровья, выявили наличие в них токсичных химикатов. В половине из протестированных сигарет учёные обнаружили различные формы концерогенного вещества – нитросамин, способного вызывать у людей онкологические заболевания. Во многих сигаретах, производители которых уверяли, что в них нет никотина, на самом деле он содержится. Лабораторный анализ образцов электронных сигарет выявил содержание канцерогенов и токсичных веществ, таких как диэтиленгликоль.

Учитывая, что в распоряжении Всемирной Организации Здравоохранения нет доказательств снижения тяги человека к курению при использовании электронных сигарет, а также то, что Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека экспертиза электронных сигарет не проводилась и в Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития этот продукт не зарегистрирован как лечебное средство, для замены табачной продукции электронные сигареты использовать не рекомендуется.

В связи с изложенным,  реклама «электронных сигарет» должна осуществляться с учётом положений статьи 23 Закона о рекламе.

Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о нарушении ООО «Карибу» пункта 1 части 2 статьи 23  Закона о рекламе.

Следовательно, реклама электронных сигарет (электронных девайсов), распространяемая на телеканале «ТВ-Карибу» в соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе, является ненадлежащей рекламой, так как в ней нарушены требования пункта 1 части 2 статьи 23 Закона о рекламе.

В соответствии с частью 1 статьи 38 нарушение физическими и юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе влечёт за собой ответственность в соответствии с гражданским законодательством.

ООО «Карибу», осуществившее распространение  рекламы электронных сигарет (электронных девайсов) в соответствии пунктом 7 статьи 3 Закона о рекламе, является рекламораспространителем.

Согласно части 6 статьи 38 Закона о рекламе рекламораспространитель несёт ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-4 статьи 23 Закона о рекламе.

На заседании Комиссии представитель ООО «Карибу» согласилась  с тем, что реклама электронных сигарет распространялась на телеканале «ТВ «Карибу»» с нарушением рекламного законодательства.

Выслушав объяснение представителя ООО «Карибу» и исследовав материалы дела, Комиссия Магаданского УФАС России, руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37- 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, решила:

1. Признать рекламу электронных сигарет, специализированного отдела «Бросаем курить» в ТЦ «Осенний вальс», распространённую ООО «Карибу» (г. Магадан, К.Маркса, 31/18, оф. 23-а) в ноябре-декабре 2012 г. на телеканале «ТВ-Карибу» (8 ТВК) ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 2 статьи 23  Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать ООО «Карибу» (г. Магадан, К.Маркса, 31/18, оф. 23-а) предписание о прекращении распространения ненадлежащей рекламы, указанной в пункте 1 и необходимости принятия мер к недопущению в дальнейшем подобного нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в теле- и радиопрограммах.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Магаданского УФАС России  для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.     

Решение может быть обжаловано в арбитражный  суд  в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

­­24 января  2013 г.

г. Магадан

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области  по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе  в составе:

председатель Комиссии:

Задорожный В.Г.      -  руководитель управления;                    

члены Комиссии:

Долгачёва Л.В.         - начальник отдела контроля антимонопольного, рекламного законодательства и органов власти,

Лукина В.И.             -  ведущий специалист-эксперт отдела контроля антимонопольного, рекламного законодательства и органов власти, 

на основании своего решения от 24 января  2013 г.  по делу № 02-38/1р-2013  о признании ненадлежащей рекламы специализированного отдела «Бросаем курить» в ТЦ «Осенний вальс», распространённой ООО «Карибу» на телеканале «ТВ-Карибу» (8 ТНК) в ноябре-декабре 2012 г. следующего содержания: 

Голос: Спонсор рубрики отдел электронных девайсов «Бросаем курить» в ТЦ «Осенний вальс» на Парковой, 21.

Показан отдел по продаже электронных сигарет в ТЦ «Осенний вальс». На прилавке надпись: Бросаем курить навсегда!

Голос: Хотите бросить курить? Легко. Наличие электронных технологий в специализированном отделе магазина «Осенний вальс» на Парковой, 21.  Бросай курить вместе с нами!

Далее идёт показ гороскопа. Нижняя часть определённого созвездия гороскопа   

сопровождается следующими надписями:

ОВЕН: Бросай курить легко.

ТЕЛЕЦ: Бросай курить с удовольствием!

ТЕЛЕЦ и БЛИЗНЕЦЫ: Бросай курить вместе с нами.

ВОДОЛЕЙ: Формула твоей индивидуальности.

Электронные девайсы в магазине «Осенний вальс».

и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона  от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1.   ООО «Карибу» (г. Магадан, пр. К.Маркса, 31/18, офис 23-а) со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение пункта 1 части 2 статьи 23 Закона о рекламе, а именно: распространение рекламы электронных сигарет специализированного отдела «Бросаем курить» в ТЦ «Осенний вальс» на телеканале «ТВ-Карибу» (8 ТНК) и принять меры к недопущению в дальнейшем подобного нарушения рекламного законодательства в теле-и радиопрограммах.

2. ООО «Карибу» представить в Магаданское УФАС России  письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания  до 30 января  2013 года.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в соответствии с действующим законодательством.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 02-38/1р-2013 [format] => [safe_value] => 02-38/1р-2013 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-01-25 01:08:00 [timezone] => Asia/Magadan [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-01-25 01:08:00 [timezone] => Asia/Magadan [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1359076358 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Магаданское УФАС России )