Анализ розничных рынков лекарственных средств и товаров медицинского назначения в магаданской области за 2006 - 2008гг

Сфера деятельности: Социальная сфера

Исследование розничных рынков лекарственных средств и товаров медицинского назначения в Магаданской области проведено на основании поручения ФАС России №АЦ/36004 от 30.12.2008 в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утверждённым приказом ФАС России №108 от 25.04.2006.

Продуктовые границы

Для целей настоящего исследования в соответствии со статьёй 4 Федерального закона №86-ФЗ от 22.06.98 «О лекарственных средствах» используются следующие термины:

лекарственные средства - это вещества, применяемые для профилакти­ки, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов, методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся также вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств;

лекарственные препараты - дозированные лекарственные средства, готовые к применению.

Приказом Минздрава РФ №349 от 02.12.97 «О перечне товаров, реализуемых через фармацевтические (аптечные) организации» поименованы изделия медицинского назначения, реализуемые как сопутствующие при оптовой и розничной торговле лекарственными средствами и лекарственными препаратами.

В данном исследовании в товарную группу лекарственных средств и медицинских товаров (изделий медицинского назначения) включены:

лекарственные препараты - дозированные лекарственные средства в адаптированных для индивидуального применения лекарственных формах (в виде готовых лекарственных форм: таблеток, капсул, ампул и пр.), снабжённые маркировкой и аннотацией о свойствах и применении, а также витамины и лекарственные травы;

товары медицинского назначения - потребительские товары повсе­дневного спроса в виде ваты, перевязочных материалов, предметов ухода за больными и т.п.;

растворы, мази, микстуры и т.п. аптечного приготовления.

парафармацевтическая продукция   (лечебно-косметические товары, не предназначенные    для    декоративных    целей;    санитарно-гигиенические средства; диетическое и детское питание; диагностикумы, реактивы для медицинских, химических и клинических лабораторий).

Не отрицая наличия лекарств-заменителей (дженериков) в столь сложной товарной сфере как аптечная деятельность, имеющей в обороте ассортимент в сотни и тысячи наименований (Справочник Видаль, Государственный реестр медицинских изделий), в ряде случаев вопрос о товаре-заменителе ставить довольно сложно, а порой - просто некорректно.

Лекарственные средства по определению стандартизованный продукт, но вместе с тем он несёт в себе элементы дифференцированного товара, т.к. один и тот же базовый препарат с попутными полезными свойствами, расширяющими диапазон его применения, в своих модификациях подобен, но не идентичен.

Если один больной может по поводу своего заболевания принимать несколько лекарств при наличии хотя бы одного из них, то для другого предпочтительным, а порой жизненно необходимым является одно-единственное средство, а не его аналоги.

Функциональная взаимозаменямость (биоэквивалентность) устанавли­вается путём сопоставления показаний отдельного препарата и показаний его предполагаемого заменителя. При этом важно иметь ввиду, что возможное расширение спектра показаний предполагаемого заменителя (Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств) зачастую не имеет решающего значения для конкретного человека. В экстремальной ситуации не играет роли цена препарата, страна-производитель и т.п.: на первое место, безусловно, выдвигается наличие в определённый момент нужного лекарства в нужном количестве.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что в случае отсутствия лекарственного средства, функционально биоэквивалентного рассматриваемому, последнее само по себе представляет товарный рынок, т.е. как товар-заменитель может рассматриваться лекарство того же состава, в той же лекарственной форме, одинакового или лучшего качества.

С большой степенью достоверности эти посылки можно экстраполировать на товары медицинского назначения, где вопрос о товарах-заменителях должен рассматриваться именно с этих позиций.

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономи­ческой деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1) для описания продуктовых границ рассматриваемых рынков выбираем подкласс 52.3 - розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами.

Географические границы

Географические границы рынков розничной торговли медико-фармацевтической продукцией определены, исходя из принципа транспортной доступности приобретения какого-либо препарата (нескольких препаратов), в границах территориально-административных образований Магаданской области, как это указано в таблице.

Состав продавцов и покупателей

Продавцами на розничных рынках медико-фармацевтической продук­ции выступают предприятия государственной, муниципальной и частной собственности. Покупатели - жители города Магадана и Магаданской области.

Динамика показателей рыночной концентрации из таблицы позволяет сделать вывод, что розничный рынок в городе Магадане в исследованный период являлся умеренно концентрированным с незначительным ростом показателей концентрации. Число хозяйствующих субъектов с 23 в 2006 году снизилось до 18 в 2008 году. Два последних года в число лидеров рынка входили группа лиц в составе 000«Ариком» и индивидуального предпринимателя О.В.Раханской, ПТ«Гербафарм», МУП«Фармация», МП«ВостокЗапад Медснабсервис».

Необходимо отметить, что 2008 год был для МП«ВостокЗапад Мед-снабсервис» последним годом существования. Занимая с 2002 года не менее 20% рынка в городе Магадане, предприятие с 2006 года начало заметно терять свои позиции на рынке, утратило финансовую стабильность и в конце 2008 года преобразовано в другое предприятие.

Совокупная доля предприятий государственной и муниципальной форм собственности в городе Магадане уменьшалась и составила в исследо­ванные годы соответственно 41,2%, 36,8% и 29,8%). В частном секторе рост доли продемонстрировали только 4 предприятия. Рынок является динамичным и конкурентным, что подтверждается быстрой сменой долей предприятий, идущих за лидерами.

Вместе с тем, новых хозяйствующих субъектов не появилось.

Все локальные фармацевтические рынки в административных границах муниципальных районов являются высококоцентрированными.

На розничном рынке в локальных границах «Сокол-Уптар» на протяже­нии двух последних лет присутствуют три хозяйствующих субъекта против пяти в 2006 году. При этом их доли в 2008 году были практически равны и не достигали 35%.

В Среднеканском районе, а последние два года и в Северо-Эвенском районе присутствует только ОГУП «Магаданфармация».

Доминирующее положение ОГУП «Магаданфармация» занимает также в Ольском, Тенькинском, Сусуманском и Ягоднинском районах Магаданской области. При этом в Сусуманском районе число хозяйствую­щих субъектов сократилось в 2008 году до двух против трёх в 2006 году.

ОГУП«Магаданфармация» включено в Реестр хозяйствующих субъек­тов, имеющих на рынке определённого товара долю более 35 процентов, по розничной торговле фармацевтическими и медицинскими товарами в Ольс­ком, Тенькинском, Сусуманском, Ягоднинском, Среднеканском и Хасынском -районах Магаданской области. Подлежит включению в Реестр по этому же виду деятельности в административных границах Северо-Эвенского района.

В Омсукчанском районе ранее доминирующее МУП Омсукчанского района «Фармация» в 2008 году утратило лидирующее положение, в конце года прекратило свою деятельность и по состоянию на март 2009 года проходит процедуру банкротства. После длительного перерыва возобновил свою работу Омсукчанский филиал ОГУП«Магаданфармация». Лидерство на этом локальном рынке по итогам 2008 года перешло к индивидуальному предпринимателю Т.А.Лисянской.

На фармацевтическом рынке Хасынского района в течение трёх исследованных лет доминирует индивидуальный предприниматель Е.И.Бардина.

Барьеры входа новых хозяйствующих субъектов на рынки

Появлению на товарных рынках розничной реализации лекарственных средств и предметов медицинского назначения новых хозяйствующих субъектов препятствует немало барьеров, основные из которых:

размер первоначального капитала, возможность получения льготного кредита на закупку медико-фармацевтической продукции;

ограничение по спросу на розничных рынках из-за низкой платеже­способности населения, с одной стороны, сокращения ассортимента лекарст­венных препаратов, с другой;

государственное регулирование цен;

наличие закрепившихся на рынке хозяйствующих субъектов, имеющих прочные долговременные связи с поставщиками, информационную базу, крупные размеры хозяйственного оборота, развитую аптечную сеть, пользующихся протекционизмом властей;

высокие транспортные издержки; являются достаточно высоким барьером, который наряду с низким уровнем платежеспособности населения и предприятий в районах области становится труднопреодолимым для проникновения новых хозяйствующих субъектов на соответствующие рынки оптовой и розничной реализации лекарственных средств и предметов медицинского назначения.

Кроме того, среди основных причин нежелания хозяйствующих субъектов идти на фармацевтический рынок - реальная оценка возможности организации и развития собственного дела. Население северных регионов неуклонно сокращается, ощущается дефицит фармацевтов и провизоров, платёжеспособный спрос фактически стабилизировался.

В общем и целом барьеры входа на рынки розничной реализации лекарственных средств и предметов медицинского назначения новых хозяйствующих субъектов надо признать труднопреодолимыми, чему свидетельством является эпизодическое исчезновение хозсубъектов.

ВЫВОДЫ

1. Розничный рынок фармацевтической и медицинской продукции в географических границах города Магадана стабилизировался и находится на уровне умеренной концентрации. В течение трёх лет прекратили деятель­ность пять хозяйствующих субъектов, новых не появилось.

Сохраняется тенденция снижения совокупной доли предприятий государственной и муниципальной форм собственности: в исследованные годы она составила соответственно 41,2%, 36,8% и 29,8%. Рынок является динамичным и конкурентным, что подтверждается быстрой сменой долей предприятий, как идущих за лидерами, так и самих лидеров.

2. На остальных розничных рынках области о конкуренции можно говорить только в локальных границах «Сокол-Уптар» и в Ягоднинском районе.

В общем же, все локальные розничные рынки медико-фармацевтической продукции Магаданской области (кроме города Магадана) относятся к высококонцентрированному типу с неразвитой конкуренцией.

В Среднеканском и в Северо-Эвенском районах присутствует только ОГУП «Магаданфамация».

Доминирующее положение ОГУП «Магаданфамация» занимает также в Ольском, Тенькинском, Сусуманском и Ягоднинском районах.

В Хасынском районе доминирующее положение занимает частное фармацевтическое предприятие Е.И.Бардиной.

В Омсукчанском районе доминирующее положение по итогам 2008 года заняло частное аптечное учреждение Т.А.Лисянской.

 Основная причина нежелания хозяйствующих субъектов Магаданской области идти на фармацевтический рынок - реальная оценка возможности организации и развития собственного дела. Население Магаданской области неуклонно сокращается, ощущается дефицит фармацевтов и провизоров, платёжеспособный спрос фактически стабилизировался.

3.        ОГУП«Магаданфамация» включено в Реестр хозяйствующих субъ­ектов, имеющих на рынке определённого товара долю более 35 процентов, по розничной торговле фармацевтическими и фармацевтическими товарами в Ольском, Тенькинском, Сусуманском, Ягоднинском, Среднеканском и Ха­сынском районах. Подлежит включению в Реестр по этому же виду деятельности в административных границах Северо-Эвенского района.

По Омсукчанскому району подлежит включению Реестр индивиду­альный предприниматель Т.А.Лисянская.

На фармацевтическом рынке Хасынского района подлежит включению в Реестр индивидуальный предприниматель Е.И.Бардина