Аналитический отчет по результатам анализа конкуренции на рынках услуг по оптовой торговле нефтепродуктами на территории Магаданской области в 2010г. и 1 п/г 2011г.

Аналитический отчет по результатам анализа  конкуренции на рынках услуг по оптовой торговле  нефтепродуктами  на территории Магаданской области  в 2010г. и 1 п/г 2011г.

I. Общие положения

Анализ и оценка состояния конкуренции на рынке услуг оптовой торговле нефтепродуктов на территории Магаданской области проведены отделом контроля размещения государственного заказа в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок) и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденным приказом ФАС России от 17.01.2007 № 5, с целью определения положения ООО «Магаданнефто» при рассмотрении дела в отношении указанного Общества по признакам злоупотребления им доминирующим положением на рынке услуг оптовой торговле нефтепродуктами в Магаданской области.

Для оценки состояния конкурентной среды на рынке услуг проведена расчетно-аналитическая работа по определению:

– продуктовых границ товарного рынка;

– географических границ товарного рынка;

– состава хозяйствующих субъектов рынка, действующих на товарном рынке;

– объёма товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке;

– уровня концентрации товарного рынка;

– барьеров входа на товарный рынок.

При анализе состояния конкуренции данного рынка были использованы сведения и информация, полученные от: ООО «Магаданнефто», ООО «Колыманефтепродукт», ООО «Тосмар», ООО «Магсервис-авто», ООО «Дарьял» и иных  хозяйствующих субъектов.

II. Предмет исследования

Предметом рассмотрения данного исследования является товарный рынок, связанный с предоставлением услуг по оптовой торговле (поставке) нефтепродуктов в Магаданской области.

Справочно:

На территории Магаданской области отсутствуют  производители нефтепродуктов, вся потребность в ГСМ удовлетворяется за счет  завоза. Особенностями  региональных рынков  нефтепродуктов  является также значительная удаленность  от основных  производителей и поставщиков ГСМ, сложная транспортная схема и связанные с этим высокие затраты по завозу (железная дорога, перевалка в портах Приморья, морфрахт, перевалка в г. Магадане), которые включаются в стоимости завозимых в Магаданскую область ГСМ. Из-за высокой стоимости закупки и доставки в область  нефтепродуктов завоз мелких партий  ГСМ стал экономически  нецелесообразен, поэтому конкуренция не развита.

Поставщиками ГСМ  на  территорию Магаданской области являлись:

 В 2010г.:

-  ООО «Колыманефтепродукт», объем завезенного топлива составил: автобензина- 42923 тонны,  дизельного топлива – 186945 тонн.

- ООО «Валькирия» объем завезенного дизельного топлива – 500 тонн.

- ООО «Магаданнефто» объем завезенного дизельного топлива – 3000 тонн.

В 1 п/г 2011г.:

-  ООО «Колыманефтепродукт», объем завезенного топлива составил: автобензина- 24142 тонны,  дизельного топлива – 96624 тонн.

- ООО «Валькирия» объем завезенного ТСМ – 977т.

- ООО «Магаданнефто» объем завезенного ТСМ – 10243 тонн.

III. Определение временного интервала исследования товарного рынка

Временной интервал исследования товарного рынка определен с учетом цели исследования рынка и в соответствии с требованиями раздела 2 Порядка определен –2010г. и 1 п/г 2011г.

Исходя из целей исследования, проводился ретроспективный анализ.

IV. Определение продуктовых границ товарного рынка

Продуктовые границы на рынке  оптовой   торговле  автобензина.

Предварительное определение товара (услуги) проведено на основе анализа предмета и условий договора на услуги поставки нефтепродуктов. В соответствии с договором поставщик обязуется поставить и передать в собственность Покупателя нефтепродукты разных видов.

В соответствии с  Гражданским кодексом Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 07.02.2011)  "...По договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием..."

Учитывая разновидность нефтепродуктов поставляемых покупателям на территории Магаданской области, выявление товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми, осуществлялось путем анализа сопоставимых по существенным свойствам товаров (услуг), входящих вместе с рассматриваемым товаром в одну классификационную группу одного из общероссийских классификаторов видов экономической деятельности, продукции или услуг.

При выявлении свойств товара определяющих выбор потребителя анализировались следующие критерии:

- функциональное назначение товара (услуги):

Бензины автомобильные применяются в качестве топлива для карбюраторных  двигателей автомобилей.

Дизельное топливо  применяется для быстроходных  дизельных  и  газотурбинных  двигателей наземной и судовой техники. Используется в качестве автомобильного («МАЗ», «КРАЗ», «КАМАЗ», «ЗИЛ», автобусов и некоторых типов иностранных марок легковых автомобилей), тракторного и бульдозерного топлива, для работы дизельных электростанций. Это наиболее массовое  топливо для региона, что определяется потребностью  горнодобывающих предприятий области.

- качественные характеристики товара (услуги):

Все автомобильные бензины, выпускаемые по техническим условиям, должны соответствовать ГОСТ Р 51313 – 99 «Бензины автомобильные. Общие технические требования». Соответствие бензинов требованиям вышеупомянутого ГОСТа проверяется при их сертификации, которая является обязательной. Региональный  оптовый рынок в 2010г. и 1 п/г 2011г.  представлен   автобензинами  марок А-76(80), Аи-92, Аи-95.

В соответствии с ГОСТ 305-82, а так же в  зависимости от условий  применения в  Магаданской области используются  следующие марки  дизельного топлива:

  • «летнее»: для эксплуатации  при температуре окружающего воздействия  воздуха 0 градусов и выше;
  • «зимнее»: для эксплуатации  при температуре   до  минус 20 градусов или  минус 30 градусов  в зависимости  от температуры застывания;
  • «арктическое»: для эксплуатации при температуре до  минус  50 градусов.

В  качестве товара заменителя дизельного топлива рассмотрено топливо судовое маловязкое (ТСМ), используемое как летнее дизельное топливо, а также   топливо специальное для силовых установок Севера (ТССУС) пригодное для эксплуатации при температуре минус 50 градусов. Эти марки топлива используются в климатических условиях Крайнего Севера как топливо для  техники, применяемой в горной,  строительной и энергетических отраслях.

Таким образом, в  состав товарной группы включены все виды дизельного топлива завозимого в регион: дизтопливо (летнее, зимнее,  арктическое), а так же ТСМ, ТССУС).

Газобаллонное топливо на территорию Магаданской области никогда не завозилось, так как отсутствует соответствующий транспорт и система АЗС .

 Сравнение дизельного топлива с автомобильными бензинами некорректно, поскольку  эти виды топлива предназначены для принципиально разных конструкций двигателей. Применение в качестве товара – заменителя  бензина потребовало бы замены всего парка техники, снабженного дизельными  двигателями.

На основании вышеизложенного  автобензины и дизельное топливо при заправке автотранспорта нельзя признать взаимозаменяемыми услугами

На основании изложенного, было выделено 2 группы услуг:

-  оптовая торговля автобензином;

-  оптовая торговля дизельным топливом.

В соответствии с Общероссийским  классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг  ОК 029-2007 (КДЕС 1.1) определена принадлежность продуктовых границ  исследуемого рынка по классу 50 – Оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; подкласс 51.4 – оптовая торговля не продовольственными товарами; подгруппа 51.51.2 – оптовая торговля моторным топливом, включая авиационный бензин.

V. Определение географических границ товарного рынка

В соответствии с п. 4.1 Порядка процедура определения границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами, включает:

– предварительное определение географических границ товарного рынка;

– выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями);

– определение территорий входящих в географические границы товарного рынка.

В соответствии с п. 4.2 Порядка определение географических границ товарного рынка проводилось на основе информации о регионе, в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, о ценообразовании на рынке рассматриваемого товара, о структуре товаропотоков.

Резервуары для хранения  продавцов нефтепродуктов находятся в пределах г. Магадана, таким образом, предварительно географические границы определены границами г. Магадан

При выявлении условий обращения товара, ограничивающих экономические, технические или иные возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями), учитывались:

- особенности территории в предварительно определенных географических границах товарного рынка (в том числе природно-климатические и социально-экономические особенности, наличие зон регулируемого или частично регулируемого ценообразования). К специфическим особенностям северо-восточных территорий России, какой среди прочих является Магаданская область, относятся:

  1. значительная отдалённость от других регионов;
  2. отсутствие железнодорожного и регулярного автомобильного

сообщения с другими регионами России;

- организационно-транспортные схемы приобретения товара приобретателями. В товарно – транспортных накладных (в соответствии с которыми осуществляется получение нефтепродуктов у поставщика) указан пункт погрузки г. Магадан, а пунктом разгрузки может быть указан любой район Магаданской области (например: где расположены хозяйствующие субъекты, в том числе горно-геологические компании, нуждающиеся в оптовых, а не разовых  поставках нефтепродуктов для своей деятельности).

Учитывая то, что г. Магадан является административным центром Магаданской области и то, что  услуги по оптовой торговле нефтепродуктов оказываются для потребителей Магаданской области, географические границы товарного рынка (потока) расширены выявленной территорией – Магаданская область и признаются географическими границами рассматриваемого товарного рынка.

VI. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих

на товарном рынке

Для того, чтобы при расчете долей хозяйствующих субъектов на оптовом рынке нефтепродуктов в Магаданской области исключить двойной учет, выделены два уровня рынка:

  1. Завоз и первичная оптовая реализация нефтепродуктов на территории Магаданской области (в разрезе автобензины и дизельное топливо);
  2. Перепродажа нефтепродуктов на территории Магаданской области.

В соответствии с пунктом 5.1 Порядка в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включатся хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

Продавцы и покупатели нефтепродуктов на рынках первого и второго уровня в географических границах Магаданской области представлены в таблице 1.1

 

 таблица 1.1.

Состав продавцов и покупателей на рынке оптовой торговле автобензина.

Продуктовые

границы рынков

Продавцы

Покупатели

 

Рынок первичной оптовой торговле автобензина

ООО «Колыманефтепродукт

оптово – посреднические предприятия осуществляющие перепродажу нефтепродуктов: ООО «Дарьял», ООО «Тосмар», ООО «Магаданнефто» и др.

Рынок оптовой торговле автобензина (перепродажа)

ООО «Магсервис – авто»,   ООО «Дарьял», ООО «Магаданнефто» и др.

предприятия энергетического и агропромышленного комплекса, транспортные  и золотодобывающие предприятия Магаданской области; хозяйствующие субъекты, осуществляющие  розничную реализацию автобензина, а так же  органы исполнительной власти,  и местного самоуправления области (тендерные поставки нефтепродуктов для государственных и муниципальных  нужд),

 

Рынок первичной оптовой торговле дизельного топлива

ООО «Колыманефтепродукт» », ООО «Валькирия», ООО «Магаданнефто»

оптово – посреднические предприятия, осуществляющие перепродажу нефтепродуктов:  ООО «Тосмар», ООО «Дарьял»  и др.

Рынок оптовой торговле дизельного топлива (перепродажа)

 ООО «Дарьял», ООО «Магаданнефто», ООО «Магсервис – авто»,  ООО «Валькирия»,  и др.

Горнодобывающие компании на  территории области; хозяйствующие субъекты, осуществляющие  розничную реализацию через АЗС, а так же  органы исполнительной власти и местного самоуправления Магаданской области (тендерные поставки дизтоплива для государственных и муниципальных  нужд).  

 

Идентификация хозяйствующих субъектов:

  1. ООО «Колыманефтепродукт» - 685800, г. Магадан, ул. Билибина, 2а. ИНН – 4900004453.
  2. ООО «Магаданнефто»- 685000, г. Магадан, Портовое шоссе, 201. ИНН -4900009476.                                  
  3. ООО «Магсервис – авто» - 685000, г. Магадан, ул. Новая 31/10, каб. 402, ИНН – 4909910406.
  4. ООО «Торговый Дом Магсервис» - 685000, г. Магадан, ул. Новая 31/10, каб. 402, ИНН 4909108224.
  5. ООО «Дарьял – 685000, г. Магадан, ул. Транспортная, д.3, стр.1. ИНН -, 4908005593.
  6. ООО «Валькирия» - 685000, г. Магадан, ул. Колымское шоссе 5. ИНН – 4900004397.
  7. ООО «Кирин» - 685000, г. Магадан, ул. Пролетарская, д.8, оф. 417, ИНН 4909094980.
  8. ООО Рэд Вуд» - 685000, г. Магадан, ул. Якутская, д.70.
  9. ООО «Компания ЕАЛ» - 685000, г. Магадан, 4 км. основной трассы, правая сторона.

VII. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих

субъектов на рынке

         Количественной характеристикой товарных ресурсов  рынков  является объем оказанных услуг ( по оптовой торговле  нефтепродуктами)  участниками рынка 1 и 2 уровня (автобензина и дизельного топлива) в натуральном выражении (тонн). Объем рынка, и доли хозсубъектов  представлены в таблицах 1.2. – 1.5.

Таблица 1.2.

Показатели рынка первичной оптовой торговле автобензина в границах Магаданской области в 2010 г.

Наименование хозсубъекта

Объем торговле автобензина, тонн

Доля, %

2010

1 п/г 2011

2010

1 п/г 2011

ООО «Колыманефтепродукт»

Всего:

в т.ч.

Аи(76,80)

АИ(92)

АИ(95)

 

 

 

 

100

 

 

100

Итого

 

 

100

100

HHI

 

 

>2000

>2000

Доля ООО «Колыманефтепродукт» на рынке первичной оптовой торговле автобензином составляет 100%,  HHI>2000. Рынок в границах Магаданской области  монополизирован. Конкуренция отсутствует.

                                                                                                                                     Таблица 1.3.

Показатели рынка оптовой торговле автобензина

второго уровня (перепродажа) в границах Магаданской области   в  2010г.

Наименование хозсубъекта

Объем торговле автобензина, тонн

Доля, %

2010

1 п/г 2011

2010

1 п/г 2011

ООО «Магсервис – авто»

 

 

23,6

0,0

ООО  «Торговый дом Магсервис»

 

 

0,0

35,8

ООО «Магаданнефто»

 

 

46,3

39,5

ООО «Дарьял»

 

 

6,2

5,7

ООО «Валькирия»

 

 

23,9

19,0

итого

 

 

100

100

CR-3

 

 

93,8

94,3

HHI

 

 

>2000

>2000

На рынке услуг по оптовой торговле автобензином второго уровня (перепродажа) в 2010г.  и 1 п/г 2011г. присутствовало 4 хозсубъекта. Основным оптовым поставщиком автобензина на вышеназванном рынке являлось ООО «Магаданнефто» с долями: 46,3% и 39,5%. Исходя из показателей рыночной концентрации (70<CR-3=93,8; 94,3<100,    2000 <HHI<10000) рынок можно охарактеризовать высоким уровнем концентрации. Конкуренция не развита.

Таблица 1.4.

Показатели рынка первичной оптовой   торговле  дизельного топлива   в границах  Магаданской области в 2010 г.

Наименование хозсубъекта

Объем торговле дизтоплива, тонн

Доля, %

2010

1 п/г 2011

2010

1 п/г 2011

ООО «Колыманефтепродукт»

 

 

98,2

88,1

ООО «Валькирия»

 

 

0,3

0,9

ООО «Магаданнефто»

 

 

1,6

11,0

Итого

 

 

100

100

HHI

 

 

>2000

>2000

На рынке первичной оптовой торговле дизельным топливом в исследуемый период присутствовали 3 хозяйствующие субъекта.

Признаки доминирующего положения выявлены в отношении ООО «Колыманефтепродукт» доля которого на вышеназванном рынке по итогам 2010г. и 1 п/г 2011г. составила соответственно 98,2% и 88,1%.

Рынок оптовой торговли дизельного топлива первого уровня в границах Магаданской области  является высококонцентрированным. Конкуренция не развита.

Таблица  1.5.

Показатели рынка оптовой   торговле дизельного топлива (перепродажа)  в границах  Магаданской области в 2010 г.

Наименование хозсубъекта

Объем торговле дизтоплива, тонн

Доля, %

2010

1 п/г 2011

2010

1 п/г 2011

ООО «Магсервис – авто»

 

 

4,8

0,0

ООО «Торговый Дом Магсервис»

 

 

0,0

23,6

ООО «Магаданнефто»

 

 

60,4

58,1

ООО «Дарьял»

 

 

3,9

6,8

ООО «Валькирия»

 

 

27,8

7,6

ООО «Кирин»*

 

 

2,4

0,6

ООО «Рэд Вуд»*

 

 

0,6

0,0

ООО «Компания ЕАЛ»

 

 

0,0

1,2

итого

 

 

100

100

CR-3

 

 

93,0

89,3

HHI

 

 

>2000

>2000

* по данным ООО «Валькирия»

В исследуемый период на рынке оптовой торговли (перепродажа)   дизельного топлива  осуществляли деятельность 6 хозсубъектов.

 Основным оптовым перепродавцом на вышеназванном рынке являлось ООО «Магаданнефто», в отношении которого выявлены признаки доминирующего положения, и доли которого составили по итогам 2010 – 1п/г 2011г.г. – 60,4%, 58,1%.

Рынок характеризуется  высокой степенью концентрации (70<CR- 3=93; 89,3,    2000 <HHI<10000). Конкуренция не развита.

VIII. Определение барьеров входа на товарный рынок

Региональные рынки  нефтепродуктов  нельзя  назвать открытыми  из-за наличия  труднопреодолимых  барьеров  входа на рынок, о чем свидетельствует снижение  количества участников рынков и высокий уровень коэффициентов концентрации рынка на протяжении  последних   лет.

К основным барьерам  вхождения на рынки оптовой торговле  нефтепродуктов можно отнести:

  • рост транспортных  издержек  (морфрахт, железнодорожный тариф, перевалка в портах Приморья);
  • экономическая нецелесообразность приобретения мелких партий нефтепродуктов, трудности, связанные с их поставкой и перевалкой, и как следствие, необходимость  достаточного начального капитала  для завоза  крупных партий  нефтепродуктов;
  • высокие  тарифы на переработку, перекачку и  хранение нефтепродуктов в г. Магадане;
  • ограничение по спросу, связанное  с низкой платежеспособностью и сезонным характером  деятельности   предприятий   горнодобывающей промышленности, одних из основных оптовых покупателей  ГСМ.

 

IX. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

 1. По итогам 2010г. и 1 п/г 2011г. конкурентную среду  можно оценить как неразвитую:

  • на рынках услуг по оптовой торговле автобензином 1 и 2 уровней,
  • на рынках услуг по оптовой торговле дизельным топливом 1 и 2 уровней  в географических границах Магаданской области

2. Признаки доминирующего положения по итогам 2010г. и 1 п/г 2011г. выявлены в отношении:

– ООО «Колыманефтепродукт»  на рынках оптовой реализации автобензина и дизельного топлива (первого уровня) в границах Магаданской области в 2010г. – 1 п/г 2011г.     

ООО «Колыманефтепродукт» включено в Реестр хозяйствующих субъектов имеющих на рынке определенного товара долю свыше 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов» (далее – Реестр) в продуктовых границах: оптовая торговля автобензином, оптовая торговля дизтопливом, оптовая торговля авиакеросином в географических границах Магаданской области.

 

– ООО «Магаданнефто» на рынке оптовой реализации (перепродаже) дизельного топлива (на рынке второго уровня) в границах Магаданской области в 2010г. – 1 п/г 2011г.     

.ООО «Магаданнефто» включено в Реестр хозсубъектов имеющих на рынке определенного товара долю свыше 35% …  в продуктовых границах: розничная торговля автобензином, в поселках: Армань, Атка, Палатка, Спорное, Оротукан, Омсукчан, Усть – Омчуг, Омчак, Колымское.

IIX. Предложения

С учетом полученных результатов исследования Магаданского УФАС России, проводить на постоянной основе:

             - наблюдение за динамикой показателей рыночной концентрации;

             - контроль за рыночным поведением хозсубъектов, включенных в Реестр;

             - пресечение недобросовестной конкуренции;

             - предупреждение и пресечение соглашений и согласованных действий,   направленных на недопущение, ограничение, устранений конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов.

            - внести изменения Реестр хозяйствующих субъектов Магаданской области …, а именно добавить ООО «Магаданнефто» товарный рынок по продуктовым границам -  оптовая торговля (перепродажа) дизельного топлива в границах Магаданской области.

Файлы для скачивания

Аналитический отчет по результатам анализа конкуренции на рынках услуг по оптовой торговле нефтепродуктами на территории Магадан
Тип файла: doc
Размер файла: 0.16 МБ