Аналитический отчёт по результатам анализа состояния конкурентной среды на рынках услуг на морском транспорте в географических границах Магаданской области в 2008-2009гг

Сфера деятельности: Транспорт. Порты

Настоящее исследование проведено отделом контроля размещения государственного заказа в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утверждённым приказом ФАС России №108 от 25.04.2006   (далее Порядок) и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении анти-монопольного законодательства и при осуществлении контроля за экономической концентрацией (далее Регламент), утверждённым приказом ФАС России №5 от 17.01.2007, для использования полученных данных при рассмотрении дела, связанного с применением Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Исследовались рынки:

доставка лоцмана на борт судна;

перевозка грузов вдоль морского побережья Магаданской области;

сюрвейерское обслуживание грузов;

транспортно-экспедиторское обслуживание грузов;

операции по открытию/закрытию нестандартных крышек трюмов;

услуги по перемещению грузов в порту по заданию грузополучателей;

услуги по предоставлению части причала, открытых и закрытых площадок территории порта;

услуги по зачистке судов и причала от сыпучих грузов;

услуги по предоставлению техники и механизмов порта по заявкам контрагентов;

услуги охраны объектов на территории порта.

Для оценки состояния конкурентной среды на исследуемых рынках проводилась расчетно-аналитическая работа по определению: продуктовых и географических границ рынков, состава хозяйствующих субъектов рынков, действующих на рынках, объёма ресурсов рынков,  долей хозяйствующих субъектов, уровня концентрации рынков, барьеры входа на рынки.

                                               

                                                      

В В Е Д Е Н И Е
 

К специфическим особенностям северо-восточных территорий России, какой среди прочих является Магаданская область, относятся:

значительная отдалённость от других регионов;

отсутствие железнодорожного и регулярного автомобильного сообще-ния с другими регионами России;

сырьевая направленность экономики и связанная с этим необходимость завоза всей номенклатуры жизненно необходимых МТР и товаров.

Доставка грузов для районов Крайнего Севера из центральных районов страны железной дорогой возможна только до морских портов Приморья и Хабаровского края. Далее грузы морем доставляются в порт Магадан.

При этом значительная часть товарного потока направлена на ввоз.

Таким образом, завоз на территорию Магаданской области требует повышенных финансовых затрат и сложных организационно-технических мероприятий, которые обусловлены удалённостью и ограниченной транс-портной доступностью региона, необходимостью создания за короткий навигационный период запасов средств жизнеобеспечения.

 

            На основании того, что рынки исследуются в связи с рассмотрением в отношении ОАО «ММТП» дела о нарушении антимонопольного законодательства, в соответствии с пунктом 10 Порядка проводится ретроспективный анализ состояния конкурентной среды на вышеуказанных рынках.

 

          1. Доставка лоцмана на борт судна

1.1. Временной интервал исследования 2008 г. - 9 мес.2009г.

1.2. Продуктовые границы

            Доставка лоцмана на борт судна кодифицирована в подклассе продукции и услуг 6324024    Услуги по эксплуатации портов и водных путей 

класса продукции и услуг 6324000    Услуги вспомогательные транспортные прочие морского транспорта Классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 (далее Классификатор).

            Услуга предоставляется в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального Закона №281-ФЗ от 08.11.2007 «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон о морпортах).

Заменителей указанной услуге нет.

 

1.3. Географические границы

            Учитывая, что услуги вспомогательного флота  в целях подхода судна к причалу для переработки груза не могут быть оказаны нигде кроме порта прибытия (убытия) судна, географическими границами рынка услуг буксиров является акватория Магаданского морского торгового порта (далее ММТП).

1.4. Состав хозяйствующих субъектов и их доли на рынке услуг  вспомогательного флота показаны в таблице 1.

                                                                                       

 

                                                                                 

                                                                                                          

При анализе таблицы 1 необходимо иметь ввиду, что в 2008 году операция по доставке лоцмана на борт судна была совмещена с операцией проводки судна и операцией отшвартовки и отдельно в объёмах не может быть выражена.

Рынок услуг доставки лоцмана на борт судна за 9 мес.2009 года являлся высококонцентрированным со слаборазвитой конкуренцией. Уровень концентрации – 6710 при доле ОАО«ММТП» 78,9%. В соответствии   с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального Закона «О защите конкуренции» №135-ФЗ от 26.07.2006 (далее Закон о конкуренции), имеются признаки доминирующего положения ОАО«ММТП» за 9 мес. 2009 года на рынке услуг по доставке лоцманов на борт судна.

 

            1.5. Потенциальные хозяйствующие субъекты рынка

            В качестве потенциальных хозяйствующих субъектов рынка услуг доставки лоцмана на борт судна выступают хозяйствующие субъекты – владельцы маломерного флота, получившие разрешение на работу в акватории морского порта в исключительных случаях.

            1.6. Барьеры вхождения на рынок услуг доставки лоцмана на борт судна

1.6.1. Экономический - барьер капитальных затрат на приобретение или аренду соответствующего судна

            1.6.2. Организационный – необходимость оформления соответствующих документов (например, оформление федеральной лицензии), занесение в регистр судоходства, периодическое освидетельствование на соответствие требованиям безопасности плавания.

            Кроме того, в настоящий момент в условиях ограниченного спроса нет  необходимости в новых хозяйствующих субъектах на указанной операции.

Таким образом, барьеры непреодолимы.

 

            2. Перевозка грузов (нефтепродуктов) вдоль морского побережья Магаданской области

2.1. Временной интервал исследования 2008г. - 9 мес.2009г.

 

2.2. Продуктовые границы

Деятельность по перевозке грузов морем систематизирована в подклассе продукции и услуг 6110020 – перевозки грузовые класса продукции и услуг 6110000 Услуги морского транспорта Классификатора. 

 
 
 

Принимая во внимание сезонность завоза в труднодоступные населенные пункты побережья Магаданской области, альтернативы морской доставке грузов нет, так как доставка автомобильным транспортом возможна только по зимникам. Движение по зимникам открывается при достаточном промерзании рек и болот, в то время как необходимо иметь на период бездорожья запасы различных жизненно необходимых ресурсов.

Перевозку нефтепродуктов наливом и перевозку других грузов (в том числе затаренных нефтепродуктов) следует отнести к разным типам рынков, поскольку только наливные суда предназначены для перевозки жидких грузов.

Кроме того, как отдельный рынок следует рассматривать так называемую распаузку – перевозку груза на берег партиями с борта стоящего на рейде судна. Согласно применяемым в морском праве международно-правовым и специальным морским терминам, разгрузка грузов с судна, стоящего на рейде, является лихтеровкой (lightеr аgе), т.е. перевалкой: выгрузкой судна с доставкой грузов от борта судна на берег лихтером (несамоходным морским судном), применение которого имеет место при осуществлении грузовых операций в рейдовых портах, а также в тех случаях, когда осадка судна с полным грузом не позволяет ему подойти к причалу, мелководному или необорудованному берегу, и часть груза, в связи с этим, выгружается или грузится на рейде.

 

2.3. Географические границы

            Учитывая, что завозом грузов морем обеспечиваются посёлки побережья Магаданской области географические границы вышеуказанных рынков являются административные границы Магаданской области.

 

2.4. Состав хозяйствующих субъектов и их доли на рынках услуг по перевозке грузов, а также на распаузке вдоль морского побережья Магаданской области приведены в таблице 2.

                                                                                                       

                                                                                                          

            Анализ таблицы 2 позволяет сделать вывод, что все рынки морских перевозок грузов вдоль морского побережья Магаданской области и распаузки в исследованный период являлись высококонцентрированным.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона о конкуренции, имеются признаки доминирующего положения ОАО «ММТП» с долей 100% на рынках перевозок нефтепродуктов вдоль морского побережья Магаданской области и распаузки нефтепродуктов за 9 мес. 2009 г.

Доминирующее положение ОАО «ММТП» на рынке морских перевозок остальных грузов за исследованный период не установлено.

 

            2.5. Потенциальные хозяйствующие субъекты

            Потенциальными хозяйствующими субъектами на рынке перевозок  грузов могут стать предприятия, имеющие свой или арендующие флот.

            На рынке распаузки грузов кроме нефтепродуктов потенциальными хозяйствующими субъектами могут быть предприятия, имеющие плавучие средства, позволяющие осуществлять перевалку грузов судно-берег.

На рынке перевозки нефтепродуктов наливом могут работать хозяйствующие субъекты, имеющие собственный или арендуемый флот наливных судов.

На рынке распаузки (перевалки на берег) нефтепродуктов наливом хозяйствующим субъектам необходимы плавсредства, позволяющие осуществить эту операцию.

2.6. Барьеры входа на рынки труднопреодолимы с учётом больших начальных вложений, а также необходимого лицензионного оформления.

Хозяйствующим субъектам, желающим заниматься указанными видами деятельности, необходимо иметь в собственности, во фрахте либо на другом законном основании, приспособленные к осуществляемым видам деятельности плавсредства.

 

3. Сюрвейерское обслуживание грузов

3.1. Временной интервал исследования 2008 - 2009г.г.

3.2. Продуктовые границы

Продуктовые границы рассматриваемого рынка систематизированы в подклассе продукции и услуг    6324090    Услуги вспомогательные для морского транспорта прочие класса продукции и услуг 6324000    Услуги вспомогательные транспортные прочие морского транспорта Классификатора.

            Сюрвейерские услуги – экспертиза грузов перед и в течение погрузки-выгрузки. Обследование судна при вводе/выводе из чартера. Определение количества топлива на борту судна. Определение количества груза по осадке судна. Расчёт остойчивости и посадки судна.

            Сюрвейерские компании – независимые эксперты, осуществляющие осмотр объекта, имущества, принимаемого на страхование, либо осуществляющие по просьбе страхователя или страховщика осмотр застрахованных или подлежащих страхованию грузов.

            Среди наиболее востребованных сюрвейерских услуг можно отметить:

            сюрвейерское обслуживание автомобильных, железнодорожных и других грузоперевозок;

            осмотр повреждений всех типов груза, оценка ущерба;

            минимизация ущерба;

            определение причин наступления страховых случаев;

            расследование страховых случаев;

            инспекция грузов при выгрузке-погрузке, контроль прохождения грузов;

            контроль количества, качества, комплектации и работоспособности продукции в соответствии с сопроводительными документами и контрактными обязательствами;

            инспекция складских помещение на соответствие требованиям норм хранения товаров.

В данном случае рассматривается рынок сюрвейерских услуг инспекция грузов при выгрузке-погрузке, контроль прохождения грузов. 

            Замены сюрвейерскому обслуживанию грузов на этом рынке нет.

 

3.3. Географические границы

            Учитывая, что услуга по сюрвейерскому обслуживанию (инспекции) грузов при выгрузке-погрузке морских судов, контроле прохождения грузов не может быть оказана нигде кроме основного транспортного узла Магаданской области - порта Магадан, порта прибытия (убытия) судна, географическими границами рынка является территория ММТП.     

           

3.4. Состав хозяйствующих субъектов и их доли на рынке услуг по сюрвейерскому обслуживанию грузов приведены в таблице 3.

Как следует из таблицы 5, рынок услуг по сюрвейерскому обслуживанию грузов (инспекции) грузов при выгрузке-погрузке, контроле прохождения грузов на протяжении исследованного периода являлся высококонцентрированным с неразвитой конкуренцией. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», имеются признаки доминирующего положения на рынке услуг по сюрвейерскому обслуживанию грузов в 2009 году ООО «Магадантранснефть».

3.5. Потенциальными хозяйствующими субъектами на рынке услуг по сюрвейерскому обслуживанию грузов (инспекции) грузов при выгрузке-погрузке, контроле прохождения грузов могут быть хозяйствующие субъекты, имеющие соответствующую документацию.

3.6. Барьеры входа на рынок услуг по сюрвейерскому обслуживанию грузов (инспекции) грузов при выгрузке-погрузке, контроле прохождения грузов легкопреодолимы.

 

4. Транспортно-экспедиторское обслуживание грузов

4.1. Временной интервал исследования 2008 г.– 9 мес.2009г.

          4.2. Продуктовые границы

Услуги специализированных организаций (транспортно-экспедицион-ных агентств), связанных с организацией перевозок по поручению грузоотправителя или грузополучателя, получением или приёмкой груза, подготовкой транспортной сопроводительной документации, договора перевозки, посреднические операции с фрахтом и т.п. определены Общероссийским классификатором видов экономической деятельности в группе деятельности (ОКВЭД) 63.40    Организация перевозок грузов, включающей в себя среди прочего: деятельность транспортно-экспедиционных агентств, транспортно- экспедиционное обслуживание грузов на всех видах транспорта; организацию перевозок грузов сухопутным, водным или воздушным транспортом; подготовку транспортной документации и путевых листов.

В Магаданскую область доставка грузов осуществляется:

морским транспортом – межпортовое сообщение;

морским и железнодорожным транспортом – прямое смешанное сообщение.

В пределах Магаданской области и с выходом на Оймяконский улус Республики Саха-Якутия выполняется экспедирование грузов, перемещаемых автомобильным транспортом.

            По существующему порядку, в заявке, представленной грузоотправителем (грузополучателем), необходимо указать экспедитора в порту перевалки, через которого будет осуществляться передача грузов с железной дороги на море (с моря на автомобильный транспорт)

 

В качестве потенциально возможных продавцов выступают:

на рынке транспортно-экспедиционных услуг по обслуживанию грузоперевозок в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении хозяйствующие субъекты при условии заключения договора с МПС;

на рынках транспортно-экспедиционных услуг по обслуживанию грузоперевозок в межпортовом сообщении и в автомобильном сообщении –все желающие хозяйствующие субъекты без ограничений.

 

4.3. Географические границы

            Учитывая, что услуги транспортно-экспедиционных агентств оказываются в отношении грузов прибывающих в порт Магадан и отправляемых из порта Магадан, а также перемещаемых по территории региона, географическими границами рынка являются административные границы Магаданской области.    

           

4.4. Доли транспортно-экспедиционных агентств на рынке услуг по экспедированию грузов показаны в таблице 4.1.

 

*ОАО «ММТП» принят в расчёт условно, поскольку в договорах переработки грузов, заключён-ных с ОАО «Магаданэнерго», ООО «Магадан-ТранзитДВ», ООО «Северо-Восточная судоходная компания», в стоимость погрузочно-разгрузочных работ включена плата за услугу ТЭО, в которую порт включает оформление ТТН; расходных ордеров, которые входят в состав документов на оформление морских перевозок, сюрвейерские услуги иные перевозочные документы

 

            ОАО «Магадантрансагентство», ООО «Трансэкспедиция», ООО «Диспач», ООО ТЭК «Территория», ООО «Мегатрансавто» и другие хозяйствующие субъекты не подтвердили своё присутствие на рынке транспортно-экспедиционных услуг при автомобильном сообщении.

            Как следует из таблицы 4.1, все рассмотренные рынки услуг транс-портно-экспедиционных агентств на протяжении исследованного периода являлись высококонцентрированными. При этом отсутствуют признаки до-минирования какого-либо хозяйствующего субъекта.

4.5. Барьеры входа на рынок

            Основными барьерами входа на рынок транспортно-экспедиционных услуг по обслуживанию грузоперевозок являются:

организационные ограничения: обязательное наличие соглашений между организациями транспорта соответствующих видов, устанавливающих порядок предоставления контейнеров и условия их использования для перевозки грузов в прямом смешанном сообщении; письменных договоров на ТЭО;

            административные ограничения, т.е. обязательное наличие договора с МПС РФ о пользовании контейнерами его эксплуатационного парка;

            ограничение по спросу.

Составной частью экспедиционного обслуживания  вывозимых из морпорта автомобильным транспортом грузов является оформление товарно-транспортных накладных (далее ТТН) на доставку груза грузополучателю, которое не включено в ТЭО, не учтено  таблице в 4.1 и по инициативе ОАО «ММТП»  принято на себя с конца 90-х годов ХХ века.

4.6. Продуктовые границы оформления ТТН

Оформление товарно-транспортных накладных определено ОКВЭД в группе деятельности 63.40    Организация перевозок грузов

Действующая на настоящий момент схема вывоза из порта груза, перерабатываемого ОАО «ММТП» выглядит следующим образом: вывоз груза осуществляется по расходному ордеру порта и распоряжению экспедитора, обслуживающего груз. Распоряжение экспедитора является доверенностью на получение груза конкретным лицом.

Распоряжение на выдачу груза федеральными нормативно-правовыми документом не предусмотрено, его введение осуществлено на основании совместного решения ОАО «ММТП», Магаданской таможней, Центром санитарно-эпидемиологического надзора по Магаданской области, службами госветконтроля и карантина растений для сбора разрешений на выдачу груза указанных органов. Ранее отметки этих органов ставились на расходном ордере.

На основании расходного ордера морпорта и распоряжения экспедитора ОАО «ММТП» производит оформление ТТН.

В счетах, выставляемых ОАО «ММТП» за обслуживание грузов, плата за оформление ТТН выделена отдельным пунктом.

4.7. Географические границы оформления ТТН

Поскольку оказание услуг по организации вывоза автомобильным транспортом происходит в отношении грузов, поступающих через морпорт, географическими границами данной услуги является территория морпорта за исключением нефтепирса.

4.8. Доли хозяйствующих субъектов на рынке оформления ТТН приведены в таблице 4.2.

                                                                                          

 
           

Рынок высококонцентрированный в отсутствие конкуренции. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о конкуренции, на протяжении исследованного периода имеются признаки доминирующего положения на рынке выписки ТТН ОАО «ММТП».

4.9. Барьеры входа на рынок оформления ТТН

                  Основным барьером входа на рынок оформления ТТН является рыночная власть ОАО «ММТП», позволяющая ему диктовать условия вывоза переработанного морпортом груза с территории находящейся введении порта, посредством включения услуги в договора на основную деятельность. Начиная с конца 90-х годов ХХ века, все хозяйствующие субъекты, оказывающие услугу оформления ТТН, ушли с этого рынка.

         Кроме того, необходимо наличие письменных договоров на ТЭО

      

5. Операции по открытиюзакрытию нестандартных крышек трюмов

5.1. Временной интервал – 2008 г. – 9 мес.2009 г.

5.2. Продуктовые границы рассматриваемого рынка систематизированы в подклассе продукции и услуг 6311040    Транспортная обработка грузов на морском транспорте класса продукции и услуг 6311000    Услуги по транспортной обработке грузов (погрузка, разгрузка, перевалка, включая стивидорские работы) Классификатора.

Погрузочно-разгрузочные работы в морских портах осуществляются после подготовки судна к разгрузке, в том числе после открытия люковых крышек трюмов, которое выполняется в основном самим перевозчиком. Если на судне открытие/закрытие люковых крышек не механизировано, то возникает необходимость использования для этих целей портальных береговых кранов, т.е. в услугах порта. Услуги по открытию/закрытию нестандартных люковых крышек трюмов могут оказывать хозяйствующие субъекты, имеющие портальные береговые краны и причальные береговые сооружения в порту Магадан. Данные услуги не заменяемы.

 

5.3. Географические границы

            В условиях разгрузки в ММТП географические границы вышеуказанной услуги совпадают с границами причалов №2-6 морпорта.

           

5.4. В установленных географических границах услуги по открытию/закрытию нестандартных люковых крышек трюмов может предоставлять только ОАО «ММТП». Данные о товарном ресурсе рынка представлены в таблице 5.

                                                                                                         

Рынок услуг по открытию/закрытию нестандартных люковых крышек трюмов высококонцентрированный в отсутствие конкуренции.

 

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о конкуренции, имеются признаки доминирующего положения на этом рынке ОАО «ММТП».

 5.5. Потенциальные хозяйствующие субъекты в указанных географических границах отсутствуют, так как ОАО«ММТП» работает практически на всей инфраструктуре морпорта. При этом ОАО«ММТП» имеет предусмотренное частью 11 статьи 31 Федерального Закона №281-ФЗ от 08.11.2007 «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» преимущественное право на заключение договора аренды объектов портовой инфраструктуры на новый срок без проведения конкурса, которое и является главным барьером входа на рынок.

 

        6. Услуги по перемещению грузов в порту по заявкам контрагентов

        6.1. Временной интервал – 2008 г. – 9 мес.2009 г.

        6.2. Продуктовые границы

        Продуктовые границы рассматриваемого рынка систематизированы в подклассе экономической деятельности 60.1 Деятельность морского транспорта (портовые операции) ОКВЭД.       

        6.3. Географические границы      

        Учитывая, что услуга по перемещению грузов в порту по заявкам грузополучателей или их агентов не может быть оказана нигде, кроме порта, географическими границами рынка является территория ММТП.

6.4. В установленных географических границах услуги по перемещению грузов в порту предоставляет только ОАО «ММТП». Данные о товарном ресурсе рынка представлены в таблице 6.

 

Рынок услуг по перемещению грузов в порту высококонцентрированный в отсутствие конкуренции.

        На рынке услуг по перемещению грузов в порту по заявкам контрагентов доминирующее положение занимает ООО «ММТП» в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о конкуренции.

6.5. Потенциальные хозяйствующие субъекты

        Потенциальными хозяйствующими субъектами могут быть организации, имеющие соответствующие механизмы и возможность их содержания в морпорту.

            6.6. Барьерами входа на рынок служат высокие капитальные затраты на приобретение соответствующей техники, отсутствие достаточного спроса. Барьеры труднопреодолимы.           

 

7. Услуги по предоставлению части причала, открытых и закрытых площадок территории порта

          7.1. Временной интервал – 2008 г. – 9 мес.2009 г.

7.2. Продуктовые границы

          Продуктовые границы рассматриваемого рынка систематизированы в подклассе продукции и услуг 6324024    Услуги по эксплуатации портов и водных путей класса продукции и услуг 6324000 Услуги вспомогательные транспортные прочие морского транспорта Классификатора.

7.3. Географические границы  

            Заменителя услуг по предоставлению части причала, открытых и закрытых площадок территории порта нет, так как вывоз груза на хранение, поиск и найм склада или площадки порта означают дополнительную перевалку, влекущую за собой нерациональные финансовые расходы.

            Учитывая, что услуга по предоставлению части причала, открытых и закрытых площадок на территории порта не может быть оказана нигде, кроме порта прибытия (убытия) судна (в данном случае, в Магаданском морском торговом порту - далее ММТП) является территория морпорта, включающая причалы 2-6, территории причалов 1-7.  

 

7.4. Данные о товарном ресурсе и хозяйствующих субъектах рынка представлены в таблице 7.

Рынок услуг по предоставлению части причала, открытых и закрытых площадок территории порта высококонцентрированный в отсутствие конкуренции. ОАО«ММТП» работает практически на всей инфраструктуре морпорта. При этом ОАО«ММТП» имеет предусмотренное частью 11 статьи 31 Федерального Закона №281-ФЗ от 08.11.2007 «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» преимущественное право на заключение договора аренды объектов портовой инфраструктуры на новый срок без проведения конкурса.

Это свидетельствует о высоком рыночном потенциале ОАО«ММТП» на этом рынке и является непреодолимым барьером входа на рынок.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о конкуренции, имеются признаки доминирующего положения ОАО «ММТП» на рынке услуг по предоставлению части причала, открытых и закрытых площадок территории порта.

 

            8. Услуга по зачистке судов и причалов от сыпучих грузов

8.1. Временной интервал – 2008 г. – 9 мес.2009 г.

            8.2. Зачистка судов и причалов от сыпучих загрязняющих грузов производится в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 15 Федерального Закона №281-ФЗ от 08.11.2007 «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон о морпортах).

Продуктовые границы рассматриваемого рынка кодифицированы в подклассе продукции и услуг 6324090    Услуги вспомогательные для морского транспорта прочие класса продукции и услуг 6324000 Услуги вспомогательные транспортные прочие морского транспорта Классификатора.

8.3. Географические границы  

            Учитывая, что услуга по зачистке судов и причала от сыпучих грузов  не может быть оказана нигде, кроме порта стоянки судна, географическими границами рынка является территория судов и причалов 1-7 ММТП.

8.4. В установленных географических границах услуги по зачистке судов и причалов от сыпучих грузов на территории порта  предоставляет только ОАО «ММТП». Данные о товарном ресурсе рынка представлены в таблице 8.

 

Рынок высококонцентрированный в отсутствие конкуренции. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о конкуренции, имеются признаки доминирующего положения на этом рынке ОАО «ММТП».

            8.5. Барьеры входа на рынок

            Обязанность по зачистке судов и причалов от сыпучих грузов на территории порта лежит на операторе терминала в соответствии с частью 2 статьи 15 Закона о морпортах, поэтому ОАО «ММТП» не заинтересован в появлении новых участников рынка. Это и является основным и труднопреодолимым барьером.

           

            9. Услуги по предоставлению техники и механизмов порта по заявкам контрагентов

            9.1. Временной интервал – 2008 г. – 9 мес.2009 г.

9.2. Продуктовые границы рассматриваемого рынка систематизированы в подклассе продукции и услуг 6311040    Транспортная обработка грузов на морском транспорте класса продукции и услуг 6311000    Услуги по транспортной обработке грузов (погрузка, разгрузка, перевалка, включая стивидорские работы) Классификатора.

9.3. Географические границы  

            Учитывая, что предоставление техники и механизмов порта по заявкам контрагентов не может быть осуществлено нигде, кроме территории порта, географическими границами рынка является территория ММТП.

Предоставление техники и механизмов порта по заявкам контрагентов происходит по таким направлениям, как:

использование техники;

работа автопогрузчиков;

работа подъёмных кранов.

Очевидно, что эти услуги могут быть взаимозаменяемы только на некоторых работах.           Таким образом, на практике образовались три различных рынка.

9.4. В установленных географических границах услуги по предоставлению техники и механизмов порта по заявкам  предоставляет только ОАО «ММТП». Данные о товарном ресурсе рынка даны в таблице 9.

                                             

Рынок высококонцентрированный. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о конкуренции, имеются признаки доминирующего положения ОАО«ММТП» на рынке услуг по предоставлению техники и механизмов порта по заявкам контрагентов.

            9.5. Потенциальными конкурентами на рынках предоставление техники и механизмов порта по заявкам контрагентов могут быть хозяйствующие субъекты, имеющие технику и автопогрузчики. Предоставлять подъёмные краны имеет возможность только ОАО «ММТП».

            9.6. Барьеры входа на рынки

            Непреодолимым барьером на рынке предоставления подъёмных кранов является тот, факт крановое хозяйство морпорта находится в собственности у ОАО «ММТП». Преодолимым являются барьеры предоставления техники и автопогрузчиков.

           
 
 

10. Услуги охраны объектов на территории порта

            10.1. Временной интервал – 2008 г. – 9 мес.2009 г.

10.2. Услуги охраны объектов на территории порта осуществляются в соответствии с частями 1 и 4 статьи 15, а также пунктом 2 части 1 статьи 16 Закона о морпортах. Продуктовые границы рассматриваемого рынка определены в Классификаторе кодом 7492060 Услуги охранников. Услуга не-взаимозаменяема по определению.    

10.3. Географические границы

            Учитывая, что объекты охраны расположены на территории порта, услуга охраны не может быть предоставлена нигде, кроме территории порта, т.е. географическими границами рынка является территория ММТП.

10.4. Согласно части 4 статьи 15 Закона о морпортах,  в установленных географических границах услуги охраны по объектам на территории порта может предоставлять ОАО«ММТП» самостоятельно либо при помощи нанятых охранных агентств. Данные о товарном ресурсе рынка представлены в таблице 10.                                                  

 

Рынок высококонцентрированный. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о конкуренции, имеются признаки доминирующего положения ОАО«ММТП» на рынке услуг по охране объектов на территории порта.

10.5. Потенциальными продавцами на рынке услуг охраны являются охранные предприятия.

10.6. Барьером входа на рынок охранных услуг является возможность охраны объектов порта предприятием, арендующим объекты инфраструктуры морпорта.

 
Общие положения.
 

Морской порт Магадан является единственным портом Магаданской области, способным принимать крупнотоннажные морские суда, осуществлять переработку грузов и связанные с переработкой услуги,  что обеспечивает ОАО «ММТП» возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения услуг на рассмотренных  в аналитической записке рынках,  в соответствии с правами и полномочиями, предоставленными ему Законом о морпортах, может затруднять доступ новых конкурентов на некоторые рынки, а предоставляемые портом услуги не могут быть заменены другими.

При анализе и оценке состояния конкурентной среды, в соответствии с настоящим исследованием согласно пункту 4 Порядка была запрошена информация у ряда органов власти федерального и регионального уровня, у юридических и физических лиц либо их экспедиторов, получающих услуги ОАО «ММТП»,  у юридических лиц, оказывающих услуги в морском порту, использованы данные собственных исследований товарных рынков рынка, а также договоров и бухгалтерской отчетности, представленных Обществом, Экспедиторскими фирмами,   контрагентами.  Предварительно определены продуктовые границы рынка- услуги, оказываемые в морском торговом порту, из которых в последствии были выделены в зависимости от технологии (производства, обработки, переработки) ряд последовательных стадий оказания услуг, каждая из которых рассматривалась в дальнейшем как отдельная услуга. Каждая из выделенных в аналитическом отчете услуг обладает определенными потребительским свойствами и в силу замкнутости территории, где эти услуги только могут оказаться, не имеет заменителей. При идентификации услуг использован Общероссийский Классификатор услуг и договора контрагентов (или их Агентов), заключенные с ОАО «ММТП).

Для установления сопоставимости рынков услуг на морском транспорте с целью реализации статьи 6 Закона о конкуренции были проанализированы технико-экономические параметры работы в сравнении работой порта Магадан названных в письме Росморречфлота №ЮП-21/1114 от 12.02.2010 портов Ванино и Петропавловск-Камчатский.

 

            Морской порт Магадан расположен в бухте Нагаева Тауйской губы на северном побережье Охотского моря.

Морской порт Магадан в существующих границах был сформирован, в основном, к 1988 году и охватывает территорию общей площадью 32 га с размещёнными на ней объектами портовой инфраструктуры. Гидротехнические сооружения имеют большую степень износа.

            Средняя продолжительность зимней навигации составляет 184 суток, а протяжённость ледовой проводки по маршруту «порт-кромка льда-порт» 420-1360 морских миль.

            Основной поток грузов перевозится в период летней навигации – 84% от общего грузооборота порта.

            Судооборот (вход-выход) в 2007г. составил 374,., в 2008 году-518 ед.,  заходы, соответственно в два раза меньше оборота, грузооборот  ОАО «ММТП» составил в 2008 году 798 тыс.т, в 2009 - 743 тыс.т грузов.

Общая протяжённость причального фронта порта Магадан составляет 950 м и состоит из 7 причалов: из них 5 причалов с глубинами 8-11,5 м. В порту 16 портальных кранов и около 40 единиц техники автопарка.

Экспортные поставки занимают лишь незначительную часть грузооборота морского порта Магадан.

Общая длина причалов порта Ванино составляет 2,5 км, техническое оснащение порта в несколько раз превосходит оснащённость морского порта Магадан: 55 портальных кранов, 150 единиц техники автопарка.

Деятельность порта Ванино не может быть сравнима с деятельностью порта Магадан по объёмным показателям, уровню оснащённости и природно-климатическим условиям навигации.

            Так, в отличие от условий порта Магадан в Ванинской бухте умеренный климат муссонного характера, среднемесячная температура изменяется от минус 150С в январе до плюс 160С в августе. Устойчивое льдообразование в бухте приходится на первую декаду декабря. Полное очищение бухты ото льда происходит в конце марта – начале апреля. В отдельные годы (конец января - февраль) проводка судов осуществляется с помощью паромов, ледокольных буксиров. Продолжительность ледокольной компании в последние годы составляет 40-50 дней. Для мореплавания состояние льдов в бухте Ванино особой сложности не вызывает. Судозаходы: 2008 год – 1703, 2009 год - 1353. Грузооборот: 2008 год – 6621,2 тыс.т (9 мес.2009 года – 5080,5), 2009 год - 6000,1 тыс.т. (9 мес.2009 года - 4546,4). Есть возможность работы паромной переправы. Порт Ванино входит в десятку крупнейших морских портов России. Основная часть грузопотока ориентирована в страны Азиатско-Тихоокеанского региона – Японию, Южную Корею, Китай, Австралию, США.

ОАО «Петропавловск-Камчатский  морской торговый порт» расположен на восточном побережье полуострова Камчатка в Авачинской губе в центральной части города Петропавловска-Камчатского, осуществляет перевалку грузов на причалах, которые находятся на балансе МАП порта АО Петропавловск-Камчатский .

                                               

Авачинская губа обеспечивает отстой судов разного типа в любом количестве и в этом отношении является одной из лучших гаваней в мире.

Авачинская губа и Петропавловский ковш фактически допускают круглогодичную навигацию, так как не замерзают или толщина льда небольшая и возможен заход судов с помощью буксиров с ледовой обшивкой или ледоколов портового типа. Судоходные глубины фарватеров вполне достаточны для прохода морских судов с любой осадкой.

На акватории Авачинской губы грунт плохо держит якоря. С октября по апрель месяц наблюдаются ураганные ветры скоростью до 40 м/сек., преимущественно северо-западного и северо-восточного направлений.

          Петропавловск-Камчатский –один из крупных тихоокеанских портов. В морском торговом порту оборудовано 11 грузовых причалов общей протяженностью 1.6 км, 4 вспомогательных и 1 пассажирский причалы. Грузовые причалы имеют специализацию. Для производства грузовых операций имеется более 40 портальных кранов грузоподъемностью до 40 тн, большое колдичество гусеничных грузоподъемностью от 12.5 до 25 тн и автомобильных кранов, 2 плавучих крана, около 100 автопогрузчиков и мн. др. оборудования и механизмов. Торговый порт располагает закрытыми и открытыми складами общей площадью соответственно 10.7 и 71.2 тыс. кв. м.       Объемы переработки грузов составили в 2008г. -1009.6 тыс. т, за 9 мес. 2009 года-679.3 тыс. т. В порт совершено заходов морскими судами : в 2008г.-832, за 9 мес. 2009г.-707.

           Таким образом, сопоставимые рынки в разрезе услуг, рассмотренных в настоящей аналитической записке, в условиях отсутствия конкуренции на товарном рынке (все порты находятся в состоянии естественной монополии) по составу продавцов и покупателей, условиям обращения услуг, государственному регулированию на территории России, отсутствуют. За пределами РФ, в других государствах условия государственного регулировании, включая налогообложение, таможенно-тарифное регулирование, условия обращения товара, определенное действующими на их территории нормативно-правовыми актами, не является  сопоставимыми с государственным регулированием на территории РФ,  что является общедоступной информацией, поэтому сопоставимый рынок   услуг, анализируемый в настоящем отчете за пределами РФ  также отсутствует.

 

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ

 

1. Условия деятельности морского порта Магадан несопоставимы с условиями деятельности других дальневосточных морских портов Ванино и Петропавловск-Камчатский по условиям обращения услуг, составу хозяйствующих субъектов государственному регулированию. Кроме того, рынки во всех портах являются неконкурентными в силу пункта 5 статьи 5 Закона о конкуренции. Сопоставимые товарные рынки на территории РФ и за ее пределами отсутствуют.

2. ОАО «ММТП», как субъект естественной монополии, обладает рыночной мощью, т.к. способен оказывать решающее влияние на общие условия обращения услуг на рассмотренных рынках. ОАО«ММТП» в соответствии с правами и полномочиями, предоставленными ему Законом о морпортах, может затруднять доступ новых конкурентов на некоторые рынки, а предоставляемые портом услуги не могут быть заменены другими.

3. Все исследованные рынки являются высококонцентрированными

4. Конкуренция на исследованных рынках не развита

5. В соответствии   с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о конкуренции, имеются признаки доминирующего положения ОАО«ММТП» за 9 мес. 2009 года на рынке услуг по доставке лоцманов на борт судна.

6. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о конкуренции, имеются признаки доминирующего положения ОАО «ММТП» на рынке морских перевозок нефтепродуктов вдоль морского побережья Магаданской области и распаузки нефтепродуктов за 9 мес. 2009 года.

7. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о конкуренции, имеются признаки доминирующего положения на рынке услуг по сюрвейерскому обслуживанию грузов в 2008-2009 г.г. ООО «Магадантранснефть».

8. Рынки услуг транспортно-экспедиционных агентств на протяжении исследованного периода являлись высококонцентрированными. При этом отсутствуют признаки доминирования какого-либо хозяйствующего субъекта.

9. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о конкуренции, на протяжении исследованного периода имеются признаки доминирующего положения ОАО «ММТП» на рынке оформления ТТН.

10. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о конкуренции, имеются признаки доминирующего положения ОАО «ММТП» на  рынке услуг по открытию/закрытию нестандартных люковых крышек трюмов

11. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о конкуренции на рынке услуг по перемещению грузов в порту по заявкам контрагентов доминирующее положение занимает ООО «ММТП».

12. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о конкуренции, имеются признаки доминирующего положения ОАО «ММТП» на рынке услуг по предоставлению части причала, открытых и закрытых площадок территории порта.

13. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о конкуренции, имеются признаки доминирующего положения ОАО «ММТП» на рынке услуг по зачистке судов и причалов от сыпучих грузов на территории порта.

14. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о конкуренции, имеются признаки доминирующего положения ОАО«ММТП» на рынке услуг по предоставлению техники и механизмов порта по заявкам контрагентов.

15. В соответствии пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о конкуренции, имеются признаки доминирующего положения ОАО«ММТП» на рынке услуг по охране объектов на территории порта.