Аналитический отчет по результатам анализа конкуренции на рынках услуг по оптовой торговле нефтепродуктами на территории Магаданской области в 2010г. и 1 п/г 2011г.

Сфера деятельности: Торговля; ТЭК
I. Общие положения
Анализ и оценка состояния конкуренции на рынке услуг оптовой торговле нефтепродуктов на территории Магаданской области проведены отделом контроля размещения государственного заказа в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок) и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденным приказом ФАС России от 17.01.2007 № 5, с целью определения положения ООО «Магаданнефто» при рассмотрении дела в отношении указанного Общества по признакам злоупотребления им доминирующим положением на рынке услуг оптовой торговле нефтепродуктами в Магаданской области.
Для оценки состояния конкурентной среды на рынке услуг проведена расчетно-аналитическая работа по определению:
– продуктовых границ товарного рынка;
– географических границ товарного рынка;
– состава хозяйствующих субъектов рынка, действующих на товарном рынке;
– объёма товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке;
– уровня концентрации товарного рынка;
– барьеров входа на товарный рынок.
При анализе состояния конкуренции данного рынка были использованы сведения и информация, полученные от: ООО «Магаданнефто», ООО «Колыманефтепродукт», ООО «Тосмар», ООО «Магсервис-авто», ООО «Дарьял» и иных  хозяйствующих субъектов.
 
II. Предмет исследования
Предметом рассмотрения данного исследования является товарный рынок, связанный с предоставлением услуг по оптовой торговле (поставке) нефтепродуктов в Магаданской области.
Справочно:
На территории Магаданской области отсутствуют производители нефтепродуктов, вся потребность в ГСМ удовлетворяется за счет завоза. Особенностями региональных рынков нефтепродуктов является также значительная удаленность от основных производителей и поставщиков ГСМ, сложная транспортная схема и связанные с этим высокие затраты по завозу (железная дорога, перевалка в портах Приморья, морфрахт, перевалка в г. Магадане), которые включаются в стоимости завозимых в Магаданскую область ГСМ. Из-за высокой стоимости закупки и доставки в область нефтепродуктов завоз мелких партий ГСМ стал экономически нецелесообразен, поэтому конкуренция не развита.
Поставщиками ГСМ на территорию Магаданской области являлись:
 В 2010г.:
- ООО «Колыманефтепродукт», объем завезенного топлива составил: автобензина- 42923 тонны,  дизельного топлива – 186945 тонн.
- ООО «Валькирия» объем завезенного дизельного топлива – 500 тонн.
- ООО «Магаданнефто» объем завезенного дизельного топлива – 3000 тонн.
В 1 п/г 2011г.:
- ООО «Колыманефтепродукт», объем завезенного топлива составил: автобензина- 24142 тонны, дизельного топлива – 96624 тонн.
- ООО «Валькирия» объем завезенного ТСМ – 977т.
- ООО «Магаданнефто» объем завезенного ТСМ – 10243 тонн.
 
 
III. Определение временного интервала исследования товарного рынка
 
Временной интервал исследования товарного рынка определен с учетом цели исследования рынка и в соответствии с требованиями раздела 2 Порядка определен –2010г. и 1 п/г 2011г.
Исходя из целей исследования, проводился ретроспективный анализ.
 
IV. Определение продуктовых границ товарного рынка
 
Продуктовые границы на рынке оптовой   торговле автобензина.
Предварительное определение товара (услуги) проведено на основе анализа предмета и условий договора на услуги поставки нефтепродуктов. В соответствии с договором поставщик обязуется поставить и передать в собственность Покупателя нефтепродукты разных видов.
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 07.02.2011) "...По договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием..."
 
Учитывая разновидность нефтепродуктов поставляемых покупателям на территории Магаданской области, выявление товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми, осуществлялось путем анализа сопоставимых по существенным свойствам товаров (услуг), входящих вместе с рассматриваемым товаром в одну классификационную группу одного из общероссийских классификаторов видов экономической деятельности, продукции или услуг.
При выявлении свойств товара определяющих выбор потребителя анализировались следующие критерии:
- функциональное назначение товара (услуги):
Бензины автомобильные применяются в качестве топлива для карбюраторных двигателей автомобилей.
Дизельное топливо применяется для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей наземной и судовой техники. Используется в качестве автомобильного («МАЗ», «КРАЗ», «КАМАЗ», «ЗИЛ», автобусов и некоторых типов иностранных марок легковых автомобилей), тракторного и бульдозерного топлива, для работы дизельных электростанций. Это наиболее массовое топливо для региона, что определяется потребностью горнодобывающих предприятий области.
- качественные характеристики товара (услуги):
Все автомобильные бензины, выпускаемые по техническим условиям, должны соответствовать ГОСТ Р 51313 – 99 «Бензины автомобильные. Общие технические требования». Соответствие бензинов требованиям вышеупомянутого ГОСТа проверяется при их сертификации, которая является обязательной. Региональный оптовый рынок в 2010г. и 1 п/г 2011г. представлен   автобензинами марок А-76(80), Аи-92, Аи-95.
 
         В соответствии с ГОСТ 305-82, а так же в зависимости от условий применения в Магаданской области используются следующие марки дизельного топлива:
-          «летнее»: для эксплуатации при температуре окружающего воздействия воздуха 0 градусов и выше;
-          «зимнее»: для эксплуатации при температуре   до минус 20 градусов или минус 30 градусов в зависимости от температуры застывания;
-          «арктическое»: для эксплуатации при температуре до минус 50 градусов.
В качестве товара заменителя дизельного топлива рассмотрено топливо судовое маловязкое (ТСМ), используемое как летнее дизельное топливо, а также   топливо специальное для силовых установок Севера (ТССУС) пригодное для эксплуатации при температуре минус 50 градусов. Эти марки топлива используются в климатических условиях Крайнего Севера как топливо для техники, применяемой в горной, строительной и энергетических отраслях.
Таким образом, в  состав товарной группы включены все виды дизельного топлива завозимого в регион: дизтопливо (летнее, зимнее, арктическое), а так же ТСМ, ТССУС).
Газобаллонное топливо на территорию Магаданской области никогда не завозилось, так как отсутствует соответствующий транспорт и система АЗС .
 
 Сравнение дизельного топлива с автомобильными бензинами некорректно, поскольку эти виды топлива предназначены для принципиально разных конструкций двигателей. Применение в качестве товара – заменителя бензина потребовало бы замены всего парка техники, снабженного дизельными двигателями.
На основании вышеизложенного автобензины и дизельное топливо при заправке автотранспорта нельзя признать взаимозаменяемыми услугами
На основании изложенного, было выделено 2 группы услуг:
- оптовая торговля автобензином;
-  оптовая торговля дизельным топливом.
В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг  ОК 029-2007 (КДЕС 1.1) определена принадлежность продуктовых границ исследуемого рынка по классу 50 – Оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; подкласс 51.4 – оптовая торговля не продовольственными товарами; подгруппа 51.51.2 – оптовая торговля моторным топливом, включая авиационный бензин.
 
V. Определение географических границ товарного рынка
В соответствии с п. 4.1 Порядка процедура определения границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами, включает:
– предварительное определение географических границ товарного рынка;
– выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями);
– определение территорий входящих в географические границы товарного рынка.
В соответствии с п. 4.2 Порядка определение географических границ товарного рынка проводилось на основе информации о регионе, в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, о ценообразовании на рынке рассматриваемого товара, о структуре товаропотоков.
Резервуары для хранения  продавцов нефтепродуктов находятся в пределах г. Магадана, таким образом, предварительно географические границы определены границами г. Магадан
При выявлении условий обращения товара, ограничивающих экономические, технические или иные возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями), учитывались:
- особенности территории в предварительно определенных географических границах товарного рынка (в том числе природно-климатические и социально-экономические особенности, наличие зон регулируемого или частично регулируемого ценообразования). К специфическим особенностям северо-восточных территорий России, какой среди прочих является Магаданская область, относятся:
1.     значительная отдалённость от других регионов;
2.     отсутствие железнодорожного и регулярного автомобильного
сообщения с другими регионами России;
- организационно-транспортные схемы приобретения товара приобретателями. В товарно – транспортных накладных (в соответствии с которыми осуществляется получение нефтепродуктов у поставщика) указан пункт погрузки г. Магадан, а пунктом разгрузки может быть указан любой район Магаданской области (например: где расположены хозяйствующие субъекты, в том числе горно-геологические компании, нуждающиеся в оптовых, а не разовых поставках нефтепродуктов для своей деятельности).
 
 
Учитывая то, что г. Магадан является административным центром Магаданской области и то, что услуги по оптовой торговле нефтепродуктов оказываются для потребителей Магаданской области, географические границы товарного рынка (потока) расширенывыявленной территорией – Магаданская область и признаются географическими границами рассматриваемого товарного рынка.
 
VI. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих
на товарном рынке
 
Для того, чтобы при расчете долей хозяйствующих субъектов на оптовом рынке нефтепродуктов в Магаданской области исключить двойной учет, выделены два уровня рынка:
1.                 Завоз и первичная оптовая реализация нефтепродуктов на территории Магаданской области (в разрезе автобензины и дизельное топливо);
2.                 Перепродажа нефтепродуктов на территории Магаданской области.
 
В соответствии с пунктом 5.1 Порядка в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включатся хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.
Продавцы и покупатели нефтепродуктов на рынках первого и второго уровня в географических границах Магаданской области представлены в таблице 1.1
                                                      
 таблица 1.1.
Состав продавцов и покупателей на рынке оптовой торговле автобензина.

 

Продуктовые
границы рынков
Продавцы
Покупатели
 
Рынок первичной оптовой торговле автобензина
ООО «Колыманефтепродукт
оптово – посреднические предприятия осуществляющие перепродажу нефтепродуктов: ООО «Дарьял», ООО «Тосмар», ООО «Магаданнефто» и др.
Рынок оптовой торговле автобензина (перепродажа)
ООО «Магсервис – авто»,   ООО «Дарьял», ООО «Магаданнефто» и др.
предприятия энергетического и агропромышленного комплекса, транспортные и золотодобывающие предприятия Магаданской области; хозяйствующие субъекты, осуществляющие розничную реализацию автобензина, а так же органы исполнительной власти, и местного самоуправления области (тендерные поставки нефтепродуктов для государственных и муниципальных нужд),
 
Рынок первичной оптовой торговле дизельного топлива
ООО «Колыманефтепродукт» », ООО «Валькирия», ООО «Магаданнефто»
оптово – посреднические предприятия, осуществляющие перепродажу нефтепродуктов: ООО «Тосмар», ООО «Дарьял» и др.
Рынок оптовой торговле дизельного топлива (перепродажа)
 ООО «Дарьял», ООО «Магаданнефто», ООО «Магсервис – авто», ООО «Валькирия», и др.
Горнодобывающие компании на территории области; хозяйствующие субъекты, осуществляющие розничную реализацию через АЗС, а так же органы исполнительной власти и местного самоуправления Магаданской области (тендерные поставки дизтоплива для государственных и муниципальных нужд).  
 
Идентификация хозяйствующих субъектов:
  1. ООО «Колыманефтепродукт» - 685800, г. Магадан, ул. Билибина, 2а. ИНН – 4900004453.
  2. ООО «Магаданнефто»- 685000, г. Магадан, Портовое шоссе, 201. ИНН -4900009476.                                  
  3. ООО «Магсервис – авто» - 685000, г. Магадан, ул. Новая 31/10, каб. 402, ИНН – 4909910406.
  4. ООО «Торговый Дом Магсервис» - 685000, г. Магадан, ул. Новая 31/10, каб. 402, ИНН 4909108224.
  5. ООО «Дарьял – 685000, г. Магадан, ул. Транспортная, д.3, стр.1. ИНН -, 4908005593.
  6. ООО «Валькирия» - 685000, г. Магадан, ул. Колымское шоссе 5. ИНН – 4900004397.
  7. ООО «Кирин» - 685000, г. Магадан, ул. Пролетарская, д.8, оф. 417, ИНН 4909094980.
  8. ООО Рэд Вуд» - 685000, г. Магадан, ул. Якутская, д.70.
  9. ООО «Компания ЕАЛ» - 685000, г. Магадан, 4 км. основной трассы, правая сторона.
 
VII. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих
субъектов на рынке
         Количественной характеристикой товарных ресурсов рынков является объем оказанных услуг ( по оптовой торговле нефтепродуктами) участниками рынка 1 и 2 уровня (автобензина и дизельного топлива) в натуральном выражении (тонн). Объем рынка, и доли хозсубъектов представлены в таблицах 1.2. – 1.5.
 
Таблица 1.2.
Показатели рынка первичной оптовой торговле автобензина в границах Магаданской области в 2010 г.
 

 

Наименование хозсубъекта
Объем торговле автобензина, тонн
Доля, %
2010
1 п/г 2011
2010
1 п/г 2011
ООО «Колыманефтепродукт»
Всего:
в т.ч.
Аи(76,80)
АИ(92)
АИ(95)
 
 
 
 
100
 
 
100
Итого
 
 
100
100
HHI
 
 
>2000
>2000
 
Доля ООО «Колыманефтепродукт» на рынке первичной оптовой торговле автобензином составляет 100%,  HHI>2000. Рынок в границах Магаданской области  монополизирован. Конкуренция отсутствует.
 
                                                                                                                                     Таблица 1.3.
Показатели рынка оптовой торговле автобензина
второго уровня (перепродажа) в границах Магаданской области   в  2010г.

 

Наименование хозсубъекта
Объем торговле автобензина, тонн
Доля, %
2010
1 п/г 2011
2010
1 п/г 2011
ООО «Магсервис – авто»
 
 
23,6
0,0
ООО «Торговый дом Магсервис»
 
 
0,0
35,8
ООО «Магаданнефто»
 
 
46,3
39,5
ООО «Дарьял»
 
 
6,2
5,7
ООО «Валькирия»
 
 
23,9
19,0
итого
 
 
100
100
CR-3
 
 
93,8
94,3
HHI
 
 
>2000
>2000
         На рынке услуг по оптовой торговле автобензином второго уровня (перепродажа) в 2010г.  и 1 п/г 2011г. присутствовало 4 хозсубъекта. Основным оптовым поставщиком автобензина на вышеназванном рынке являлось ООО «Магаданнефто» с долями: 46,3% и 39,5%. Исходя из показателей рыночной концентрации (70<CR-3=93,8; 94,3<100,    2000 <HHI<10000) рынок можно охарактеризовать высоким уровнем концентрации. Конкуренция не развита.
 
Таблица 1.4.
Показатели рынка первичной оптовой   торговле дизельного топлива   в границах Магаданской области в 2010 г.
 

 

Наименование хозсубъекта
Объем торговле дизтоплива, тонн
Доля, %
2010
1 п/г 2011
2010
1 п/г 2011
ООО «Колыманефтепродукт»
 
 
98,2
88,1
ООО «Валькирия»
 
 
0,3
0,9
ООО «Магаданнефто»
 
 
1,6
11,0
Итого
 
 
100
100
HHI
 
 
>2000
>2000
 
На рынке первичной оптовой торговле дизельным топливом в исследуемый период присутствовали 3 хозяйствующие субъекта.
Признаки доминирующего положения выявлены в отношении ООО «Колыманефтепродукт» доля которого на вышеназванном рынке по итогам 2010г. и 1 п/г 2011г. составила соответственно 98,2% и 88,1%.
Рынок оптовой торговли дизельного топлива первого уровня в границах Магаданской области является высококонцентрированным. Конкуренция не развита.
 
Таблица  1.5.
Показатели рынка оптовой   торговле дизельного топлива (перепродажа)  в границах Магаданской области в 2010 г.
 

 

Наименование хозсубъекта
Объем торговле дизтоплива, тонн
Доля, %
2010
1 п/г 2011
2010
1 п/г 2011
ООО «Магсервис – авто»
 
 
4,8
0,0
ООО «Торговый Дом Магсервис»
 
 
0,0
23,6
ООО «Магаданнефто»
 
 
60,4
58,1
ООО «Дарьял»
 
 
3,9
6,8
ООО «Валькирия»
 
 
27,8
7,6
ООО «Кирин»*
 
 
2,4
0,6
ООО «Рэд Вуд»*
 
 
0,6
0,0
ООО «Компания ЕАЛ»
 
 
0,0
1,2
итого
 
 
100
100
CR-3
 
 
93,0
89,3
HHI
 
 
>2000
>2000
* по данным ООО «Валькирия»
В исследуемый период на рынке оптовой торговли (перепродажа)   дизельного топлива осуществляли деятельность 6 хозсубъектов.
 Основным оптовым перепродавцом на вышеназванном рынке являлось ООО «Магаданнефто», в отношении которого выявлены признаки доминирующего положения, и доли которого составили по итогам 2010 – 1п/г 2011г.г. – 60,4%, 58,1%.
Рынок характеризуется высокой степенью концентрации (70<CR- 3=93; 89,3,    2000 <HHI<10000). Конкуренция не развита.
 
          VIII. Определение барьеров входа на товарный рынок
Региональные рынки нефтепродуктов нельзя назвать открытыми из-за наличия труднопреодолимых барьеров входа на рынок, о чем свидетельствует снижение количества участников рынков и высокий уровень коэффициентов концентрации рынка на протяжении последних   лет.
          К основным барьерам вхождения на рынки оптовой торговле нефтепродуктов можно отнести:
-          рост транспортных издержек (морфрахт, железнодорожный тариф, перевалка в портах Приморья);
-          экономическая нецелесообразность приобретения мелких партий нефтепродуктов, трудности, связанные с их поставкой и перевалкой, и как следствие, необходимость достаточного начального капитала для завоза крупных партий нефтепродуктов;
-          высокие тарифы на переработку, перекачку и хранение нефтепродуктов в г. Магадане;
-          ограничение по спросу, связанное с низкой платежеспособностью и сезонным характером деятельности   предприятий   горнодобывающей промышленности, одних из основных оптовых покупателей ГСМ.
     
 
IX. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке
  
   1. По итогам 2010г. и 1 п/г 2011г. конкурентную среду можно оценить как неразвитую:
-          на рынках услуг по оптовой торговле автобензином 1 и 2 уровней,
-          на рынках услуг по оптовой торговле дизельным топливом 1 и 2 уровней в географических границах Магаданской области
 
2. Признаки доминирующего положения по итогам 2010г. и 1 п/г 2011г. выявлены в отношении:
– ООО «Колыманефтепродукт»  на рынках оптовой реализации автобензина и дизельного топлива (первого уровня) в границах Магаданской области в 2010г. – 1 п/г 2011г.     
 ООО «Колыманефтепродукт» включено в Реестр хозяйствующих субъектов имеющих на рынке определенного товара долю свыше 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов» (далее – Реестр) в продуктовых границах: оптовая торговля автобензином, оптовая торговля дизтопливом, оптовая торговля авиакеросином в географических границах Магаданской области.
 
– ООО «Магаданнефто» на рынке оптовой реализации (перепродаже) дизельного топлива (на рынке второго уровня) в границах Магаданской области в 2010г. – 1 п/г 2011г.     
.ООО «Магаданнефто» включено в Реестр хозсубъектов имеющих на рынке определенного товара долю свыше 35% …  в продуктовых границах: розничная торговля автобензином, в поселках: Армань, Атка, Палатка, Спорное, Оротукан, Омсукчан, Усть – Омчуг, Омчак, Колымское.
        
IIX. Предложения
  
    С учетом полученных результатов исследования Магаданского УФАС России, проводить на постоянной основе:
             - наблюдение за динамикой показателей рыночной концентрации;
             - контроль за рыночным поведением хозсубъектов, включенных в Реестр;
             - пресечение недобросовестной конкуренции;
             - предупреждение и пресечение соглашений и согласованных действий,   направленных на недопущение, ограничение, устранений конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов.

            - внести изменения Реестр хозяйствующих субъектов Магаданской области …, а именно добавить ООО «Магаданнефто» товарный рынок по продуктовым границам - оптовая торговля (перепродажа) дизельного топлива в границах Магаданской области