Аналитический отчёт о состоянии конкурентной среды на рынке выполнения работ в области мониторинга экологической обстановки на опасных производственных объектах в 2009-2010г. в г. Магадане.

Сфера деятельности: ТЭК; Промышленность

Настоящее исследование проведено отделом контроля размещения государственного заказа по заданию председателя Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утверждённым приказом ФАС России №108 от 25.04.2006 (далее - Порядок) и приказом ФАС России №5 от 17.01.2007 «Об утверждении Административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении контроля за экономической концентрацией», в целях изучения состояния конкуренции на рынке выполнения работ в области мониторинга экологической обстановки на опасных производственных объектах.

Для оценки состояния конкурентной среды на исследуемом рынке проводилась расчётно-аналитическая работа по определению: продуктовых и географических границ рынка, субъектов рынка, объёма товарных ресурсов рынка, рыночных долей хозяйствующих субъектов, количественных и качественных показателей структуры рынка, барьеры входа на рынок.

 
1.Временной интервал исследования товарного рынка.

Определен в соответствии с заданием 2009-2010гг.

 
        Введение

   Опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, в том числе Горючие жидкости, находящиеся на товарно-сырьевых складах и базах. 

Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ, осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте.

      Федеральными Законами от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», от 22.08.1995 №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» введены следующие понятия:

аварийно-спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.

неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций - это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.

промышленная безопасность опасных производственных объектов - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

 

2. Продуктовые границы товарного рынка

 

       Предварительное определение товара проводится на основе: условий договора, предметом которого является рассматриваемый товар, а также на основании документов, подтверждающих наличие свидетельства на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайной ситуации.

 В соответствии со ст.16 Федерального Закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте; заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников; иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством Российской Федерации; обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать указанные системы в пригодном к использованию состоянии.

        В целях исполнения Федерального Закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организациями, эксплуатирующие опасные производственные объекты, заключаются с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями заключаются  договоры на обслуживание для локализации и ликвидации последствий аварий, связанных, в частности, с розливом нефти (нефтепродуктов).

         Магаданским УФАС проанализированы договоры, заключенные Магаданским поисково-спасательный отрядом - филиалом Дальневосточного регионального поисково-спасательного отряда МЧС России- поиска и спасания на водах (далее- Магаданский ПСО) с организациями, эксплуатирующие опасные производственные объекты. Исходя из условий договоров, заключенных в 2009-2010гг. Магаданским ПСО с ООО «Тосмар», ООО «Аржан», ОАО «Городской молочный завод», ООО «Магаданнефто», ОАО «Магаданский морской торговый порт», ОАО «Магаданэнерго», ОАО «Колымаэнерго», ЗАО «Чукотская ГГК», система экологического мониторинга - комплекс средств, осуществляющих сбор, анализ, обработку, прогноз и отображение экологической обстановки, а обслуживание в целях обеспечения готовности объекта к действиям по локализации и ликвидации последствий возможных чрезвычайных ситуаций на особо опасном объекте - поддержание органов управления, сил и средств отряда в постоянной готовности к выдвижению и проведению работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, контроль за готовностью обслуживаемого объекта и территорий к проведению на них аварийно-спасательных работ специально для этого созданным и аттестованным профессиональным отрядом. Все вышеперечисленные хозяйствующие субъекты имеют в своем составе опасные производственные объекты, связанные с хранением нефтепродуктов.

       В рамках настоящего анализа под мониторингом экологической обстановки на опасных производственных объектах подразумевается работы в целях обеспечения готовности объекта к действиям по локализации и ликвидации последствий возможных чрезвычайных ситуаций на опасном производственном объекте (далее - мониторинг экологической обстановки на опасных производственных объектах).

      

       Согласно статье 16 Порядка, в случае невозможности установления точной классификационной позиции, соответствующей данному товару, рассматривается группировка классификационных позиций.

        В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 004 для описания продуктовых границ рассматриваемого рынка выбрана группа 75.25 деятельность по обеспечению безопасности в чрезвычайных ситуациях, подгруппа  - 75.25.2 прочая деятельность   по обеспечению   безопасности в чрезвычайных ситуациях. Эта группировка включает деятельность специализированных спасательных служб по спасанию в горах, на воде, в случае техногенных и природных катастроф и ликвидации   последствий   этих катастроф. Деятельность по обеспечению безопасности в чрезвычайных ситуациях подлежит обязательному освидетельствованию.

         Работы в области мониторинга экологической обстановки на особо опасных объектах не могут быть сравнимы с другими работами по их функциональному назначению, так как выполняются в зависимости от места нахождения особо опасного объекта (на море, воде, суше). Кроме этого, выполнение этих работ связано с наличием соответствующего свидетельства на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайной ситуации. Следовательно, не являются взаимозаменяемыми.

 
3. Географические границы товарного рынка
 

Определение географических границ товарного рынка в данном случае основывается на экономической возможности покупателя приобрести работы на территории Российской Федерации или её части и отсутствии этой возможности за её пределами. Исходя из условий приобретения работ в области мониторинга экологической обстановки на особо опасных объектах, а также сложной транспортной схемой региона, географические границы исследуемого рынка совпадают с административными границами Магаданской области.

 
Подразделение
 
Хозсубъект
Выполняемые работы, услуги
 
Место выполнения работ
Магаданский ПСО

ОАО «Гормолзавод»

Работы в области мониторинга экологической обстановки

Объекты гормолзавода, г.Магадан

 

ОАО «Колымаэнерго»

-//-

Колымская ГЭС, п.Синегорье

 

ОАО «Магаданэнерго»

-//-

Объекты Магаданэнерго г.Магадан

 

ООО «Тосмар»

-//-

Цех слива-налива, АЗС г.Магадан

 

ООО «Аржан»

-//-

Причал №7 Магаданского морского торгового порта

 

ООО «Магаданнефто»

-//-

Нефтебаза, склад ГСМ

г.Магадан

ПСО ОГУ «ПСЦГО», Пожарно -спасательная часть ОГУ «ПСЦГО»

ООО «АD REM»

Услуги в обеспечении пожарной безопасности полетов

Аэропорт Омсукчан

 

ЗАО «ИРАЭРО»

-//-

Аэропорт Сеймчан

 

ОГУ «СВБАОЛ»

-//-

Аэропорт Сеймчан

«ВГСЧ Северо- Востока» ФГУП СПО Металлургбезопасность»

ГОК «Дукат», ГОК «Лунное», ЗАО «Серебро Магадана», рудник «Тидид» ЗАО «Серебро Магадана»

Горно-спасательные работы

ГОК «Дукат», ГОК «Лунное», ЗАО «Серебро Магадана», рудник «Тидид» ЗАО «Серебро Магадана»

Служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов ФГУП «Аэропорт Магадан»

 
 

Поисково-спасательное обеспечение полетов

Договоры не заключались.

ФГУП «Магаданская региональная поисково-спасательная база гражданской авиации»

 
 

Работы по поиску и спасанию пассажиров и экипажей воздушных судов, терпящих бедствие

Договоры не заключались.

 
 
 

3. Состав продавцов и покупателей

 

 В соответствии со статьей 34 Порядка, в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, постоянно продающие (производящие) в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала.               

Так как в соответствии со ст.16 Федерального Закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» договоры могут быть заключены с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями, то в состав хозяйствующих субъектов действующих на указанном рынке, включены все аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования и учреждения, оказывающие услуги в области мониторинга окружающей среды.

      По информации, представленной ГУ МЧС России по Магаданской области на территории Магаданской области созданы аттестованные аварийно-спасательные службы (формирования):

1.Магаданский поисково-спасательный отряд-филиал Дальневосточного регионального поисково-спасательного отряда МЧС России- поиска и спасания на водах (далее-Магаданский ПСО).

2.Поисково-спасательный отряд ОГУ «Пожарно-спасательный центр ГО, защиты населения и пожарной безопасности Магаданской области».

3.Пожарно-спасательная часть Государственной противопожарной службы по Омсукчанскому району филиал ОГУ «Пожарно-спасательный центр ГО, защиты населения и пожарной безопасности Магаданской области».

4.Дукатский военизированный горноспасательный взвод филиала «ВГСЧ Северо- Востока» ФГУП СПО Металлургбезопасность».

 5.Служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов ФГУП «Аэропорт Магадан».

6.ФГУП «Магаданская региональная поисково-спасательная база гражданской авиации».

Все аварийно- спасательные формирования имеют свою специфику, действуют в определенных сферах деятельности.

Магаданский ПСО имеет свидетельство на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайной ситуации от 25.01.2007 № 002441, срок действия которой истек 25.01.2010 и от 26.10.2009 № 006474 срок действия до 26.10.2012. Основными видами работ являются разведка зоны чрезвычайной ситуации, ввод сил и средств зону чрезвычайной ситуации, а также ликвидация (локализация) на море (в пределах 12-мильной зоны), на внутренних водах и на суше разливов нефти и нефтепродуктов.

Поисково-спасательный отряд ОГУ «Пожарно-спасательный центр ГО, защиты населения и пожарной безопасности Магаданской области» имеет свидетельство на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайной ситуации от 21.12.2006 № 002447, срок действия которой истек 25.12.2009 и от 04.12.2006 № 004114 срок действия которой истек 04.12.2009. Основными видами работ, в частности, являются поиск и спасение пострадавших на морских, речных и воздушных судах, терпящих бедствие на суше, море и внутренних акваториях. В 2009 году учреждением заключались договоры на водолазные работы, а также договоры на ОПО исключительно по обеспечению пожарной безопасности полетов воздушных судов в аэропортах «Сеймчан», «Омсукчан».

Пожарно-спасательная часть Государственной противопожарной службы по Омсукчанскому району филиал ОГУ «Пожарно-спасательный центр ГО, защиты населения и пожарной безопасности Магаданской области», являясь филиалом ОГУ «Пожарно-спасательный центр ГО, защиты населения и пожарной безопасности Магаданской области».

Дукатский военизированный горноспасательный взвод филиала «ВГСЧ Северо- Востока» ФГУП СПО Металлургбезопасность» имеет свидетельство на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайной ситуации от 20.07.2009 № 005620. Филиалом заключены договоры на горноспасательное обслуживание по виду работ- горно-спасательные работы.

ФГУП «Магаданская региональная поисково-спасательная база гражданской авиации», ПСО «Магаданская РПСБ» имеет свидетельство на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайной ситуации № 006003 в первую очередь, выполняет работы по поиску и спасанию пассажиров и экипажей воздушных судов, терпящих бедствие. Договоры на оказание вспомогательных услуг учреждением не заключались.

ФГУП «Аэропорт Магадан» Служба поискового и аварийно- спасательного обеспечения полетов имеет сертификат соответствия № ФАВТ А.10.00957 от 16.12.2008 на право ведения работ по поисково-спасательному обеспечению полетов, аварийно-спасательному обеспечению полетов, по противопожарному обеспечению полетов. Договорных услуг учреждение не оказывает.

          Кроме этого, из информации, полученной от Магаданского ПСО на рассмотрении дела, данные работы ранее выполнялись еще одним хозяйствующим субъектом - Магаданским филиалом ОАО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций» (далее-Центр). Магаданским УФАС был направлен запрос о деятельности указанного выше общества. Из полученной информации, следует, что Центр свою деятельность прекратил в связи с отсутствием сил и средств с осени 2007года. Таким образом, Центр также не может быть рассмотрен в качестве продавца услуг в области мониторинга экологической обстановки на опасных производственных объектах.

 В качестве потенциального участника рынка рассмотрено Государственное учреждение «Колымское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды».  Согласно представленной информации, учреждение оказывает услуги в области мониторинга окружающей среды в части отбора и анализа на наличие нефтепродуктов и других примесей проб поверхностных вод суши и вод очищенных сточных без привязки к опасным производственным объектам. В 2009-2010 гг. услуги в области мониторинга загрязнения окружающей среды на опасных производственных объектах с целью предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ликвидации розлива нефти (нефтепродуктов) не оказывались. Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, с заявками об оказании услуг в области мониторинга экологической обстановки на особо опасных объектах не обращались. Не имеет свидетельств либо сертификатов на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайной ситуации. Таким образом, Государственное учреждение «Колымское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» не может быть рассмотрено в качестве продавца услуг в области мониторинга экологической обстановки на опасных производственных объектах.

На основании изложенного, можно сделать вывод о том, что конкурентов среди хозяйствующих субъектов, аттестованных на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайной ситуации, в том числе по выполнению работ в области мониторинга экологической обстановки на опасных производственных объектах Магаданскому ПСО нет.

        Таким образом, Магаданский ПСО является единственным поставщиком выполнения работ в области мониторинга экологической обстановки на опасных производственных объектах, связанных с возможностью разливов нефти и нефтепродуктов.

        Покупателями работ в области мониторинга экологической обстановки на особо опасных объектах являются организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты.

 

4. Количественные показатели структуры рынка

 

          Количественными показателями, характеризующими структуру товарного рынка, являются: численность продавцов, действующих на данном товарном рынке; доли, занимающие продавцами на данном товарном рынке; показатели рыночной концентрации.

         В связи с тем, что на рассматриваемом рынке присутствует единственный хозяйствующий субъект - Магаданский ПСО, основными данными для расчета являются объем его договорных услуг в стоимостном выражении.

 

Объемы выполненных работ в области мониторинга экологической обстановки на особо опасных объектах на территории

г. Магадана в 2009-2010гг.
  Таблица 1
 
 
 

5. Барьеры входа на рынок

 

 С целью определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на рынке, необходимо выявление наличие (или отсутствие) барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок; определение преодолимости выявленных барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок.

Для потенциальных участников рынка выполнения работ в области мониторинга экологической обстановки на особо опасных объектах экономическими ограничениями является необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений. А именно необходимы соответствующие силы и средства для осуществления данного вида работ.

Кроме этого, экономическим барьером является ограниченная доступность финансовых ресурсов и более высокие издержки привлечения финансирования для потенциальных участников по сравнению с хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом рынке и транспортные ограничения, т.к. аварийно-спасательные подразделения должны находиться вблизи особо опасного объекта.

Административным ограничением, является вводимые органами государственной власти условия прохождения аттестации и получение соответствующего свидетельства  на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайной ситуации.

 На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что барьеры входа на рассматриваемый рынок преодолимы.

 

6. Оценка состояния конкурентной среды товарного рынка

        

          Рынок выполнения работ в области мониторинга экологической обстановки на опасных объектах на территории Магаданской области  в 2009- 2010гг. является высококонцентрированным, со слабо развитой конкуренцией.

        В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции, имеются признаки доминирующего положения Магаданского ПСО на рынке выполнения работ в области мониторинга экологической обстановки на опасных производственных объектах.

 

7. Выводы и предложения

 

         1. В результате анализа конкурентной среды на рынке выполнения работ в области мониторинга экологической обстановки на опасных производственных объектах выявлены признаки доминирующего положения Магаданского ПСО.

         2. Осуществлять наблюдение за рыночным поведением хозяйствующего субъекта Магаданский ПСО на рынке выполнения работ в области мониторинга экологической обстановки на опасных производственных объектах.

         3. Включить  в Реестр хозяйствующих субъектов Магаданской области, имеющих на рынке определенного товара долю более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов» в границах Магаданской области Магаданский ПСО с долей свыше 50%.

 

Перечень использованных документов:

 

1. Федеральный Закон №135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции».

2.   Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках, утверждённый приказом ФАС России №108 от 25.04.2006.

3.   Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004.

                     4. Федеральный Закон от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной

                           безопасности опасных производственных объектов».

4.   Федеральный Закон от 22.08.1995 №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных

      службах и статусе спасателей».

5.   Письмо ГУ МЧС России по Магаданской области исх.№2410/4-17от 09.04.2010.

6.   Письмо ОГУ «Пожарно-спасательный центр ГО, защиты населения и пожарной безопасности Магаданской области» исх.№07-620 от 19.04.2010.

7.   Письмо Дукатский военизированный горноспасательный взвод филиала «ВГСЧ Северо- Востока» ФГУП СПО Металлургбезопасность» исх.№ 1-4/396 от 14.04.2010.

8.   Письмо ФГУП «Магаданская региональная поисково-спасательная база гражданской авиации» от 14.04.2010 исх. №29.

9.   Письмо ФГУП «Аэропорт Магадан» Служба поискового и аварийно- спасательного обеспечения полетов от 26.04.2010 б/н.

10.       Письмо ГУ «Колымское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» от 29.04.2010 исх. №04/521.

11.       Письмо ОАО ««Центр аварийно-спасательных и экологических операций» от 30.04.2010 б/н.

12.       Договор от 31.12.2008 №004 Магаданский ПСО с ООО «Тосмар» на обслуживание в области мониторинга экологической обстановки на опасном производственном объекте и поддержание сил и средств Магаданского ПСО для проведения аварийно-спасательных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций на объекте в области ликвидации розливов нефтепродуктов.

13.        Договор от 01.05.2009 №012 Магаданский ПСО с ООО «Аржан» на обслуживание в области мониторинга экологической обстановки на опасном производственном объекте.

14.       Договор от 31.12.2009 №1420/13-2009 Магаданский ПСО с ОАО «Магаданэнерго» на выполнение работ в области мониторинга экологической обстановки и ликвидаций чрезвычайных ситуаций.

15.       Договор от 01.01.2010 №854 Магаданский ПСО с ОАО «Колымаэнерго» на выполнение работ в области мониторинга экологической обстановки.

16.       Договор от 12.03.2009 №014 Магаданский ПСО с ОАО «Магаданский морской торговый порт» на обслуживание в области мониторинга экологической обстановки на опасном производственном объекте и поддержание сил и средств Магаданского ПСО для проведения аварийно-спасательных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций на объекте в области ликвидации розливов нефтепродуктов.

17.       Договор от 01.04.2009 №005 Магаданский ПСО с ООО «Магаданнефто» на обслуживание в области мониторинга экологической обстановки на опасном производственном объекте и поддержание сил и средств Магаданского ПСО для проведения аварийно-спасательных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций на объекте в области ликвидации розливов нефтепродуктов.

18.       Договор от 31.12.2009 №011 Магаданский ПСО с ОАО «Городской молочный завод» на выполнение работ в области мониторинга экологической обстановки.

19.       Договор от 10.04.2009 №011 Магаданский ПСО с ОАО «Городской молочный завод» на обслуживание в области мониторинга экологической обстановки на опасном производственном объекте и поддержание сил и средств Магаданского ПСО для проведения аварийно-спасательных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций на объекте в области ликвидации розливов нефтепродуктов.