Анализ рынка услуг комм-го склада по разг/погр а/грузов с/на автомашины заказчика на/с склад/весы в географ-их границах аэропорта Магадан по итогам 2009-2010гг

Сфера деятельности: Транспорт. Порты
I. Общие положения
Анализ и оценка состояния конкуренции на рынке услуг коммерческого склада по разгрузке/погрузке авиагрузов с/на автомашины заказчика на/с склад/весы в географических границах аэропорта Магадан проведены отделом регулирования деятельности монополий и контроля за экономической концентрацией в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок) и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденным приказом ФАС России от 17.01.2007 № 5, с целью определения положения ФГУП «Аэропорт Магадан» при рассмотрении дела по признакам злоупотребления им доминирующим положением на рынке услуг коммерческого склада по разгрузке/погрузке авиагрузов с/на автомашины заказчика на/с склад/весы в географических границах аэропорта Магадан.
Для оценки состояния конкурентной среды на рынке услуг коммерческого склада по разгрузке/погрузке авиагрузов с/на автомашины заказчика на/с склад/весы в географических границах аэропорта Магадан проведена расчетно-аналитическая работа по определению:
– продуктовых границ товарного рынка;
– географических границ товарного рынка;
– состава хозяйствующих субъектов рынка, действующих на товарном рынке;
– объёма товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке;
– уровня концентрации товарного рынка;
– барьеров входа на товарный рынок.
При анализе состояния конкуренции данного рынка были использованы сведения и информация, полученные от ФГУП «Аэропорт Магадан», ООО «Авиа-Партнер», ИП О.Р. Абдулов, ООО «ГЕКО», ООО «СПСР-ЭКСПРЕСС», ООО «Адамант», ООО «Транспортная Компания Магадан», ООО «Юнайтед Парсел Серсис (Рус)», ООО «Скай Энерджи», ООО «Аэросервис», ЗАО «СТС Логистикс», ООО «Константа-Транс», потребителей услуг, а также данные иных источников информации.
II. Предмет исследования
Предметом рассмотрения данного исследования является товарный рынок, связанный с предоставлением услуг коммерческого склада по разгрузке/погрузке авиагрузов с/на автомашины заказчика на/с склад/весы в географических границах аэропорта Магадан.
Анализ рынка выполняется в отношении грузов прибывающих/убывающих воздушным транспортом.
Справочно:
Аэропорт «Магадан» (ФГУП «Аэропорт Магадан», также известен как аэропорт «Сокол») – является аэропортом федерального значения. ФГУП «Аэропорт Магадан» расположен в посёлке Сокол, в 53 км к северу от города Магадан. Из/в аэропорта Магадан выполняются регулярные авиаперевозки грузов в/из ЦРС, другие районы страны и местные перевозки грузов в населенные пункты Магаданской области воздушными судами гражданской авиации.
Аэродром аэропорта Магадан, площадь которого составляет около 8 км2 среди других сооружений имеет коммерческий склад, который оснащен оборудованием, позволяющим выполнять все необходимые услуги, связанные с разгрузкой-погрузкой, обработкой, складированием, хранением и отправкой грузов всех видов, в том числе погрузку и выгрузку грузов с транспортных средств. Для прохождения на территорию коммерческого склада ФГУП «Аэропорт Магадан» выписывает контрагентам пропуска.
Аэропортовая деятельность на аэродромах в целях гражданской авиации и в аэропортах подразделяется на авиационную и неавиационную деятельности.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 08.01.1998 № 10-ФЗ «О государственном регулировании развития авиация» авиационная деятельность – организационная, производственная, научная и иная деятельность физических и юридических лиц, направленная на поддержку и развитие авиации, удовлетворение нужд экономики и населения в воздушных перевозках, авиационных работах и услугах, в том числе на создание и использование аэродромной сети и аэропортов, и решение других задач.
Неавиационная деятельность – это деятельность на территории гражданских аэродромов и в аэропортах по предоставлению на коммерческой основе сервисных услуг, не относящихся к авиационной деятельности, включая торговлю и общественное питание, услуги по парковке автомашин, почтово-банковские операции и другие услуги.
III. Определение временного интервала исследования товарного рынка
Временной интервал исследования товарного рынка определен с учетом цели исследования рынка и в соответствии с требованиями раздела 2 Порядка – 2009-2010гг.
Исходя из целей исследования, проводился ретроспективный анализ.
IV. Определение продуктовых границ товарного рынка
Предварительное определение товара (услуги) проведено на основе анализа предмета и условий договоров на услуги по обработке груза, прибывающего в аэропорт Магадан в адрес Заказчика или отправляемого Заказчиком (или его представителем) из аэропорта Магадан, заключенных в отношении услуги, нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность, Общероссийского классификатора видов экономической деятельности.
Согласно предмету договоров «на оказание услуг по обработке груза», заключенных с клиентами (грузополучателями, грузоотправителями или их представителями), ФГУП «Аэропорт Магадан» «оказывает услугу по обработке груза, прибывающего в аэропорт Магадан в адрес Заказчика или отправляемого Заказчиком (или его представителем) из аэропорта Магадан». Пунктом 2.1.1 договора установлено, что Исполнитель (Аэропорт) обязуется своевременно оказывать услуги по оформлению и обработке груза. Согласно Приложению № 1 к Договору «на оказание услуг по обработке груза» ФГУП «Аэропорт Магадан» оказывает следующие услуги: контрольное взвешивание грузов; разгрузка/погрузка грузов с/на автомашины заказчика с/на весы/склад; разгрузка/погрузка тяжеловесных грузов (1 место свыше 80 кг) с/на автомашины заказчика на/с склад, весы; хранение грузов, прибывших в аэропорт назначения (свыше 3-х суток); оформление заявок на отправку грузов; оформление перевозочной и сопроводительной документации на заказные рейсы; хранение трансфертных грузов на коммерческом складе. В этом Приложении также указаны цены на вышеназванные услуги, в том числе на услугу по разгрузке/погрузке грузов с/на автомашины заказчика с/на весы/склад в 2009-2010гг. – 2,21 руб./кг, 2,54 руб./кг (без учета НДС) соответственно; на услугу по разгрузке/погрузке тяжеловесных грузов (1 место свыше 80 кг) с/на автомашины заказчика с/на весы/склад в 2009-2010гг. – 3,05 руб./кг, 3,52 руб./кг (без учета НДС) соответственно.
Согласно Справочнику цен ФГУП «Аэропорт Магадан» 2008-2010гг., представленному управлению в процессе проверки, предприятие оказывало в 2009-2010гг. услугу по разгрузке или погрузке грузов с автомашины заказчика на/с склад, весы; услугу по разгрузке или погрузке тяжеловесных грузов (1 место свыше 80 кг) на/с автомашины заказчика на/с склад, весы в вышеуказанных размерах.
Нормативные акты, регулирующие деятельность услуг по разгрузке/погрузке грузов: Гражданский Кодекс РФ (вторая часть), ГОСТ 12.3.009-76 ССБТ «Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности», ГОСТ 12.3.020-80 ССБТ «Процессы перемещения грузов на предприятиях», иные ГОСТы и Правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов.
В соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (КПЕС 2002), услуге коммерческого склада по разгрузке/погрузке авиагрузов с/на автомашины заказчика на/с склад, весы соответствует код 63.11.12.190 – услуги погрузочно-разгрузочные грузовых терминалов для всех видов транспорта для грузов вне контейнеров прочие; группа 63 – услуги транспортные вспомогательные и дополнительные; раздел I – услуги транспорта, складского хозяйства и связи.
При выявлении свойств товара (услуги) определяющих выбор потребителя анализировались следующие критерии:
функциональное назначение товара (услуги), в том числе цель приобретения товара (услуги):
Погрузочно-разгрузочные работы – это комплекс мер, направленный на поднятие разнообразных грузов с целью их погрузки или выгрузки, вручную или с помощью специализированной техники (погрузчиком, и др.).
Цель приобретения товара (услуги) грузополучателями, грузоотправителями или их представителями – получение/отправка грузов прибывающих/убывающих воздушным транспортом.
применение товара (услуги):
Услуги по разгрузке/погрузке авиагрузов с/на автомашины заказчика на/с склад, весы заказывались грузополучателями, грузоотправителями или их представителями для личного потребления, а также физическими и юридическими лицами для перепродажи при оказании услуги по доставке грузов, прибывших воздушным транспортом в аэропорт до места нахождения грузополучателя (или его представителя).
качественными характеристиками товара (услуги) являются разновидности авиагрузов, которые требуют особых условий разгрузки/погрузки, транспортировки, которые могут разделяться по видам грузов: опасных, специальных, тяжеловесных, крупногабаритных и др.
по способу производства работ:
Услуга по разгрузке/погрузке авиагрузов с/на автомашины заказчика на/с склад, весы может оказываться механизированным и/или ручным способами.
технические характеристики:
Услуга по разгрузке/погрузке авиагрузов с/на автомашины заказчика на/с склад, весы при механизированном способе различается по подъемно-транспортному оборудованию.
Кроме того, услуги по разгрузке/погрузке авиагрузов с/на автомашины заказчика на/с склад, весы в аэропорту комплексно связаны с наличием и расположением коммерческого склада в аэропорту и ограничениями, возникающими с перемещением авиагрузов из коммерческого склада в грузовой склад и осуществлением погрузочно-разгрузочных работ на грузовом складе аэропорта, что может стать серьезным конкурентным преимуществом.
Определение продуктовых границ товарного рынка основано на выборочном опросе мнений покупателей, пользующихся услугой коммерческого склада аэропорта по разгрузке/погрузке авиагрузов с/на автомашины заказчика на/с склад, весы о взаимозаменяемости товаров (услуги), составляющих одну товарную группу. Группы покупателей установлены по месту приобретения товара (услуги): грузополучатели, грузоотправители или их представители, заказывающие услуги с целью получения/отправки грузов прибывающих/убывающих воздушным транспортом.
Определение взаимозаменяемых товаров основано на фактической замене товаров приобретателем или готовности приобретателя заменить товар другим при потреблении, учитывая их функциональное назначение, применение, технические характеристики и другие параметры.
Из ответов потребителей установлено, что в рассматриваемый период времени получение/отправка грузов прибывающих/убывающих воздушным транспортом осуществлялось взаимосвязано с услугами коммерческого склада аэропорта по разгрузке/погрузке авиагрузов с/на автомашины заказчика на/с склад, весы.  Кроме того, для грузополучателей, грузоотправителей или их представителей услуги коммерческого склада по разгрузке/погрузке авиагрузов с/на автомашины заказчика на/с склад, весы в ФГУП «Аэропорт Магадан» в 2009-2010гг. являлись единственным способом для получения/отправки грузов прибывающих/убывающих воздушным транспортом и возможность альтернативы услуг, оказываемых в аэропорту Магадан, отсутствовала.
При выявлении взаимозаменяемых товаров (услуг) использован метод анализа ценообразования и динамики цен, изменения объема спроса при изменении цен за период 2009-2010гг., по результатам которого установлено, что приобретатели не готовы заменить услугу коммерческого склада аэропорта по разгрузке/погрузке авиагрузов с/на автомашины заказчика на/с склад, весы при изменении цены на данную услугу. Согласно данным, представленным ФГУП «Аэропорт Магадан» изменение объема спроса за 2010г. к 2009г. составило 135% при изменении цены – 115%.
На основании вышеизложенного, продуктовые границы исследуемого рынка определены как услуги коммерческого склада по разгрузке/погрузке авиагрузов с/на автомашины заказчика на/с склад/весы.
V. Определение географических границ товарного рынка
Определение географических границ товарного рынка проводилось на основе информации о регионе, в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, о ценообразовании на рынке рассматриваемого товара, о структуре товаропотоков.
ФГУП «Аэропорт Магадан» осуществляет деятельность по оказанию услуг коммерческого склада по разгрузке/погрузке авиагрузов с/на автомашины заказчика на/с склад/весы на территории Магаданской области.
Предварительно географические границы товарного рынка определены в соответствии со сложившейся организационно-транспортной схемой приобретения товара (услуги), исходя из состава продавцов и покупателей, а также методом установления фактических районов продаж (местонахождения приобретателей), хозяйствующего субъекта (продавца), осуществляющего продажи на рассматриваемом товарном рынке.
Учитывая, что под разгрузкой/погрузкой авиагрузов с/на автомашины заказчика на/с склад/весы понимается комплекс мер, направленных на поднятие разнообразных грузов с целью их погрузки или выгрузки, вручную или с помощью специализированной техники (погрузчиком, и др.), то возможности перемещения товара (услуги) к покупателю нет, следовательно, транспортировка товара (услуги), доступность и взаимозаменяемость транспортных средств для перемещения рассматриваемого товара (услуги) не влияют на возможности приобретения товара (услуги).
К особенностям территории Магаданской области, относятся:
1. Магаданская область – субъект Российской Федерации на северо-востоке России. Входит в состав Дальневосточного федерального округа.
2. Отсутствие железнодорожного и регулярного автомобильного сообщения с городами других регионов России.
3. На территории Магаданской области расположен международный аэропорт «Магадан» (Сокол) федерального значения – является основным аэропортом для авиапредприятий Северо-Восточного регионального управления ФАВТ России; 3 районных аэропорта.
4. Основные направления экономики: горнодобывающая, золотодобывающая, рыбная промышленность. Сырьевая направленность экономики и связанная с этим необходимость завоза всей номенклатуры жизненно необходимых материально-технических ресурсов и товаров.
Доставка грузов воздушным транспортом для районов Крайнего Севера из центральных и других районов страны возможна только через аэропорт Магадан.
Для проведения данного анализа использовался метод установления фактических районов продаж (местоположение приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке с учетом особенностей предоставления рассматриваемых услуг, в частности наличия и расположения коммерческого склада аэропорта, и возможности по доступу к коммерческому складу аэропорта и его использованию.
Экономическую и техническую возможность оказывать услуги коммерческого склада по разгрузке/погрузке авиагрузов с/на автомашины заказчика на/с склад/весы в исследуемый период времени имело только ФГУП «Аэропорт Магадан».
Согласно предмету исследования, структуре товаропотоков, пунктом разгрузки (пунктом погрузки) является аэропорт Магадан, в связи с чем, предварительно определенные географические границы рынка сужены выявленной территорией – границами аэропорта Магадан.
На основании вышеуказанного анализа географические границы рынка услуг коммерческого склада по разгрузке/погрузке авиагрузов с/на автомашины заказчика на/с склад/весы определены географическими границами аэропорта Магадан.
VI. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке
В соответствии с пунктом 5.1 Порядка в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.
Продавец на рынке услуг коммерческого склада по разгрузке/погрузке авиагрузов с/на автомашины заказчика на/с склад/весы в географических границах аэропорта Магадан определен по данным: хозяйствующих субъектов, осуществлявших организацию перевозок грузов воздушным транспортом с использованием аэропорта Магадан, хозяйствующих субъектов, заказывающих услуги коммерческого склада по разгрузке/погрузке авиагрузов с/на автомашины заказчика на/с склад/весы.
Продавцом на данном рынке выступает юридическое лицо – хозяйствующий субъект, имеющий в собственности коммерческий склад на территории аэропорта Магадан.
Исходя из информации, полученной при определении временного интервала, продуктовых и географических границ, а также согласно информации представленной вышеуказанными хозяйствующими субъектами в 2009-2010гг. единственным хозяйствующим субъектом, оказывающим услуги коммерческого склада по разгрузке/погрузке авиагрузов с/на автомашины заказчика на/с склад/весы в географических границах аэропорта Магадан названо следующее юридическое лицо (идентификация хозяйствующего субъекта (продавца):
ФГУП «Аэропорт Магадан» – 685918, г. Магадан, пос. Сокол, ИНН 4909053159.
Покупателями на рассматриваемом товарном рынке являются физические и юридические лица (грузополучатели, грузоотправители или их представители).
Таким образом, при определении состава хозяйствующих субъектов при условии того, что объем товарного рынка известен, выявлено такое их количество, достаточное, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу о доминирующем положении любого из них, а также для установления влияния любого из них на состояние конкуренции. Кроме того, количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.
VII. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке
При определении объемов товарного рынка была использована информация, которая содержится в ответах ФГУП «Аэропорт Магадан», осуществлявшего услуги коммерческого склада по разгрузке/погрузке авиагрузов с/на автомашины заказчика на/с склад, весы в аэропорту Магадан по итогам 2009-2010гг., а так же информация, представленная хозяйствующими субъектами, заказывающими услуги.
Количественной характеристикой объема рынка услуг коммерческого склада по разгрузке/погрузке авиагрузов с/на автомашины заказчика на/с склад/весы является объем продаж (тыс. руб.) при оказании услуг в географических границах рассматриваемого товарного рынка. Объем рынка и доля хозяйствующего субъекта в соответствующих границах представлена в нижеследующей таблице № 1.
Таблица № 1
Количественные показатели рынка услуг коммерческого склада по разгрузке/погрузке авиагрузов с/на автомашины заказчика на/с склад/весы в географических границах аэропорта Магадан

 

Наименование хозяйствующего субъекта
2009 год
2010 год
Объем*, тыс. руб.
Доля, %
Объем*, тыс. руб.
Доля, %
ФГУП «Аэропорт Магадан»
 
100
 
100
Всего:
 
100
 
100
HHI
 
10 000
 
10 000
*- объем не включает налог на добавленную стоимость.
На рынке услуг коммерческого склада по разгрузке/погрузке авиагрузов с/на автомашины заказчика на/с склад/весы в географических границах аэропорта Магадан в период 2009-2010гг. оказывал услуги один хозяйствующий субъект. Как видно из представленных данных продавцом на рынке услуг коммерческого склада по разгрузке/погрузке авиагрузов с/на автомашины заказчика на/с склад/весы в географических границах аэропорта Магадан являлось ФГУП «Аэропорт Магадан» с долей за 2009г., 2010г. 100%, 100% соответственно.
Исходя из показателя индекса рыночной концентрации (HHIравными 10 000 за 2009г., 10 000 за 2010г.), рынок услуг коммерческого склада по разгрузке/погрузке авиагрузов с/на автомашины заказчика на/с склад/весы в географических границах аэропорта Магадан можно охарактеризовать высоким уровнем концентрации.
VIII. Определение барьеров входа на товарный рынок
Основными барьерами входа новых хозяйствующих субъектов (потенциальных конкурентов) на рассматриваемый товарный рынок являются:
– экономические ограничения, связанные с необходимостью осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений;
– экономические ограничения, связанные с преимуществом хозяйствующего субъекта, действующего на рассматриваемом рынке, перед потенциальными участниками товарного рынка, в частности по затратам на единицу продукции и по спросу на товар, по наличию долгосрочных договоров с приобретателями;
– административные ограничения, связанные с возникновением препятствий в предоставлении помещений;
– административные ограничения, связанные с безопасностью обслуживания грузов и необходимостью соблюдения стандартов и предъявляемых к качеству требованиям;
– высокая степень монополизации рынка.
Барьеры входа на рынок можно признать труднопреодолимыми. На основании наличия труднопреодолимых барьеров, следует вывод о том, что доступ на рынок новых хозяйствующих субъектов затруднен.
IX. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке
1. Изученный рынок услуг коммерческого склада по разгрузке/погрузке авиагрузов с/на автомашины заказчика на/с склад/весы в географических границах аэропорта Магадан является высококонцентрированным из-за наличия труднопреодолимых барьеров входа новых участников. Рассматриваемый товарный рынок относится к рынку с неразвитой конкуренцией.
2. На рынке услуг коммерческого склада по разгрузке/погрузке авиагрузов с/на автомашины заказчика на/с склад/весы в географических границах аэропорта Магадан по итогам 2009-2010гг. выявлены признаки наличия доминирующего положения ФГУП «Аэропорт Магадан» с долей свыше 50%.