Аналитический отчет по результатам анализа конкуренции на рынке услуг по предоставлению в аренду торговых мест на рынках г. Магадана (для организации розничной торговли продуктами питания) по итогам 2007 -2008гг

Сфера деятельности: Торговля

Настоящее исследование проведено отделом по контролю за размещением государственного заказа в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на  товарном рынке, утвержденным  приказом ФАС  России №108 от 25.04.2006   (далее – Порядок) и приказом ФАС России от 17.01.2007 №5 «Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства при осуществлении контроля за экономической концентрацией», с целью определения состояния конкуренции на рынке услуг по предоставлению в аренду торговых мест на рынках г. Магадана (для организации розничной реализации продуктов питания) для дальнейшего использования полученных данных при рассмотрении дел, связанных с применением Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции».

Для оценки состояния конкурентной среды на исследуемом рынке проводилась расчетно-аналитическая работа по определению: продуктовых и географических границ рынков, субъектов рынков, объёма товарных ресурсов рынка, рыночных долей хозяйствующих субъектов, количественных и качественных показателей структуры рынков.

 

Термины и определения

 

Федеральным законом от 30.12.2006г. №271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в трудовой кодекс Российской Федерации» (далее – закон о розничных рынках) закреплены следующие понятия:

деятельность по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничном рынке - продажа товаров, выполнение работ, оказание услуг, осуществляемые соответственно по договору розничной купли-продажи и договору бытового подряда;

розничный рынок (далее - рынок) - имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места. Рынки подразделяются на универсальные и специализированные;

управляющая рынком компания - юридическое лицо, которому принадлежит рынок, которое состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения рынка и имеет разрешение на право организации рынка, полученное в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

 торговое место - место на рынке (в том числе павильон, киоск, палатка, лоток), специально оборудованное и отведенное управляющей рынком компанией, используемое для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) и отвечающее требованиям, установленным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится рынок, и управляющей рынком компанией;

лицо, с которым может быть заключен договор о предоставлении торгового места, - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, а также гражданин (в том числе гражданин, ведущий крестьянское (фермерское) хозяйство, личное подсобное хозяйство или занимающийся садоводством, огородничеством, животноводством);

продавец - зарегистрированный в установленном законодательством Российской Федерации порядке индивидуальный предприниматель, гражданин, которые заключили с управляющей рынком компанией договор о предоставлении торгового места и непосредственно осуществляют на торговом месте деятельность по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынке, а также привлекаемые лицом, с которым заключен договор о предоставлении торгового места, для осуществления указанной деятельности физические лица;

товаропроизводитель - зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, а также гражданин (в том числе гражданин, ведущий крестьянское (фермерское) хозяйство, личное подсобное хозяйство или занимающийся садоводством, огородничеством, животноводством), которые являются производителями и осуществляют продажу товаров собственного производства;

реестр продавцов - перечень сведений о продавцах, формируемый управляющей рынком компанией и отвечающий требованиям, установленным настоящим Федеральным законом;

реестр договоров о предоставлении торговых мест - формируемый управляющей рынком компанией и отвечающий требованиям настоящего Федерального закона перечень сведений, которые предоставлены лицами, заключившими с управляющей рынком компанией договоры о предоставлении торговых мест.

Порядок организации рынков розничной торговли предусмотрен вышеназванным законом.

Временной интервал исследования – 2007-2008г.г.

Продуктовые границы

В соответствии с  п.5 Порядка  при определении продуктовых границ использовался метод, основанный на сведениях о товарном рынке, конкурентах и формировании ценовой политики, предоставленных продавцами данного товара (услуги).

Продуктовые границы рынка определены согласно ответам хозяйствующих субъектов, а именно коду – 70.20.2 (раздел К – операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг)  соответствует услуга по сдаче внаем собственного нежилого недвижимого имущества - ОКВЭД (ОК 029-2001 от 01.01.2003, в действующей редакции).

Целью исследования является предоставление в аренду торговых мест для организации розничной торговли продуктами питания на рынках г. Магадана.  В исследовании не учитывается розничная торговая сеть продуктами питания (магазины, городские ларьки, выездная торговля продуктами питания, супермаркеты и т.п.), так как  она имеет другую структуру  реализации продуктов питания (например, фиксированная цена продуктов, самостоятельные закупки на базах, постоянный штат сотрудников и т.д.). Поэтому взаимозаменяемость услуги здесь не приемлема.

 

       Географические границы

При определении географических границ рынка по предоставлению в аренду торговых мест на рынках г. Магадана (для организации розничной торговли продуктами питания)   учтены следующие факторы:

- продавцы услуг имеют рыночную площадь для организации розничной торговли продуктами питания на территории г. Магадана.

- основная масса потребителей услуги находится на территории г. Магадана (более 90%), это связано с тем, что в пределах города сосредоточена основная масса покупателей продуктов питания.

- транспортные расходы на перемещение потребителя к продавцу можно из населенных пунктов Магаданской области можно отнести к категории значительных.

Таким образом, географические границы рассматриваемого рынка определяются исходя из экономической возможности потребителя приобрести услугу на определенной территории, и отсутствием такой возможности за ее пределами. Таким образом, географические границы изучаемого рынка  будут совпадать с границами г. Магадана .

 

Состав продавцов и покупателей, географические границы рынка

Состав продавцов и покупателей, географические границы регионального рынка по предоставлению в аренду торговых мест на рынках г. Магадана (для организации розничной торговли продуктами питания) определены по информации, полученной от:

- комитета сельского хозяйства и продовольствия администрации Магаданской области;

- хозяйствующих субъектов Магаданской области.

Состав продавцов и покупателей

 

Продуктовые границы

 

Продавцы

Покупатели

по предоставлению в аренду торговых мест на рынках г. Магадана (для организации розничной торговли  продуктами питания)

ООО «Ириян», ООО «Торговый дом Агрико», ООО «Тэссмо», ООО  «МагВален», ООО «Фарн»

Хозяйствующие субъекты Магаданской области, индивидуальные предприниматели, ЛПХ, физические лица осуществляющие розничную продажу продуктов питания

 

 

 

  

Управляющие рынками компании:

 

1.     ООО «Ириян» (685000, г Магадан, ул. Дзержинского, 19). Разрешение на право организации розничного рынка от 28.05.2008 №8. Тип рынка – универсальный. Общая площадь рынка 2924,0 кв.м. Общее количество торговых мест предоставляемых в аренду- 175 (164 – продукты питания). 

2.     ООО «Торговый дом Агрико» (рынок «Урожай» - 685000, г. Магадана, ул. Дзержинского, 28).  Разрешение на право организации розничного рынка  от 27.07.2007г. №2. Тип рынка – универсальный. Общая площадь рынка 2079 кв.м. Общее количество торговых мест  - 132 (стационарных), 17 (нестационарных),  8 ларьков.

3.      ООО «Тэссмо» (685000, г. Магадан, ул. Гагарина, 5). Общая площадь рынка 780,0 кв.м. Общее количество торговых мест – 110.

4.      ООО «МагВален» (рынок «Ладья» - 685000, г. Магадан, пл. Космонавтов, 1). Разрешение на право организации розничного рынка  от 24.01.2008г. №6. Тип рынка – универсальный. Общая площадь рынка – 2960 кв.м. Общее количество торговых мест предоставляемых в аренду 56 (36 – продукты питания).

5.     ООО «Фарн» (рынок «Строитель» - 685000, г. Магадан, ул. Набережная р. Магаданки, 65/2). Разрешение на право организации розничного рынка «Строитель» №7 от 30.04.2008. Тип рынка – продовольственный. Общая площадь рынка 394 кв.м. Общее количество торговых мест 33. Осуществляет деятельность с 20.08.2008.

 

Потенциальными продавцами рынка услуг по предоставлению в аренду торговых мест на рынках г. Магадана (для организации розничной торговли продуктами питания) субъекты, имеющие рыночную торговую площадь (или земельный участок), разрешение на ее использование (как от органов местного самоуправления, так и от органов санэпидемнодзора).

 

Количественные показатели структуры рынков

Количественными показателями, характеризующими структуру товарного рынка, являются: численность продавцов, действующих на данном товарном рынке; доли, занимаемые продавцами  на данном товарном рынке; показатели рыночной концентрации.

Для определения емкости исследуемого рынка использована информация, полученная в ответ на запросы Магаданского УФАС России от хозяйствующих субъектов Магаданской области.

Количественными характеристиками товарных ресурсов изучаемого рынка является:

1.                                  торговая площадь предоставленная в аренду (кв.м).

2.                                  количество предоставленных торговых мест хозяйствующим субъектам в аренду  для организации розничной торговли продуктами питания (штук);

Основным критерием оценки положения хозяйствующего субъекта является торговая площадь, предоставленная в аренду, так как в расчет с потребителями услуги заложена плата за аренду 1 кв. м.

На основании полученных от хозяйствующих субъектов данных, основным продавцом услуги по предоставлению в аренду места для организации розничной торговли на рынках г. Магадана в 2007 – 2008г.г. (по предоставленной площади) являлись: ООО «Торговый дом Агрико»  с долями – 39,8% и 39,3%; ООО «Ириян» с долями – 39,6% и 35%.

Рынок  услуг по предоставлению торговых площадей для организации розничной торговли продуктами питания в 2007-2008г.г. являлся высококонцентрированным (70<CR=97,4<100, 2000< HHI=3483<10000; 70<CR=88,3<100, 2000 < HHI=3042<10000). 

Справочно: по данным хозяйствующих субъектов в 2007г. из общего количества предоставленных торговых мест для организации  розничной торговли продовольственными товарами, местным производителями было предоставлено:

- ООО «Маг Вален» - 10 мест (из них 1 под реализацию мяса), что составляет – 66,7% . В данный период времени осуществлялась только уличная торговля;

- ООО «Ириян» - 6 мест (из них 1 под реализацию мяса), что составляет – 3,6% .

- ООО «Тэссмо» - 5  мест, что составляет – 7,4% . Реализация мяса местными производителями не производилась.

- ООО «Торговый дом Агрико» - 23 места, что составляет – 26,1%  (из них 4 под реализацию мяса местным производителем).

В 2008г. из общего количества предоставленных торговых мест для организации  розничной торговли продовольственными товарами, местным производителями было предоставлено:

- ООО «Маг Вален» - 15 мест (из них 1 под реализацию мяса), что составляет -41,7% .

- ООО «Ириян» - 6 мест (из них 1 под реализацию мяса), что составляет – 3,7% .

- ООО «Тэссмо» - 5 мест, что составляет – 6,8% . Реализация мяса местными производителями не производилась.

- ООО «Торговый дом Агрико» - 27 мест, что составляет – 18,9%  (из них 8 под реализацию мяса местным производителем).

ООО «Фарн» местным производителям торговые места в 2007-2008г.г. не предоставляло. Все места сдавались в аренду индивидуальным предпринимателям осуществляющем перепродажу продуктов питания.

На основании представленных хозяйствующими субъектами данных можно сделать вывод о том, что доля местных производителей мяса (охлажденного мороженого) в реализации продукции на рынках г. Магадана очень мала. Исходя из небольших объемов производства, многие производители предпочитают реализовывать продукцию собственными силами, минуя рынки (так как рыночная торговля предполагает высокую арендную плату торгового места, наем  продавца,  транспортные расходы на перевозку продукции, а в некоторых случаях покупку холодильного оборудования для торговли). 

По результатам анализа данных хозяйствующих субъектов и согласно статьи 5 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» на рынке услуг по предоставлению в аренду торговых мест для организации розничной торговли продуктами питания выявлены признаки наличия коллективного доминирования в отношении хозяйствующих субъектов:   ООО «Торговый дом Агрико», ООО «Ириян» ООО «Тэссмо» с учетом следующих условий:

1.                                совокупная доля вышеназванных хозяйствующих субъектов превышала 50%. При этом доля каждого из перечисленных субъектов более 8%.

2.                                реализуемая услуга не может быть заменена другой, при этом спрос на изучаемую услугу остается стабильным, несмотря на рост арендной платы.

3.                                их доли в течение изучаемого периода остаются относительно стабильными. За изучаемый период времени на рынке изучаемых услуг по предоставлению в аренду торговых площадей появился только один новый хозяйствующий субъект.

На основании наличия труднопреодолимых барьеров, следует вывод о том, что доступ на вышеназванный рынок услуг  новых хозяйствующих субъектов затруднен.

Учитывая географические особенности, численность населения, расположение Магаданской области  - сопоставимые рынки на территории РФ не выявлены.

Сопоставимые рынки по количеству участников (продавцов услуги и покупателей, объемов оказанных услуг) на территории Магаданской области так же отсутствуют.

Рынок  услуг по предоставлению в аренду места для организации розничной торговли на рынках г. Магадана в 2007-2008г.г. является высококонцентрированным. Конкуренция не развита.

Цены на услуги

Стоимость аренды 1 кв. метра на рынках г. Магадана (для организации розничной торговли продуктами питания)

 

Наименование хозяйствующего субъекта

Стоимость,    руб./ в месяц за 1 кв. метр

на 01.01. 2007

на 01.01. 2008

на 01.01.2009

ООО «Маг Вален»*

1000

 

от 1200 до 2000

от 1300 до 2500

ООО «Ириян»

570

750 – улица

800 - ангар

750 – улица

800 - ангар

ООО «Тэссмо»

1000

1100

1350

ООО «ФАРН»

0,0

0,0

2000

ООО «Торговый дом «Агрико»**

1400

1700

1850

1000 – для местных произ. мяса

* - место на улице (нестационарное) для лиц престарелого возраста –100 руб.  – 150 руб. в день

** - место на улице (нестационарное) для лиц престарелого возраста – ок. 100 руб. в день.

 

Цены на услугу по предоставлению в аренду торгового места на рынках г. Магадана  за период с 01.01.2007г по 01.01.2009г. выросли:

- ООО «Маг Вален»: от 300 до 1500руб (от 30% до 150%);

 - ООО «Ириян» на 150 руб. (31,6%);

 - ООО «Тэссмо» на 350 руб. (35%);

- ООО «Торговый дом Агрико» на 450 руб.  (32%).

 

По данным хозяйствующих субъектов, основными затратами входящими в цену услуги являются: затраты на благоустройство, зарплата, коммунальные платежи, отчисления в бюджет и т.д., таким образом хозяйствующие субъекты мотивируют повышение цен на свои услуги тем, что  в течение изучаемого периода основные платежи и расходы  возросли.

 

Барьеры входа на рынки

К барьерам входа на рынок относятся обстоятельства, препятствующие возможностям для новых хозяйствующих субъектов войти на товарный рынок. По информации, полученной от продавцов  услуги, основными барьерами входа на региональный оптовый рынок услуг по предоставлению в аренду места для организации розничной торговли продуктами питания  относятся:

- административные ограничения - рынок организуется в соответствии с планом, предусматривающим организацию рынков на территории г. Магадана в соответствии с архитектурными, градостроительными и строительными нормами и правилами, с проектами планировки и благоустройства территории с учетом потребностей в рынках того или иного типа. Потребности субъекта Российской Федерации в рынках того или иного типа определяются исходя из необходимости обеспечения населения муниципальных образований, находящихся в пределах территории данного субъекта Российской Федерации, теми или иными товарами.

- материально – техническое обеспечение  - рынок может быть организован юридическим лицом, которому принадлежат объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организация рынка. Большие затраты на строительство крытого рынка. Получение разрешений.

Все вышеназванные барьеры требуют значительных материальных затрат на разрешительные процедуры, покупку участка, строительство рынка и благоустройства территории рынка, что в свою очередь делает барьеры входа на рынок труднопреодолимыми.