Аналитический отчет по результатам анализа розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами по итогам 2008 – 2009г. в Магаданской области
Настоящее исследование проведено отделом контроля размещения государственного заказа в соответствии с приказом ФАС России №28 от 06.02.2008 «О плане работы ФАС России по анализу конкуренции на товарных рынках в 2009-2010г.г.» и Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России №108 от 25.04.2006 (далее – Порядок), с целью определения состояния конкурентной среды на рынке услуг розничной реализации лекарственных средств и товаров медицинского назначения в районах Магаданской области (за исключением г. Магадана).
В соответствии с целью исследования проводился ретроспективный анализ товарного рынка, а именно изучались сложившиеся характеристики рынка в исследуемый период времени.
1. Продуктовые границы
Для целей настоящего исследования в соответствии со статьёй 4 Федерального закона №86-ФЗ от 22.06.98 «О лекарственных средствах» используются следующие термины:
лекарственные средства – это вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов, методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся также вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств;
лекарственные препараты – дозированные лекарственные средства, готовые к применению.
В данном исследовании в товарную группу лекарственных средств и медицинских товаров (изделий медицинского назначения) включены:
лекарственные препараты – дозированные лекарственные средства в адаптированных для индивидуального применения лекарственных формах (в виде готовых лекарственных форм: таблеток, капсул, ампул и пр.), снабжённые маркировкой и аннотацией о свойствах и применении, а также витамины и лекарственные травы;
товары медицинского назначения – потребительские товары повседневного спроса в виде ваты, перевязочных материалов, предметов ухода за больными и т.п.;
растворы, мази, микстуры и т.п. аптечного приготовления.
парафармацевтическая продукция (лечебно-косметические товары, не предназначенные для декоративных целей; санитарно-гигиенические средства; диетическое и детское питание; диагностикумы, реактивы для медицинских, химических и клинических лабораторий).
Не отрицая наличия лекарств-заменителей (дженериков) в столь сложной товарной сфере как аптечная деятельность, имеющей в обороте ассортимент в сотни и тысячи наименований (Справочник Видаль, Государственный реестр медицинских изделий), в ряде случаев вопрос о товаре-заменителе ставить довольно сложно, а порой - просто некорректно.
Лекарственные средства по определению стандартизованный продукт, но вместе с тем он несёт в себе элементы дифференцированного товара, т.к. один и тот же базовый препарат с попутными полезными свойствами, расширяющими диапазон его применения, в своих модификациях подобен, но не идентичен.
Если один больной может по поводу своего заболевания принимать несколько лекарств при наличии хотя бы одного из них, то для другого предпочтительным, а порой жизненно необходимым является одно-единственное средство, а не его аналоги.
Функциональная взаимозаменяемость (биоэквивалентность) устанавливается путём сопоставления показаний отдельного препарата и показаний его предполагаемого заменителя. При этом важно иметь ввиду, что возможное расширение спектра показаний предполагаемого заменителя (Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств) зачастую не имеет решающего значения для конкретного человека. В экстремальной ситуации не играет роли цена препарата, страна-производитель и т.п.: на первое место, безусловно, выдвигается наличие в определённый момент нужного лекарства в нужном количестве.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что в случае отсутствия лекарственного средства, функционально биоэквивалентного рассматриваемому, последнее само по себе представляет товарный рынок, т.е. как товар-заменитель может рассматриваться лекарство того же состава, в той же лекарственной форме, одинакового или лучшего качества.
С большой степенью достоверности эти посылки можно экстраполировать на товары медицинского назначения, где вопрос о товарах-заменителях должен рассматриваться именно с этих позиций.
В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1) для описания продуктовых границ рассматриваемых рынков выбираем подкласс 52.3 – розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами.
2. Географические границы
Согласно статьи 4 закона «Защите конкуренции», товарный рынок – сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Так как аптеки расположены не только на территории г. Магадана, но и в районах области то потребители удовлетворяют потребности в лекарственных средствах и товарах медицинского назначения, исходя из целесообразности и экономичности в локальных границах Магаданской области. Следовательно, географические границы изучаемого рынка определены: г. Магадан и границами районов области.
3. Состав продавцов и покупателей
В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, постоянно продающие (производящие) в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала.
Продавцами на розничных рынках медико-фармацевтической продукции выступают предприятия государственной, муниципальной и частной собственности, имеющие лицензию на осуществление фармацевтической деятельности (розничная торговля).
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 22.06.1998 №86-ФЗ «О лекарственных средствах», аптечное учреждение – это организация, осуществляющая розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление и отпуск лекарственных средств. К аптечным учреждениям относятся аптеки, аптеки учреждений здравоохранения, аптечные пункты, аптечные магазины, аптечные киоски.
Продавцы на рынке розничной реализации медико-фармацевтической продукции были определены в соответствии с лицензиями на предоставление фармацевтической деятельности по данным Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Магаданской области
Под аптечной сетью (в целях данного анализа) подразумевается – два и более аптечных учреждения, принадлежащих одному или нескольким лицам, работающим под одним торговым наименованием, торговой маркой.
В 2008-2009г.г. на территории г. Магадана сложилась одна группа лиц в составе: ИП Раханская О.В., и ООО «Ариком» (в соответствии с п. 13 ст.9 Федерального закона «О защите конкуренции».
Покупатели – физические лица Магаданской области
Так как рынок изучался в ретроспективе, то потенциальные продавцы не указывались.
4. Количественные и качественные показатели структуры рынков
Количественными показателями, характеризующими структуру товарного рынка, являются: численность продавцов, действующих на данном товарном рынке; доли, занимаемые продавцами на данном товарном рынке; показатели рыночной концентрации.
Для определения емкости исследуемого рынка использована информация, полученная в ответ на запросы Магаданского УФАС России от хозяйствующих субъектов Магаданской области.
Основными данными для расчета являются годовые товарообороты (тыс. руб.) одиночных аптечных учреждений, аптечных сетей или входящих в одну группу лиц аптечных учреждений данного муниципального района, городского округа за 2008-2009г.г.
Анализ показателей представленных в таблице позволяет сделать следующие выводы:
Число хозяйствующих субъектов осуществлявшихрозничную реализацию медико-фармацевтической продукциина территории г. Магадана составило в 2008г. – 21,в 2009 – 19.Необходимо отметить, что 2008 год был для МП «ВостокЗапад Мед-снабсервис» последним годом существования. Занимая с 2002 года не менее 20% рынка в городе Магадане, предприятие с 2006 года начало заметно терять свои позиции на рынке и финансовую стабильность и в конце 2008 года преобразовано в другое предприятие.
Совокупная доля предприятий государственной и муниципальной форм собственности в городе Магаданесоставила в исследованные годы соответственно38,1% и 36.8%.Рынок является динамичным и конкурентным.Вместе с тем, новых хозяйствующих субъектов не появилось.
Два последних года в число лидеров рынка входили:группа лиц в составе ООО «Ариком» и ИП Раханской О.В.
Согласно статье 5 Федерального закона «135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» в положении хозяйствующих субъектов: группы лиц 1 (в составе ООО «Ариком» и ИП О.В.Раханской), МУП г. Магадана «Фармация» и ИП Приображенской Л.В., по итогам анализа рынка 2009г. выявлены признаки наличия доминирующего положения с учетом следующих условий:
1. совокупная доля вышеназванных хозяйствующих субъектов превышала 50% и составила 63,7%. При этом доля каждого из перечисленных субъектов более 8%.
2. реализуемая услуга не может быть заменена другой, при этом спрос на изучаемую услугу остается стабильным, несмотря на рост цен.
3. их доли в течение нескольких лет остаются относительно стабильными. За изучаемый период времени на рынке практически не изменился и количественный состав хозяйствующих субъектов.
Рынок в г. Магадане по итогам 2008-2009г.г характеризуется умеренной концентрацией (45<CR- 3<70, 1000 <HHI<2000) с незначительным ростом показателей концентрации.
На территории муниципальных образований в 2009г. выявлены признаки наличия доминирующего положения в отношении:
ОГУП «Магаданфармация» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определённого товара долю более 35 процентов (далее Реестр), по розничной торговле фармацевтическими и медицинскими товарами в Ольском, Тенькинском, Сусуманском, Ягоднинском и Хасынском районах Магаданской области с долей более 50%.
- ИП Матвеева Г.Б. в Среднеканском районе с долей 69,9%.
Индивидуальные предприниматели:ИП Лисянская Т.А., ИП Бардина Е.И.,ИП Матвеева Г.Б. на рынке розничной реализации лекарственных средств и товаров медицинского назначения включены в Реестр хозяйствующих субъектов имеющих на рынке определенного товара долю свыше 35%.
В соответствии с показателями рыночной концентрации по итогам 2008 - 2009г.г. – в локальных границах муниципальных образований фармацевтические рынки являются высококонцентрированными.Конкурентная среда не развита.
5. Барьеры входа новых хозяйствующих субъектов на рынки
К барьерам входа на рынок относятся обстоятельства, препятствующие возможностям для новых хозяйствующих субъектов войти на товарный рынок. Появлению на товарных рынках розничной реализации лекарственных средств и предметов медицинского назначения новых хозяйствующих субъектов препятствует немало барьеров, основные из которых:
- размер первоначального капитала, возможность получения льготного кредита на закупку медико-фармацевтической продукции;
- ограничение по спросу на розничных рынках из-за низкой платежеспособности населения, с одной стороны, сокращения ассортимента лекарственных препаратов, с другой;
- наличие закрепившихся на рынке хозяйствующих субъектов, имеющих прочные долговременные связи с поставщиками, информационную базу, крупные размеры хозяйственного оборота, развитую аптечную сеть, пользующихся протекционизмом властей;
- высокие транспортные издержки; являются достаточно высоким барьером, который наряду с низким уровнем платежеспособности населения и предприятий в районах области становится труднопреодолимым для проникновения новых хозяйствующих субъектов на соответствующие рынки оптовой и розничной реализации лекарственных средств и предметов медицинского назначения.
Кроме того, среди основных причин нежелания хозяйствующих субъектов идти на фармацевтический рынок – реальная оценка возможности организации и развития собственного дела. Население северных регионов неуклонно сокращается, ощущается дефицит фармацевтов и провизоров.
В общем и целом барьеры входа на рынки розничной реализации лекарственных средств и предметов медицинского назначения новых хозяйствующих субъектов надо признать труднопреодолимыми, чему свидетельством является уход некоторых хозяйствующих субъектов с рынка.
В Ы В О Д Ы
1. Рынок в г. Магадане по итогам 2008-2009г.г характеризуется умеренной концентрацией (45<CR- 3<70, 1000 <HHI<2000) с незначительным ростом показателей концентрации. Конкуренция развита.
2. В отношении хозяйствующих субъектов: группы лиц 1 (в составе ООО «Ариком» и ИП О.В.Раханской), МУП г. Магадана «Фармация» и ИП Приображенской Л.В., по итогам анализа рынка 2009г. выявлены признаки наличия доминирующего положения
3. Розничные рынки фармацевтической и медицинской продукции в географических границах муниципальных районов относятся к высококонцентрированному типу с неразвитой конкуренцией.
4. По итогам 2008- 2009г.г. признаки доминирующего положения выявлены в отношении ОГУП «Магаданфармация» в: Ольском, Тенькинском, Сусуманском и Ягоднинском районах.
5. Признаки доминирующего положения в 2008-2009г.г. выявлены в отношении ИП Бардиной Е.И. в Хасынском районе с долями 60% и 54,6%.
6. Признаки доминирующего положения в 2008-2009г.г. выявлены в отношении ИП Лисянской Т.А. в Омсукчанском районе с долями 60,5% и 51,6%.
7. Признаки доминирующего положения в 2009г. выявлены в отношении ИП Матвеевой Г.Б. в Среднеканском районе с долей 69,9%.
8. Внести изменения в Реестр в отношении ОГУП «Магаданфармация» по географическим границам и доли хозяйствующего субъекта (а именно исключить географические границы по Хасынскому району).