Анализ рынка телематических услуг и услуг по передаче данных (за исключением голосовой информации) на территории г. Магадана по итогам 2009-2010г.г.

Сфера деятельности: Телекоммуникации и связь
Настоящее исследование выполнено отделом контроля размещения государственного заказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок) и приказом ФАС России от 17.01.2007 №5 «Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства при осуществлении контроля за экономической концентрацией», с целью определения состояния конкурентной среды на рынках телематических услуг и услуг по передаче данных (за исключением голосовой информации) в г. Магадане.
Временной интервал исследования – 2009-2010г.г.
Теруправлением проведен ретроспективный анализ рынка услуг. 
 Анализ проводился в соответствии:
- с «Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке», утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 №220;
- с материалами, представленными ФАС России об оценки взаимозаменяемости способов предоставления доступа к сети Интернет (письма: №АГ/18736 от 17.06.2010г., №ПС/24749 от 03.08.2010);
- методическими рекомендациями ФАС России о проведении анализа рынка услуг предоставления доступа к сети Интернет от 03.07.2007г.;
- нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность хозяйствующих субъектов в области оказания услуг связи.
Введение
Связь является неотъемлемой частью производственной и социальной инфраструктуры РФ. Она функционирует на территории РФ как взаимоувязанный производственно – хозяйственный комплекс, предназначенный для удовлетворения нужд физических и юридических лиц, органов государственной власти, обороны, безопасности, охраны правопорядка в услугах электрической связи.
Отношения, связанные с деятельностью по предоставлению услуг и выполнению работ в области связи, регулируются Федеральным законом от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи» (далее – Закон «О связи»).
Основные понятия   (в соответствии Законом «О связи»)
  • абонент – пользователь услугами связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации;
  • линии связи – линии передачи, физические цепи и линейно – кабельные сооружения связи;
  • оператор связи – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии;
  • пользователь услугами связи – лицо, заказывающее и (или) использующее услуги связи;
  • услуга связи – деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений;
  • трафик – нагрузка, создаваемая потоком вызовов, сообщений и сигналов поступающих на средства связи;
В аналитическом отчете использовались:
- данные представленные управлением Роскомнадзора по Магаданской области и ЧАО;
- данные проведенных исследований Магаданского УФАС России;
- данные представленные хозяйствующими субъектами, оказывающими изучаемые услуги на территории г. Магадана.
Продуктовые границы
Предварительное определение товара (услуг) проведено в соответствии:
- с письмом Минсвязи России от 22.12.1999 №7833, согласно которому -  выдача информации, размещенной на компьютере, по запросу пользователя, в том числе и пользователя сети Интернет, во всех случаях представляет собой действия по передаче информации (данных) с использованием электромагнитных систем, т.е. подпадает под определение понятия «Электрическая связь».
- с общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1) утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2007 №329-ст, согласно которому был определен класс услуги – 64.20 «деятельность в области электросвязи»; из которого выделены подклассы услуги: 64.20.4-деятельность в области передачи данных и 64.20.5 – деятельность в области оказания телематических услуг.
Правовое регулирование услуг связи по передаче данных также осуществляется Постановлениями Правительства Российской Федерации от 23.01.2006 № 32 «Об утверждении Правил оказания услуг связи по передаче данных».
Правоотношения между гражданами - абонентами услуг связи и операторами связи по поводу предоставления услуг доступа к информационным системам информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет, регулируются Правилами оказания телематических услуг связи, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2007 № 575
На основании вышеизложенного выделено два рынка:
 - рынок телематических услуг
 – рынок услуг по передаче данных (за исключением голосовой информации).
Выявление свойств товара, определяющих выбор потребителя.
В настоящее время получили распространение несколько основных технологий в соответствии с которыми оказываются телематические услуги и услуги по передаче данных (за исключением голосовой информации):
Проводного – с использованием существующих линий связи
Dial-up – (когда компьютер пользователя подключается к серверу провайдера, используя телефон) – коммутируемый доступ по аналоговой телефонной сети скорость передачи данных до 56 Кбит/с.
DSL (DigitalSubscriberLine) – семейство цифровых абонентских линий, предназначенных для организации доступа по аналоговой телефонной сети, используя кабельный модем. Это технология (ADSL, VDSL, HDSL, SHDSL, RADSL под общим названием xDSL) обеспечивает высокоскоростное соединение до 50 Мбит/с (фактическая скорость до 2 Мбит/с). Основным преимуществом технологии xDSL является возможность значительно увеличить скорость передачи данных по телефонным проводам без модернизации абонентской телефонной линии. Пользователь получает доступ в сеть Интернет с сохранением обычной работы телефонной связи.  
Ethernet (подключение по локальной сети), применяются в основном, для создания локальных «домашних» сетей;
беспроводного: GPRS/EDGE, WiMAX, Wi-Fi, спутниковый канало и т.д.
Взаимозаменяемость способов предоставления услуги доступа к сети Интернет оценивается с точки зрения потребительской ценности товара по стоимостным (при этом оценивается как стоимость организации доступа к сети, так и плата за пользование ресурсами, т.е. плата за трафик) и качественными (скорость, предоставление дополнительных сервисов, распространенность) параметрам.
С точки зрения потребителя услуга предоставления доступа к сети Интернет состоит их нескольких этапов, характеризующих порядок получения и оплаты услуги:
1. Установка и подключение соответствующего оборудования для организации доступа к сети передачи данных (затраты на приобретение).
2. Получение доступа к сети Интернет (возможность получения и отправки информации – трафика), т.е. эксплуатационные затраты, плата за пользование ресурсами.
3. Получение услуг, неразрывно связанных с определенным способом получения услуги доступа к сети Интернет, направленных на увеличение потребительской ценности услуги.
Магаданским УФАС России   проведен анкетный опрос физических лиц, а так же некоторых юридических лиц (потребителей услуг) на предмет взаимозаменяемости телематических услуг и услуг по передаче данных (за исключением голосовой информации) осуществляемых с помощью разных технологий на территории г. Магадана.  
В результате анализа сопоставимости по существенным свойствам товара (услуги) на основании ответов хозяйствующих субъектов установлено следующее.
1. При оценке взаимозаменяемости по потреблению (оценка функционального назначения) - проводной доступ к сети и беспроводной доступ к сети  Интернет, а так же услуги по передаче данных (за исключением голосовой информации) являются взаимозаменяемыми.
2. При оценке взаимозаменяемости по производству (барьеры входа на рынок, цена организации производства, затраты на смену провайдера, закупку дополнительного оборудования, оплата услуг, и т.д.) на территории г. Магадана, с точки зрения потребительской ценности товара, его доступности (с учетом оснащенности местности телекоммуникационной инфраструктуры, географических границ и топологических характеристик местности) выделено несколько групп товаров (услуг):
 - с организацией коммутируемого доступа;
- с организацией широкополосного доступа.
Учитывая распространенность видов широкополосного доступа и с учетом услуг, повышающих потребительскую ценность товара, услуги доступа к сети Интернет по широкополосному доступу можно сегментировать на:
- с организацией по проводному широкополосному доступу;
- с организацией по беспроводному широкополосному доступу с использованием сетей сотовой связи, спутникового канала.
Согласно данных опроса потребителей пользующихся телематическими услугами и услугами передачи данных (за исключением голосовой информации) можно сделать следующие выводы:
1.       Отмечается высокая осведомленность потребителей относительно технологий проводного и беспроводного доступа. По данным опроса среди проводного доступа к сети интернет наиболее известны такие технологии, как: xDSL (82%), Ethernet (92%); беспроводного -  GPRS/EDGE (92%).
2.       По данным опроса, постоянный доступ к сети Интернет и услугам по передачи данных на территории г. Магадана осуществляется потребителями по проводным технологиям: xDSL (22%), Ethernet (64%); беспроводным -  GPRS/EDGE (28%). Сравнительно малое распространение получили такие технологии, как  GPRS/EDGE,  Wi-Fi. Среди потребителей (физических лиц) не отмечено ни одного ответа касающегося спутниковой связи. Спутниковая связь (канал) используется в основном для производственных целей (юридических лиц).
3.       При ответе на вопрос «пользуетесь ли Вы мобильным телефоном при выходе в Интернет», утвердительный ответ дали 62% опрошенных респондентов, что так же говорит о значительной осведомленности потребителей г. Магадана о возможности беспроводного доступа посредством технологий GPRS/EDGE.
4.       При ответе на вопрос «пользуетесь ли Вы спутниковым каналом при выходе в Интернет», отрицательный ответ дали 100% опрошенных респондентов (физических лиц). Что говорит о том, что у потребителей г. Магадана – физических лиц отсутствует финансовые и временные возможности (покупка спутниковой антенны, аренда канала и т.д.) для организации такого доступа.      
5.       Наиболее приемлемой технологией предоставления доступа к сети Интернет и услуг по передаче данных на территории г. Магадана, респонденты отмечают: Ethernet (50%);  GPRS/EDGE (40%). То есть, данные виды технологий (проводного и беспроводного доступа) согласно процентным показателям для потребителей являются наиболее предпочтительными.
6.       На вопрос «Какие из перечисленных технологий являются для Вас взаимозаменяемыми потребительским характеристикам» основная масса респондентов (60%) ответила, что им нет разницы какая технология доступа к сети Интернет будет применяться. В первую очередь потребителя волнует цена и качество приобретаемой услуги.
7.       На вопрос «на что вы в первую очередь обращаете внимание при заключении договоров на изучаемые услуги», 56% респондентов назвали – цену, 36% - качество, и лишь 8% опрошенных отметили, что для них важны оба критерия.
8.       На вопрос «как вы поступите, если выбранный Вами оператор связи повысит цены, на изучаемый вид услуг?», большая часть респондентов (64%) ответили, что будут искать другого провайдера независимо от технологии услуг; 8% ответили что на выбор оператора будет влиять качественная характеристика услуги. Таким образом, потребителю, нет разницы у какого провайдера приобретать услуги, главное это цена и качество. 
9.       По результатам опроса основными критериями выбора провайдер для потребителей являются:
во- первых- тарифы на услуги (38%),
во-вторых – скорость передачи данных (24%);
в-третьих - возможность пользования услугой в любом месте пребывания (квартира, дорога, работа и т.д.) (20%).
Возможность пользования услугой по месту постоянного проживания, важна для тех пользователей, у которых нет или еще не возникла потребность посещать Интернет вне пределов квартиры.
Такие факторы как технология и доступность находятся примерно на одном уровне важности при выборе провайдера.
Юридические лица (например, ООО «Торговый Дом полиметалл», Северо-Восточный банк Сбербанка РФ) отмечают, что в производственных целях с учетом услуг, повышающих потребительскую ценность товара, телематические услуги и услуги по передаче данных - с организацией по проводному широкополосному доступу и с  организацией по беспроводному широкополосному доступу с использованием сетей сотовой связи, спутникового канала можно признать взаимозаменяемыми.
Таким образом, учитывая мнение потребителей (физических и юридических лиц), телематические услуги и услуги по передаче данных (за исключением голосовой информации), предоставляемые различными способами (технологиями) признаны на территории г. Магадан взаимозаменяемыми.
Состав продавцов и покупателей
Продавцы.  Магаданским УФАС России при проведении  анализа рынка телематических услуг и услуг по передаче данных (за исключением голосовой информации) опрошено более 30 хозяйствующих субъектов имеющих лицензии на оказание услуг в области связи (письмо Управления Роскомнадзора по Магаданской области и ЧАО на территории Магаданской области).  Из них вышеназванные услуги на территории г. Магадан оказывали следующие хозяйствующие субъекты: 
 

 

Наименование хоз. субъекта
Юридический адрес
Почтовый адрес
 
ИП Ярин Д.В.
685000, г. Магадан, ул. Колымская, д.9а
685000, г. Магадан, ул. Колымская, д.9а
ООО «Маглан»
685000, г. Магадан, ул. Гагарина, д.12, каб.326
685000, г. Магадан, ул. Гагарина, д.12, каб.326
МГОУ «Академсеть»
685024, г. Магадан, ул. Коммуны, д.8
685024, г. Магадан, ул. Коммуны, д.8
ОАО «Дальсвязь» Магаданский филиал
690950, г. Владивосток, ГСП, ул. Светланская, 57
690950, г. Владивосток, ГСП, ул. Светланская, 57
 
ООО «Дельтаком»
685000, г. Магадан, ул. Гагарина, 12, оф. 344
685000, г. Магадан, ул. Гагарина, 12, оф. 344
 
Дальневосточный филиал ТУ №5 ОАО «Ростелеком»
677008, Республика (Саха) Якутия, г. Якутск, ул. Гоголя, д.1
677008, Республика (Саха) Якутия, г. Якутск, ул. Гоголя, д.1
 
ОАО «РТКомм.РУ» (группа компаний Ростелеком)
123, г. Москва, ул. 2я Звенигородская, д.13, стр.43
123, г. Москва, ул. 2я Звенигородская, д.13, стр.43
 
ООО «Арбуз»
685000, г. Магадан, ул. Пушкина, 16
685000, г. Магадан, ул. Пушкина, 16
 
УФПС Магаданской области – филиал ФГУП «Почта России»
685000, г. Магадан, ул. Ленина, 2а
685000, г. Магадан, ул. Ленина, 2а
ООО «Датаком»
685000, г. Магадан, ул. К. Маркса, д.24
685000, г. Магадан, ул. К. Маркса, д.24
ООО «СатНет»
685901, Магаданская обл., п. Сокол, ул. Королева, д. 7, кв.2
685901, Магаданская обл., п. Сокол, ул. Королева, д. 7, кв.2
ООО «Хайтэк»
685000, г. Магадан, ул. Парковая, д.13
685000, г. Магадан, ул. Парковая, д.13
ОАО «Мобильные ТелеСистемы»
109147, ул. Г. Москва, Марксистская, д.4
109147, ул. Г. Москва, Марксистская, д.4
ОАО «ВымпелКом»
г. Москва, ул.8 Марта, д.10, стр.14
г. Москва, ул.8 Марта, д.10, стр.14
ЗАО «Вэб Медиа Снрвисез»
115114, г. Москва, а/я 24
115114, г. Москва, а/я 24
ЗАО «Синтерра»
109147, г. Москва, ул. Воронцовская, д.35б, корп.3
109147, г. Москва, ул. Воронцовская, д.35б, корп.3
ЗАО «Московский телепорт»
127055, г. Москва, ул. Навослободская, д.3
127055, г. Москва, ул. Навослободская, д.3
ОАО «Мегафон» Дальневосточный филиал
680000, г. Магадан, ул. Пролетарская, д.49
680000, г. Магадан, ул. Пролетарская, д.49
ЗАО «Амтел-Связь»
125445, г. Москва, ул. Клары Цеткин, д.33, корп.35
125445, г. Москва, ул. Клары Цеткин, д.33, корп.35
ООО «Евроком»
125080, г. Москва, а/я42
125080, г. Москва, а/я42
ООО «Триола»
685000, г. Магадан, ул. Набережная р. Магаданки, д.7
685000, г. Магадан, ул. Набережная р. Магаданки, д.7
ООО «Датаком»
685000, г. Магадан, ул. К. Маркса, д.24
685000, г. Магадан, ул. К. Маркса, д.24
Необходимо отметить, что УФПС Магаданской области – филиал ФГУП «Почта России» не имеет собственной сети. Предоставляет доступ к сети Интернет посредством DSL только в почтовых отделениях связи (как в пунктах коллективного доступа, а потребителями данного вида услуг являются в основном физические лица). Пункты коллективного доступа к сети Интернет обеспечивают ограниченный доступ без заключения договоров обслуживания (возможность работы только по расписанию, отсутствие возможности индивидуальной работы круглосуточно, риск работы с конфиденциальными данными и т.д.). В данном случае предприятие является потребителем (и перепродавцом) услуг ОАО «Дальсвязь». Таким образом, услугу оказываемую УФПС Магаданской области – филиал ФГУП «Почта России» нельзя считать взаимозаменяемой по отношению к аналогичным услугам, оказываемым другими провайдерами.
ООО «Хайтэк» услуги на территории г. Магадана не оказывает.
ООО «Сатнет» оказывало услуги только в п. Сокол.
ООО «Эквант» услуги на территории г. Магадана не оказывает.
ОАО «МТТ» услуги на территории г. Магадана не оказывает.
Потенциальными продавцами услуг хозяйствующие субъекты (операторы связи, провайдеры), имеющие лицензии на оказание данных видов деятельности на территории Магаданской области, материальную базу, но не оказывавших услуги в изучаемый период времени на территории г. Магадана.
Покупатели: юридические и физические лица – конечные потребители телематических услуг и услуг по передаче данных (за исключением голосовой информации) использующие услуги как в профессиональном, так и не профессиональном плане. 
 Географические границы
Географические границы телематических услуг и услуг по передаче данных (за исключением голосовой информации) определены исходя из технической (наличие сетей, каналов, точек присоединения, спутниковых каналов и т.д.) возможности потребителей приобрести изучаемый вид услуг на определенной территории.
Исходя из цели исследования, технической возможности предоставления телематических услуг и услуг по передаче данных (за исключением голосовой информации) географические границы рынка определены локально – г. Магадан (включая п. Сокол).
Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке.
Согласно письмам ОАО «Дальсвязь» от 23.12.2010г. №01-10/3648, от 06.09.2010 №140/6900, действующее законодательство рассматривает доступ к информационным системам информационно-телекоммуникационной сети Интернет, как составную часть телематических услуг связи. Деятельность по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии в области оказания услуг связи. Телематические услуги связи оказываются на основе единой сети передачи данных посредством различных технологий. Таким образом, учитывая, то, что некоторые хозяйствующие субъекты не имеют возможности предоставить отдельные показатели по телематическим услугам и услугам по передаче данных (за исключением голосовой информации), для сопоставимости данных объем рынка определен показателем, включающим в себя данные и по телематике и по передаче данных (за исключением голосовой информации)  в стоимостном выражении -   тысяч рублей. Показатели представлены в таблице 1.
 
Таблица 1
Объемы телематических услуг  и услуг по передаче данных
(за исключением голосовой информации)
на территории г. Магадан (включая п. Сокол)
 

 

Наименование хозяйствующего субъекта
выручка от реализации услуг, тыс. руб.
Доля,  ( %)
2009
2010
2009
2010
ООО «Маглан»
 
 
31,3
31,2
ОАО «Дальсвязь» Магаданский филиал
 
 
25,1
18,6
ООО «Арбуз»
 
 
10,6
9,8
ОАО «ВымпелКом» (билайн)
 
 
7,3
13,8
ООО «Дельтаком»*
 
 
7,2
4,7
Дальневосточный филиал ТУ №5 ОАО «Ростелеком»
 
 
0
1,8
ОАО «РТКомм.РУ»
 
 
0
0,4
ООО «Евроком»
 
 
0,9
0,4
ООО «СатНет»
 
 
0,2
0,2
ЗАО «Вэб Медиа Снрвисез»
 
 
1,7
0,6
ЗАО «Московский телепорт»*
 
 
0,2
0,1
ОАО «Мегафон» Дальневосточный филиал
 
 
3,1
4,0
ЗАО «Синтерра»
 
 
0
2,1
ЗАО «Амтел-Связь»*
 
 
1,3
1,1
Филиал ОАО «МТС» в Магаданской области
 
 
6,0
6,9
ИП Ярин Д.В.
 
 
3,0
2,9
МГОУ «Академсеть»
 
 
0,4
0,2
ООО «Триола»
 
 
1,7
1,3
ООО «Датаком»
 
 
0,1
0,1
Итого
 
 
100
100
СR-3
 
 
67
63,6
HHI
 
 
1891,77
1711,3
* данные досчета
По результатам анализа данных представленных в таблице 1 на рынке телематических услуг и услуг по передаче данных (за исключениемголосовой информации) на территории г. Магадана присутствовало:
На рынке присутствовало в 2009г. – 16 хозяйствующих субъектов, в 2010г. – 19 хозяйствующих субъектов.
Учитывая показатели рыночной концентрации:
В 2009г. 45% <= =67 < 70% или 1000 <= HHI=1891,77 < 2000;
В 2010г. 45% <= =63,6 < 70% или 1000 <= HHI= 1711,3 < 2000; рынок можно охарактеризовать как умеренно-концентрированный, конкурентная среда развита. Снижение концентрации произошло за счет выход на рынок новых хозяйствующих субъектов (Дальневосточный филиал ТУ №5 ОАО «Ростелеком», ОАО «РТКомм.РУ», ЗАО «Синтерра).
Определение барьеров входа на товарный рынок
Определение барьеров входа на рынок произведено на основе данных хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на исследуемом рынке. В соответствии с п. 46 Порядка проведения анализа, выявлены следующие барьеры:
1) экономические ограничения, в том числе:
- необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений (рациональнее использовать уже имеющиеся линии по договору аренды, чем прокладывать новые) в краткосрочной перспективе, что тормозит развитие связи как отрасли экономики в долгосрочной перспективе; только крупные хозяйствующие субъекты или их объединения имеют возможность осуществлять крупные вложения в организацию сетей связи, аренду спутникового канала и т. д.
- наличие экономически оправданного минимального объема производства, обусловливающее для хозяйствующих субъектов более высокие затраты на единицу продукции до момента достижения такого объема производства (эффект масштаба производства) (не целесообразно создавать новые каналы связи, сети, и т.д.) пока не появится достаточное число потенциальных покупателей, обеспечивающих экономическую целесообразность вложения инвестиций);
- преимущества хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, перед потенциальными участниками товарного рынка, в частности, по затратам на единицу продукции и по спросу на товар (хозяйствующие субъекты, уже имеющие необходимое оборудование, каналы и т.д. несут минимальные затраты);
2) административные ограничения, вводимые органами государственной власти и местного самоуправления и иными органами и организациями, наделенными правами данных органов (не противоречащие антимонопольному законодательству), в том числе:
- необходимость получения лицензии на оказание услуг связи, получение разрешения на выделение радиочастот.
Все барьеры являются преодолимыми.
Выводы и предложения
      По итогам 2009 – 2010г.г. рынок можно охарактеризовать как умеренно-концентрированный.
1.     Конкурентную среду на рынке телематических услуг и услуг по передаче данных (за исключением голосовой информации) можно охарактеризовать как развитую.Барьеры выхода на рынок являются преодолимыми.
  1. Внести изменения в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю свыше 35%..., а именно исключить ООО «Маглан».