Анализ рынка услуг перевозки морским транспортом контейнеров с грузами в морской порт Магадан по итогам 2009-2010гг

Сфера деятельности: Транспорт. Порты
I. Общие положения
Анализ и оценка состояния конкуренции на рынке услуг перевозки морским транспортом контейнеров (универсальных и специализированных) с грузами в морской порт Магадан (Магаданской области) проведены отделом регулирования деятельности монополий и контроля за экономической концентрацией в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок) и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденным приказом ФАС России от 17.01.2007 № 5, с целью определения положения ООО «ФЕСКО Лайнз Владивосток», ОАО «Сахалинское морское пароходство» при рассмотрении дел в отношении указанных Обществ по признакам злоупотребления ими доминирующим положением на рынке услуг перевозки морским транспортом контейнеров (универсальных и специализированных) с грузами в морской порт Магадан (Магаданской области).
Для оценки состояния конкурентной среды на рынке услуг перевозки морским транспортом контейнеров проведена расчетно-аналитическая работа по определению:
– временного интервала исследования товарного рынка;
– продуктовых границ товарного рынка;
– географических границ товарного рынка;
– состава хозяйствующих субъектов рынка, действующих на товарном рынке;
– объёма товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке;
– уровня концентрации товарного рынка;
– барьеров входа на товарный рынок.
При анализе состояния конкуренции данного рынка были использованы сведения и информация, полученные от ОАО «Магаданский морской торговый порт», ООО «ФЕСКО Лайнз Владивосток», ОАО «Сахалинское морское пароходство», ООО «Северо-Восточная судоходная компания», ООО «Северо-восточное морское пароходство», ООО «Диспач», ООО МАК «Трансфес-Магадан», ООО МАК «Транспортная экспедиция», ООО «Камчатка Лайнс», ООО «Камчатское морское пароходство», ООО «Камчатские линии», ООО «Дальневосточная Логистическая Компания», потребителей услуг, а также данные иных источников информации.
II. Предмет исследования
Предметом рассмотрения данного исследования является товарный рынок, связанный с предоставлением услуг перевозки морским транспортом контейнеров (универсальных и специализированных) с грузами, прибывающих в морской порт Магадан (Магаданской области).
Анализ рынка выполняется для среднетоннажных контейнеров (СТК) и крупнотоннажных контейнеров (КТК).
Справочно:
В зависимости от вида грузов выделяются три основных способа морской перевозки грузов: навалочные, или балкерные (перевозки сыпучих материалов – минеральных удобрений, угля и пр.), ро-ро или ролкерные (перевозки различной автотехники) и контейнерные перевозки. Наливные грузы, к которым относятся нефть, нефтепродукты и др., а также газ, перевозятся специализированными судами – танкерами различных типов и газовозами, что представляет собой отдельный способ морской перевозки, по технологии подобный балкерному. Следует также выделить перевозки грузов рефрижераторным флотом, который также имеет определенные особенности.
По товарной характеристике грузы подразделяются на пять категорий: генеральные, навальные, наливные, режимные и опасные.
Согласно пунктами 1.1, 1.2 Дополнения к Правилам перевозки грузов в контейнерах морским транспортом (РД 31.11.21.18-96) (утверждены приказом Росморфлота от 22.10.1996 № 39) грузовой контейнер – единица транспортного оборудования многократного применения, предназначенная для перевозки и временного хранения грузов без промежуточных перегрузок, удобная для механизированной загрузки и разгрузки, погрузки и выгрузки, внутренним объемом, равным 1 куб. м и более.
Крупнотоннажный контейнер – грузовой контейнер, максимальная масса брутто которого равна 10 т и более.
Среднетоннажный контейнер – грузовой контейнер, максимальная масса брутто которого не менее 3 т, но не более 10 т.
По назначению контейнеры подразделяются на универсальные и специализированные.
Универсальный контейнер – грузовой контейнер для штучных грузов широкой номенклатуры, укрупненных грузовых единиц и тарно-штучных грузов. Это общее определение, применимое для всех типов контейнеров, предназначенных для перевозки широкой номенклатуры генеральных грузов (сюда не входят авиационные и специализированные контейнеры).
В свою очередь, универсальные контейнеры подразделяются на контейнеры общего назначения и контейнеры особого назначения.
Специализированный контейнер – грузовой контейнер для грузов ограниченной номенклатуры или грузов отдельных видов. Специализированные контейнеры предназначены для перевозки скоропортящихся, жидких, сыпучих, газообразных и других видов грузов. К таким контейнерам относятся:
– изотермические контейнеры;
– контейнеры-цистерны;
– контейнеры для навалочных грузов;
– контейнеры для других видов грузов.
В свою очередь, изотермические контейнеры подразделяются на:
– термоизолированные контейнеры;
– рефрижераторные контейнеры с расходуемым хладоносителем;
– рефрижераторные контейнеры с машинным охлаждением;
– отапливаемые контейнеры;
– рефрижераторные и отапливаемые контейнеры.
III. Определение временного интервала исследования товарного рынка
Временной интервал исследования товарного рынка определен с учетом цели исследования рынка и в соответствии с требованиями раздела 2 Порядка – 2009-2010гг.
Исходя из целей исследования, проводился ретроспективный анализ.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» длительным периодом при оценке доминирования хозяйствующих субъектов на товарном рынке является срок не менее чем один год.
IV. Определение продуктовых границ товарного рынка
Предварительное определение продуктовых границ рынка проведено на основе анализа нормативных актов, регулирующих деятельность в области торгового мореплавания: Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации, Гражданский кодекс РФ (вторая часть), Общие правила перевозки грузов морем, утвержденные Минморфлотом СССР от 02.01.1990, Приказ Росморфлота от 22.10.1996 № 39 «Об утверждении и введении в действие «Правил перевозки грузов в контейнерах морским транспортом» (вместе с "РД 31.11.21.18-96..."), Постановление Правительства РФ от 06.03.1993 № 207 (в ред. от 08.08.2003) «Об утверждении Порядка организации поставки и перевозки продукции (товаров) для обеспечения народного хозяйства и населения районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», ГОСТ 15846-79 «Продукция, отправляемая в районы Крайнего Севера и труднодоступные районы. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение», и на основе Общероссийского классификатора продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности. В соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (КПЕС 2002), перевозке морским транспортом контейнеров с грузами соответствует код 61.10.24. Эта группировка включает: перевозки морскими судами отдельных предметов или упаковок, собранных и упакованных в специально сконструированные контейнеры, предназначенные для удобства погрузочно-разгрузочных работ.
На основании вышеуказанного анализа действующего законодательства и общероссийского классификатора продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности предварительно продуктовые границы рынка определяются как оказание услуг перевозки морским транспортом контейнеров.
При выявлении свойств товара определяющих выбор потребителя анализировались следующие критерии:
функциональное назначение товара (услуги):
Грузовой контейнер – единица транспортного оборудования многократного применения, предназначенная для перевозки и временного хранения грузов без промежуточных перегрузок, удобная для механизированной загрузки и разгрузки, погрузки и выгрузки, внутренним объемом, равным 1 куб. м и более – согласно пункту 1.1 Дополнения к Правилам перевозки грузов в контейнерах морским транспортом (РД 31.11.21.18-96) (утверждены приказом Росморфлота от 22.10.1996 № 39).
Указанные Правила устанавливают общие условия перевозки контейнеров и грузов в контейнерах, а также основные технические требования к размещению и креплению грузов в контейнерах и контейнеров на судне, обеспечивающие безопасность перевозки и сохранность грузов.
Универсальный контейнер – грузовой контейнер для штучных грузов широкой номенклатуры, укрупненных грузовых единиц и тарно-штучных грузов.
Специализированный контейнер – грузовой контейнер для грузов ограниченной номенклатуры или грузов отдельных видов. Специализированные контейнеры предназначены для перевозки скоропортящихся, жидких, сыпучих, газообразных и других видов грузов.
качественными характеристиками товара (услуги) являются разновидности контейнеров, так выделяют в общем виде: среднетоннажные контейнеры и крупнотоннажные контейнеры. При морским перевозках в основном используются контейнеры серии 1 ИСО, имеющие ширину 2 438 мм. Контейнеры высотой 2 438 мм имеют обозначение 1С, 1В, 1А, 1D; высотой 2 591 мм – 1СС, 1ВВ, 1АА; высотой 2 896 – 1 ВВВ, 1ААА; высотой менее 2 438 мм – 1СХ, 1ВХ, 1АХ и 1DХ.
условия реализации, в том числе способ реализации товара:
Контейнерные перевозки используются как в линейном (постоянно действующие рейсы между двумя или несколькими портами), так и в трамповом судоходстве (нерегулярное судоходство для доставки попутных грузов). Каких-либо ограничений по способу перевозки грузов при линейном или трамповом судоходстве не имеется.
Для того чтобы отправить товар покупателю посредством морской перевозки, экспедитор (это может быть и отдельная компания-фрахтователь) от имени продавца заключает с судовладельцем (фрахтовщиком) договор фрахтования, который оформляется путем подписания чартера или букинг-ноты (booking note) (договор фрахта, применяемый в линейном судоходстве). Чартер применяется, как правило, только в трамповом судоходстве, хотя в линейном судоходстве при контейнерных перевозках иногда применяется чартер для неосновной партии товара, принимаемой к перевозке при наличии такой возможности. Чартер не является заменой коносамента и в отличие от него не является оборотным документом (ценной бумагой), но в нем, как правило, содержится условие об оформлении коносамента. Существуют несколько видов чартеров: тайм-чартер (договор фрахтования судна с экипажем), бербоут-чартер (договор фрахтования без экипажа), димайз-чартер (договор фрахтования судна с экипажем с условием перехода его вместе с капитаном на службу к фрахтователю) и некоторые другие. В зависимости от количества рейсов фрахтуемого судна применяются несколько различных видов рейсовых чартеров.
В зависимости от того, на судах каких линий осуществляются грузовые перевозки, коносаменты подразделяются на линейные, или рейсовые (Liner Bill of Lading), и чартерные (фрахтовые) (Chartered Bill of Lading). Первый тип коносамента применяется при регулярных рейсах на действующих судоходных линиях, а второй тип применяется при трамповых перевозках грузов. Линейный коносамент отвечает всем необходимым требованиям оформления подобного документа и содержит все существенные условия договора о перевозке груза, то есть является товарораспорядительным документом. Что касается чартерного (фрахтового) коносамента, то в этот документ вносятся ссылки на условия чартера – договора о перевозке груза, заключенного между фрахтователем (грузоотправителем) и фрахтовщиком (перевозчиком). Этот документ не может рассматриваться в качестве документа, удостоверяющего факт перевозки конкретного груза, и не является товарораспорядительным документом.
цена:
При морской перевозке существует два основных понятия, связанных с оплатой ее цены: фрахт (цена морской перевозки в трамповом судоходстве) и линейный тариф.
Если груз следует по направлению устойчивого грузового потока, то перевозка осуществляется системой линейного судоходства. При этом груз движется по расписанию и оплачивается по объявленному тарифу.
В том случае, когда при выполнении перевозки работа грузового судна не связана с постоянными районами плавания, с постоянными портами погрузки и выгрузки, не ограничена определенным видом груза, то перевозка оплачивается по фрахтовой ставке.
Фрахтовая ставка применяется для расчета цены перевозки. В настоящее время в России размер фрахта на государственном уровне не регулируется.
Линейный тариф включает в себя цену самой перевозки и погрузочно-разгрузочных работ в портах. Линейные условия перевозок означают, что расходы по погрузке и выгрузке относятся на судно, если стороны не договорились об ином.
В рассматриваемый период тарифы на услуги перевозки морским транспортом контейнеров на линиях Владивосток – Магадан – Владивосток, Восточный – Магадан – Восточный включали стоимость погрузочно-разгрузочных работ в портах линии. Тарифы на услуги перевозки морским транспортом контейнеров на линии Ванино – Магадан – Ванино не включали стоимость погрузочно-разгрузочных работ в портах линии.
При выявлении свойств товара, определяющих выбор приобретателя, установлено, что приобретатели предпочитают осуществлять перевозки морским транспортом контейнеров с грузами регулярными рейсами на действующих судоходных линиях, обращают в первую очередь внимание на цену и сроки оказания услуг.
Выявление товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, осуществлялось путем анализа сопоставимых по существенным свойствам товаров (услуг), входящих вместе с рассматриваемым товаром в одну классификационную группу одного из общероссийских классификаторов видов экономической деятельности.
Услугой заменителем перевозки морским транспортом контейнеров с грузами может являться перевозка контейнеров с грузами воздушным, автомобильным, железнодорожным транспортом.
Однако, особенности расположения Магаданской области, отсутствие железнодорожного и регулярного автомобильного сообщения с ЦРС и другими регионами Дальнего Востока, предназначенного для перевозки контейнеров с грузами, определили обособленность рынка услуг перевозки морским транспортом контейнеров с грузами, так как доставка контейнеров с грузами в г. Магадан (Магаданской области) возможна только морским путем.
Использовать воздушный транспорт для доставки контейнеров с грузами из Приморья и Хабаровского края не представляется возможным в силу высоких тарифов на перевозку, поскольку в связи с заменой приобретатель товара (услуги) несет значительные издержки, превышающие 10 процентов от цены товара. Кроме того, на воздушном транспорте используются авиационные контейнеры, при этом вместимость воздушных судов намного отличается от количественной возможности перевозки контейнеров морским транспортом.
Преимуществами перевозки морским транспортом контейнеров являются низкая по сравнению с большинством других видов транспорта себестоимость перевозок, большая грузоподъемность морских судов, которая позволяет перевозить значительные партии груза; неограниченная пропускная способность морских путей. Ограничениями применения перевозок в морских контейнерах является пропускная способность портов и географическое положение продавца и покупателя.
Определение взаимозаменяемых товаров основано на фактической замене товаров приобретателем или готовности приобретателя заменить товар другим при потреблении, учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.
Определение продуктовых границ товарного рынка основано на выборочном опросе мнений покупателей, пользующихся услугами морских компаний по перевозке контейнеров с грузами, о взаимозаменяемости товаров, составляющих одну товарную группу, на основании чего установлено, что возможность выбора другого транспорта, кроме морского по маршрутам Владивосток – Магадан, Восточный – Магадан, Ванино –Магадан для перевозки контейнеров с грузами из ЦРС и других регионов страны через порты Приморья и Хабаровского края в г. Магадан (Магаданской области), отсутствует.
Таким образом, услуги железнодорожного, автомобильного, воздушного транспорта не могут рассматриваться как взаимозаменяемые услуги.
При выявлении взаимозаменяемых товаров выяснялось мнение приобретателей об услуге. Для этого приобретатели отвечали на вопрос: «Считаете ли Вы услуги перевозки морским транспортом контейнеров и перевозки морским транспортом генеральных грузов без контейнера взаимозаменяемыми», из ответов которых установлено, что вышеуказанные перевозки не являются взаимозаменяемыми товарами (услугами).
В соответствии с частью 7 Постановления Правительства РФ от 06.03.1993 № 207 (в ред. от 08.08.2003) «Об утверждении Порядка организации поставки и перевозки продукции (товаров) для обеспечения народного хозяйства и населения районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» поставщики продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности обеспечивают отгрузку:
 – продукции (товаров) в надлежащей таре и упаковке, отвечающих требованиям ГОСТа 15846-79 (с соответствующими изменениями и дополнениями) на транспортировку грузов, ее сохранность при перевалке и перевозке;
– продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности в пакетированном виде, в универсальных и специализированных контейнерах и вагонах. Продовольственное и фуражное зерно, крупа, солод, мука спецсоротов, мясо и мясные блоки (без упаковки в паковочную ткань или полимерную пленку), в виде исключения, при невозможности организации пакетирования и контейнеризации отгружаются отдельными местами в упаковке (ГОСТ 15846-79).
При этом, необходимо отметить, что доставка грузов в контейнере превышает 10 процентов от цены услуги при отправке груза без контейнера.
На основании вышеизложенного, продуктовые границы исследуемого рынка определены как услуги перевозки морским транспортом контейнеров (универсальных и специализированных) с грузами.
V. Определение географических границ товарного рынка
 
Определение географических границ товарного рынка проводилось на основе информации о регионе, в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, о ценообразовании на рынке рассматриваемого товара, о структуре товаропотоков.
Предварительно географические границы товарного рынка определены географическими границами территории Дальневосточного федерального округа в соответствии со сложившейся организационно-транспортной схемой приобретения товара (услуги), исходя из состава продавцов и покупателей, а также методом установления фактических районов продаж (местонахождения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке.
К особенностям территории Дальневосточного федерального округа, относятся:
1. Дальневосточный федеральный округ – административное формирование на Дальнем Востоке России.
2. В состав Дальневосточного федерального округа входят следующие субъекты федерации – Амурская область, Еврейская автономная область, Камчатский край, Магаданская область, Приморский край, Республика Саха (Якутия), Сахалинская область, Хабаровский край, Чукотский автономный округ.
3. Большую часть территории ДФО занимают плоскогорья, нагорья и хребты, равнины составляют меньше четверти площади ДФО. Значительная часть территории ДФО расположена в районах Крайнего Севера и вечной мерзлоты.
4. На Дальнем Востоке мало дорог, слабо развита инфраструктура.
5. Отсутствие на территории Камчатского края, Магаданской области, Чукотского автономного округа железнодорожного сообщения с городами других регионов.
6. Основные направления экономики: горнодобывающая, золотодобывающая, рыбная и лесная промышленность, цветная металлургия и судостроение.
Согласно выданным коносаментам при перевозке контейнеров с грузами, структуре товаропотоков, пунктом назначения является морской порт Магадан (Магаданской области), в связи с чем, географические границы рынка выделены в сегмент – перевозка морским транспортом контейнеров с грузами в порт Магадан (Магаданской области).
При этом анализировались следующие особенности: значительная часть товарного потока (80% контейнеров) направлена на ввоз; завоз на территорию Магаданской области требует повышенных финансовых затрат и сложных организационно-технических мероприятий, которые обусловлены удаленностью и ограниченной транспортной доступностью региона; сырьевая направленность экономики Магаданской области и связанная с этим необходимость завоза всей номенклатуры жизненно необходимых материально-технических ресурсов и товаров.Доставка контейнеров с грузами для районов Крайнего Севера из центральных районов страны железной дорогой возможна только до морских портов Приморья и Хабаровского края. Далее грузы морем доставляются в порт Магадан.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 № 926-р установлены границы морского порта Магадана Магаданской области.
В соответствии с письмом Магаданского филиала ФГУП «Росморпорт» от 17.03.2010 № ЕА-08/206 техническую возможность принимать морской транспорт, перевозящий контейнеры с грузами имеет только ОАО «Магаданский морской торговый порт». По причине отсутствия конкурирующих видов транспорта и географического положения Магаданской области, порт Магадан (Магаданской области) – является основным звеном грузовой транспортной связи Магаданской области с другими регионами.
Для проведения данного анализа, использованы следующие методы: установления фактических районов продаж (местоположение приобретателей) на рассматриваемом товарном рынке; метод, основанный на проведении работы по выявлению возможных вариантов для потребителей услуги доставки контейнеров с грузами до пункта назначения порт Магадан.
Из результатов исследуемого метода следует, что схема маршрута для покупателя по доставке контейнеров с грузами может быть представлена следующим образом: Владивосток – Магадан, Восточный – Магадан, Ванино – Магадан. Стоимость услуги перевозки контейнера морским транспортом в порт Магадан из портов Владивосток, порт Восточный, порт Ванино для приобретателя (приобретателей) сопоставима.
На основании вышеуказанного анализа географические границы рынка услуги перевозки морским транспортом контейнеров (универсальных и специализированных) с грузами определены географическими границами порта Магадан Магаданской области.
VI. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке
 
В соответствии с пунктом 5.1 Порядка в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включатся хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.
Продавцы на рынке перевозки морским транспортом контейнеров в порт Магадан определены по данным: ОАО «Магаданский морской торговый порт», хозяйствующих субъектов, осуществлявших перевозки морским транспортом грузов в п. Магадан, хозяйствующих субъектов (агентов), хозяйствующих субъектов, заказывающих услуги перевозки морским транспортом контейнеров в п. Магадан.
Продавцами на данном рынке выступают юридические лица - хозяйствующие субъекты независимо от организационно правовой формы, имеющие в собственности (или ином законном праве владения) морские суда.
Исходя из информации, полученной при определении продуктовых и географических границ, а также согласно информации представленной вышеуказанными хозяйствующими субъектами в 2009-2010гг. хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги по перевозке морским транспортом контейнеров в/из порт Магадан названы следующие юридические лица (идентификация хозяйствующих субъектов (продавцов):
1.     ООО «ФЕСКО Лайнз Владивосток» – 690091, г. Владивосток, ул. Посьетская, 34, ИНН 2536178550.
2.     ОАО «Сахалинское морское пароходство» – 694620, Сахалинская область, г. Холмск, ул. Победы, 18а, ИНН 6509000654.
3.     ООО «Северо-Восточная судоходная компания» – 690091, г. Владивосток, пр. Океанский, 87, ИНН 4909082618.
4.     ООО «Северо-восточное морское пароходство» – 683000, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ленинская, 24, ИНН 2536118544.
ООО «Северо-Восточная судоходная компания» и ООО «Северо-восточное морское пароходство» составляют между собой группу лиц.
В порт Магадан услуги по перевозке морским транспортом контейнеров по итогам 2009-2010гг. оказывали сторонние морские перевозчики. На территории Магаданской области собственные морские перевозчики контейнеров не зарегистрированы.
Покупателями на рассматриваемом товарном рынке являются физические и юридические лица (фактические грузополучатели или их представители).
Таким образом, при определении состава хозяйствующих субъектов при условии того, что объем товарного рынка известен, выявлено такое их количество, достаточное, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу о доминирующем положении любого из них, а также для установления влияния любого из них на состояние конкуренции. Кроме того, количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.
VII. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке
При определении объемов товарного рынка была использована информация, которая содержится в ответах хозяйствующих субъектов осуществлявших перевозки морским транспортом контейнеров в п. Магадан Магаданской области по итогам 2009-2010гг., а так же информация, представленная ОАО «Магаданский морской торговый порт».
Основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем перевозок морским транспортом контейнеров с грузами в натуральном выражении: по крупнотоннажным контейнерам (TEU), по среднетоннажным в ед..
Учитывая то обстоятельство, что ООО «Феско Лайнз Владивосток» не имеет возможности выделить объемы перевезенных контейнеров с грузом по отдельным частям рейса (письмо от 16.08.2011 №65/Ю), при расчете долей рынка использовалась информация предоставленная ООО МАК «Трансфес – Магадан» о количестве прибывших из Приморья на территорию порт Магадан в адрес Общества контейнеров в пересчете TEU.
Объем рынка определен как сумма объемов перевозки морским транспортом контейнеров с грузами участниками рынка. Объем рынка, характерный установленному временному интервалу, составу хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке в соответствующих границах в разрезе среднетоннажных и крупнотоннажных контейнеров, представлен в нижеследующих таблицах № 1, 2.
 
Таблица № 1
Количественные показатели рынка услуг перевозки морским транспортом контейнеров с грузами в п. Магадан (Магаданской области)
(в среднетоннажных контейнерах)
 

 

Наименование хозяйствующего субъекта
2009 год
2010год
Объем, ед.
Доля, %
Объем, ед.
Доля, %
ООО «ФЕСКО Лайнз Владивосток»
 
0,0
 
0,1
ОАО «Сахалинское морское пароходство»
 
99,6
 
99,9
Группа лиц, в т.ч.
 
0,4
 
0
     ООО «Северо-Восточная судоходная компания»
 
0,4
 
0,0
     ООО «Северо-восточное морское пароходство»
 
0,0
 
0,0
Всего:
 
100
 
100
HHI
 
9 920
 
9 980
На рынке услуги перевозки морским транспортом среднетоннажных контейнеров в порт Магадан (Магаданской области) в период 2009-2010гг. присутствовало 2 хозяйствующих субъекта. Как видно из представленных данных основным продавцом на рынке услуги перевозки морским транспортом контейнеров в п. Магадан (Магаданской области) являлось ОАО «Сахалинское морское пароходство» с долей за 2009г., 2010г. 99,6%, 99,9% соответственно.
Исходя из показателей рыночной концентрации (HHI равными 9 920 за 2009г., 9 980 за 2010г.), рынок услуг по перевозке морским транспортом среднетоннажных контейнеров с грузами в порт Магадан (Магаданской области) можно охарактеризовать высоким уровнем концентрации. Конкурентная среда не развита.
Таблица № 2
Количественные показатели рынка услуг перевозки морским транспортом контейнеров с грузами в п. Магадан (Магаданской области)
(в крупнотоннажных контейнерах)
 

 

Наименование хозяйствующего субъекта
2009 год
2010год
Объем, TEU
Доля, %
Объем, TEU
Доля, %
ООО «ФЕСКО Лайнз Владивосток»
 
65,0
 
55,5
ОАО «Сахалинское морское пароходство»
 
34,5
 
44,3
Группа лиц, в т.ч.
 
0,5
 
0,2
     ООО «Северо-Восточная судоходная компания»
 
0,5
 
0,0
     ООО «Северо-восточное морское пароходство»
 
0,0
 
0,2
Всего:
 
100
 
100
CR3
 
100
 
100
HHI
 
5415,5
 
5043
 
На рынке услуги перевозки морским транспортом крупнотоннажных контейнеров в порт Магадан (Магаданской области) в период 2009-2010гг. присутствовало 3 хозяйствующих субъекта. Как видно из представленных данных основными продавцами на рынке услуги перевозки морским транспортом крупнотоннажных контейнеров в порт Магадан являлись ООО «ФЕСКО Лайнз Владивосток» с долей за 2009г., 2010г. 65%, 55,2% соответственно; и ОАО «Сахалинское морское пароходство» с долей за 2009г., 2010г. 34,5%, 44,3% соответственно.
Исходя из показателей рыночной концентрации (70%<CR3=100%≤100% за весь период исследования; HHI равными 5415,5 за 2009г., 5043 за 2010г.), рынок услуг по перевозке морским транспортом крупнотоннажных контейнеров с грузами в порт Магадан (Магаданской области) можно охарактеризовать высоким уровнем концентрации.
VIII. Определение барьеров входа на товарный рынок
Основными барьерами входа новых хозяйствующих субъектов (потенциальных конкурентов) на рассматриваемый товарный рынок являются:
– экономические ограничения, связанные с необходимостью осуществления значительных первоначальных капитальных вложений для выхода на рынок при длительных сроках окупаемости этих вложений;
– существующий фактический раздел товарных рынков по географии морских перевозок и видам контейнеров;
- наличие у действующих перевозчиков долгосрочных договоров с приобретателями услуг, агентскими компаниями;
– высокая степень монополизации рынка;
- ограничение по спросу, наличие эффекта масштаба.
Барьеры входа на рынок можно признать труднопреодолимыми. На основании наличия труднопреодолимых барьеров, следует вывод о том, что доступ на рынок новых хозяйствующих субъектов затруднен.
IX. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке
1. Изученный рынок услуг перевозки морским транспортом контейнеров в порт Магадан (Магаданской области) является высококонцентрированным из-за наличия труднопреодолимых барьеров входа новых участников. Рассматриваемый товарный рынок относится к рынку с неразвитой конкуренцией.
2. На рынке услуг перевозки морским транспортом контейнеров в порт Магадан (Магаданской области) по итогам 2009-2010гг. выявлены признаки доминирования по крупнотоннажным контейнерам – ООО «ФЕСКО Лайнз Владивосток»; по среднетоннажным контейнерам – ОАО «Сахалинское морское пароходство».
3. Для развития и сохранения инфраструктуры, для устойчивого обеспечения перевозок морским транспортом контейнеров в порт Магадан Магаданской области необходимо:
– рассмотрение возможности субсидирования перевозок морским транспортом контейнеров с грузами в порт Магадан Магаданской области;
– введение государственной тарифной политики в сфере услуг перевозки морским транспортом, в частности контейнерных перевозок;
– контроль за ситуацией на рынках транспортно-экспедиционных услуг связанных с доставкой грузов в Магаданскую область.
4. Учитывая долю хозяйствующих субъектов на рынке услуг перевозки морским транспортом контейнеров с грузами в порт Магадан Магаданской области по итогам 2009-2010гг., предлагается включить ООО «ФЕСКО Лайнз Владивосток», ОАО «Сахалинское морское пароходство» в Реестр хозяйствующих субъектов, занимающих на рынке долю более 35%.