Анализ рынка услуг гостиничного обслуживания а/пассажиров, преставителей юр. и физ лиц, с использованием аэропорта в г.Магадане по итогам 2009-2010гг

Сфера деятельности: Транспорт. Порты
I. Общие положения
Анализ и оценка состояния конкуренции на рынке услуг гостиничного обслуживания авиапассажиров, представителей юридических и физических лиц, осуществляющих перевозку воздушным транспортом с использованием аэропорта в г. Магадане проведены отделом регулирования деятельности монополий и контроля за экономической концентрацией в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок) и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденным приказом ФАС России от 17.01.2007 № 5, с целью определения положения ФГУП «Аэропорт Магадан» при рассмотрении дела в отношении указанного Общества по признакам злоупотребления им доминирующим положением на рынке услуг гостиничного обслуживания авиапассажиров, представителей юридических и физических лиц, осуществляющих перевозку воздушным транспортом с использованием аэропорта в г. Магадане.
Для оценки состояния конкурентной среды на рынке услуг гостиничного обслуживания авиапассажиров, представителей юридических и физических лиц, осуществляющих перевозку воздушным транспортом с использованием аэропорта в г. Магадане проведена расчетно-аналитическая работа по определению:
– продуктовых границ товарного рынка;
– географических границ товарного рынка;
– состава хозяйствующих субъектов рынка, действующих на товарном рынке;
– объёма товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке;
– уровня концентрации товарного рынка;
– барьеров входа на товарный рынок.
При анализе состояния конкуренции данного рынка были использованы сведения и информация, полученные от ФГУП «Аэропорт Магадан», ОАО «Гостиница Магадан-плюс», ООО «Гостиничный комплекс «Океан», ООО «Гостиница «ВМ-Центр», ОАО ЭИЭ «Магаданэнерго», ГОУ СПО «Медицинский колледж департамента здравоохранения администрации Магаданской области», потребителей услуг, а также данные иных источников информации.
II. Предмет исследования
Предметом рассмотрения данного исследования является товарный рынок, связанный с предоставлением услуг гостиничного обслуживания авиапассажиров, представителей юридических и физических лиц, осуществляющих перевозку воздушным транспортом с использованием аэропорта в г. Магадане.
Справочно:
Аэропорт «Магадан» (ФГУП «Аэропорт Магадан», также известен как аэропорт «Сокол») – является аэропортом федерального значения, с 1992 года имеет статус международного, производя обслуживание чартерных международных рейсов различных авиакомпаний в США, Канаду, Японию, Китай, Корею.
ФГУП «Аэропорт Магадан» расположен в посёлке Сокол, в 53 км к северу от города Магадан. По причине отсутствия конкурирующих видов транспорта и географического положения Магаданской области, аэропорт Магадан – является основным и единственным звеном пассажирской транспортной связи Магаданской области с другими регионами. Из аэропорта выполняются регулярные авиаперевозки, а также полеты чартерных рейсов.
Аэродром аэропорта Магадан, площадь которого составляет около 8 км2, имеет следующие сооружения: взлетно-посадочную полосу; аэровокзал для обслуживания пассажиров; международный сектор аэровокзала; склады ГСМ; грузовой склад; службу спецтранспорта; гостиницу-профилакторий; инженерные сети и сооружения водоснабжения, теплоснабжения, канализации, энергоснабжения.
Гостиничный комплекс ФГУП «Аэропорт Магадан» расположен на расстоянии около 300 м от здания аэровокзала.
В г. Магадане гостиничные услуги оказывают юридические лица с различными организационно-правовыми формами собственности: ООО «Гостиница Магадан – плюс», ООО «Гостиничный комплекс «Океан», ООО «Гостиница «ВМ-Центр», гостиница при ОАО ЭиЭ «Магаданэнерго», ГОУ СПО «Медицинский колледж департамента здравоохранения администрации Магаданской области».
 
III. Определение временного интервала исследования товарного рынка
Временной интервал исследования товарного рынка определен с учетом цели исследования рынка и в соответствии с требованиями раздела 2 Порядка – 2009-2010гг.
Исходя из целей исследования, проводился ретроспективный анализ.
IV. Определение продуктовых границ товарного рынка
Предварительное определение товара (услуги) проведено на основе анализа предмета и условий договоров на услуги по размещению и проживанию в гостинице экипажей и технического состава (представителей Заказчика), заключенных в отношении услуги, нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность, общероссийского классификатора по видам экономической деятельности.
Согласно предмету договоров «на услуги по размещению в гостинице аэропорта Магадан», заключенных с авиакомпаниями, ФГУП «Аэропорт Магадан» «оказывает услугу по размещению и проживанию в гостинице представителей Заказчика, согласно заявке последнего».
В соответствии с уставом, утвержденным Распоряжением Федерального агентства воздушного транспорта РФ (ФАВТ) от 21.07.2005 №ШН-169-р, с изменениями № 291 от 07.07.2009, одним из основных видов деятельности ФГУП «Аэропорт Магадан» является гостиничное обслуживание авиапассажиров, представителей юридических и физических лиц, осуществляющих перевозку воздушным транспортом с использованием аэропорта.
Нормативные акты, регулирующие деятельность гостиничных услуг: Гражданский Кодекс РФ,Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», Постановление Правительства РФ от 25.04.1997 от 490 «Об утверждении правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации», Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», ГОСТ Р 50645-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц».
В соответствии с Общероссийским классификатором по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (КПЕС 2002), услуги гостиниц соответствуют коду 55.1, 55.10. Эта группировка включает, в т.ч.: – услуги по предоставлению мест для временного проживания и сопутствующие услуги, оказываемые гостиницами, мотелями, загородными гостиницами и другими местами для временного проживания. Сопутствующие услуги – это услуги, включенные в стоимость оплаты за проживание, такие как предоставление завтрака, уборка комнат, почтовые услуги, услуги коридорного или посыльного. Эта группировка не включает, в.т.ч.: – услуги по краткосрочной или долгосрочной аренде (рейтингу или лизингу) жилого недвижимого имущества.
При выявлении свойств товара определяющих выбор потребителя анализировались следующие критерии:
функциональное назначение, в том числе цель приобретения товара (услуги) и его потребительские свойства:
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.04.1997 № 490 «Об утверждении правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации» гостиница – имущественный комплекс (здание, часть здания, оборудование и иное имущество), предназначенный для предоставления услуг. Исполнитель – организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.
В соответствии с ГОСТ Р 50645-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц» под гостиницей понимается предприятие, предназначенное для временного проживания. Допустимое минимальное число номеров в гостинице – 10.
Цель приобретения товара (услуги) авиакомпаниями – размещение и временное проживание авиапассажиров в случаях длительной задержки рейса, представителей Заказчика для отдыха экипажа, технического состава, осуществляющих перевозку воздушным транспортом с использованием аэропорта.
Цель приобретения товара (услуги) иными хозяйствующими субъектами – размещение и временное проживание транзитных пассажиров, направляющихся из ЦРС и др. районов страны в места дислокации предприятий в районы Чукотского автономного округа и Магаданской области, как правило, по разовым заявкам.
качественные характеристики:
Классификация гостиниц по категориям основана на комплексе требований к: материально-техническому обеспечению; номенклатуре и качеству предоставляемых услуг; уровню обслуживания.
цена:
Данный фактор отражает стоимость обслуживания. В стоимость услуг по размещению и проживанию может быть включена стоимость питания.
ООО «Гостиница «ВМ-Центр» в стоимость предоставления номера включалась стоимость завтрака.
Цены на оказание услуг по размещению и временному проживанию в гостинице ООО «Гостиничный комплекс «Океан», ООО «Гостиница Магадан -плюс», ФГУП «Аэропорт Магадан» не включали стоимость питания.
дифференциация по месту расположения:
Местонахождение гостиницы может стать серьезным конкурентным преимуществом. Гостиница при ФГУП «Аэропорт Магадан» расположена в аэропорту вдали от центра города; ее бизнес строится в основном на приемке экипажей авиакомпаний и транзитных пассажиров. Как правило, бизнес-клиенты приезжают непосредственно в г. Магадан и ценят расположение гостиниц в центре города, где все рядом.
При выявлении свойств товара, определяющих выбор покупателя, установлено, что при отдыхе экипажа, технического состава, осуществляющих перевозку воздушным транспортом с использованием аэропорта, при задержках рейсов и необходимости предоставления пассажирам гостиницы, размещение должно производится в гостинице аэропорта, поскольку размещение в гостинице аэропорта целесообразно, по следующим основаниям: гостиница расположена в непосредственной близости к аэропорту, отсутствуют дополнительные материальные и значительные временные затраты по транспортировке экипажей, авиапассажиров в г. Магадан, так как аэропорт располагается на расстоянии 53 км от центра города, практически всегда имеются достаточное количество мест. В случае отсутствия достаточных мест в гостинице аэропорта на момент обращения размещение производится в гостиницах города Магадана.
Выявление товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, осуществлялось путем анализа сопоставимых по существенным свойствам товаров (услуг), входящих вместе с рассматриваемым товаром в одну классификационную группу одного из общероссийских классификаторов видов экономической деятельности.
Услугой заменителем гостиничных услуг может являться проживание в мотелях, загородных гостиницах, ведомственных гостиницах, общежитиях, а также в квартирах.
Однако, поселение в ведомственные гостиницы сопряжено с рядом ограничений, поселение в общежития не пользуется спросом из-за крайне низкой комфортности и большого числа постоянно проживающих. Услуга по размещению в квартире не относится к взаимозаменяемой, поскольку в связи с заменой заказчик услуги несет значительные издержки, превышающие, как правило, 10% от цены услуги, а также наличие повышенной криминализации.
Мотели – предназначены для кратковременного отдыха водителей и пассажиров и представляют собой комплекс из гостиницы специальной планировки, столовой, кафе или ресторана, открытой или закрытой стоянки автомобилей. Проектируются, как правило, малой и средней вместимости с ограниченным уровнем комфорта.
Определение продуктовых границ товарного рынка основано на выборочном опросе мнений покупателей (авиакомпаний) и выборочном опросе (контрагентов ФГУП «Аэропорт Магадан»), пользующихся услугами, о взаимозаменяемости товаров, составляющих одну товарную группу. Группы покупателей установлены по месту приобретения товара (услуги): авиакомпании; контрагенты ФГУП «Аэропорт Магадан», заказывающие услуги для временного проживания работников, проживающих в других населенных пунктах, следующих к месту работы.
Определение взаимозаменяемых товаров основано на фактической замене товаров приобретателем или готовности приобретателя заменить товар другим при потреблении, учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.
Из ответов потребителей установлено, что в рассматриваемый период времени размещение и временное проживание авиапассажиров и экипажа осуществлялось в гостиницах. Кроме того, для авиакомпаний гостиница при ФГУП «Аэропорт Магадан» является единственным способом размещения и временного проживания авиапассажиров и экипажа в рейсе и они готовы заменить гостиничное обслуживание, оказываемое ФГУП «Аэропорт Магадан» услугами гостиниц в г. Магадане только в исключительных случаях – когда отсутствует достаточное количество мест размещения в гостинице ФГУП «Аэропорт Магадан».
При выявлении взаимозаменяемых товаров (услуг) использован метод «тест гипотетического монополиста», и установлено, что приобретатели не готовы заменить услуги гостиничного обслуживания другими услугами, если цена на услуги гостиничного обслуживания долговременно повысится на 5-10 процентов, а цены на остальные товары (услуги) останутся неизменными.
Изучена возможность размещения авиапассажиров и экипажа, технического состава в детско-оздоровительных учреждениях, спортивно-оздоровительных комплексах и установлено, что размещение и временное проживание в указанных учреждениях, комплексах не представляется возможным по следующим основаниям: условия размещения не соответствуют общим требованиям к гостиницам, установленные ГОСТами; отсутствие достаточного количества мест для размещения по причине того, что в зимнее время отдыхает персонал предприятий или население, в летнее время организуется работа детского лагеря, и т.п.
За исследуемый временной интервал только в 2010г. в детско-оздоровительном учреждении, расположенном в пос. Снежная долина г. Магадана, были размещены и временно проживали пассажиры в экстренных случаях, связанных с погодными условиями в осенние месяца.
Таким образом, услуги по размещению авиапассажиров, экипажа, технического состава в детско-оздоровительных учреждениях, спортивно-оздоровительных комплексах не могут рассматриваться как взаимозаменяемые товары (услуги).
На основании вышеизложенного, продуктовые границы исследуемого рынка определены как услуга гостиничного обслуживания авиапассажиров, представителей юридических и физических лиц, осуществляющих перевозку воздушным транспортом с использованием аэропорта.
V. Определение географических границ товарного рынка
Определение географических границ товарного рынка проводилось на основе информации о регионе, в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, о ценообразовании на рынке рассматриваемого товара, о структуре товаропотоков.
ФГУП «Аэропорт Магадан» осуществляет деятельность по оказанию услуг гостиничного обслуживания авиапассажиров, представителей юридических и физических лиц, осуществляющих перевозку воздушным транспортом с использованием аэропорта на территории пос. Сокол г. Магадана.
Предварительно географические границы товарного рынка определены в соответствии со сложившейся организационно-транспортной схемой приобретения товара (услуги), исходя из состава продавцов и покупателей, а также методом установления фактических районов продаж (местонахождения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке.
Так как под гостиницей понимается недвижимое имущество, предназначенное для временного проживания, то возможности перемещения товара (услуги) к покупателю нет, следовательно, транспортировка товара (услуги), доступность и взаимозаменяемость транспортных средств для перемещения рассматриваемого товара (услуги) не влияют на возможности приобретения товара (услуги).
К особенностям территории пос. Сокол г. Магадана, относятся:
1. Пос. Сокол расположен в 53 км к северу от города Магадана.
2. Имеет резко континентальный климат. Зима длительная, лето короткое и прохладное.
3. Значительная отдаленность от городов других регионов.
4. Отсутствие железнодорожного и регулярного автомобильного сообщения с городами других регионов России. От пос. Сокол г. Магадана через основные посёлки области проходит федеральная автодорога М56 «Колыма», соединяющая область с Якутией.
5. На территории пос. Сокол г. Магадана расположен международный аэропорт «Магадан» (Сокол) федерального значения – является основным аэропортом для авиапредприятий Северо-Восточного регионального управления ФАВТ России. По причине отсутствия конкурирующих видов транспорта и географического положения Магаданской области, аэропорт Магадан – является основным и единственным звеном пассажирской транспортной связи Магаданской области с другими регионами. Из аэропорта выполняются регулярные авиаперевозки, а также полеты чартерных рейсов.
Экономическую и техническую возможность оказывать услугу наземного обслуживания воздушных судов (в т.ч. обслуживание пассажиров), осуществляющих полеты из/в г.Магадан имеет только ФГУП «Аэропорт Магадан».
Для проведения данного анализа, в соответствии с п. 4.5 Порядка использовались методы: установления фактических районов продаж (местоположение приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке; метод, основанный на выяснении мнений приобретателей товара (услуги) о географических границах рынка.
Из ответов приобретателей на вопрос: «Готовы ли гостиничное обслуживание авиапассажиров и экипажа в рейсе, оказываемое ФГУП «Аэропорт Магадан» (расположенном в пределах предварительно определенных географических границ), заменить услугами гостиниц в г. Магадане, если в связи с заменой пришлось бы понести значительные временные и материальные издержки на перевозку пассажиров и экипажа» следует, что предпочтительным и в большинстве случаев единственным способом размещения и временного проживания авиапассажиров и экипажа для потребителей является гостиница ФГУП «Аэропорт Магадан», поскольку имеет существенное преимущество перед другими гостиницами: расположена близко к аэропорту, что в свою очередь экономит временные и материальные затраты. Вместе с тем, в случае отсутствия достаточных мест в гостинице ФГУП «Аэропорт Магадан» на момент обращения размещение производится в гостиницах города Магадана.
В результате опроса, предварительно определенные географические границы расширены выявленной территорией – границами муниципального образования г. Магадан, установленными Законом Магаданской области от 06.12.2004 № 489-ОЗ «О муниципальном образовании «Город Магадан».
Цены услуг гостиничного обслуживания авиапассажиров, представителей юридических и физических лиц, осуществляющих перевозку воздушным транспортом с использованием аэропорта, оказываемых гостиницами, расположенными в центре г. Магадана не превышает 10 процентов средневзвешенной цены товара (услуги), доступной приобретателю (приобретателям) в пределах предварительно определенных географических границ рассматриваемого товарного рынка.
На основании вышеуказанного анализа географические границы рынка услуг гостиничного обслуживания авиапассажиров, представителей юридических и физических лиц, осуществляющих перевозку воздушным транспортом с использованием аэропорта определены географическими границами муниципального образования «город Магадан».
VI. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке
В соответствии с пунктом 5.1 Порядка в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включатся хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.
Продавцы на рынке услуг гостиничного обслуживания авиапассажиров, представителей юридических и физических лиц, осуществляющих перевозку воздушным транспортом с использованием аэропорта в г. Магадане определены по данным: ФГУП «Аэропорт Магадан», хозяйствующих субъектов, осуществлявших перевозки воздушным транспортом с использованием аэропорта в г. Магадане, хозяйствующих субъектов, заказывающих услуги гостиничного облуживания для работников, проживающих в других населенных пунктах и следующих к месту работы через г. Магадан.
Продавцами на данном рынке выступают юридические лица – хозяйствующие субъекты независимо от организационно правовой формы, имеющие в собственности (или ином законном праве ведения) гостиницы.
Исходя из информации, полученной при определении временного интервала, продуктовых и географических границ, а также согласно информации представленной вышеуказанными хозяйствующими субъектами в 2009-2010гг. хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги гостиничного обслуживания авиапассажиров, представителей юридических и физических лиц, осуществляющих перевозку воздушным транспортом с использованием аэропорта в г. Магадане названы следующие юридические лица (идентификация хозяйствующих субъектов (продавцов):
1. ФГУП «Аэропорт Магадан» – 685918, г. Магадан, пос. Сокол, ИНН 4909053159.
2. ООО «Гостиница Магадан-плюс» – 685000, г. Магадан, ул. Пролетарская, 8,каб. 201, ИНН 4909101902.
3. ООО «Гостиничный комплекс «Океан» – 685000, г. Магадан, ул. Портовая, 36/10, ИНН 4901007048.
4. ООО «Гостиница «ВМ-Центр» – 685000, г. Магадан, проспект Ленина, 13, ИНН 4909087140.
5. ОАО и ЭиЭ «Магаданэнерго» – 685017, г. Магадан, ул. Советская, 24, ИНН 4909047148.
6. ГОУ СПО «Медицинский колледж департамента здравоохранения администрации Магаданской области» – 685000, г. Магадан, ул. Октябрьская, 19.
Покупателями на рассматриваемом товарном рынке являются физические (авиапассажиры) и юридические лица: авиакомпании, осуществляющие авиаперевозки с использованием аэропорта с целью временного проживания и размещения экипажа, технического состава, авиапассажиров; хозяйствующие субъекты, заказывающие гостиничные услуги для временного размещения и проживания специалистов, проживающих в других населенных пунктах и следующих к месту работы через г. Магадан.
Таким образом, при определении состава хозяйствующих субъектов количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.
VII. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке
При определении объемов товарного рынка была использована информация, которая содержится в ответах ФГУП «Аэропорт Магадан», а также в ответах хозяйствующих субъектов осуществлявших услуги гостиничного обслуживания авиапассажиров, представителей юридических и физических лиц, осуществляющих перевозку воздушным транспортом с использованием аэропорта в г. Магадане по итогам 2009-2010гг., а так же информация, представленная хозяйствующими субъектами, заказывающими услуги.
Количественной характеристикой объема рынка услуг гостиничного обслуживания авиапассажиров, представителей юридических и физических лиц, осуществляющих перевозку воздушным транспортом с использованием аэропорта, является объем продаж (тыс. руб.) при оказании услуги в географических границах рассматриваемого товарного рынка. Объем рынка и доли хозяйствующих субъектов в соответствующих границах представлены в нижеследующей таблице № 1.
 
Таблица № 1
Количественные показатели рынка услуг гостиничного обслуживания авиапассажиров, представителей юридических и физических лиц, осуществляющих перевозку воздушным транспортом с использованием аэропорта
в г. Магадане
 

 

Наименование хозяйствующего субъекта
2009 год
2010 год
Объем*, тыс. руб.
Доля, %
Объем*, тыс. руб.
Доля, %
ФГУП «Аэропорт Магадан»
 
76,3
 
80,7
ООО «Гостиница Магадан-плюс»
 
0
 
1,1
ООО «Гостиничный комплекс «Океан»
 
0,3
 
2,6
ООО «Гостиница ВМ-Центр»
 
23,4
 
15,6
ОАО и ЭИЭ «Магаданэнерго»
 
0
 
0
ГОУ СПО «Медицинский колледж департамента здравоохранения администрации Магаданской области»
 
0
 
0
Всего:
 
100
 
100
CR3
 
100
 
98,9
HHI
 
6 369,3
 
6 763,82
*- объем не включает стоимость питания и основан на объемах продаж (тыс. руб.) авиакомпаниям.
На рынке услуг гостиничного обслуживания авиапассажиров, представителей юридических и физических лиц, осуществляющих перевозку воздушным транспортом с использованием аэропорта в г. Магадане в период 2009-2010гг. присутствовало 6 хозяйствующих субъекта, из которых оказывало услугу – 4. Как видно из представленных данных основным продавцом на рынке услуг гостиничного обслуживания авиапассажиров, представителей юридических и физических лиц, осуществляющих перевозку воздушным транспортом с использованием аэропорта в г. Магадане являлось ФГУП «Аэропорт Магадан» с долей за 2009г., 2010г. 76,3%, 80,7% соответственно.
Исходя из показателей рыночной концентрации (70%<CR3≤100% за весь период исследования; HHI равными 6 369,3 за 2009г., 6 763,82 за 2010г.), рынок услуг гостиничного обслуживания авиапассажиров, представителей юридических и физических лиц, осуществляющих перевозку воздушным транспортом с использованием аэропорта в г. Магадане можно охарактеризовать высоким уровнем концентрации.
VIII. Определение барьеров входа на товарный рынок
Основными барьерами входа новых хозяйствующих субъектов (потенциальных конкурентов) на рассматриваемый товарный рынок являются:
– экономические ограничения, связанные с необходимостью осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений;
– экономические ограничения, связанные с преимуществом хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, перед потенциальными участниками товарного рынка, в частности по затратам на единицу продукции и по спросу на товар, по наличию долгосрочных договоров с приобретателями;
– ограничения, в части отсутствия достаточного спроса на услугу (сезонность авиаперевозок).
– высокая степень монополизации рынка.
Барьеры входа на рынок можно признать труднопреодолимыми. Это подтверждает и уход с рынка гостиниц ОГУП «МОЭЦ» и МУП города Магадана «Гостиница «Бизнес-центр». На основании наличия труднопреодолимых барьеров, следует вывод о том, что доступ на рынок новых хозяйствующих субъектов затруднен.
IX. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке
1. Изученный рынок услуг гостиничного обслуживания авиапассажиров, представителей юридических и физических лиц, осуществляющих перевозку воздушным транспортом с использованием аэропорта в г. Магадане является высококонцентрированным из-за наличия труднопреодолимых барьеров входа новых участников. Рассматриваемый товарный рынок относится к рынку с неразвитой конкуренцией.
2. На рынке услуг гостиничного обслуживания авиапассажиров, представителей юридических и физических лиц, осуществляющих перевозку воздушным транспортом с использованием аэропорта в г. Магадане по итогам 2009-2010гг. выявлены признаки наличия доминирующего положения ФГУП «Аэропорт Магадан» с долей более 50%.